"...за написание и распространение своей работы "Заметки на полях советских газет", за выход на площадь с плакатом и за распространение книг "Окаянные дни" И.Бунина, "Некрополь" В.Ходасевича, "Жизнь Сологдина" Д.Панина, 2 декабря 1980 года был приговорен Верховным судом ДАССР к 7 годам лагеря строгого режима и к 2-м годам ссылки
Пишущие сегодня о положении в стране не понимают всей меры, всей глубины расчеловеченности советских. Народ глубоко расчеловечен. Нужен суд меньшинства над расчеловеченной страной. Оставить расчеловечивателей без суда было бы, считаю, неправильным. Неправильней, чем оставить без Нюрнбергского суда высших иерархов и непосредственных осуществителей гитлеровского режима. Это было бы оставить всегда готовой к размножению расчеловечивающую идеологию коммунистического рая, укоренить в сознании советских, все-таки рабов, убеждение в несимметричности человека и общества и человека и организации: в неподсудности последних, в достаточности для них (для искупления совершенного) "признания вины". Без Нюрнберга дело не может и не должно обойтись! (20.08. 1989 г.)
В 1985 году в камере Чистопольской тюрьмы я в разговоре с Виктором Некипеловым помянул Г. Шиманова и его ссылку на апостола Павла "всякая душа да будет покорна высшим властям" и "несть власти неже от бога", как на моральную основу русского раболепия перед властью. Некипелов мне простодушно ответил, что Горитой (староста пятидесятников) уже разъяснил как надо понимать эти изречения: "Душой покорны христиане должны быть только той власти, которая от Бога, а у нас сейчас власть не от Бога, а от Сатаны, и потому мы имеем право ей не покоряться". Я рассмеялся: Виктор, так ведь Павел говорит, что нет власти не от Бога! Это значит, что любая власть от Бога. Любая! Изречение Павла потеряет смысл, если принять трактовку Горитого: ибо каждый может любую, не нравящуюся ему, власть назвать Сатанинской и не покоряться ей.
Воровство, начальничье воровство и спевшиеся с начальством законодатели губят рынок. Государство опять, как при коммунизме, стало главной враждебной народу силой. Путинское перераспределение средств общества в пользу ворующего сословия окончательно противопоставило государство обществу.
Почему, вообще, легко своротить Россию на прежний рабский строй жизни? (Я называю рабским строй жизни, в котором население ни индивидуально, ни объединениями, пусть и очень маленькими, не контролирует официальные органы власти, не принуждает власть соблюдать законы, подвергая саму власть уголовному преследованию за нарушение ею базовых законов общества.) Потому что законы изменились, а люди не изменились. А если изменились, то не настолько, насколько рассчитывали наши недалекие демократы.
Я считаю, что эти-то мысли и изменили мир. Неважно, что о них знали только политзаключенные Чистопольской тюрьмы. Меняли мир они, а не прожекты, сочиненные на воле, за чашечкой кофе.
И здесь я перехожу к другой идее связанной с предыдущей: а кто лучшие? Достоевский считал, что нация создается, определяется теми, кого она считает лучшими. Мысль абсолютно верная, хотя сам Достоевский определял лучших до смешного неверно. У нас беда, на мой взгляд, в том, что зависимые, запуганные или искренне заблуждающиеся журналисты, писатели и музыканты неверно определяют лучших и губят общество тем, что дают ему неверные ориентиры. Сегодня не работает важнейший для общества институт выделения лучших.
Краткая история дел о незаконном отказе в выдаче паспорта нового образца под предлогом отсутствия регистрации по месту жительства, о неисполнении решения суда, обязавшего ПВС выдать паспорт, о иске, не принятом двумя судами и перенаправленном ими друг к другу, о надзорной жалобе представителя паспортно-визовой службы и о других делах, вполне характерных для современной России…
Я считаю, что и теория Гегеля и его иллюстрация теории неприложима к человеческому историческому процессу. У Гегеля для мертвой, живой и мыслящей природы один и тот же закон развития. Но человеческое мышление меняет ход истории, понимание меняет ход истории. Понимание дает возможность изменения хода истории. Мышление вносит в историю могучий элемент субъективности – человеческое слагаемое; ход истории и от нас зависит. Россия может понять (а может и не понять) причину своих бед, Россия может, поняв причину своих бед, изменить ход истории России (а может не захотеть менять).
Демократия не назначает главных демократов, в демократии главное – идея, философия, мораль демократии – мораль ценности свободы и самостояния человека… А у нас институт демократии строится иерархично-подчиненным как в армии, как в путинском государстве. В демократии нет лучших: в творчестве нет вертикали, нет лучших – Пушкин не выше Тютчева или Фета, Блока или Мандельштама.
"Позволительно, думаю я, перед лицом наших бедствий не разделять стремлений разнузданного патриотизма, который привел страну на край гибели и который думает вывести ее из беды, упорствуя в своих иллюзиях, не желая признавать отчаянного положения, им же созданного". П.Я. Чаадаев.
Об упразднении гражданского права в России. О том, почему в России не исполняются решения суда, удовлетворяющие исковые требования граждан к государству.
Чаадаев: "К тому же, в русском народе есть что-то неотвратимо неподвижное, безнадежно нерушимое, а именно, его полное равнодушие к природе той власти, которая им управляет. Ни один народ мира не понял лучше нас знаменитый текст Писания: "нести власти аще не от Бога".
Эту работу читали не только узники Чистопольской тюрьмы (на прогулках я перекинул ее Щаранскому и Порешу, Никлусу и Калиниченко, а в камере давал читать Ельчину, Некипелову, Новосельцеву, Ривкину, Цалитису) — ее читала и правящая верхушка страны.
В чём же суть этой истории? "Нищий от любви", сказал Лорка. В том ли, что поэты нынче не в чести, что нищие нынче не в чести? Значит ей было неинтересно со мной? Значит ей не было весело? Она не прониклась мной. Я не стал ей дорогим. Итак, суть банальна? — время деловых людей. Мечтатели, поэты, философы, праздные умы не в чести. Идея в том, что, если и заниматься мечтами, то извлекая из этого занятия Пользу — напористо, планомерно и серьёзно. Хотя бы как Бодлер и По. Но мне не с кого брать пример, да и не к лицу.
Судья "лично и прямо заинтересован", Ваша честь. Его заинтересовали, объяснив, что, если он не защищает интересы государства, то для чего же он судья, что: если он хочет искать правду, то государство завтра же пошлет его, бывшего судью, искать правду-матку… но не за государственный, а за свой счет.
"Гражданская война, в общепринятом понимании этого термина, вещь, безусловно, нежелательная. Но… ведь в здоровых обществах непрерывно ведется и должна вестись гражданская война: война людей, желающих жить по правилам, с людьми, не желающими жить по правилам, а желающими паразитировать на том, что другие живут по правилам. Это именно гражданская война — внутренняя, одной части общества с другой его частью. И это война, которая должна вестись, чтобы общество оставалось здоровым."
Экономика Кудрина: нельзя человеку доверять деньги: им доверишь, а они пропьют, они ж как дети малые… Деньги должны быть у ответственных людей, лучше простого народа знающих на что их надо тратить: у Путина, у Кудрина, у Центробанка. Так как-то спокойнее: случится очередная шахта, так Путин сможет попросить Кудрина помочь семьям погибших. – А нельзя ли дать денег, чтобы шахты не случались? – Нет, пока нельзя, еще недостаточно золотых чушек накопили.