Молодцов Александр Леонидович : другие произведения.

Сновидения. В поисках смысла

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сну и сновидениям посвящено невероятное количество книг. Но эта книга о сугубо личных впечатлениях о сновидениях. Эта книга - размышления над собственными сновидениями через призму научных исследований.

  
  
  
   Сновидения. В поисках смысла
  
   Оглавление:
  
   Предисловие.
   Глава 1. Коротко о современных представлениях о сне.
   Глава 2. Сновидения. Общие и современные представления.
   Глава 3. Гипотезы возникновения сновидений.
   Глава 4. Толкование сновидений.
   Глава 5. Размышления над собственными сновидениями
   (субъективный анализ и выводы).
   Список литературы.
  
  
  
  
   Предисловие.
  
  
  
   Мне часто снятся сны. Хотя правильнее было бы сказать: мне часто запоминается то, что приснилось. И, так в течение последних нескольких десятилетий. Возможно, это связано с особенностями деятельности моей центральной нервной системы.
   Дело в том, что даже если вы не можете вспомнить ни одного сна, вы все равно их видите. Если верить научным исследованиям, почти все люди видят сновидения во время сна. А вот дальше категории делятся.
   Те, кто, просыпаясь, вообще не помнит своих сновидений. Они говорят: мне вообще никогда ничего не снится.
   Вторая категория это те, которые считают, что сновидения им снятся редко, они запоминают наиболее яркие из них, но в сущности не придают им большого значения.
   И наконец те, к которым отношусь и я, которые запоминают многие сновидения после просыпания, хотя и большинство их в последующем стирается из памяти.
   Отмечу, что отсутствие воспоминаний о сновидениях на самом деле признак здорового сна.
   Скажу честно, как и большинство людей, я относил свои сновидения к обычным физиологическим проявлениям, не особо вникая в их анализ и толкование. Тем более, что картина большинства сновидений быстро стиралась, забывалась. Когда- то в молодости, будучи молодым врачом, я заинтересовался природой сна и сновидений, даже собирал вырезки из газет, журналов, выписывал тезисы из книг. Но потом мой интерес к этому постепенно угас. И лишь три десятилетия спустя я решил вернуться к этой теме и попытаться всё- таки разобраться с этим феноменом. Интерес этот носил скорее личный, чем исследовательский характер.
   Мне показалось, что в сновидениях я проживаю ещё одну жизнь, не похожую на реальную, порой нелогичную, порой драматическую, с какими-то непонятно смоделированными по времени, эмоциям, персонажам ситуациями. Но в большинстве случаев эти образы и эмоции были опосредованно связаны с моей обыденной жизнью. Что это за мир? Как он соотносится с моей реальной жизнью? Какова логика
  разворачивания ситуаций в этих сновидениях?
  
   Было бы наивным приступать к анализу собственных сновидений, не имея достаточного чёткого представления о самой сути этого
  феномена. К своему удивлению в недрах интернета я обнаружил столько научных работ, исследований и просто научно-популярных книг за последние полсотни лет, что только на поверхностное ознакомление со всем этим понадобилось несколько месяцев.
   Появился самостоятельный раздел медицины и нейробиологии, посвящённый исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на
  здоровье человека, именуемый сомнологией.
   В вопросе изучения сновидений остаётся много сложностей, неясностей и противоречий. Бесспорным является только одно: сновидения нуждаются в особом, внимательном к ним отношении и дальнейшем углубленном научном исследовании.
   Сконцентрировавшись на последних достижениях в области нейрофизиологии, нейроанатомии, психофизиологии, ключевых философских и психологических аспектах, мне всё-таки удалось составить приблизительную картину этого феномена.
   Собственно, без знакомства с этой информацией мои попытки анализа собственных сновидений были бы поверхностными и выглядели бы как бесплодное мудрствование.
  
   Перед собой я поставил скромную задачу: систематизировать свои сновидения по различным параметрам, прежде всего по эмоциональной и психологической составляющим, и рассказать о своём понимании этих сновидений в свете уже имеющих теорий и представлений.
   Для этого мне пришлось задуматься над следующими вопросами.
  
  1.Как относиться к увиденному во сне? Рассматривать это как какую-то подсказку для понимания каких-то событий или собственных
   переживаний, или не придавать этому существенного значения?
  2.Может ли та реальность, в которой я пребываю, когда сплю и вижу сон, что-то рассказать мне о той, в которой я живу и бодрствую?
  3.Можно ли изменить или улучшить свою жизнь, поведение за счёт анализа своих сновидений?
  
   Отмечу сразу: моё понимание собственных снов носит чисто субъективный характер и не претендует на какие- либо общие выводы.
   Предположу, что, поделившись своим опытом, кто-то заинтересованный в анализе своих сновидений тоже сделает для себя определённые открытия. В конце концов стремление познать самого себя бесконечно и безгранично.
  
  
  
   Глава 1. Коротко о современных представлениях о сне.
  
  
  
  
   Сон и сновидения неразрывно взаимосвязаны друг с другом, хотя представляют собой разные феномены.
   Несмотря на то, что моё произведение будет посвящено сновидениям, я посчитал необходимым рассказать об основных современных научных представлениях о сне. Без этого, собственно, невозможно целостное понимание самого феномена сновидения.
   Сну посвящено немало книг и научных трудов, и я постараюсь, насколько это возможно, в доступной форме кратко остановиться на основных понятиях. Делаю это исключительно для того, чтобы любой, даже неподготовленный в этом вопросе читатель, имел хотя бы общие представления. Поэтому я подготовил некоторую квинтэссенцию.
   К сожалению, я не смог полностью избавиться от медицинской терминологии. Тем, кто захочет углубиться в этой теме, советую находить значение непонятных терминов в интернете.
  
   Сон - это естественное физиологическое состояние, противоположное состоянию бодрствования, характеризующееся пониженной
  реакцией на окружающий мир.
   Сон - это особое состояние сознания человека, включающее в себя ряд стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи. Это "особое генетически детерминированное состояние организма человека".
   Основные данные о сне, полученные за последние несколько десятилетий, сводятся к следующему.
  Выделены морфологические образования головного мозга, имеющие отношение к регуляции сна. Так, ретикулярная формация управляет начальным этапом сна. Гипногенная зона, находящаяся в передней части гипоталамуса, также оказывает регулирующее влияние на функции сна и бодрствования. Периферические гипногенные зоны расположены в стенках сонных артерий.
   Таким образом, в организме существует целый ряд гипногенных зон.
  
   Сон не является единым состоянием мозга и организма, а состоит по меньшей мере из двух качественно различных состояний, называемых "медленным" и "быстрым" сном. Они отличаются по совокупности биоэлектрической активности мозга, активности
  глазодвигательных мышц, тонусу мышц диафрагмы, рта и многочисленным вегетативным показателям: частоте сердечных сокращений и дыхания, сопротивлению кожи и т. д.
  
   О том, что работа мозга во время сна не прекращается, можно судить по сохраняющейся в эти часы его биоэлектрической активности. Биопотенциалы отражают биохимические процессы, происходящие в его клетках, и свидетельствуют об активной деятельности мозга. В состоянии медленного сна клетки мозга не выключаются и не снижают своей активности, а перестраивают ее, в фазе быстрого сна большая часть нейронов коры головного мозга работает столь же интенсивно, как и при самом активном бодрствовании.
  
   Таким образом, обе фазы сна играют важнейшую роль в жизнедеятельности, они, по-видимому, связаны с восстановлением функций мозга, переработкой информации, полученной в предшествующем бодрствовании. Во время сна идет восстановление потраченных за день ресурсов, осуществляется секреция гормонов, восстановление нейронов и обогащение их кислородом, активация иммунитета (главным образом T-лимфоцитов).
   Во время сна в мозге начинает работать система самоочистки - так называемая глимфатическая система. Открытие произошло совсем недавно, так как заметить наличие данной системы можно только на живом мозге, причём работает она по большей части именно во время медленного сна. При недостаточном количестве сна глимфатическая система не успевает полноценно очистить мозг от скопившихся
  токсических веществ.
  
   Распространённое в прошлом представление о том, что сон необходим для "отдыха" мозговых нейронов и характеризуется снижением их активности, в настоящее время полностью опровергнуто.
   В медленном и быстром сне активность различных нейронов организована по-разному. Интенсивность энергетического обмена в мозговой ткани во время медленного сна почти такая же, как в состоянии спокойного бодрствования, а во время быстрого сна значительно выше. Таким образом, можно утверждать, что мозг активен во время сна, хотя эта активность качественно иная, чем в бодрствовании, и в разных стадиях сна имеет свою специфику.
  
   Обычно здоровый сон вначале проходит через четыре стадии. Так, первая стадия - дремота, вторая - неглубокий сон, третья - глубокий сон и, наконец, четвертая - самый глубокий сон.
   Вместе медленный и быстрый сон составляют один цикл; в норме таких циклов у человека от 4 до 6 за ночь.
   Фаза быстрого сна, или сон со сновидениями, совершенно противоположное с точки зрения работы мозга состояние. Другое название данной стадии - БДГ-сон, т. е. фаза быстрого движения глаз. Что самое любопытное, глаза во время сновидений движутся не хаотично, а следят за сюжетом появляющихся в сознании образов.
  
   Сомнологи полагают, что определённая последовательность медленного и быстрого сна оптимизирует наше физическое и умственное восстановление. На клеточном уровне во время быстрого сна активизируется синтез белков, необходимых для функционирования организма.
  
   Хотя наличие фазы "быстрого" сна указывает, с большой долей вероятности, на то, что человек видит сновидение, содержание сновидения непосредственно доступно только самому спящему.
   Для изучения содержания сновидений исследователи должны полагаться на свидетельства человека после его пробуждения.
  
   В настоящее время большинство существующих гипотез относительно функционального значения сна и отдельных его стадий можно
  свести к трем основным подходам:
  1. энергетическому или компенсаторно-восстановительному
  2. информационному
  3. психодинамическому.
  
   Согласно первому, во сне происходит восстановление энергии, затраченной во время бодрствования.
  
   Информационный подход исходит из того, что сон - это результат уменьшения сенсорного притока к ретикулярной формации.
  Последнее влечет за собой включение тормозных структур.
   Высказывалась и такая точка зрения, что нуждаются в отдыхе не клетки, не ткани, не органы, а психические функции: восприятие, сознание, память. Воспринимаемая информация может "переполнить" мозг, поэтому ему необходимо отключиться от окружающего мира (что и является сущностью сна) и перейти на иной режим работы. Сон прерывается, когда информация записана, и организм готов к новым впечатлениям.
   В контексте информационного подхода решающее значение придаётся понятию синхронизации в работе мозговых структур. При утомлении синхронизация нарушается. Эталоном для создания оптимальной согласованности ритмов служит "модель потребного биоритмического фона", создающаяся во время бодрствования на основе врожденной программы поведения и приходящих извне сигналов. Для создания этой модели нужна внешняя информация.
   В сновидениях, возможно, и отражается этот процесс упорядочения биоритмических отношений между мозговыми структурами.
   В логике информационного подхода сформулирована и гипотеза, согласно которой мозг во сне продолжает выполнять привычную для него деятельность по переработке информации. При этом те структуры мозга, которые в бодрствующем состоянии обрабатывают информацию, поступающую от органов чувств, во сне настраиваются на восприятие и обработку информации, идущей от внутренних органов.
   Информационный подход не противоречит энергетической концепции восстановления, ибо переработка информации во сне не подменяет собой переработку во время бодрствования, а дополняет ее. Восстановление в самом широком значении этого слова - это не покой и пассивное накопление ресурсов, но прежде всего
  своеобразная мозговая деятельность, направленная на реорганизацию воспринятой
  информации.
  
   Психодинамический подход иллюстрирует теория, согласно которой существует иерархически построенная, целостная мозговая система, регулирующая циклы сна и бодрствования. В неё входят: ретикулярная активирующая система, поддерживающая уровень бодрствования; синхронизирующие аппараты, ответственные за медленный сон, и ретикулярные ядра варолиева моста, ответственные за быстрый сон. Между этими структурами осуществляется динамическое взаимодействие, результирующая которого определяет итоговую направленность состояния организма - в сторону бодрствования или сна. В этой же системе направленность состояния организма
  координируется с деятельностью вегетативной и соматической систем, и получает свой эквивалент в виде субъективно переживаемого психического состояния.
  
   Существует целый ряд теорий и гипотез о природе и значении быстрого сна.
   В отличие от медленного сна быстрый сон имеет ярко выраженную активную природу. Быстрый сон запускается из чётко очерченного центра, расположенного в задней части мозга, в области варолиева моста и продолговатого мозга. Во время этой стадии сна клетки мозга чрезвычайно активны, но процесс передачи информации от органов чувств в мозговые центры, а также от них в мышечную систему блокирован.
   Ряд исследователей считает, что это периоды восстановления клеток, другие полагают, что быстрый сон играет роль "предохранительного клапана", позволяющего разряжаться избытку энергии, пока тело полностью лишено движения; по мнению третьих, быстрый сон способствует закреплению в памяти информации, полученной во время бодрствования.
   Быстрым сном управляет лимбическая система - дикие джунгли разума, где возникают некоторые из основных инстинктов. Возможно, Фрейд был прав, сны действительно соотносятся с нашими примитивными эмоциями - половым влечением, агрессией и страхом, но также и с восторгом, радостью и любовью.
   Некоторые исследования указывают даже на тесную связь между высоким уровнем интеллектуального развития и большой общей продолжительностью периодов быстрого сна у многих людей. Мало того, во время быстрого сна нейронная активность мозга настолько высока, что напоминает электроэнцефалограмму проснувшегося человека.
   Таким образом, это состояние по праву можно назвать жизнью сознания в параллельном измерении.
   Очень привлекательной выглядит гипотеза, согласно которой в быстром сне в нейрологическую память передается наследственная, генетическая информация, имеющая отношение к организации целостного поведения.
  
   В целом можно заключить, что главной функцией медленного сна является восстановление гомеостаза мозговой ткани и оптимизация управления внутренними органами.
   Что же касается быстрого сна, то считается, что он облегчает долговременное хранение информации и ее считывание.
   Бодрствующий мозг приспособлен для сбора информации, спящий - для ее обработки. Другими словами, ночью мы переключаемся с "записи" на "редактирование", причём именно спящий мозг решает, какие воспоминания нужно сохранить, а какие - удалить. И не всегда отбор происходит в пользу самого нужного.
  
   Сон усиливает память в течение всего ночного цикла. Немало-важно, что во время сна происходит переработка и консолидация памяти,
  т. е. перевод кратковременной памяти в долговременную. Вместе с тем неактуальные данные, напротив, стираются, что позволяет избежать информационной перегрузки.
   Сон в буквальном смысле слова создает связи, которые мы, возможно, никогда бы сознательно не сформировали. Не случайно ведь говорят, что утро вечера мудренее.
  
  
  
  
  
   Глава 2. Сновидения. Общие и современные представления.
  
  
  
  
  Буквально тезисно об основных понятиях.
  
  Сновидение - это субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека.
  Сновидения - это проявление тех нейрофизиологических процессов, которые происходят в организме. Когда связь с внешним миром прекращается, поступают сигналы либо из памяти, либо от внутренних органов.
   Во время фазы быстрого сна мозг обрабатывает информацию, программирует поведение на следующие дни, а в фазу медленного, глубокого сна человеку поступают сигналы от внутренних органов. Вся эта информация передаётся спящему человеку в виде визуальных образов.
   Сновидение является нормальным психофизиологическим феноменом сна и определяется по признаку "быстрого движения глаз".
  Забывание сновидений обусловлено как физиологическими особенностями (необходимостью незамедлительного восстановления внимания), так и психологическими факторами (вытеснением, сопротивлением, цензурой).
  Забытые сновидения удаётся воскресить в памяти при определённых условиях, например, при психоанализе и гипнозе.
   Процессы мышления и аффекты представлены в сновидениях в зрительной либо, что значительно реже, в слуховой форме; могут проявляться и другие модальности сенсорного восприятия - осязательные, обонятельные, вкусовые и двигательные.
  
   Сновидения на протяжении одной ночи либо одного и того же периода сна связаны единой и последовательной работой мышления; например, разрешение одного конфликта приводит к возникновению проблемы следующего сновидения, либо один и тот же конфликт проходит через всю ночь.
   Явное содержание сновидения - это то, что способен вспомнить пробудившийся человек: взаимосвязанные образы, речь, содержание чувственных и аффективных компонентов, а также их формальные аспекты, включающие разделение на отдельные отрезки, комментарии сновидения и т.п.
  
   Благодаря новым технологиям удалось определить, что происходит на физическом и химическом уровнях, когда нам что-то снится на стадии медленного сна, однако считается, что такие сны больше похожи на увертюры к большим представлениям. Только во время быстрого сна на нас обрушивается вся мощь ночного безумия.
   Часто говорят, что сновидения являются мгновенными вспышками, но это не так: они занимают почти всю фазу быстрого сна, около двух часов за ночь, хотя этот показатель уменьшается по мере старения - возможно, потому что с возрастом наш мозг становится менее гибким, обучается во время бодрствования хуже и получает меньше информации для обработки в период сна.
   Считается, что все время, проведённое в состоянии быстрого сна, что-то вроде тестирования программного обеспечения для мозга, подготовки к полномасштабному запуску. Этот процесс называется кортикализацией функций. И это не что иное, как активация ума.
   Во время быстрого сна у нас полностью пропадает способность к реакции на раздражители, может непроизвольно открываться рот. И тем не менее мозг способен убедить нас, что мы парим под облаками или совершаем космический полёт.
   Во время быстрого сна особенно активен варолиев мост - похожая на валик часть стволового мозга. Электрические импульсы от варолиева моста часто направлены на участок мозга, управляющий мышцами глаз, поэтому глазные яблоки быстро поворачиваются из стороны в сторону, хотя веки остаются закрытыми. То же самое можно сказать и про те области мозга, которые ответственны за движение, поэтому во сне часто возникает ощущение полета или падения.
   И хотя мы спим, какими бы абсурдными ни были наши сны, мы почти всегда убеждены, что бодрствуем. В голове человека находится величайшая машина виртуальной реальности.
   Вера в невероятное объясняется тем, что во время быстрого сна логические центры и области самоконтроля почти отключаются.
   Выработка двух особых веществ, серотонина и норадреналина, полностью останавливается. Поскольку эти нейромедиаторы позволяют клеткам мозга общаться, и без них наша способность учиться и запоминать новую информацию была бы сильно нарушена, мы оказываемся в состоянии химически измененного сознания. При этом мозг полностью активен, поглощая столько же энергии, сколько в период
  бодрствования.
  
   Американский психиатр Арнольд Минделл так характеризует реальность сновидений: персонажи и ситуации сновидений нелокальны и вневременны. Они как бы размазаны по пространству-времени подобно объектам микромира до наступления момента наблюдения. И именно ситуация истолкования образов сновидений локализует их в пространстве-времени, делая привязанными к той конкретной
  ситуации, где и когда реализуется понимание данным человеком образов его сна. Конкретным же проявлением акта локализации становится осознание
  того, какие именно аспекты, какие части личности человека обретают звучание-представленность в данных образах.
   Конец быстрого сна обычно отмечается кратким пробуждением. Если мы просыпаемся естественным образом, без будильника, последнее сновидение часто завершает отдых. А помогает пробуждению дневной свет: когда свет просачивается сквозь веки и достигает сетчатки, сигнал об этом посылается в глубинную область мозга - супрахиазмальное ядро, а мы открываем глаза и возвращаемся к
   реальной жизни.
  
   Возможно, самая замечательная вещь, связанная с быстрым сном, заключается в том, что мозг может работать независимо от наличия или отсутствия внешних раздражителей. Как художник, устроившийся в тайной студии. Во сне, точнее в первый период быстрого сна, самый сложный и совершенный инструмент, известный миру, свободен делать и видеть, что пожелает. Для мозга это, можно сказать, время игр. Некоторые ученые полагают, что именно на стадии быстрого сна мы становимся особенно умными, проницательными, творческими и свободными. Сон - время, когда мы по-настоящему живем.
   Сновидения вполне могут быть отражением нерешенных в реальной жизни проблем. Наш мозг во сне решает, какую информацию необходимо запомнить, а какую можно "выбросить".
   Именно этой творческой, невероятной работой мозга и объясняются наши сновидения.
   На протяжении многих веков творческий потенциал сновидений обычно связывали с занятиями искусством: литературой, живописью, музыкой. Однако и в плане научных открытий роль сновидений нельзя недооценивать. Достаточно вспомнить о многочисленных научных открытиях, сделанных во сне (Менделеев, Кекуле, Эйнштейн, Бор), гениальных продуктах снотворчества многих деятелей литературы (Пушкина, Лермонтова, Гоголя) и искусства (Бетховена, Шумана, Вагнера, Гойи, Босха).
   Японские ученые с помощью томографии и компьютерного анализа смогли правильно определить зрительные образы, возникающие у
  человека в сновидениях.
   Томоясу Хорикава из Института науки и технологий японского города Нара и его коллеги попытались найти связь между визуальными образами во сне и данными функциональной магнитно-резонансной томографии мозга спящих.
  На первой стадии эксперимента трое добровольцев спали до тех пор, пока энцефалограмма не показывала, что наступила стадия "быстрого" сна. В этот
  момент участников эксперимента будили и просили рассказать, что им снилось.
   Затем ученые сопоставляли распределение и динамику зон активности мозга, полученную с помощью функциональной магнитнорезонансной томографии, с набором ключевых слов в рассказах испытуемых. В результате с помощью методов компьютерных самообучающихся программ, учёные создали систему, способную по данным томографии расшифровывать визуальный ряд сновидений. Составленная на этой основе база данных позволяет с точностью около 70% определить, какой образ человек видит в данный момент во сне.
   Исследователи считают, что полученные ими данные позволят вычленять "сцепленные" со зрительными образами особенности активности мозга не только во время сна, но и во время бодрствования. В дальнейшем они намерены попытаться расшифровать сновидения во время других фаз сна.
  
   Еще одним объяснением сюжета сновидения могут быть внешние и внутренние воздействия. Например, о духоте в комнате мозг может намекнуть вам раскаленной пустыней, о прохладе - снежными сугробами, о полном мочевом пузыре - бурным ручьем.
   Нередко причиной ночных кошмаров являются нарушения работы внутренних органов. В некоторых случаях такие предвестники
  появляются задолго до манифестации основного заболевания.
   Таким образом, не следует искать тайный смысл в каждом сновидении, между тем, если разум и тело настойчиво пытаются вам о чём-то сообщить, не стоит это игнорировать.
   Однако какую роль играет сновидение в жизни человека? На этот счет, и в настоящее время так же, как и на протяжении истории
  человечества, существуют разные точки зрения.
  
  
  
  
   Глава 3. Гипотезы возникновения сновидений.
  
  
  
  
   До настоящего времени не существует единого определения сновидения, так же как не существует единой теории, позволяющей объяснить и понять это сложное и многоплановое психофизиологическое состояние. Каждая из множества существующих в настоящее время конкурирующих теорий и идеологий сновидений, выдвигаемых врачами, психологами, физиологами, философами, религиозными деятелями, оккультистами и пр., сосредотачивается на каком-либо элементе проблемы.
   Представители каждого "лагеря" приходят к убеждению, что связанный со сферой их деятельности аспект изучения сновидений является наиболее значимым.
  
   Существует несколько гипотез возникновения сновидений, каждая из которых подвергается жесткой критике ученых.
   Автор первой, Зигмунд Фрейд, полагал, что сновидения являют собой скрытые стремления и подавленные желания человека.
   В 1977 году американские психиатры Аллан Хобсон и Роберт МакКарли выдвинули свою "активационно-синтетическую модель формирования сновидений", объясняющую возникновение и характер сновидений физиологическими процессами организма.
  Основной генератор снов - мозг, активная работа которого также влияет на снятие напряжения и поддержания сна в целом.
   Теория гласит, что сны - всего лишь результат беспорядочных электрических импульсов в передних отделах мозга, отвечающих за мировосприятие, эмоции и воспоминания. Мозг старается интерпретировать случайные нейронные сигналы, переводя их в красочные картинки в голове сновидца. Таким образом, Хобсон и МакКарли отрицают наличие символической подоплёки у сновидений, тем более связанной с тайными желаниями человека - первый контраргумент в адрес фрейдовской теории.
   Американский психоаналитик Марк Блечнер - автор множества теорий, связанных со сновидениями, феноменом сексуальности и психотерапией.
   Одна из таких - теория "естественного отбора мыслей", в которой говорится, что сны - это отражение истинных чувств, переживаний и страхов человека, которыми он не может или не хочет делиться в реальной жизни.
   Следующая гипотеза принадлежит финскому неврологу Антти Ревонусуо. Он считает, что сновидения могут быть последствием "систематизации данных" или "подготовкой к опасности", которую проводит мозг, чтобы "отрепетировать" столкновение с угрозой во сне.
   Еще одна гипотеза считает сон защитным эволюционным механизмом, ведь во время сна мозг сохраняет все виды активности, исключая двигательную, то есть человек становится "очень похожим на труп". Таким образом, сон защищает человека, маскируя его под мертвого.
   Профессор психологии Гарварда и исследователь сна Дейдра Барретт называет сон мобилизацией ресурсов для решения проблем. Она утверждает, что во сне мозг человека работает гораздо активнее и изобретательнее.
   Современная "теория сновидений" австрийского психоаналитика Эрнеста Хартмана представляет сны терапевтическим механизмом для избавления от негативных переживаний.
   А психиатр Чжан Цзе считает, что мозг во время сновидений занят обработкой воспоминаний. То есть сон - это момент отправки образов на длительное хранение.
  
   Что касается российских физиологов и исследователей сна, то многие из них склоняются к последней гипотезе возникновения сновидений как "побочного эффекта" при работе мозга во сне.
  Ее поддерживает и доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории обработки сенсорной информации Института проблем передачи информации РАН Иван Пигарёв.
   Схему образования сновидений ученый описывает так: в момент бодрствования в кору мозга для обработки поступают сигналы от экстерорецепторов - группы специализированных чувствительных образований, воспринимающих раздражения извне. Оттуда сигналы идут в структуры, связанные с возникновением ощущений.
   Иван Пигарев считает, что это структуры базальных ганглиев, находящихся в зоне переднего мозга, расположенного на границе между лобными долями и над мозговым стволом. Активация нейронов в этой зоне связана с появлением в сознании сенсорных образов.
   Во сне направление потока меняется: сигналы приходят не извне, а изнутри. Они идут от интерорецепторов - большой группы чувствительных нервных окончаний, рассеянных в различных тканях и внутренних органах (в сердце, кровеносных и лимфатических сосудах, органах дыхания, пищеварительном тракте). Поток этих сигналов и определяет рисунок нейронной активности и ЭЭГ в период сна. Во сне
  сенсорная зона заблокирована, так как никакой информации извне не поступает, сознание человека отключается. Однако этот блок не является абсолютным, какие-то сигналы изнутри туда проникают. Они затрагивают те же нейроны базальных ганглиев, которые отвечали днем за возникновение ощущений.
   Таким образом, в сознание проникают некоторые образы, которые, по сути, являются просто шумом. Особенно он затрагивает нейроны, которые были максимально возбуждены в прошлый период бодрствования.
  
   Некоторые сомнологи говорят, что сновидения есть разновидность психоза: мы полностью уверены, что видим то, чего нет, и мы принимаем как должное, что время, место и даже люди могут трансформироваться или неожиданно исчезать. Каждый раз, переживая стадию быстрого сна, мы буквально сходим с ума, испытывая зрительные галлюцинации.
  
   От древних греков до гадалок и Зигмунда Фрейда - много веков сновидения были исполнены очарования и окутаны тайной, их воспринимали как сообщения от богов или от подсознания. Сегодня многие эксперты-сомнологи не интересуются конкретными образами и событиями в снах, считая сновидения результатом хаотичных нейронных импульсов. Даже если они преисполнены эмоций, то смысловой нагрузки лишены. Только после пробуждения мозг в поисках смысла быстро "сшивает" сюжет из беспорядочных обрывков.
   Впрочем, не все специалисты разделяют это мнение. Содержание сновидений, - говорит Роберт Стикголд из Гарварда, - является частью возникшего в ходе эволюции механизма для оценки свежих воспоминаний и их пользы в последующей жизни.
  
   Хочется привести слова американского психиатра А. Минделла, являющегося, пожалуй, создателем самой интересной и полной модели сновидения на сегодняшний день.
   Он полагает, что с какими бы сложными ситуациями человек ни сталкивался, на самом деле у него есть только одна по-настоящему серьезная проблема. Это - игнорирование сновидной основы реальности. Процитирую его :
   "Игнорировать сновидение - значит отгораживаться от глубочайших, невыраженных переживаний, из которых рождаются ваши действия в повседневной жизни. Всякий раз, когда вы игнорируете чувственные, то есть, в основном, нераспознанные сноподобные восприятия, нечто внутри вас испытывает легкий шок, поскольку вы проглядели сам дух жизни, свою величайшую потенциальную силу.
   После многих лет психотерапевтической работы с людьми со всего мира мне представляется, что игнорирование сновидения - это нераспознанная глобальная эпидемия. Повсюду люди страдают умеренной формой хронической депрессии из-за того, что их учат сосредоточиваться на повседневной реальности и забывать о сновидении, лежащем в ее основе.
   Это не тот вид депрессии, который заставляет вас чувствовать себя несчастным; он гораздо тоньше. Эта депрессия представляет собой ощущение, что в вашей жизни чего-то не хватает, даже когда внешне все обстоит очень хорошо... Мы не осознаем, что утратили контакт с основополагающей энергией жизни - со сновидением. Как бы ни выглядели наши проблемы, большая часть подавленности и уныния происходит от игнорирования реальности сновидения. Без сновидения вы живете только наполовину и видите только половину мира.
   Простое решение проблемы этой глобальной эпидемии состоит в том, чтобы обрести доступ к сновидению, научиться чувствовать сновидение в движениях вашего тела и в сигналах, которые вы посылаете и получаете во взаимоотношениях с человеческим и природным мирами".
  
   Многочисленные исследования показывают, что сновидения, словно зеркало, отражают не только характер деятельности человека в бодрствовании, выявляя разницу в содержании в зависимости от возраста, пола, культурной среды и других показателей, но и уровень соматического и психического благополучия. Нарушение сна в той или иной форме и степени является первым или одним из первых
  проявлений болезни.
   Изменение характера сновидений при различных патологических состояниях, затрагивающих как организм, так и психику, касаются прежде всего их эмоциональной составляющей. Любая патология внутренних органов или психики меняет эмоциональный фон сновидения от положительного эмоционального полюса к отрицательному. Появляющиеся при этом неприятные, устрашающие, тревожные сновидения содержат в себе разнообразную гамму неприятных ощущений различных модальностей: слуховые, вкусовые, тактильные, болевые и др. В случае если болезненное состояние становится затяжным, такие сновидения приобретают навязчивый характер и начинают преобладать над положительно эмоционально окрашенными и эмоционально индифферентными.
  
   Вместе с тем научные исследования позволили выявить особенности сновидений, специфические для определенных заболеваний. Существующие на сегодняшний день данные исследования сновидений при различных патологических состояниях позволяют
  рассматривать сновидения как "стенограмму" состояния человека, указание не только на сам факт какого- либо неблагополучия, но и на его характер. Это позволяет наметить новые перспективы для дальнейшего использования сновидений как ценного средства для диагностики и терапии различных заболеваний.
  
   Наиболее общепринятой в настоящее время точкой зрения является рассмотрение сновидения как активной психической деятельности, способствующей как переработке информации, психологической адаптации, так и творческой активности, процессу личностного роста и готовящей человека к плодотворному бодрствованию. Характерной для современного подхода к интерпретации сновидений является тенденция к объединению нейрофизиологических и нейропсихологических сторон в изучении вопроса, их взаимообогащение и взаимопроникновение.
  
  
  
  
  
   Глава 4. Толкование сновидений.
  
  
  
  
  
   Сновидения почитались многими древними цивилизациями. В тех обществах, где к снам относились с вниманием и ценили их, сложились специальные приемы обращения к источнику сновидений за советами и исцелением. К их числу можно отнести путешествия в священные места, очищение, вызывание духов и жертвоприношение.
   В Египте с 4000 по 2000 годы до нашей эры была широко распространена практика вынашивания сновидений. В разных областях страны находились храмы, посвященные сновидениям, которые именовались серапимами (древнеегипетским богом сновидений был Серапис). В них жрецы, специализировавшиеся на разгадывании снов, истолковывали их и совершали предсказания по ним.
   Египетские фараоны глубоко чтили сны и считали выраженную в них волю волей богов.
   Вероятно, одно из древнейших известных руководств по сновидениям - папирус из Дерал-Мадинеха (2000 - 1700 гг. до н.э.) - содержит наставления о том, как получать во сне советы свыше.
   Не менее древней, чем египетская, является китайская практика использования сновидений.
   У египтян и ассирийцев имелись книги сновидений, где были собраны сведения о благоприятных и неблагоприятных снах, символах и ассоциациях слов и образов.
  
   Во многих традиционных культурах сновидение считается языком души, ее выражением. Современные антропологи исследовали и задокументировали способы использования снов разными народностями в повседневной жизни.
   Общим является бережное и уважительное отношение, придание снам особого статуса в повседневной жизни. Так, американские индейцы видели в них важные условия поддержания благополучия племени. Вся культура австралийских аборигенов основана на снах. В них они получают послания божеств и "инструкции", которые применяются в практической деятельности. Африканские зулусы рассматривают сновидения как послания предков.
   Индейцы племени наскапи, проживающие в лесах Лабрадорского полуострова в Канаде, полагаются на сновидения как руководство в жизненных коллизиях.
  
   Представители традиционных культур верят, что происходящее во сне реально.
   Так ли они наивны?
   Российский философ Бескова И.А. считает, что у такого "детского" представления есть определенные основания, потому что физическое тело человека действительно
  переживает образы сновидения как реальные события. Иными словами, физически для человека и в самом деле сновидная реальность во многих своих компонентах совпадает с объективной. Известно, что мышцы во сне получают от головного мозга практически ту же импульсацию, которую они получали бы днем в результате подлинного опыта проживания снящейся ситуации. Единственное отличие -
  заблокирована реализация действий, но энергетические процессы протекают так, как если бы происходящее во сне совершалось наяву.
   Тогда получается, что в некотором смысле оно и в самом деле реально, а именно: снящееся обладает качеством подлинности для тела человека именно в плане реальности энергетических коррелятов происходящего в сновидении.
  
   Все исторически сложившиеся традиции истолкования природы сновидения и его логики в той или иной форме, в том или ином аспекте увязывали снящееся с реальностью сновидца: иногда внутренней (психологические, эмоциональные, ментальные процессы), иногда внешней (что съел, что накануне делал, в каких условиях спит, какие сигналы воспринимает и даже какие силы в данный момент на
  него воздействуют: божества, духи, демоны, планетарные циклы, времена года и пр.).
   Все эти многообразные детали различались. Общим было лишь то, что предполагалось наличие неслучайной связи развертывающейся цепочки образов с какими-либо аспектами (обстоятельствами) жизни человека. Однако представление о наличии такой связи было обычно результатом или эмпирического наблюдения, или некоего внутреннего убеждения, отражающего собственный опыт и собственные
  интуиции человека на этот счет.
  
   Истоки современной практики истолкования сновидений и понимания природы феномена сна, по всей видимости, следует связать с именем Зигмунда Фрейда, который явился основоположником психоаналитической традиции в истолковании сновидений. Смысл этого подхода заключался в том, чтобы попытаться воздействовать на качество жизни человека, исследуя бессознательные содержания его психики, представленные в символах снов.
   В 1900 году он опубликовал книгу "Толкование сновидений", в которой на основе нового понимания глубинной природы человека предложил неожиданный и шокирующий взгляд на содержание символики снов. Фрейд был далек от теории сновидений как ответа на внешние раздражители. Напротив, он пришел к выводу, что в них символами зашифрованы потаенные желания человека, и что именно символы сновидений раскрывают те "нежелательные" мечты, мысли, побуждения, которые отказывается принять бодрствующее сознание: это или эротические стремления, или инстинкт насилия в человеке.
   По Фрейду, большинство этих желаний и ощущений представляют собой детские переживания. С точки зрения Фрейда, сновидение является результатом психологического процесса, характеризующегося архаическими способами мышления, в частности смещением, сгущением и замещением, способствующими переводу скрытого содержания в явное сновидение, а также представляют собой процесс
  трансформации мыслей в чувственные символы и образы.
   Затем происходит вторичная переработка - соединение разрозненных образов и элементов сновидения и создание единого связного содержания, действия. Иногда вторичной переработки не происходит, и тогда сновидение проявляется в виде расчлененных, разорванных или причудливо переплетенных серий образов и фраз.
  
   Другой известный психиатр Юнг полагал, что образы сновидений чаще выражают реально воздействующие на жизнь человека факторы, чем подавленные сексуальные желания и ранний опыт.
   В противоположность Фрейду он находил полезным побуждать клиентов записывать содержание как сновидений, так и дневных фантазий. Кроме того, он считал, что человеку полезно играть активную роль в интерпретации собственных снов. Юнг предложил технику амплификации (расширения). Эта техника предполагает, что для более полного понимания значения символа сновидец обращается к общекультурной мифологии и собственному жизненному опыту, откуда черпает ассоциации и значения, связанные с интересующим его символом.
  
   Предназначением сновидений, по Юнгу, является компенсация, то есть способ, в котором бессознательное в символической форме выражает стремление психики к равновесию в качестве реакции, восполняющей однобокую позицию рассудка.
   Сновидение, таким образом, рассматривается как неотъемлемый компонент непрерывного процесса психологического регулирования личности.
   Итак, и Фрейд, и Юнг считали функцией сновидений разрешение внутренних конфликтов. Но в то время как Фрейд делал упор на конфликте, Юнг сосредоточивался на сохранении баланса.
   В настоящее время клиницисты больше акцентируют функцию сновидения как выражения потребностей человека. За сновидцами, которые пытаются разобраться в своих сновидениях, в целом признается способность избегать скрытого самообмана и стремления к самооправданию.
  
   В большинстве исследовательских школ, работающих со сновидениями и их интерпретациями, преобладает мнение, что сновидения представляют собой подлинное самовыражение личности, а не результат ее маскировки.
  
   Самые разные традиции истолкования сновидений благополучно живут и здравствуют по сей день, а также имеют своих активных приверженцев, которым реально помогают, хотя внешне находятся в непримиримых отношениях друг с другом.
  
   Это и "народная традиция", и психоанализ, и юнгианская, и гештальт-, и глубинная психология, а также процессуальная психология, психология традиционных сообществ и др. Они совершенно различаются, и при этом, как ни странно, не исключают друг друга, не подрывают друг друга, поскольку фокусируют свое внимание на том уровне процессов, который по тем или иным причинам актуален, особо значим именно для их носителей (основоположников и нынешних приверженцев и последователей).
   При этом каждая такая концепция может довольно полно охватывать избранный ею для анализа уровень процессов, но это, однако, не исключает того, что другая традиция, в корне отличная от нее, тоже может довольно полно описывать этот же уровень феноменов своими средствами и в своей категориальной сетке.
   Но самые первые снотолкователи - это, конечно же, сами сновидцы. Человек, увидевший сон, который он посчитал значимым, даже если сознает ограниченность своих возможностей, все же непроизвольно пытается приписать ему то или иное значение.
   Практика показывает, что люди охотно толкуют не только свои сны, но и сны своих друзей и знакомых, не располагая для этого, чаше всего, никакими реальными ресурсами.
  
  
  
  
  
  
   Глава 5. Размышления над собственными сновидениями.
  
   (субъективный анализ и выводы)
  
  
  
   Теперь, когда я познакомился с основными теориями сна и сновидений, мне предстояло выработать собственную позицию по этой теме, сопоставить имеющуюся информацию со своим субъективным восприятием сновидений, со своими размышлениями. Ознакомление с научной литературой, конечно, во многом прояснило для меня суть феномена сновидений и начал я с классификации.
  
   Следует отметить, что в моих сновидениях никогда не отражались точно имевшие в жизни ситуации. Даже если и был намёк на них, ситуация всегда моделировалась с большими импровизациями, выдумкой или совершенно невероятными деталями.
  
   Я не вёл статистику своих сновидений, никогда не записывал их содержание, как это делали многие известные исследователи сновидений. А их, если прикинуть, за те двадцать лет, когда я стал обращать на них маломальское внимание, накопилось несколько тысяч.
  
   Я обратил внимание на то, что, если после пробуждения я сразу же, в течение первой минуты, вспоминаю детали сновидения, прокручиваю их в состоянии бодрствования, пытаюсь разобраться в их символике, созданной ситуации, то тогда они запоминаются надолго. Правда, как правило, это касалось оригинальных, необычных, интересных с моей точки зрения сновидений. Более простым сновидениям я не уделял такого внимания, и они быстро стирались из памяти.
  
   Думаю, что сохранению их в памяти во многом способствовал яркий эмоциональный компонент, который я переживал в ситуации сновидения. И поэтому свою классификацию я построил опираясь, прежде всего, на переживании тех или других эмоций во время сновидения.
  
   Существует система, созданная Кэлвином Холлом и Робертом ван де Кастлом, которые классифицировали элементы более чем 1000 различных сновидений. Все в сновидениях должно подпадать хотя бы под одну из следующих 8 категорий: персонажи, обстановка, природное окружение, предметы, деятельность, качества, ощущения, эмоции. Но свои сновидения я классифицировал по системе ситуация - эмоции. Мне так было удобно.
  
   Ситуации, когда я опаздывал на поезд, какую-то встречу, экзамен, официальное мероприятие и т.п. (эмоции напряжения, тревоги,
  раздражения).
   Ситуации, когда я долго не мог найти нужный дом, учреждение, другие объекты (мне знакомые и ранее посещаемые), но не понимал, как туда пройти, проехать, путался в окружающей обстановке. Я назвал бы это эмоциями растерянности и временной дезориентации.
   Ситуации, когда я испытывал неуверенность в том, что смогу найти правильный ответ или решение, плохо помню, или вообще не знаю
  материал (экзамен, лекция, публичное выступление и т. п.) (эмоции тревоги, страха, неуверенности в своих знаниях, навыках).
   Ситуации, когда я попадал в неловкую ситуацию, не знал, как себя вести в отношении с тем или иным человеком, вел себя неправильно с позиций собственной культуры и этики. Или испытывал трудности в принятии решения, требующего неоднозначного подхода. (эмоции стыда, тревоги, раздражения, неуверенности в своих социальных навыках).
   Ситуации эротического и любовно-романтического характера (эмоции эйфории, удовольствия, радости, ожидания). Нередко эти ситуации перекликались с юностью, студенческим возрастом и отражали какие-то неудовлетворенности ожидаемого результата в романтических ситуациях юности. Причём сцены практически никогда, за редким исключением, не моделировались как фрагменты полового акта. Чаще всего в них моделировались отношения ухаживания или лёгкой эротики.
   Ситуации опасности смерти (падение с высоты, угроза падения самолёта, попадание в автоаварию и т.п.) (эмоции страха, тревоги, ужаса).
   Ситуации, когда снились умершие люди. Мне снились чаще всего родители, затем бабушки (дедушки рано умерли), единичные случаи с тётей, дядей. Других умершие никогда не снились. Интересно, что во время этих сновидений я не испытывал каких-либо негативных эмоций. Несмотря на то, что ситуации были разные, перепутанные по времени и месту, в этих сновидениях присутствовали обычные эмоции, порой и конфликтные, которые я испытывал в общении с этими людьми при жизни. Поскольку с этими близкими людьми существовал достаточно длительный, чувствительный и разнообразный по спектру период эмоциональных отношений, я бы назвал их эмоциями-воспоминаниями.
   Ситуации встречи с друзьями и другими значимыми для меня людьми в определённой период жизни (в основном в юности, ранней
  молодости), людьми, которые я долгое время не видел. В целом при этом я испытывал теплые эмоции. Я бы назвал их приятными эмоциями-воспоминаниями.
   Ситуации, когда я подвергался унижению, оскорблению, ругательствам, упрекам, замечаниям как со стороны моих бывших начальников, так и со стороны значимо знакомых людей (эмоции обиды, злости, раздражения, вины). Ситуации были смоделированы разнопланово по месту и времени, но в целом отражали суть имевших ранее маленьких или больших конфликтов.
   Ситуации отношений с животными. Чаще всего отражались схожие с реальными ситуации отношения с домашними животными (по жизни у меня всегда в квартире жили коты и кошки), а также с животными, с которыми периодически встречался в жизни у знакомых, друзей, на улице, в деревне (эмоции взаимоотношений с животными были разные, от тёплых до отрицательно неприязненных, но в основном тёплые).
   Ситуации, когда я находился в том или ином болезненном состоянии. Как правило, такие образы не были изолированными, а про-ходили как вставки в ситуации из других групп (эмоции недомогания, неудобства своего положения в конкретной ситуации).
   Ситуации ближайшего события, которое произошло совсем не-давно, или должно было произойти. В них моделировались очень похожие на реальную жизнь ситуации, возникшие на работе, в семье, на улице, при проведении какого-нибудь мероприятия и т.п. Эмоции были самые противоречивые, но в большинстве своём это были спокойные эмоции. Как бы ещё раз проигрывались схожие микросоциальные ситуации, требующие быстрых решений.
   Смешанное сочетание ситуаций из разных групп.
   Ситуации, когда сновидение полностью проецировалось на место, где я спал в данный момент. Поскольку это сновидение было настолько реальным, практически неотличимым от действительности, то кроме эмоций страха я больше ничего не испытывал. Я бы назвал такие сновидения изощрённым кошмаром. Но их было немного.
  
   Я выделил эти группы, в которые вошли мои наиболее распространённые сновидения. Условно все эти сновидения составили 99 процентов.
   Ещё один процент отвёл бы на сновидения сумбурно фантастического или мистического характера, в которых мешались ситуации с совершенно нелепой, нелогичной, абсурдной динамикой как самого сновидения, так и возникавших при этом образах. Но таких было немного и судя по тому, что это была "сплошная мешанина" и в них отсутствовала всякая логика, у меня ничего не отложилось об этих сновидениях в памяти. Помню только, что такие сновидения были.
  
   В двух словах о том, как я анализировал свои сновидения. Собственно, многие годы никакого анализа и не было. А если он и был, то носил периодический и несистемный характер по типу "подумал немного, отметил что-то про себя и забыл".
   И лишь последние несколько лет к содержанию своих сновидений я стал подходить "более серьёзно". Я не читал методик по анализу собственных сновидений, с ними я ознакомился гораздо позже. Поскольку сны мне снились почти каждый день, собственная система анализа вырабатывалась, так сказать, опытным путём. Собственно, ничего заумного в ней не было.
   Я выделял людей, снившихся мне, а снились мне в подавляющем большинстве те люди, с которыми в течение своей жизни, начиная с детства, я имел определённые отношения, общение. А затем рассматривал имевшие во сне ситуации и сопоставлял с теми эмоциональными отношениями, которые присутствовали ранее в отношениях с этими людьми.
   Если ситуация развивалась без людей, я вспоминал схожие по эмоциям ситуации своей жизни.
   Чтобы понять, что хотело донести мне сновидение, мне нужно было выделить главную, стратегическую линию сюжета, отметая многочисленные символы.
  
   И пришёл к выводу, что всё- таки это пережитые эмоции, спроецированные на смысловую нагрузку увиденной ситуации. Поэтому и свою классификацию построил, опираясь на эмоциональную окраску сновидения. Сейчас в интернете вы можете найти подробные инструкцию по анализу своих сновидений, я не буду их описывать.
  
   Никакой статистики по процентному распределению этих ситуаций в моих сновидениях я не вёл, но об определённой закономерности могу сказать.
   Сновидения с ситуациями, где я испытывал отрицательные эмоции, с разными степенями выраженности и оттенками (я их перечислил выше в классификации), составляли абсолютное большинство. Навскидку, их было примерно девяносто процентов.
   Отдельно скажу по поводу "вещих снов". Действительно, несколько раз было совпадение событий, увиденных накануне в сновидении. Но при тщательном анализе я приходил к мнению, что предстоящие события осознанно или неосознанно уже прокручивались в моей голове как гипотетически возможные. Не было явно неожиданных, совершенно непрогнозируемых событий.
  
   В литературе описаны примеры действительно пророческих снов. Много написано об астральных мирах, тонких материях и т. д. Я не углублялся в эту тематику. Возможно, науке ещё не всё известно и не всё поддаётся изучению на данный момент времени.
  
   Что не снилось никогда. За свою жизнь я посмотрел не одну сотню фильмов с различными жанрами, в том числе и с жанрами фантастики, триллера, ужаса, мистики. Но ни разу не приснилось что-либо подобное из сюжета или образов фильма. И это показалось мне удивительным, ведь во время просмотра многих фильмов я испытывал достаточно сильные эмоции. То же самое касается и прочитанных книг. Хотя допускаю, что какие-то отдельные символы всё- таки иногда включались в картинку сновидения. Не было именно схожего сюжета.
   Возможно, когда я читал книгу или проникался сюжетом фильма, то моё сознание временно изменялось. Я как бы виртуально жил жизнью киношного или литературного героя. Но это была уже осознанная виртуальность и, может быть, поэтому в "фильмотеку" моих сновидений не включалась. Но это только моё предположение.
  
   И буквально пару слов о так называемых осознанных сновидениях. Осознанное сновидение - это изменённое состояние сознания, при котором человек осознаёт, что видит сон, и может в той или иной мере управлять его содержанием. Литературы по этой теме невообразимое количество. Описаны различные техники. Я не углублялся в эту тему, но из своего опыта могу сказать, что в некоторых случаях у меня было что-то подобное в момент засыпания.
   Я понимал, что ещё не сплю, но в голове уже появлялись определённые абстрактные "картинки". И действительно, некоторое время можно было в той или иной степени сознательно передвигаться по этим "картинкам". Но потом я засыпал и впоследствии ничего из этого не помнил при пробуждении. В общем, меня это не заинтересовало.
  
   Я не детализирую своих сновидений, хотя многие хорошо помню, потому что все мои сновидения носят сугубо личный характер и не хотелось бы выносить это на публику. Поэтому в своих рассуждениях буду руководствоваться общими размышлениями и впечатлениями.
   Хочу сразу отметить, что все выводы, которые я сделал по поводу своих сновидений, носят сугубо личный, субъективный характер и не претендуют на обобщение.
  
   Итак, сделаю первый вывод: всё, что мне снилось, так или иначе связано с ситуациями и эмоциональными переживаниями моей бодрствующей жизни.
  
   Теперь поделюсь теми ощущениями, которые я испытывал во время сновидений.
  
  Прежде всего я обратил внимание на то, как телесно, физически, эмоционально бодрственная жизнь обусловливается в содержании сновидения.
   Если сформулировать сжато, то дело в следующем: во сне я безоговорочно верил происходящему, даже если течение событий было мало правдоподобно или даже фантастично.
   Исключением были ситуации, когда я пытался осмыслить степень реальности снящегося мне, иными словами, когда вопрос о статусе происходящего как раз и оказывался для меня главным.
   В этом случае я специально обращал внимание на любые несоответствия, т.е. искал, чему можно было "не поверить". Однако, подобного рода критический настрой почти всегда прерывал сновидение.
   Можно даже сказать, что обычно я спал, пока верил происходящему. Вернее, так: я мог не поверить чему-то или кому-то, но это было недоверие персонажу или ситуации, и оно, это недоверие, было частью (элементом, мотивом) сюжета; это не было недоверием к самому сновидению.
  
   Во сне моё сознание могло быть помещено в любой объект сновидения, как одушевлённый, так и неодушевлённый, оно одновременно могло быть локализовано сразу в нескольких точках (персонажах) или же везде и нигде.
  
   Во сне разные варианты "невозможности" (недопустимости) или не действуют, или сильно ослаблены. Наяву мы при нормальных условиях имеем чёткое представление о логической невозможности определённых положений вещей ("круглый квадрат"); о невозможности, обусловленной действием законов (допустим, законы сохранения энергии, законы трения, тяготения, и др.); "естественно- природных"
  законов: солнце встаёт на востоке и садится на западе, реки не текут вспять; фактологических привязок: дерево выше травы и т.п.
  
   Соответственно другому кругу возможностей законы сочетаемости информации в сновидении иные, чем в бодрствовании. Например, мне снилось, что я нахожусь за металлической дверью, но при ударе она ломалась как картонная дощечка. В других сновидениях я при прыжке поднимался на высоту деревьев и парил вопреки всяким законам притяжения, я мог летать, зависать, бежать с необыкновенной скоростью.
  
   В других сновидениях я ощущал себя одновременно действующим лицом и той толпой, которая наблюдает за моими действиями.
   И, конечно же, совершенно изменяется ощущение пространства и времени за счёт снятия ограничений, налагаемых бодрствующим сознанием в физическом мире: я мог мгновенно и без усилий перемещаться из одной точки в другую и из одного времени в другое.
   Причём, что характерно, все эти непривычные для физического тела бодрственного сознания возможности и положения вещей нисколько не смущали меня во сне, воспринимаясь как нормальные.
  
   Таким образом во время сновидения мне был предоставлен более богатый спектр возможностей. Это и ослабление контроля норм и запретов, отсутствие логической невозможности определённого хода событий или физической невозможности некоторых событий.
  
   Однако если я верил тому, что со мной происходит во сне, то соответственно эмоционально реагировал "веримому". Так, если в сновидения я карабкался по отвесной скале и срывался с неё, то соответственно и переживал, как если бы снящееся происходило со мной в действительности. В этом-то и ужас кошмарных сновидений.
   Но это значит, что моё тело на всех уровнях своей организации (клетки, ткани, органа, системы, организма) воплощало в своих структурах и состояниях мои эмоции, испытанные мной в связи с приснившимся.
   Если это были положительные эмоции, то тело преображалось так, как если бы я пережил их в бодрственной реальности (допустим, как если бы какая-то тревожащая меня проблема разрешилась благополучно, или как если бы кто-то близкий и дорогой чем-то порадовал).
   Но если это были негативные (а особенно интенсивно негативные) эмоции, моё тело переживало все те последствия, которые бы оно имело в результате проживания мной такого или подобного опыта в реальной действительности.
   И это, возможно, причина того, почему иногда, просыпаясь утром, я чувствовал себя разбитым. Недоумевал: да почему меня вдруг скрутило? Ведь я лежал, спал, ничего не делал, а поясница (плечо, нога, шея) болит, как будто я их повредил. И это тоже форма влияния ночной жизни на дневную, которую нельзя игнорировать.
  
   Ведь нетрудно представить себе, с каким грузом за плечами мы приступаем к дневной жизни, если в ночной произошло что-то такое, что заставило наше тело, вслед за поверившим в реальность происходящего рассудком, пережить разные невзгоды и в своих болях и болезнях ощутимо воплотить такие переживания.
   Избежать такого воздействия сновидения на наше тело невозможно. Но я не так часто испытывал эти негативные последствия.
   Существуют методики по минимизации последствий таких, обусловленных сновидением, травм. В частности, их описывает в своих работах американский психиатр и психоаналитик Монтегю Ульман. Но это отдельная тема, её я не касался.
  
   Вывод второй: можно уверенно констатировать, что во время сновидения я часто находился в состоянии изменённого сознания, схожего с психопатологией (дезориентация во времени и месте, галлюцинации).
  
   За время работы над темой у меня было достаточно времени подумать, и прежде всего мне хотелось разобраться о соотношении сознательного и бессознательного в своих сновидениях.
  
   Сознание "не читает" язык бессознательного. Это одна из причин, почему бессознательное содержание не может быть непосредственно и без изменений выражено в сознании.
   Если допустить, что сновидение - всего лишь одна из форм подачи бессознательного материала сознанию (структурой уровня "человек как целое", с которой большую часть времени мы отождествляем себя), то в этом смысле справедливо представление о том, что в большой степени, содержание нашей ночной жизни определяется содержанием дневной.
   Конечно, такая связь прослеживается не всегда. И этому есть свои причины.
  
   Во-первых, бессознательное преобразуется, да иной раз так, что его и узнать нельзя. Поэтому может возникнуть иллюзия того, что днём переживалось одно, а ночью снилось совершенно с этим не связанное.
   Во-вторых, бессознательное имеет не только свою форму существования, но и свою логику развития. И если некое содержание проходит в своём развитии стадию инкубации, оно, вполне возможно, может стать озарением (по собственной инициативе ворваться в сознание человека в сновидении).
  
   Ещё раньше я задавался вопросом: почему я так быстро забываю некоторые сновидения, а некоторые помню долго и в подробностях?
  
   Память можно понимать как целенаправленное отыскание прежних следов чего-то, вроде рейда по закоулкам сознания.
   А можно как совершенно спонтанный, непроизвольный, ненасильственный процесс свободного всплывания прежних, ранее не актуализировавшихся содержаний в связи с изменением состояния сознания. Для вспоминания информации из другого пласта психики, который характеризуется иным состоянием сознания (именно состоянием сознания, а не знанием и не опытом), необходимо вернуться в состояние сознания, переживавшееся в тот момент, когда данное впечатление закладывалось.
  
   Т.е. вспоминание можно представить и как усиленный поиск утраченного (забытого), и как совершенно простой, лёгкий, практически автоматический процесс оживления прежних следов при изменении состояния сознания.
   Состояние бодрственного сознания сильно отличается от состояния сновидноизмененного сознания и трудность вспоминания снов обусловлена, по - видимому, прежде всего, тем, что это другое состояние сознания.
  
   Есть предположение, что чем больше такое отличие у данного конкретного человека, тем меньше он будет способен к лёгкому (спонтанному) вспоминанию сновидений или к удержанию их в памяти. Судя по тому, что большинство сновидений я всё-таки запоминаю, такое отличие у меня не очень большое. Но как тогда это трактовать?
   Я предположил, что это может быть связано с развитостью фантазийного мышления. Например, когда писатель - фантаст создаёт сюжет и образы в своей книге, он много фантазирует и в этот период пребывает как бы в состоянии изменённого сознания.
   Наверное, склонность к фантазийному мышлению и позволяет мне легче запоминать большинство своих сновидений.
  
   Вероятно, у человека действительно имеется сфера символов, за которыми в его непосредственном ощущении-чувствовании ничто не стоит. И эти символы, таким образом, не могут быть производны ни от телесных состояний, ни от внутренних энергетических процессов.
   Возможно, они приходят к человеку очень сложными опосредованными путями, именно через мир фантазий человека.
  
  
   Вывод третий: убеждён, что сновидения являются зоной "соприкосновения" сознательных и бессознательных элементов психики, благодаря которому становится возможным их сохранение в памяти и осознанное воспроизведение. Содержание сновидения становится доступными нам после пробуждения и, если мы вспоминаем сновидение, то, в известном смысле, мы готовы встретиться с содержащейся в нем информацией.
  
   Теперь выскажу своё мнение о понимании общей природы сновидений и их практическому применению в бодрствующей жизни с учётом тех теорий и той научной информации, с которой я ознакомился.
   Повторюсь, мои выводы спроецированы только на мой личный опыт.
  
   Считаю, что сновидения являются сообщениями, приходящими из внутреннего мира. Соглашусь с теми, кто считает, что сновидения - это внутренний процесс мозга, целью которого является упорядочение полученной извне информации и эмоций с одной стороны, и информации со стороны внутренних органов - с другой.
  
   Очевидно, что сновидение - это очень важный для функционирования мозга, да и всего организма человека процесс. Но носит он неосознанный характер. Его невозможно осознавать. Это всё равно, что осознавать выделение в организме различных гормонов, медиаторов, ферментов. Иллюзию осознанности дают лишь образы и эмоции, согласуемые в сновидении в той или иной степени с сознательной жизнью.
   Насчёт механизма возникновения сновидений. Для его понимания я взял для анализа те сновидения, которые наиболее удобны для расшифровки. Например, сновидения, которые я запомнил после просыпания, вызванного позывами от мочевого пузыря. Их было не один десяток. И я сравнил содержание этих снов. Оказалось, что ситуации в каждом случае были разными и никогда не повторялись, хотя мотив моего поведения всегда был один-поиск туалета или даже просто места, где можно было бы осуществить эту маленькую физиологическую потребность. Разными были места, люди, с которыми я сталкивался во время поиска, сама степень затруднения в поисках. А вот эмоции, которые я испытывал в период поиска туалета, главным образом эмоции, связанные именно с затруднением этого поиска, были похожие и очень напоминали те же эмоции, которые я испытывал и в бодрствовании (а такие случаи, наверно, бывали у каждого). В конце концов я просыпался и шёл в туалет. Всё это навело меня на мысль, что пусковым звеном в возникновении сновидения действительно является импульсация от рецепторов внутренних органов и систем. А что же происходит дальше? В бодрствующем состоянии сигнал поступает в определённые структуры мозга, а затем и в кору, и побуждает нас к соответствующему действию (в данном случае к опорожнению мочевого пузыря). А что во сне? Механизм тот же, только осуществить его не удаётся надлежащим образом. Моторная деятельность во время сна заблокирована. Но сигнализация продолжается. Я предположил: если нет ответа на сигнал, автоматически включается сфера эмоций (через известные нейромедиаторы и гормоны). Далее через структуры эмоциональной памяти диффузно распространяется на участки долговременной памяти и находящиеся в ней образы. Поэтому картины сна очень разнообразны по сюжету и объектам. Мышление во время сновидения сохраняет свой обычный, последовательный характер, нейросеть мозга пытается в сновидении подвести картинку к логическому решению задачи. Ну, а когда ей это не удаётся, включается фантазийная логика. И картинки в сновидении носят порой нелепый, фантастический или мистический характер. И, возможно, примерный механизм возникновения сновидений осуществляется при посылке сигналов в структуры мозга от других органов и систем.
   Конечно, когда я говорю о структурах мозга, отвечающих за эмоции и память, я упрощённо предполагаю лишь условный нейрофизиологический механизм. Если говорить о феномене в целом, то здесь я придерживаюсь точки зрения, что сознание и эмоции неразделимы, что эмоции это одна главных составляющих сознания. Говорю об этом, опираясь на свой субъективный опыт и размышления.
   В принципе, большинство людей обходятся без анализа своих сновидений и не видят большой необходимости в их толковании и какого-либо практического применения от содержания своих сновидений в бодрственной жизни. Если добавить к этому, что и само функционирование мозга направлено на быстрое стирание из памяти содержания сновидений при просыпании, то напрашивается логический вывод. Содержание сновидений не имеет никакого практического смысла для человека в сознательной жизни.
   Стирая содержание сновидений мозг как-бы говорит: не обращай на мои фантазии внимания, они тебе не нужны в реальной жизни.
   Не могу полностью согласиться с теорией сновидений Алана Хобсона, утверждающей, что сны лишены смысла, что они есть не что иное, как попытка мозга интерпретировать случайно возникающие внутри электрические сигналы.
   Все-таки сюжеты сновидений, при всей своей странности, порой весьма логичны и изобретательны. Кроме прочего, во время сна происходит моделирование различных потенциально опасных ситуаций.
  
   Возможно, такого рода ночные репетиции в случае столкновения с реальными угрозами позволяют мне действовать более уверенно.
   Запомнившиеся мне сновидения я всё-таки мог интерпретировать как воспоминание о прошлом неудачном опыте, положительных или негативных эмоциях. И в сновидениях были выбраны именно эмоционально значимые для меня ситуации из тысяч возможных
  модулирований сюжетов.
  
   В этом я определил для себя единственный, с житейской точки зрения, практический смысл сновидений.
   С помощью сновидения я прокручивал в памяти отрицательный опыт своей жизни. И расцениваю это как напоминание о допущенных ошибках, неверно принятых решениях. Мозг как бы говорит мне: "помни об этом, не повторяй подобного больше". И это придаёт мне уверенности, что такого я больше не должен допустить.
   Мне даётся возможность ещё раз пережить психотравмирующий опыт во сне, потому что именно там я наиболее непосредственно взаимодействую со своим подсознанием и бессознательным.
  
   Анализируя свои сны, я смог больше понять, что происходит в моём внутреннем мире. Убеждён, что то, что явлено нашему внутреннему взору во сне, - не произвольная, случайная картина, а результат подстройки к нашим ожиданиям, тревогам, состояниям.
   Считаю, что смысловая роль сновидения заключается в том, чтобы увеличивать степень осознанности и интегрированности нашей личности.
  
   В заключение скажу: если вы считаете свои сновидения глупостью, они действительно растворятся ещё до того, как вы оторвёте голову от подушки. Если же тема сновидений для вас интересна и важна, сны будут отпечатываться в сознании гораздо глубже. И при желании вы сможете лучше понять самого себя.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Список литературы.
  
  Бескова И.А. Природа сновидений (эпистемологический анализ). М.: ИФ РАН, 2005.
  Борбели А. Тайна сна (перевод и примечания В.М.Ковальзона). М.: "Знание", 1989.
  Вейн А.М. Сон: тайны и парадоксы. М. 2003.
  Гарфилд П. Путь к блаженству. Метод мандалы сновидений. М. 1998.
  Жуве М. Похититель снов (пер. с франц. В. М. Ковальзона и В. В. Незговоровой, предисловие и примечания В. М. Ковальзона; серия "Самое время!"). М: "Время", 2008.
  Криппнер С., Диллард Дж. Сновидения и творческий подход к решению проблем. М., 1997
  Корен С. Тайны сна: путешествие в загадочный мир сна. М. 1997.
  Ковальзон В. М. Основы сомнологии. Физиология и нейрохимия цикла бодрствование-сон.М.: "Бином. Лаборатория знаний", 2011
  Линн Д. Полные пригоршни снов. Киев, 2000.
  Минделл А. Ученик создателя сновидений. Использование более высоких состояний сознания для интерпретации сновидений. М. 2003.
  Минделл А. Квантовый ум: грань между физикой и психологией. М.: Ганга, 2018.
  "Сомнология и медицина сна". Национальное руководство памяти А.М. Вейна и Я.И. Левина. Под редакцией М.Г. Полуэктова. Москва, 2016.
  Тейлор, Джереми. Работа со сновидениями: Практ. руководство / Дж. Тейлор. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2000.
  Уолкер М. Зачем мы спим. Новая наука о сне и сновидениях (пер. с англ. Ф.М. Феоклистовой). М.: КоЛибри, Азбука - Аттикус, 2019.
  Шпорк П. Сон. Почему мы спим и как нам это лучше всего удаётся (пер. с нем., под ред. и с предисловием В.М.Ковальзона). "Бином.
  Лаборатория знаний", 2010.
  Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М. 1989.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"