Медведевич К.П. : другие произведения.

М.Нечитайлов Зайнаб

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Историческая Зайнаб - какая она была:). Да, романисты отдыхают, такую женщину невозможно придумать - фантазии не хватит:).


Зайнаб ан-Нафзавиййа

  
   По выражению выдающего арабиста Р. Дози, "после правления священника и святого, Альморавидами правила женщина" [1].
   Биография Зайнаб бинт Исхак заключается в четырех эпизодах: 1) ее брак с правителем Агмата Лаккутом (ум.1058); 2) ее брак с эмиром и имамом Альморавидов Абу Бакром б. Умаром (1060 или, что более вероятно, сентябрь 1068 г.); 3) ее развод и женитьба на Йусуфе б. Ташфине (январь и май 1071 г. соответственно); 4) ее совет Йусуфу (октябрь или ноябрь 1072 г.), позволивший последнему мирным путем удержать за собой всю власть над движением мурабитов.
   Самое раннее по времени из дошедших до нас сообщение о Зайнаб сохранила "Китаб ал-Истибсар" (изначально составлена во второй половине 30-х гг. XII в.): "Затем правил [Альморавидами] после него Абу Бакр б. Умар ал-Ламтуни ал-Мухаммади и он оставался до 457 [1065] года, когда отошел от дел и назначил Йусуфа б. Ташфина, и развелся со своей женой Зайнаб, дочерью Ибрахима ан-Нафзави [т.е. из берберского племени нафзава]. В ее время не было нигде женщины более красивой, или разумной, или остроумной. После Абу Бакра она вышла замуж за Йусуфа, который построил для нее Марракеш" [2].
   Хотя текст не лишен неточностей (дата ухода Абу Бакра в пустыню, строительство Марракеша Йусуфом и с целью угодить жене, имя отца Зайнаб другие источники передают как Исхак), перед нами весьма ценное свидетельство о характере Зайнаб - и о ее происхождении. Ибн Аби Зар (хотя к его хронологии следует относиться осторожно) пишет, что осенью 453 / 1060 г. Абу Бакр "проследовал к городу Агмат [занят мурабитами в 1058 г.], где женился на женщине по имени Зайнаб, дочери Исхака ал-Хаввари, купца родом из ал-Кайравана. Была она женщиной проницательной, умной, наделенной здравым смыслом, познаниями, мудростью и находчивостью, так что ее называли колдуньей". Когда эмир Альморавидов решил отправиться в пустыню (в 1071 г.), "он развелся со своей женой Зайнаб и сказал ей следующее: "Зайнаб, ты невероятно красива. Я убываю в пустыню ради джихада в надежде обрести мученичество и обрести высшую награду. Ты - слабая женщина, неспособная выносить тяготы жизни в пустыне, и поэтому я развожусь с тобой. Когда твоя идда закончится, выходи за моего родича Йусуфа б. Ташфина. Он - мой наместник над Магрибом"" [3]. В итоге Йусуф "женился на Зайнаб, превосходной советнице в делах государственных, которой он был обязан, благодаря ее умелой политике, завоеванием большей части Магриба. Она умерла в 464 [1071/1072] году" (здесь, однако, роль Зайнаб весьма преувеличена, а год ее смерти совершенно не согласуется с другими источниками) [4].
   Согласно тому же Ибн Аби Зару, когда Абу Бакр, встревоженный вестями об опасных амбициях своего кузена, вернулся из пустыни, чтобы на самом деле сместить его, "Йусуф б. Ташфин, сомневаясь в его намерениях, попросил совета по этому делу у своей жены. Та сказала: "О, Йусуф, твой двоюродный брат - человек, избегающий кровопролития. Когда ты встретишься с ним, воздержись от проявления хороших манер и смирения, что он привык видеть в тебе. Будь с ним резок, словно ты равен ему и его противник, но в то же время будь щедр с ним, одари богатством и дарами, почетными облачениями и другими одеждами, дорогой едой и новинками. Подари ему множество вещей такого рода, ибо он живет в пустыне, где все, что приходит отсюда - новинка"" [5]. Как известно, Йусуф последовал совету Зайнаб и, сохранив внешне мирные отношения с Абу Бакром, стал фактически единоличным правителем Альморавидов.
   Историк поздний, но крайне осведомленный и надежный, Ибн Изари, относит брак Абу Бакра и Зайнаб к 460 / 1068 году: "Его [Абу Бакра] резиденцией служил город Агмат. Там жила красивая женщина, известная как Зайнаб ан-Нафзавиййа, прославившаяся среди племен масмуда и прочих. Их шейхи и эмиры не раз просили ее руки, но она всегда отказывала им, говоря: "Никто не женится на мне, кроме того, кто будет править всем Магрибом". Ее неоднократно обвиняли в глупости. Странные и занимательные рассказы ходили о ней, как и о предсказателях (кахин). Одни утверждают, что джинны часто общались с ней, другие - что она была колдуньей, третьи - что она была предсказательницей (Кахина)" [6].
   Прервемся: однако, согласно другой традиции Зайнаб уже побывала замужней женщиной (и вдовой) к моменту знакомства с эмиром Альморавидов. Более того, ее муж, вождь небольшого царства берберского племени маграва (из заната) в Агмате (Агмат Урика) Лаккут (Лакут, Лагут) б. Йусуф б. Али ал-Маграви, как раз и был правителем города, бежавшим из Агмата в Тадлу при появлении Альморавидов (июнь 1058 г.) и в том же году погибшим в борьбе с Абу Бакром [7]. Ибн Халдун, упоминая Лаккута и характеризуя Зайнаб (дочь Исхака ан-Нафзави, "выдающаяся своей красотой и искушенностью в политике"), добавляет, что до своего брака с Лаккутом Зайнаб побывала наложницей Йусуфа б. Али б. Абд ар-Рахмана б. Ваттаса - шейха племен урика, хезерджа и хайлана. Когда Бану Ифран из Тадлы (заната) захватили Агмат, Зайнаб стада женой Лаккута [8]. Это позволяет отнести ее рождение примерно к 1040 г.
   И еще одно обстоятельство: у Зайнаб имелось еще одно важное преимущество, кроме ее ума, красоты и "магии". За загадочным "подземным домом" с сокровищами, весьма вероятно, скрываются не только унаследованные от отца (и нажитые удачной торговлей) богатства, но и вполне реальные серебряные рудники, источник богатства Зайнаб. Отсюда ее характеристика как "владычица рудников" [9].
   Ибн Изари: "Эмир Абу Бакр б. Умар услышал о ее красоте и попросил ее руки. Он женился на ней и она обещала принести ему большое богатство. Затем она ввела его, с завязанными глазами, в подземное помещение. Там она сняла повязку, он открыл глаза и увидел комнаты с множеством золота, серебра, жемчуга и рубинов. Абу Бакр был совершенно потрясен видом сокровищ, золота и серебра... Его жена Зайнаб сказала ему: "Все это - твое богатство и собственность. Аллах дал это тебе через мои руки и теперь я выплачиваю это тебе". Он видел это при свете свечей. Затем она вывела его, с завязанными глазами, из этого места, так же, как и привела туда, так что он не знал, где он был и как туда добраться. Его брак с вышеупомянутой Зайнаб имел место в месяце Зул-л-Када в 460 году [сентябрь 1068 г.]. Эта женщина отличалась красотой и богатством. Она была наделена похвальной добродетелью и свежим разумом. Говорили - Аллах знает лучше! - что джинны привыкли служить ей, и другое говорили о ней, как было сказано" [10].
   Перед тем, как эмир Абу Бакр отправился в пустыню (январь 1071 г.), он заявил Зайнаб следующее (в передаче Ибн Изари): ""Я покидаю тебя из-за мятежей и войн. Я не могу уйти от тебя, пока ты под моей защитой, ибо если я умру, я буду отвечать за тебя. Лучше бы мне развестись с тобой". Она ответила: "Ты правильно рассуждаешь". Поэтому он развелся с ней. Говорят, что он сказал своему двоюродному брату Йусуфу б. Ташфину: "Женись на ней, ибо она - женщина, которая приносит удачу". Также говорят, что это она попросила его развестись с ней, и он согласился...
   Йусуф б. Ташфин женился на Зайнаб ан-Нафзавиййа в месяце Шабане почитаемом 463 года [май 1071 г.] по окончании ее идда и осуществил брачные отношения. Они были довольны друг другом, и она сказала ему, что он будет править всем Магрибом. Она возбуждала его честолюбивые замыслы, устраивала его дела и принесла ему огромные богатства, на которые он выставил многих воинов" [11].
   В следующем году пришли вести, что Абу Бакр б. Умар возвращается из Сахары в Магриб. Йусуфа эти вести совсем не радовали, ибо сложно было ему расставаться с властью, "испытав ее сладость и утвердив военную мощь благодаря ей. Зайнаб прочитала это на его лице и сказала ему: "Вижу, что ты встревожен и печален прибытием твоего двоюродного брата, который заберет власть, вложенную им в твои руки. Клянусь Аллахом, да не насладится Абу Бакр ее вкусом никогда! Так что радуйся. Пусть твой разум отдохнет"". Йусуф ответил (здесь и далее в тексте рукописи имеются значительные пропуски), что опечален "не будь он моим двоюродным братом, я бы сразился с ним". Зайнаб "сказала: "Я покажу тебе... Аллахом". Он сказал: "Что такое, Зайнаб? Я знаю, клянусь Аллахом, что ты приносишь удачу"... Она сказала: "Когда он подойдет поближе и пришлет людей из своего авангарда к тебе, не выходи к нему... быстро дай ему красивый дар... он не сразится с тобой ради мирской причины, ибо он - добрый человек, который не оправдывает пролитие... крови [мусульман]. Так что он подтвердит твои полномочия, и ты захватишь его власть, если будет угодно Аллаху". Он сказал ей: "Клянусь Аллахом, я никогда не буду против всего того, что ты посоветуешь мне"" [12].
   Дата смерти Зайнаб неизвестна, но если Ибн Аби Зар ошибся лишь с годом ее смерти, а не с продолжительностью ее брачного союза с Йусуфом, то ее кончину можно отнести к 474 / 1081 г.
   Зайнаб родила Йусуфу по меньшей мере двух сыновей:
   - ал-Му`изз би-'л-Лах б. Йусуф б. Ташфин, появился на свет в первый год брака (464 / 1072 г.) и при своем отце занимал должность одного из визиров. Участвовал в осаде Сеуты в 1083 г. - формально как главнокомандующий, приказавший замучить до смерти схваченного правителя города и отправивший отцу письмо с вестями о победе.
   - ал-Фадл б. Йусуф б. Ташфин, родился в 469 / 1076-1077 г.; его карьера совершенно неизвестна.
   Что интересно, никто из сыновей от Зайнаб не был на главных ролях в империи Альморавидов, и звание наследника всегда получали сыновья от других жен / наложниц. Но, хотя потомству Зайнаб не удалось унаследовать власть их отца (которую он сохранил благодаря своевременному совету Зайнаб), а сама она могла играть роль в политике только косвенно, через своего мужа, эта амбициозная и властная женщина, благодаря своей красоте [13], природному шарму, уму и богатству, несомненно заслуживает подобающего ей места среди легендарных цариц ислама [14].
   Согласно отзывам историков эпохи, она была ал-ка'има би мулкихи - распорядительницей царской власти своего мужа. Автор времен Альмохадов Абд ал-Вахид ал-Марракуши (1224 г.), признавая, что Йусуф никогда не боялся сам принимать решения, также "действовал по указаниям своей жены". Советы ее относительно дела Абу Бакра (см. выше в пересказе Ибн Изари) находим уже у этого автора, как и реплику Йусуфа: "Зайнаб, я знаю, что ты мудра; клянусь Аллахом, я всегда буду соглашаться со всеми советами, которые ты будешь давать мне". Как и в случае с обоими ее предыдущими супругами, Зайнаб весь свой политический вес и влияние обратила на пользу Йусуфа. Как заключает ал-Марракуши, именно Зайнаб "продвигала" своего мужа вперед, пока эмир верующих "не завоевал Магриб и разгромил своих врагов". Согласно характеристике этого историка, Зайнаб "была дороже всего его [Йусуфа] сердцу, женщина, которая оказывала на него глубокое влияние; он ничего не делал без ее согласия и совета", а своим родичам частенько говорил, что завоевал Магриб "только благодаря ее советам и мудрости" [15].
  
   Примечания
   1. Norris H.T. The Berbers in Arabic Literature. L., 1982. P. 131.
   2. Hopkins J.F.P., Levtzion N. Corpus of early Arabic sources for West African history. Cambridge, 1981. P. 141.
   3. Hopkins J.F.P., Levtzion N. Corpus... P. 246. Абу Бакр, похоже, передал Йусуфу не только Зайнаб, но и (или еще раньше?) Айшу (от которой имел сына, Йахйа), родившую Йусуфу тоже сына, Абу Абд Аллаха Мухаммада. Давуд б. Айша, один из известных военачальников Альморавидов, возможно, был сыном той же самой Айши.
   4. Roudh el-Kartas: histoire des souverains du Maghreb (Espagne et Maroc) et annales de la ville de FХs. Paris, 1860. P. 187.
   5. Hopkins J.F.P., Levtzion N. Corpus... P. 247.
   6. Ibid. P. 225. Кахина - полумифическая берберская прорицательница и предводительница в их борьбе с арабами в конце VII в. Постоянные указания на ведьмовские навыки Зайнаб, по мнению Мессье, доказывают, что "в стране, где женщины традиционно не получали формального образования, отец Зайнаб согласился отправить ее в горы, учиться, к старой целительнице и предсказательнице" (Messier R.A. The Almoravids and the Meanings of Jihad. Santa Barbara; Denver; Oxford, 2010. P. 39).
   7. LagardХre V. Les Almoravides jusqu'au regne de Yusuf b. Tasfin (1039-1106). Paris, 1989. P. 69-70.
   8. Ibn-Khaldoun. Histoire des BerbХres. T. 2. Alger, 1854. P. 71.
   9. Benhsain R., Devisse J. Les Almoravides et l'Afrique occidentale XIe-XIIe siХcle // Arabica. 2000. T. 47. Fasc. 1. P. 9, 17.
   10. Hopkins J.F.P., Levtzion N. Corpus... P. 225-226. См.: LagardХre V. Les Almoravides... P. 72.
   11. Hopkins J.F.P., Levtzion N. Corpus... P. 228-229. См.: Semonin P. The Almoravid Movement in the Western Sudan: a Review of the Evidence // Transactions of the Historical Society of Ghana. 1964. Vol. 7. P. 55-56.
   12. Hopkins J.F.P., Levtzion N. Corpus... P. 229-230.
   13. Согласно описаниям: гладкая оливковая кожа, стройная талия, упругая грудь и определенно природный магнетизм (Messier R.A. The Almoravids... P. 39).
   14. Chalmeta P. Al-Murabitun // Encyclopaedia of Islam. Vol. VII. Leiden; New York, 1993. P. 585.
   14. Mourtada-Sabbah N., Gully A. `I am, by God, fit for high positions': On the political role of women in al-Andalus // British Journal of Middle Eastern Studies. 2003. Vol. 30. N 2. P. 197-198.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"