Mobi-Тема
В общем виде можно сказать, что тема литературных произведений, подаваемых на Mobi-Кон, должна соответствовать основной идее издания.
Основная идея издания: журнал "Mobi" предназначается для всех, кто купил мобильный телефон и теперь озадачен вопросом, что бы с ним сотворить такого-эдакого полезного в хозяйстве, тратя при этом поменьше денег и делая свою жизнь интереснее и насыщеннее. В общем, мы не столько помогаем определиться с покупкой (хотя и это - тоже!), сколько предлагаем на выбор варианты применения этой покупки дома и на работе.
Это относится и к другим портативным устройствам - смартфонам, КПК, всевозможным музыкальным и видео-плеерам, цифровым камерам, устройствам для чтения карт и пр., и, наконец, ноутбукам. А также - ко всем мобильным аксессуарам - гарнитуры (проводные/беспроводные), карты памяти и другие съёмные носители информации, всевозможные чехлы, футляры и защитные кейсы и пр.
Таким образом, любые из вышеперечисленных устройств должны присутствовать и/или оказывать заметное влияние на произведение, тем или иным образом участвуя в развитии сюжета. Ни в коем случае не стоит вводить подобные устройства как чисто внешнюю, ни к чему не обязывающую атрибутику, этакий портрет героя, восседающего в "Lamborghini", с крутыми часами на руке и крутым мобильником за пазухой. Нет, нам нужна не только и не столько Hi-Tech-декорация, сколько реальная картина мира, значимой частью которого являются мобильные устройства. При этом вполне годятся и антиутопии, типа описания конца света, наступившего от развития техногенной цивилизации.
1. Итак, имеется подтема первая: Средства связи в их современном виде, наше время +/- около того.
Дальше возможны любые литературные методы: пусть это будет фантастика, или мистика, ужастики, детективы, любовные истории и пр. в любых гармоничных сочетаниях.
Так это может быть, скажем "утро блюджекера". Или рабочий день оператора из службы технической поддержки. Или трогательная романтическая история о потерянном мобильнике. Выбор за вами. Только учтите - в любом случае, для написания произведения в данной подтеме нужно твёрдое знание техники, ПО и актуального сленга, хотя бы на уровне продвинутого пользователя.
В этой связи маленькая справка о формах, жанрах и методах: (*)
Второй огромный круг тем, наиболее перспективный для творчества - это технологии (способы) связи как таковые.
Дальнейшее раскрытие особенностей темы лучше всего показать тезисно, с примерами и пояснениями.
2. Подтема вторая: альтернативные способы связи, реальные (история, альтернативная история, пр.), сказочные, фантастические, футуристические или вовсе иноземного происхождения.
Будут ли это магические говорящие кристаллы, или дрессированные кузнечики, или нечто, полученное человечеством в дар от добрых гуманоидов, или что-то совсем иное - на авторское усмотрение.
Из альтернативы ("что было бы, если бы..."), например, Андрей Валентинов предположил, что изучение реактивного движения не было в России заморожено в XIX веке ("Око Силы").
Вариант, близкий нам тематически - Ломоносов в изучении атмосферного электричества продвинулся до открытия радиоволн, и сконструировал передатчик. Лобовой вариант, но может получиться интересно.
3. Подтема третья: волшебные, сказочные, фантастические, футуристические средства связи и миры во всех сочетаниях, а также в сочетании с реалиями нашего мира. (Телефон попадает в фэнтезийный или сказочный мир - или наоборот, продвинутые технически инопланетные расы изучают наши устройства с чувством снисходительного превосходства, неважно).
При этом самое неожиданное и загадочное повествование должно быть внутренне логично.
Избегайте лубочных, стереотипных представлений о популярных мифических существах и древних расах (драконы, эльфы, оборотни, вампиры и пр.), и если нет особой нужды, лучше их вообще не вводить.
И ещё. Ни один из способов связи не должен быть основан на чьём-то природном умении или нативных расовых способностях.
Средства связи - только универсальные, которые можно приобрести отдельно (скажем, за деньги), и которыми может обучиться пользоваться кто угодно.
Как исключение, могут фигурировать закрытые технологии, разработанные "для избранных". Наиболее известный из подобных примеров - "Обитаемый остров" Стругацких.
Тематические аксессуары
Не забывайте про хорошо зарекомендовавшие себя идеи:
временные привязки:
Новогодне-рождественская история;
К праздникам: День Св. Валентина/Защитника Отечества/8 марта;
Рассказ ко Дню Победы;
История к окончанию учебного года/началу каникул, и наоборот;
Страшилки на Halloween и пр.
У таких рассказов есть естественное преимущество - в свой срок, разумеется. Впрочем, оно легко обращается в недостаток, как и всё иное, будучи воспринято излишне буквально.
Патриотизм (в разумных пределах) и обращение к культурной и научной истории Российской Федерации поощряются.
Довольно популярный приём - рассказ от имени самого телефона (КПК, ноутбука, etc.). Если вам такие вещи удаются, может получиться действительно здорово.
И, наконец, предлагается неистощимый кладезь информации и богатейшие россыпи идей и мыслей. Всё это уже давно лежит в Сети, и, может статься, дожидается именно вас. Давно и не нами сказано, зато многажды подтверждено личным опытом: в жизни регулярно случаются истории, удивительнее, чудеснее и невероятнее которых трудно и вообразить с ходу, не то, что написать.
У вас есть отличная возможность олитературить жизненные рассказы. Например, есть такой замечательный ресурс - helpix.ru.
Там уже несколько лет собираются отзывы, которые присылают люди о своих мобильных, количество таких рассказов перевалило за несколько тысяч, и среди простых пользовательских описаний встречаются порою настоящие маленькие шедевры.
Можно также искать материал на любых сетевых форумах. Разумеется, во всех случаях рассказ не должен быть тупой калькой с оригинальной истории.
А так - разрешено всё: путевые заметки, дневники, мемуары и пр., в том числе - стилизованные под какую-то историческую или вымышленную эпоху.
Да, если нужно найти какую-то техническую информацию по конкурсной теме, узнать что-либо о современных технологиях связи и их развитии - имеет смысл воспользоваться ресурсом http://www.amobile.ru/. Там находятся отличные, очень подробные справочные материалы, написанные доступным языком.
*****************************************************************************
Здесь расположен краткий список произведений, соответствующих тематике журнала "Mobi", с некоторыми комментариями.
Опубликованные в журнале:
Рассказ Сергея Чекмаева "Незаменимый помощник", до публикации в "Mobi" также печатанный в разных журналах, в том числе - в "Игромании", и оптимально подходящий для нашего издания. В "Mobi" поубликован под названием "Превратности судьбы".
Просим учесть основную идею рассказа, чтобы не было никому не нужных повторов.
Авторский вариант рассказа здесь: http://chekmaev.belomors.ru/txt/txt/19.txt
Вариант, опубликованный в "Mobi": http://www.mobimag.ru/ShowArticle.php?id=584
Елена Дроздова "Детские мобильные страшилки"
http://www.mobimag.ru/ShowArticle.php?id=424
Помимо своей литературной деятельности, Елена - художница, и иллюстрации к страшилкам - это её рук дело.
Кстати, имейте в виду - те, кто рисует сам или имеет друзей-художников, и может самостоятельно организовать для своего произведения иллюстрации, разумеется, оригинальные, а не взятые из Интернета. Хорошего качества картинки, пригодные для публикации в журнале, будут оплачены отдельно.
"Ньюза" про AuraFon Neo+ by Koree Key & Яр Соболев
Напечатана в апрельском номере "Mobi" за 2005 год, стилизована в соответствии с форматом новостей журнала.
http://zhurnal.lib.ru/a/awrylo_s/aurafonneo.shtml
"Скрытый Дозор" Яра Соболева, написанный специально для совместного проекта Mobi с раскруткой SMS-Дозоров, в файле также есть подробная история создания:
http://zhurnal.lib.ru/a/awrylo_s/dozor_crypto.shtml
Оптимальное соответствие теме. На размер внимания не обращайте, хотя если любопытно, что бывает, когда авторский текст объёмом в 38,5 тысяч знаков авторитарной редакторской правкой обрезают до 17,5 тысяч знаков - то можете глянуть и на опубликованную версию рассказа:
http://zhurnal.lib.ru/a/awrylo_s/dozor_abzatz.shtml
Ещё один вариант, подходящий тематически и по размеру: маленькая мобильная сказочка by Koree Key:
http://zhurnal.lib.ru/k/key_koree/mobitale.shtml
Обратите внимание, счётчик Самиздата показывает 5 Кбайт, а счётчик знаков в MS Word сообщает, что в тексте 4060 знаков без пробелов. Как видите, разница очень серьёзная, и, соответственно, погрешность при подсчёте - тоже.
Также рекомендуем ознакомиться с замечательным произведением, неоднократно печатавшимся в разных журналах, в том числе - в "Игромании" и "Хакере".
http://www.bagrov.spb.ru/homepage/7dialogsinRAM.asp
"Семь диалогов в оперативной памяти" может, не столько по букве, сколько по духу и стилю соответствуют тематике и желаемому для "Mobi" формату.
*****************************************************************************
Произведения из числа давно уже признанных и любимых читателями, которые в то же время отвечают требованиям нашего конкурса по духу:
Андрей Битов "Фотография Пушкина"
Евгений Лукин, Любовь Лукина "Сталь Разящая"
Андрей Валентинов "Сфера"
Аркадий и Борис Стругацкие "Обитаемый остров"
Роберт Шекли ("Страж-Птица", "Абсолютное оружие", "Пушка, которая не бабахает" и др. рассказы)
Генри Лайон Олди "Мессия очищает диск", "Последнее допущение Господа"
Сергей Лукьяненко "Лабиринт отражений"
И др.
*****************************************************************************
(*)
"1. Тезис:
"Фантастика - это "жанровая", "форматная" литература, со своими жесткими жанровыми рамками. А настоящая, высокая литература не может быть жанровой (форматной)."
Брали как-то у Игоря Черного, доктора филологических наук и профессора, интервью. Спросили, имея в виду любимую нашу фантастику:
- Имеет ли смысл производить разделение по жанрам, или все-таки стоит подходить к книге любого жанра, как к представительнице литературы?
И прозвучал ответ:
- Жанр? Какой жанр? Это называется непрофессионализм. Жанр, он один - роман. Такой жанр - "роман". А дальше уже идет внутрижанровая типология. Есть роман исторический, есть роман производственный, есть роман фантастический. Дальше идет в фантастическом романе разделение на подвиды и типы: фэнтези, сайенс фикшн, историческая фантастика и так далее. Деление все более мелкое, мелкое и мелкое. Точно так же, как и жанры: повесть, рассказ и так далее. Разделение на жанры и виды идет с классиков, с Аристотеля...
Ладно, допустим, большинству эстетически непоколебимых граждан, твердо уверенных, что великая правота у них в кармане, а лучшая нравственность спит в их постели, это интервью - не указ. Тогда позвольте цитатку - с пылу, с жару, из Большого-пребольшого энциклопедического словаря:
"Жанр (франц. genre) - исторически сложившееся внутреннее подразделение искусства; тип художественного произведения в единстве формы и содержания. Эпический жанр (героическая поэма, роман, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия); более подробно определение исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический и т. д.)."
Нетушки, говорит наш досточтимый оппонент. Это все немцы придумали.
Хорошо, повторим для внятности:
"Разделившись на роды (эпос, лирика, драма), каждый род литературы в свою очередь далее дифференцировался на виды и жанры. Жанры эпоса в свою очередь разделяются на большие (эпопея, роман), средние (повесть) и малые жанры (новелла, рассказ, сказка, басня, очерк, эссе)."
Откуда дровишки? А вот отсюда: учебник "Теория литературных жанров", автор - Пронин В.А., доктор филологических наук, профессор.
Эй, оппонент! Зеваешь? Тянешься за пивом? Не убеждает? Не приводит в священный трепет?! Хорошо. Зарываемся по уши в чертову уйму разного рода диссертаций, научных работ и трактатов яйцеголовых специалистов: "Жанр рассказа в творчестве М. Зощенко", "Различение жанров басни и притчи", "Жанр повести в творчестве А. Пушкина и Н. Гоголя", "Новелла как жанр английской литературы", "Эссе как литературный жанр"...
Нет, говорит оппонент, подкованный, как блоха Левши. Нет, и быть не может. Вот вам всем кукиш из широких штанин. Раз масса говорит, что фантастика - жанр, значит, жанр, и баста. Масса ошибаться не может. Массе, в особенности широкой, как те самые штанины, ваши литературоведческие вытребеньки по барабану. И узкой, интеллигентной массе, сторонящейся широкополосного быдла, тоже по барабану. Ишь, чего удумали: роман им жанр, рассказ им жанр...
Хорошо, ударим в барабан и мы.
Х. Ортега-и-Гассет в "Размышлениях о романе", в самой первой части "Упадок жанра" пишет: "Издатели жалуются: романов не покупают. Действительно, романы сейчас распродаются хуже, чем раньше, тогда как спрос на сочинения идеологического характера, напротив, растет. Уже и эти статистические выкладки наводят на мысль о кризисе жанра, и, когда кто-либо из моих юных друзей, особенно начинающий писатель, говорит, что сочиняет роман, я до глубины души поражаюсь его спокойствию. Я бы на его месте дрожал от страха."
И вскоре следует вывод: "Роман - медлительный жанр."
Эй, юные друзья, писатели-фантасты! Позвольте и нам поразиться вашему олимпийскому спокойствию, с которым вы выдаете в год три-четыре сотни фантастических романов. Слышите знакомое, разумное, доброе и вечное слово: "кризис"? Подставляем вместо "кризис жанра романа" - "кризис жанра фантастики", и получаем тот плач Ярославны, который льется ныне с каждой крепостной стены...
Умники, констатирует оппонент, съевший зубы на эльфах, собаку - на звездолетах, и печень - на конвентах. Семь пядей во лбу, и каждая винтом завита. Ишь, заморского Х. с ругательной фамилией приплели! Ближе надо быть к народу. Иначе надо мерять. Вот он, универсальный критерий, по которому кандидатов на грядущие фантастические премии заталкивают в прокрустово ложе номинаций: рассказ - объемом от нуля до двух авторских листов, повесть - от двух до восьми, роман - свыше восьми. Объем замерили, и баста. Мало ли, что А. Пушкин назвал "Евгения Онегина" романом! Меньше восьми листов? - даже зная, что листаж в поэзии считается иначе, чем в прозе, берем в руки калькулятор, умножаем число строк на число страниц, делим полученную цифру на семьсот... Ай да Пушкин, ай да сукин сын! Тянул-тянул, и не вытянул. Чуток меньше погонных... простите, романных восьми метров выходит. Берем все собрания сочинений Пушкина, зачеркиваем "роман" и пишем поверх "повесть в стихах". Или лучше: "поэма". Привычней глазу.
Что говорите? Поэма - это "Мертвые души" Гоголя? Ну, классики, ну, удружили...
В труде "Теория литературных жанров" есть такой пассаж: "В 1888-м году Ги де Мопассан опубликовал роман "Пьер и Жан", которому он предпослал предисловие, озаглавленное "О романе". Речь в нем идет о том, что же такое роман, как жанр, и сколь он многообразен. Писатель задается вопросом: "Если "Дон Кихот" роман, то роман ли "Западня"? Можно ли провести сравнение между "Тремя мушкетерами" Дюма, "Госпожой Бовари" Флобера, "Господином де Камор" О. Фейе и "Жерминалем" Золя? Сегодня можно было бы добавить и романы двадцатого века, такие, как "Улисс" Джойса, "Процесс" Кафки, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова, "Тихий Дон" М. Шолохова, "Лолита" В. Набокова... Мопассан, однако, был прав, видя во всех перечисленных романах единство авторской позиции, которая заключается в постижении глубокого и скрытого смысла событий, возникающих на основе наблюдений и размышлений над тем, что происходит в мире. Этот критерий жанра актуален и сегодня."
Вот и нам хотелось бы почесать пером в затылке: если в качестве примера взять ряд фантастических романов - "Эфиоп" Б. Штерна, "Черный Баламут" Г. Л. Олди, "Солдаты Вавилона" А. Лазарчука, "Война за Асгард" К. Бенедиктова, "Армагед-дом" М. и С. Дяченко, и так далее - что между ними общего? Да, все это романы. Со всем набором признаков именно романа, как жанра:
- Полифоничность (читай, большое количество сюжетообразующих линий повествования). Предвосхищая встречный вопрос, отвечаем сразу: большое - это значит, больше двух.
- Принцип "многоязычия". По М. Бахтину, монологическая точка зрения на мир есть отдельный социальный язык - "язык крестьянства", "язык поколения", "язык молитвы", "язык политического дня" и т. п. - каждый из которых представляет отдельный способ осмысления мира. Роман - это победа "диалога" над "монологом", смешивающая несколько таких языков, несколько точек зрения на мир, так сказать, в одном флаконе; роман - "воплощенная стихия взаимоосвещения языков."
- Расширенное пространство текста (географическое, хронологическое, интеллектуальное, социальное, эстетическое и пр.).
- Усложненная фактура повествования (отступления лирические, исторические, пейзажные, психологические и др.), то есть "глубокий и скрытый смысл событий на основе наблюдений и размышлений за происходящим в мире".
Итак, первая точка соприкосновения найдена. Романы? - да. Но фантастика, впопыхах названная жанром, трещит по швам, пытаясь вместить абсолютно разное содержание и не менее различную форму этих книг. Трещит именно как жанр; в ином качестве она чудесно вместит еще сотню разнообразнейших романов. Тогда берем матушку нашу фантастику и режем пополам, на две общепринятые широкой массой части: фэнтези и "сайенс фикшн". Что есть фэнтези, кровная половинка? - ах, опять жанр... Продолжим вивисекцию. Кромсаем каждую часть матушки нашей на более мелкие ломтики: киберпанк, космическая опера, альтернативная история, криптоистория, литературная сказка, мистика, хоррор, гротеск, сатирическая "небывальщина", юмористическая...
Что есть каждая частица? - опять жанр?!
Какая-то амеба получается: как ни режь, опять целая амеба...
Или, если угодно, гидра.
Ситуация напоминает происхождение словесного паразита в виде слова "стёб". Раздуваясь и разевая смрадную пасть, он поглотил тонкости и оттенки, краски и смыслы, заключив в зловонную утробу все: юмор и сатиру, насмешку и пародию, сарказм и иронию, памфлет и эпиграмму... Куда ни ткни, что ни напиши, тебе гордо хихикают в ответ: стёб! стёб! стёб!!!
Так и с фантастикой.
Жанр.
Низкий.
А оппонент - высокий и страшно изысканный.
Что ж это получается, леди и джентльмены? Талдычим, как попки, про вульгарный жанр фантастики, во всеуслышанье осуждаем жанровость, как корень всех бед беллетристики, а король-то голый? Если говорим, что жанровость - это плохо, тогда давайте осудим роман, рассказ, оду и элегию, эссе и басню... Вот они, жанры! Вот они, низкие! Ату их!!! Или просто мы придумали несуществующий жупел, чтобы радостно плясать вокруг и кидаться банановыми шкурками?
Вальтер Скотт в статье "О сверхъестественном в литературе" ("Форейн куотерли ревью", 1827 г.) рассматривает фантастику, как один из "методов отображения чудесного и сверхъестественного в литературе", в качестве записного фантаста называя Э. Т. А. Гофмана. Дело в том, что мудрый сэр Вальтер видел: фантастический метод - не единственный, позволяющий отобразить чудесное. А этимология слова "Фантастика" происходит от греч. phantastike, что значит "искусство воображать", без которого художественная литература, да и все искусство в целом невозможны в принципе. Т. е., мы упираемся в банальность, которую упрямо не хотят замечать: фантастика как метод, как один из большого набора инструментов писателя, может присутствовать хоть у Пушкина, хоть у Пупкина.
Что не унижает Пушкина и не возвышает Пупкина.
Фантастика же как совокупность методов расширяется до течения, отдельного направления в литературе, будучи в прямом родстве с романтизмом и символизмом, реализмом и сюрреализмом. Мощное течение полноводной реки, струящей воды меж двух берегов: пологий склон "достоверности" и круча "вымысла". Здесь найдется место всякой струе: мистике и ужасам, альтернативной истории и фэнтези, космоопере и бурлеску... А набрать воды из реки можно во флягу (рассказ), в ведро (повесть) или в бочку (роман).
Жанры, как известно, "tout genre est permis hors les genres ennuyeux." То есть, если верить французам, разрешены все, кроме скучного. Возможно, поэтому улыбчивый француз не понимает, отчего наша загадочная душа зовет В. Гюго - классиком, а А. Дюма - беллетристом. Отчего первого уважает, а второго обзывает "детско-юношеской беллетристикой". Не понять ему такого подхода! Потому что беллетристика по-французски: "прекрасное письмо".
А по-нашенски, по-эстетски беллетристика - ерунда и умов смятенье.
Хоть кол на голове теши".
СЕАНС МАГИИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ РАЗОБЛАЧЕНИЕМ ИЛИ СЕКСТЕТ ДЛЯ ЭСТЕТА
Генри Лайон Олди
http://www.rf.com.ua/article/606
http://www.rf.com.ua/article/633 (окончание)
|