В данной статье проанализированы идеи Ф. Лассаля с точки зрения философско-правовой концепции С.И.Гессена. Определено значение концепции Ф. Лассаля в развитии социализма с позиции С.И. Гессена.
The author reviewed ideas of F. Lassalle from the perspective of philosophical and legal conception of Sergius Hessen. Author defines the importance to the concept F. Lassalle in the development of socialism from the perspective of Sergius Hessen.
Ключевые слова: социализм,право, государство, индивид, народ, история.
Keywords: socialism, Law, State, individuality??,nation, history.
С.И. Гессен - известный мыслитель философии русского зарубежья, представитель школы неокантианства. Ученик Г.Риккерта, С.И. Гессен разделял аксиологические идеи баденского неокантианства. Теория ценности послужила отправным пунктом в формировании основополагающих принципов философии С.И. Гессена (См. подробнее об этом [4]). Каркасообразующие понятия философии С.И. Гессена - цель-задание и предание - сформированы в результате интерпретации аксиологии баденского неокантианства, прежде всего, учения Г.Риккерта. По С.И. Гессену цель-задание - это вневременный, недостижимый ценностный идеал, воплощение которого запечатлевается в предании, которое представляет собой континуальность воплощения цели-задания. Историю можно помыслить только как предание и лишь потому, что в памяти человечества сохраняются существенные моменты прошлого, которые есть не что иное, как вехи осуществления цели-задания, прогресс возможного воплощения ценностного идеала.
Необходимо учитывать идейные предпочтения С.И. Гессена, чтобы проанализировать его отношение к социалистическим теориям. Признание трансцендентального идеала не могло не привести С.И. Гессена к негативной оценке марксизма. В марксистском учении не допускается возможность трансцендентального аксиологического идеала, тем самым искажается представление об истории, отрицается континуальность воплощения ценностей. Человек может взять понятия только из действительного мира, который развивается согласно законам диалектики. По мнению С.И. Гессена, из-за материалистического толкования природы и истории в марксизме истоки и цель развития человечества ограничиваются имманентным миром, относительное и абсолютное сводятся в одно целое [2, с. 662]. Оторванность от предания приводит к утрате цели-Задания, и в итоге формируется утопизм - "...попытка построить идеальный порядок, не считаясь с конкретным условиями места и времени" [3, с. 147], в котором воплощается отрицание истории.
По мнению С.И. Гессена, утопизм всегда является рационализмом, цель утопии обязательно должна реализоваться, т.к. она разумна. Кроме того утопизм максималистичен, он не борется против определенного конкретного зла, но осуществляет тотальную победу над всем злом. С точки зрения абсолютного идеала действительность воспринимается как воплощение зла. Поэтому с утопизмом связано отрицание всего исторически сложившегося, истории как таковой, поскольку она представляет собой нагромождение ошибок и заблуждений. Мир должен быть построен заново, для чего предварительно надо уничтожить имеющуюся организацию общества.
Прогресс в марксизме представляет собой постоянное обесценивание прошлого, которое фаталистически определяется в процессе развития. В связи с этим важно отметить несогласие С.И. Гессена с учением П.И. Новгородцева. С.И. Гессен замечает, что для Новгородцева осуществление абсолютного блага представляет главную цель социализма, т.к. отказ от данной максималистичной идеи означает для Новгородцева отказ от социализма. Поэтому марксизм для Новгородцева - это наиболее последовательный социализм, который переживает разложение и распад, поскольку все его основные идеи "обнаружились окончательно как мнимые идеи, как утопия" [3, с. 235]. С.И. Гессен считает, что марксизм - это исторический этап развития социализма, который удалось преодолеть уже в учении Ф. Лассаля.
По С.И. Гессену, социализм переживает собственную эволюцию, в ходе которой уничтожаются утопические элементы и укрепляется положительное содержание самого учения. Социализм с точки зрения С.И. Гессена совместим с идеей правового государства, и правовое государство достижимо в результате расширения правотворчества за пределы государства, создания системы социального права, созидание которого осуществляется различными общественными союзами, и государство получает статус одного из таких союзов. Это непосредственно связано с идеей Нового Средневековья. В эпоху средневековья государственный правопорядок и общественный правопорядок были необязательно идентичными. По мнению С.И. Гессена, средневековое государство является только одним из общественных союзов, наряду с которым существовали другие, независимые от него образования [3, с. 399]. В эпоху абсолютизма государство монополизировало правотворчество. Отождествление государства и права продолжалось до появления синдикализма, противопоставившего государство социальному праву. В гильдеизме также актуализирована проблема взаимоотношения права и государства. Идея Нового Средневековья заключается в достижении такого состояния общественного устройства, когда государство становится одним из общественных правотворческих образований. Суть Нового Средневековья в том, что данное расширение идеи права за пределы только государства должна привести к усилению защищенности личности. Идея социального права получает развитие благодаря учению Ф. Лассаля. С.И. Гессен отмечает значение концепции Ф. Лассаля в развитии идей социализма. Именно появление концепции Ф. Лассаля ознаменовало собой переход к следующей стадии развития социализма - отмежевание от отрицания ценностей государства и права в марксизме и разработка социального учения с признанием важности достижений истории и континуальности воплощения идеалов. Для понимания философско-правовых идей С.И. Гессена особое значение приобретает осмысление концепции Ф. Лассаля.
Ф. Лассаль обосновывает континуальность существования человеческого рода с помощью понятия духа. Человечество является воплощением стремления абсолютного духа к собственному понятию, поэтому осуществляет процесс развития от абсолютного духа к абсолютному духу. "Ведь с теоретическими творениями духа дело обстоит совершенно также, как и с общей совокупностью практических деяний, из которых слагается жизнь в ее целом. Чрез всю бесконечную цепь ее отдельных переживаний проходит один, молчаливо, неслышно царящий в глубине их, закон, себя проявляя в этих размахах и откровениях духа; но ни в одном из них ни даже во всей их внешней совокупности он не открывается, как закон, в своей простоте и единстве, в своей внутренней сущности" [9, с. 6]. Поэтому историю человечества Ф. Лассаль понимал как процесс постоянного совершенствования, как тенденцию, в которой прослеживается постепенное углубление и расширение идеи свободы, которое воплощается в праве.
Идея свободы раскрывается и углубляется в процессе развития человечества, и прежнее содержание права способно достигнуть более высокой формы самораскрытия, поскольку человек постепенно приходит к расширению понятия права. "Истинная теория приобретенных прав всегда будет поэтому вести... к научному уразумению той самой идеи, которая является двигательным духовным началом всего современного исторического периода, - мы понимаем это слово в смысле величайших исторических эпох, охватывающих собою огромную массу явлений в смысле решительных поворотных этапов в истории развития человеческого духа" [8, с. 230].
Развитие человечества получает у Ф. Лассаля два ракурса рассмотрения: пространственное и временное распределение отдельных этапов в развитии человеческого рода. Народ как выражение народного духа стремится к открытию сущности духа, к его понятию. "Ибо этот национальный дух... сам по себе, по своему содержанию, есть не что иное, как неугасимое стремление к преодолению действительного мира во имя внутреннего существа духа..."[9, с. 21] Однако отличие от марксизма заключается уже в том, что Ф. Лассаль наделяет народ важной ролью в историческом процессе. Класс никогда не станет тем, чем является народ.
Но, подобно марксистам, Ф. Лассаль полагает, что развитие человечества во временном распределении представляет собой борьбу определенного класса за свои права, причем условием борьбы выступает привилегированное положение определенного класса, которым осуществляется угнетение одним других классов. Следует заметить, что Ф. Лассаль употребляет термины класс и сословие как равнозначные понятия: он пишет о том, что "привилегированное сословие непременно старается свалить бремя общественных расходов на угнетенные и неимущие классы..." [7, с. 105]. И далее в тексте данной работы не разделяет по смыслу эти понятия. Ф. Лассаль добавляет, что класс постольку выражает народ, поскольку степень развития свободы соответствует развитию человечества в осмыслении ее идеи: поскольку третье сословие в первые моменты борьбы было солидарно со всем народом. Именно народ, народная воля осуществляет право. Право вообще представляет собой создание общественности, поскольку иначе не имеет смысла, т.к. "нет права против права" [8, с. 270].
Следовательно, рабочий класс не может стремиться к привилегированному положению и именно поэтому тождественен с народом. Провозглашение идеи рабочего сословия новым господствующим принципом общества - это не призыв к вражде классов, но призыв к примирению, к стремлению сгладить противоречия между классами. Причем следует заметить, что Ф. Лассаль не имел в виду насильственное изменение пролетариатом общественного положения. "Возбуждать рабочих добиваться господства над другими классами общества значит возбуждать в них честолюбие, а вовсе не ненависть и презрение к третьим лицам" [6, с. 167]. Ф. Лассаль является сторонником постепенного развития идеи права. "Это учение, господа, не проповедь разрушения и варварства. Это в высшей степени государственное учение!" [5, с. 349]
Ф. Лассаль пишет о необходимости учета важности личности в определении общественного, поскольку дух проявляется в множестве конкретных индивидов. Есть изначальный Абсолют, но он может самоактуализироваться только в действительности, в полагании собственной жизни индивидами. Ф. Лассаль говорит о важности каждой личности, поскольку также потенциально является возможностью самораскрытия духа путем собственного творчества в создании и расширении идеала свободы. "Что делает человека великим человеком? Только одно: когда он в себе, как в фокусе, концентрирует дух той нации, к которой он сам принадлежит, и путем такого концентрирования содействует наиболее чистому его проявлению и дальнейшему его развитию; т.е. когда самый национальный дух, воплотившись в какую-либо определенную индивидуальность, наиболее ясно раскрывает в ней, в этом человеке свое содержание, деятельно в нем проявляется" [9, с. 7].
Данная схема реализуется в процессе развития человечества в пространственном и временном распределениях с помощью понятия права: "Все нормированное в законах право, как таковое - все бытие индивидуума - является... только отдельным определенным моментом в жизни всеобщего духа, который находится в состоянии вечного движения, - и потому всякий новый закон, в котором кристализуется это новое определенное состояние всеобщего духа, с тем же правом немедленно обращается на личность, с каким обращался на нее прежний закон, отвечавший прежнему моменту в жизни всеобщего духа. Прочным приобретением личности может быть только то, что ей правомерно удается извлечь из этого несущегося потока путем собственной деятельности, путем собственной воли, что ей удается сделать своим" [8, с. 243]. Как пишет К.С. Гаджиев, "Опыт истории свидетельствует, что, как только начинает подтачиваться духовный и культурный стержни, служащие основополагающими скрепами цивилизации, можно говорить о начале её заката. Всякий строй сохраняет жизнеспособность и эффективность до тех пор пока большинство людей сохраняет веру в его законность, справедливость и эффективность" [1]. Индивид свою значимость может обрести только организовав собственную жизнь в соответствии с приоритетом устремления к расширению и воплощению идеи свободы. Это реализуется в направленности индивида к общности, к народному духу, развитие которого закрепляется в праве. Государство в концепции Ф. Лассаля необходимо для того чтобы организовывать взаимодействие индивидов и общества и тем самым способствовать развитию идеи свободы. Однако учение Ф. Лассаля в отличие от марксистской концепции сохраняет государство: из улучшения функциональности государства не следует его отмирание. "Я приписываю государству высокую, великую задачу, - развить зародыши человечности, что оно делало от начала истории и будет делать во веки веков, я требую, чтобы оно, как орган всех, устроило своей благодетельной рукой жизнь всех" [5, с. 349]. При этом Ф. Лассаль отводит государству более значительную роль, чем только являться организатором взаимодействия личности общества. Государство должно всячески способствовать приобщению человека к идее свободы, осознанию данной идеи как происходящей от абсолютного духа, и, следовательно, государство позволяет человеку осознать такой путь, который бы оправдывал его собственную жизнь, приобщал ее к вечному - к процессу созидания идеи свободы. Государство необходимо человечеству в течение всего периода совершенствования. Назначением государства и является совершить это развитие свободы, развитие рода человеческого в направлении к свободе.
Развитие социализма у Ф. Лассаля, по С.И. Гессену, выходит на новый уровень, поскольку происходит обращение к идее Абсолютного духа. Данный принцип изменяет отношение к государству и праву: "Все глубокое отличие Лассаля от Маркса заключается... в том, что он признавал самостоятельность духовного бытия, самобытность развивающейся сообразно своему внутреннему закону идеи права" [3, с. 320]. Все последующее развитие социализма представляет собой, по мнению С.И. Гессена, постепенную победу духа Лассаля над духом Маркса[3, с. 320].
С.И. Гессен пишет, что Ф. Лассаль преодолевает утопичность марксизма, поскольку признает незавершимость, невозможность воплощения идеала во времени. Как пишет Эд. Бернштейн, "Никто до Лассаля так наглядно не показал, что капитал не есть логическая категория, а категория историческая... Лассаль является здесь не как ортодоксальный старо-гегельянец, а как глубоко реалистический мыслитель, который берет вещи в их действительной связи" (Цит. по: [10, с. 9]). Значение индивида обсуждается Ф. Лассалем, когда он определяет смысл его существования в содействии самоактуализации духа. Однако при этом индивид должен осознать собственное предназначение и осмыслить необходимость осуществления собственной жизни так, чтобы в собственном творчестве развивать идею свободы. Содержание его возможного творчества определяется временным и пространственным распределением, т.е. принадлежностью к определенному классу и народу.
Право не является выражением интереса определенного класса, но представляет воплощение свободы в обществе на данном этапе развития человечества. Господство определенного класса и своекорыстное использование им государства и права для создания собственного привилегированного положения есть, по Ф. Лассалю, личный интерес сословия, а не суть положения данного сословия в обществе, которое отображает осмысление идеи свободы. "В самом деле, если право есть только орудие классового господства и свобода и равенство существуют только для господствующего класса (как это утверждал Маркс)... Если суть социализма не в том, чтобы "овладев" государством, его преобразовать... как думал Лассаль, а в том, чтобы "разбить" государство и право, то к чему непременно ожидать "созревания условий", почему не воспользоваться случайными обстоятельствами, помогающими и ранее срока напасть на государство?" [3, с. 261] Уже в марксизме различимо то, что получит свое отчетливое выражение в концепции Ф. Лассаля: классы осуществляют развитие идеи свободы, и только этим объясняется господство определенного класса над другими - он реализует в обществе новое содержание свободы с помощью права. Следовательно, классы нужны для развития свободы во временном распределении. Именно рабочий класс поэтому не уничтожает государство и право, а позволяет развить их, вывести на новый уровень качества их функционирование: "Пролетариат призван поэтому не "разбить" государство (по формуле Маркса), а, напротив, освободить идею государства и права от того умаления, которое она испытывает в эпигонском либерализме" [3, с. 318-319]. Это означает, что развитие государства связывается С.И. Гессеном с развитием идеи права, как расширения идеи свободы.
Определение статусного положения теории Ф. Лассаля как следующего после марксизма этапа в развитии учения социализма позволяет судить о том, как С.И. Гессен относился к обществу в целом и к таким общественным феноменам как право и государство. Ф. Лассаль по мнению С.И. Гессена выразил в своем учении идею целостности в подлинно органически-идеалистическом смысле[3, с. 324]. Ф. Лассаль приходит к утверждению, что права человека являются целью общественного объединения, целью права. Ф. Лассаль, признавая самостоятельность духовного бытия, "вывел социализм на новый путь, ..., одновременного признания и прав эмпирической действительности, каждодневного "мелкого действия", и сверхэмпирической реальной идеи, объемлющей все временные акты в своей вековечной целостности" [3, с. 320].
Таким образом, по мнению С.И. Гессена, Ф. Лассаль наполнил социалистическое учение положительным содержанием, вывел социализм на качественно новый уровень. Учение Ф. Лассаля позиционируется С.И. Гессеном как ступень на пути к формированию теории правового государства на основе социализма. Ф. Лассаль осуществляет шаг на пути к признанию важности индивида в развитии идеи свободы. Абсолютный дух получает возможность формирования собственного понятия в действительности множества индивидов. Следовательно, Ф. Лассаль указывает на важность и индивида, и общества в процессе раскрытия абсолютного духа. Поэтому право и государство в философии Ф. Лассаля предстали в виде целей, в развитии которых воплощается движение человечества на пути к абсолюту, поскольку право и государство на каждом этапе развития изменяются в соответствии с обнаружением нового содержания идеи свободы и, следовательно, содержательно полностью не раскрываются. Таким образом, С.И. Гессеном обосновывается возможность социалистического учения в котором признается трансцендентальный аксиологический идеал.
Список литературы:
1.
Гаджиев К.С. Национальная идентичность: концептуальный аспект // Вопросы философии, N 10, 2011. С. 3-17.
2.
Гессен С.И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф.М. Достоевского и Вл. Соловьева // Гессен С. И. Избранные сочинения. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. С. 609-677.
3.
Гессен С.И. Правовое государство и социализм // Гессен С. И. Избранные сочинения. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. С. 147-542.
4.
Загирняк М.Ю. Понятие ценности Г. Риккерта и его интерпретация в философии С.И. Гессена// Кантовский сборник: научный журнал. - 2012. - 1(39). - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. С. 40-44.
5.
Лассаль Ф. Косвенные налоги и положение рабочего класса // Лассаль Ф. Сочинения. - М.: КРУГ, [193..]. - т. 1. С. 257-350.
6.
Лассаль Ф. Наука и работники. Защитительная речь // Лассаль Ф. Сочинения. - М.: КРУГ, [193..]. - т. 1. С.133-170.
7.
Лассаль Ф. Программа работников. Об основной связи современного исторического перода с идеей рабочего класса // Лассаль Ф. Сочинения. - М.: КРУГ, [193..]. - т. 1. С. 103-132.
8.
Лассаль Ф. Система приобретенных прав (в изложении и извлечениях Эд. Бернштейна) // Лассаль Ф. Сочинения. - М.: КРУГ, [193..]. - т. 3. С. 222-360.
9.
Лассаль Ф. Философия Фихте и значение немецкого духа // Лассаль Ф. Сочинения. - М.: КРУГ, [193..]. - т. 3. С. 5-32.
10.
Пефтиев В.И. Современный взгляд на политэкономию XIX века // Вестник Ивановского государственного университета. 2008. N 4. С. 6-16.