ВВЕДЕНИЕ К ОСТАТКАМ ОТ МАРКСИСТКО-ЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ( очень краткий курс)
" Учение Маркса всесильно, потому что оно верно".
В.И. Ленин
Предисловие. Дополненное и переработанное ко второму русскому изданию.
Если кто-то всерьез думает, что сейчас вам будут излагаться вот эти самые основы вот этой самой философии. то он или с тяжкого похмелья или просто не понимает , о чем идет речь. А речь, дорогие товарищи читатели и слушатели пойдет о том, какими извилистыми и трудными путями человечество вплотную подходило и не раз намертво останавливалось перед тремя источниками и тремя составными частями величайшего за всю историю , ,наполненную беспрерывной борьбой классов ,Учения ,давшего нам единственно правильный ответ, зачем человеку нужно есть, пить, обуваться, размножаться и одеваться,. взявши в руки палку или каменный топор.
Ч1 Три источника и три составных части марксизма.
Источник первый. Если бы не Гегель с его "все разумное действительно и наоборот", если бы не его, понимаешь. абсолютная идея вкупе с кантианскими трансценденциями,. и "вещами в себе",то мы вряд ли бы докатились до такого состояния., когда общественное бытие определяет мое личное общественное сознание. Которое вовсе не считает, что свобода есть осознанная необходимость и которое стремится побыстрей от такой свободы смыться в какую-нибудь рюмочную, где явно господствует абсолютная идея в головах у всех посетителей, как бы поскорее стать имманентным в себе и для себя духом. То есть через качественный скачок из ничего превратиться в нечто путем единства и борьбы противоположностей.
Привожу пример :один весьма положительный рабочий времен СССР одного прокатного цеха-коллектива коммунистического труда решил себе с получки купить новое демисезонное пальто и тут же вступил в противоречие с самим собой, но пока лишь на уровне кажимости- ему казалось, что покупка такой крупной по тем временам вещи в одиночку никак не вяжется с духом процветавшего тогда коллективизма. Поэтому Алексей Иванович, так звали изучаемого субъекта,. решил пригласить хорошего товарища Петра Александровича на совместную акцию по покупке демисезонного пальто, даже и не подумав о том, что приглашая Петра в соучастники субъект-объектных отношений по покупке нового демисезонного пальто ,он тем самым развил кажимость и виртуальность противоречий самости как бытия и инобытия до превращения этих самостей и кажимостей в cуровую реальность,которая, совершив качественный скачок из-за обострившихся противоречий, обрела иную сущность и превратилась не столько в покупку нового демисезонного пальто, сколько в пьянку по поводу этой покупки. А новая сущность,. родившая новое качество ,приобрела вместе с ним и новые свойства. Таким образом, стоя на идеалистических позициях господина Гегеля , мы считаем его абсолютную идею единственным демиургом всех поступков и помыслов человека, который начинает в силу этой глупой идеи путать причины со следствиями. Что же в конечном счете случилось с нашими гегельянцами? А ничего необычного :отметив покупку и совсем утеряв ориентиры в пространстве и времени .посчитав собственноенное Я единственным,. кто творит действительность, они добрались до дома весьма оргинальным способом-на попутном паровозе,это был единственный вид общественного транспорта , который за бутылку запросто довозил всех желающих до их бараков.Но ведь и это еще не все: посчитав себя демиургом всякой действительности,. Алексей Иванович одним махом решил перепрыгнуть речку Мазутку вместе со свертком, в котором лежало новое демисезонное пальто. Однако будучи в ту пору махровым идеалистом, он совсем не посчитался с законами материального мира и хряпнулся вместе с заветным свертком посередине Мазутки в самый что ни на есть мазут. Что было после Алексей Иванович никогда не вспоминал, потому что с тех пор понял, что из немецкой классической диалектики с ее вывертами и транстенденциями нужно лишь твердо усвоить, что количество превращается в качество, а закон единства и борьбы противоположности в пьяном виде перебороть невозможно.Поэтому надо твердо знать и помнить, что материя первична, а уж сознание всегда вторично., сколько бы человек не тяпнул на радостях. Это утверждали еще французские материалисты, но как-то все вяло и механистично ,не всегда понимая законы диалектики ,. с помощью которых только и можно охватить всеобщее материальное развитие от низшего к высшему и наоборот. И даже самый отчаянный и неистовый материалист некий Фейрбах, который посчитал, что идеализм столь же вреден народу, как и его неправильное, народное, понимание христианства. В запале своей гигиенической критики всяких там Кантов, Фихте,Шеллингов и Гегелей, выплеснул вместе с мыльной водой чудесного розовенького младенца_Диалектику. Ну, товарищи,об этом позже и как -нибудь в другой раз.
Перейдем-ка лучше ко второму источнику.
Ранними жарким июльским утром мы этот второй источник обычно находили или в столовой N29 или в столовоN14 под райсобесом. Сейчас, как возьмем пива, так и начнем потихоньку беседовать об этом втором источнике, который напридумывали А.Смит и Д, Рикардо в своих теорийках о трудовой стоимости.И вообще о происхождении богатства и бедности.По их-то выходило,что нету денег -нету пива. А если горит?А жена всю получку вплоть до какого-то рваного рубля повытаскивала из всех занычек? Что же в таких случаях говорят нам наши великие источники,эти родоначальники буржуазной политической экономики? Так вот и получалось,. что надо у кого-то сшибить на пару кружек в долг,или просто отобрать эти рубли или кружки у других преуспевающих граждан.,но это пахнет 15-ю сутками. Так что лучше одолжить. Ну вон идет Гриша Пискунов,парень из нашего цеха,солидный парень, вальцовщик и неженатый. Увидал меня, улыбнулся и безо всякого: " Сколько?"-Да хоть на пару- На пятерку,мельче нет." Вот так-то , господа.Смиты! Сейчас мы и поговорим конкретно на пятерку о ваших там теориях!(5 рублей в 1970-х годах равнялись примерно 750 р. 20011 г. -прим. Автора) Ну вообще-то пять рублей-это 20 кружек или 13 бутылок Жигулевского с каким-нибудь плавленым сырком. А это значит, что лекция о втором источнике будет и содержательной и продолжительной. Так вот ,согласно этим экономистам, мы получили товар, необходимый для потребления нашим организмом.Правда получили мы его не на свои заработанные деньги,но это не суть важно, важно то, что в результате потребления товара мы вновь сможем восстановить свои силы и произвести еще что-либо из товара.,необходимого другим субъектам потребления. И так все по кругу;товар-деньги-товар... Кстати к моим двадцати кружкам пива подсели несколько товарищей .которые с удовольствием за пивали всю эту галиматью про трудовую теорию стоимости драгоценным напитком. Юрик Фастулин, как наиболее наглый халявщик., выдув кружечку и доев сырочек,спросил у меня; " И на хрена ты это все учишь? Работаешь на хорошем месте., так и работай. Или в начальники хочешь пролезть? Так надо не с теми пить!.Вон Валерка тоже учился на физика-ядерщика, а толку? Робит у папы в цеху нагревальшиком и в хрен не дует. Правда ,Валера?-с этими оскорбительными словами он хлопнул Валеру по плечу, но так как тот натоварился еще со вчерашнего, то от хлопка неловко растянулся прямо под окошком. откуда выдавали пенистый напиток. И тем самым подсек Мишу Сысоева, осторожно, по три кружки в руке., несшего их к другим любителям трудовой теории стоимости и лично А.Смита .Раздался несокрушимый металлургический мат из глоток всех присутствующих на этой лекции о втором источнике марксизма: вальцовщиков, вырубщиков, операторов, стропалей, сталеваров и горновых. К счастью годами наработанная профессиональная реакция. помогла Мише нечеловеческим усилием . лежа на спине у Валеры,. передать набежавшим товарищам всю до единой нерасплеснутой посудину. После несокрушимого мата взорвался еще более несокрушимый Смех. Которым и был посрамлен второй источник. Было пьяненько, весело и присутствующих на коллоквиуме почему-то потянуло к третьему источнику, самому вредному и злополучному из всех источников марксизма. Их потянуло помечтать...
Третий источник. Вы знаете, кто такой Кампанелла, а Томас Мор? Не знаете, ну и ладно, в общем один был очень бедный монах итальянец истовый в своих мечтаниях о мире,где, всегда весна и лето, где все красиво и справедливо и живут там люди по чести и правилам.Никто никого не обижает, никто никого не обманывает.Такое райское местечко обустроил он (конечно в мечтах) на острове посреди моря и назвал его "Город Солнца". А там-то и поселил счастливцев в прекрасных дворцах, эти счастливцы не знали ни голода, ни холода, ни обид, ни злобы. Работали они где и кто хотели даже самую грязную работу выполняли, можно сказать ., без отвращения, .так как испытывали к этой работе врожденное расположение .Отработав на тяжелых работах, они предавались изучениям наук. Мастерили чего-нибудь. А так как работали абсолютно все, то весь свой урок выполняли за полдня, а потом развивались эстетически и интеллектуально. Детишки воспитывались сообща, без всяких семей, ну как у нас в детских домах, потому что были общими, в этом замечательном солнечном городе женщины считались общими. Ну естественно, что руководили этим раем мудрейшие из его жителей, которые в силу своего ума и опыта всегда знали, как делать и что делать. И вот за такие-то безобидные мечты , особенно об общности жен,. Церковь вместе с инквизицией так и сжили его со свету. А второй, кстати англичанин, даже преуспевал, был чуть не лучшим другом короля, но имел глупость поссориться с ним на почве всяких там разводов.В Англии тогда правил король-многоженец, а попробуй- ка поспорь с королем! Раз- и голова на плахе. Так вот этот харАктерный англичанин был и жил гораздо раньше несчастного итальянца. А так как имел пост и средства, то на свои денежки издал книжку тоже про остров, где счастливо жили люди и их дети. Остров он назвал Утопия. Там вообще грязные работы делали рабы, общности жен не было, но не было и богатых и бедных, все трудились и веселились одинаково,а потребляли все, что наработали. Детишек приучали к труду и пр. с ранних лет, также большим почетом пользовались и науки и искусства. А правили этими счастливцами опять же советы мудрейших и старейших. Ну как у нас сейчас (лекция читалась в 1976 году-прим авт) Это я вам, ребята, перечислил только двоих фантазеров из треклятого третьего источника. А знаете ,сколько их было? А привел я их учения и жизни вам ребята, в пример для того, чтобы вы поняли, что нет ничего на свете вреднее бесплодных мечтаний. Вот ты,Леха, три кружки выпил и уже о чем мечтаешь,гад? Точно, о красненьком! Но ты, Саня Евдокимов. Положительный рабочий,. Ударник коммунистического труда., если треснешь сегодня еще красненького, да попадешь .не дай бог, .в трезвяк, то твои мечты о получении к новому году отдельной квартиры, накроются женским половым органом! То есть . мечтая сейчас еще треснуть красненького, ты просто-напросто Утопист,потому что если все же треснешь., То тогда долгое=долгое время будешь жить в своей фаланстере, под названием " барак" с сортиром на улице и постоянно выправлять по утрам прутья на спинке своей кровати после фаланстерского секса. Ну, о фаланстерах, коммунистических поселениях мы поговорим чуть позже.когда у Валеры жена с 4-х пойдет на работу , а пока,друзья,кто за красненьким или даже за беленьким? Кто чего принесет,. тот и прослушает у Валеры прямо на дому -я же вам говорю,. что его жена Люба сегодня работает с 4-х, то есть, через полчаса ее дома не будет. Я прав, Валера?- Валера,сварщик нагревательных печей и студент заочник, .очистив себя немного от грязи, ответил очень принципиально: "Скорее да, чем нет!" И нас всех после этих слов пробила слеза. А там,. глядим : подгребают уверенным шагом с распухшими от добра карманами три славных металлурга: Игорь Сычев -оператор прокатного стана,. Витя Чекушин-бригадир слесарей и Витя Бабена- газовщик с доменного, ребята-орлы, почти орденонсцы и у каждого в карманах по две белой " Экстра" называлась... -_Эх, подумал я сейчас-то утопический социализм мы разобьем в пух и прах.-Ну, что? -спросил почти протрезвевший Валера-Любка ушла, пойдем? Жили Валера с Любой Совсем неподалеку. А дочка их пребывала с бабушкой и дедушкой , естественно, на даче. То есть,. как у нас было принято называть, в саду. Потребляла чистый загородный воздух, клубничку и другие прелести летних каникул, пока ее родители и днем и ночью с небольшими перерывами на выходные, усиленно достраивали светлое будущее согласно теории НАУЧНОГО коммунизма, которая. переработав и дополнив утопический социализм предшественников, строго научно доказал неизбежность прихода ЭТОГО СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО . Итак,. все члены коллоквиума двинулись к Валере к его ВРЕМЕНННОМУ двухэтажному домику времен первой стадии социализма. В двухкомнатных квартирках таких домов коллоквиумы и важные производственные совещания с получки обычно проводились на кухнях. Кухни были в этих домиках довольно просторны. Так что мы впятером легко расселись и начали Дискуссию по всяким утопиям. Когда приняли по первой.закусив корочкой хлебца и свежей редисочкой с лучком. То я сказал: " Вот, братцы, первая наша мечта сбылась-хряпнули водочки и теперь нам будет казаться, что вокруг все будет все легло и просто и мирное небо над головой. Но был такой сто с лишком лет назад один неуемный француз Шарль Фурье и он тоже переживал за работяг, что им платят мало, и они с горя пьянствуют и т.д ТАк он допек всех своих знакомых этой жалостью, что где-то там выделили ему 500 га земли и дали денег на строительство светлого будущего. А в голове у него была такая идея-понастроить этакие дворцы будущего больших размеров и поселить в каждом тысячи по полторы нуждающихся и страждущих.И так все сделать, чтобы эти страждущие и нуждающися , не выходя за ограды дворцов, могли все для себя делать и там и жить и все остальное. И содержать себя сами своим неутомимым трудом, в котором должны были участвовать все поголовно,кроме малых деток и совсем больных. Но кончилось все это плоховато: дворцы-то принялись отгрохать я тебе, а тут возьми да деньги кончились. Дворцы стоят недостроены,ну как у нас дворец огнеупорщиков. А народ снова заголодал.. Идеи, что все должны работать поровну и жить в дворцах при этом.реализовалась только у нас с приходом не утопического.а. Научного социализма, только вместо фаланстер, мы временно понастроили бараков и лагерей для тех, кто увиливал от производительного труда." Тут Игорек Сычев разлил по-новой и сказал тост: " Я за Фурье выпить хочу за его мечты и за его доброту к рабочему человеку и за проповедь свободной любви!" -постой-говорю я- про свободную любовь я , вроде, не говорил, откуда знаешь?- А Игорек в ответ: " Думаешь, ты один тут грамотный? Я же в позапрошлои году вечерний университет марксизма-ленинизма закончил, чтобы мне разряд повысили. Там такая Мария Ивановна очень много про это рассказывала, и когда мы с ней на лыжах катались, то прямо на снегу это практиковали,вот!" -Хватит звездеть, забыл, как твоя баба потом в партком - профком бегала?- Возмутился Витек Чекушин- я вот вам сейчас расскажу про эту свободную любовь случай, обоссышься. Работает у нас станочником Ванька Вятский. Так тот(сам Ванька и болтал), хитрожопый гад, как и все вятские ,приходит как-то раз домой ночью со смены, а у них в гостях женина подружка , прямо на кухне на раскладушке и дрыхнет. У его бабы день рождения они справляли. Ну и Ваньке поллитру, значит, оставили. Ванька эту поллитру выдул , подружку разбудил и говорит ей:" Давай, а то утром я своей скажу, что это ты сама меня изнасиловать хотела. А что подружка.? Она Фурье., конечно, не читала, но от лишнего втыка не отказалась. И наутро все довольные проснулись : И Ванька,и его баба, и бабина подружка. Вот это видите никакой утопии не было." Ну что тут было говорить про Сен-Симона да еще про Оуэна с его кооперацией и товарной биржей? Все они мечтали о хорошей и счастливой жизни, но мечтали совершенно не правильно, ну к примеру как мои собутыльники сейчас. - Я вот думаю-сказал хозяин Валера. Что если бы мы,работяги, пришли бы сейчас к власти. То многое могли бы изменить в нашей жизни.- "Ну и что бы мы изменили, во-первых? А во-вторых. во всех газетах пишут, что мы и так давным-давно у власти и являемся самым передовым классом нашего общества. - опять ехидно и нагло влез Игорь Сычев.- А ты будто не знаешь что !-возмущенно воскликнули все члены коллоквиума. -Сперва.-сказал Витя Бабена- я бы из нашего цеха всех этих подснежников нагнал. А то у нас Петр Макарыч парторг, а сам горновым числится, горячий стаж ему идет. А Тонька-комсомолка-так вообще крановщицей, хотя даже не знает как к крану подходить. Она воспитательницей в детсаду была,.а к нам ее пристроил начальник Бота, Вася Хитрый, за то что вместе в кружок ебальных танцев ходили. Вот и не хрен им зарплаты работяг платить. А то у нас если в производстве ЧМО, то сразу или по профсоюзу или по партийной, лишь бы вреда не нанес много в цеху..но зачем вы,. Падлы, наши -то места занимаете и наши зарплаты получаете?- так разгорячено закончил свою речь Витек Бабена. За это мы выпили по третьей.И дискуссия совсем оживилась: "Ну уж ! Не с этого надо начать,а с самого . понимаешь, верха! -там Брежнев засыпает,. пока доклад читает. Говорят,. что во втором тайме ему замену ставят !-закричал Чекушин. "Так у нас тоже в городе Мочилов.первый секретарь горкома, в конце демонстрации с трибуны падать начинает. Говорят от головокружения. А я знаю, мне кто-то рассказывал, у них там под трибуной что-то вроде буфета с туалетом. Сходишь отольешь и тяпнешь, .сходишь . отольешь и опять тяпнешь. И вообще все не в этом дело-подытожил опять грамотный Игорь Сычев-утописты они помечтали- помечтали, да и помарли, а наши вон, помечтают-помечтают, да и начнут строить коммунизм, а хрена?. Сколько до него осталося по хрущевской-то программе-всего-то 6 лет. А где он? На- кося выкуси! Теперь он развитым социализмом называется. А мы их и не спрашиваем, только партвзносы,. тлять,. плотим.- - А ты зачем партийным стал? Чтобы в мастера выбиться. Вон в техникум заочно поступил,.а там и, глядишь. , и в замы пойдешь? Только это все твоя утопия, потому что жрешь ты много и на собраниях болтаешь че не попадя, так что заткнись и наливай! -именно так Игорька срезал хозяин, Валера Допечаев. А я подумал,. что .. действительно, разговор о третьем источнике почему-то в любых компаниях от профессоров до работяг включительно всегда переходит сперва в критику нынешних отдельных недостатков . а потом на личности. Ну уж. а дальше, не приведи господи, к порванным пиджакам и рубашкам со слегка подбитыми глазами участников всех этих пролетаро-профессорских коллоквиумах. Нет! Пора кончать с этим третьим источником. Сами видите,. какой он зловредный. Лучше перейдем к борьбе гнусного и лицемерного идеализма со здоровым и отвечающим интересам всех трудящихся классов материализмом.