Аннотация: Есть ли у нас братья по разуму во вселенной?
ОТРЫВОК ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННОЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ КНИГИ "ЗАГАДКИ ЭВОЛЮЦИИ В НАУКЕ И РЕЛИГИИ.
Кто же человек во Вселенной: гость или хозяин?"
Сергей Мартиросов
Внеземные цивилизации
В отличие от иудаизма и христианства космология в древнем индуизме была разработана во многих деталях в связи с описанием жизни богов и людей. Причем события духовной и материальной жизни развертываются по всей Вселенной и в духовном мире. В вопросе о жизни во Вселенной индуизм демонстрирует осведомленность, способную смутить современного человека, привыкшего получать подобного рода информацию о материальном мире из научных изданий.
Существование духовного мира и бессмертных душ есть главное знание религий. Души пребывают в материальных телах, и после очищения от скверны грехов возвращаются в духовный мир, в Лоно Господа Бога. Объясняя путь освобождения душ из земного плена для возвращения их в духовный мир, индуизм указывает на огромное разнообразие видов живых существ, через тела которых проходят души. В зависимости от индивидуального духовного развития душа переходит от организмов более низкого уровня в более совершенные тела, вплоть до человека, а после уходит в духовный мир, если заслужит такую награду. Если душа греховна и находится на низком уровне развития, она начинает свой путь к освобождению в самых примитивных организмах, например в бактериях. По мере совершенствования душа перемещается вверх по эволюционной лестнице, пока не достигнет человеческого тела. Только пройдя через человека и достигнув совершенства, душа может найти освобождение из земного плена. Миллионы лет души переходят из тела в тело, пока не достигнут такого духовного уровня, который позволяет им покинуть навсегда земной цикл рождения и смерти. Так объясняется многообразие живых существ на Земле. Такого рода рассуждения могут произвести впечатление на историка древней философии, но они не дают нам ничего для сравнения с современной наукой. Тем-то и интересен индуизм, что он знает такое, что невозможно случайно придумать. Индуизм не только говорит нам о многообразии живых существ, но и называет точную цифру видов, через которые может пройти душа. Число видов на земле считается равным 8,4 млн. Несомненно, что все люди догадываются о многообразии видов, но только биологи знают, что современная наука оценивает число видов в 10 миллионов. Такое совпадение цифр уже с биологией особенно удивительно. Совершенно непонятно, зачем нужно знать число видов живых существ при обсуждении духовных проблем, да и вообще цифровые величины как будто абсолютно не нужны религии. Эта цифра ничего не добавляет к вопросу о сущности души. Поэтому начинаешь смущенно думать, что ряд фундаментальных фактов науки стал достоянием индусского духовенства без специальной цели и без усилий с их стороны. Они пользуются этими величинами для большей убедительности при своей религиозно-просветительской работе. Вообще, одна из особенностей эзотерических знаний - оказаться осведомленным в чем-то без особой нужды в этом. Как будто существует некая энциклопедия в мировом пространстве, из которой особо посвященные могут черпать нужные знания.
В этой связи немалый интерес представляют знания древних индусов, касающиеся внеземной жизни и в особенности внеземных цивилизаций. По этой проблеме наука не имеет никакой фактической информации, несмотря на огромный естественный интерес человечества к этому вопросу. Как мы увидим ниже, религиозная философия индусов тоже не могла обойти этот вопрос стороной. И как всегда, неведомо откуда брахманы берут информацию, которая не может не удивить нас.
Утверждается, что в зависимости от своего порока или добродетели души не только переходят из тела в тело на Земле, но и путешествуют между населенными планетами во Вселенной. Причем планеты для пребывания душ имеются как во Вселенной, так и вне ее, то есть в духовном мире.
Высшие духовные планеты, такие как Кришналока, Галока Вриндавана, находятся вне материального мира и недоступны для наблюдателя из материального мира. Тот, кто достигает высшего совершенства в познании Бога, в познании Абсолютной Истины, освобождается навсегда от пребывания в материальном мире и переходит в духовные планеты. Те же, кто достигает заметных успехов в своем духовном развитии, удостаиваются попасть на высокоразвитые материальные планеты, такие как Брахмалока, Кандралока и Индралока, где живут полубоги. Постольку поскольку они все еще пребывают в материальном мире, они будут продолжать проходить через цикл рождения и смерти. При этом души могут переходить не только с Земли на высшие материальные планеты, но и перемещаться в обратном направлении.
Самое удивительное в индуизме, что на основе одного или двух духовных постулатов строится стройное здание теории духа. И в вопросе о душах дается детальное описание путей совершенства душ. Индуизм говорит нам постоянно о том, что освобождение душ происходит поступенчато. И в этой связи душам необходимо еще до перехода на планеты полубогов получать все лучшие и лучшие условия бытия для совершенствования своих знаний Бога. Поэтому помимо планет полубогов в материальной Вселенной имеется 400.000 высокоцивилизованных планет, где люди достигли высших форм социальной, политической и религиозной жизни. И, наконец, имеется несметное количество планет, где жизнь находится на ранней стадии развития. Земля же представляет собой чистилище, где душа очищается, чтобы перейти на высшие планеты. Она является местом промежуточного уровня развития души, между начальными стадиями жизни и высшими цивилизациями.
Нас, людей, в первую очередь интересуют 400.000 высокоцивилизованных планет, где, говоря современным языком, предполагается чрезвычайно высокий уровень технологий и социума. Современная астрофизика и астробиология склоняются к мысли, что жизнь на Земле является уникальным явлением даже для нашей гигантской Вселенной, однако никаких обоснованных вероятностных оценок пока не существует. Даже научный пессимизм в вопросе о том, что мыслящие существа во Вселенной должны быть редким явлением, подсказывает нам, как распорядиться 400.000 цивилизованных планет.
Чтобы представить себе, насколько 400.000 ничтожно в масштабах нашей необъятной Вселенной протяженностью в 10-20 млрд световых лет, нам придется обратиться к современной астрофизике. В нашей галактике около 10 в 11-ой степени звезд. Число галактик в видимой части Вселенной около 10 в 12-ой степени, причем наша галактика не относится к числу больших. Существование 10 в 23-й степени звезд во Вселенной подразумевает наличие неисчислимого количества планет. Вселенная так велика, что вероятность формирования жизни в ней довольно высока. Оценивая громадность Вселенной в вероятностной логике, следовало бы предположить возможность существования интеллектуальной жизни в разных частях вселенной. Тогда допустимо и существование планет с очень высоким уровнем технологии. Однако земные средства дальней связи не обнаружили пока каких-либо признаков технологических планет, находящихся хотя бы на нашем уровне научно- технического прогресса. Поэтому многие ученые-физики пришли к совершенно пессимистическому выводу, что земная жизнь является уникальным явлением во Вселенной и тем более в нашей галактике. Биологи в свою очередь считают, что интеллектуальная жизнь на Земле есть счастливое событие, впрочем, как и многие этапы эволюции Земли, и появление человека является чрезвычайно маловероятным и поэтому можно считать счастливым событием (см. Глава 2).
На первый взгляд кажется, что пессимизм современной науки в вопросе о возникновении жизни во Вселенной еще где-то, кроме планета Земля, не совпадает с видимым оптимизмом индуизма, утверждающего существование почти полумиллиона высших цивилизаций во Вселенной. Это не так, если мы попытаемся понять: а много или мало 400.000 цивильных планет на всю Вселенную? Вышеприведенные цифры о галактиках и звездах во Вселенной говорят нам, что на один триллион галактик приходится всего 400.000 высокотехнологических планет. Иными словами, на 2-3 миллиона приходится всего одна галактика с высокоразвитой технологией. Исходя из индуизма, становится понятным, почему мы не можем обнаружить никаких признаков высокоразвитых цивилизаций в космосе. Наши сигналы достигнут ближайших соседей, способных понять их смысл, в лучшем случае через десятки и сотни миллионов земных лет. Поэтому люди, утверждающие, что видели инопланетян, должны принять во внимание чрезмерно малую вероятность такого события. Я понимаю их растерянность при чтении приведенных расчетов, так как им кажется, что они действительно видели дископланы из космоса. Объясню, в чем дело, так как и моя семья видела 'дископланы'.
Я и десятки других физиков вместе с семьями возвращались домой из кинотеатра в наш городок физиков при Ереванском кольцевом ускорителе. Вдруг мы увидели на горизонте быстро приближающееся нечто, овальное и желтое, которое двигалось в нашу сторону с большой скоростью. Затем этот предмет резко повернул, полетел обратно и растаял в воздухе. Длилось это событие минут двадцать. В том районе, где летел этот предмет, небо еще долго оставалось желтым. Естественно, что все мы, включая наших детей, бурно обсуждали виденное явление. Одни считали этот предмет настоящим НЛО, другие полагали, что мы видели какое-то атмосферное явление или просто военные засекреченные испытания. Как всегда при наблюдении чего-то, похожего на НЛО, мнения разделились. Через 30 лет в такой же вечерний час, уже в Нью-Йорке, из Трайон-парка, что над Гудзоном, я регулярно наблюдал очень похожее движение самолетов, вылетающих из аэропорта Ньюарка в штате Нью-Джерси. Тот же желтый свет, та же оптическая иллюзия неподвижности в воздухе в определенные моменты движения, тот же поворот и движение в обратном направлении. Однако не было ни той скорости, ни той ошеломляюще желтой окраски темного горизонта. Выводы я не хочу делать, так как наблюдение осталось незавершенным и непонятым. Знание низкой вероятности существования инопланетян в нашем ближайшем окружении и возможность неизвестного мне события в атмосфере заставляют меня быть крайне осторожным с умозаключениями.
Возвращаясь к индуизму, замечу, что современная наука и в этом вопросе, недоступном для серьезного научного анализа, близка к индуизму, который утверждает, что интеллектуальная жизнь чрезвычайно редкое явление во Вселенной. Понимание нашей уникальности во Вселенной это тяжкий и хрупкий груз ответственности на плечах цивилизованного человечества. Поэтому так хочется найти во Вселенной братьев по разуму и гуманности.
Таблица.
Соответствие между космологическими данными в науке и религии. В скобках дана степень при 10. Например, 10(6) - это десять в шестой степени.