Скажу сразу: утверждать, что я нашёл исчерпывающее описание восторженной аудитории певца "Шамана", я не могу.
Но, по моим ощущениям, я наткнулся как раз на него.
Что это за ощущения?
С самого начала - это экзальтация публики вокруг заявления Шамана: "Я русский!"
С вызовом, демонстративно, напористо - против кого-то, кто считает быть русским постыдным или обидным, кто от осознания, что он русский (или принадлежит своей жизнью России) - страдает, как от некоторой ущербности, какого-то "недо-": недотягивания до уровня других наций или граждан других стран.
Лично для меня таких оттенков, в моём понимании, что я русский, никогда не существовало.
До 1991 года, когда я просто гордился, что живу в великой стране с великой историей и таким же будущим, и до катастрофических 90-ых, когда многие возопляли: "Россия гибнет!"
Да, в 90ые гордиться былым величием уже было несподручно, но я на удивление легко перенёс то, что Россия встала в один ряд с другими нациями. "Ну, жили же другие народы, не будучи "самыми-самыми", проживём и мы, ничего страшного", - думал я (В жизни мне как-то особенно "повезло" постоянно выпадать на литовцев, соседствовать с ними даже в одной комнате - вот им-то каково жить в таком небольшом государстве? - всегда про себя удивлялся я. - Но ничего ведь, живут! Да и другие - тоже, в государствах, которые по нашим меркам вообще "карлики")
Что до того, что Россию будто бы принижают, "оттирают" или "задвигают", тут мне с самого начала сопутствовало олимпийское спокойствие:
"Величайший писатель (рядом - можно поставить разве что Шекспира) Лев Толстой написал величайший роман человечества "Война и мир" (добавлю сюда и то, что это роман о самых значимых мировых событиях 19го века) в РОССИИ, на РУССКОМ языке".
После этого сомневаться в величии нашей страны для меня было просто нелепо, а главное - мне не требовалось больше никаких доказательств нашей, России, богатырской судьбы, её силы, мощи и огромных и светлых перспектив.
Но, видимо, не все были столь невозмутимы в вопросе о месте России в мире, многих текущие трудности нашей страны угнетали, ущемляли, может быть, даже ломали. Не было у них в распоряжении таких абсолютных ориентиров, как у меня (а я же сказал, что после вспоминания "Войны и мира" искать других доказательств просто больше не считал нужным, хотя, конечно, в случае необходимости нарыть их огромное количество мог бы без особого труда).
А тут вдруг врывается парень, который вопит о том, что он русский, да ещё с каким-то удивительным исступлением - так, словно до этого многие годы ему запрещали это говорить. Да ещё и гро зит поквитаться с миром ("всему миру назло") который русским ему быть и себя называть очень долго мешал.
Какой контраст со спокойной и величавой, слоновьей, поступью нас - тех русских, которые своей принадлежности к нашему народу никогда не стыдились!
И вот этот-то надрыв певца внезапно и получает удивительно широкий отклик у слушателей, которые, получается, тоже только вчера (а, может, и сегодня, на концерте Шамана) только что вырвались из-под "векового угнетения" себя кем-то зло бным и всесильным.
Кто вот прямо мешал им жить и творить, а теперь вдруг мешать перестал.
Свобода! Вольная воля! Наконец-то!..
А то, что "заперли" себя в неволю они сами, своим малодушием, слабостью и неверием в свои силы, они даже не замечают.
(Уверен, что солдаты "Бородина" Лермонтова во юют с нашими парнями на CBO бок о бок. Они бо йцы одного и того же воинства, всегда были в одном строю. Просто черёд иди на вpaга сегодня выпал э т и м, взамен былых, тех).
Так что же я прочитал о тех, которым песни Шамана показались "глотком свежего воздуха", неким освобождением?
Статья называется "Рак, инсульт, инфаркты. Интересное наблюдение о судьбах тех, кто застрял в запрещённом Фейсбуке", написала её Анастасия Миронова.
Она с удивлением отмечает, что в последнее время у пользователей Фейсбука открылась просто лавина суровых болезней, и пытается найти этому объяснение.
Помимо первого кандидата в причины такой эпи демии, одиночества, слабой встроенности в реальный (не путать с виртуальным!) социум, она предполагает и второй возможный фактор.
Цитирую:
"Вариант второй: эти люди заболели на почве продолжительного невроза. И дело даже не в событиях последнего года.
Они много лет живут с ощущением враждебности среды, они не замечают перемен в России и до сих пор представляют ее по ужасам из 90-х
Они уверены, что нет бесплатной медицины, что пенсионеры, учителя и врачи нищенствуют, что дорог в стране тоже нет, кругом бандитизм... Это законсервировавшаяся максимум в середине 2000-х страта, которая не может посмотреть вокруг себя трезвым взглядом и страдает от многолетней фрустрации, потому что картина мира, какую эти люди видят, не соответствует их представлениям о правильной достойной жизни.
А тут еще все эти разоблачения запада. Они верили, что там рай. Был образ, идеал, к которому стремились. Была мечта, которая их грела - уехать на запад или жить, как на западе. Но сейчас они видят, что там жизнь не лучше, а нравы порой куда жестче. Это ранит, угнетает. Вот и результат.
Думаю, дело в этом. Люди, которые сами себя извели многолетним слепым возмущением. В России много есть всего, чем стоит возмущаться. Но эти возмущаются из года в год тем, что осталось у нас в прошлом".
Удивительно, но портрет этих "добровольно-угнетённых" людей очень похож на описание тех, для кого вопль "Я русский!" стал избавлением и особого рода терапией. Вот шагом в излечении именно такого комплекса неполноценности, давившего их даже не годы, а десятилетия.
Это слабые люди, которые не смогли разобраться в событиях, чередою происходящих в нашей стране и с нашей страной, сами, без поддержки извне, без костылей, отсутствие которых до сих пор мешало им ходить, двигаться.
И вот, наконец, пришла помощь! Наконец, им объяснили, кто они и к какой общности принадлежат. Какое для них наступило облегченье!
Вот откуда такой массовый восторг от песен Шамана, полагаю я. - Это массовое освобождение слабых людей от добровольного paбства, в котором они сами себя, по своей душевной и духовной немощи, столько лет продержали.