Уже догадались? Думаю, что те, у кого мозги включаются быстро, уже пробежались по своей памяти и тоже наткнулись на то, что занозой торчало в восприятии ими военных фильмов и сразу вспомнили этот.
Сегодня в ленте публикаций Дзена я наткнулся на заголовок, сообщающий, что фильм, о котором я хочу сказать, снят на основе реальных событий и... на очередного, нового, исполнителя, который подступился к пению этой "легендарной" (а, может, ещё и "культовой"?) песни.
Но лично меня она всегда корябала своей неуместностью в фильме, который снят вроде бы о войне, неожиданным "концертным" исполнением при вроде бы бытовой ситуации, и разваливала весь военный фильм полностью, убивая его гражданский, патриотический и героический смысл.
"Как-то утром на рассвете
Заглянул в соседний сад.
Там смуглянка-молдаванка
Собирала виноград".
Вот как! Молодой человек впервые поинтересовался тем, кто живёт с ним по соседству и обнаружил там... молдаванку.
Интересное открытие! Хочется спросить, а он вообще знал, что (и сам тоже) живёт в Молдавии? Конечно в ней, иначе не смог бы так быстро определить национальность своей соседки.
Но если там все молдаване, зачем отдельно выделять национальность обнаруженной по соседству незнакомки? Загадка.
Решив подкатить к смуглянке, наш герой открыл ещё более интересные вещи - про "партизанский наш отряд". То есть - в советской стране, оказывается, идёт война, а он находится на оккупированной немцами территории.
Смуглянка, тоже, видимо, впервые увидевшая своего соседа - то ли вышедшего из многолетней комы, то ли только что свалившегося с луны, не растерявшись, приглашает его присоединиться к партизанам, поскольку парень вроде бы призывного и боеспособного возраста. (Ну, ухлёстывать за девушками взрослый, а взять в руки оружие - что же?)
Получается, что она сама партизанка, просто отлучилась из отряда собрать урожай винограда. Уважительная причина, конечно же! Если только сам отряд не такой же "потешный" и бутафорский, как и деревня, где герой очнулся из небытия и неведения и отправился познавать окружающий мир.
Игривость и весёлость этой отмороженной песни (ну, в смысле - с только что размороженным пришельцем в молдавскую деревню) разом опускает и исполнителей этой песни, и её слушателей, и сам фильм до уровня дилетантски состряпанного водевиля, чего-то наподобие "Свадьбы в Малиновке", заставляя зрителя делать немалое усилие, чтобы зажать, прогнать, вычеркнуть это неуместное вкрапление в фильм и досмотреть его на серьёзной ноте.
Почему такая глупость просуществовала столь долго и даже получила статус "одного из лучших фильмов о войне"? - Для меня эта этическая и эстетическая неразборчивость и прокатчиков, и зрителей совершенно необъяснима.
Разве что следует вспомнить, что с концом СССР прекратило сниматься и хорошее кино о войне, и превзойти этот фильм, чтобы окончательно убрать его с наших глаз долой, стало нечему?
А современная волна съёмок новых "фильмов о войне" и римейков старых советских шедевров о ней имеет только одну цель - продемонстрировать, в полном объёме, как низко пал уровень режиссёров и исполнителей по сравнению с "золотой" советской эпохой.
Не говоря уж о катастрофически-плачевном уровне моральной и гражданской зрелости нынешнего поколения творцов-эпигонов.
Вот в их неуклюжих и безыдейных поделках такая песня была бы в самый раз.