Иногда, бывает, зазеваешься не заметишь, как пролистал свою ленту в Инстаграме на пару-тройку лет назад. Приходишь себя в тот момент, когда уже пятнадцать минут сверлишь взглядом какую-то фотографию с глупой улыбкой на губах, а в груди что-то сладко ноет и сплетает уютную сеть из воспоминаний, всех как на подбор добрых, чтобы поймать в нее рыбу разума. Вспоминаются какие-то незначительные мелочи, приобретшие в памяти ценность почерневшего серебря, какие-то неуловимые моменты, мимо которых в суете будней имеешь обыкновение пробегать, не сделав даже попытки зацепиться за них взглядом или другим органом восприятия. А при разборе кладовки памяти именно такие детали приобретают особую ценность. Знакомые ощущения?
Именно они возникают при просмотре одного замечательного продукта американской теле индустрии - ситкомоа "Как я встретил вашу маму" (далее - КВВМ). Большинство из вас, наверное, в курсе его сюжета, но я возьму на себя смелость напомнить основную канву событий, чтобы потом мы с вами, читателями, разговаривали на одном языке.
Итак, КВВМ представляет из себя рассказ отца, Теда Мосби, своим детям, девочке и мальчику, истории о том, как они с их мамой встретились и полюбили друг друга. Повествование начинается с того памятного дня, когда лучший друг Теда, будущий адвокат Маршал Эриксен, делает предложение своей девушке. Это становится переломным моментом для романтика-холостяка Теда, потому что он понимает, что тоже хочет встретить ту, с которой проведет остаток жизни вместе, построит семью, нарожает детей, купит свой дом в пригороде и все остальные пункты из пресловутой "американской мечты". В тот же день в их любимом баре, где друзья проводят много времени, при помощи еще одного своего близкого друга, Барни Стинсона, тоже холостяка и ловеласа, не упускающего ни одну юбку, Тед знакомится с канадкой Робин Щербатски. Ему кажется, что это та самая любовь с первого взгляда, о которой он всегда мечтал, но ему, вместе со своими друзьями, предстоит пройти очень долгий путь к своему счастью.
Сериал особенно приятен тем, что вызывает у зрителя чувство узнавания многих ситуаций бурной молодости и постепенную их смену более взрослыми приоритетами, такими как семья или карьера. Однако, и вечеринки, и серьезные проекты изображаются без тени пропаганды и осуждения: да, все мы были молоды, все мы веселились в барах и меняли партнеров каждую неделю, и это не то, от чего стоит бежать или к чему стоит стремиться. Это лишь то, какие мы. И этот портрет пишется через шутку и юмор, которые являют собой не болезненную попытку превратить драму в комедию, или печальную участь вечно серьезных людей, а способ смотреть на жизнь и воспринимать ее. КВВМ изобилует хорошими шутками, как событийными, так и словесными и ситуационными, что не мешает сценаристам показать настоящие боль и драму. Впрочем, без лишнего трагизма.
Такой взгляд на жизнь - ироничный - взрослеет вместе с представленным в сериале обобщенным мужским началом, три возраста которого представлены в трех лучших друзьях: холостяк Барни, стремящийся "снять" каждую юбку - это юношество; романтик Тед, верящий в любовь с первого взгляда и в то, что у каждого есть своя половинка - это ранний период "взрослости"; и, наконец, женатый добряк Маршал, относящийся с равной степенью внимательности и уважения к любому человеку или явлению - это состоявшийся человек. И вот что будет после прохождения этих трех стадий, сценаристы оставляют на откуп зрителю, оставляя открытым финал ситкома.
К сожалению (а может быть и к счастью, иначе было бы слишком много философии), женские персонажи сериала - жерналистка Робин и Лили Олдрин (жена Маршала), хоть и являют собой интересных персонажей, но не являются рассуждением состоявшегося человека о женском взрослении. Это просто две девушки, волею судеб занявшее важное место в жизни парней, но не более того. На их месте могли бы быть и другие.
Конечно, не обошлось и без недостатков: итоговое схождение в пару вдовца Теда и Робин, развод последней с Барни перед этим и возвращение этого персонажа к отправной точке (тасканию за всеми встречными девушками), последний сезон, целиком посвященный свадьбе - все эти моменты вызывают больше вопросов, чем удовольствия от просмотра. Однако последнее все же перевешивает их.
Не обошлось и без типичного построения американских ситкомов с использованием одной фигуры, вокруг которой вертятся все события и шутки, даже если этот персонаж не является центральным. В КВВМ это Барни Стинсон. Количество шуток и приколов, с ним связанных, умопомрачительно, и без его опорной фигуры Атланта здание сериала рухнуло бы, без шансов стать столь успешным шоу. Это, пожалуй, самый нереализовавшийся и трагичный персонаж всего шоу, который к его окончанию оказывается выброшенным за борт лодки семейного счастья, несмотря на весь пройденный путь. Никого не напоминает? Как Джоуи Трибиани в популярнейших "Друзьях". Но о них, да и вообще об американских ситкомах, как-нибудь в другой раз.
А пока - очень рекомендую шоу КВВМ для всех, кто знает, что такое возвращаться в уютный и теплый мир памяти о главных моментах жизни, с тем, чтобы в этом ощущении пережить увлекательнейшую историю Теда Мосби.