Экзамен по истории русской литературы 19 века. Новосибирск, 1998.
1. Розанов - чувство сверхъестественного переходит в сверхъестественность, и, далее, в ощущение расширения души до космического масштаба.
2. Мережковский - внимание к тому, что находится над человечеством.
Такое представление Лермонтова о себе - в стихотворении "Мой дом". Дом равен Вселенной. И в этой Вселенной Лермонтов - один из духов. Это задается стихотворением "Смерть". Так создается представление о Лермонтове как о Демоне.
Розанов: "Но публика безотчетно и в нем самом чувствует "демона". Вас двое, и кто вас разберет, который которым владеет".
Мцыри - завоевание Грузии Россией ("тень дружеских штыков").
Демон - быт Грузии ("Высокий дом, широкий двор..." и похороны Тамары).
В любом произведении есть "Божий мир", который неизмеримо больше и объемнее любой индивидуальной судьбы, и в его необъятности, неизвестности исчезает все эфемерное и конечное.
То есть в конфликт вступают частные лица, индивидуальные судьбы, но в их отношениях вскрывается иное, субстанциональное начало. Конфликт имеет земной характер, но истолковывается как отражение универсального.
В этом отношении совершенно особняком стоит поэма "Демон".
"Пустыня мира", "Божий мир", "синело предо мной пространство", "когда бегущая комета..", "надежда есть - ждет правый суд/ Простить он может. хоть осудит.."
Фигура Бог неявно возникает в разговореТамары и Демона.
Появляется мысль о всеобщности единства добра и зла.
Конфликт "Демона" - постоянный романтический конфликт, углубленный до субстанциональной почвы. Предельное расширение - примирение с абсолютным добром (Богом, небесами) - месть всему живущему, через него Богу. Углубление конфликта - как Демон пытается достичь примирения с Богом.