Аннотация: Алан-Гоа - самый драгоценный алмаз Монголии.
В моей крови течёт кровь разных народов: монгольская, бурятская, русская. Я живу на Урале, но мы бывали не однажды в гостях у бурятских родственников в Бурятии. И, конечно, меня интересует история и нашей семьи, нашего рода, а также и история Бурятии и Монголии. Обе народности относятся к монгольскому роду, хотя есть свои, свойственные только бурятами или монголам, обычаи, особенности и даже далёкие предки.
Но не менее и общих. И среди них самая главная, самая почитаемая - прародительница монгольских народов хори-бурятка Алан-Гоа. Вот о ней я и хочу рассказать.
В июне 2011 года в монгольском аймаке Хэнтий состоялась торжественная церемония открытия Величественного комплекса Дворца почитания Великих хатун (ханш) Монголии.
Имя первой хатун - Алан-гоа. Эта Женщина также почитается: бурятами, тувинцами, эвенками, якутами, казахами, киргизами и другими народностями Азии.
Алан-гоа - историческая личность десятого века, прародительница монгольских правителей. Первые письменные упоминания о ней содержатся в "Сокровенном сказании монголов" в 1240 году. История Монголии писалась при жизни известнейшего потомка Алан-гоа знаменитого Чингисхана, и во многом основана на легендах и мифах. Но историки установили, что эта хатун всё же была реальной женщиной из рода хори-бурятов, а не выдуманным мифическим персонажем.
Рашид-ад-Дин, всемирно известный историк начала XIV века, считал Алан-гоа исторической личностью в одиннадцатом поколении от Бортэ Чино - праотца монголов. Время рождения Алан-гоа установлено около конца IX - начала X веков.
Происхождение предков Алан-гоа также овеяно мифами. В работе учёного-востоковеда Г. Н. Румянцева "Происхождение хоринских бурят" говорится, что генеалогический миф хоринцев приурочивает их первоначальную родину к верховьям реки Лена и к озеру Байкалу.
Прибайкалье и вся Центральная Азия издавна были местом обитания разных племён кочевников, перемещаясь в поисках мест для лучшей жизни и удачной охоты, они не только воевали и торговали друг с другом, но и заключали межродовые браки.
"Сокровенное сказание монголов" рассказывает, что примерно в восьмом веке, за десять поколений до Алан-гоа, с небес на склон горы Бурхан-Халдун спустились Серый Волк и Пятнистая Лань, дойдя до страны Дзад, они обратились в мужчину и женщину, и назвали их Бортэ-чино и Гоа-Марал. Явление с небес приравняло супружескую пару к небесным божествам, у монголов и бурятов широко применялось тенгрианство как ветвь шаманизма, прославляющая Бога Неба.
В районе Бурятии, Забайкалья, Тувы, Монголии и Якутии можно увидеть множество памятных изображений волков и оленей, эти животные издавна считаются священными тотемами-оберегами многих народов Центральной Азии.
Исследователи считают, что настоящий Бортэ Чино был сыном тибетского царя. В поисках лучшей земли или спасаясь от преследователей, он бежал из Тибета, переправился через Байкал, смог перейти горы, и его, спускающегося с вершины Бурхан-Халдун горного хребта Хэнтэй, и приняли за бога. Таким образом, предки Алан-гоа имели индийские и тибетские корни. В долине реки Иркут Бортэ-Чино встретил незамужнюю девушку по имени Гоа-Марал, взял в жёны и осел семьёй в холодной северной земле Дзад. Со временем эту местность стали называть Баргуджин Токум - Баргузинская долина. Отсюда, севернее Бурхан-Халдуна, берёт исток священная для монголов и бурят река Онон.
Здесь возникает вопрос: почему праотцом монголов считается Бортэ-чино, а праматерью не его жена Гоа-Марал, а родившаяся через пару веков Алан-Гоа? Какая тайна или какие причины скрыты в этих исторических перипетиях? И такого рода загадок в истории монголов и бурят немало. Попробуем разобраться.
В древние века человеческая жизнь в Прибайкалье была очень короткой, мужчины и женщины редко доживали до сорока лет, поэтому поколения быстро приходили одно на смену другому, жить большими поселениями из-за кочевнического образа жизни не было ни возможности, ни необходимости, поэтому, чуть оперившись, сыновья и дочери покидали родные юрты и отправлялись покорять просторы Прибайкалья.
Традиционно потомки Серого волка выбирали в жён потомков Прекрасных косуль - есть такая бурятская сказка.
Как-то одному из них, Хоридой-мэргену, не досталось Косули. Расстроенный, брёл он вдоль берега и вдруг увидел трёх прекрасных лебедей, которые, превратившись в девушек, стали купаться в озере. Хоридой обманом вынудил одну из них стать его женой, это была Баргуджин-гоа (красавица-лебедь, принцесса из рода баргутов, властелинша земли Баргуджин-Токум). С тех пор лебеди для бурят - священны, как символ нежности, изящества, красоты, любви и верности. Так пошел род хори-бурят. Когда оба супруга состарились, жена попросила у Хоридоя для примерки свою одежду, надела её, превратилась в лебедя и улетела через дымовое отверстие юрты. Отсюда обычай хоринцев брызгать вверх чай или молоко, когда пролетают лебеди.
Лебеди считаются предками хоринцев по материнской линии, говорят. они сопутствовали многим победам и счастливой жизни народа хори.
У легендарной пары хорибурятов Хоридоя-Мэргена (меткий стрелок, он же основатель хори) и Баргуджин-гоа в местечке Арих Ус появилась на свет дочь, которую за яркий цвет волос прозвали рыжеволосой красавицей. Позднее Хоридой взял ещё двух жен, которые родили ему десять сыновей. Эти сыновья стали основатели разных бурятских родов.
Историк Николай Абаев считает, что местность "Арих-Ус" существует на географической карте современной Тувы в несколько ином диалектном варианте "Арыг-Узуу". Монголы признают долины рек Ариг-гол или Богд. Однако другие источники называют местом рождения Алан-гоа Тункинскую долину Бурятии.
Монгольские и бурятские имена имеют яркие значения-расшифровки. Я долго искала, что же значит имя Алан-гоа? (тув. Алан-Хоо; як. Алан-Куо). Честно перерыла кучу источников.
Гоа или Гуа в тюркском варианте означает лебедя (изящество и красоту).
А Алан? Такого имени нет среди женских имён! А вот мужских вариантов попалось немало у разных народностей, в частности, аланами, к примеру, звали степняков - жителей степей. Меня привлекло пояснение к иранскому варианту имени, оказывается, оно не имеет женского варианта, поэтому звучит одинаково для всех его носителей.
Но у любого имени должно быть значение! Оказалось, что алан - светлый, рыжий, пятнистый, олень. И, действительно, по описанию Алан-гоа была рыжеволосой! А само иранское имя Алан означает благородный повелитель. И тогда всё сходится - перед нами Великая благородная повелительница, прекрасная рыжеволосая степная красавица.
Поразительно, как переплелись в её имени черты внешности и характера, социального положения, места проживания, а также поклонения тотемам и мифическим героям.
Цвет имени - Красный. И, действительно, алан ещё имеет значение "алый".
Камень - Алмаз. Значит, Алан-гоа самый драгоценный алмаз Монголии.
Есть легенда о том, что, когда девочка была совсем маленькой, она оступилась и упала в реку, на помощь стремительно кинулся огромный пятнистый олень, подняв девочку на могучих золотых рогах, он аккуратно переложил её на мягкую траву к ногам испуганной матери.
В семнадцать лет Алан-гоа вместе со всей семьей отправилась искать лучшие земли в долину реки Онон. Там и встретились будущая праматерь монгольского народа принцесса хори Алан-гоа и потомок племени дарлекинов-найманов юноша знатного рода Добун Мэрген. И эта встреча тоже овеяна легендой.
Когда повозки семьи Хоридой-Мэргена медленно передвигались по степи, ими заинтересовались двое братьев из племени дарлекинов Добу МЕрген и Дува-Сохор. Добу-мергена ещё звали Добу-Баяном, что означает - богатый, знатный, властелин рода Добу.
Примечательно, что первым девушку заметил Дува-сохор, старший брат Добун мэргэна. По легенде у Дува-Сохора был один-единственный глаз, посреди лба, которым он мог видеть на целых три кочевки. С вершины Бурхан-Халдун своим зорким глазом он оценил:
- "Хороша молодица в кибитке крытой повозки среди этих подкочевывающих людей!".
К их радости, девушка оказалась знатной и богатой принцессой хори. Молодые люди понравились друг другу, и Хоридой-мэрген отдал дочь в жёны Добун-мэргену. Примечательно, что эта свадьба, состоявшаяся в священном урочище Шинчи-Баян-Урянхай, положила конец войне между двумя племенами потомков Борта Чино. С тех пор Алан-гоа всегда заплетала две косы и никогда не носила пояса и отрезные по талии платья.
Мужу Алан-гоа родила двух сыновей.
Однажды во время охоты на Урянхае Добу-Мэрген встретил человека, с виду знатного, но очень измученного. Вот как описано это событие в "Сокровенном сказании монголов":
Добун-Мэргэн спросил: "Ты, что за человек?" Тот человек ответил:"Я из племени Маалих Баяудай. Я обнищал. Дай мне мяса от этой дичины, а я отдам тебе своего сына!"
Услышав эти слова, Добун-Мэргэн отделил заднюю ногу трехлетнего оленя и дал ему, а его сына увел с собою, чтобы он прислуживал в доме.
Так в доме Добун-Мэргена и Алан-Гоа появился помощник с удивительно яркими и красивыми синими глазами. В то время многие народы практиковали многожёнство, но у ДОбун-Мэргена пока была только одна супруга. Я попыталась представить Алан-гоа в качестве жены, матери, хозяйки дома.
Суровый климат заставлял жителей Прибайкалья много трудиться.
Очевидно, как многие другие женщины, Алан-гоа сохраняла порядок в юрте, заготавливала кошму и войлок, доила овец и буйволиц, шила одежду для сыновей и мужа, возможно, умела вышивать, хотя, так как оба супруга были царских кровей, Добу мэрген мог обеспечивать жену, обменивая пушные шкуры на яркие нарядные одежды.
Кстати, как могла одеваться первая леди хори? Разумеется, традиционный бурятский халат с угловой застежкой и красивая безрукавка. Украшения, золотые и серебряные. И необыкновенная шапка с высоким выступом - знак близости к небу.
Добун-мэрген разделывал бараньи туши и сам распределял готовые куски мяса между членами семьи. Он же занимался добыванием пищи, пас скот, выгуливал лошадей, ставил юрту.
А вот варкой и вяленьем уже занималась Алан-гоа. Она же готовила к зиме творожные шарики из молока буйволиц и другие запасы. Как все бурятки, готовила для семьи ежедневную и праздничную еду. И заботилась о том, чтобы в доме всегда были крепко заваренный подсолёный зеленый чай и свежее молоко. Ни одна трапеза бурятов не обходится без этих напитков. Представляю, какие вкусные Алан-гоа лепила буузы - сочные и крупные, похожие на манты и большие пельмени, с фаршем из конины или баранины с добавлением нутряного сала.
Бурятская трапеза - это всегда полноценный приём пищи, где неизменно присутствует первое блюдо. Алан-гоа готовила для семьи шулэп, суп-лапшу, рецепт которого тщательно хранится бурятами и передаётся из поколения в поколение. И в конце трапезы подавала знаменитые шаньги - национальные лепёшки, приготовленные из дрожжевого теста, которое замешивали на бараньем жире и обжаривали в сметане.
Согласно традициям, когда мальчики подрастали, ими занимался отец, а девочки так и оставались на своей стороне юрты, учась у матери женским премудростям до замужества. Алан-гоа много занималась детьми, когда они были маленькими. Возможно, рассказывала им сказки, пела бурятские песни. И, может, играла на моринхууре, звуки которого помогают верблюдицам принять верблюжат, или звонкоголосой ятаге.
Иногда семья встречала гостей, и тогда женщины вместе пели хороводные песни. А мужчины услаждали степь мощным горловым пением.
К сожалению, внезапная смерть Добун-мэргена оборвала семейное счастье. Неизвестно, что было причиной его быстрого ухода, хотя у меня есть подозрение. Но об этом чуть позже. Догадаться будет не сложно.
После смерти мужа Алан-гоа могла бы стать женой его брата, но по данным Рашид-ад-Дина, этого не случилось. Возможно, потому, что жили они далеко друг от друга, а, скорее всего, по иной причине. И эта страница жизни праматери монголов тоже соткана из мифов.
Будучи вдовой, Алан-гоа родила ещё троих сыновей. Самым младшим был Бодончар-мунгхаг (Бодончар-простак), от него произошёл род синеоких борджигинов, самым знаменитым потомком которых стал Чингисхан. Отличительными признаками рода Чингисхана были синие глаза и рыжий цвет волос. Очевидно, что рыжие волосы шли от Алан-Гоа, а синие глаза? Где-то раньше мы это уже встречали!
Не замешан ли в этом помощник по дому Маалих Баяудай? Но,нет! Рашид-ад-Дин рассказывает другую легенду! Вот как говорится в главном монгольском Сказании:
После рождения младших братьев два более взрослых старших сына заподозрили мать в позорной связи с помощником семьи Маалихом-Баяудайцем:
"Наша мать, не имея ни мужа, ни братьев мужа, родила этих трёх сыновей. В доме есть только один человек - из племени Маалих Баяудай. Эти три сына, наверное, от него".(ССМ,18)
Алан-Гоа вынуждена была дать юношам пояснение, откуда у неё, вдовицы, появились дети.
"Каждую ночь по свету, проникающему через щель в дымнике, в юрту приходил блистающий желтый человек. Он гладил мне живот, и его сияние проникало туда. Когда он уходил, то, как жёлтая собака, взбирался по лучам солнца и луны. Зачем вы так необдуманно говорите? Ведь, если судить, то это признак того, что они дети Неба. Как вы можете говорить о них как о простых смертных? Вот когда они станут великими ханами, тогда-то поймут простолюдины, кто был их отцом" (ССМ,20).
Старшие сыновья приняли объяснение матери - разве они могли не признать явление Сына Неба?
Кстати, в эпосах других народов Азии тоже часто встречается такого рода "непорочное зачатие" от волка, солнечного или лунного луча, сына Неба. По-разному реагировали на это герои эпосов, но одно было неизменным: этих детей считали посланцами с Неба, и они в любом случае выживали, несмотря на травлю и унижения в детстве, и часто становились властелинами.
Так как "Свяшенное сказание монголов" писалось уже при Чингис-хане, понятно, что оно было заказным, и целью его было закрепление царственного, божественного статуса Чингисхана и его потомков.
Но мы-то понимаем, что это лишь легенда! Так что же произошло на самом деле?
Собственно, вариант лишь один. Отцом этих детей был действительно ставший зрелым мужчиной Маалих-Баяудаец. Даже внешний его вид - голубоглазый и светловолосый - передан был не только младшему сыну Бодончару, но и многим потомкам, в том числе Чингисхану.
Всё это дело, судя по всему, происходило на территории Древнего Танну-Урянхая, поскольку Маалих-Баяудаец был из племени Баят "лесных урянхов" (тувинцев), у которых Добу-Мерген считается общим с монголами предком, и урянхайцев (тувинцев) можно смело считать "старшими предками" монголов.
Как же так получилось, что примерная мать семейства пошла на такую порочную связь?
Возможно, первый раз Маалих явился, не затронув Алан-гоа, но так, что женщина действительно увидела его в лучах заходящего солнца, струящихся из отверстия конусного круга юрты. Ну, а потом... Случилось то, что случилось. Хотя это, скорее всего, лишь очередная красивая легенда.
"Ночью дымом сребряным проник через дымник к нам в юрту,
Будто призрак... но юношей выскользнул к Утру.
На высоком коне, гость на нас был совсем не похожий.
Жёлтым псом прозывали, пять лет с нами в стане он прожил.
Он от Синих Небес подарил трёх детей Алан-Гоа.
Новый род Борджигинов грядёт - синеоких монголов!
Их рожала на корточках мать, чтя степные законы.
К чёрной кости прибавилась белая кость у монголов".
А может, помощник и хатун давно нравились друг другу? А Алан-Гоа просто действовала строго по предписанию, положенному бурятской женщине: "Женщина предназначена мужчине, нет такого закона, чтобы состарилась она у родной двери"?
И есть у меня серьёзное подозрение: не был ли Маалих причиной смерти рано ушедшего Добун-Мэргена, (да простят меня монголы)? А, может, все пятеро детей всё же были от собственного мужа хоринской принцессы, а адюльтерная связь возникла искусственно как результат возвеличивания её дальнего потомка Чингиса в ранг небожителей? Увы, это так и останется тайной.
И сейчас самое время попытаться ответить на заданные себе ранее вопросы, попробовать разгадать, как и о чем рассуждали создатели Сокровенное писания.
Почему не признали прародительницей Гоа-марал? Потому, что там всё было чисто, а также потому, что происхождение Гоа-Марал не совсем установлено, и никакие борджигины у неё не рождались.
Почему прародителем все же является Бортэ-Шино, а не его внук Борджигин? Ну тут более понятно. Очевидно, что здесь идёт род по женской линии, а это в 12 веке не признавалось, кроме того, про Бортэ Шино легенда уже существовала. Да и так далеко в поисках главного основателя борджигинов составители забираться не стали, остановившись на Бодончаре, происхождение которого можно было сделать легендой. Вот так и появился Сын Неба, потомком которого и стал великий Чингисхан. А одновременно стала легендарной и хори-бурятка Алан-Гоа.
По сути род борджигинов пошёл от хори-бурятки и тувинца. Но поклонявшиеся Сыну неба-Тенгри народы, не сомневаясь приняли легенду, придуманную Рашид-ад-Дином.
Если по мужской линии все понятно, то как же с Алан-Гоа, по сути совершивей ужасный для монголов поступок, но возведенной в ранг Великой Хатун?
Рашид-ад-Дин, скорее всего составлял монгольское древо, двигаясь по династии брджигинов в обратную сторону от Чингисхана (не без активного участия последнего). И именно Бодончар, с его загадочным происхождением, с матерью, судьба которой во многом схожа с судьбой матери Чингиса Оэлун, и с собственной судьбой, очень схожей с тем, что испытал сам великий полководец.
В каждой сказке есть доля правды - будем исходить из этого. Это значит, что мать Бодончара была действительно легендарной личностью, настоящей матерью и великой и умной женщиной.
По легенде Алан Гоа нашла отличное объяснение, которое убедило сыновей, что мать невиновата, хотя Маалиха они всё же выгнали, а младших братьев так и не смогли полюбить как родных. Но до конца своей жизни Алан-гоа наделяла сыновей знаниями, мудростью и смогла взять всех детей под свою защиту.
Величие первой хатун не только в мудрости защиты детей и материнства. Алан-гоа, прежде всего - символ единения и мира между монголами.
В период взросления своих сыновей великая хатун дала каждому из них по одной стреле и велела переломить, что оказалось лёгкой задачей. Затем, собрав пять стрел, снова дала сыновьям разломать их. Так как сыновья не смогли этого сделать, Алан-гоа сказала:
"Вы все родились из единого чрева матери. Если будете поступать и действовать каждый сам за себя, то легко будете сломлены подобно тем стрелам. Если же будете единодушны как связанные пучки стрел, вы не сможете стать чьей-то легкой добычей" (ССМ).
Этот случай стал легендой и активно использовался и во времена Чингисхана. Пользуется и сейчас. Это не просто беседа матери с сыновьями, это Материнской Наказ, Семейный Устав.
А ещё она предсказала своим детям великое будущее, к которому они придут, несмотря ни на какие невзгоды. Возможно, это тоже легенда, но, в любом случае, умение себя отстоять, не сломаться и желание добиться жизненных успехов при любых условиях она сумела им передать по наследству. И её младший сын Бодончар, которого после смерти матери старшие братья прогнали со двора нищим, пройдя через муки и лишения, сумел овековечить свое имя, завоевать земли, стать повелителем и объединить монгольские племена, основав род борджигинов.
Судьбу Бодончара практически повторил в свое время Тэмуджин, ставший Великим Чингисханом, родившийся через девять поколений от Бодончара, в год огненного коня и покоривший девять народов. Потомки Алан-Гоа правили всей Азией, улусами единой Державы были также Китай и Индия.
Родина легендарной прародительницы Алтан Ураг - Золотого рода Чингисхана - произвела на него замечательное впечатление. Чингисхан часто бывал в этих местах. Он глубоко уважал суровую долину своих прапрадедов, зимнюю степь - ледяную, словно из твёрдой стали, дорогу и ПЕРЕВЁРНУТОЕ СИНЕЕ НЕБО- неохватное взглядом озеро Байкал.
В честь великих предков Чингис-ханом на эти земли была наложена самая жёсткая часть "Их Хориг" - "Великого Запрета". Вся местность была объявлена священной и здесь под страхом смерти не разрешалось не только рубить лес и охотиться, но и вообще - жить.
В Монголии много памятников великой хатун. Много священных мест.
Сотрудники драматического театра аймака Хубсугул в Монголии создали новую постановку в жанре мюзикла о легендарной Алангоа (Алунгоо), прародительнице золотого рода Борджигин и рода великих монгольских ханов.
Легенда о небесном происхождении монголов впервые выйдет на экраны этой осенью.
Помнят и почитают Алан-Гоа и в Бурятии, ведь она также была и праматерью нескольких бурятских родов!
В Тункинской долине, где предположительно родилась Алан-Гоа, ныне располагается Тункинский национальный парк, на территории которого находится высочайшая вершина Саян - Мунку-Сардык.
22 июля 2017 года в окрестностях села Галбай Тункинского района состоялась закладка первого камня монумента Алан-гуа, праматери монголов.
Бурятский государственный национальный театр песни и танца "Байкал" поставил спектакль 'Эхо страны Баргуджин Тукум'. История любви, которая спасла от гибели два больших рода - баргутов и хори-туматов стала визитной карточкой театра.
Кстати, В Братске есть позная "Алан-гоа", где готовят очень вкусные позы (буузы)
А в интернете можно легко отыскать форумы, где обсуждается прародительница нескольких азиатских народов, великая Алан-гоа.
Присоединимся к почитателям первой хатун Монголии, и даже если её жизнь была совсем не такой, а сама Алан-гоа была просто матерью Бодончара, не будем разделять жизнь на реальность и мифы-легенды. Первая хатун Монголии и Бурятии достойна уважения.
Присмотритесь внимательно к фотографиям гор - нет, не зря монголы, буряты и тувинцы считают своими прародителями серого волка и лесного оленя.
Могучий златорогий олень, спаситель Прекрасной Царицы, так же преданно охраняет свою "малышку", как тогда, когда он спас ее, новорожденную, выловив своими золотыми рогами из быстрой горной реки. Лик могучего местного волка охраняет свои владения, принося исцеления мученикам и муки тем, кто не знает почтения к Великой Матери Природе. Это защитники, охранники великой хатун Алан-гоа. Даже через несколько десятков веков эту Женщину сопровождают легенды.
Говорят, что часто в небе над горами облака принимают формы женского лица. Это Мать-прародительница Монголии, красавица Алан-Гоа, появляется в Небесах во всей своей красе и удостаивает избранных чести увидеть её. Вглядитесь - она смотрите на нас!
* Автор стихов "Алан-Гоа - мать синеоких монголов" - Любовь Кравцова.