Муравьева Анна Анатольевна : другие произведения.

Очерк об очерке

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.54*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    как же они различаются?

   Очерк - Очерк, одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. ... (Википедия). Очерк - ОЧЕРК литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе О. как правило лежит непосредственное изучение автором... (Литературная энциклопедия). Очерк - м. 1. Очертание, контур. 2. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-л. 3. Описание, исследование какого-л. вопроса, дающее общее представление о нем... (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой)
  Итак, опираясь на определения словарей, можно сделать вывод, что хаќракќтерной особенностью очерка является документальность, достоверќность фактов, событий, о которых идет речь. В нем называются подлинќные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленќные места соќбытий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразительќные средства, вводятся элементы художественной типизации.Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния "среды" (воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы "нравоописательные"; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.
  ИСТОРИЯ ЖАНРА
  Понятие литературного очерка, развившееся в русском литературном языке с 30-40-х годов XIX в., получило затем очень широкое распространение. В этом значении слово очерк стало особенно продуктивным в советской литературе. На почве его выросла серия новых производных слов: очеркист, очеркистка, очеркистский, очерковый, очеркизм. В системе современного русского языка слово очерк ближе к книжному стилю, чем к бытовой устной речи. Это слово - интеллигентское, литературное. При этом первоначальное значение его - `контур, очертание' - устаревает. Оно воспринимается как поэтическое или профессионально-живописное. Между тем, именно это значение, сложившееся в концеXVIII - начале XIX в., легло в основу всей последующей семантической истории слова очерк. Образование очерк возникает в живой устной речи (ср. почерк, росчерк; ср. черкать - черкнуть)(( см. В. В. ВИНОГРАДОВ. История слов.)
   ВИДЫ
  Портретный очерк.Художественный анализ качеств героя может приводить автора к несколько иным выводам, нежели анализ, скажем, с позиции политиќческих, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и авќтор-мыслитель как бы вступают в полемику друг с другом. Художественќный метод помогает автору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, дает возможность выќявить глуќбинные, духовные начала личности, что не всегда будет совпадать с задаќчами политического, делового, профессионального, экономического или каќкого-то иного анализа.
  Проблемный очерк. В центре проблемного очерка социально значимые воќпросы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в полеќмику со своими оппонентами. По своей логической конструкции проблемный очерк может быть схоќден с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной таќкого сходства выступает, прежде всего, доминирование в ходе отображеќния проќблемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в проќблемќном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной про-блемы, пыќтается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения. В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отлиќчить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляќется, так сказать, "в голом виде", т.е. в виде статистических закономерноќстей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преќодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На поќверхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, проќблема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения инќтересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы.
   Путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшеќстќвий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своќего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.) Разумеется, хоќроший путевой очерк не может быть простым перечислением или изложеќнием всего, что автор увидел в течение своей поездки. Да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить то издание, для коќторого готоќвится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходится отбирать самое интеќресное, самое важное. Что посчитать таким самым интересным и важным - зависит от того замысла, который складывается у него в ходе пуќтешествия.( ]http://evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn16)
  
  Основной признак очерка - писание с натуры. В очерке вымысел играет гораздо меньшую роль, чем в других литературных жанрах. Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и композиционное его построение. Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) наќчало. Причем "развернутость" репортажного начала воспринимается как преќобладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминиќроќвание исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или преќимущеќственно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или "перерабатываются" эмпиќрические факты. Автор очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образной форме показывать развитие действия, автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и прочего. В очерке гораздо большее значение, чем например в рассказе, имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал. Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты очерка как жанра не остаются постоянными.
  
  
  
  
Оценка: 4.54*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"