Аннотация: Рецензия на творчество российского актера театра и кино Константина Юрьевича Хабенского.
Есть такие актеры, игра которых перед объективом видеокамеры подкупает зрителя без остатка, заставляя верить каждому слову и сопереживать каждому действию со слезами на глазах. Сам фильм, его режиссерская и сценарная работы могут быть какими угодно - от гениальных до полностью провальных. Но один единственный актёр, чья роль может быть и второстепенной, может затмить все окружение своей наивной серьезностью и обезоруживающей, иногда шокирующей, искренностью. Глядя на работу таких профессионалов невольно кажется, что человек не играет, а сам проживает историю прямо здесь и сейчас.
Таких артистов на экране немного. Одним из них является актёр российских театра и кино Константин Юрьевич Хабенский, широко известный по фильмам "Ночной Дозор", "Дневной дозор", "Богиня: как я полюбила", "Статский советник", продолжение "Иронии судьбы", "Адмиралъ", "Географ глобус пропил", "Коллектор", "Время первых", "Собибор" (дебютная режиссерская работа Константна Юрьевича), сериалам "Небесный суд" и "Метод". Во всех этих фильмах артист показывает разных людей различного социального и материального положения, но во всех них есть общие черты, как будто персонажи разные, но тень, неотступно следующая за ними, у всех одинаковая. Речь идёт не только о трогательных торчащих ушах Хабенского, но в единой для всех его работ врожденной интеллигентности персонажей, будь то беспринципный коллектор, детектив полиции или адвокат. Это всегда не просто образованные и эрудированные люди, которые могут и умеют пользоваться своими мозгами, но люди, в чьих умных глазах всегда лежит глубокая печаль человека, потерявшего самое дорогое, но продолжающего идти дальше. Я морщинах и складках лица высечено гордое принятие этой потери, которой могло и не быть в жизни персонажа, если смотреть фактически, но которая запечатлена в его генокоде. Интуитивно знакомое каждому русскому человеку чувство "свободы, когда грызёшь веревку зубами" (Ночные снайперы, "Свобода") и боль уметь это чувствовать невольно читаются в каждом герое Хабенского. Такие характеры воплощаемых персонажей во многом автобиографичны, ведь сам Хабенский, потеряв любимую супругу Анастасию Смирнову, скончавшуюся от рака мозга, смог продолжить жизнь и карьеру, повторно женившись на Ольге Литвиновой, а в память о почившей супруге организовав благотворительный фонд детям, страдающим онкологией, который функционирует по сей день.
Чувство узнавания персонажей Хабенского сильно подкупает, поэтому даже фильмы сомнительных режиссерских и сценарных качеств смотрятся на одном дыхании. Но, как и следовало ожидать для столь яркой характерной особенности игры актёра, критики не могли пройти мимо и вцепились в неё бульдожьей хваткой. Хабенского часто обвиняют в однотипности преподносимых образов, объединяя их формулировкой "пьющая интеллигенция". С этим действительно можно согласиться, ведь, испытывая непрерывное страдание, человек склонен пытаться его заглушить, и на помощь в этом ему нередко приходит алкоголь. Однако, игра артиста от этого не становится менее трогательной, берущей за живое, и эти упреки воспринимаются скорее как упреки зрителю, нежели актеру.
Творчество Константина Юрьевича возможно и не отличается широким разнообразием образов, но не может не задеть тонкие струны души, играя на них легкую и задорную, как мазурка, но трагичную, как последний вальс, мелодию исконно русских духа и души.