Мохов Юрий Иванович : другие произведения.

Шахматист и бизнесмен

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

БИЗНЕСМЕН И ШАХМАТИСТ (маленькое эссе)

Преамбула.

Чудны дела твои,Господи, ежели выдающийся российский шахматист ударился в российскую политику!

Еще более чудны дела твои,Господи,коли обобранный,оболганный,приговоренный и посаженный выдающийся российский бизнесмен тоже "двинул" в сию сомнительную и рисковую сферу,да еще в какую...(мало того,что пишет статьи,раздает интерьвю,так ведь хочет еще и в депутаты Госдумы!)

Слава тебе,Господи,что не перевелись еще на РУСИ ТАКИЕ ЛЮДИ !

1

Итак,здравствуйте,уважаемый МихаилБорисович! Хотя я и пишу как бы лично Вам,но

вообще-то(на фоне многих драм и трагедий,произошедших в нашей стране за небольшой период времени) мое письмо-размышление сформировалось несколько раньше,чем

началась ситуация с "Юкосом",просто такие события,как ваш арест,аресты ученых,обвиненных в самом мерзком и гнусном шпионаже (господина Ходорковского,

впрочем, продажные гиены пера и шакалы ротационных машин, вдогонку окончательного приговора Мосгорсуда, тоже обвинили в намерении свершить, ни больше ни меньше,как

государственный переворот в незабвенном,черном 2003 г.) в пользу врага,который никогда не дремлет,да если честно-сразу после выборов коренного ЧЕКИСТА в наши президенты,я понял,что умы народные(от супер интеллектуалов до последнего,заросшего бомжа) загажены испарениями из прокуренной сталинской трубки...Ситуация с вами и с

"Юкосом" лишь потвердила \ и многократно\ самые мрачные опасения и тревоги наиболее думающей части нашего социума,\простите за выражение\ ментальность которого.к величайшему сожалению,до сих пор пребывает в лоне тоталитаризма. Результат подобного "Выбора -2000" теперь известен всем-и этим,да и тем тоже.Однако некоторые атрибутивные человеческие свойства,такие как: совесть,чувство личного достоинства никак

не дают успокоиться отдельным членам российского электората,несмотря даже на успешное построение Вертикали Власти.Вот этих-то членов,обладающих выше названами инвариантами общечеловеческой морали и можно считать своеобразными (простите за высокий стиль) координатами нашего обыденного поведения.Так уж случилось,что нет

теперь с нами Сахарова,Лихачева и как бы Солженицина...Но зато,назло родной власти,

появились вот две довольно масштабные по многим чисто человеческим параметрам

ФИГУРЫ:Бизнесмен, дочиста разоренный,посаженный за решетку и оболганный в пух и прах этой Властью...

И Шахматист,властью не разоренный,не шибко ею и оболганный,но очень почему-то этой пресловутой властью недовольный,вплоть до того ,что бросил шахматы да и создал

Объединенный Гражданский Фронт. Ну с Вами,уважаемый Михаил Борисович,еще как -то понятно,а вот Каспаров-то,ему-то что еще надо?Однако, оставим до поры г-на Каспарова и его деятельность,просто этими риторическими вопросами я хотел подойти поближе к основной теме своих,так сказать,размышлений.

1.Я считал,считаю и буду считать,что Ходорковский Михаил Борисович теперь пребывает в статусе не уголовного преступника,а в статусе политзаключенного.

2.И что теперешние его публичные выступления есть выступления Политически

значимые,следовательно требующие определенной общественной реакции. Свою личную реакцию я сейчас и попытаюсь изложить.

Все материалы,как-то: "Левый поворот", интервью газете "Завтра", "Левый поворот-2",

Интервью французскому журналу я бы обзначил как

" Манифест гражданина Ходорковского.",ибо этим материалам,по большому счету,

присущ сугубо мианифестарный стиль. Кстати,замечу,что в слове " манифест" ничего

обидного для его автора нет.Ведь,как я понял,Вы,Михаил Борисович,в этих выступлениях

попытались изложить определенную программу модернизации страны.исходя из своего успешного опыта руководства крупнейшей компанией.Однако,избыток оптимизма,столь

замечательный в Ваших нынешних условиях,присущий многим положениям ваших

размышлений весьма не бесспорен по ряду причин.

Во-первых,потому что политическая ситуация,сформированная сегодня в России нашими

общими усилиями (и моими и Вашими, и нашим славным электоратом,столь вожделевшим Порядка) настолько далеко завела в тупик и социальные ,и экономические проблемы,что она (эта ситуация) будет длить,или стараться длить, Себя вплоть до катастрофы, чего бы ей это не стоило.Поверьте,я нисколько не преувеличиваю МОЩЬ

и СИЛУ нынешней власти. Здесь я просто констатирую психическую и физическую НЕМОЩЬ и нашей оппозиции, и всего народа в целом.

Следовательно, неизбежность того события,который Вы обозначили как "левый поворот"

весьма проблематична в стране,где психологическое состояние,живущих в ней людей

(от Президента до нищенствующего пенсионера)настолько АМБИВАЛЕНТНО,что цели

И мотивы,двигающие их к каким-либо поступкам подчас пугают своей противоречивостью.К примеру: по данным многочисленным социлогических опросов более

Половины респондентов крайне отрицательно относятся почти ко всем ветвям нынешней власти и в то же время считают,что от их(респондентов) участия в тех или иных политических акциях,

хотя бы в выборах, ничего не изменится(вот вам и результат 2003г.!)

И ведь это правда.Народ,в большинстве своем .воспринимает себя не гражданами,а Подданными государства,иначе бы не случилось у нас такое политическое бедствие,как победа "Единой РОССИИ" на выборах,со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Во-вторых,за 20 лет,прошедших со дня ПЕРВОГО ПОВОРОТА (а ведь это тоже был поворот к свободе и справедливости) оскудела не только земля русская территориально,

не только поизносилась инфраструктура пресловутого ЖКХ,не только физически почти

вымерли многие отрасли промышленности и науки-это все не так и страшно.За эти

20 лет КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ упало на порядки.Я в данном случае говорю не о том ,

что оно сокращается в среднем на миллион в год(это тоже не менее жуткая статистика),

я говорю о качестве населения именно в связи со способностью его производить какие-либо повороты,кроме бунтов бессмысленных и беспощадных.Такая вещь, как регрессивная социальная селекция(контрселекция),начатая столь славно большевиками в 17-м, ой как аукнулась сейчас

и здесь,т.е. в России начала 21-го в.Иначе говоря,тот народ,который остался после почти

восьми десятилетий тиранства.пожалуй невиданного за всю историю человечества,практически неспособен к творению НОРМАЛЬНОГО ОБЩЕЖИТИЯ,на основе которого только и возможны какие-либо позитивные цивилизующие построения.

И,наконец, в-третьих-путь к свободе у народа РОССИЙСКОГО,открывшийся ему в конце 20-го столетия был в РАЗЫ,если не более,рискованней и опасней,чем путь к тому же этико-экономическому состоянию у немцев после Второй Мировой войны,потому что не было у него таких жестких внешних регуляторов и поводырей-.мы сами были себе и поводырями и регуляторами...

В результате случилось то,что случилолсь-народ,прошедший ад тоталитаризма через полтора десятилетия сбежал от СВОБОДЫ( см.Э.Фромм) и выбрал для себя такую форму

государственной власти,которая и вернула ему столь любезный генетически ПОРЯДОК.

Поэтому тоска Ваша Михаил Борисович по "Левому повороту" ,простите,наивна,ибо этот

Левый поворот ничего кроме материализации мифологем о славном времени житья в СССР в виде лжепорядка,лжесправедливости и лжедемократии для вымирающего и разбегающегося народа не даст. И поэтому ответ на вопрос "Существуют ли сегодня

В России дееспособные,современные организации с левыми и леволиберальными взглядами?" может

быть только РЕЗКО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЫМ,ТО ЕСТЬ ИМЕННО ТАКИМ по смыслосодержанию,что и ответ на третий вопрос.(Что уж говорить о либерализме,когда это слово в обиходах власть передержащих стало чуть ли не матерным,а практически вся оппозиция записана в шпионы.)

Вот почему главным и коренным вопросом становится вопрос КАЧЕСТВА НАСЕЛЕНИЯ!!

Поверьте,если 63% народа российского живет в бедности (те 22% которые живут ниже пр.минимума,это просто НИЩИЕ) то ими можно манипулировать как угодно,где угодно,

когда угодно.У них нет прав не только защитить кого-то другого,но даже самих себя,

ибо,повторюсь,они лишили себя этого драгоценнейшего средства еще в декабре 2003 г.Но

сделали это лишь потому,что не были ГОТОВЫ принять величайший дар извне,то есть так наз. СВОБОДУ из рук ВЫСШЕЙ ВЛАСТИ,так как ЭТО (нравственное ощущение, восприятие себя как Личность-Гражданина-САМоДОСТАТОЧНОГО) возможно лишь как самовыросшее внутри (если можно так выразиться) самого человека ,индивида,его психологического статуса,и стать его матрицей в дальнейшем(или как сейчас принято говорить- стать из обозначаемого обозначающим,стать смыслом для самого себя).НО так как у ПОТОМСТВЕННОГО РАБА нет внутренней свободы,то и такой подарок извне (сверху ли,слева ли справа ли) есть для него Бедствие и катастрофа(об этом и размышлял Достоевский в своей поэме о Великом Инквизиторе ,это, по сути, и произошло с нами вскоре после апреля 1985 г.

Таким образом, я не считаю возможным реализовать хотя бы восьмую часть Ваших проектов,какими бы желаемыми и актуальными они не были-АГРЕССИВНО-ПОСЛУШНОЕ БОЛЬШИНСТВО их просто-напросто не воспримет ,да и слава БОГУ,ибо те,кто пылко отреагировал на них-это или бездумные адепты(вернее-безголовые),или все те же ваши закоренелые друзья из силовых структур.Однако все вышенаписанное не означает,что Ваш Манифест,сформулированный в статьях и интерьвью не должен быть прочитан-напротив он ДОЛЖЕН быть прочитан как можно более широким кругом

мыслящих российских граждан и,елико возможно,достаточно внятно и без искажений

донесен ими(мыслящими гражданами России)до всех,кто думает хотя бы по утрам и еще

окончательно не попал в рабство навязанных мифов или иллюзий. Сам факт появления на

свет МАНИФЕСТА ХОДОКОВСКОГО есть факт замечательный для сегодняшней России,поэтому я и решил на него отозваться,как бы тяжело ни складывались дела у его автора.Ведь если мы совсем превратим себя,с поощрения ВЛАСТИ,в молчаливых ягнят,то

наши потомки нам взыщут это.Об одном могу только сожалеть-бой начался,когда воины подустали,доспехи

поизносились, и оружие проржавело,то есть времени для реализации хотя бы восьмой части Вашего МАНИФЕСТА практически не осталось, мы, как мне кажется, почти проскочили,

проехали необходимое нам направление движения. Спасибо большое Вам, Михаил Борисович,за Ваш МАНИФЕСТ.

ПОСТМОДЕРН. НАДРЫВЫ ДОСТОЕВСКОГО и РОССИЯ в 21 веке.

\ теоретическая пауза\

Прежде чем прейти к осмыслению "Феномена КАСПАРОВА.",я решил немного уточнить

перед потенциальным читателем свою точку зрения и мировоззренческую позицию

по отношению к ряду ключевых теоретических и практических проблем,перед которыми

нынче встала Россия, как определенным образом организованное сообщество индивидов и как некое государственное образование,и как некая этно-культурая интеграция стратов,

соц.групп, религиозных конфессий ,имеющих достаточно глубокие(в историческом смысле)основания в своем функциональном и общечеловеческом поведенческом поле.

И тут возникает ,как обычно, целый ряд общеметодологических и мировоззренческих вопросов,не ответив на которые, мы не можем,да и не имеем права( с позиции научной этики и корректности) вообще рассуждать о чем-либо и делать какие-либо выводы в своих

рассуждениях,потому что и сами рассуждения и тем более-выводы,сделанные из них

будут,по меньшей мере,простой терминологической вакханалией,не имеющей под собой ни достаточной академической основы,ни сколько -нибудь достойного категориального аппарата.Примерам в нашей российской мыслесфере(если можно так выразиться)несть числа: В.И. Ульянов -Ленин,с его почти непристойной и оскорбительной,для оппонента,

флософской публицистикой ( "Материализм и эмпириокритицизим.", " О значении воинствующего материализма."),И.В. Сталин-воплощение абсолютной,доведенной до предела, беспомощной схоластикой; а также -трудов и плодов их бесчисленных адептов,апологетов и толкователей...И эта достаточно страшная интеллектуальная агрессия,длившаяся не одно десятилетие в СССР так хорошо промыла мозги всем специалистам по так называемым марксистко-ленинским общественным дисциплинам,что в конце 20-го столетия привела интеллектуальное состояние уже постсоветского и посткоммунистического российского социума к идеологической и мировоззренческой катастрофе ,выраженной в полной методологической несостоятельности бывших представителей марксистко-ленинской философской мысли Не время, да и не место рассказывать читателям обо всех приключениях ,мимикриях и даже мутациях современной российской философии и методологии,об этом расскажут историки философии,мне хочется сделать несколькое иное,а именно: постараться относительно четко сформулировать те проблемы- вопросы,с которыми столкнулась мало(или плохо) подготовленная российская философская мысль в результате глубинных,тектонических сдвигов,произошедших в российском социуме за последнее двадцатилетие.

1 Философский аутизм (или иначе-когнитивный диссонанс?),который можно расшифровать как некое болезненное состояние

Духа,столнувшегося с абсолютным крахом выпестованных десятилетиями ДОГМАТОВ.

Подобный феномен не только не продуцирует сколь-нибудь связное объяснение случившемуся,напротив-он свое болезненное состояние пытается сформулировать

как некую достаточно научную систему, так или иначе адекватную действительности.

Простой советский преподаватель диалектического материализма был настолько погружен в проблему онтологического и гносеологичекого аспектов определения

В.И. Лениным материи,что он и подумать не мог о том, каким великолепным экземпляром

он послужит для будущих теоретиков постмодерна в области исследований гиперреальности,метасимулякров и метанарративов.Позволю себе несколько наглую

(смелую?)гипотезу-этим самым аутизмом мы заболели,как специалисты по творению

философских продуктов,давным-давно аж с 17 года.Не в пример нынешним западным теоретикам постмодерна.А болезнь эта страшна тем,что мы до сих пор не можем согласиться со смертью текста навязываемого нам многие десятилетия.Структура, которая оформляла наше сознание рухнула.Жизнь внутри гиперреальности кончилась,а вот аутизм остался. И этот аутизм по-прежнему задает нам такие дикурсивные практики в лоне симулякров,что только держись.

2. Если специалисты по логике науки как-то не были затронуты социалистической гиперреальностью,то уж так наз. обществоведам досталось...И именно они теперь,

решая,как им кажется,острейшие проблемы современной России,строят такие проекты,

которые при их реализации заведут бедную страну невесть куда.И тут, откуда ни возьмись,реанимируется проблема евразийства и все присущие ей атрибуты с привкусом державности.православия и народности. На фундаменте этого пустого знака строятся и некая "суверенная демократия",и некий "свой,особый" путь к правильному пониманию

истинного величия. Все глубже и глубже, на фоне душераздирающих реальных проблем страны, специалисты по философскому аутизму погрязают в мифотворчестве,то есть в единственном мастерстве, которым они всегда владели в совершенстве. И вот уже черным по белому пишется,что Советский Союз был подлинно великой и самодостаточной империей,

прочно стоящей и на экономических,и на идеологических конечностях,и что все зверства,

содеянные большевиками были продиктованы железной исторической необходимостью.

А рухнула-то эта великая и самодостаточная империя всего лишь из-за кучки пьяных заговорщиков.Но есть и другие,более осторожные представители нашей несчастной профессии,эти мыслят более умеренно и здраво:они ищут пути и способы построения ХОРОШЕГО ОБЩЕСТВА,построив модель которого, можно постепенно спроецировать ее (модель) на реальность. Вообще-то в этом разноголосье ничего плохого и нет,если бы подобное

разноголосье хотя бы иногда использовало в своих изысканиях тот огромный теоретический багаж,наработанный на клятом Западе за время шабаша на наших великих просторах ТРЕХ ИСТОЧНИКОВ И ТРЕХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ...

3.Первая мысль,которую я хочу высказать в данном параграфе-это мысль о философии,ее современном статусе,по той причине,что за последнее время мне все чаще кажется,что

эта сфера общечеловеческой культуры в современном мире,в пору глобальных социокультурных трансформаций,также подверглась такой " мутации" ,что собственно о философии как некоей отрасли знания теперь говорить нужно с большой долей осторожности.По-моему, нынче это и не наука,в ее классическом понимании,и не искусство научения правильно мыслить. Может быть,это "фабрика" по производству новых концептов(Делез,Гваттари)? Или специальная отрасль под названием "История философии."? Что дает нам дословный перевод этого коварного слова "Философия"-любомудрие,т.е. любовь к мудрости вообще или любовь к построению каких -либо объясняющих все и вся систем, в фундаменте которых заложены абсолютно недоказуемые и одновременно неопровержимые положения-абстракты?Ведь согласно принципам знаменитого "Скандала в философии",все,что вышло из лона чисто философских концепций и приняло вид непреложных оснований,признающихся всеми, уже и не есть философия, и становится обыкновенным научным знанием.(К. Ясперс).Следовательно,я позволю себе допустить,что философия,в ее классическом понимании,трансформировалась в некую МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ "лабораторию",а вернее в методологию социальных и естественнонаучных практик. Об этом много лет назад начали говорить именно у нас в СССР ,где была создана по инициативе Г.П Щедровицкого школа СМД-методологии(системно-мыследеятельностная методология),

основным принципом которой,если вкратце,был и остается тезис:результаты методологической работы-это не знания,а проекты,схемы и предписания,ценность которых проверяется только степенью их реализуемости. Методология вовсе не отрицает те или иные научные и мировоззренческие парадигмы.напротив-их системное изучение,их движение в русле различных практик есть один из главных разделов ее деятельности.Главное же для методолога,как определенного специалиста,так сформулировать свой проект,чтобы

он ,во-первых, отражал истинную,глубинную его приоритетность,а во-вторых,предлагал достаточный набор инструментов,для реализации этого проекта.Школа СМД-методолгии,появившаяся во времена СССР как исторически вынужденная необходимость,является,на мой взгляд, пока единственным интеллектуальным направлением в современной России,имеющим в своем фундаменте наиболее продуктивные исследовательские перспективы.Почему я так считаю?Да по той простой причине,что только руководствуясь принципами именно методологии,мы сможем относительно ясно представить себе с какими проблемами столкнулась в последние полтора десятилетия наша

страна и определить наиболее болезненные из них.Но для этого сперва решим для себя,а

возможно ли в старых терминах диагностировать состояние современного российского социума? Что значит пользоваться "старой" терминологией? А это значит-воспроизводить тот же набор текстов и знаков,ходить под теми же дискурсами,жить в той же гиперреальности и тем самым актуализировать так наз. метасимулякры(т.е. симулякры симулякров) и, благодаря подобной деятельности,в конечном счете влезть с головой в то же самое болото.Я приведу лишь один,но очень показательный ,пример читателю к сказанному.

Так,анализируя процессы,происходившие при становлении нового государства-Российской Федерации, специалисты советской эпохи постоянно применяют дискурсы

или экономических или мифологических концептов,описание-решение же обычно происходит

или с помощью аналогий( "вот нужно,как у них") или с помощью некорректных теоретических систем,построенных на никогда не существовавших и никогда не могущих

существовать в действительности тех или иных социальных практик-введение так наз.

"шоковой терапии" в 1992 г и есть, по сути,результат воплощения в действительность

системы -симулякра,замешанной лишь на экономическом дискурсе,а вернее на слепой уверенности,что рынок все расставит на место.Ведь это и есть продолжение марксисткой идеи-фикс о том,что рай наступает сразу,как только рабочий де-юре становится хозяином завода...

Что же получилось на деле? На деле весьма далекую от реальности схему "набросили" на

ЖИВУЮ(аутентичную)социально-психологическую матрицу,и стали ждать,когда

побегут простые советские труженики превращаться или в крепких и здравых фермеров

или в честных и основательных частных предпринимателей,совершенно не думая при этом,что 70 лет на Руси великой ( тогда еще РСФСР- СССР) всех наиболее активных индивидов(будь то крепкий крестьянин или кооператор,или обыкновенный образованный и мыслящий человек) просто-напросто приканчивали свинцом и лагерями или вынуждали, в той или иной форме,сотрудничать с так называемой рабочее-крестьянской властью.

В начале 90-х 20-го столетия КАЧЕСТВО (как некая определенность) социума российского представляло из себя крайне противоречивую и скорее хаотичную,чем более или менее структурированную картину.Говоря о качестве российского социума,я,естественно,имею в виду не некий абстракт,а конкретное нечто-качество населения.определяемое прежде всего через наличие у каждой соцгруппы сущностносоставляющих ее компонентов,а именно:

А) обладание той или иной соц. группой базисными возможностями,то есть теми ресурсами,которые являются субстратами при становлении любой личности-индивида,.

И ресурсы эти общеизвестны: уровень удовлетворенности психофизиологических потребностей,доступность к социальной мобильности(образование,здоровье и пр.).

Б) степень социальной адаптации (сиё,впрочем, вытекает из первого),т.е. наличие

определенного психофизиологического иммунитета к разного рода социальным и природным трансформациям от стихийных бедствий до социальных катастроф включительно. (Этот иммунитет можно называть и внутренней свободой)

В) Обладание самим социумом такой элитной составляющей,которая являлась бы выразителем.,хранителем , носителем, и производителем одновременно культурно-нравственных инвариантов.

Можно ли сказать,что общность людей живших в России 20-15 лет назад имела в

каждом из своих стратов достаточно возможностей и ресурсов,чтобы оказаться в постсоветском бытии не в полуразрушенном, психически и физически,состоянии?

Сейчас,спустя 20 лет на этот полуриторический вопрос разве что ленивый не ответит отрицательно,но ведь тот,кто начал и тот,кто поддержал в ту пору грандиозные трансформации-они не ведали,что творили,ибо не знали ,да и не могли знать ни объекта преобразований,который включал в себя не только количество фабрик,заводов,лесов

полей и рек,но и живых индивидов,объединенных не только по профессиональным и половозрастным признакам,но и по тем психосоциальным векторам -устремлениям.которые скорее всего архетипировались в такую ,если так можно выразиться,ментальность.определяющими свойствами которой явились: Девиантность,

Амбивалентность и МИФОЛОГИЗИРОВАННОСТЬ аномичного обыденного сознания.Эти черты сформированной ментальности при жизни в СССР в наибольшей степени были присущи тогдашней политэлите,но они также были атрибутивно включены

в сознание и того социального слоя,который я бы назвал советским средним классом (высококвалифицированная техн. интеллигенция,гуманитарии,занятые в обслуживании и защите интересов тоталитарного государства),что касается так называемого "простого народа",то к вышеназванным свойствам его ментальности остается добавить еще традиционно патерналистское мировоззрение.Вот вам и все основополагающие операторы той социально-психологической матрицы,на которую,не озаботившись о результатах.,набросили устаревшие терминологические схемы.И "Человек-кентавр".

(по меткому выражению Ж.Т. Тощенко) пустился вскачь,круша на своем пути и мораль и право,и человеческие жизни,не говоря уж о фабриках,заводах и лесах.И если 15 лет назад

мы оказались заложниками собственных иллюзий,сформатированных при советской власти,так почему же теперь,спустя полтора десятилетие,я должен снова оказаться в псевдотеоретическом лабиринте,откуда невозможно выйти, имея в проводниках все те же

до боли знакомые,тексты,написанные умельцами от политэкономии и научного коммунизма(простите-политологии)? Просто я хочу понять,существует ли в нашей реальности на сегодня что-либо более достоверное,чем ее описание старыми способами.

И если мы начнем примерять синергетическую терминологию к процессам,происходящим сейчас в нашем социуме,то получим ли мы внятный и довольно доступный среднему читателю,например "Новой газеты", ответ на вопрос,как и что нужно делать,чтобы

Россия не превратилась к середине этого столетия в чисто музейный экспонат?

Возможно ли, отказавшись от старой терминологии и от простой экстраполяции

из других научных областей терминологической системы,достаточно чуждой социальной проблематике, выстроить ту методологическую парадигму,с помощью которой мы сможем продуктивно реализовать хотя бы один социальный проект?

Да,возможно,если:

1.Отказаться описывать и исследовать несуществующие социальные объекты,их функционирование и их акторов,то есть принять за основу,что та реальность,с которой

оперируют армии обществоведов,журналистов,чиновников и законодателей существует только в их головах.

2.Согласиться с тем,что на сегодняшний день российский социум представляет из себя

некий конгломерат слабовзаимодействующих между собой социальных единиц как

в государственно-правовом поле,так и в других социокультурных пространствах-институциях.

Попытки объединения этих единиц с помощью иллюзорного инструментария заведомо

безрезультатны,так как они(единицы) давно и достаточно автономизировались (в ходе определенных исторических процессов) не только в своем повседневно-житейском функционировании,но и в своем обыденном сознании.(получается почти как у Платона:

"...Подобного рода государство неизбежно не будет единым,а в нем как бы будут два государства:одно-бедняков,другое-богачей.Хотя они и будут населять одну и ту же местность,однако станут вечно злоумышлять друг против друга.")

3.Принять за данность, что переход из мнимой социальной реальности в подлинную

есть попытка смены мировоззрения,равная по своей значимости,и эквивалентной, переходу от

геоцентрической картины мировосприятия к гелиоцентрической.

Следовательно, при любом социальном проектировании необходимо учитывать степень сопротивляемости того или иного социального объекта переходу из гиперреальности в реальность.

4.Исходя из гипотезы конгломеративности современного российского социума,с достаточной осторожностью относиться к тем или иным обобщающим характеристикам

какого-либо социального процесса или соц. объекта,полученным в ходе эмпирических исследований,так как часто и программы самих исследовательких процедур,и их методики могут быть заданы в сфере умозрительных логических построений.

5.И последнее-считать многоуровневое исследование единственно результативным при социальном проектировании тех или иных объектов.

Следовательно,.фундаментом, элементной базой адекватного (аутентичного?) социального

Проектирования может быть не простая сумма фактов-гипотез о том или ином процессе в том или ином социуме.но скорее-синтез методологических альтернатив в сфере социальной действительности.(под Методологической альтернативой я понимаю определенный набор инструментариев,неклассически подводящий исследовательские процедуры к

необходимо продуктивному решению).

Таким образом,не только смена социального мировосприятия,но и смена методов его

Исследования даст нам возможность прогнозировать и проектировать социальное будущее с достаточной степенью его продуктивной реализации. Проще говоря, НАСТОЯЩЕЕ начнется вот только сейчас,когда мы вынырнем из болотных глубин бессмысленных смыслов

И полной грудью начинаем дышать нормальным воздухом.Но нормален ли этот воздух,которым мы сейчас примемся дышать взахлеб ?

Тогда ,если наипервейшим условием у нас было НЕ формулировать себя и все окружающее в знаковых системах гиперреальности,то это значит,что наступает

Смерть автора и то,что постмодерн считает бесконечной игрой исчезает,исчезает точно так же как исчезла гиперреальность под названием СССР,наступает конец истории,вернее конец истории деятельности симулякров в нагромождении мифологем,идеологем или

Процессов знаковых игр.Исчезают складки,разбегаются тропами шизоанализа номады

Вымирают фабрики желаний. НЕТ НИЧЕГО!

А что же осталось? Вопрос,конечно,некорректный,но ,осмелюсь предположить,по дурацкой логике(или парадоксальной?),он все же имеет ответ.Или это мне так кажется? Вот на подобный,сомнительного свойства, русско-дурацкий вопрос я и попробую сейчас ответить.

Однако,придется тут позвать на помощь Ф.М. Достоевского,ибо,никто,на мой взгляд,

кроме него не смог так достаточно просто и доступно сформулировать основные "зигзаги" чисто российского коллективного бессознательного,которое и поныне нас гнетет и загоняет в одну и ту же ловушку.

Зигзаги эти у Ф.М. названы просто-НАДРЫВЫ,то есть нечто не поддающееся,якобы,рациональному,сциентистскому объяснению(расшифровке).не укладывющееся в общепринятые логические конструкции и тем более в обыденные схемы

В этих так называемых "надрывах" с точки зрения здравого смысла весьма трудно разделить добро и зло ,пользу и вред,ложь - истину и пр.И модели (с позволения сказать)аксиологического и этического характера у героев Достоевского отыскать невозможно,гораздо,пожалуй,труднее .чем у Толстого.Но вот.что касается универсализма психологического.преломленного в тех или иных поведенческих ситуациях-предостаточно Что это значит? Значит ли это ,что Достоевский описывал преманентный трагизм русского человека из городской постреформенной среды (по преимуществу).не обеспеченного(как сейчас принято говорить) неких социальным ресурсом?НО ведь это и Гоголь сделал в одной своей "Шинели" сверх достаточно... Давайте не будем больше говорить загадками.,а скажем просто-когда пропала советская гиперреальность,то остались всего-навсего именно эти НАДРЫВЫ-надрывы им. Ф. М. Достоевского.Которые актаульны для нас и по сей день. То есть вот: Родион Раскольников-нищий студент(а где-то и глубоко мыслящий,но более всего глубоко загнанный в свою унизительную нищету)человек с правилами и пониманием чести

и достоинства человеческого берет,да и убивает старуху-процентщицу и к великому несастью-ее

совершенно безвинную сестру...И как бы доказывает тем себе собственную ценность по отношению к всяким там Наполеонам-и я могу!Но что потом? Надрыв:самоедство,раскаяние,каторга с любимой

и тоже из "низших". Так какой же надрыв надрывней: злокачественное честолюбие или надрыв совести,почти евангелическое смирение с будущим.А их эти надрывов ой как много разбросано у Достоевского! Одним словом-широк русский человек. И беспрерывная борьба дъявола с Богом в сердце человека.А вот и ангел во плоти-князь Мышкин,который пообщавшись слегка с этим широким русским человеком(вернее-чнеловеками)окончательно сходит с ума. Он тоже надорвался

от этих бесконечных парадоксов и изломов российской души.Но нет страшней и трагичней надрыва,чем надрыва в душе у Ивана Карамазова-тот весь свой интеллектон бросил именно на разгадку этой,так сказать, "особинки" души русской.И сама " Поэма о великом иквизиторе"есть по сути

тоска по именно РУССКОМУ БОГОЧЕЛОВЕКУ,но не ,в Севилье какой-нибудь сожгут Христа ,а именно в России,так как он без спроса власть имуших появился на людях(экий маргинал)

А народ будет рукоплескать этому действу(сожжению).А какова коллекция Ивана об издевательствах над детьми!Это надрыв,надрыв,говорящий устами Алеши,что если бога нет,то все позволено. Позволенно сгубить миллионы во имя светлого будущего,во имя Сверхчеловека.А уж этот надрыв продиктован такой извечной подавленностью маленького человечка,что ему или мировую революцию,или космос подавай!А старые-то садомазохисты-как они надорвались от бессмысленных и бесконечных мерзостей:один в Америку выстрелом в висок уезжает,другой млеет и трепещет от мысли о молодой хорошенькой женщине и вдруг убит вернейшим слугой,который тоже себе на уме-с капиталом в Париж хоть убежать,ибо и эпилепсия и темное происхождение довлеет,надрывает все силы...Да что же это прямо,неужели нет ни одного не то что здрового а просто нормального человека? Есть,как не быть-великий русский правовой нигилист -Фома Фомич Опискин!Абсолютно нелигитимный тиран,так уж директирует и регламентирует всех его окружающих,что хоть всех святых выноси. Да ,как ни странно покажется-Опискин и есть тот безнадрывный,нерефлексирующий российский демон порядка,который всегда окажется в нужном месте и в нужное время.И ведь не немец,а чисто свой русский из простых приживал.

Но ведь спарь его с еще одним почти нормальным,слегка авантюрным Петром Верховенским-какая чудная организация из этих людей образуется:никаких надрывов и бесконечного богоискательства в себе и других-эти -то только свиснут и пошло все бунтом и пожаром,но под видом светлейшего будущего и цивильного порядка.Во имя царства божьего на земле.

Но вот ведь и старец Зосима,и его адепт(в лучшем смысле этого слова)и ученик-Алеша Карамазов-кто они? Святые? Праведники? (все же Ф. М. Достоевский ,как истово верующий РУССКИЙ человек не мог ,или не хотел поверить,что та галерея образов им созданных и есть в своей целокупности практически неизбывная трагичность ,катастрофичность русской души,для Достоевского подобное утверждение равно победе дъявола в сердце человеческом над Богом.)

Все будущие социальные трансформации в России как бы предугаданы(предусмотрены) великим психологом- со столь злокачественными надрывами, изломами в русской душе,независимо в чьем теле она пребывает,нельзя дело кончить миром. И даже дети, с их еще нетронутыми надрывным цинизмом душами, рано ли поздно вырастут или в либералов-утопистов или же в отчаянных бомбистов. И после прочтения романов Достоевского видишь,что не спасется Россия от будущих катаклизмов ни с помощью святых праведников,ни с помощью великих и прекрасных женщин,роковых героинь романов-ведь все они становятся рано или поздно жертвами ,какими бы поначалу опытными и пожившими не казались.Так что же это? Коллективное бессознательное,выросшее на русской почве со своей архаичной атрибутикой до сих пор довлеет над нами,людьми уже 21 века?Или все-таки есть еще возможность нам не озвереть полностью с помощью современных СМИ,не отдать всю душу дъяволу на растерзание,избежать этих беспрерывных надрывов,, или ,быть может, говоря словами Дмитрия Карамазова,сузить надо бы человека?То есть сделать более прагматичным.менее фантазером и более самодостаточным что ли? Да вообще-то вопрос прост:Россия в 21 веке она что? Химерическое нечто,порожденное муками и катастрофами прошлого столетия и накрепко обосновавшееся в умах многих ее жителей?

Одно могу предположить(и обосновать,возможно, тоже)Россия в начале 21 века являет собой НЕЖИЗНЕСПОСОБНОЕ ГОСУДАРСТВО,могущее еще продлить себя какое-то время за счет несказанно высоких цен на углеводороды.Росссия, как ОБЩЕСТВО, состоящее из слоев(стратов),не имеющих в себе определенных иммунных ресурсов,разорванных между собой невиданным имущественным расслоением, не в состоянии будет выработать единую идеологему модернизации населения,следовательно при более или менее серьезных социально-экономических потрясениях это общество может с большой вероятностью впасть в состояние войны всех против всех,которая будет выражаться в нарастающей агрессией власти-государства против любой попытки любого сообщества ГРАЖДАН направить движение социума к выходу из тупика когнитивного диссонанса.Неприживаемость так наз. Демократии на российской почве есть не что иное,как неприятие жителями нашей страны свободы как осознанной необходимости в форме перманентной гражданской отвественности.Это неприятие и есть продолжение ЖЕЛАНИЯ жить в БЕСПРЕРЫВНОМ НАДРЫВЕ(в состоянии патерналистской мобилизованности)Но не принимая общечеловеческие ценности ,мы все дальше уходим в архаическое существование

А теперь попытаемся вышеперечисленные гипотезы обосновать рядом фактов из аутентичной,а не мифологизированной действительности:

1. Уникальность РОССИИ сегодняшней,причем зловещей,проявляется прежде всего в крайнем несоответствии человеческого ресурса масштабам страны,а это значит,что мы по-настоящему велики лишь территорией,населенной мало того что не густо,но и не рационально.Это одна из главных бед.Ведь ,по сути,у нас нет до сих пор сколь-нибудь разумного проекта (вернее желания сконструировать проект- не принимать же всерьез рассуждения неких ученых о массированном переселении на Дальний Восток к примеру жителей Ирана см. В.ФЉ1 2009 г.),который бы включал в себя достаточно обоснованную систему расчетов необходимости и возможности так территориально структурировать население,чтобы потенциал и интеллектуальный и физический того или иного человеческого массива имел все необходимые возможности для полноценной жизнедеятельности и ,естественно, эффективные мотивации к соц-экономической мобильности и ,разумеется,к репродукции.Возможно ли осуществить подобный проект при негативной демографической ситуации? Это вопрос решаемый,но только в новом теоретическом формате,то есть в иной системе терминов и методов.

2,Высказываясь иногда о проблемах демографии,ряд политотолов,экспертов,бизнесменов и представителей властных структур,подчас в шутку,а подчас и всерьез,проводят мысль не только о незбежности вымирания российского социума,но и строят на этой незбежности концепцию избыточности даже нынешнего количества населения России,говорят,что достаточно 40-50 млн чел.пригодных для разработки, добычи и транспортировки углеводородов и для охраны и обслуживания современной так сказать российской элиты.остальные,примерно,100 млн. человек -просто некий баланс на шее социальных проблем государства.Да,ведь и действительно,можно ли модернизировать российские ареалы так,чтобы жители Дальнего Востока не чувствовали себя некоей наднациональной общностью,оторванной и физически и морально от так называемого центра принятия решений.Не АТЭС же спасет нас от постепенной МЯГКОЙ потери этого региона...Проезжая на поезде примерно от Екатеринбурга до Хабаравска,воочию убеждаешься в том, с какой скоростью надвигается на нас процесс исчезновения нас самих.И этот процесс,к величайшему сожалению,похоже,невозможно остановить никакими административными актами и никакими утопиями о мсссовом переселении в тундру,например,жителей Бангладеш.Значит необходимо,во-первых,избавиться от несуразных и ,подчас,истеричных властных решений проблемы,то есть принять это сущее за ДАННОСТЬ,как бы это ни было психологически болезненно,а во-вторых,укрепиться в мысли о том,что ДАННОСТЬ СВОБОДНА от любых проявлений в виде неких симулякров-призраков ,возникших из рухнувшей раз и навсегда ГИПЕРРЕАЛЬНОСТИ,именуемой СССР.Однако сменить язык поведенческих практик то же самое,что сменить стиль мышления.А вот это-то самое сложное!

3.Социальное(коллективное)бессознательное в историческо-культурологическом срезе строит, хотим мы этого или не хотим,именно те архетипы,которые были присущи определенным профессиональным,культурным,бытийным практикам на протяжении многих лет и избавиться,несмотря на многочисленные и глубокие социальные трансформации,от их явного или неявного вляния не так-то просто.Даже замена одних зкономических отношений другими вкупе со сломом определенной политической,государственной машины не гарантируют исчезновение старого мышления,которое,если его регулярно не бдить,вновь нарождается и даже в гротескных формах (экзотичные первые русские бизнесмены,не менее экзотичные постсоветские российские бюрократы,создавшие ,или воссоздавшие призрак-симулякр "Единую Россию",который изумительно умело навязывает ее создателям дискурсы и артикуляции КПСС.А с другой стороны,так называемый простой народ,захотевший порядка и воплотиший этот ПОРЯДОК в ГОСУДАРСТВО.претендующее не только на великую энергетическую сверхдержаву,но и замахнувшееся (ни много ни мало)сделать российское общество обществом потребления со своим крепким средним классом(по сути в современной России существует не средний класс,а сервильное нечто)Но вот ведь беда:эксклюзия основной массы населения из активной социальной жизни не только не уменьшается,но и увеличивается,можно ли этих людей,не имеющих доступа к качественному образованию и здравоохранению,практически отчужденных от великих достижений культуры.считать тем великим потенциалом разных там прорывов,которые периодически зреют в буйных головах наших управленцев.Нет ни желания,ни особой нужды перечислять эти " прорывы"..А ведь правда,"Единой Россией" задумано многое: от проведения олипиад и унивесрсиад вплоть до строительства моста до острова Русский.Не хочу никого оскорбить ,только вряд ли руководители развитых стран разъежают по городам и весям и объясняют несмышленому народу как строить дома,растить хлеб и воспитывать подрастающее поколение. Но это фельетонизмы,а метода-то ,проекта ведь так и нет.Есть массы дискуссий и экспертов,круглых и пр. столов,но прийдет некто из кремлевской администрации,молвит свое задушевное слово и все проекты как ветром сдуло... А время проходит с той же неизбежностью,с которой оно всегда проходило.

4.Однако,если при построения проекта "Демография-катастрофа или трансформация общества ,населяющего РФ,в постиндустриальный социум?."мы будем опираться только лишь на экономико-политические изыскания,оставив в стороне проблемы федерализма,многоконфесиональности и этносоциопсихологию,то получим в конечном счете нечто несуразное ,не поддающееся реализации в действительности,или все же реализованное,то с жестокой неизбежностью в одночасье рухнувшее на головы и проектантов,и основной массы людей как обычно не подозревающих,что их ждет при материализации утопии.Да ведь за примером далеко ходить и не нужно:симулякр-призрак воплотился в словосочетании ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ,этот проект был сооружен наспех(как бы вынужденно,вскоре после волны сепаратизма и двух боен в Чечне),но что сделано наспех,да еще по большей части в стиле советской государственности,то начинает оборачиваться в собственную противоположностьТеперь мы не имеем ни федерализма,ни унитаризма.,а, скорее всего-хаотичное сплетение взаимоисключающих векторов управления. Насилие.(военное ли,экономическое ли)не может при столь выраженной шаткости государственных институтов привести к целостности реальной,а не надуманной,страны.скорее -к распаду.И в нем будут виноваты уже не коварные западные спецслужбы,а властное неумение выработать стратегию переговоров со всеми гражданами страны(я здесь не имею в виду сценарные наработки наших телешоуменов под названием "Встречи с "умытым" народом").

Но ведь переговоры,в смысле обратной связи,могут быть исчерпывающими и результативными только в том случае,если они насыщены реальными знаниями о социальных процессах,происходящих в регионах переговаривающихся сторон,иначе будет просто наваждение в головах и сердцах,наваждение страха,алчности и лжи.Вот и получилось,что вместо федерализма реанимируется некий хилый недоимперский артефактик в виде наместников(полпредов),каких-то госсоветов(бездарная пародия то ли на госсовет царских времен,то ли на малый совнарком большевистской эпохи) и их постоянных выездных совещаний. Вакуум власти,расплозающийся во все стороны даже при бешенных углеводородных деньгах-самое страшное ,что может быть при массовом вырождении населения.-ведь этот вакуум стремительно заполняется чужеродными,если не сказать-враждебными, компонентами, стихийно и довольно агрессивно диктующими свои социальные мотивации.Исходя из последнего весьма маловероятно,что мы сможем ,пользуясь устаревшей методологией,до избытка ,наполненной разнородными архаичными концептами,достаточно обоснованно построить указанный выше проект("Демокатастрофа или трансформация") из современных и универсальных социальных практик,которые смогли бы модернизировать российский социум.Но обозначение сомнения в достоверном и адекватно релизуемом проекте,не есть еще ОТКАЗ от этой работы,иначе было бы бессмысленно ударяться в те или иные теоретизирования и в ту или иную диагностику будущего РФ.Сложность вопроса равносильна сложности морального выбора при все взрастающем аморализме,критерием выбора в пользу обеспокоенности о судьбах России может быть не только ясное мышление,но и чисто нравственное движение разума в сторону восстановления НОРМЫ(пусть это иногда и недосягаемый при жизни идеал) в обыденной жизни страны.

5. Мне нет нужды перечислять геополитические риски,с которыми столкнулась ,и еще ,к сожалению,не раз столкнется в наступившем 21 веке Россия.Политологами,экспертами и пр.специалистам по теме " Почему нас никто не любит ..."уже выданы на -гора фолианты размышлизмов,где описаны все враги внешние,их коварные умыслы, и разоблачены враги внутренние. Поэтому проще и короче сказать,что те риски,которые надвинулись на нашу страну в новом столетии были,в основном,(может, я ошибаюсь)вызваны нашим вопиющим НРАВСТВЕННЫМ и НАУЧНЫМ НЕВЕЖЕСТВОМ,избегнем ли мы еще более трагичных и кровавых потрясений в дальнейшем-зависит только от нас, от того,как быстро мы разбудим свой разум.Поэтому и будет сейчас гораздо более интересным разобраться в мотивациях тех,кто не поддался на всеобщий и отупляющий властный зов отдохнуть мозгам от надоевших проблем и по-быстрому подниматься с колен. Итак,теоретическая пауза закончена-расслабьтесь.

2.Феномен Каспарова.

Выдающийся шахматист,гениальный игровой стратег,обласканный всемирной славой и признанием,финансово самодостаточный господин,в расцвете творческих сил вдруг превращается в яркого политика,открыто оппонирующего современной российской власти,ее управленческому дискурсу и методам его выражения.Мало того-активно организовывыющий или участвующий в оранизации тех или иных объединениях,мероприятиях и акциях,направленных на выработку новой государственной стратегии и воплощении ее в реальность.Бизнесмен и политика -это еще более или менее ясно,но вот шахматист и Политика -объяснить этот феномен,пожалуй, не удасться только логическими конструкциями,здесь ,скорее всего, присутствует нечто иррациональноге,из сферы таких категорий как:МОРАЛЬ,НРАВСТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТкоторые,являются первичными атрибутами любого выдающегося Гражданина.Феномен А.Д.. Сахарова был столь же непонятен простому обывателю и партократии со спецслужбами(ведь Сахаров в отличии от А.И. Солженцина,не имел за спиной фронта и ГУЛАГА),ибо ЗДРАВОМУ так наз. Смыслу не под силу расшифровать это явление,кроме как происками сатаны(ЦРУ).Здравый смысл,рассудок мыслит всегда абстрактными концептами(это великолепно показал еще Гегель в своей небольшой статье),потому что перейти за грань абстрактного,значит разрушить столь драгоценный психологический квазикомфорт,значит начать мыслить и действовать подчас вопреки устоявшимся стереотипам. Вообще же большой талант саморазрушется,если не выходит за черту общепринятого,но если он, напротив, чувствует,что вне связи с социальной проблематикой своей родины он лишь хороший,превосходный профессинал,и ничего больше,то ,естественно,становится тем,что мы сейчас наблюдаем в деятельности Г.К.Каспарова-недюжинный организатор,публицист,сумевший организовать в наши псевдостабильные времена ОГФ (юзюминкой которого является молодость его членов),человек,которого так иррационально,почти мистически боится ВЕРТИКАЛЬ.

И несмотря на то,что выдающийся шахматист становится одним из самых успешных лидеров ОППОЗИЦИИ ,у меня возникает много сомнений в дальнейшей продуктивности действий Каспарова именно в сфере политики из-за крайне ограниченного социального субстрата,опираясь на который можно реализовать основные политпроекты,пусть даже эти проекты и безукоризненны в нравственном и прагматическом смысле.Весь вопрос в способностях реципиента(а,может-в потребностях?)адекватно воспринять ту или иную модель собственной политической жизнедеятельности,то есть в способнсти быть гражданином,а не подданным.А если ее,этой способности нет,если она при определенных соц. -политических обстоятельствах не только не культивируется,но и подавляется? Выходит, тогда,работать по ленинскому плану,развернутому в его знаменитой работе "Что делать?" Или шагать эсеровской тропкой,как это сформулировал г-н Лимонов,прямо не признавая явное? Никто не считает,что то,что делает Г.К. Каспаров со- товарищи,бессмысленно и бесполезно,я и сам противник кухонного диссиденства,но если честно-время коротко,а выбор для накопления ресурса(в смысле соц. субстрата) невелик.Вспомнить ,:чего -чего еще только не было рождено оппозиционными умами (не в обиду им будь сказано), помимо ОГФ: и ВСЕРОССИЙСКИЙ гражданский конгресс,и гражданский форум и пр.Но вот власть,а также ее сервильные пропагандисты(политтехнологи)работают успешней,потому что циничнее,доходчивее(то есть как большевики не брезгуют ничем)и ,следовательно,опережают в пропагдистской практике оппонентов намного.Гарий Кимович прекрасно и разумно высказался в декабре 2004 года о возможности конструктивного диалога с нынешней властью,считая,что только массовые уличные манифестации могут поддолкнуть ее(власть)на добросовестный диалог с оппозицией,но во-первых,нет и не предвидится (да и слава богу) масссовых манифестаций,ибо опппонент не позволит их ни в какой форме,а если они и произойдут,то это уже будет вряд ли нечто контролируемое как сверху,так и со стороны оппозиции,во-вторых-диалог с властью неизбежен в любом случае,потому что при продлении существующего управленческого дискурса разовьется по НЕОБХОДИМОСТИ острейший дефицит социально-экономических преференций для основной массы электората,той ,которую в ГОССМИ принято называть средним классом.Тогда-то и наступит час Х,в который будут востребованы (востребованы вовсе не властью,а стихией,которая в принципе себя уже отформатировала и презентовала в виде скинхедов.ДПНИ.а еще и в виде молодых красных авангардов,а еще и в виде структурированного криминалитета...)те соц. силы(течения?),которых до обморока боится наша сервильная интеллигенция.так боится,что готова идти и дальше в ногу с тем управленческим вектором(мейнстримоим?),который случился у нас в 2003,не замечая ,что этот мейнстрим давно уже слился с довольно агрессивным и архаичным(в глобальном масштабе-маргинальным)соц.психологическим субстратом.кторый,по сути есть РУДИМЕНТ прошлых общественных формаций,но по форме-инерция массовых галлюцинаций,периодически разогреваемая теми или иными пропагандистскими симулякрами в неких полит.шоу .То есть,говоря проще- у оппозиции на сегодня БОЛЬШОГО выхода к массам пока НЕТ,потому что массы эти и не хотят и не могут жить по-новому,а хотят и могут(?)жить только по-старому,т.е. в перманентном физиопсихологическом рабстве. И ,естественно.что нашей оппозиции лучше теперь искать точки соприкосновения с теми или иными властными структурами.теми или иными носителями властных полномочий,которые .пусть еще пока и неосознанно,в состоянии мыслить адекватно вызовам-императивам грядущих соц. трансформаций.Скажу проще-феномен Г.К. Каспарова может исчезнуть(свернуться?)как звучное явление в нашей действительности довольно быстро,если не найдется вНОВОМ СОЦИАЛЬНОМ проекте выдающегося шахматиста и его соратников места для взаимодействия с определенными элементами власти,конечно искать те или иные точки соприкоснолвения с каждым новым днем будет все сложней и невозможней,но и российской оппозиции никогда и никто не обещал легкой жизни.

Я заканчиваю это эссе с уверенностью в том,что не одинок в своих мыслях и переживаниях о будущем отечества,где придется жить нашим детям и внукам. Не хотелось ,чтобы они начинали свой день с проклятий в адрес усопших и промотавших великую страну отцов.

Ю.И. Лесунов, декабрь 2005-июль 2009 гг.

P.S.

Вынужденное послесловие.

Замечу,что когда я начал писать вышеприведенный текст,еще не случилось:

1. Мирового экономического кризиса,

2. Который вверг Россию в состояние интеллектуального коллапса,

3. Принуждения к миру Грузии

4. Показавшее полную политическую импотенцию нынешнего руководства РФ,

5. Разрушения российского правового поля с помощью многочисленных законодательных актов,которые по сути реанимировали и знаменитую сталинскую 58-ю статью,и презумцию виновности

6. Возрождения политической структуры КПСС,хоть и под другими брендами

7. Глобальных техногенных катастроф,

8. Со всей очевидностью показавших крайнюю неспособность руководства РФ к эффективным социально-экономическим ответам на вызовы постиндустриальной цивилизации.

9. Необратимых социальных процессов распада молодого российского социума,выразившихся в перманентной нестабильности на Северном Кавказе

10. И много другого в сфере экономики,морали и права.что вплотную подвело наше общество к жестоким социальным потрясениям.

11. Удасться ли их избежать?

12.К великому сожалению ,ни наша интеллигенция,ни наш народ не дают ответа...

28.08.2009 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"