Аннотация: Введение в технологию проектирования систем деятельности.
Џ Мезенцев Евгений Леонидович, 11 июля 2000 года. 28 июля 2000 года.
Технология гуманитарного проектирования
О стиле
Стиль этого текста - логический. Основания для этого исключительно личные: по базовому образованию я - математик и программист (МГУ, факультет вычислительной математики и кибернетики, 1991 год).
Первичные понятия
Деятельность - нет определения, но есть схема описывающая структуру. Эта схема не является моим изобретением и принадлежит Г. П. Щедровицкому, глубоко мною уважаемому, ныне покойному, лидеру так называемого Московского Методологического кружка, основателя методологического движения. Эта схема используется и в психологии, но я ее использую как методолог школы ММК (для интересующихся - смотри тексты ГП и других методологов, критикующих психологию).
Я эту схему опишу словами. Отмечу, что все понятия используемые в описании также являются первичными.
Итак, деятельность есть процесс превращения материала,в ходе осуществления субъектом, действий, связанных в процедуры (то есть определенные и конкретные последовательности действий), над материалом в соответствии с целями, находящимися в сознании субъекта, в продукт. Действия и процедуры осуществляются с помощью средств. Хочется отметить, что на самом деле эта схема заложена в структуре самого языка, то есть она универсальна для существ использующих речь.
Теперь немного "поиграем" с этой схемой. Средства могут быть как материальные так и идеальные (первые называются орудиями, а вторые - знаковыми средствами или понятиями). Процесс получения продукта назовем производством. Схема может рефлексивно "выворачиваться" через любой свой элемент, то есть каждый элемент может быть рассмотрен как другой в другой деятельности. Я полагаю, что универсальность этой схемы ничем не ограничена.
Онтология
Мы люди являемся сообществом существ реализующими деятельности. Прежде чем продолжить, необходимо зафиксировать мои предельные основания, являющиеся предельными основаниями для любой проектировочной деятельности, основной смысл которой заключается в изменении деятельности, если, по каким либо причинам она перестает нас удовлетворять.
Философские основания. Деятельность не является понятием, схватывающим предельный смысл человеческого существования (как в целом человечества, так и индивидуального человека), этот предельный смысл не схватывается понятийно (со мной начнут спорить люди верующие и некоторые философы, но данный тезис является отрицательным и необходим лишь для того, что бы избежать риска абсолютизации идеальных конструктов, которая всегда порождает страдание, ибо реальность всегда больше). Фактически я утверждаю предельную техничность понятий, которые всегда служат какой-то цели, и сами по себе (абсолютизированные и потерявшие связь с реальностью) опасные, собственно самое опасное что может произойти с человеком это стать рабом понятий (идеальных конструктов). С другой стороны, без понятий человек вообще перестанет быть человеком (и тем самым мы выходим за границы предмета рассуждений). В философской культуре вышеизложенное встречается в аналитической философии языка, у Витгенштейна, у американских прагматистов. Единственное что еще необходимо добавить (и повторить). Деятельность нельзя абсолютизировать, это есть лишь язык описания. С точки зрения личного счастья (и даже группового, например, семейного) эта схема ущербна. Но я обращаю внимание читателя на то, что в схеме деятельности есть элемент субъект и он является конечным основанием (причиной) деятельности. Люди философски грамотные заметят, что схема деятельности так же является другой интерпретацией Аристотелевских четырех типах причин (causa finalis - цель-назначение, causa materialis - материал, causa efficiens - субъект, causa formalis - цель-идея). Но главное отличие это выделение средств и процедур (или собственно методов) как центральных с некоторой особой точки зрения, о которой чуть позже. Схема деятельности решает, по моему мнению, неправильное разделение теоретической и практической деятельности. В любой деятельности есть практический и теоретический элемент. Правильным является выстраивание иерархии деятельностей по уровням. Следует заметить, что отсутствие любого из элементов разрушает деятельность. Онтологический тезис - реальна только деятельность. Самым существенным элементом схемы является сознание, именно наличие этого элемента определяет рефлексивность схемы (то есть возможность интерпретировать любой ее элемент как другой, кроме субъекта, но об этом ниже). Через сознание эта схема связана с экзистенцальной философией и феноменологией. Саму эту схему можно трактовать как средство задающее схему описания любой реальности, но здесь есть существенное ограничение - (звучит тавтологично, но это определяется замкнутостью схемы) все не описываемое как деятельность (то есть с помощью этой схемы) деятельностью не является. Можно задать вопрос - есть ли что-нибудь не являющееся деятельностью? Конечно есть, но работать с этим как с деятельностью можно лишь в той мере, в которой эта реальность допускает деятельностное описание. Причем, разум использующий понятия не может работать вне схемы деятельности. Поэтому огромное число феноменов (искусство, интуиция, любовь) не может быть удовлетворительно описано в этой схеме, и это хорошо (по моему). Но огромный кусок человеческой реальности без этой схемы обойтись не может, вот этим куском мы и займемся. Можно еще сказать, что то что не является деятельностью нельзя описывать в строгом языке (строгом в смысле операционально разложимом).
Основным содержание данного текста является описание принципов на которых должна строится метадеятельность, то есть деятельность по изменению деятельности, которую (метадеятельность) я называю гуманитарным проектированием. Здесь нужно разъяснить два момента. Первый. Почему гуманитарное? По очень простой причине, существенным элементом деятельности является субъект, а он (точнее его сознание) никогда не пуст и имеет свой собственный набор процедур, средств, целей и в том числе целей по поводу той другой деятельности, которую необходимо спроектировать. Это коренное отличие гуманарного проектирования от технического, где материал проектирования не обладает рефлексивными способностями и можно проектировать не учитывая целевую динамику субъектов деятельности. Второй момент. Проектирование означает ведущую роль мыслительного моделирования-конструирования новой деятельности, хотя и здесь есть нюансы о которых позже. В этот момент необходимо рассмотреть усложнение первичной схемы деятельности и ввести еще одну схему придуманную (или отрефлектированную) ММК. Это схема коллективной мыследеятельности.