Слова пророка против каверзные вопросов: Пусть тот, кто приписывает мне ложные заявления, займет достойное место в геене огненной.
* Использование собственного мнения с отсылкой к Корану - всегда ошибка
2. Из рассказа ал-Хаупани об Абу Муслиме: Соотечественники находят больше признания у чужеземцев.
* В Евангелии от Марка 6:3: Нет пророка в своем отечестве
3. Знание (al-ilm):
Абу-Муйам "Хилийа": Знание заключается в вопросе о причине и ответном подтверждении.
Ал-Аман: Знание заключено в "почему?"
*Как говорил Пророк - 4 порока могут быть от знания: 1) хвастовство знаниями 2) мнение о превосходстве 3) использование знания в соревновании с дураками 4) попытка добиться (с помощью знания) благосклонности вождей
4. Пророк: От чрезмерного поклонения пружины мудрости вырываются из сердца на язык.
5. Абу-Хайсам сыну: Способен быть учёным - будь им! Если нет - будь учеником. Если ни то, ни другое - люби их! Если ты их не любишь - не питай к ним ненависти.
6. Али: Знание лучше собственности. Оно защитит тебя, а собственность должен защищать ты сам. Человек, обладающий знанием, повсюду как дома. Невежество - признак отвержения человека Богом.
7. Бузурджмихр: Адаб - лучшее наследство для человека, так как помогает ему обрести богатство. Отсутствие знания лишает человека облика. Человек, который засыпает, слушая стихи, подобен ослу.(!)
8. Халиф ал-Валид и не думал скрывать, что он играет в шахматы, когда к нему случайно зашёл невежда.
9. О пользе сочетания hilm-ilm (благородство+знание): Знание - высшее благородство, а любовь - сильнейшее из уз.
10. Мухаммад: Учёные на земле сравнимы только со звёздами в небесах. Цари правят людьми, а учёные - царями.
11. Лукиан-грек: Задавай вопросы как глупец и накапливай мудрость как гений.
12. Бузурджмихр приобрел знания благодаря тому, что вставал рано как ворон, был жадным (к знаниям) как свинья, при этом упрямым как осел.
Обучение в молодости подобно ваянию в камне, а в старости - ударам по воде.
13. Ал-Хузайми: Гордость длиннее родословной - верный признак отсутствия адаба. Знание - это призыв к действию. Знание уходит прочь, если его зов остаётся без ответа.
14. Малик Бен Динар: Бездействие - это отказ от истины.
Малой части знания достаточно, если человек хочет знания для себя, однако нужно очень много, чтобы удовлетворить нужды многих.
15. Тора: Проповеди человека, чьи действия не следуют за знанием , скатываются с сердца как капли воды с камня.
16 Ибн Аббас: Учёный должен повторять "я не знаю" непрестанно. Действия человека раскрывают тайные мысли.
17. Абу-д-Дарда "Бремя ученого": Увеличение знания усиливает боль страдания от невежества и зависти.
Есть люди, которые знают и знают, что они знают. Задавайте им вопросы!
Есть люди, которые знают и не знают, что они знают. Они забывчивы. Напоминайте им!
Есть люди, которые не знают и знают, что они не знают. Научите их!
Есть люди, которые не знают и не знают, что они не знают. Они невежественны. Сторонитесь их!
19. Умар об характере учёных: Они более склонны к бессоннице и не так торопятся насытится как любые другие гости.
20. Мессия-Иса в сказании от Луки 6:39,7:32:
Не указывайте путь странникам, если сами сомневаетесь. Не нужно много знания (*"сверху веры"- в Евангелии), нужно много действия. *действие есть "истинное знание"
Иса об учёных, которым отдают лучшие места на собраниях и часто приглашают на обеды (Марк 12:38): Они получили свое воздаяние на этом свете и Бог удвоит их наказание в День Вознесения.
21. Салман (Соломон): Если я расскажу всё что знаю, люди скажут: "Да сжалится Бог над убийцей Салмана!". *потому, что у него есть улики на многих из нас
О собрании учёных: Так должен себя чувствовать комар среди собравшихся вместе слонов.
22.Разница между учёным и адабом(*мудрецом): Учёный - специалист в одном предмете, адаб выбирает лучшее из всего.
23. Ибн Абу Раббих: Иса учил: перед Концом Света учёные будут предпочитать богатых и отстранять от себя бедных. Они станут тирании, врагами Бога. *признак Конца Света - власть атеистов
Адаб и ilm отделяют человеческие существа от животных.
Ilm: 1) как языкознание - основа адаба 2) как действие - основа поведения 3) как умозрение - основа всякого богословия.
24. Абдаллах ибн Умар "Уйгун": Знание состоит из: Книги, которая говорит, из сунны, которая приходит из прошлого и из "я не знаю". *признания своего невежества
25. ал-Маварди(ум.1058) различал 1) адаб знания 2) адаб религии 3) адаб этого мира(!) 4) адаб души.
26. ар-Рагиб ал-Исфахани "Мухадарат":
Хорошие вопросы есть половина знания. Умение использовать ум других людей, обращаясь к ним за советом - то же знание.
Указывал на проблемы 1) правды и лжи 2) хранения секретов 3) честных советов 4) умения слушать проповедников 4) изучения "арабских наук": чтения выражения лица собеседника, науки тонких намеков, знание способов ворожбы и основных примет, знания об ангелах и джиннах.
27. Ибн Абу ал-Бар "Бахджи": Если знания человека больше его ума (*житейской мудрости), он может страдать от своего знания.
28. Греки: Ласис-музыкант: Опыт - мудрейшее из существующего.
Платон-грек: Цель адаба - создать человека, способного воздержаться от удовольствий и сохранять равновесие и в горестях и в радостях. Необразованный человек - "спящий наяву". Подготовка учителей должна продолжаться 50 лет, начиная с 20-ти лет, а именно: 10 лет изучать науки, 5 лет осваивать искусство спора, 15 лет - совершенствовать знания.
29. Поэты: ал-Мутаннаби пел:
Я познал всё о времени. Оно не может создать необычное действие или новое слово.
Я знал ночи (любви) до того как они подействовали на меня.
31. Абу Халал ал-Аскари "Хасс": Харун ар-Рашид о превосходстве запоминаемого знания: ал-Асмаи попросил у халифа лошадь, взял указку и назвал халифу признак истинного знания: "истинное знание плывет с тобой, когда тонет твой корабль".
32. "Adab впереди 'ilm" - совет матери Малика, когда она одевала ему шапку с чалмой (*головной убор ученика).
33. Взгляды на сомнение (shakk):
Коран: "Пророк не знал shakk." *shakk= сомнение, невежество, сомнение в существовании Бога - неверие. Сомнение (логическое) несовместимо с пророчеством. Сомнение лишает уверенности, которую даёт вера
34. Мутазилиты: ан-Наязам: Познай обстоятельства, вызывающие сомнения, чтобы быть в состоянии опознать обстоятельства, приводящие к уверенности.
Когда Абу ал-Джахим сказал: "У меня почти нет сомнений", ал-Макхи ответил: "У меня почти нет уверенности". *он хотел показать превосходство сомнения над уверенностью в трудную минуту
Абу Исхак: Сомневающиеся лучше понимают суть умозрения, ибо никогда не было такой уверенности, чтобы ей не предшествовало сомнение.
Ибн ал-Джахм: Простые люди исключают третью возможность, которая заключает в себе степени сомнения.
Абу Мухаммад ал-Худж: Мои сомнения есть лишь защита того, что определённо.
35. Греки: Птолемей: Догадки - ключ к уверенности.
Платон: При сомнении в чем-либо, оставляйте это и действуйте там, где у вас сомнений нет.
Софисты: Сомнение - неизбежная стадия диалектического процесса познания.
Три школы скептиков: 1) отрицающие любую реальность и знание 2) "люди сомнения" в реальности вещей 3) считающие, что реальность создаётся верой.
36. Поговорка: Догадка умного человека - пророчество.
Комплимент учёному: Ваши сомнения мне нравятся больше, чем моя уверенность.
Мнение: Ибн Кутайба: Знание, свободное от сомнения, достижимо для каждого верующего.
37. Ограниченность индивидуального знания:
Ал-Байхикки: Мне во сне явился Пророк со словами: Говорящий "не знаю" - самый учёный из людей.
38. Мнение: Allah a'tam = Аллах знает лучше (всех). *используется для ухода от ответа
39. Платон-грек "Апология": Сократ считал, что он не знает ничего кроме самого этого факта, тогда как остальные не знают и этого.
40. Поэт Ибн Хунду: Бедняга не знает, что он не знает
*Тут опасения реализации в обществе "безошибочного" знания
41. Личные недостатки учёных:
Мнение: Надменность - проклятие ученого.
* Иблис (Азазил) выделялся среди ангелов независимостью суждений и знаниями. Считал себя более знающим чем Адам, так как "существовал до него". Но Бог "научил всем именам" именно Адама (=сделал более значащим).
* Адам доверил знание Авелю, которого Каин убил из зависти.(=знание стало соблазном для человечества!)
Коран: "Карун получил власть благодаря знанию. *=использовал знание во грех
Иса (Лука 11:27): "Да будет благословен тот, кого Бог научил книге святой, и этот человек не стал тираном."
* По мнению Исы безнравственный учёный - худший из людей, так как его знание отвергается из-за его порочности
* Например: следствие политической победы хасидоведов в Багдаде IX века - очернение их политических противников - мутазилитов.
43. Знание как жизнь и пища для души:
Сократа-грека спросили: "Почему морская вода - синяя?" Он ответил: "Объясните мне пользу ответа - и я отвечу."
* тут предвзятость греков (и ислама!) к чисто теоретическому знанию
Аристотель-грек: "Мудрость и знание - пища разума".
Греки: "Необразованные люди - живые мертвецы".
Хадис: Пророк сказал: "Единственная опасность для вечной жизни знания - смерть учёных"
* Исчезновение учёных - признак Судного Дня и, следовательно, конца Исламского общества
44. Знание и отношение к деньгам и власти:
Мнение: Знание более ценно, чем блага, с ним связанные.
Абдаллах Бен Ахмед "Фихрит": "Будь чьим угодно сыном, но - будь совершенен!"
* Арабы отмечали в Персидской цивилизации (как неприемлемое) требование социальной "неподвижности" в качестве обязательного условия существования цивилизованного общества, где происхождение - решающий фактор, определяющий ценность человека. *я: персы подсмотрели это в кастовой системе индуизма. Человечество постоянно возвращается к этому принципу: от Египта и средневековой Европы до современной касты "денежных мешков" (после очередного краха обществ "справедливого" (=равного) доступа к власти и благам)
Греки: "Хороший род - необходимое условие для наличия добродетели."
45. Мнение: Торговля - второй (наряду со знанием) источник
благосостояния мусульманского общества.
46. Поэт Абу ал-Хасад: "Чернильница ученого - источник нужды".
Греки-мистики отказывались от богатства, но: когда у Платона спросили: "Почему мудрость и богатство не идут вместе?", он ответил: "Потому что любое совершенство - редкость". *богатство - тоже редкое совершенство!
Диоген-грек на вопрос "Почему учёные идут к дверям богатых?" ответил: "Потому что они знают цену деньгам, а богатые не знают цену знаниям". * похожий ответ приписывают персидскому мудрецу Бузуружмахиру: "Потому что мудрецы знают что им нужно, а богатые - нет".
Аль-Мубашнир: Богатство проходит (его можно отобрать), а знания остаются".
Абу Хайянан ат-Таухиди: Платон сказал: В такой же степени, в какой Господь даёт мудрость, он отказывает в средствах к существованию.
Абу Сулейман ал-Мантик сказал: "Знание и богатство - две жены. Они редко в мире. Доля богатства человека происходит от животного, а доля знания - от души. Эти две доли противостоят друг другу. Кому дано знание тот лишён алчности к деньгам и не отчаивается при их потере".
*упоминается бенгальский способ ловли обезьян на жадность, когда обезьяна не может вытащить руку с орехом из узкого горлышка кувшина, но и орех не бросает: "Орех для обезьяны дороже жизни, а деньги для невежи дороже души".
Знание опускает завесу на нужду (даёт человеку способность довольствоваться малым), а богатство этого не может.
Ал-Маварди сыну: "Если у тебя есть богатство, знание будет служить украшением(jamal). Если у тебя не будет богатства - знание будет заменять богатство для тебя".
47.Знания и власть:
Греки: Деньги дают власть, но только знания помогают сохранить власть.
Хунайн "Навадир": Так же как избранные признают ваше превосходство благодаря знаниям (и, следовательно, способность действовать правильно), простые люди - благодаря вашей крупной собственности.
Мнение ислама: Знание - один из путей достижения политической власти.
Аристотель-грек: "Знание есть украшение царей".
Ануширван: "Когда Господь хочет добра народу, он даёт знание его царям и царскую власть его адибам".
Диоген-грек: "Мир благоденствует, когда его цари философствуют".
Ат-Таухиди "Имта": "На это визир ответил: Как может правитель уйти от мирских дел? Он должен строить, давать богатство. Поэтому в мире немного таких, которые бы правили благочестиво, руководствуясь набожностью и благочестивостью".
Сирийский юрист ал-Аузаи: "Никто так не противен Богу как учёный, посещающий эмира. Если вы видите ученого при дворе, вы должны понимать, что перед вами - вор."
*Мнение: Поиски знания дают учёным стимулы к созданию группировок и тайных обществ с тесными личными связями и стремлением к власти над обществом.
48. Ал-Мубашшир: "Мудрец говорил сыну: Наименьшее из благ знания - то, что человек не остаётся одиноким". *Знание доставляет ему компанию
49. Поэт Абу ал-Фадл:
"Я счастлив в одиночестве, избрав знание в спутники, уйдя от людей.
Довольный тем, что я забыл и меня забыли".
50. Ибн Абд ал- Барр "Джами": Анекдот о персидском царе:
"Персидский царь посадил неугодного ученика в одну камеру с невеждой. Это было худшее наказание, которое он смог придумать". *худшее наказание для богатого - посадить вместе с бедными
51. Анекдот: Человек знания (alim) - всегда узнает невежду, потому что сам был им когда-то. Невежда не узнает знающего, так как таким никогда не был.
*аналогичные анекдоты есть о враче и пациенте, о банкире и жулике, указывает Хунайи в "Навадир"
52. Мнение ислама о ценности сообществ из учителей и учеников: Они должны держаться вместе, чтобы с помощью общения и передачи знаний обеспечить существование знания в мире.
Афоризм: "Благотворительный налог на знание есть обучение ему".
*Народный идеал исламского общества никак не alim (=человек знания), а iman (=человек, готовый умереть за свою веру) или ad-din (=готовый умереть за истинную религию ислама)
53. Отношение к знанию прочих цивилизаций:
 !
Персия: Знание - самое обязательное условие законной власти, в отличие от незаконной власти военных.
*Знание - человеко-божественный атрибут, управляющий всеми человеческими деяниями
Греция: Аристотель: "Знание - лучшее деяние человека".
*особенность греческой цивилизации - большее уважение к чистому знанию (theoria) чем к формальной сумме знаний.
Стоики: "Знание - единственная добродетель".
Христианская цивилизация средних веков: Знание для власти, чтобы контролировать природу и общество. И знание как желание познать божественный порядок мира и достичь спасения.
Китайская цивилизация: "Знание есть то, посредством чего человек знает уверенно, как через озарение".
Конфуций: "Знание есть врождённая способность различать, обладаешь ли знанием или нет".
Но: Действие выше знания, потому что оно труднее. *китайская учёность была направлена к действию. Национальная черта китайцев - ремесленное мастерство
Индийская цивилизация: Спекулятивная разработка абстрактных проблем без перехода к действию - выше специального знания. * Например, не было понятия для свободы воли
54. Прочие упоминания и примечания:
О поэтах: "Один становится "поэтом", когда даёт волю глотке, другой - когда им владеет страх или надежда".
55. О мудрости: Аристотель о мудрости: 1) мудрый знает все, хотя и не о каждом предмете в отдельности 2) способен познать трудное 3) мудр тот, кто умеет найти причины 4) мудрый наставляет, а не повинуется.
56. Платон о знании: Знание как универсальное понятие - возникшее и не возникшее. Возникшее - это материал или потенция, сходная с материалом (*=поле?). Не возникшее - это либо форма (=чувственное восприятие), либо находится в знании априори (как воспоминание).
 !
57. Аристотель "О душе": "Всякому знанию соответствует вера, вере - убеждение, а убеждению - разумное основание (logos)".
58. Исмаилиты: "Шариат" - это знание простых людей, "воды Всемирного потопа", подлинное знание - в Ноевом ковчеге". *тут аллегория: Ной это Пророк, который открыл "шариат", покрывший мир как Потоп, а затем стал направлять избранных к знанию. * Воззрения шиитов-исмаилитов - наследие эллинской цивилизации против религии невежд (кочевников-арабов)
Исмаилиты ("чистые братья"): Человек, довольствуются "шариатом" - больной. *= Шариат - лекарство для больных умов
59. Принципы мутазилизма: 1) единобожие *против манихейского дуализма Добра и Зла и против антропоморфного представления Аллаха в Коране 2) справедливость Аллаха *отрицание возможности творения несправедливости Творцом, следовательно, ответственности людей за деяния 3) приход дня Страшного суда *требование благочестивом и, а не только соблюдения обрядов 4) промежуточное положение грешников *согрешивший находится между верой и неверием
Абирейхан Бируни о суманийцах: Жители Хорасана называют их "шаман", так как те верят в переселение душ (=в вечность мира), признают мир сотворённым, а срок его существования 1000 тысяч лет, признают Адама отцом человечества, а некоторые - что у каждого народа свой "отец" и верят в Будду (=в легенду).
60. Ат-Табари учил сына: "Прибейся к разным профессиям, от "профессии" министра до ремесла придворного поэта, музыканта или базарного торговца, чтобы быть готовым к превратностям судьбы".
61. Суфизм о действии: Действие - это разрыв пут, связывающих душу с миром, условие познания Истины.
Ал-Газали о способе суфиев достижения истины: 1) "вкушение" (=непосредственное переживание) *напоминает таинство евхаристии 2) "фана" - самоуничтожение в Боге.
"Суть их практики в том, что они искореняют страсти души пока не добиваются очищения ума от иных мыслей кроме как об Аллахе".
*напоминают аскетов:
"Их принцип: Истина постигается не путем обучения, а благодаря испытанию". *то есть переживанию и, следовательно, изменению душевных качеств
"Они - люди "вкушания", а не поборники рассуждения".
62. Платон: "Подлинное назначение человека - бегство из темницы тела и чувственности в уподобление божеству через добродетель и умозрение".
63. Арабский философ ал-Хинди в книге "О химии благовоний и возгонке" дал рецепты фальсификации благовоний в то время как ибн-Сина пил вино только как лекарство, руководствуясь мнением, что философ должен уважать предписания веры, в которой родился и воспитывался.
64. Аль-Фараби "Трактат о политике": "Адаб украшает богатство богатого и скрашивает бедность бедного".
65. Арабские народная пословица:
Ум женщины - в ее красоте, красота мужчины - в его уме.
Ибн Рушд (Аверроэс) о женщинах Магриба: "Их берут здесь для одного только деторождения, поэтому они на всю жизнь привязаны только к деторождению, няньченью и кормлению".
66. Об образовании и воспитании:
Платон об образовании: "Равноправие полов в образовании - условие воспитания полноценного члена общества, так как от женщины зависит каким гражданином станет ребенок".
Ибн Рушд о методике образования: "Сказки недопустимы. Нужно также уничтожать поэмы, следующие арабской привычке изображать ржание лошадей, ослов и мулов. Не следует позволять поэтам подражать всему".
Мухаммад Асаа Талас: "Воспитание сына отцом завершается только тогда, когда сын оказывается способным обеспечить себя собственным трудом".
Ал Газали: "Ребенка нельзя держать оторванным от общества, так как опыт приобретается только в общении с людьми".
67. О сомнении: Ибн Хаус: "Отказываются признать существование Бога или пророчества на том основании, что догматы выведены путем доказательств и, следовательно, так же могут быть опровергнуты". *то же можно сказать о любой идеологии
Ал-Газали: "Сомнение - путь к истине. Кто не сомневается -' не видит, кто не видит - не понимает, кто не понимает - слеп!".
68. О сектантах: ал-Газали об исмаилитах: "Почему с людскими разногласиями не покончил Али (да будет доволен им Аллах)? Потому что из-за вашего "прекращения разногласий" на свете произошли такие столкновения, каких люди не видели в веках: разорение стран, сиротство, дорожный разбой." *это он нам говорит...
Ибн-Рушд (Аверроэс) против ал-Газали: "Мутазилиты (исмаилиты) толковали аллегорически стихи Корана и многие хадисы. Таким образом они ввергли людей в пучину ненависти". *Я: В идеологии типичные аллегории - Свобода, Равенство и Братство
69. Об изучении античных мыслителей:
Аль-Кинди: "Только если собрать все крупицы истины, добытые каждым, в итоге получится нечто внушительное." *=следует разрешить любое философское учение
70. Ибн Рушд о темных местах в Коране: "Смысл сего ведом только Аллаху" - правильный ответ на темные места и их аллегорическое истолкование".
71. О неспособности учёных: Ибн Халдун "Мухаддим: "Учёные, занимающиеся кораническими науками (юристы и теологи) наименее всех людей способны к управлению государством". *так как оперируют с абстрактными догмами не представляющими ценности в общественной жизни