Мошкович Ицхак : другие произведения.

Мании и комплексы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   И.Мошкович
   МАНИИ И КОМПЛЕКСЫ
  
   Психические мании и комплексы, свойственные в разной мере практически всем людям и обретающие временами болезненные и опасные формы, имеют свойство принимать массовый характер, вовлекать большие массы людей и целые народы. В основе таких комплексов, временами, лежат правильные, честные, нравственные идеи и контр-идеи, а также благородные намерения и цели, повсеместно подтверждающие гипотезу о том, какими плитами вымощена дорога в ад.
   В дореволюционной России народное возмущение архаичным и полным несправедливостей порядком вещей, сопровождаемое массовым требованием коренных перемен, было справедливым и нравственным, но отсутствие мудрости у властей и социальных сил, способных произвести подобающие реформы плюс абсолютно бессмысленная война, в которой, как всегда, не было ни правых, ни виноватых, а только мания величия глупых лидеров - все это привело к жуткому обвалу и гибели десятков миллионов людей. Что такое гражданская война в России, если не столкновение двух масс людей, отравленных двумя взаимоисключающими маниями: все разрушить ради светлого будущего и все сохранить ради спасения великих ценностей прошлого.
   Возмущение немецкого народа несправедливым Версальским договором 1918 года было правильным и нравственным, а глупо и бесчестно было наказывать народы за военный психоз германского и австро-венгерского кайзеров, неумного российского царя и лидеров Антанты. Народы принесли на "алтари" своих отечеств такие жертвы, что мудрые "победители", если бы были победители (На самом деле все были побежденными) и если бы они были осияны мудростью, должны были, вместо бесчестного и глупого договора выставить только дорожный знак "STOP" и дать жизни идти своим естественным путем. Справедливое требование пересмотреть Версальский договор переросло в комплекс жертвы, а от комплекса жертвы до мании величия, как мы убедились, только один шаг. В результате Европа и вся планета получили германский нацизм и российский коммунизм. Психологически, как и политически, это два жутких, коричневый и красный, комплекса и две чумы, поразившие целые народы и континенты.
   Ненавистью к евреям, охвачены ли ею средневековые христиане или мусульмане XXI века, нацисты или коммунисты, толпы деклассированных "скинхэдов" или группы респектабельных миллионеров, - это всегда и прежде всего глубокие и трудноизлечимые психологические комплексы, и доказательством того, что это прежде всего болезнь, а религиозно-идеологические, политические и экономические причины выступлений и поступков второстепенны, является хотя бы то, что антисемитизм - недуг, широко распространенный среди самих евреев.
   А мало русофобов вы встречаете среди русских? А сколько раз я слышал от французов фразу типа: "Наша Франция - это же форменная проститутка!" Честное слово!
   Ненависть к Израилю, отрицание его права на самозащиту и на само существование - широко распространенный в мире антисемитский комплекс. Постоянный обозреватель газеты "Вашингтон пост" Чарлз Краутхамер пишет, что "мир переживает возрождение антисемитизма пятидесятых годов (Почему, например, не девяностых девятнадцатого века?) Его главной целью является демонизация и делегитимизация Израиля вплоть до того, что мысль о его ликвидации звучит в наше время, как вполне респектабельная".
   Почему именно Израиль? За последние полвека в мире возникло много государств со странными подчас названиями, в очень спорных границах, с этнически пестрым и неустойчивым составом населения. Это привело к кровопролитнейшим войнам, сравнимым по числу жертв с самыми кровопролитными европейскими. Загляните мысленно в многострадальный Судан. Сорокамиллионное население этой страны раздирается религиозно-этническими противоречиями. За последние два десятка лет в бесконечной гражданской войне погибло больше двух миллионов суданцев. Погибщие тоже были не зверюшками и не насекомыми, а человеческими существами. В Африке и в Азии есть и другие, не менее страшные очаги геноцида. При этом взрыв всеобщего негодования вызывает гибель палестинца, оказавшегося поблизости взрыва, которым израильские летчики уничтожили одного из руководителей террористической организации. В рамках израильской и всемирной борьбы с террором, как чумой нашего времени. Мало того, группа евреев-израильтян, защитников прав униженных и оскорбленных, отправляется в израильский суд с иском против собственных вооруженных сил за незаконные убийства мирных палестинцев. Притом, что по всем опросам 80% мирных палестинцев - за продолжение террора против мирных жителей Израиля.
   Это выглядит, как театр абсурда, но театр абсурда, это тоже форма выражения театральными средствами массовых комплексов и маний, которыми полнятся человеческие стада, стаи, косяки, общества и государства.
   Профессор Нью-йоркского университета Тони Джадт, историк, еврей, призывает к демонтажу Израиля. Как историк, он считает еврейское государство архаичным, а как еврей полагает, что от этого государства евреям только вред. Он имеет в виду антиизраильскую критику, которую на головы евреев, живущих в странах диаспоры, обрушивают люди их окружения. Вспоминаются высказывания некоторых евреев украинского города, где я жил, во время событий 1967 года. В то время как большинство моих единокровных братьев были охвачены гордостью за наших, побивших агрессоров, некоторая часть евреев высказывалась в стиле мистера Джадта: "за это нас не любят, и лучше бы они там сидели тихо или чтобы их вовсе не было". Предоставим психологам точно сформулировать содержание этого психологического комплекса. Мы же ограничимся тем, что согласимся: речь идет о симптомах широко распространенного психического заболевания.
   На мой взгляд, здоровым является индивидуальный и коллективный инстинкт самосохранения. Не только трагические события прошлого, но и ситуация в нынешнем веке подтверждает правильность принятого столетие тому назад группой евреев решения создать на Земле предков свое, еврейское, государство. Оценивая это решение, постоянно забывают сказать, что, хотя этнически земля не была пустыней - здесь жило некоторое количество арабов, бедуинов, друзов, черкесов, самаритян, христиан разной национальности - но со времен попытки крестоносцев создать в XII в. в Палестине подобие государства, можно сказать, что это была ничейная земля, и почему мистер Джадт считает по сути уже построенное государство евреев "анахронизмом"? - иначе, чем психологическим комплексом автора это утверждение объяснить невозможно.
   У фобии, то есть ненависти, неприятия, всегда есть другая сторона, та, на которую фобия направлена. Представьте себе, что на ВВС нам с вами дали слово, и мы громко крикнули на весь мир, что мы терпеть не можем британцев. Кроме смеха и недоумения, никакой реакции не последует. Мы можем заявить о своем недружелюбии к итальянцам, шведам, канадцам, многим другим. Никто не заметит. Скажите, что вы юдофоб или русофоб и послушайте, что об этом скажут евреи и русские. В России вы можете без ущерба для репутации интеллигентного человека влезть на самую высокую башню и кричать о своей ненависти в "лицам кавказской национальности". На это не обратят внимание даже на Кавказе. А ваши российские слушатели только пожмут плечами: чего он разорался? - Все их не любят. Не любить кавказца - это нормально: есть за что, а не любить русского - это задевает национальную честь.
   Реакция на фобию представляет собой некий, если можно так выразиться, "комплекс уязвимости", что ли. Например, я давно полностью излечился от болезненной еврейской реакции на слово "жид", как его употребляют в России или на Украине. В моих глазах оно оскорбительно только для того, кто этим пытается оскорбить меня. Тем более, что это слово, так же как Jew, Judio или Juif, является искажением слова "йегуди", кем я и являюсь на самом деле. Другие же говорят, что в ответ на это слово лезут в драку. У них комплекс уязвимости.
   Я много общался с европейцами разной национальности, но ни разу не заметил, чтобы французы или испанцы были озабочены вопросом о том, как к ним относятся другие. Историк Тони Джадт явно страдает комплексом уязвимости. Мы понимаем, что в университете он окружен антисемитами, сравнимыми с теми, от которых я, бывало, слышал, что я, к счастью (К из удовольствию), не похож на еврея (Я на это отвечал так: а ты таки да похож на еврея, чем приводил собеседника в замешательство.) Университетские коллеги мистера Джадта наверняка говорят, что евреев они глубоко уважают, так как евреи умны и талантливы, а Израиль им ненавистен, потому что израильтяне обижают палестинцев.
   Мне не известны методы лечения от маний и комплексов, но я убежден, что начинать следует с точного диагностирования недуга.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"