Аннотация: - А знаешь, я какие книги люблю? - спросил Книжный Червь. - Вкуууууусные! (с)
Количество книг про магические Академии уступает сейчас разве что количеству книг про попаданцев. Может, дело во влиянии Гарри Поттера или же просто стандартные сюжеты "про старшую школу" для аудитории школьников и студентов красиво ложаться на фэнтезевый сеттинг? Кто знает.
Но перед нами еще одна.
Мир - средневековье с магией, есть "плохие места", из которых иногда что-то лезет. Есть оборотни и вампиры, о которых почти никто не знает. Есть маги, видимо, поддерживающие статус кво.
Гг - молодая девушка, которую нашли на берегу реки без сознания и с потерей памяти.
"- Не плачь. Ты все вспомнишь, все наладится, вот увидишь.
- Но я даже не знаю, откуда я! Где мой дом! Где мама! И отца совсем не помню! Ни-че-го! Понимаете?!! Я совсем ничего не помню!!! Будто меня раньше вовсе не существовало!
Айра, закрыв лицо руками, тихо всхлипнула."
Нужно уметь - добавить момент с истерикой гг так, чтобы это было уместно, и это - именно наш случай. Айра вполне адекватно реагирует на происходящее, и мир столь же адекватно реагирует на нее, что приятно.
Отдельно хочется отметить обилие деталей, помогающих "увидеть" мир. Это позволяет вести повествование без суеты и добавляет ему фактуры, а персонажам - реальности, даже второстепенным и эпизодическим. У них всех есть внешность, желания, стремления, они практически оживают и запоминаются - редкое явление сейчас.
"Перед тем, как войти в столицу, господин Териас специально сделал остановку в небольшом селе, где караванщики отчистились, смыли с себя дорожную грязь, переоделись в добротное городское платье, подстригли усы и бороды, дабы не казаться неотесанными деревенщинами. Любава надела тот самый голубой сарафан, богато расшитый бисером и золотой нитью. Сам купец тоже преобразился, сменив зеленоватый дорожный кафтан на роскошный алый камзол. Лошадей старательно вычистили, натерли копыта воском, гривы заботливо расчесали, хвосты подвязали, чтобы они ненароком на задели на улицах каких-нибудь важных господ. Колеса повозок скрупулезно обстучали палками, чтобы отвалилась въевшаяся короста из пыли, иголок и намертво приставших листьев. И лишь затем уважаемый господин дал отмашку двигаться дальше."
Гг с подобравшим ее купцом едет в город к некому магическому устройству - Арке, отправляющей человека туда, где ему самое место.
"Или наоборот: мальчишка с детства воровал на улицах, а Арка взяла, да и забросила его, поманив видом золота, прямиком в королевский дворец... говорят, король Волиант два века назад именно так и короновался - во время переброски Аркой тяжелым булыжником убило прежнего короля, а на его месте возник босоногий юнец с только что украденным у лоточницы пирогом. Кстати, отличный оказался правитель - по его указу в Лигерии до сих пор трактирщики бесплатно дают любому нищему краюху хлеба и кружку молока. А убытки потом восполняют за счет казны. А еще он разрешил становиться гвардейцами не только отпрыскам богатых семейств. Так что, если бы не он, я бы, может, не стал воином так легко."
И да, маленькие лирические отступления: в тему и к месту.
Многовато цитат получается, но текст настолько "вкусный", что оно того стоит. В истории находится место идеям, описывающим гг как личность, а не только феномен и персонажа с набором действий:
"Гадать о том, что подумают о тебе люди - последнее дело. В первую очередь потому, что в действительности всем на тебя совершенно наплевать. Поняла? Ты для них никто и ничто. Очередная смазливая мордашка, о которой назавтра даже не вспомнят. Им есть дело только до себя, моя дорогая. До себя и таких, как они сами. До своих нарядов, игрушек и драгоценностей; до того, где и как сильно у них выпирают жирные складки под сюртуком; сколько стоит то или иное платье; как бы затащить в постель еще одну строптивую красотку; какой процент сдирают с их доходов королевские сборщики налогов... и ты хочешь сказать, что меня должно заботить мнение подобных болванов?! Фи, милочка. Даже не думай об этом! Делай то, что считаешь нужным, и забудь о том, что скажут потом эти дураки! Они глупы, как пробки, дорогая. Не стоит им уподобляться! И уж тем более не стоит уподобляться толпе, которой вообще все равно, кто, зачем и почему бьет кому-то морду - она всегда встанет на сторону победителя. Так что иди, дерзай и пусть будет что должно. Не зря же Всевышний привел тебя именно сюда и именно сегодня?.."
Выбор. Девушке постоянно приходится делать выбор, и ее решения влияют на дальнейшие события, связывая их в единое стройное целое.
"Айра почувствовала, как что-то противно сжалось в груди: вот и пришло время что-то решать. Пришло время принимать чью-то сторону. Правда, вариантов у нее на самом деле немного: либо смириться, опустить голову и покорно побрести прочь, становясь на все семь лет учебы беззащитной, бессловесной и безвольной жертвой, или же бороться, рискуя навлечь на себя ярость наследника одного из знатнейших Домов Лигерии."
Гг - разумеется, необычная, подругому в фэнтези бывает очень редко, но она не раздражает, и эта ее "особость" нигде не выпячивается, не выставляется демонстративно напоказ.
Хотелось бы еще чуть больших перемен в ее поведении и характере по мере повествования, они есть, просто не настолько подчеркнуты. Хочется чуть большего темпа, и иногда кажется, что это - немного затянувшееся вступление к основному сюжету.
Я не буду пересказывать сюжет, чтобы не портить удовольствие. Язык образный, на вполне приличном уровне, деталей достаточно для создания образа мира. Персонажи не картонные, хоть и типичные, и они не просто внешность, они - вполне полноценные личности.
Не прямо восторг-восторг, но весьма приятная вещь, дочитала.