Ехала долго. На трех траспортах. Вначале на самолете, потом на поезде, потом на автобусе, хотя, на мой взгляд, автобус здесь лишнее. Стоит дорого 2-3 евро. Но начнем сначала. Меня провожали мелкие семьей и мама. Наш домашний казанский аэропорт оказался вполне доброжелательным. Хотя зря мы приехали за 2 часа до начала регистрации. В самолете я спала, ела чуть-чуть. До Самары сидела одна, потом нас потеснили, и симпатичный молодой немец очутился на соседнем сидении. Часа 4 летели, а потом приземлились, вышли из самолета, и я пошла покупать билет на поезд. Русских в Германии много, но помогут охотнее немцы, т.к. они вообще вежливые. В очереди за билетом стояла за украинцами, так и не решилась чего-нибудь спросить. Потом ткнула пальцем в распечатку из Интернета с расписанием, и кассир выдал мне билет. Ехала через Штутгарт. Говорят немцы пунктуальные, но или это я приехала, или не знаю, но поезд в Штутгарт опоздал минут на 20, из-за чего я не успела на свой поезд в Тюбинген. Ехала на другом, но это не важно, т.к. билеты продаются здесь просто из Франфуркта до Тюбингена. Проверяли во Франфуркте, а на другой поезд могла бы и не брать по-русски, но я честная, всегда билеты беру. В поезде до Штутгарта не смогла справиться с чемоданом. Помог мужчина, но в процессе был слышен мой плохой немецкий, и сидевшие рядом мальчишки развеселились. Они пили пиво и желтую жидкость в бутылке под названием "водка Горбачев". Вообще молодежь в Германии такая же отвязная, как и в России. Мальчики иногда прикольно поднимают ворот рубахи, такие вот "шиллеры". Взрослые похожи на питерцев. Вообще в Шутгарте на вокзале не покидало ощущение Питера. Всеж-таки они европейцы. Но чем отличается население Германии от российского, так это тем, что в Германии ухоженные старики. Природа тоже прикалывает. Вообще она суровая такая, даже на юге, и дикая, нет только мусора, оставленного людьми.
Добралась до фрау Хауг я к вечеру. Она сразу же повела меня в магазин real, той же фирмы, что и нас в Казани. Я закупилась на воскресенье. Фрау как ребенок радовалась подаренным хохломской ложке и матрешке и подарила мне чай и 2 пачки супа. Как она так высчитывает, ведь угадала же примерно по деньгам? Теперь о доме! Меня поселили в мансарде на 2 этаже, за окном начинаются небольшие горы, видимо предгорье Альп. Кухонька типа ИКЕА, маненькая, к ней прилегает нежилая комната, точнее кухня - часть этой комнаты, начало которой я могу использовать как гостиную, т.к. там стоит столик для еды. Туалет и ванная, ремонтированные как приличном доме в советские времена. Мебель старая, годов 60-70 -х, но все чистенько, на окнах жалюзи. На первом этаже коттеджа живет сама фрау. У нее участок, яблони, сливы. Из окна виден соседский сарай, как с картинки о немецкой деревне. Романтическая заброшенность соседствует с комфортом. По дороге в Тюбинген обратила внимание на дома. Либо альпийские домики, либо такие, как в Казани в Соцгороде строили пленные немцы. Буду теперь ходить туда ностальгировать. Вообще сделать у нас как там можно, нужны только деньги и мастер хороший. Надо будет квартирку отремонтировать. Теперь знаю как. И за что большое спасибо фрау Хауг, так это за то, что нет ощущения "гостиницы Москва", где провинциальные доярки в 30-е годы пили воду из унитаза, т.к. к крану подойти боялись. То есть, когда все вокруг красиво так, что не и знаешь, где приземлиться. А у немцев вообще уютно.
День 2
Не знаю даже, насколько меня хватит. Это я про дневник. Сегодня ходила пешком в Тюбинген. 4 км. Там была какая-то эстафета. Все болели за спортсменов. Город похож на центр Иерусалима, Бен Егуду, Яффо. Разве что альпийские домики выбиваются. Еще повсюду продавали итальянское вино, пиццу, макароны и т.д. Видимо какой-то день Италии. Кормили даром сыром, паштетами и повидлой. А я съела еще какой-то немецкий пирожок с перцем и помидорами и выпила чашку турецкого (нормального, заваренного, а не фигня в пакетиках) чая. В замке расположился универ. Завтра туда пойду. Город мне понравился.
Дорога до Тюбингена из того поселка, где я живу, идет через парк. И вот, что я заметила: в Германии уют и ухоженность сочетаются с некоторой нарочитой заброшенностью. Такое впечатление, что с попы статуи голой дамы у пруда нарочно соскабливали штукатурку, типа так романтичнее. В пруде, кроме уток, водятся жирные сомы, которые лопают сваливающиеся с дерева в пруд спелые каштаны. Их, что хотелось бы заметить, никто не ловит. Кстати, я задумалась. Ведь у нас бы ловили. В Питере до революции, в кино показывали, тоже сомы водились. Новая власть пришла и сомов выловила. Голодная была. И еще я задумалась. Вот немцы вежливые очень, еще они чужое скорее не возьмут, чем позарятся. У фрау яблоки там всякие, сливы, овощи. Мне так всегда западло было чужое брать. Тем более она сама угощает. А ведь на самом деле это все уважение к человеку, не делать что-либо против его воли: не воровать, не хамить. И уют тоже - уважение к себе. Да, по дому я пока не скучаю.
День 3
Начнем. Сегодня я впервые посетила университет. Нашла не сразу. В лице сердобольного бывшего соотечественника, по говору, видимо с Украины, который вел автобус, поимела себе проблему. Он хотел как лучше, завез меня к черту на куличики, сказав, ищи здесь, если не найдешь, жди меня, будем искать дальше. Когда, зайдя в книжный, где была карта города, я поняла, что случилось, я решила больше с ним не связываться и пошла 4 остановки назад пешком. Понемногу улаживаются административные и финансовые проблемы. Семестр начинается в сентябре, а пока буду сидеть в библиотеке. Профессор показал мне свои книги. Надо прочесть.
На обратном пути долго плутала по городу, пытаясь преодолеть свой пространственный идиотизм. Не столько из экономии (можно было и на автобусе), сколько из принципа. Теперь знаю дорогу пешком от универа до дома. Кстати, с водителем автобуса я познакомилась благодаря тому, что не справилась с автоматом по обилечиванию пассажиров. И какая-то дама начала мне помогать, одолжив мне при этом цент, т.к. у меня кончилась мелочь. В конце она сказала "спасибо-пожалуйста", показав, что поняла, что я из России. Тогда водитель и включился. Вообще здесь мне все помогают. Вот хозяйка, например, она знает как надо питаться - калорийно. Она дама с собственным участком и понимает толк в еде. Задарила меня маслами, хлебами и т.д. Здесь вообще все знают как надо.
Нашла новый способ общения - посредством переводчика в ноутбуке. Перевожу нужную мне фразу, записываю и транслирую собеседнику. Так вот с профессором общалась, а потом с хозяйкой. Завтра возьму спасителя с собой.
Погода, еда и ностальгия
Утром в предгорьях Альп холодно, но часам к 10 погода распогаживается и становится теплее. Несколько ночей подряд шел дождь. Даже днем как-то шел. Я однажды попала под такой и насквозь промокла. Теперь все время хожу в ветровке. Из окна фантастический вид. Домики и густой лес за полем. И небо, как над Бирюлями. Может это мое небо?
Никак не могу решить с едой. Фрау Хауг как-то подарила мне 2 супа, вермишелевый и луковый. Думаю, вопрос о том, какой суп я выбрала, является риторическим. Правильно, луковый! И пожалела. Гадость жуткая! Это суп из жареного лука. На любителя. Я не любитель. В кафешках либо бутерброды и донер-кебабы (читай - шаурма), либо есть такие кафешки с натуральной пищей, там овощное рагу из кабачков. Вообще-то в супермаркетах есть все. Фрау Хауг для меня даже нашла российский сельский черный хлеб. Он так и называется, только по-немецки. Я вот макароны покупала и варила с сыром, который специально для готовки. Но дома я ем утром и вечером, а днем либо донер-кебаб, либо я вот еще что придумала: я нагло со своим полученным в России международным удостоверением препода проникла в студенческую столовую и раздобыла столовскую кредитную карту гостя. Еда у меня стоит дороже, чем для студентов, но зато это еда - курица, картошка. Иногда там ем. Картошку там дают одну, огромную и в мундире. И к ней соус. И кабачки идиотские тоже есть. И разные мяса. Только вот чай там пьют редко. Чаще кофе. Чай я пью у турок. Заваренный, настоящий. Стоит 50 центов. Последний раз они вообще деньги брать отказались. Сказали за счет заведения, приходите еще.
А еще рынок. Тюбинген старинный средневековый город. В центре старого города ратушная площадь и рынок. Скорее весь центр старого города - рынок. Прямо на улице продают овощи, сыры, мясо, рыбу. Я впервые услышала, как пахнет настоящий сыр. (Правда, грязными носками!). И весь город - это магазинчики, кафешки, парки. Улицы и дома заставлены цветами. И мосты. Под мостами плавают лодочки на много человек с гандольерами. А на площади каждый раз разные музыканты играют немецкую, французскую и, да-да, русскую музыку. Сегодня, например, мужик на гармони цыганочку играл. И вот, придя домой, из кучи пока не подаренных подарков, я вытащила фотографии старинных гравюр Казани, расставила их на пустующих книжных полках и вспомнила о том, что еще у меня таки есть дом...
Чувстводолго
Меня мучает чувстводолго. Это такое немецкое чувство, которое посещает не только местных жителей, но и многочисленных гостей сей страны. Выражается оно в том, что вместо того, чтобы жить так, как удобнее, стараешься как надо. И никто не контролирует! Совесть - лучший контролер, как писали в советских автобусах. Кстати о совести. Под светофорами пришпандорены надписи: На красный свет надо стоять, т.к. это видят дети. Ради немецких детишек я почти всегда перехожу только на зеленый. Однажды попыталась на красный и поймала на себе осуждающий взгляд молодой немки. И я вернулась и дождалась положенного зеленого. А то, что, подойдя к переходу надо кнопочку нажимать, и от количества нажиманий зависит, когда загорится зеленый, я не сразу поняла. Надеюсь, немецкие дети не видят, что теперь, подойдя к светофору, я нажимаю кнопочку по нескольку раз.
А еще мое чувстводолго выражается в том, что я чувствую, что уже надо начинать работать. Нет, конечно, мне и сейчас есть чем отчитаться перед спонсорами, но у меня в распоряжении 2 классные библиотеки (одна по иудаике, а другая общая) и, (доннэр вэтэр!), наполеоновские планы на будущее. Вообще я здесь все время извиняюсь. То дверь не закрою, то ключ забуду, то комп не так на кафедре выключу. Сегодня секретарь профессора так долго объясняла мне, что после окончания работы надо отключить комп от сети, что я не сделала прошлый раз, что на ее просьбу я впервые в жизни ответила: "яволь"... Ох, боюсь, не узнают меня друзья, коллеги и родственники по возращению из Европы! Кстати, слово солдат происходит он немецкого "золлен" - быть должным. Так что, чеканю шаг!
Тоже немцы
Потихоньку я начала ориентироваться в старом городе. Он маленький, но улицы запутаны как клубок волос. Оказалось, что мое любимое турецкое кафе находится неподалеку от Еврейского переулка. А рядом музей города Тюбингена. Тут то меня и накрыло то, от чего все это время я пыталась окреститься. Но все по порядку. На первом этаже экспозиции история города, крепости, замка, гарнизона и университета. Самое классное конечно же универ (здесь его называют УНИ, еще короче). Там учились и работали Гегель, Шеллинг, поэт-романтик Гильдерин, астроном Кеплер и, конечно же, Я. Еще там есть телевизор, у которого нужно нажать кнопочку, и тода он начнет вещать все выше перечисленное. Я и еще один посетитель (нас было всего 2) взяли стульчики и примерно прослушали историю города Тюбингена.
А на втором этаже более современная история. Выставка шляп 20 века и, конечно же, XX век ФОКС представляет: кайзер, Веймарская республика, нацисты, после них, коммунистическая пропаганда и сейчас все хорошо. Все представлено 3-2 фотками на каждую тему, коммунистическим плакатом и телевизором без кнопки. В телевизоре фильм, который я, кажется, видела полностью и с переводом по какому-то российскому каналу. Там выжившие в фашистские времена тюбингенские евреи, которые живут сейчас по всему миру, рассказывали, как у них это вышло. Можно было уйти, но я выслушала до конца, дождавшись второго круга. Там нон стоп. Кстати, там еще есть фашистский плакат, в котором написано, что евреи должны переселиться за реку Некар. Я собственно там и живу, хотя это конечно совпадение. Собственно тема Холокоста для меня не сказать, чтобы очень болезненная. Спасибо Сохнуту, но человек, смотревший с Голанских высот сквозь прицел проржавевшего уже антикварного пулемета на Дамаск, не столь сентиментален. Скорее я не знаю, что делать, когда на меня сваливается пресловутое немецкое чувство вины. Я не могу сказать: ничего-ничего, бывает. Я не знаю, что мне делать с этим их покаянием. Бог простит.
А еще там, в музее, была история тюбингенской промышленности. 3 стойки с наушниками. Одна с шумом завода, другая с шумом вокзала и третья с шумом города. Я вспомнила фильм "Питер - FM" и как я в 6 часов утра на Питерской школе по иудаике выходила на балкон и слушала шум города Питера. А еще я ходила тут по местным магазинам, большим и маленьким. Больше всего мне понравился H&M, который в России, кажется, называется ХЦ. Конечно же, я буду покупать там все не сейчас, а в предрождественскую распродажу. Конечно же, я вообще не для этого сюда приехала. Но, господа, отбросим ненужное ханжество! Я таки получила от этого удовольствие! Это тоже немцы.
PS: Общалась сегодня с хозяйкой. Она сказала, что ее папа воевал под Минском. А я сказала, что мой дед дошел до Вены. Вот и поговорили.
Все немцы делают это
Сегодня впервые сдавала бутылки. Фрау сказала, что в супермаркете, если купить там пиво или воду, то стеклянные или пластиковые бутылки можно сдать за деньги. Как в Советском союзе. У меня вообще такое впечатление, что в совке многое было у немцев скопировано. Приехали наши деды домой из Германии, и решили устроить тут как там. Прикольно получилось.
А пиво здесь крепкое. Гиннес тоже есть, в ирландском пабе в Универе. Я еще не пила, но обязательно попробую.
Что касается фоток, у меня их уже много. Вы пишите, чо хотите увидеть, я выложу.
На фотках внизу мой дом, внутри и снаружи. Я говорила, что на чердаке живу? Ну, в мансарде. Вот она. А дальше моя Цветочная улица, так и называется. И поселок чуть-чуть.
А вообще неделя очень быстро пролетела...
Лошади и гончие
У моих родителей есть знакомый, он судит соревнования по конному спорту и выставки собак. И в том, что касается женщин, он тоже разбирается, насколько я понимаю. Во всяком случае, он ввел в наш обиход такое понятие, как порода. Когда я была маленькой, он говорил, что меня одевать надо только стильно, но я выросла, ростом не вышла и ваще... кажется, какой-то русский философ серебряного века сказал что-то типа того, что человечество не животноводческая ферма. С одной стороны я согласна, но все же...
В субботу я гуляла по городу. То есть уже не плутала, проходя по пять раз мимо одного и того же здания (круговая, подумал Штирлиц), а действительно гуляла, получая от этого удовольствие. Познакомилась днем с одной семьей. Мы должны были встретиться на ратушной площади где-то полвосьмого. У меня оставалось уйма времени и пошла гулять дальше. Посмотрела какое-то соревнование по велоспорту. Мне подарили кепочку. Попила пива, поела бутербродов с колбасами, суп какой-то съела (супы у них тут дурацкие), послушала джаз, который играли заезжие музыканты для спортсменов, а я случайно на музыку забрела. Тут по выходным все время оркестры играют. На одной улице джаз, на ратушной площади - духовой оркестр. А времени было еще много. И я зашла в университетский парк. В Тюбингене сейчас жарко. Создалось такое впечатление, что полгорода выползло понежиться на солнышке на травке. Здесь и какой-то папа с дочкой жонглировали палочками, и влюбленные парочки, и просто "граждане отдыхающие". И много-много немецких мужиков с шикарным, обнаженным по пояс торсом. Высокие, косая сажень в плечах. И тут я вспомнила это ощущение. На казанском ипподроме перед очередными скачками по кругу проводят скакунов - мышцы играют, красота неземная и каждый стоит больше, чем хороший автомобиль. А в случае с международными соревнованиями - во много раз больше. И я подумала, а как бы мне обзавестись одним из этих, с солнечной полянки? Ведь и правда, ничего на свете лучше нету...
Цена возможности
Как часто мы платим только за возможность? И почему некоторые из нас от возможности отказываются? Так, ДААД заплатил за мою ВОЗМОЖНОСТЬ поработать в легендарном Тюбингенском универе, чтобы иметь возможность поесть в столовке которого мне, в свою очередь, необходимо заплатить за карточку, на которую потом нужно класть деньги, чтобы иметь таки возможность поесть. Я могу есть и в городе и платить сразу. По деньгам так же примерно. Поэтому я сдала карточку, но потом почувствовала дискомфорт, потому что я НЕ МОГУ поесть нормальную еду в этой самой столовке. И решила карточку себе вернуть. Возможность - это свобода. А вот поэт Гельдерин отказался от возможности чего-либо в этом мире. В последние несколько десятилетий своей жизни он безвылазно жил в своей башне, на втором этаже. Это его свобода? Свобода ваще понятие странное... Правда, видела я эту башню. Только фантазия безумного поэта - романтика назовет это скромное трехэтажное здание башней.
Arbeit macht Sie frei!
Arbeit macht Sie frei! - было написано, сами знаете где. Это они, кстати, типа Маркса цитировали. А я, наконец, добралась до библиотеки. Нет, я и раньше добиралась. Для того, чтобы, например, читательский завести. Я даже книжки смотрела. Правда потом не помнила, откуда я их взяла. Дело в том, что нормальная западная библиотека, как Тюбингенского универа, так и Иерусалимского, например, отличается от российской тем, что все книги в ней лежат на полках. Также и журналы. И каждый может сам найти по электронному каталогу нужную книгу и взять ее. Книг никто не выдает. Я имею право только пользоваться читальным залом и ксерить, а студенты могут брать книги на дом, тогда они должны подойти к фрау у входа и чего-то там заполнить. Кстати, я не помню, можно ли это в теологической библиотеке, но для меня это не важно. Еще в обычной библиотеке есть Интернет. 19 минут на человека. В субботу где-то 2 часа. В 19 минут я не укладываюсь. Потому сижу в и-нете во второй половине дня в комнате секретаря профессора, от которой у меня есть ключ. А в субботу здание Теологического факультета бывает закрыто. Профессора, кстати, со дня нашей первой встречи я не видела. Есть надежда, что встречусь с ним, когда начнутся занятия.ЛАОКООН, блин
Сегодня еще была в замке. Фотки ниже. Там, в замке, есть университетский музей археологии. С него у меня конечно же фоток нет, т.к. низя, а я блин законопослушна. В том музее представлены археологические раскопки от неандертальцев до римлян. Ну и познавательные стенды, про Шлимана, например, который Трою типа отрыл. Немец же, поэтому в музее должон быть. И еще про одного, более профессионального. Его фамилию я как раз и забыла. Вообще интерес к античности в Германии, особенно в период расцвета нацизма, был особо велик. Искали арийские корни. Но, честно говоря, красавцы на солнечной полянке, на вид намного более аппетитны, тем эти рафинированные древние римляне и греки. Вообще живой и теплый человек всегда симпатичнее мраморного идеала.
Про все рассказывать не буду. Но есть там зал античной скульптуры. Впечатление, что это мастерская скульптора в творческом беспорядке. Творений много, а аренда площади дорогая. Так вот, там есть копии многих всемирно известных античных скульптур. Лаокоон блин есть. И волчица римская. Еще раз вспомнила о том, что не только Фемида слепа, но и Ника головы и рук не имеет. Т.е. победить то по дурости еще можно, но сделать с тем, что напобеждаешь ничего нельзя, т.к. конечностей, включая голову, для этого не предусмотрено. А вот Аполлона Бельведерского я и не признала. Потом, в зале с документами увидела, что он тоже там должен быть. Но, как сторонница натуральной мужской красоты, я его видимо так и не оценила. Кстати, Венера Мелосская, при ее 90-60-90, в натуральную величину оказалась довольно-таки крупной женщиной. Вообще, как они эти 90-60-90 высчитывали? У нее же явно не человеческий рост! Может это для метра пятидесяти 90-60-90, а для 180 уже 120-80-120? Или это копия увеличенная? Мне уже просто интересно, какой рост у оригинала?
Еще в том замке я набрела, на что бы вы думали? - Да, да на выставку еврейской детской литературы! Конечно же, в отличие от музея, бесплатную. Начиная с Корчака, мною с детства любимого, до современного Израиля. Узнала, что "Детство Бемби" написал еврейский дяденька (тоже новость, одним больше - одним меньше) и что в ней есть какой-то иудейский подтекст. А я даже с начала до конца и не смотрела. Надо будет, интересно смогу ли я прочесть между строчек, или это доступно только очень религиозным, например хабадникам? А еще там были картинки. Словом - жесть. Про девочку - немку, которая в нацистские времена носила еду в концлагерь. А перед наступлением советских войск она туда пришла, а никого уже нет. Она сумку с едой оставила, короче, а там наши наступали. В общем, насколько я поняла, не долго девочка жила. Она дневник вела. По этому дневнику создали детскую книжку. Вообще за всей этой немецкой красотой неописуемой, копни поглубже и всплывает "ледяное дыхание смерти".
А еще в замке есть место, где ребята из университетского клуба стреляют из арбалета. Ролевики какие-нибудь. На фотке это место, где стоги сена. А напротив замка, за Некаром, откуда замок виден, посреди платановой аллеи стоит памятник немецкому композитору - романтику, созданный в годы войны (там надпись есть). А около памятника - трибуна, и сцена, и скамейки. Очень пафосно по-своему. Типа немецкий дух. Сумрачный германский гений...
Я решила осваивать библиотеку так же, как я осваивала город. Т.е. вначале надо несколько раз заблудиться. В теологической библиотеке 3 этажа, заполненных стеллажами. Там даже карта библиотеки есть с надписями. Смотреть нужную книгу в каталоге - это банально. Я просто осматриваю полки. Чего тут только нет! Эльдорада какая-то! И все на немецком. Реже на английском. Так что научная работа - это тяжелый физический труд. Сегодня я вот ходила в библиотеку с ноутбуком. Тяжеленький, гад (дай Бог ему долгих лет жизни!). И еще освоила ксерительную машинку. Точнее вспомнила. В Иерусалиме я уже с ней знакомилась. И, как водиться, по окончанию ксерения забыла в ней только что начатую карточку на 1000 копий. Дикий народ! Я прибежала с огромными глазами - где моя карточка? А мне говорят - у фрау, что у входа сидит. Она мне под роспись вернула. Там даже ничего не было истрачено, помимо того, что я наксерила. А когда я уходила обедать, ета самая фрау яблоко мне подарила, чтобы я так не расстраивалась.
А на фотке тот самый факультет, где на протяжении многих столетий вырабатывают опиум для народа (это новое здание, построенное в 19 веке). Я тоже знаю несколько рецептов. А дальше, если пощелкать мышью и выйти в галерею, и там пощелкать мышью, евангельская миссия (старое здание), там тоже наш факультет. Но мой профессор в новом обитает. И еще символ Тюбингенского универа - пальма. Мне в сувенирном магазинчике так объясняли: у нас есть два вида футболок - с пальмой на спине и без пальмы. Тот самый магазинчик на фотке. Но я все же предполагаю, что это было древо познания.
ФИЛЬТРЫ
Сегодня случилось страшное. Впрочем, как и вчера. Я не смогла пройти через турникет в студенческой столовке. Вчера я положила 5 евро на карточку, 10 задаток, так положено. Вообще 5 евро - это много, можно поесть и на три. Но турникет сказал, что у меня 4.60. Я разволновалась, вызвала даму из кассы. Мне отодвинули турникет и я прошла. Но сегодня я думала, что будет все нормально, заплатила 5 евро, подошла к турникету, он не пускает, говорит, у меня 4.20. Я опять пошла к фрау за кассой. Она послала со мной парня с соседней кассы, который за жилье в общаге отвечает. Мне опять отодвинули турникет. Потом я все же выяснила, что я не правильно кладу карту и прохожу через турникет. Надо быстро. У меня не получается. Я вообще не умею проходить через фильтры. Буду брать еду там, где их нет.
Внизу столовка - зеленая. И турецкое кафе, где этих проблем нет, но возможно есть другие ;)
DieOstalgie
Остальгия - так называют немцы тоску по миру Восточной Германии. 3 октября - день, когда ее не стало. Праздник объединения двух Германий. У всех правительственных учреждений вывешены флаги.
Честно говоря, в Тюбине мало кто знает, что сегодня за праздник. Просто магазины не работают, универ закрыт, кафешки работают выборочно, в основном не немецкие. Насчет магазинов и кафе я, честно говоря, не понимаю. Это что, дань традиции или законопослушность такая? В Иерусалиме, например, штрафуют за работу в субботу, так героический Макдоналдс просто включил строку штрафы в свои расходы и работает каждый день.
К хозяйке приехала дочка, видимо на выходной и поселилась в соседней комнате на моем этаже. И я решила пойти в город, узнать, что за праздник. Потом решила, раз праздник, надо выпить таки пива Гиннес в ирландском пабе. Оказалось правда вкусное. Немецкие пива жестче что ли. Потом пошла в университетский парк, который на самом деле старинный ботанический сад. С красавцами на полянке все в порядке, а вот с памятником Гельдерлину случилось странное. До того он сверкал своей обнаженной красотой, а сегодня его ханжески закрыли. Эли это к зиме?
Какой сегодня праздник мне сказали в музее и то с трудом. Сотрудницы посмотрели в календарь и выяснили, что сегодня день объединения Германии. Немцы не работают. Зато, например, итальянцы работают вовсю. В Тюбине куча итальянских кафе. Мне нравятся маленькие. Т.Е. не большие кафешки с кучей столов, занимающих всю ратушную площадь, а манюсенькие, как то турецкое кафе, где я уже сто лет не была, или сегодняшнее итальянское, в котором выставлено на улицу 2 столика. Там кофе - латте и итальянский тортик... И ложное ощущение дома.
Сказки тюбингенского леса
Меня посетила авантюрная идея, пройтись по городкам близ Вальхайма, именно пройтись, как те братья Гримм. Думала идти по автобусному маршруту, в результате дошла 2 км. до ближайшего поселка, там даже была автобусная остановка, но не того автобуса. Вышла на какую-то альпийскую дорогу, но до Швейцарской границы идти не решилась. Самым классным во всем этом оказался сам лес. Он более юный, чем у нас. Липы, дубы там всякие, рябина, ежевика. В том поселке, до которого я дошла, весел знак, что по автобану ходить запрещено. Т.е. я ее увидела, когда дошла, в моем Вальхайме ничего подобного вывешено не было. Более того, вполне законопослушные немцы то и дело пробегали мимо. В смысле спортом занимались. Кстати, насчет законопослушности, несколько раз видела, как маленькие дети тихонечко становились возле светофора и нажимали, нажимали, нажимали кнопочку. Видит Бог, не я их этому научила.
Штутгарт или операция Клеопатра
Было бы обидным и даже неприличным жить, хотя бы короткое время, в Европе и никуда не ездить. И решила исполнить свой долг перед жизнью и съездить в ближайший крупный город Германии - Штутгарт. Вообще, я люблю большие города. Хотя, Тюбен, конечно красивее. Хотя, в Штутгарте своя, другая красота. Более современная. Ехала больше часа. Я успела расспросить знакомых в Тюбине, что там можно посмотреть. Они сказали, иди от вокзала по улице с магазинами до замка. Так я и сделала. Честно говоря, я не очень разбираюсь в современной архитектуре. Просто фоткала все, что приглянулось. Магазины, есть знакомые, например H&M, New-Yorker, Adidas все тот же, есть и незнакомые вовсе. Поскольку я решила отложить сезон покупок до распродажи, я просто глазела. И вот, что удивительно, почему в том же New-Yorkerе в Германии есть стильная одежда больших размеров, а в России в нем же - нет. Это же дискриминация, на самом то деле! Вот приеду, вот как возьму жалобную книгу, блин! И приеду и возьму. Кто согласен, присоединяйтесь.
Так, фоткая все подряд, я дошла до замков. Там их два, старый и новый. В новом, как я поняла, что-то правительственное, а в старом - музей земли Баден - Вюрттемберг. Там были Мумии! Про мумии я прочитала еще в Тюбине и сообщения о них преследовали меня с вокзала. На фотках везде о них афиши. Ох, любят немцы все, связанное со смертью... Были там мумии человеческие, крокодильи, кошачьи, ибисов и орлов. И маски разные. И принадлежности для мумификации. И чучела, как в школе, всяких священных птичек, тех же ибисов и орлов. Для любителей кошек сообщаю, была там посмертная маска черной кошки с золотой серьгой в ухе. Очень красиво оформленная экспозиция. Этаж третий.
На втором этаже музея то, что, как я поняла, в музее всегда. Зал средневековья. В Тюбине средневековье, как таковое мало представлено, а здесь, т.к. это замок Кенигов Вильгельма и прочих, тут навалом. На втором были деревянные изображения святых, Иисуса, Марии, в общем, церковная утварь. Даже есть старинные инструменты и показано, как все это делалось. Так вот, насчет улыбки Моны Лизы, они все так тут улыбались. И лица такие же рыжие, ехидные. Ну, я понимаю, зубы, но, если они не улыбаются, то корчат недовольную рожицу. А это же реальные изображения святых из церкви. Приходит человек в храм, а там три недовольные женщины (Мария, Анна и Мария Магдалина) и ребенок - Иисус с выражением лица, как у чиновника (приходите завтра). Не видишь, мы кушаем! Поневоле впадешь в депрессию. А там уже и до Реформации не далеко. А какое изображение страданий Христа! Не надо объяснять, наверное, что все они в средневековой одежде, но лица! Что твой Босх! И солдаты в железных кирасах с усами и бакенбардами, глумливо прищурившись, пинают Спасителя по правой ноге или дерут за бороду. И Понтий Пилат в одежде бургомистра! Да, неладно было в Германии в Средние века. Правда ювелирные украшения и золотые игрушки шикарные. На фоне грубой керамики (видимо для бедных) можно понять, почему Пилат так похож на городского начальника. А в другом углу второго этажа - Античность. Тут в отличие от Тюбина, все настоящее. Директор музея видимо ницшеанец. Выражение лица греков явно дионисийское, то бишь не трезвое какое-то. Зато, какие римляне! Много голов исторических лиц. И Марк Аврелий и Тит Флавий и Каракалла и др. Видела я Тита на картинках, но и в гипсе он все такой же, убивец. Морда кирпичом. И в глазах горящий Храм.
А на первом этаже (визжите от восторга!) - кельты. Весь этаж. Видимо много осталось от них на земле земли Баден - Вюрттемберг. И керамика, и повозки, и золото, и орнамент с правильной (в сторону жизни) свастикой, и реконструкция дома на сваях и, что самое классное, кино про то, как в прошлом году две семьи решили проделать эксперимент и пожить неделю как кельты. Дома, правда, строили при помощи современных средств, но огонь добывали и зерно мололи как в те дикие времена. Я посмотрела на это все и подумала, что поживи я так, мне бы тоже захотелось пойти к соседям и взять все необходимое для жизни даром, ну, хотя бы попросить. А в подвальчике замка - усыпальница. Там похоронены Кениг и его жена, Ольга Николаевна, дочь русского царя Николая I, и герцог какой-то Евгений и его жена, дочь Великого князя Константина. А еще в одном подвальчике выставка стекла от римлян до Кенигов. Как там говорил Хабермас? Народ смотрит на культуру знати и перенимает ее. Я бы не отказалась перенять у немецкой знати пару таких сервизиков! А еще в башне там кунсткамера. Не путать с Питерской. Тут вовсе не уродцы страшные, а старинные доспехи, мечи, пики с черненым орнаментом на тех местах, что в живого человека втыкаются, а также золото и брильянты. Особо поразили меня ложки из ракушек, и еще золотые вилочки, правда, нож в комплекте из железа. Правильно, золотом мясо как-то не сподручно резать. А ручечки у ентого всего покрыты эмалью и разрисованы, что твоя Гжель. Зачерпываешь такой перламутровой ложечкой немецкий суп, а он еще прозрачнее кажется...
Пока я гуляла по музейчику, события на дворцовой площади разворачивались. Там были дни тирольской культуры. Продавали тирольские колбаски, вкусности всякие, а джаз-бэнд на сцене вместо всем известных тирольских гортанных звуков почему-то играл "Ifeelgood" из Астерикса и Обеликса. Вообще, глобализация иногда просто пугает. Когда я шла обратно, какой-то латиноамериканский ансамбль индейского вида на экзотических инструментах играл музыку из Титаника. А по дороге в замок я зашла в католическую церковь. Там хор репетировал. Все заходили, слушали, потом тихо уходили. А на входе продавались колониальные в прямом смысле товары, всевозможные слоники и бегемотики из кости, шкатулки всякие и африканские пепельницы. Это то, что прислали миссионеры и их подопечные из разных нецивилизованных стран.
На фотках на тирольском празднике все с мумиями: вокзал, Кенигштрассе, старый замок, статуя Гермеса на здании, автобусы на дворцовой площади и музей. Под памятником Кенигу Вильгельму дворцовая площадь и кусочек парка.
Когда Брут еще Лондон не строил...
Потянуло меня что-то на путешествия. Не далеко от Тюбингена есть городок Роттенбург на Некаре. В него едет автобус, на котором я Вайльхайм возвращаюсь. И поехала я туда. Еще до того, из разговора с хозяйкой я поняла, что все маленькие замки в поселках (городках, штетлах, местечках?) по дороге - частная собственность. Там может быть все, что угодно, от больницы до ратуши. И на вид они - так себе. А Роттенбург все же город. Вначале я ничего не поняла. Какой-то старичок сказал, что замка как такового нет, и послал меня вперед и налево. Там, за огромной стеной оказалась какая-то тюрьма. Поскольку я принципиально отказываюсь посещать всякие Дахау, в том числе и современные, я эту страсть даже не сфотографировала. И уже было расстроилась, но рано. Свернув за угол, я увидела продолжение крепостной стены. Там, за стеной, начинался старый город. Вообще Роттенбург меньше Тюбенгена и на первый взгляд запущеннее. Мне так и хотелось сказать: прости - прощай, Одесса - мама. Я думала, только там могут так не следить за своим городом. Но потом оказалось, что все не так просто. Когда я увидела Римский музей и выстроившееся около него древние скульптуры, я все поняла. Похоже, что та стена, в которую были впечатаны немецкие домики, построена еще римлянами. И вся эстетика такая. При этом городок явно больше католический, чем протестантский. Везде фигуры святых, на домах, у моста и т.д. Когда я сфоткала домик у Некара, одна женщина подошла ко мне и сказала, что цветы на ее доме действительно очень красивые. Я не отрицаю, но еще оказалось немаловажным, что не менее красивые дома по ту сторону Некара сфотографировать было невозможно, т.к. ярко светило октябрьское Швабское солнце.
Оратория
Ну, вот я снова с Вами, дорогие мои Интернет - путешественники. Что у нас сегодня? А сегодня у нас Мендельсон. Да, да, тот самый Мендельсон - Бартольди, что написал знаменитый свадебный марш. Да не пугайтесь Вы! Радоваться тоже рано. Дело действительно было в церкви, но это был просто концерт.
Итак, Мендельсон - Бартольди, "Павел", оратория.
Я просто не могла не пойти! С таким автором, с таким названием и в таком месте! Я уже была в этом здании. Как-то раз его открывали для просмотра и чтобы на башню с часами залезть. Я когда лезла, еще пожалела, что отважилась на этот шаг. Старинные часовые механизмы за стеклом - это конечно круто, но, преодолев весь этот грандиозный путь наверьх, я увидела объявление времен разделенной Германии с ценами в марках, на котором везде были нарисованы веселые мышата. Когда я пригляделась к трубам на полу, я поняла, что не зря они здесь нарисованы. Я походила по балкончику, посмотрела с высоты птичьего полета на город, поняла, что все это я уже видела со стен замка и побрела ползти вниз. В этот раз на крышу не звали, а продавали билеты в зал. Я спросила можно ли фотографировать, на что билетер сказал, что если я буду фоткать артистов, то они со мной сделают это, и поставил свои кулачки друг на друга и покрутил ими. Что ж, низя так низя. Придется верить на слово.
Церковь 16 века серого цвета (камень), внутри куча фигурок и своды. Акустика и так хорошая, но везде динамики, у сцены, что сооружена перед алтарем, висят микрофоны куча лампочек в современных маленьких абажурчиках. Я купила билет на почти что самое дешевое место, справедливо решив, что слышно будет и так хорошо. Все весело искали свои места, и я присоединилась к всеобщему ликованию. Места были написаны внизу под сиденьями, не сразу найдешь. В зале было холодно. Я нарядилась, ну так, не слишком, но нацепила на себя любимый немцами янтарь (из Калининграда) и сережки жемчужные (тут это тоже любят). Вообще немки к украшениям относятся почти так же, как и в России, не броско, но дорого. И носят все серое и темное. И короткие немецкие штанишки, я так поняла, появились по той же причине - меньше пачкаются. К сожалению, я редко фотографирую людей, стесняюсь что ли, а то тут встречаются и молодые люди в шляпах и шикарных костюмах, с пиджаками или просто в жилетках, и бабушки с дедушками в национальной одежке. Мне было интересно, как люди на концерт придут. Европа все-таки. А то как-то ходили в Казани на Шаляпинский фестиваль с одной американкой, а там дамы фланируют в нарядах разных, а одна вся в вологодском кружеве с ног до головы, мы прямо так вместе обернулись и с возгласами "Аба!" долго смотрели ей в след. Здесь я высмотрела одну даму в длинной юбке, а так все как обычно, часть народу в джинсах. Но встречались таки пожилые дамы в фамильных брильянтах.
Итак, музыка. Я вот тут в прошлую субботу хотела пойти на неделю классики и джаза (как это они объединяют, у меня вот это вовсе не объединяется), обещали, что будут играть на улицах Тюбингена, даже карту выдали. И действительно играли по 5-10 минут в каждой точке, а потом надо было искать по карте следующую. В конце концов мне надоело играть в Зарницу и я уехала домой. А сегодня музыка была настоящая. Хор, оркестр и четыре солиста; тенор, бас, сопрано и мецесопрано. А я опять подумала, что заставляет таких людей, как тот самый Мендельсон, писать произведения на подобную тему? Пошло же считать, что они бьют себя в грудь, крича, возьмите меня в свой христианский мир. Это бы отражалось на качестве. Хотя христианские стишки у Гейне, например, отталкивают своей явной "партийностью". А вот поэма "Шаббат" необычайно колоритна, особенно там, где он средневекового еврейского поэта Иуду Галеви за то, что того, когда он добрался таки пешком до Иерусалима, у ворот города затоптал сарацин, шлемазлом обозвал. Ведь и правда, это для еврейского мира он пал жертвой во исполнение праведной миссии - увидеть Святой город, а сарацин то не знал. Раввины в чем-то правы, говоря, что тонка грань между жертвенностью и самоубийством (сами понимаете, о чем это они), а между жертвой и невезением возможно еще тоньше. А у Пастернака стихи на новозаветные темы очень глубокие. И потомство его, если судить по тем, с кем я знакома, православнее не бывает. Хотя жаль, к чему такое неистовство...
Да, кстати, текст той самой оратории, ну, Мендельсона - Бартольди, состоит из фрагментов из Евангелий, Деяний Апостолов, посланий Павла и Иакова, библейских псалмов, текстов из Исайи, Апокалипсиса Иоанна и пары-тройки лютеранских гимнов с указанием авторов, включая самого Лютера. Я это в программке вычитала. Там можно было следить за текстом. Я не думаю, что следовало подпевать, во всяком случае, этого никто не делал. Зато я как всегда отличилась. Там на скамеечках сзади есть крючочки для сумок. Так вот, когда пел тенор, я как раз решила посмотреть, что это за крючочек такой и почему он так прижат к скамейке, когда другой такой же крючочек расположен перпендикулярно. Короче (о, ужас!) аккурат во время паузы в моих руках этот неправильный крючочек как заскрипит! С того момента тенор все время на меня смотрел, даже как-то раз подмигнул, чесслово! Видимо, либо ждал продолжения банкета, либо пожалел дурочку, которая вместо того, чтобы классику слушать, с мебелью играет. Вот такая вот оратория получилась.
На фотках та самая церковь, вид снаружи.
Хроники Нарнии
А еще у нас сегодня выпал снег. Выпал и через некоторое время растаял. Как будто бы зима сделала предупредительный выстрел. Надо купить перчатки. Я с утра дома сидела, но в окошко на своем чердачке высунулась, чтобы узнать, как там на воле. Я еще ручку на улицу высовываю, чтобы погоду понять. Если снаружи смотреть, наверное, та еще картина, просто "Записки Анны Франк". А люди на улице ходили под зонтиком, как тот очаровательный фавн из "Хроник Нарнии". И еще тут так же студенты носят шарфы. И я тоже теперь. А "Хроники Нарнии" я здесь купила (оно здесь стоит во много раз...) и смотрю теперь то на немецком, то на английском, чтобы не скучно было. А то я устаю очень. А тут я содержание знаю можно сказать, что почти что с детства. И вот что я заметила, немцы значительно вежливее американцев (то же мне открытие!), пока в голливудском оригинале герой многозначительно молчит, вертя головой, в немецком варианте он уже два раза скажет "спасибо - пожалуйста". И вообще эти самые "Хроники" сделали Европу для меня более домашней что ли. Т.е. тут Европа и там тоже замки, профессор, единорог опять же. Вообще я чувствую, что живу если не в Эрмитаже, то в какой-то достаточно запутанной сказке. И еще я теперь по вторникам в универе смотрю классику западного кино. Пока идут американские фильмы, но и "Голубой ангел" с Марлен Дитрих тоже будет. А еще одна дама - профессор на лекции сказала, что первые христиане (Иаков там, Петр) приходили в еврейские синагоги как партизаны. Вот такой вот здесь у нас колорит.
На фотках 2 тюбингенца. Вот такие у нас тут скульптуры.
Бездна духовности))))
Вчера была у меня насыщенная культурная программа. "Бездна духовности" (с), понимашь ;).
Стресс имеет обыкновение накапливаться, мой накопился настолько, что снять его было насущной необходимостью. И после пары я поехала в Ротенбург по музеям. Я их приметила для себя еще в прошлое посещение, но тогда был понедельник и музеи не работали. Их было два: римский и музей церковных статуй. Римский музей у меня поначалу вызывал некоторые сомнения: ну что я там увижу, что не видела в Штутгарте? Какое-то весьма современное здание с автомобильной парковкой на 2 и 3 этажах. Но гулять так гулять! И, честно говоря, я не пожалела. Там было раскопанное городище под навесом! Настоящие римские дома, не полностью, конечно, только их основания. Над ними железный мостик и в стенах остатки всевозможных статуй, статуэток и каменных изображений. Я видела подобное в старом городе в Иерусалиме, там есть римская улица на нижнем ярусе. (В Иерусалиме два яруса старого города, т.к. со временем, как известно, уровень "пола" поднимается. На нижнем - рынок, а на верхнем - храмы там разные, как подтверждение всевозможных культурологических гипотез). В Булгарах, кстати, тоже не плохо. Была несколько раз, туристов туда водила - вполне приличные средневековые развалины).... Было, между прочим, в этом музее в Ротенбурге и изображение руки с крестным знамением 3 века н.э., сделанным 2 (!) перстами. Вот так вот, господа никониане)), ну да мне все равно. Город этот римский назывался Сумелоценна. Поскольку сделать надпись "Здесь были Ося и Киса" на стенах Сумелоценны мне не удалось, технически сложно, да и жалко древность, я сделала запись на русском в книге отзывов, рядом с китайскими иероглифами. Музей церковных древностей посетить хотелось. В принципе понятно, почему в протестантском Тюбингене средневековье не представлено почти совсем. Протестанты - дети Нового времени, в их головах "умеренность и аккуратность", и как по Веберу Тюбинген и чище и богаче католического Ротенбурга. Как там, у классика, "разруха - она в головах"? Ну так вот, там в музее были и иконы (век 17-18 - западноевропейская живопись) и, конечно же фигурки святых, пап римских, мощи, перевязанные марлей и все в золоте и драгоценных камнях, реликвии в стеклянных стаканчиках, облачения и еще куча непонятного вплоть до современности. Фигурки, конечно умилительные по своей наивности. Где там греческой классике, зато какие лица! Я начинаю верить, что они такие и были, эти люди 15 - 16 века. В качестве хоррора я отметила для себя два изображения Иисуса века 19, одно с анатомическими следами разложения на коже, а на другом почти отсутствует кожа. Видимо художники делали изображение с свежепреставленной натуры. Вспомнился незабвенный католический же Мелл Гибсон с его "Страстями". Традиция, понимашь... И еще! Была там одна картина (все же икона - понятие больше православное, эстетика не та) "Дары волхвов". Там к Марии в хлев пришли разноцветные "короли" в средневековой одежке. Из хлева торчат головы коров и овец. Вдали веднееца стадо баранов, пасущееся на фоне экзотически изогнутых, видимо по представлению автора - тех самых иудейских гор. А крышу хлева подпирают две тонкие и такие родные березки. Вот так вот в одном флаконе родина географическая в изображении родины исторической. И Мария, как у того Тарковского в "Ностальгии" - рыжая, рыжая. На картинках изображения святых прямо на улицах города, статуя Юпитера на постаменте около музея и древняя стена.
"Голубой ангел"
"Голубой ангел" - это кино, достойное отдельного поста. С Марлен Дитрих. Во-первых, в отличие от других, американских, фильмов, этот пришло смотреть много народу. Почти полная аудитория. Для тех, кто не в курсе, фильм по роману Генриха Манна. В нем рассказывается про профессора, который полюбил певицу из кабаре, за этот роман с ней его уволили из гимназии, где он работал. Он женился на ней, она продолжала петь в кабаре, потом его сделали клоуном, на афише написали, что выступает профессор такой-то. Пришли его знакомые, там, директор кабаре его публично унизил, как обычно поступают с клоунами, разбив о его голову яйца. А в это время жена ему изменяла, он увидел, у него приключился нервный срыв. Кончается тем, что профессор, весь оборванный ночью приходит в гимназию и умирает, вцепившись в учительский стол, сидя за ним. Да, в гимназии он преподавал английский и в частности Шекспира. А ученики, которых он вначале пришел выгонять из кабаре, где и познакомился с героиней Марлен Дитрих, той самой певицей, когда поняли, что у певицы и профессора роман, стали так шумно прикалываться, что пришло начальство и в результате прф уволили. Такая вот грустная фильма.
Мамаша Кураж
В Ротенбург я поехала спонтанно. Т.е не поев. Когда я вышла из автобуса, поняла, что, не поев дальше не пойду. Как раз увидела какую-то забегаловку, вначале вообще хотела купить хлеб с сосиской и колы и идти дальше, но оказалось, что женщина, которая держит это кафе, жарит колбасу прямо при мне. Я еще захотела картошки и колы и пошла это все ждать за столик. За соседним столиком сидел пакистанец. Это я поняла по индийской (темная кожа, большие глаза) внешности и тому, что он, судя по его с мадам разговору, не ест свинину. У него была огромная тарелка куриных ножек. Пока картошка жарилась, мадам пришла к нам и закурила. Это одно из немногих кафе, в которых можно курить. Они с пакистанцем разговорились. Он спросил, работает ли ее сын? Она сказала, что он еще учится. Пакистанец спросил: "Что, будет учиться и дальше в университете?". "Нет, - сказала дама, - он не такой умный". Тогда пакистанец снова спросил, учится ли он в реальной школе? "Да" - ответила женщина. "А мой курит травку, - сказал пакистанец, - но я ему говорю, что это плохо".
А теперь краткий комментарий. Реальная школа, это такая школа, после которой невозможно дальнейшее обучение, только работать на разных, как бы сказал герой "Титаника", "второсортных работах". Это еще осталось в Германии со средних веков. Я заметила в Ротенбурге некоторое количество кучкующихся вместе детей с явным признаком каких-то умственных патологий. Видимо это и есть - реальная школа. Потому что при бесплатном среднем и высшем образовании, наверное, трудно объяснить чем-либо другим подобный выбор родителей. И мне как-то сразу стала жалко эту женщину, жарящую сосиски с утра до вечера. Когда я уходила, то подарила ей коробок спичек из моей сувенирной коробки. Коробка на фото, сейчас в ней хранятся немецкие конфетки, лакрица, там, трюфели. А скоро я тоже сделаю серию фотографий с традиционной немецкой едой. Она того стоит.
Хлебушко
Все-таки как разлагает разлагающийся Запад! За 1,5 месяца пребывания здесь я ни разу не купила буханку хлеба. Только нарезанный. И вот решила все же попробовать. Купила какой-то "северный" хлеб. Оказывается, как приятно его резать! Какое-то теплое чувство возникает, когда режешь хлеб.
А бутерброд в Германии не с колбасой. С колбасой так и называется - колбаса (или сыр) с брецелем, т.е. маленьким хлебушком. А с котлеткой - это гамбургер. Я теперь знаю, чем отличается гамбургер от берлинера. Гамбургер с котлеткой, а берлинер сладкий пончик, иногда с кремом. Я ела в Ротенбурге с ванильным. Оч вкусно. А бутерброд с маслом всегда с таким вот брецелем.
Он разрезается пополам вдоль всего кренделя и мажется маслом. Т.к. я не знаю, какое масло лучше, какое хуже, я покупаю чаще "альпийское". Альпийское масло, альпийское молоко. Здесь в Швабских Альпах это самая вкусная еда.
P. S.
А у хозяйки яблочный урожай и она мне приносит яблок. Спросила, что я люблю больше, яблоки или бананы. Конечно яблоки!- ответила я. Откуда же она здесь бананы возьмет?
"Реквием"
Продолжим наши искания. 1 ноября в земле Баден - Вюртенберг выходной. Католики отмечают день поминовения всех усопших. У протестантов этот "праздник" в другой день. И это не выходной. Опьять же понятно, т.к. было бы странно вначале стрелять друг в друга из мушкетов, а потом вспоминать вместе об убитых в этих войнах за одну, известную лишь только им истину. Кстати именно из этических проблем, связанных с религиозными войнами, когда по разные стороны баррикады оказывались близкие родственники, берет начало всем известная западная толерантность.
А я о выходном и не знала. Пришла в универ к 8 (!) часам, а там все закрыто. И вообще все закрыто. 2 часа ждала автобус обратно, а вечером снова поехала в город на концерт. Вообще то я никогда раньше классику не любила. Из музыкалки меня вообще выгнали за неуспеваемость, т.к. не любила я это все. Баха особенно, когда одна маленькая детская ручка должна играть одну мелодию, а другая такая же маленькая детская ручка - совершенно другую. Практически независимо друг от друга. Жуть! Никогда не забуду. И в России особо на музыкальные классические концерты не хожу. Но здесь, здесь духовную музыку исполняют в церкви. Там, где ей и место на самом деле (это к вопросу о поиске сакрального). В этот раз я пошла к католикам. Католический собор святого Иоанна евангелиста (хоть что-то евангельское в названии да есть, конформисты, блин). Пришла раньше, т.к. боялась не найти, или что автобуса в праздник не будет или еще чего. Там все было закрыто, и я побрела искать хоть какое-нибудь кафе. А во всех кафешках старого города - Хеллоуэн! Тыквы со свечами внутри и атмосфера. Манекены H&M одеты во все черное, а на маленьком манекеньчике детский свитер с "веселым Роджером". Не трудно представить пролетающую мимо ведьму. Ну, я попила кофе и вернулась в храм. Католический храм меньше евангелического собора. И построен, скорее всего, в XX веке. Фигурки святых и витражи на окнах - а ля Шагал, оч стильно. И распятие в алтарной части символическое, т.е. фигура на кресте есть, но мы можем догадаться только, хто это. И акустика. В отличие от той церкви, где был Мендельсон, здесь не было аппаратуры. Т.е. от технического прогресса - только железные люстры, свисающие с потолка. И в алтарной части горят 4 огромные свечи, создавая атмосферу живого сакрального действа. Но билеты все же были.
Я заняла место, согласно купленному билету и обнаружила под ногами еще одну скамеечку. Т.к. сосед на нее поставил ножки, то и я тоже, хотя потом догадалась, что это для того, чтобы становиться на колени. Надеюсь, они при этом подкладывают какую-то тряпочку, или я заранее испортила чью-то дорогую одежду? Вообще, подставку можно было и убрать, но как убрать с нее ноги соседей по скамейке? Пел хор, не большой, и еще играли на какой-то то ли лютне, то ли бандуре с огромным штифтом и круглой снизу. На самом деле исполнялось много произведений авторов разных веков. Живым голосом без микрофона. Иногда он или она заходили в алтарную часть и пели оттуда. И голос становился другим, глубже чтоли. А еще в декабрьские адвенты там будут исполнять григорианские хоралы и музыку английского Ренессанса. А крючочки для сумок на спинках сидений прибиты намертво.
На фото - фото этого самого католического собора. Естественно внутри я не фотографировала.
Оратория N 2. Гендель "Саул"
Место действия - то же. Штифт. Евангельский. Так это зовется здесь. Тех, кто не знаком с царем Саулом, отсылаю к 1 Книге Царств в Библии. Был такой царь-неудачник, всю жизнь боролся со своим зятем Давидом. Процарствовал 40 лет и умер от меча, что по средневековой традиции даже достойно, а вот древние евреи такой смерти не принимали как должное. Смерть должна быть среди чад и домочадцев, и чтобы в лавке - никого. У того Саула был сын Ионафан - друг зятя и дочь Мелхола, которая, когда Давид от Саула бегал, вышла замуж вторично и опять по любви и дети у нее были, не смотря на Давидовы проклятья. Давид вернулся, Мелхолу затребовал обратно, а потом ее детей выдал в качестве заложников врагам. Те их и порешили, так что проклятье Давид исполнил можно сказать собственноручно. Но народ любил Давида. Саул, когда переживал по этому поводу, обратился к колдунье, чем навлек на себя еще большие беды. Короче, наш человек - шлемазл еще тот. О том и оратория. О нем многое писали, даже, насколько я помню, Жаботинский. Пел хор, а еще сопрано, бас, мой старый знакомый тенор и мужчина - альт, певший тонюсеньким голосом партию Давида.
На улице льет дождь. Холодно, но настоящей зимы здесь не бывает. А в соборе на скамеечки положили теплые длинные во всю скамейку подстилки. Думаю, мне в России будет не хватать этой европейской заботы о каждой... , ну Вы понимаете). А потом я пила грог в кафе. Это оказался стакан с горячей водой и рюмочка рома. И длинная ложка, чтобы это все мешать. А еще в меню я увидела "русский шоколад" - это горячий шоколад с ромом. В России я такого не пила, но просто шоколадку с ромом я люблю, и думаю не я одна в стране моего гражданства.
На фото фонтаны возле собора и на ратушной площади, в которые я обязуюсь высыпать всю российскую мелочь перед отъездом.
Ройтлинген. Город распродаж
Началося! Вовсю идет предрождественская распродажа. Знакомая посоветовала мне поехать в Ройтлинген, соседний город, в котором магазинов и выбора больше, а цены дешевле. Все же Тюбинген дорогой город, тут живет профессура, у которой деньги есть и студенты, у которых их нет вовсе. А я "мелкий буржуа", у меня их не много и я хожу по распродажам. Ездила я туда аж 2 раза. Во второй раз меня ждал сюрприз, рождественская ярмарка. В крупных городах они весь декабрь, а в мелких по 3 дня. Я пила глинтвейн, ела сосиски и впервые попробовала жареные каштаны. На вкус они как смесь земляного ореха с печеной картошкой и ароматом ванили. Короче ни на что не похоже.
В каждом городе есть какой-нибудь знаменитый соотечественник, в Ройлтингене это Ф.Лист. А музей оказался ваще бесплатным, Рождественский подарок. Фашисты в подвале, дальше средневековье, потом Новое время, видимо распределяли по уровню дикости. В средневековом отделе была даже камера пыток. Я думала в воскресенье пойти на концерт старинной музыки во дворе этого же музея, но побоялась "приступа культуры". (Кстати скачанная масяня спасает меня долгими дождливыми зимними вечерами)
Страсбург
Ну вот и настал этот день и этот час. Приехала сестра, и мы с ней направились во Францию. Правда, тот кусочек Франции, который мы увидели, был очень немецким. Но граница, которой в реальности не было, почувствовалась по духу. Свободолюбивый дух Франции выражался в большом количестве мусора на улицах и выбитом стекле на жд станции. Мы сразу поняли, что добрались. Мне даже как-то полегчало.
Страсбург - очень немецкий город. Толпы немцев едут туда на выходные, а другие толпы им отвечают из за прилавков магазинов, киосков с рождественским глинтвейном и палаток с французскими багетами с сыром, колбасой и тд. Город похож на Питер, или таки Питер похож на европейский город. Суда того самого, по правам человека не видели. Вообще 5 часов - это очень мало. Не зная французского, мы запомнили 3 слова: пардон, мерси и гар де Страсбург - это вокзал. Помогло. Так, были около университета, около протестантского собора, в замке, в котором теперь музей, и в соборе Нотр дам де Страсбург. Последнее рядом. Это огромный собор в готическом стиле. Как сказала Ася, эсктроверт чувствует себя там неуютно. Видимо я интроверт. Фотки ниже. В музее мы поняли, что современный национальный герой Франции - это Атерикс. В археологической части он был везде. А еще были выставлены бутылки из под вина, коробки из под стиральных порошков и тд с античными названиями, типа Гермес. Картины - это 2 этаж, археология была в подвале. Нас поразили фламандцы своим натурализмом, ну, только что забитые зайчики выбивают слезу. А на первом - комнаты дворца, судя по всему изначально немецкого, века эдак 18. Вообще, любой дворец - это шикарная коммуналка. Мне бы было сложно жить в мире проходных комнат. Единственная, которая мне понравилась - это комната прислуги в углу, потому что уютная и не проходная. Сравнимо с Петергофом. Эрмитаж посолиднее. Зато и разрыв между бедными и богатыми был больше. Результат известен.
А потом мы заблудились. Но встретили русского, продававшего матрешки. Он указал путь к вокзалу обратно в Германию. Ехали по специальному дешевому билету земли Баден - Вюртерберг. 4 часа туда, 4 - обратно. Купили тока косметику. Много и хорошей. Вот и все путешествие.
Фенита ля комедия
Последние дни в Тюбингене. И в Германии тоже. В четверьг меня пригласил известный во всем мире профессор. Он читал мою статью и хотел обсудить. Он живет на одной из гор Тюбингена. Там дорогие квартиры и очень престижное место. Сама встреча достойна описания, т.к., как я поняла из разговора с моей немецкой подругой, это типичный немецкий профессор. Культура. В огромном кабинете с книгами за маленьким столиком мы сидели в креслах, пили чай из дорогого фарфора и разговаривали. Потом мне завернули в пакетик печенье, дали книжки, и профессор подал мне пальто.
А дальше была кутерьма сборов домой. Домой! Как я скучала! Мы встретились с сестрой во Франкфурте. Оставили мои вещи в камере хранения и пошли гулять. Франкфурт - смесь немецкой старины и Манхеттена. НЕБОСКРЕБЫ И СОБОРЫ.
Мы пили вино в какой-то башне. Мы решили, что там жила Рапунциль , ну та, с длинной косой. Еще потратили кучу времени на музей, пока искали, пошли не в ту сторону. Музеев во Франкфурте куча. Всех не обойдешь. Музей мировых культур оказался про негров Африки. Кстати, за слово "негр" в Германии могут посадить, а у нас это слово не имеет отрицательной коннотации. А я хотела в Еврейский музей. Когда мы пришли, он уже закрывался. Меня пустили бесплатно, а Ася сидела в кошерном кафе. Я очень быстро обежала все.
А потом задержали самолет. Можно было согласиться лететь на другом самолете через Москву. Тогда бы компенсировали 400€ наличными или 500€ чеком. Еще я заплатила кучу денег за перегруз багажа. А через Москву я не полетела, т.к. хотела ДОМОЙ! Туда где снег. Надо сказать, в последний месяц я болела, т.к. дождь, а дома снег и я выздоравливаю.