Аннотация: Попытка проследить изменение древних славянских обрядов и традиций.
Как и многие европейские народы, славяне верили, что вечнозеленые деревья таят в себе некие магические свойства. Наблюдая за сменой времен года и их воздействием на окружающий мир, наши предки не могли не заметить, что для хвойных, любая, порой даже самая резкая перемена не имела особого значения. С тех пор и стали они почитаться в народе как символы вечной жизни.
Но в то же время эти деревья неразрывно связывались с миром мертвых. Стоит хотя бы вспомнить темный бор, в котором жила баба Яга, считающаяся у славян своеобразным проводником между "тем" и "этим" светом.
Изначально для изготовления погребальных костров использовались именно сосновые доски. Позже из них начали делать гробы. Впрочем, для этих же целей иногда брали и ель. Ветви которой бросали на пол в доме покойника или устилали ими дорогу на кладбище. Подобная традиция сохранилась и до нашего времени в виде ритуальных венков.
Стоит ли говорить, что в допетровские времена в качестве новогоднего дерева использовали березу или вишню. Да и сам праздник в то время отмечали не в середине зимы, а в день весеннего равноденствия (1 марта по юлианскому календарю), когда заново переродившееся солнце уже было готово согреть своими лучами постепенно просыпающуюся землю.
У славян береза считалась деревом жизни, любви и благополучия. Именно она первой распускается весной, отпугивая зло и даря людям здоровье.
С приходом христианства основой для праздников стали сельскохозяйственные работы, поэтому дата празднования Нового года была перенесена на 1 сентября (Семенов день). С этого времени начали украшать уже специально выроненную в кадке вишню.