Мифтахов Зубаер Мударисович : другие произведения.

Этимологические заметки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Этимология слов "часть", частный", "счастье", "русский", "русич", "славяне" и др....


Зубаер Мифтахов

Этимологические заметки

  

Почему "Русские", а не "Русы"?

   Почему русские называют себя этим прилагательным словом "Русский", а не существительным "Рус"?.. Есть разные толкования, но самое очевидное, и среди серьезных историков бесспорное, таково:
   "Рус"ами в IX веке назывались представители одной крупной ветви викингов (иначе варягов) - предков нынешних шведов, норвегов, немцев, англичан. Говорили они на "германском" наречии, поклонялись своим языческим богам, в те времена жили в основном за счет войн и грабежей. На восточной Балтике, в начале пути "из Варяг в Греки" (в Южные страны) сначала основали город Холмгард (впоследствии ставший Новгородом), потом оттуда начали совершать регулярные набеги на юг, по Днепру... А жившие там словены, древляне и некоторые финно-угорские племена то ли со временем были завоеваны этими "Рус"ами - варягами, то ли сами пригласили их над собой править, как "конингов" - князей... (В "Повести временных лет" написано: "Не бе в них (у славян) правды и ста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами себе: "Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву", - но писец-то сам был наверняка княжеским холопом, и его "доброму" рассказу полностью довериться трудновато. Потому что в других письменах много упоминается о том, как княжеские дружинники грабили, убивали и уводили в рабство якобы "своих" славян, и как те несколько раз восставали, потом жестоко уничтожались за это.)
   Так или иначе, "Русы" завладели единственным тогда восточно-славянским городом Киев, их дружины начали жестоко подавлять и грабить местное население, по сути сделали их своими рабами - холопами... Та земля с тех пор называлось уже Русью (страной Русов), местные славяне и другие - "Русскими" (принадлежащими Русам), пришлые князья и их военная каста - дружинники - "Русичами" (потомками Русов)... Примерно через столетие пришлые правители полностью позабыли свой "германский" язык, и религию поменяли на христианскую, но свое "высшее происхождение" и соответствующее военно-княжеское сословие - "боярство" и потом "дворянство" ревностно сохраняли на протяжении многих веков.
   ...Кстати, когда в старинных летописях речь идет о военных походах, о подвигах дружинников, почти всегда применяется слово "Русичи", а не "Русские" - писцы еще не путали, кто есть кто... А простому народу, пожалуй, более всего по душе было слово "Славяне" (восточное произношение слова "словены" (еще вернее было бы "солавяне")), - потому оно не позабылось, то и дело произносилось, а потом стало названием целой большой языковой группы.
   ...Раз уж упомянули "Славян", заметим по поводу, что это слово разные толкователи производят от "славы", от "слова", от "slave" (раб)... Но более правдоподобно было бы произвести от слова "соль", однако, - в форме "сол-ов-ен"... Производство соли и торговля ею было в древности одним из выгоднейших дел. Например, город-государство Венеция в первые времена существовало именно за счет Соли и на ней разбогатело... А город был построен на земле Словенов, которые и ныне живут рядом... В Прикарпатье, где много залежей каменной соли, живет другой народ с созвучным названием - Словаки... От "соли" произошли и названия "Татар" и "Шорцев"...
  ...Вместе с забыванием "германского" языка правящей кастой Руси, ее самоназвание "Русич" тоже обрекалось на постепенное утрачение, так как содержит в себе чуждое для славян окончание "-ич" ("-иш" в современных немецких прилагательных). Из которого, к тому же, нельзя создать слово женского рода... И через некоторое время все люди на Руси стали "Русскими", независимо от происхождения, государство тоже стало именоваться "Русским". Но, прежде чем исчезнуть, это "-ич" успело укрепиться в отчествах господ: их стали величать по отцу "Иванович, Петрович, Сидорович" (вначале даже без суффикса "-ов"), тогда как простых людей - "Иванов, Петров, Сидоров" (часто с добавлением слова "сын"). (Фамилий тогда еще не было, они появились много позже.) Еще - сыновей господ продолжали называть "баричами" или "бояричами"... Величание на "-ич", поэтому, до сих пор имеет сильный "уважительный" оттенок.
  

Что такое Счастье? - Это Частное время.

   Час - во многих славянских языках значит Время... Происходит это слово, пожалуй, от древнего корня "чат" или "чатр", что означало "четыре"... Древним людям удобно было делить одни сутки на четыре промежутка - утро, день, вечер и ночь: 1) просыпание, завтрак, домашние приготовления; 2) основные дела, обычно вне дома; 3) ужин, домашние дела, развлечения; 4) сон или ночной караул. "Часить" - значило "проводить время", "Часоть" (или в современном произношении "Часота") - провождение времени. Сокращаясь, это слово должно было произноситься как "Часть", естественно.
   Слово "Часть" в значении "куска чего-нибудь" могло возникнуть от "чатр"а и независимым путем, но ведь на то существовало и слово "доля", а в древности еще и корень "парт" или "парэ"... Скорее всего, "Часть" расширила свои значения много позже - предположим, что пищу делили по временам потребления на "части", поле разделяли на "участки" с таким же смыслом, - и пошло-поехало, изначальная суть совсем позабылась.
   Был еще военный караул, на котором стояли по четверть суток подряд... Иначе говоря, одно стояние продолжалось одна "Часть"... Со временем "Частью" стали называть и место караула, а несколько позже - и военизированную караульную группу, вместе с ее зданиями и сооружениями. Там же у "части" (у городских ворот) появились первые Часы, и караульное стояние стало называться "Стоять на часах"... Вообще всякое заведение, где производится караул или дежурное обслуживание, до сих пор называется "Частью": пожарная часть, полицейская часть, медсанчасть, - лишнне доказательство того, что это слово не очень-то давно буквально означало "провождение времени на каком-то деле, службе".
   ...Если в древности кто-то у кого-то служил слугой или попросту был рабом, холопом, - то ему полагалось 6-8 часов сна, и еще 6 часов - одна "Часть" свободного времени, под свое усмотрение, иначе человек нормально жить не может. Это было его "Частным" временем, или же "Частием", или же - "Счастьем"... Если человек в это время что-то делал - это было его "Частным делом". Произведенное этим делом богатство было его "Частным имуществом". Если человек в свое Частное время помогал другому или работал для общества себе подобных - то "принимал Участие". Каждому полагалась определенная "Участь" в течение года.
   Если барин поручал слуге-холопу какую-то работу в его Частное время, а тот отказывался, - барину оставалось только развести руками и вымолвить: "Чтож, твое Счастье...". Если жена сидела дома, не ходила на барщину - то была, конечно же, полностью Счастливой...
  

Ташкент - столица банного кайфа

   Когда в помещении печка зимой жарко греет, полный тепловой комфорт, - говорят: "Как в Ташкенте!", или просто восклицают: "Ташкент!".. А почему именно "Ташкент", а не "Ашхабад", к примеру? И почему жаркую погоду никогда не называют 'Ташкент'ом - строго только комнатную жару?..
   Причина в том, что в 30-е годы XX века советские люди с огромным энтузиазмом приступили "покорять вершины наук", в том русле и "запрягать энергию Солнца". В городе Самарканд Узбекской ССР был открыт Всесоюзный Гелиоинститут, там разрабатывались "солнечные котлы" для различных целей: для нагревания, опреснения и перекачки воды, сушения фруктов и рыбы, приготовления пищи... Большой был прогресс, много всякой разной пользы было получено... Но более всего народу понравилась Солнечная Баня, открытая и успешно работавшая в городе Ташкенте! Там могли мыться и наслаждаться жаром до 70 человек в сутки!.. Такое великое достижение, конечно же, много раз "освещалось" в советских газетах и радио, на зависть всем, кто сам не мог туда попасть... Так родилась легенда о высшем солнечно-банном кайфе, который только в Ташкенте!..
  

12.2012.

(Возможно продолжение...)


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"