Звонарь. Эти две недели Жак потратил с пользой. Поплевать в потолок и посчитать ворон он всегда успеет, а вот время активности и энергичности мозга, увы, ограничено процессами старения организма. Поэтому наш добрый молодец засел за фолианты и свитки, чтобы узнать о радуге еще больше. И вот, что ему удалось выяснить.
Экзамен по теме солнечного света и его поляризации наставник Жака отложил на будущую неделю. Негоже создавать кашу в голове как одного конкретного ученика, так и всех будущих читателей его свитков. Поэтому он попросил нашего звонаря поделиться своими изысканиями по следующим вопросам: почему радуга - это не цветная дуга на небе, а целый диск, почему небо внутри радуги кажется темнее, чем снаружи, что такое вторичная радуга и полоса Александра.
Иногда над более яркой дугой первичной радуги, о физике которой была рассказано при описании буквы "К" в первой статье, возникает еще бледная дуга. Цвета в ней расположены в обратном порядке - у внешнего края фиолетовый, а у внутреннего красный. Эта младшая сестра первичной радуги, пытающаяся копировать старшую сестру во всем, но выполняющая все с точностью до наоборот, называется "вторичной" радугой. Она образована лучами солнечного света, которые отразились в капле воды дважды. Каждое отражение луча меняет порядок расположения цветов на обратный. Таким образом, если луч отразился в капле три раза, то на внешнем крае третичной радуги снова окажется красный цвет, на внешнем крае четвертой - фиолетовый и т.п. Однако, третьи, четвертые и пятые радуги - очень редкое природное явление, да и разглядеть его невооруженным глазом невозможно. При съемке камерой с поляризационным фильтром на объективе можно получить изображения этих радуг.
Угол отражения для первичной радуги составляет 42,5 ̊, для вторичной - 50,9 ̊, для третичной - 60 ̊. Между первичной и вторичной радугой небо кажется значительно темнее, чем внутри первичной радуги или снаружи вторичной. Дело в том, что для первичной радуги 42,5 ̊ - это максимальный угол отклонения света, а 50,9 ̊ для вторичной - минимальный. Таким образом, капли, находящиеся между 42,5 ̊и 50,9 ̊ вообще не отражают солнечный свет в глаз наблюдателя. Поэтому эта область, названная полосой Александра, кажется значительно темнее. Свое наименование она получила в честь древнегреческого философа Александра Афродисийского, впервые описавшего это явление в 200г. до н.э.
Пространство внутри первичной радуги кажется значительно светлее, т.к. понятие "минимальный угол отражения" означает, что лучи отражаются как бы "внутрь" капли. Максимальная плотность лучей находится около угла 137,5 ̊, поэтому в этом месте будет расположена самая яркая часть радуги, которую мы видим как цветную дугу. Остальные же лучи, отраженные "внутрь", будут делать небо внутри дуги светлей. Таким образом, под понятием "радуга" корректней понимать не саму цветную дугу на небе, а ее объединение со светлым участком под ней. Отсюда следует, что радуга - это на самом деле диск, или тарелка, на которой атмосферный шеф-повар расположил свой вкуснейший десерт - мифы и легенды о радуге.
Головой. Жак всегда любил сладкое. Неудивительно, ведь напряженная работа мозга требует постоянной подпитки глюкозой! Представления о любимом природном явлении в мифологии давали сознанию доброго молодца одновременно отдых от изучения сложной оптики (раздел физики) и подпитку для дальнейших изысканий. Жак всегда имел в своей голове понимание, что человеческое сознание во все времена пытается найти объяснение непонятным для него явлениям, но без использования научного подхода эти изыскания принимают облик когнитивных химер: легенд, сказок и преданий.
Для систематизации бесчисленного количества мифологических представлений о радуге можно использовать классификацию по предмету, с которым древние люди ее ассоциировали.
Иногда радуга рассматривалась как добрая примета, знак милости и заботы божеств по отношению к людям. У славянских племен радуга считалась символом изобилия и плодородия, обещала хороший урожай. Белорусы по сей день называют это оптическое явление "богаткой". Болгарские крестьяне страшились долгого отсутствия радуги на небе, ведь это был знак божьей немилости: "Дядо Господ сердится на людей". Сербы, болгары и хорваты гадали по наиболее ярким цветам радуги, какая культура уродится лучше всего. Когда же на смену языческим поверьям пришло христианство, оно во многом отразило эти позитивные ожидания, ведь согласно Ветхому завету радуга впервые появилась после Потопа как знак прощения Богом людей и обещание впредь не насылать столь страшных наказаний.
Однако нередки представления о радуге как о дурной примете. Чаще всего такие представления встречались у западных славян. Несмотря на представления о ней как о символе плодородия, этого явления стоило остерегаться. Например, проход же под цветной дугой превращал человека в лицо противоположного пола, чем нередко пользовались женщины на сносях в надежде изменить пол ребенка. На Западной Украине и у сербов считалось, что радуга может "всосать" в себя человека с одного конца и "выплюнуть" на другом. У хорватов даже имело обиход проклятье "пусть тебя радуга всосет!"
Следующий уровень классификации поднимается выше простых примет и касается уже богов. По ним радуга - это предмет их одежды или быта. Индийские, арабские и болгарские народы почитали ее как лук их божеств. Славяне и армяне считали радугу поясом богини Лады и бога Тира соответственно. Лада по нему спускалась на землю к своему смертному возлюбленному. Болгары верили, что радуга - это пояс Бога. Если она появилась во время дождя, то "Бог полощет пояс", а если после - то "сушит". Эти представления исходят из христианских изображений Христа в период Средних веков, восседающего на троне-радуге и вершащего свой суд.
Еще один способ классификации поверий о радуге апеллирует к представлениям о том, что радуга - это мост между небом и землей. В скандинавской мифологии мост Биврёст между Асгардом (миром богов на небе) и Мидгардом (миром людей на земле) связан не только с Полярным сиянием, но и с радугой. В славянской мифологии радугу считали дорогой ангелов, по которой они спускаются на землю после дождя, чтобы собрать воду и заново наполнить ею облака.
Иногда радуга считалась самостоятельным божественным существом, небесным драконом или змеем. Для славян это был змей по имени Смог, для китайцев - небесный дракон, олицетворяющий объединение инь и янь, союз между небом и землей. Похожие представления встречаются в африканских и австралийских мифах.
Развитие язычества привело к тому, что радугу стали почитать как отдельного бога или его проявление. Древние славяне считали ее воплощением триединого бога Перуна, где первый радугой поднимает воду с земли, второй образует из нее облака, а третий низвергает обратно на землю дождем. Древние греки видели в ней проявление переливающихся одежд богини Ириды, посредницы между людьми и богами.
Радуга также рассматривалась как оккультное явление, наделенное магическими свойствами. В связи с этим разные народы выделяли разное количество цветов в радуге. Так, в Китае их выделяли пять, соединение которых символизирующее единство инь и янь. В мусульманстве цветов выделяют четыре - красный, желтый, зеленый и синий. Они символизируют они стихии. Западные же христиане читали, что радуга насчитывает всего три цвета: красный символизирует страсти Господни, зеленый - миссию Бога-сына на земле и синий - небесное происхождение Христа. Кроме того, повсеместно встречаются легенды о том, что в месте касания радугой земли спрятаны сокровища. Упоминания об этом волшебном ее свойстве можно найти и у славян, и у ирландцев, и у африканцев.
На территории современной России по форме радуги предсказывали погоду. Она дает прогноз благоприятной погоды, отсюда названия "ясна", "ясновка", "ясница" и др. В Польше же радуга предвещала дождь. На вологодчине крутая радуга считалась предвестницей ясной погоды, а пологая, напротив, дождя. Черногорцы для таких прогнозов смотрят на сторону возникновения цветной дуги: ее появление на востоке - к хорошей погоде, а на западе - к дождю.
Свалил. Наевшись от пуза десертом из мифов и легенд, Жак ощутил острую потребность структурировать эту липкую смесь из непроверяемых представлений с помощью уточнения некоторых нюансов с научной точки зрения. Например, радуга - это не семь обособленных друг от друга цветов. Это наложение друг на друга дуг разных цветов. Каждый цвет имеет примесь соседнего цвета с большей длинной волны. То есть в радуге нет чистых цветов. А внутренняя светлая часть радуги - это смешение всех цветов или явление дифракци.
Еще одна интересная особенность радуги заключается в том, что, будучи набором световых лучей определенного направления, она не существует как объект и не имеет точного расположения в какой-либо части пространства. При поездке на поезде радуга никак не будет меняться для зрителя по ходу движения состава. Здесь невольно вспоминается цитата Оскара Уайльда "красота в глазах смотрящего". Для каждого человека радуга - это индивидуальное явление и переживание благодаря своей физике. Капельки воды, в которых отражается свет и тем самым образовывает радугу, могут располагаться на любом расстоянии друг от друга. Для этого явление важно не оно, а минимальный угол отклонения света и положение солнца на небе.
Фонарь. На этом расшифровка нашего акростиха подходит к концу. Такое количество информации наверняка оставило шишку на лбу (не могут оно сразу усвоиться мозгом) и фонарь под глазом (еще бы, столько раз бить себя по лицу с возгласом "вон оно как на самом деле!") у наших читателей. Но не расстраивайтесь: такие шрамы точно украшают вашу интеллектуальную субличность. Пожелайте Жаку успехов в его дальнейших исследованиях о природе солнечного света, а лучше присоединяйтесь к ним в наших следующих статьях!