Мельников Максим Александрович : другие произведения.

Проблемы души в древнегреческой философии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.55*6  Ваша оценка:

  Тема: Проблемы души в древнегреческой философии.
  Содержание.
  Введение.................................................................................. 3
  Глава 1. Теории о душе в древнегреческой философии........................ 5
  1.1 Теории досократиков.............................................................. 6
  1.2 Теория Сократа.....................................................................11
  1.3 Теория Платона.....................................................................12
  1.4 Теория Аристотеля.................................................................14
  1.5 Теории эпикурейцев и стоиков...................................................16
  1.6 Теория Плотина.....................................................................18
  Вывод по первой главе.................................................................19
  Глава 2. Душа, как феномен...........................................................20
  2.1 Что такое душа?.....................................................................21
  2.2 Взаимосвязь души и тела..........................................................24
  2.3 Душа, как врожденное или приобретенное?...................................27
  2.4 Виды познания.......................................................................29
  2.5 Мистицизм, связанный с душой..................................................32
  Вывод по второй главе..................................................................33
  Заключение.................................................................................34
  Список литературы.......................................................................35
  Введение.
  Актуальность выбранной темы: В данный момент мы еще пока живем во времена перемен, когда идет переоценка ценностей, формируются понятие, как жить дальше. У китайцев есть поговорка: "Никому не желаю родиться в век перемен". В данный момент это тема очень актуальна. Так вот, продолжаю. Во времена Советского Союза пытались искоренить религию, и насадить на ее место не только коммунистический строй, но и образ жизни, и даже создать определенную религию марксизма. Бердяев отмечал, что коммунизм относится почти ко всем пунктам созданной в то время религии. Он говорил, что марксизм - это религия, потому что смысл жизни заменен удовлетворением витальных потребностей. Если четыре пункта схожести с религией:
  1) Марксизму присуще свои культы;
  2) Свое учение о грехопадение. Появление частной собственности;
  3) Культ жертвенности. Во имя счастья будущих поколений;
  4) Присуще вера, создание царство божьего на земле. Создание коммунизма.
  Но вся коммунистическая система рухнула, и все стали верующими в христианство, потому что не было уверенности в завтрашней день. Каждому нужна была вера, и все в нее ударились или почти все. Все стали христианами, хотя никто не читал библию, но все пытаются спасти себя и свою бессмертную душу. Хотя точно не знают, что такое душа, откуда она появилась, и в связи с этим мне показалось тема: "Проблемы души в древнегреческой философии", - интересной и своевременной. И было бы интересно, как объясняли, что такое душа древние греки, как характеризовали ее и чем отличались друг от друга их концепции.
  Для психологов актуально, как зародилось их наука, ибо чего стоит один Аристотель, даже сейчас можно сказать, что он до сих пор будоражит многие умы ученых. От Аристотеля и Платона пошли доказательства, которые применяли в христианстве. И вообще познакомится с древнегреческими философами, должен каждый образованный человек.
  Цель работы: Сравнить материализм и идеализм. В чем суть этих концепции, какую роль сыграла в развитие древнегреческой философии и философии вообще. Динамика развития. Точки зрения отдельных личностей и т.д.
  Объект исследования: исследования концепции - материалистов (Демокрит, эпикурейцы и отчасти стоики), идеалистов ( Сократа, Платона, Плотина), и особняком стоят досократики и Аристотель, которые сильно повлияли на эти два течения.
  Предмет исследования: определить феномен души, т.е. главные отличие и сравнить идеалистическую и материалистическую точку зрения.
  Задачи исследования:
  1) Изучение предмета. Показать общие основные моменты концепций древнегреческих философов, рассмотреть временную динамику развития каждой концепции до Плотина. Пояснить в чем состоят причина и закономерность.
  2) Изучения предмета. Изучить более подробно концепции. Разобрать полностью душу. И уделить и отметить в чем отличие одной теории от другой. В чем именно состоит спор.
   Глава 1. Теории о душе в древнегреческой философии.
  Душа[1] - за рамками сферы теологии: 1. Устаревший термин, использовавшийся для обозначения души или психики; 2. Популярное значение - аффективная, эмоциональная сфера личности человека, в отличие от аналитических, интеллектуальных аспектов.
  Душа[2] - понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа - это нематериальное, независимое от тела животворящие и познающее начало. Возникновение понятия души связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и т.д. Сновидения воспринимались как впечатления души, покидающей во сне тело и обретающей независимое от него существование. Дальнейшее развитие представлений о душе происходило в контексте истории психологии и выражалось в столкновении идеалистических и материалистических учений о психике. Уже в период античности было известно, что органом души является головной мозг (Алкмеон), сама же душа представлялась одним из видов вещества: Душа, как огонь (Гераклит, Демокрит), воздух (Анаксимен), смешение четырех элементов (Эмпедокл) и др. Впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул Аристотель, согласно которому душа у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной. Это учение было преобразовано в идеалистическое (Фома Аквинский) в эпоху средневековья. В новое время Декарт отождествил душу с сознанием как рефлексией субъекта. В эмпирической психологии понятие о душе было заменено понятием о душевных явлениях.
  Ы научной литературе (философской, психологической и др.) термин "душа" не употребляется или используется очень редко - как синоним "психика". В повседневном словоупотреблении душа по содержанию обычно соответствует понятиям "психика", "внутренний мир человека", "переживание", "сознание".
  Душа[3] - 1. внутренний, психический мир человека, его сознание. 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.
  [1] - Ребер А. Большой толковый психологический словарь. 2т. - 2003.
  [2] - Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. - 1885.
  [3] - Ожегов С.И. Словарь русского языка. - 1995.
  1.1 Теории досократиков.
  Фалес.
  Фалеса считают первым философом Древней Греции. Он был одним из Семи Мудрецов. Началом всего, по его мнению, была вода, и все состояла из воды. Аристотель утверждает, что Фалес, приписывал душу к неодушевленным вещам, как, например магнит и янтарь. Мы уже видим, что он был и натурфилософом. В досократическое время это свойственно абсолютно всем философам.
  Авторы мало упоминают Фалеса, а если и упоминают, то редко затрагивают, что он думал о душе. Так что полной теории не вырисовывается. Но можно точно сказать, что Фалес отмечал отличие тела от души - это две противоположные субстанции. Многие говорят в том числе и поэт Херил, словно Фалес объявил душу бессмертной.
  Анаксимандр.
  Анаксимандр говорил, что началом всего является первоначальное субстанция, которое не похоже ни на воду, на воздух, на землю или огонь. Это особый вид субстанции, который называется "алейрон". И Анаксимандр доказывал, почему выше перечисленные элементы не могут быть преобладать, потому что один из них обязательно поглотит остальные, и они перестанут существовать, а это невозможно. Душу, он считал бессмертной.
  Анаксимен.
  Этот философ говорил, что началом всего является воздух. С воздухом Анаксимен отождествлял абсолютно все: душу, тело, божество и мир. Но выше всего трактовалась космическая душа. Душу, как и Фалес, считал бессмертной. Кстати огонь он считал разряженным воздухом, а если он наоборот сгущается, то он становится водой, затем землей, а под конец камнем. Дыхание и воздух связанны друг с другом, но не только между собой, но и весь мир дышит воздухом.
  Пифагор.
  Теория Пифагора о душе пронизана вся мистицизмом и математикой. Началом всего является единица, и все элементы можно разделить на числа. Единице принадлежит неопределенная двоица. "Из единицы и двоицы выходят числа; из чисел - точки; из точек - линии; из них - плоские фигуры; из плоских - объемные фигуры; из них чувственно-воспринимаемые тела, в которых четыре основы - огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир - одушевленный, разумный, шаровидный", - такое логическое представление о мире Пифагора дает нам Диоген Лаэртский.
  Душа, - по Пифагору, - есть отрывок эфира, как теплого, так и холодного. Кто обладает теплом, значит это существо живое, но ни каждое живое существо обладает душой.
  Душа человека разделяется на три части: ум, рассудок и страсть. Ум и страсть есть и в других живых существах, но рассудок существует только у человека. Рассудок и ум находятся в мозге, а страсть в сердце, поэтому душа безгранично управляет от мозга до сердца, ибо в них находится три души. Но есть, так называемые "струи", которые отходят от этих душ, они и являются чувствами. Разумная часть души бессмертно, остальное все смертно. Бессмертная душа двигается по кругу, проживая одну жизнь за другой. Питается душа кровью тела.
  Как говорилось выше, разумная часть бессмертна и находится она в мозге. А из мозговой части выделяется семя, которое называется струя мозга. И она содержит горячий пар. Попадая в матку, семя производит ихор, из влаги и крови образуется все тело, а из пара - душа и чувства.
  В чем же состоит мистицизм? Обратимся к Диогену Лаэртскому и процитируем его: "Сброшенная на землю, душа скитается в воздухе, подобная телу. Попечитель над душами Гермес, оттого он и зовется Вожатым, Привратником и Преисподним, ибо это он вводит туда души из тел и с земли и с моря. Чистые души возводит он ввысь, а нечистые ввергаются эриниями в несокрушимые оковы, и нет им доступа ни к чистым, ни друг к другу. Душами полон весь воздух, называются они демонами и героями, и от них посылаются людям сны и знаменья недугов или здравия, и не только людям, но и овцам и прочим скотам; к ним же обращены и наши очищения, умилостивления, гадания, вещания и все подобное".
  Парменид.
  Существует две основы огонь и земля. Душа состоит из смешения теплого и холодного. Тепло - это огонь, земля - это холод. Ум и душа одно и тоже. Парменид утверждал, что душа перемещается из видимого мира в невидимый, и наоборот. Значит, она бессмертна.
  Гераклит.
  Гераклит был мистиком, но отличался от всех своей необычной и нетривиальной философией. Весь космос состоит из огненной субстанцией, а душа часть это субстанции и тоже имеет огненную природу. Чем больше божественного огня, тем больше души. Вся вселенная живет по закону Логоса, который говорит: "Нельзя войти дважды в одну и туже реку" или "ничто не вечно под луной". Но какой бы афоризм не выбрали, смысл один, что все постоянно меняется.
  Он говорит, что началом всего огонь, все вышло из огня и все в огонь войдет. Но вселенная держится благодаря смертям, разрушениям, противоречиям и противоположностям. И этот круговорот бесконечен. Вселенная конечна и мир один, который, в конце концов, тоже будет уничтожен в огне, и возродится из огня.
  Есть два вида теории происхождения души: 1) душа появляется, благодаря испарению влаги и 2) душа сама себя производит в двойном количестве из Логоса.
  Так же Гераклит учил, что душа самая нежная божественная материя тепла. Душа не имеет определенных границ, ибо так глубок ее разум, что не познать ее обычному смертному. Она вечна и бессмертна, но для души опасна вода, ибо эта низшая материя, которая может осквернить высшую материю, т.е. божественный огонь. Еще душа выступает как обмен энергией, притягивая новый огонь, взамен она отдавала старые элементы, а те в свою очередь превращались в воду, а затем и в землю. Во сне этот процесс замедлялся, а со смертью и во все прекращался.
  Гераклит усмотрел возрастное соотношение огня и мудрости. Чем человек старше, тем душа его суше и мудрее, а молодость - глупа, ибо душа мокра, как у выпившего человека, который не отличается разумностью.
  Отделил знание чувственное и разумное. Чувственное - мало эффективна и дает мало знаний, и Гераклит прозвал "темным". Разумное - совершается благодаря мыслительной деятельность, что дает больше знаний, чем чувственное, поэтому называлась "светлым". Но не одно знание Гераклит не отвергал, как не нужное, для него это источники познания гармонируют, и чтобы более объективно и сознательно взглянуть на окружающий мир необходимо разные каналы познания.
  Хотелось подвести итог двумя фразами Гераклита: "Следует знать, что война всеобща и правда - борьба и что все происходит через борьбу и по необходимости"; "Мир всегда был, есть и будет вечно живым Огнем".
  Эмпедокл.
  У этого философа, наверное, самая романтическая и специфическая теория. Из всех натурфилософов, именно Эмпедокл признает право существования всем четырем стихиям: вода, огонь, земля, воздух. В различных пропорциях они создают окружающий нас мир. Может быть, Эмпедокл ставил огонь немного выше остальных элементов. Перечисленные элементы соединяются благодаря Любви и разъединяют Ненависти. Эти два чувства, как и четыре элемента, вечны. Они враждуют между собой, но ни одна из этих двух сил, не могут победить окончательно. Все идет от Любви к Ненависти, от Ненависти к Любви, и этот круговорот бесконечен. Любовь и Ненависть создают перемены в мире.
  У Эмпедокла лежит убеждение, что душа имеют божественную природу, и она бессмертна. Он говорил: "Я уже был однажды юношей и девушкой, кустом, птицей и морской рыбой". И в этом постоянном перерождение душа очищается, поднимаясь выше по божественной лестнице. Правда, он признавал, что душа имеет силу в этом мире до тех пор, пока находится в теле. И тело в своем предназначении - это тюрьма, в которую заталкивает душу демон.
  Демокрит.
  Демокрит один из самых сильных материалистов Древней Греции. Он считается основателем этого течения. По книге Диогена Лаэртского, который говорил, что Платон создатель объективного идеализма, терпеть не мог Демокрита. И даже хотел сжечь все его книги. У многих авторов по античности, говорится, что создатель этого течения скорей всего Левкипп. Но это только предположение, и ничего общего с реальностью не имеют. Атомизм объяснял не только устройство мира, но и души. Скорей всего это и отличает философов досократического времени. С помощь объяснения мира, пытались объяснить, что такое душа.
  По Демокриту душа есть высшая материя, состоящая из круглых мелких подвижных атомов, предположительно из таких же атомов, что и огонь. Душу часто сравнивают с огнем, и это делает не только Демокрит. Тело состоит тоже из атомов, как и все материальное, и они отличаются от души только плотностью и весом. Атомы души находятся в постоянном движении, и считаются самыми подвижными, тем самым они заставляют двигаться тело, ощущать и воспринимать. Нужно отметить, что атомы неделимы и неуничтожимы.
  Дыхание есть одно из составляющих души. Именно оно позволяет держать атомы в том количестве, в котором нужно для поддержания движения и энергии тела. Как это происходит? Очень просто. В воздухе содержатся атомы такие же, что и в душе. С каждым принятием воздуха в легкие, мы обновляем душу, и с выдохом выбрасываем часть души. Прекращением этого процесса, душа растворяется в воздухе, поэтому душа оказывается смертна. Не даром слово "дух", пошло от слова дышать, и с прекращением этим процессом приходит конец жизнедеятельности человека. Надо заметить, что Демокрит считал, что и даже у трупа существует душа, только в незначительном количестве. При болезни тоже происходит уменьшение огненных атомов, от чего человек начинает недомогать.
  Сейчас мы можем сделать первые общие выводы. Все вокруг - материально, и состоит из атомов, значит, в разных количествах они имеют атомы духа. Тело и душа неделима - смертно тело, смертна и душа. Ум и душа отождествлялся, как говорилось, состоит из огненных атомов. А теперь взглянем подробнее в теорию.
  Выделяется три части души, которые Демокрит считал наиболее важными: разумная часть находящие в голове, мужественная часть - это грудной отдел и вожделенная часть, которое расположено в печени - все остальные части находится в органах чувств. Нужно заметить, что к органам чувств душа соприкасается ближе всего, тем самым ловит образы ( эйдолы ) предметов. Каждый предмет испускает эйдолы, и душа, как охотник, ловит их, определяя сущность предмета. Значит, все ощущения являются контактными без исключения.
  Существует два вида познания: чувственное ( темное познание ), мышление ( светлое познание ). Считается, что мышление в отличие от чувственного познание намного эффективнее и может раскрыть истину с помощью логических изысканий. Также Демокрит первым отметил, что человек частично познает окружающий мир субъективно. Существуют первичные и вторичные качества предмета. Первичные качества - объективные (длинна, высота, ширина), вторичные - субъективные (вкус, цвет, запах).
  Демокрит считал, что все в жизни предрешено (детерминировано), и человек, как существо не свободное.
  Анаксагор.
  Анаксагор говорил, что началом всего и материального мира, и нематериального является "нус" или разум. Ум управляет всей Вселенной, именно он установил порядок, дал жизнь и бессмертие души. Ум присутствует всюду, и в человеке, и в животном, и даже не в одушевленном предмете. Что дает преимущества человека от животного, так это его руки. Разумность у человека выше животного, но не на много, главное преимущество это именно в строение тела.
  Вещи представляют собой то, что больше всего в них содержится. Например: мы называем "огонь" только потому, что в нем содержится большое количества этого элемента. Каждая вещь делимо до бесконечного числа элементов.
  Ум - это самая чистая и божественная субстанция, и стоит выше материи. Про душу можно сказать тоже самое, хотя не в полной мере. Как писал Аристотель в своем произведении "О душе": Не до конца понятно, что такое душа по Анаксагору? В одном месте, он говорит: душа - это есть ум в полной мере или душа есть то, что движется. Ум и душа не одно и тоже.
  Существует еще одно противоречие. Ум телесное и бестелесное начало. Но уму лучше быть не связанным с телом. Если ум имеет два начала, то почему он не должен иметь тело. Этот момент тоже неясен.
  
  1.2 Теория Сократа.
  "Познай самого себя", - так можно охарактеризовать девиз Сократа. Он совершил революцию в философии души, и в частности понимания человека. Его идеи особенно не затрагивались, из чего состоит Космос и как он существует. Сократ обратил свой взгляд на человека, на его душу, и не пытался объяснить его через окружающий мир.
  Он сделал границу между добром и злом. Добро - это нравственность, а нравственность - это знания, значит знания - это добром. К положительной энергии он относил душу, которую считал божественным началом. Зло, Сократ четко говорит, это нечто иное, как невежество и мракобесия. Но зачем человеку нужно знать, чем отличается добро и зло? А именно потому, что пока ты не поймешь основы этих двух сил, будет невозможно познать самого себя. А это самая главная мысль Сократа.
  И опять возникает вопрос, тогда зачем нам познавать самого себя? В этом и заключает сама суть идеи Сократа, если ты познаешь самого себя, то начинаешь следить и анализировать свои поступки, действия, слова, то есть подчиняешь свою душу полному контролю, значит и тело.
  Интересно, что для познания души и самой истины, Сократ использовал диалоги, которыми он считал тропинкой для познания. Тем самым он пытался активизировать мыслительную деятельность мозга для нахождения истины, задавая, друг другу вопросы и отвечая на них.
  Душа, по Сократу, бессмертна и полностью отличается от тела. Тело - материальное, а душа - духовная и невидимая. Душа всегда подчиняет к себе тело, значит, и управляет его поступками. И самое основное отличие это то, что душа разумна и является божественным началом.
  Идеи Сократа развил Платон.
  
  1.3 Теория Платона.
  Платон создатель объективного идеализма. Он внес идеи Сократа и Пифагора, получился синтез его теории, где и его мысли преобладали не в малой степени.
  В его теории говорится, что есть мир, в котором существуют идеи. Эта идеальная проекция вещей, которые уже воплощаются в материальном мире, но это подобие или призраки идеи. Эти идеи незримы и вечны. Они кружатся в мировой душе, рядом с другими душами. Можно привести пример идеи: Возьмем слово "кошка". Это самая идеальная кошка, потому что это идея, в ней нет отличительных признаков, которые противопоставляли другим кошкам. Она идентичная всем остальным, у каждой кошки есть усы, хвост, четыре лапы. Но в материальном мире, кошки имеют всевозможные вариации, как, например: рыжие, черные, хромые, без усов и т.д. В этом заключается основной смысл его теории про идеи. Разумеется, идеи появились раньше вещей.
  Хочется привести еще одно доказательство Платона. Он говорил, что идеи присутствую во всех вещах. Память существуют только о вещах, которые покоятся и прибывают, а прибывают лишь идеи. Как могли живые существа выжить, если бы у них не было идей и разума. Ведь они помнят, где и как находить пищу, от какого животного спасаться, а кому можно дать отпор. Благодаря тем самым идеям.
  Душа является посредником между миром вещей и идей. Хранительницей нравственности и добра, - эта мысль была и у Сократа. Платон приравнивает душу к вечным идеям. И индивидуальная душа появляется, благодаря истечению из мировой души.
  По Платону, душа бессмертна, и это он всячески доказывал в своих диалогах. Поэтому происходит постоянное переселение души в разные тела. Душа находится в бесконечном движении. Начало души является числовое, а тело - геометрическое. Душа выше тела, значит, она может править безраздельно, и должна подчиняться каждому его движению. Душа и тело связанны между собой, и развести их может только смерть. И Платон говорит, что это хорошо, ибо он считал тело злом. Именно тело страдает, заставляя страдать душу, именно оно грешит и пятнает бессмертную душу, и только тело наполнено страхом, страстями и желаниями. Тем самым душа отдаляется от истины. Если душа любит тело, то, в конце концов, она превратится в призрака или в какое-нибудь животное. Если это был правильный человек, то его участь закончиться в животном стадной породы. А истинный философ, который отказался от мира вещей, уйдет в иной мир, где будет жить рядом с богами.
  Душа состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Две низших души - это вожделеющее и страстная, должны подчиняться высшей душе, то есть разумной.
  В диалоге "Пир", Платон описывает душу, как колесницу, которая запряжена двумя лошадьми. Первый черный конь - это вожделеющая душа, которая абсолютно не слушается всадника. Вторая белая лошадь - это страстная душа, которая не всегда подчиняется всаднику, и за ней нужен глаз до глаз. И всадник, который правит этими лошадьми и точно знает, куда ему ехать и зачем. Это аллегорическая картина говорит, что в душе присутствуют, как низменные желания и их больше в человеке, так и высокие чувства. И они все время находятся в противоборстве.
  Платон борется за мысль, что знания уже заложены в душе, и надо только помочь человеку их вспомнить. Значит, память считалось основным источником знаний. Но это не единственный источник знаний, есть пассивный и активный. К пассивному относится память и ощущение. Активный источник знаний - это, разумеется, мышление, которое происходит с помощью диалога души с собой. Но Платон ценил мышление меньше, чем память. Память давала истинные знания из идеалистического мира, чему способствовала душа. А мышление опиралась на окружающий мир, на копии вещей, и это не может быть истинным знанием.
  Платон говорил, что есть два начало всего Бог (ум и причина) и вещество. Вещество не имеет формы, и она безгранична. С помощью него Бог создал четыре элемента: огонь, воду, землю и воздух - а из них возникло все материальное. Мир весь одушевлен, потому одушевленное стоит выше неодушевленного.
  И что важнее всего в его философии и почему он не любил философа Демокрита. Ибо тот говорит, что в мире свободы нет, и все изначально предрешено. Платон был ярым противником несвободы человека и его действий.
  
  1.4 Теория Аристотеля.
  Аристотель был учеником Платона, и расходился во многих аспектах, которые касались души. У Платона был мир вещей и мир идей, но Аристотель не согласен с этим вещь и идея не отделима друг от друга. То же самое, и с душой, он говорит, что душа и тело - это единая структура, единый организм. Например, возьмем глаз. Само глазное яблоко - это тело, а зрение - это душа. И согласно, этому рассуждению отсутствие одного из этих компонентов немыслимо.
  Душа является формой живого органического тела, и присуще всем живым существам, включая и растения. Душа делает телом живым. Именно этот факт основывается на том, что именно благодаря душе, тело проявляет "живые" качества, как дыхание, мышление, чувства, восприятия и т.д. Нужно заметить, тело существует благодаря душе, и под влиянием внешней среды душа, как воспитатель, управляется действиями своего подопечного и заботится о нем. Таким образом, мы поняли, что душа есть сущность естественного тела. Сущность есть энтелехия. Значит, душа есть энтелехия. По Аристотелю, энтелехия имеет двоякий смысл: 1) знания и 2) созерцание. Душа есть знания для тела, тем самым она может управлять телом и противодействовать агрессивной окружающей среде. Это было сказано выше. И еще одно неотъемлемое качество души это созерцание. Созерцание подразделяется на бодрствование и сон. Бодрствование - это активное созерцание, а сон - это пассивное созерцание. Эти качества души неотъемлемы.
  Необходимо заметить, Аристотель отмечал, что случится, если связь между телом и душой нарушается. Появляются всякие неприятные последствия, у человека может появиться амнезия, он перестает любить родных людей, и становится менее эмоциональным. Такие симптомы сразу говорят о нарушение связи между телом и душой.
  А теперь посмотрим, где душа, по Аристотелю, находится с физиологической точки зрения. Орган души - это сердце. Почему именно сердце? Потому что в крови выделяется особое вещество пневма, которая является носителем души. И сердце, которая неотъемлемо связана с гонением крови по жилам. А мозг выполняет функцию охлаждения крови.
  Существует три части души: растительная, животная и разумная.
  Растительная душа отвечает за употребление органической пищи, чтобы, во-первых, выжить или подержать жизнедеятельность, а во-вторых, оставить после себя потомство. Из-за растительной души все существа обладают теплом, так как с помощью тепла переваривается пища. Нужно сказать, благодаря этой душе существует все живое, потому что она базовая. А потом идет остальные две. И ни одно живое существо не может существовать без растительной души.
  Животная душа отвечает за ощущения. Если бы любое животное, обладающее движением, но отсутствовала бы ощущение, то животное погибло, не достигнув определенной цели. Нет ощущения, нет души и нет тела, потому что, как уже известно, душа без тела не существует. Если животное при прикосновении не будет ощущать, то животное не получит информации об этом объекте, и не сможет при обстоятельствах избегать или приобретать. Вкус - это есть некоторое осязание, и относится к ощущениям. Если вкуса не будет, то животное не узнает, чем ему можно питаться, а где лучше воздержать от еды.
  Разумная душа свойственно только человеку. Там зарождается мышление, воля, воображение и другие высшие психические функции. Эта душа идеальна, сама ее сущность божественна и бессмертна. Когда смерть застает человека, эта душа отделяется в бестелесный эфир воздушного пространство.
  С помощью чувствительного познания, запоминаются формы вещей. Это происходит, когда мы абстрагируем определенные качества предмета. Мы все запоминаем, благодаря образам (память и воображение) и ассоциативным основам психики (смежность, сходство, контраст).
  Главное, что Аристотель отметил, этапы формирование у живых существ. И развиваются способности не только запоминать, но и ставить определенные цели и правильно решать их.
  
  1.5 Теории Стоиков и Эпикурейцев.
  Эпикурейцы.
  Эпикур опирался на учение Демокрита и почти полностью поддерживал теорию об атомах. А именно, что мир, как и душа, состоят из атомов. Но отличие состоит в том, что у Демокрита все детерминировано, а у Эпикура же существует свобода. Наверное, он ориентировался на религию, с которой он постоянно боролся, ибо думал, что из-за детерминизма религию не искоренить. Атомы не постоянно двигаются в одном и том же направлении, они могут и отклоняться от заданной траектории. По Эпикуру, душу имеют только те существа, которые могут ощущать.
  Душа и тело состоят из движущих атомов в пустоте. Во время смерти атомы этих двух начал рассеиваются. Душа, как и тело, смертно, и не имеет вечной жизни. Правда, Эпикур отмечает, что существуют боги, и они бессмертны, хотя тоже состоят из атомов. Демокрит говорил, что душа по своей природе материальна и состоит из частиц, как дыхание. Но Эпикур отрицает подобную точку зрения и настаивает на том, что дыхание отличается от воздуха, и это не просто воздух в движении.
  Большое внимание Эпикур уделял ощущениям, признавая за ними первый познавательный источник. Ощущение бывают внутренними и внешними, и они являются истинным познанием. Ошибки происходят из-за разума, который постоянно вводит в заблуждение, и выдумывает всевозможные нелепости.
  Эпикур учил, нужно избегать житейских проблем, тем самым можно уйти от всевозможных огорчений, фобии, фрустрации и тому подобных отрицательных эмоции. И он говорил глупо бояться смерти, ибо "смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие сами не существуют для нее".
  Стоики.
  Основатель школы стоиков является Зенон. Проблема изучение стоиков в отличие от эпикурейцев это в том, что трактаты о понимание мира со временем менялись. Учение стоиков было основано на Гераклите, Платоне и киников. Разногласие у стоиков в основном состояли, бессмертна ли душа или нет? В ранних работах признавалось, что душа материальна и смертна, в поздних теориях говорилось об ее бессмертие и не материальности. В начале они соглашались с многими аспектами теории Гераклита, где душа состояла из материального огня, позднее опирались на теорию Платона.
  Клеант утверждал, что души живут до следующего пожара Вселенной, когда все поглощается Богом. А Бог это всемирная душа и всегда бессмертна. А Хирисипп говорил, что не все души дождутся пожара Вселенной, а только души мудрецов. Панэций, как многие стоики, придерживался теории смертности души, но ему же противоречил Посидоний, где говорилось о жизни после смерти в воздухе. Так что очень трудно найти общую тенденцию о бессмертие души. Хотя они все утверждают, что душа телесна.
  Есть еще одна проблема стоиков, это несколько теории из чего состоит душа. Большинство стоиков говорят, что душа состоит из материально огня. Сторонники Посидония говорят, что душа - это теплое дыхание, врожденная в нас, поэтому и остается жить после смерти.
  Душа, по словам стоиков, состоит из восьми частей: это пять чувств, речевая часть, мыслительная часть и порождающая часть. Человек просто пропитан этими душами, и каждое явление в человеке, это изменение чего-либо в душе. Например: Сон наступает тогда, когда расслабляется чувствующее напряжение ведущей части души. Или семя человека, смешенная с влагой и частичками души.
  Ведущая часть души, от которой исходит разум, и порождают представления и побуждения, находится в сердце. И это не спроста, некоторые стоики говорят, что душа питается кровью.
  Душа познает окружающие через впечатление и чувство, это ее главные инструменты. Потому что благодаря этим двум качествам души можно составить понятие о признании, постижении и мышлении, а оно предшествует всему остальному.
  Представления бывают как чувственные, так и вне чувственные. Чувственные представления - это те, которые воспринимаются органами чувств. Вне чувственные - те, которые воспринимаются мыслью. Есть представления разумные и не разумные. Разумные представления принадлежат человеку, а неразумные животному.
  Зенон призывал бороться с аффектами, потому что именно они путают и извращают мысли, дают душевную неустойчивость. Аффекты есть неразумное и несогласное с природой движение души. И надо бороться с этим страстями, чтобы освободить свой разум и душу.
  
  1.6 Теория Плотина.
  На философию Плотина повлиял Платон со своими диалогами. Плотин во многом поддерживал его, и пошел даже дальше Платона.
  Нужно отметить все телесное - это эманация из Мировой души. Душа бессмертна. Тело - смертно.
  Существуют три субстанции, которые руководят миром: первоединый, дух и душа. Первоединый - верховный, затем идет дух, а потом душа. Первоединый превосходит само бытие. Плотин, иногда называет его благом или Богом. Можно сказать, что это Мировая Душа.
  Вторая субстанция называется нус или дух. Математика, мир идеи и все мышление заложено в нусе, и его нельзя недооценивать. Нус это образ первоединого, и идет следом за ним. Нус служит для познания самого себя. Именно первоединый видит себя через нус. Нус можно назвать божественный разум, который мы забыли, и постоянно идем к нему. С помощью божественного разума можем изучить собственную душу. Но прежде мы должны отказаться от тела, и от части души, которое соединяют с ним. После этого мы может осветить свою душу, и она обретет то, что искала все свое существование.
  Душа находится ниже нуса. Но она есть создатель всего живого. Ее природа отпрыск божественного разума, она постоянно стремится к нусу. Еще одна материя создана самой душой. Плотин, отмечает, что материя не могла создать саму себя, ибо по природе она пассивна. Душа стремиться преобразовывать этот мир на свой лад, как он ей видится. Это самое большое отличие от двух других субстанции.
  
  Вывод по первой главе: Я рассматривал все концепции с течением времени, и пытался проследить, как изменялись концепции, до какого момента они были совершенны или значимы.
  Начнем с досократического времени. В этих теориях было слишком много мистицизма, особенно это видно у Пифагора, Эмпедокла и Анаксагора. Первый наиболее ярки мистик. В это время больше всего рассматривались вопросы, из чего состоит Вселенная, какие у нее законы и т.д., и только за тем пытались из разработанных теорий понять человека. Что интересно, первый философ Фалес признал душу бессмертной, и почти никто не оспаривал это, кроме Демокрита. Досократики больше относились к течению панпсихизма и натурфилософии, хотя, наверное, все философы немного натурфилософы, но для досократического времени это сильно выраженный признак. Еще одно глобальное событие в мире философии - это яркий выраженный материализм, и создатель его Демокрит, который говорил, что душа смертна, и состоит из атомов. Это было первое мощное созданное течение, которое существует до сих пор.
  И сразу родилось другое течение, где их создатели были Сократ и Платон. Не мог материализм существовать без оппонента. И он появился в виде идеализма. Это дал сильный толчок для философии и в частности для познания души. Душа бессмертна и божественна, мир вещей всего лишь иллюзия, а настоящие лишь идея. Но еще Сократ повернул философию души на самого человека, на его психику, чтобы понять мир, нужно понять самого себя. Так и звучит лозунг Сократа: "Познай самого себя"!
  Материализм и идеализм должен был вылиться в едином порыве, где эти два течения дополняют друг друга. И такой человек появился по имени Аристотель, ученик Платона. Он ни с кем не согласился из своих предшественников и создал свою теорию, где он говорил, что тело и душу не разделить. Они взаимодействуют между собой. Две у него части смертны, а одна бессмертна. Идеализм и материализм соединились в одной концепции.
  Затем пришел все-таки спад в философии, это связанна со смертью Александра Македонского и с распадом его могучей империи. Появились эпикурейцы и стоики, которые внесли только маленькие поправки и добавления уже в созданные теории. Одни опирались на Демокрита, другие на Гераклита, Демокрита, а в конце своего существования и на Платона.
  Почти ничего нового не принес собой и Плотин, который более подробно раскрыл теорию Платона, создав течение неоплатонизм. Теперь уже Римская Империю рушилась, а вместе с ней и Греция. Из-за солдат империи, которые за блага убивали одного за другим императоров и ставили других. Процветал грабеж и войны, все было в разрухе, и только благо в вечную жизнь, давали Плотину надежду. Тяжело признать, но после Аристотеля философия была в упадке, и в упадке было учение о душе. Но что концепции великих философов внесли важную лепту в психологию, это нужно признать и трудно переоценить.
  
  Глава 2. Душа, как феномен.
  Феномен[1] - 1. В переводе с греческого означает явление, то, что появляется, следовательно, любое заметное изменение, любое явление, доступное для наблюдения. Это значение является очень общим и содержит два аспекта, каждый из которых представлен в следующих более ограниченных значениях. 2. Физические явления, факт, подтвержденное событие. Заметьте также, что это термин часто используется в этом смысле без рассмотрения причин этого события. 3. Внутренний опыт, который сознается, данные личного опыта. 4. В терминах Канта - проявления знаний, событий или объектов, интерпретируемые через категории; феномены здесь служат основанием для логических выводов относительно действительности.
  Феномен[2] - (< гр. Phainomenon являющееся) - 1) фил. то же, что явление; в идеалистической философии - субъективное содержание нашего сознания, не отражающее объективной действительности; в философии Канта противопоставляется ноумену; 2) редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.
  Феномен[3] - О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-нибудь отношении.
  
  [1] - Ребер А. Большой толковый психологический словарь. 2т. - 2003.
  [2] - Современный словарь иностранных слов. - 1992.
  [3] - Ожегов С.И. Словарь русского языка. - 1995.
  
  2.1Что такое душа?
  Этим вопросом задавались многие древнегреческие философы. Самые великие уделяли этому вопросу немало времени и сил. И нам надо разобраться и понять, что такое душа, из чего состоит, и какие качества она имеет? Это необходимо для понимания развитие психологии.
  Проблемы понимания заключается еще и в том, что философы очень часто трактуют душу по-разному. Обычно каждое качество души отождествляется с самой душой, и создает затруднение.
  Все философы отмечали, что одушевленное отличается от неодушевленного - это движение и ощущение. Демокрит в своей теории говорит, что душа - это движение атомов, а сама душа тоже состоит из атомов, поэтому тело двигается. Они вдыхают и выдыхают эти атомы, и живы до тех пор, пока они умеют это делать. Такое же мнение было у эпикурейцев, и частично у стоиков. Те больше опирались на Гераклита, который говорил: душа - это искра Логоса, и огонь постоянно горит, питаясь разрушениями мира, он тоже постоянно в движении. У самого Пифагора и последователей имеются разные понимание души. Например: Пифагор говорит, что душа - это эфир, в котором есть частичка теплого и холодно. А пифагорейцы отмечают: душа - это то, что движет пылинками в воздухе.
  Платон и Плотин утверждают: душа есть само себя движущие. Они отмечали, что душа - это активное субстанция, и двигают пассивную субстанцию, то есть материю, и они не видели другого источника движения. Душа - это божественное, идеальное, разумеется, - это идея, а все остальное лишь пародия на идею. Все остальное всего лишь бутафория, жалкая подобие. Плотин добавляет: душа может быть только творящей. С этим категорически не согласен Аристотель, который говорит, что первоисточник движение есть для души. Это есть Бог, только он мог дать движению души. У Аристотеля душа - это энтелехия. Это есть форма форм. По Аристотелю, души есть знание и созерцание.
  Анаксагор говорит: душа - это то, что движет. В его понимание души - это есть ум, все живое имеет ум, значит, каждое существо имеет душу. Ум у него стоит в центре Мироздания, и тоже имеет органическую природу. Демокрит с ним соглашается, что ум и душа, одно и тоже, и никак разделять их нельзя.
  Все философы разделились на две группы: 1) это философы, которые считают, что у души есть много начал ( Парменид, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор, Аристотель, Платон, Плотин, Пифагор, стоики, эпикурейцы), 2) есть одно начало ( Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Анаксагор, Сократ).
  Парменид считал, что есть два начала: земля и огонь, одно холодное, другой жар, это борьба противоположностей. По Демокриту, душа - это тело, которые состоит из более маленьких атомов, чем материальное тело. И имеет три начала: разумная часть находящие в голове, мужественная часть - это грудной отдел и вожделенная часть, которое расположено в печени - все остальные части находится в органах чувств. Эпикурейцы были согласны с Демокритом.
   По Эмпедоклу, есть четыре начала: огонь, вода, земля, воздух и еще две силы: ненависть и любовь. У Пифагора: началом всего единица, и душа делится на три часть: страсть, рассудок и ум. У Аристотеля три начало: растительное, животное и разумное. По Платону: вожделеющая, страстная и разумная. По теории Плотина тоже три начала: первоединый, нус, душа. Каждый стоит в строгой иерархии, сверху вниз. Со стоиками тяжелее, у них теории часто видоизменялись, и я внес все-таки в эту категорию: воздух и огонь, можно сказать и про идею, потому что они со временем, опирались на бессмертие души Платона, а это не могло происходить, если душа не признавалась идеальной. Но у стоиков душа разделяется на восемь частей: это пять чувств, речевая часть, мыслительная часть и порождающая часть.
  Теперь мы перешли к тем, кто считал началом души единственным. Фалес считал началом всего - воду. По Анаксимандру, это "алейрон", субстанция всех субстанций (огонь, вода, воздух, земля). Анаксимен, считал воздухом началом души. По Гераклиту - огонь. Сократ отмечал душу, как источник нравственности. По Анаксагору - это ум. Можно поделить этих философ на три группы качество начал:
  1) телесное начало: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, эпикурейцы и стойки.
  2) бестелесное начало: Пифагор, Сократ, Платон, Плотин.
  3) телесное и бестелесное начало: Эмпедокл, Анаксагор, Аристотель.
  Нужно отметить, почти все, кроме Демокрита, эпикурейцев и некоторых стоиков, утверждают, что душа бессмертна. Как было уже сказано выше, душа состоит из атомов, и после смерти структура атомов рассыпаются, тем самым душа смертна. С этим соглашаются стойки и эпикурейцы. Но не все так гладко, у Аристотеля есть две души: растительная и животное, - и они смертны, третья душа: разумная - она бессмертна. Тут уже образуется противоречие, ибо, по Аристотелю, душа - это форма форм. А тело - это форма. И тело без души существовать не может. В этом может состоять главное противоречие. Хотя этот вопрос можно посмотреть с другой стороны. Аристотель знал, что мы все-таки отличаемся от животных, и решил это обозначить, обессмертив разумную душу. У Пифагора было тоже три души, и разумная часть, разумеется, была бессмертная, а страстная душа смертна. Анаксагор так вообще не рассматривал ничего кроме ума, и объявил его бессмертным, хотя тоже имел телесное начало. Почти каждый философ, не считая чистых материалистов, разум, рассудок, мышление всегда становились бессмертными.
  Теперь можно рассмотреть идеалистов и натурфилософов. Начнем с натурфилософов, которые существовали во времена досократиков. Например: Фалес вообще отождествлял душу со всей природой, у него даже магнит имел душу. Это направление называется панпсихизмом. Тоже самое, можно сказать и про Анаксимандра, Анаксимена, Парменида, Гераклита, Эмпедокла. Например: у Эмпедокла существуют две силы: любовь и ненависть, - но они больше относятся к качествам живых, только разумное существо может испытывать эти две силы на себе. Хотя эти силы действуют на все четыре элемента. Гераклит прямо говорит, что душа - это искра Всемирного Огня, и все состоит из огня. Но если все состоит из огня, а душа - это часть огня. Значит, все имеет душу. По Анаксимандру - это "алейрон". По Анаксимену - это воздух. По Пармениду - огонь и земля, это борьба противоположностей, борьба в душе, борьба во всем мире. Значит, все одушевленно. По этим теориям натурфилософы, хотя и говорили, что душа хоть и состояла из определенных физических элементов, имеет особенное значение для мира, и наделяли ее бессмертием.
  Идеалисты появились благодаря Сократу, который направил свою философию на самого человека, как на личность, которую нельзя недооценивать. Такие общие качества, как добро и зло, это есть душа. По Сократу, душа человека - это что-то великое, вечное и идеальное, - и надо бороться за свою бессмертную душу. Платон развил теорию Сократа и придумал теорию идей. Там говорилось о душе, как о идее, прообразе всего материального. Идея, как и душа, идеальна, а идеальное все бессмертно. Плотин был абсолютно, согласен с Платоном, и у него все три начала: первоединый, нус, душа, - бессмертны и никак иначе.
  В древнегреческой философии: душа трактуется неопределенно. Но можно точно сказать, что это высшая материя и отличается от своего антипода - тела.
  
  2.2Взаимосвязь души и тела.
  Тело, как все материальное, смертно. Про это говорят все философы Древней Греции. Другой вопрос, какие особенности имеет тело, ведь философы понимали его по-разному. Их волновало проблема тела, потому что она непосредственно касалось души.
  Можно разделить всех философов условно на четыре группы:
  1) Тело, как зло, или тело стоит ниже души ( Гераклит, Сократ, Платон, Плотин).
  2) Тело эквивалентно душе ( Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Демокрит, эпикурейцы ).
  3) Тело, как некоторая польза для души ( Аристотель, Пифагор ).
  4) Это теории, которые можно отнести к несколько пунктам ( Эмпедокл, Анаксагор, стоики).
  Начнем с первого пункта. Гераклит, считал самой тонкой и нежной материей огонь, и она символ мудрости. Тело, в котором собрано семьдесят пять процентов воды, портило душу. По Гераклиту, более глупый человек, если он толстый, и в нем находится много воды. Или разумный более старый человек, чем молодой. Есть еще один пункт, это источник познания, и чувственное познание ценилось более низко, чем разумное. Чем больше огня, тем лучше, а тело только сдерживает этот Вечный Логос. Можно сказать, что Гераклит не особо любил тело, которое ограничивает возможности души.
  Сократа, мы будем объяснять через теорию Платона, ибо он более подробно рассказывает о теле. Платон пренебрежительно относился к телу, ведь материальная субстанция, и она никак не может быть выше души. Душа идеальная, тело - это всего лишь бутафория идеала. По Платону, душа томится в теле, хотя управляет телом, использует, как орудие. Тело оскверняет душу всевозможными аффектами и пороками. Если бы не материальные потребности, не нужно было воевать, страдать, грабить. Не было необходимости создавать всевозможные институты, которые сдерживают хаос. Жизнь стало бы на много проще, чем в данный момент она есть.
  Плотин был согласен с Платоном, и ничего не сказал нового на счет тела.
  Второй пункт. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид считали душу и тело, как должное. Каждый выполнял свою функцию. Каждый из них отмечал, что душа и тело совершенно отличаются друг от другу, это две противоположности. Одна субстанция смертна, другая бессмертна. И это считалось само собой разумеющаяся. Наверное, еще изюминку добавлял панпсихизм, ибо душа находилась в органических объектах, но и в неорганических. Уже известный пример, много раз, упоминавшийся выше, где Фалес говорил, что душу имеют даже магнит и янтарь. По этому примеру тело можно считать, как вакуум, который заполняется воздухом, первородной субстанцией, водой, землей и огнем.
  Демокрит и эпикурейцы считали тело, как и душу, материальной и смертной. Эти две субстанции состоят из атомов, просто у души более маленькие и круглые атомы. Тело и душа находятся на одном уровне, ибо почти ничем не отличаются. Отличаются плотность, весом и движением. Тело более плотное, и вес у нее больше. Атомы менее подвижны, чем у души. Отличие тело от души, именно душа ловит образы (эйдолы), тело по большому счету, не играет никакого значение в познавании. Эпикурейцы абсолютно согласны с Демокритом.
  Третий пункт. Аристотель, как никто другой ценил тело и душу одинаково. Он говорил, что тело без души не мыслимо, и душа без тела. Именно душа делало тело живым. Тело - это инструмент для души, без которого никак не обойтись. Душа - это сущность естественного тела. Тело и душа существует гармонично. Чтобы выжить в окружающей среде, им нужно соединить свои усилия. Пример: Возьмем любой орган. Язык - это тело. Вкус - это душа. Отсутствие одного из этих компонентов, приведет к катастрофе все живое. Душа имеет три начала у Аристотеля, а тело одно. И кажется тело более сложный механизм, чем душа.
  Прочтение теории Пифагора дает представление об уважение к телу. Три души находятся в отдельных физиологических органах, и уже оттуда идет управление самим телом. Душа питается кровь, а кровь в теле. Значит, тело поддерживают силы души для управления им самим.
  Мозг выделяет семя, которое проходит весь организм и попадает в матку, производя там ихор. При этом в семени содержится горячий пар. Из влаги и крови образуется тело, а из пара - душа и чувства. Душа и чувства эквиваленты, это значит, что тело не виновато в страстях, хотя по Сократу, Платону и Плотину - это не так. Теория Пифагора чем-то схожа с теорией Аристотеля, особенно взаимодействие тела и души. Это здоровое сотрудничество. Число душ тоже сходится, и каждый из них считает, что душа разумная бессмертна, а все остальные смертны. Хотя Аристотель смеется над Пифагором, потому что тот называет душу числом, но их теории схожи по мотивам, что душа без тела ничто, и тело без души.
  Четвертый пункт. Это философы, которые не могли полностью определить свое отношение к телу. Например: Эмпедокл называет тело тюрьмой, в которую заталкивает в нее демон. Но тут же говорит, что душа без тела не имеет силы в этом мире. Душа - божественная, идеальная и бессмертная, но тело помогает творить в этом мире, преобразовывать и познавать.
  По Анаксагору, который говорил, что ум имеет два начала телесное и бестелесное. Душа - это и есть ум, и ему лучше быть не связанным с телом. Хотя тут же говорит, что преимущество человека над животным, и почему именно он правит над природой, это, потому что у него есть руки. А руки - это часть тела. Тогда именно по этому мы познаем окружающий мир и правим, потому что тело помогает, ибо, по Анаксагору, только из-за этого мы отличаемся от животных.
  Стоики - это течение менялось, и взгляд на душу и тело тоже менялось. В начале согласие было с теорией Гераклита, где говорилось, что тело - это зло. Правда, имея восемь душ, и пять из них отвечают за ощущения, то напрашивает вопрос, что тело, хоть и смертно, но полезно для познавания окружающего мира. Здесь можно проследить Аристотеля, когда он доказывал, что душа и тело неразделимы, на примере глаза. Еще они говорили, что в семени человека есть частички души. Значит, это выделение необходимо для создания жизни, и можно сказать, что она божественна. Ранние стоики говорили, что душа смертна, тем самым приравнивали душу к телу. Другие говорили, что душа бессмертна, и здесь опирались на теорию Платона. По нему четко сказано, что тело зло, и только мешает идеалистическому существованию души. Зенон говорил, что надо бороться со страстями, но страсти - это неправильное движение души. Он прямо говорит, что проблемы не в теле, а в душе.
  Болезнь нарушает связь с телом. Об этом говорил еще Демокрит. Сон или в трансе отсутствует душа на время, со смертью навсегда. Почти все философы объясняли изменение состояние человека это какие-то изменение или нарушение связи между телом и душой.
  
  2.3 Душа, как врожденное или приобретенное?
  Этот вопрос показался мне очень важным, и я решил его выделить отдельным пунктом. Можно сказать, что, если душа бессмертна, то она приобретена, если нет, то ее природа врожденная. Душа бессмертная, после смерти тела, всегда возвращается в Мировую душу, или летает в воздухе, или бродит по проклятой земле, но она снова может, вернутся в тело. Но не все так просто, по теориям многих древнегреческих философов душа может иметь врожденные и приобретенные начала.
  Возьмем Пифагора. Как мы знаем, он говорил, что есть три части души. Это рассудок, ум и страсть. Но ум и страсть имеются у человека и у животного, значит они врожденные, потому что мы ничем не отличаемся от животных, когда рождаемся, и не надо нарабатывать. Другое дело с рассудочной частью души, которая считается бессмертной. Это душа есть только у человека и тогда она носит приобретенный характер. Можно тоже самое, сказать об Аристотеле. Те же три части души, две смертны, одна бессмертна. Питание, размножение и пять органов чувств они умирают вместе с телом, а это две части души: растительная и животная. Они больше не понадобится, ибо вместе с тело умирает, умение видите, слышать, размножаться и т.д. Тогда это врожденные части, так как только в физической оболочке может зародиться. Другое с умственной частью души, это приобретенное.
  Правда, Сократ с этим спорит и уже считает разумную часть врожденной, ибо в ней заложена информация, которую надо просто вспомнить. И это он благополучно доказывал, на примере квадрата и безграмотного мальчика. Но душа бессмертна, и может быть только приобретенной. И здесь мне кажется противоречие, и Аристотель отмечает в своем трактате, что досократики и Сократ с Платоном, которые отмечают в душе два качества: ощущение и движение. Он с ними не согласен, как и я, ощущение все-таки врожденное, и отмечает, что это часть тоже смертна, тогда как они говорят, что она бессмертна. Платон пошел дальше Сократа. У него есть три части души вожделеющая, страстная и разумная. По Пифагору, и по Аристотелю, две первые части врожденные и смертны, ибо связаны с телом, у Платона они все бессмертны и подчиняются разумной, т.е. они приобретенные. Но как может быть бессмертна вожделеющая и страстная часть, если в этих в низменных порывах виновато тело. А тело, как известно смертно, и эти две души тоже должны быть смертны. У Платона много противоречий. У Плотина душа - это приобретенная часть, и, разумеется, бессмертна.
  С Демокритом и эпикурейцами все ясно, душа и тело у них смертны, значит они врожденные.
  Остальные досократики считали душу бессмертной, тогда она будет приобретенной.
  И напоследок я оставил стоиков, с которыми мне так трудно. У них существует восемь частей души: это пять чувств, речевая часть, мыслительная часть и порождающая часть. Зенон и другие стоики говорят, что душа смертна. И с этим я согласен, тогда она врожденная, потому что все эти части существуют благодаря телу, хотя речевая и мыслительная часть формируют в течение жизни. Другие опирают на теорию Платона, на счет бессмертие души, с этими стоиками не согласен, и мой причины изложены выше. Хотя сказанные слова Зенона, насчет того, что именно душа может быть больна страстями, может перевернуть понятие врожденные и приобретенные. По Зенону, может выяснить, что приобретенные все части души, а это уже не годится, и остальные философы, не позволят эквивалентно относить низшую душу с высшей душой.
  
  2.4 Виды познания.
  О способах познания досократиков известно мало. В основном от Пифагора, Гераклита и Демокрита. Вначале расскажу о Пифагоре и Гераклите, к тому же у них мировоззрение на виды познания души, почти идентичны. Потом я напишу про атомистов, т.е. Демокрита, эпикурейцев и в какой-то мере стоиков. Затем идеалисты. И Аристотель.
  Пифагор и Гераклит отделили два вида: чувственное и разумное. Чувственное познание дает знания благодаря органам чувств, но она мало эффективно. И Гераклит прозвал "темным" познанием. Разумное познание совершается благодаря мыслительной деятельности, и называется оно "светлым". И Гераклит считает его более нужным. Пифагор, так вообще признавал только разумное знание. Хотя Гераклит не отвергал чувственное познание, он говорил, что все два знания, дополняют друг друга, имеют право на существование. Благодаря этим двум источником, мы видим мир более объективно.
  Материалисты различают два вида познания души: это ощущение, восприятие и мышление. Первоначальным познанием является ощущение и восприятие, они дают знания об окружающем нас мире. По эпикурейцам, чувственное познание является истинным, и только из-за вмешательства разума, мы начинаем делать ошибки. Демокрит называет такое познание "темным". И он считает ее ограниченным, ибо органы чувств несовершенны, и не могут проникнуть в саму глубь познания.
  Как происходит чувственное познание? От вещей истекают образы, которые называются эйдолами, они суть самих вещей. Органы чувств ловят эти образы, с помощью потока атомов. Они как щупальцы ощупывают эти образы. И потом получается отпечаток на том органе чувств, который ловит эйдол. Но не все органы чувств воспринимают одинаково, одни хуже другие лучше. Глаз лучше всех воспринимает образы. Эта теория о чувственном познании Демокрита, получила вторую жизнь у эпикурейцев и стоиков. Стоики внесли ряд нюансов в эту теорию. Они говорили, что именно на душе происходят все записи, особенно ощущение. После ощущение появляется представление, и в этом моменте играют немалую роль разум.
  По Демокриту, разумное познание является истинным познанием, и называется "светлым". Например: Эпикур дает точное отличие ощущения от мышления. Разум обобщает полученные данные, явления и представления, производя определенную концепцию. Ощущение же выхватывает отдельные представления. Все материалисты говорят, что эти два познания не отрываются друг от друга, а наоборот дополняют.
  Стоики различают внешнее и внутреннее мышление. Внутреннее мышление - следить за своим поведением и различать соотношение между вещами. Образуется на основе восприятия. Внешнее мышление - речевое мышление, превращение внутренних мыслей во внешние рассуждения.
  Теперь идеалистическая точка зрения на этот вопрос. Во-первых, познание считает Платон неотделимо от удовольствия и неудовольствия. Во-вторых, все зависит от объекта познания, которое различают мнение, рассудок и разум.
  Ощущение не дает знания, только мнение. Платон сравнивает ощущение с пещерой, где находится человек. От туда он плохо видит, слышит и по сути не понимает, что происходит за это пещерой. Мнение - это чувственное познание, низший вид знания.
  Есть интеллектуальное знание - это высший вид знания, существует в двух видах. Рассудок относится к области идеи, но нужно заметить, что душа пользуется образами. Когда образ попадает в мозг, то мы мыслим уже идеальными образами, а не теми, которые находятся в реальном мире.
  Разум и ум - это понимание идей, полностью отказ от чувственного познания. На этом виде познания не нужны образы, важны только идеи. Платон вел такое понятие как диалектика, познания посредством рассуждения. С помощью диалога и рассуждений можно найти истину. Платон предостерегает, что понятия не могут быть выявлены из чувственного познания, это будет тупиком и ошибкой.
  По теории Платона, душа знала все изначально надо только все вспомнить. Такой процесс познания есть припоминание, и называется анамнезис. Это логический процесс, как было видно в диалогах Платона.
  Мы можем сделать вывод. По Платону, нужно искать знания не в окружающем мире, с помощью органов чувств, а взглянуть внутрь своей души за истинными знаниями. С этим доводами согласен Плотин.
  У Аристотеля, как у всех других разобранных философов, начинается все с ощущения. Все ощущение идут из вне то, что можно услышать, унюхать и т.д. Вся информацию проходит стадию пяти чувств, и в этом участвует не только тело, но и душа. Процесс ощущения есть процесс уподоблению воспринимаемому объекту. Уподобление, по Аристотелю, как и познание, включается в саму работу этого акта - сам человек. Все чувственное сознание познается опосредованно. Например: промежуточной средой для слуха, зрения и обоняния является воздух и вода, для осязания - тело и язык. Органом осязания является животная душа.
  Сохранение и воспроизведение ощущения является результатом памяти. Есть три вида памяти: 1) низшая память, которые обладают все животные. Сохраняют ощущения в виде представлений, как копия предметов; 2) память в собственном смысле - к низшей памяти присоединяется временная характеристика. И есть она только у животных, которые могут воспринимать время; 3) высшая память - это процесс воспоминания, в котором участвует суждение. Есть только у человека. Воспоминание - это активный поиск прошлого и происходит путем установление ассоциации. Из воспоминаний складывается опыт.
  Еще одна познавательная способность - это воображение. Воображение участвует в образование представления. Представление рождается в самом органе без какого-либо влияния из окружающей среды. Воображение берет начало в ощущении, но оно отличается от него. Представление заменяет животным мышление, а иногда люди действуют этим самым представлением.
  Мышление - это составление суждений. Органом мышления является разумная душа, и свойственная только человеку. По Аристотелю, есть низшее и высшее мышление. Низшее мышление - это мнение и предположение. Это принятие какого-то факта на веру, без предварительных рассуждений и вопросов, и в этом нет никакой необходимости. Это можно сказать про солдат, которые не думают над приказом, а выполняют его. Высшее мышление - это наоборот низшему мышлению, когда есть какая-то необходимость, понять истинность суждения. Существуют три вида мышления: рассуждающее, логическое и дискурсивное.
  Существуют два вида ума: теоретический и практический. Теоретический разум познает сущность бытия. Обычно этим занимают научные люди. Задача этого мышление найти истину. Практический ум - это решение конкретных задач.
  Вот, такие мнения о познаниях.
  
  2.5 Мистицизм, связанный с душой.
  Анимизм во времена досократиков существовал среди философов. Он носил выраженный характер. Особенно проповедовали философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид и Гераклит. Каждый имел душу, и каждая душа была бессмертна. Названые выше философы, - элементы будь-то вода или огонь, отождествлялась с божественным началом, и точно имели, по их концепции, психику.
  Пифагор пошел дальше всех. У него в теории, боги сбросили бессмертные души на землю, и теперь они скитаются в воздухе. Гермес водит души из тел, земли и моря. Чистые души идут обратно наверх, а нечистые попадают как бы в ад, где души приковываются оковами, и нет доступа ни к одной живой душе. Душами полон весь воздух, там летают демоны и герой, и они посылают людям недуги, здравия, сны. Но не только людям, но и животным. Любая пища, упавшая на землю есть нельзя, ибо она для героя.
  У Эмпедокла отождествляется две силы с чувствами, как ненависть и любовь, и эти две силы правит миром. Кстати он говорил, что когда-то был девушкой и юношей, и животным, и птицей, и кустом. Эмпедокл верил в переселение душ, словно в Буддизме.
  Парменид тоже намекает, что душа переходит из мира живых, в мир мертвых.
  По Анаксагору, ум это все. Ум можно понимать, как метафору, и это на самом деле Бог, который чем-то напоминает Иегову. Как говорится: он есть все, и он ничто, он есть, и его нет, и так можно до бесконечности.
  Сократ и Платон - создатели идеализма. А идеализм граничит с мистицизмом. Не даром многие доказательства о бессмертие души, взяло христианство на вооружение, и доказывала с помощью них, что бог есть. Эти два философа верили в добро и зло, можно сказать, верили в Бога и в Сатану, которые противостоят друг другу.
  В теориях Аристотеля, тоже много было доказательств, которые взяло христианство, чтобы доказать, что все-таки Бог существует. Можно привести пример на счет движения, ведь Аристотель отмечает, что началом движением всего, в том числе души был Бог.
  Теория Плотина так и пропитана мистицизмом, и на этой основе могла зародиться религия, а она и так зародилась. Плотин создал три основы: первоединое, нус и душа. Последующие христианские философы отмечали схожесть со святой троицей. Эти три субстанции есть одно, но предназначение разное, и каждый стоит в строгой иерархии. Эти обстоятельства, дают ассоциации на молитву: "Во имя отца и сына, и святого духа". Мы говорим именно так, потому что следуем иерархии.
  Надеюсь, я убедил, что мистицизм существовал в философии, чем затруднял изучения души.
  
  Вывод по второй главе: В этой главе мы рассмотрели отличительные особенности, и явления свойственные души. Полностью разобрали в душе, какие точки зрения на этот сложный вопрос, какие доводы с каждой стороны. Взаимодействие тело с душой, кажется очень важным вопросом, если следовать древнегреческим философам, материалистов и идеалистов, поэтому у человека происходят конфликты, болезни, всякие неприятные состояния. Так как два разных начала находятся в конфронтации друг перед другом. Только у радикальных материалистов, душа живет в гармонии с телом, потому что смертно, и ей все равно. И у радикальных идеалистов, где душа постоянно борется с телом, потому что только от нее почти все беды.
  Разобран вопрос на счет врожденная душа или приобретенная. Мне было трудно разобраться с проблемой, ибо сразу же находились противоречия, что усложняло понимание души. В конце концов, высказав свое мнение, и пытался доказать свою правоту в этом вопросе.
  Потом шли виды познания, просто необходимо выяснить, как познает душа, врожденные или приобретенные знания. Идеалисты утверждали, что в душе истинные знания заложены, и только чувственное познание не дают раскрыться им в полной мере. Материалисты считали по-другому, чувственное познание, считалось истинным, и мышление только накладывало ложные представления.
  Мистицизм, как и везде, давал толчок к познанию души, но еще, наверное, она укрепляла веру, что душа, в конце концов, существует. Что делала религию более сильней.
  
  Заключение.
  Древнегреческие философы были очень смелые в предположениях и созданий теорий о душе. Но это давала большой толчок к философии, психологии и другим наукам. Хотя была и обратная сторона медали, что нельзя было объяснить закономерностью и логическим путем некоторые явления, появлялся мистицизм, который пытался выдавить все теоретические измышления. Тем более древние философы пытались изучать то, что эмпирическим путем просто невозможно изучит в то время, это в том числе относится к душе.
  Два течения материализм и идеализм живут до сих пор уже почти более двух тысяч лет, которые совершили революцию в гуманитарных науках, и, наверное, не только в них.
  Материализм пытался удачно объяснить, что происходит вокруг нас в мире, но не удачно объяснил душу, ибо она смертна, а если она смертна, то это еще одно тело и все.
  Идеализм непродуктивно объяснял окружающий мир, но прекрасно разъяснял душу. И многие доводы, и точки зрения, существуют в христианской религии.
  Материалисты и идеалисты создали Аристотеля, который удачно объяснял все. Ибо он относился к тем и другим, возьмите любой раздел психологии, и можно сказать у Аристотеля это есть. Объединил все, что можно объединить, он постарался быть предельно объективным. Так и с религией, которые многие верят, надо максимально стараться объективно относится к окружающей среде, и максимально объективно и бережно относится к душе, т.е. к психике. Если сможешь объединить эти две силы в одну, то останется гармония в душе и максимально объективный взгляд на окружающий мир.
  
  Литература:
  1. Аристотель. Сочинения. - 2002.
  2. Гарнцев М.А. Проблемы самосознания в западноевропейской философии. - 1987.
  3. Дессуар М. Очерк истории психологии. - 2002.
  4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - 1986.
  5. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - 1986.
  6. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. - 2002.
  7. Лосев А.Ф. Античная философия истории. - 1977.
  8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - 1990.
  9. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. - 1989.
  10. Лосев А.Ф. История античной эстетики. - 1992, 1994.
  11. Лосев А.Ф. Самое Само. - 1994.
  12. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. - 1999.
  13. Парменид. О природе. - 1989.
  14. Платон. Диалоги. -1999.
  15. Плотин. Эннеады. - 1995.
  16. Рассел Б. Древняя философия. - 2000.
  17. Рассел Б. История западной философии. - 1994.
  18. Шульц П. Философская антропология. - 1996.
  19. Ярошевский М.Г. История психологии. - 1996.
Оценка: 5.55*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"