Мартышка Лю : другие произведения.

Чижик-пыжик, где ты рыл?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заметки о современном плагиате


  
   Мне давно не давала покоя слава автора произведения "Лев Толстой, как зеркало русской революции". Но, ничего подобного не получалось - может быть, моих способностей для этого недостаточно? А, может быть, столь колоритные фигуры, как Лев Толстой, перевелись?
   И вот, в последнее время судьба свела меня с Валерием Александровичем Чижиком
   (http://zhurnal.lib.ru/c/chizhik_w_a/)...
   Читать его публикации мне, признаться, вначале не приходило в голову - вполне достаточно было его выступлений в общественных местах, как-то: форумы и страницы авторов Самиздата. А, при взгляде на раннюю фотографию автора, и вовсе пропадало всякое желание - там был изображен волосатый и не слишком опрятный человек, одетый во что-то похожее на медицинский халат, быстрым и неровным почерком заполняющий чью-то (может быть, свою?) историю болезни.
   Чем г-н Чижик привлек мое внимание?- Своим невероятным литературным стилем, который причудливо сочетает в себе высочайшие претензии на всемирную значимость написанного им, глубочайшую тривиальность (приближающуюся к полному отсутствию) собственных мыслей и широчайшую эрудицию, проявляющуюся в обширном неточном цитировании самых разнообразных источников - от Библии до детского матерного эротического фольклора - как правило, без точного указания первоисточника.
   "Не может быть!" - воскликнет в этом месте просвещенный читатель - "такого просто не может быть в природе!". Признаться, у меня тоже вначале были такие мысли, но, чем больше я знакомился с тем, что г-н Чижик называет своим творчеством, тем больше находилось подтверждений в правоте моей догадки: Чижик является одним из ярчайших представителей плагиатного направления в современной литературе!
  
   Что такое плагиат - в общих чертах всем известно - это деятельность, в процессе которой некое лицо пытается присвоить себе творческие результаты и авторские права другого лица, путем полного или частичного заимствования ранее написанных текстов (здесь речь идет только о литературе). Что такое современный плагиат и чем он отличается от плагиата классического - требует дополнительного изучения...
  
   Начнем с того, что плагиат, очевидно, является своеобразной разновидностью воровства. Его своеобразие в том, что:
   1. Украденным нельзя пользоваться тайно - в этом случае его нельзя считать украденным. Например, некто переписал стихотворение Пушкина и читает его для себя в минуты досуга - разве у кого-нибудь повернется язык назвать его плагиатором?!- Отнюдь, наоборот - всякий скажет, что он занимается достойным делом, повышая свой культурный уровень.
   2. Украденным нельзя пользоваться явно - в этом случае любой вор подвергает себя опасности быть пойманным. Например, некто переписал стихотворение какого-нибудь малоизвестного поэта (взять хотя бы Евтушенко) и читает его, как своё, в кругу друзей. Хорошо, если его друзья так же малокультурны, как он сам, и никогда не читали стихов этого поэта! А, если хоть один читал и что-то такое помнит? Он ведь вполне может при публике спросить по простоте душевной: "А у кого ты спёр этот стишок?"
   Я уж не говорю о том, что, в наш век Гугла и Интернета, не представляет никаких проблем проверить любой стишок: Был ли он когда-то опубликован?
   3. Украденное нельзя продать: никто не захочет платить деньги за то, чем он не сможет воспользоваться явно. В этом случае, в отличие от других краж, независимо от длины цепочки продаж, никто из покупателей не может считаться "добросовестным приобретателем". Конечно, вор может обмануть покупателя, как это было, вероятно, в случае кандидатской диссертации, купленной В.В.Путиным. Однако, когда обман раскроется, продавец рискует потерять гораздо больше, чем получил при продаже...
  
   Основные черты классического плагиата
  
   В прежние времена плагиат считался предосудительным деянием. Если какой-либо ученый был уличен в этом, он мог спокойно прощаться с научной карьерой и "переквалифицироваться в управдомы". Поэтому, как в случае прелюбодеяния, те, кто им занимался, старались предохраняться от нежелательных последствий.
   Классическому плагиату были присущи такие черты, как:
   1. Построение непересекающихся областей распространения. Например, если оригинал был написан на английском языке, то плагиат делался в переводе, например, на русский. Если оригинал был в академическом журнале, то плагиат - в отраслевом, с грифом "ДСП", а лучше - "Секретно". Если песня была написана автором, живущим где-нибудь в Африке, то она исполняется по местному радио где-нибудь в районе Чукотки;
   2. Выборочность цитирования. Из оригинала извлекаются только наиболее важные места, которые обильно разбавляются "водянистым текстом плагиатора";
   3. Скрытность цитирования. В процессе переписывания оригинальный текст подвергается правке, не меняющей его смысла, но затрудняющий возможное доказывание факта плагиата. В простейших случаях щедрой рукой разбрасываются знаки препинания, включая точки. Это было обосновано и распространенной в то время технологией "письма" - большинство текстов писалось ручками (ручками авторов с помощью авторучек), поэтому некоторые описки были просто неизбежны...
   После этого предложения могут перемешиваться в новом порядке. Могут переставляться местами главы и абзацы исходного текста. Плагиатору приходится постоянно решать дилемму: увеличивая размер "единицы заимствования", он повышает риск быть пойманным, а сокращая его (вплоть до отдельных слов и букв) - резко увеличивает свой объем работы!!!
   (Честное слово: чем такие мучения - лучше писать самостоятельно! :о)
  
  
   Современные тенденции плагиата.
  
   Некоторое время назад мне казалось, что плагиат, развиваясь, со временем становится всё изощреннее. Однако, последние события и, в частности, пример того же г-на Чижика, показывают, что такая точка зрения на современный плагиат глубоко ошибочна...
   Плагиатор, по сути,- паразит на теле культуры. Соответственно, чем ниже уровень культуры (а его неуклонное снижение, кажется, никто уже даже не оспаривает), тем ниже и уровень плагиата.
   Далее, сдерживающим фактором в распространении плагиата являются моральные нормы общества и отдельных индивидуумов. Думаю, никто также не станет спорить о том, что мораль современного общества развивается в сторону снятия каких-либо общепринятых норм, во имя приоритета "прав человека". И вправду, что может быть важнее прав человека, если у этого человека нет Бога?!
   Чего и кого стесняться, когда вокруг только такие же, как ты?!
   Если вспомнить старые фильмы типа "Летят журавли", "Высота" и т.п., то там даже поцелуи не показывались в открытую - выбирался такой ракурс съемки, что не понять, что они там делают? То ли целуются, то ли обнюхивают друг друга?
   То ли дело современные сериалы: герои, как лягут в постель в первой серии, так и не вылезают до последней (123-ей), только партнеры меняются...
   К тому же, когда страна разворовывалась целыми отраслями промышленности, земли скупались по дешевке десятками тысяч гектаров, диски с компьютерными программами, песнями и фильмами нелегально тиражировались (-уются) миллионами экземпляров - кто обратит внимание на незаконное копирование какого-то текста?! В России интеллектуальная собственность никогда не была в особой цене - ценились вещи материальные: нефть, золото, железо, зерно, пенька и т.п. И в наши дни мало что изменилось в этом плане.
  
   Характерные признаки современного плагиата
  
   Учитывая перечисленные выше тенденции, современный плагиат приобрел такие новые признаки:
   1. Беззастенчивость. С учетом снижения уровня общественной морали, плагиат теряет последние сдерживающие факторы. Производится открытое заимствование (использование) чужих текстов (полностью или большими кусками) без оглядки на авторские права. Свежий пример: главным правообладателем на песни В.Высоцкого является его сын. Один из коллекционеров его магнитофонных записей обратился к сыну с просьбой разрешить изготовить несколько копий для других коллекционеров - сын отказал. Тогда коллекционер сделал это без разрешения - суд признал его виновным в нарушении авторских прав.
   2. Всеядность плагиатора. Он может таскать тексты из самых разных первоисточников, начиная с Библии и заканчивая детским эротическим фольклором
   3. Коммерциализация плагиата. Выделение во всех отношениях коммерческой составляющей отразилось и на плагиате. Плагиатор делает свое дело не столько для того, чтобы погреться в лучах чужой славы, сколько в желании "по-легкому срубить бабки". Использование чужих произведений без обязательных авторских отчислений позволяет извлечь незаконную прибыль.
   4. Искажение смысла оригинала. Это, пожалуй, самая опасная черта современного плагиата. С учетом низкого уровня общего развития плагиатора, он, зачастую, не в состоянии даже почувствовать глубины смысла исходного текста, и предлагает потенциальному читателю совершенно произвольные его толкования. В первую очередь это относится к Библейским текстам. Как некоторые, наверное, помнят, правом толкования Святого Писания всегда обладал ограниченный круг лиц, в основном - самые авторитетные церковнослужители. Сейчас же за толкование Библии берутся все, кому не лень.
   5. Присвоение чужому тексту отсутствующего в нем смысла. В этом случае используются обтекаемые формулировки типа "Лев Толстой учил тому-то и тому-то...". Читатель может задаться вопросом: "Где же здесь плагиат? Автор не только не крадет чужой текст, но и напротив - добавляет к нему свой..." - Однако, кое-что он все-таки пытается украсть, а именно - авторитет первоисточника, который он пытается присвоить своим произвольным и, возможно, внешне правдоподобным мыслям. Здесь также в первую очередь следует упомянуть Библию: в связи с ее большим размером, формально опровергнуть наличие в ней какой-либо мысли довольно трудно. К тому же, в читателе срабатывает ложная скромность- спросить: "Где именно в источнике утверждается то-то и то-то?" - кажется неприличным...
   Указывая на опасность таких толкований, "Откровение Иоанна" заканчивается предостережением:
   22,18
   И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
   22,19
   и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
  
   Аналогичный пример легко найти у Чижика. Позволю себе целиком процитировать одну из его коротких публикаций "Чуксин, Резников, Егорыч, Май и др.":
   Библия учит нас, что неважно на какой земле ты живешь, из какого происходишь рода, каким богатством владеешь, на каком языке говоришь и каково твое социальное положение. Важно одно: чтобы ты был в постоянном общении с Богом.
  
   Для столь короткой публикации у вдумчивого читателя возникает слишком много вопросов:
   - как название публикации связано с ее содержанием?
   - где в Библии это написано? Библия не позволяет произвольного обращения с собой, в ней каждое слово и знак препинания веками находятся на определенных местах.
   - кого автор подразумевает под словом "нас" ?- Всё прогрессивное человечество? Всех своих близких родственников? Всех авторов Самиздата? Для любого из вариантов нужно иметь достаточно веские обстоятельства.
   - кажется весьма сомнительным, что автор следует тому, чему "его учит Библия" - уж слишком много времени он проводит в склоках на Самиздате и вряд ли у него остается достаточно времени для "постоянного общения с Богом".
  
   В свое время Артур Шопенгауэр сказал: "Кто ясно мыслит - ясно излагает".
   Даже из беглого знакомства с публикациями г-на Чижика (в первую очередь - с его монументальным трудом "Знания и мудрость") ясно, что, несмотря на обильное заимствование мыслей умных людей, ни то, ни другое ему в ближайшее время не грозит.
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"