Слабость бывает двух видов. Первая - когда человек не в состоянии достичь желаемого и отказывается от реализации. Вторая - когда человек принуждает других сделать для него то, чего он сам делать не может или не хочет.
Первый вид слабости вызывает сочувствие. Второй - презрение.
Человек с первой слабостью страдает сам. Он создает проблемы другим ненамеренно. На него можно не делать ставок в общем процессе. Он надежен, потому что заранее известно, где он подведет.
Человек со второй слабостью - корыстен и жаден. Вместо того, чтобы отказаться от желания или развить в себе способности, он переводит стрелки на других, словно кукушка, откладывающая яйца в чужие гнезда. Такой человек шантажирует окружающих и близких своей недееспособностью. Он капризничает, требуя к себе внимания, на которое, как ему кажется, имеет право.
В этом видно отклонение человеческого общества от дикого мира. Если слабый зверь будет требовать, то его убьют. Это жестоко, но естественно. Люди же декларируют человеколюбие и почтительность, следуют им, накапливая в себе презрение и злобу, а затем совершают поступки, бесчеловечность которых несоразмеримо превосходит жестокости дикого мира.
Все это называется словом "лицемерие" и объясняется просто. Если клянчить у человека любви - получишь презрение. Если требовать любви, то дополнишь презрение страхом или возмущением. Если же заставлять любить себя, то вызовешь ненависть.
Слова "ты должен любить" способны порождать ненависть. Они продиктованы навязчивой слабостью, лучше бы не произносить их вовсе.
Насилие, прямо или косвенно используемое в обществе для навязывания человеку чувств (патриотизма, почтения к старшим, нежности к детям и т.д.) лишь плодит лицемерие. Многие люди воспринимают навязанные ценности за свои, как те птицы, кто высиживают кукушкины яйца. Но часть людей бунтует. Их бунт понятен, хотя и осуждаем стадом овец с чужими мыслями. Их бунт деструктивен и, иногда, чрезвычайно и неоправданно жесток. Он словно отражает насилие, творимое навязчивой слабостью и накопленным в обществе лицемерием - отражает прямо в культивируемые идеалы.
* Когда устранили великое Дао, появилось "человеколюбие" и "справедливость". когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в ссоре, появляется "сыновняя почтительность" и "отцовская любовь". Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и "верные слуги". [1]
* Когда будут устранены "человеколюбие" и "справедливость", народ возвратится к сыновей почтительности и отцовской любви. Когда будут уничтожены хитрость и нажива, исчезнут воры и разбойники. Все эти вещи происходят от недостатка знаний. Поэтому нужно указывать людям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшать личные желания и освобождаться от страстей. [2]
Каждый человек - слаб. Каждый способен взлелеять желание к тому, чего не сможет исполнить. Но не каждый имеет силу отказаться. Не каждый способен пытаться заинтересовать других людей в совместном действии на помощь себе, вместо того, чтобы насиловать их прямо или шантажировать своей слабостью.
Но, насилуя и шантажируя других, человек не создаст атмосферу любви и уважения вокруг себя. Любят - за любовь. Уважают - за внутреннюю силу. Боятся - за насилие. Проявленную слабость - презирают. Ненавязчивой слабости - сочувствуют.
Люди устроены просто, но сильно усложняют свою жизнь лицемерием, корень которого - навязчивая слабость.