Кожемякин Михаил : другие произведения.

Первая мировая война, табак в окопах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Перевод статьи Николаса К. Джонсона (Nicholas K. Johnson) World War I, Part 5: Tobacco in the Trenches.

  Перевод статьи Николаса К. Джонсона (Nicholas K. Johnson) World War I, Part 5: Tobacco in the Trenches.
  
  ...Сегодняшняя статья посвящена положению с обеспечением войск табаком на Первой мировой войне в целом, а не в конкретной армии. Табак был повсеместно распространен на фронте и вездесущ в довоенном обществе. Война внесла несколько изменений в европейскую культуру курения: трубки начали выходить из моды, сигареты стали более популярными, а женщины в послевоенную эпоху курили больше, поскольку социальные изменения военного времени привели к пересмотру гендерных норм XIX века. Это наиболее ярко воплотилось в появлении женской субкультуры Флаппер (род эмансипации с меньшим уклоном в феминизм и большим - в сексуальность).
  В начале войны курение трубки было наиболее распространенной формой употребления табака в вооруженных силах Европы. Пачки рассыпного табака и спички обычно входили в состав солдатского пайка. Курение трубки или сигары также ассоциировалось с представлениями XIX века о мужественности. Сигареты, хотя и были доступны, в этот период были далеко не так популярны, как трубки и сигары. Война положила начало подлинной революции в американской и европейской табачных культурах. Она также стала периодом, когда было положено начало рекламе сигарет в современном понимании.
  ***
  
  Царский режим просил гражданских лиц жертвовать табак на военные нужды.
  
  Нижние чины Российской армии получал пачки махорки - крепкий, дешевый табак, который продержался в употреблении на протяжении большей части ХХ века. Солдаты курили махорку либо в трубках, или, позже, во время войны, в самокрутках, которые оставались повсеместно распространенными и в Красной Армии во время Второй мировой войны. (...)
  
  Три вида махорки, табака низкого качества, выдававшегося уже советским солдатам.
  
  Немецкие солдаты в довоенную эпоху часто покупали замысловатые "полковые трубки". Эти трубки были украшены символами воинской части, и их часто можно увидеть на фотографиях начала войны, но в условиях окопного быта они были довольно хрупкими.
  
  Немецкие солдаты часто заказывали сложные трубки с изображением отличительных знаков своих подразделений. Этот экземпляр принадлежал Карлу Шаллеру из 6-го полка полевой артиллерии.
  
  Деталь трубки Карла Шаллера.
  
  И Зигфрид Сассун, и Эрнст Юнгер в своих литературных произведениях поделились личными воспоминаниями об участии в сражении на Сомме в качестве офицеров. Хотя их рассказы о войне очень разные, но оба они описывают то, как курили трубки в окопах. Иногда трубка фигурирует и в эпизодах, посвященных командованию подразделением; в руках немецкого офицера она принимала ту же роль атрибута власти и целеуказания в бою, что и стек. Курение трубки было, безусловно, самым распространенным видом курения табака в довоенную эпоху и оставалось популярным и в военные годы.
  Депеша (Блиндаж капитана). Худ. Марджори Уотерсон, Великобритания, 1917.
  
  Эта картина подчеркивает ассоциацию курения трубки с офицерским сословием.
  
  Француза "Пуалю" (расхожее прозвище французского солдата) часто изображали с трубкой в зубах. Как и в Русской армии, французским солдатам выдавали рассыпной табак, предназначенный для курения трубки. Однако для тех, кто искал более удобную альтернативу, были также выпущены наборы для самокруток.
  
  Личные вещи французского солдата Камиля Мортье. Он погиб 21 августа 1917 года.
  В ящике находятся трубка Мортье, его обручальное кольцо и осколки снаряда, которые, возможно, убили его.
  
  По мере того, как шла война, популярность курения сигарет возрастала. Хотя реклама сигарет в ту эпоху продемонстрировала буквально взрывной рост, были и другие, более практические соображения, которые, вероятно, привели к падению популярности курения трубки в военные годы. Предварительно расфасоваванные сигареты оказались гораздо удобнее трубки в окопных условиях. Курильщик трубки должен сохранять свой рассыпной табак сухим, что было затруднительно в условиях грязных и сырых траншей во Фландрии. Курение сигарет также занимает гораздо меньше времени, чем трубка, что делает их почти идеальными для окопных условий, где солдату может понадобиться сменить позицию в любой момент. Трубки необходимо постоянно поджигать на протяжении всего процесса курения, а это неудобно и потенциально опасно, поскольку огонек спички или зажигалки привлекает ночью внимание противника.
  
  Зажигалки были распространенной формой окопного искусства.
  Эта зажигалка с выгравированной надписью "Сомма 1916" изготовлена из гильзы.
  
  Сигареты были своего рода стержнем армейской жизни. В Британской армии они использовались в качестве валюты; две сигареты - такова была цена стрижки в окопах. Сигареты отправлялись на фронт в различных защитных упаковках, а также были широко доступны в магазинах в тылу. Английские солдаты, например, быстро пристрастились к сигаретам из-за их удобства, а также потому, что табак Британской армии (выдававшийся для трубок) был низкого качества. Британским солдатам полагалось по 2 унции этого табака в день.
  
  Двое южноафриканцев закуривают. (Так у автора, но боец слева - явно шотландец)
  Источник: Шотландская национальная библиотека.
  
  Хотя военнослужащие Британской армии начали курить сигареты еще во время Крымской войны, Первая мировая война стала катализатором массового изменения в потреблении табака. Достаточно взглянуть на довоенное и послевоенное искусство. Сигареты после войны стали неизменными атрибутами повседневной жизни, а трубка постепенно уходила из популярной культуры, пока практически не исчезла после Второй мировой войны, превратившись в атрибут экстравагантности.
  ***
  Большинство участниц Первой мировой войны, т.е. женщин, мобилизованных для работы на фабриках в интересах войны, или добровольно поступивших в разнообразные медицинские и прочие вспомогательные военные формирования, также познакомились с культурой курения.
  Приобщение женщин к производству, совпавшее по времени с их движением за избирательное право, помогло разрушить гендерные нормы ХIX века, которые требовали, чтобы женщины оставались дома. Этот культурный сдвиг проявился в 1920-х годах в так называемой субкультуре Флаппер, также известной в Веймарской республике как "Новые женщины". Эти женщины шокировали консервативные элементы общества межвоенного периода вызывающей одеждой, короткой стрижкой волос, сексуальной раскрепощенностью и курением. Ранее курение считалось "неженственной" привычкой. Хотя женщины неуклонно добивались гражданских прав в Европе и Америке до Первой мировой войны, мобилизация женщин на производство и в полувоенные формирования в ходе войны, равно как и гибель значительной части мужского населения в таких странах, как Франция, Россия, Великобритания и Германия, дали женщинам больше самостоятельности в их личной жизни, чем они имели в довоенную эпоху. Табачные компании в этот период в рекламе начали ориентироваться также и на женщин. Увеличение числа курящих женщин в глазах общественности в этот период является лишь одним из многих проявлений изменившегося после 1918 года мира.
   Фотография двух "Новых женщин" Германии 1920-х годов, фотограф: Марианна Бреслауэр.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"