С тех пор, как я познакомился с творчеством Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, я, сравнивая их, видел одно и то же.
Стихи Ахматовой для меня - это великолепные мраморные скульптуры. Законченные, совершенные и безупречные.
И при этом живые, с бьющим в них пульсом, которые трогают и волнуют.
Марина же Цветаева - это какой-то гигант, с нечеловеческой силой выламывающий из скалы огромные глыбы мрамора - для будущего создания чего-то невероятно прекрасного и грандиозного.
Что она замыслила? - мы уже никогда не узнаем, но в том, что замысел этот был прекрасен и велик, сомнений нет никаких.
В то время, как любое произведение А. Ахматовой законченно и самодостаточно, представляет из себя то, к чему уже нельзя ничего ни прибавить, ни отнять, у М. Цветаевой таких "законченных" произведений значительно меньше. Их вообще, по-моему, ничтожно мало, потому что в большинстве своих творений она рвётся куда-то вдаль, к другим, не видимым нам горизонтам. Её стихи словно разорваны, не закончены, они только обозначают, что должно быть ещё создано, но время чего ещё не пришло.
Тем не менее у этих двух таких разных поэтесс, идущих словно бы в противоположные стороны, есть по одному стихотворению, в которых они "пересекаются" - кажется, единственный в творчестве каждой из них раз.
Это небольшие зарисовки, изображение простой русской девушки (или лучше сказать "красной девицы"), родом из русского фольклора, отмеченной одними и теми же чертами: скромностью, трудолюбивостью, целомудрием и чистотой своих помыслов. Послушной и с неизменно потупленным взором. Тот народный идеал, который сложился у русской нации в её песнях, сказаниях, картинах. И А. Ахматова, и М. Цветаева каждая в какой-то миг перевоплотились в эту "красну девицу", и вот что из этого вышло.
У А. Ахматовой это:
Я с тобой не буду пить вино,
Потому что ты мальчишка озорной.
Знаю я, у вас заведено
С кем попало целоваться под луной.
А у нас тишь да гладь,
Божья благодать.
А у нас светлых глаз
Нет приказу подымать.
Но если в стихотворении А. Ахматовой чувствуется игра, шаловливость, кокетство, то у Марины Цветаевой:
Бельё на речке полощу,
Два цветика своих ращу.
Ударит колокол - крещусь,
Посадят голодом - пощусь.
Душа и волосы как шёлк,
Дороже жизни добрый толк,
Я свято соблюдаю долг,
Но я люблю вас, вор и волк.
Марина Цветаева и в такой небольшой зарисовке - почти что "на заданную тему" высказалась кардинально иначе, чем А. Ахматова.
В её стихотворении уже заложен динамит для какого-то грядущего взрыва. Взрыва, масштабы которого мы пока не можем ни увидеть, ни вообразить.