Аннотация: Отключите политкорректность, включите внутреннее чутьё. И никогда больше не отбрасывайте его
Физиономистика. Люди, как вы это терпите?
Вчера выкроил время и посмотрел художественый фильм. Старый, 1995 года. Но устоять не смог: узнал, что в фильме играет мой любимчик, невероятный, потрясающий - Хью Лори, - этот факт стал решающим: так и быть, решил я, потрачу 2 часа, ради такого актёра - можно. (Да и Хью Грант, который тоже играет в этой экранизации, - всегда интересен. Просто пусть присутствует в кадре - и уже будет, на что смотреть).
Фильм "Разум и чувства", по роману Джейн Остин... Когда-то я его уже видел, но обратил внимание только на то, что Эмма Томпсон там абсолютно не уместна по возрасту, хотя ключевую сцену сыграла блестяще.
И вот сейчас с особым пристрастием вглядывался именно в Эмму. Нет, никаких морщин, усталости лица - там не было. Хорошо выглядит, даже свежо. Но внутреннее состояние - выдаёт сорокалетнюю женщину, хоть умри! Груз опыта, мудрость прожитых лет - вот видны на лице, и никуда их не спрячешь! Как бы хорошо ни выглядела Эмма - это сорокалетняя женщина, а не юная девушка! Девушка, по сценарию хоть и разумная, но всё же стоящая в начале жизненного пути, которая должна о чём-то мечтать, к чему-то стремиться, хоть в чём-то, но ошибаться...
Вот эту юность и счастье от предстоящей, открытой тебе жизни - Эмма Томпсон играть и не сочла нужным. Просто матрона-резонёрка, ходячая мораль. Юношеский порыв и "драйв" - актриса отбросила как лишние, по её мнению, в данном образе. И вышла скучной, неинтересной.
(Мне есть, с чем сравнивать. Дженифер Ehle (дьявол его знает, как фамилия эта звучит по-русски!) в аналогичной экранизации Джейн Остин, "Гордость и предубеждение", пусть и не совпадая, по моим представлениям, по типажу, сыграла всё-таки ю н у ю девушку Элизабет Беннет. Да и Лидию, 15летнюю сестру-дурочку в этом фильме, актриса с перезрелыми формами 35-летней женщины - сыграла убедительно в н у т р е н н е. Показав именно детские жизнеощущение и менталитет).
Но я не об Эмме Томпсон. Настоящий ужас вызвала у меня её "сестра", Кейт Уинслет. Я и так-то, по одним только фотографиям, уже понимал, что не смог бы посмотреть "Титаник", где, помимо слащавого для меня Ди Каприо, романтическую героиню играет эта актриса. Но данный фильм, "Разум и чувства" сто раз подтвердил мне, насколько я был прав.
Отвратительное, просто безобразное для меня лицо целых два часа маячило передо мной в качестве будто бы обаятельной (полковник Бернан вон сразу влюбился!) и милой юной особы.
Оно было "назначено" в этом фильме быть милой и привлекательной, но весь фильм меня корёжил чудовищный диссонанс. Диссонанс того, что я видел по лицу актрисы и того, что "должен был" видеть по замыслу авторов этого кино (ну, американцы же, что с них взять!)
Самое главное - это то, что мой жизненный опыт многократно мне подтвердил, что красота любого человека не связана с чертами его лица. Что даже и с таким длинным носом, вычурными бровями и разваленным ртом эта актриса могла бы казаться прекрасной, будь у неё другая внутренняя суть.
Но она именно безобразна: на лице, "зеркале души" отпечатались низкая суть и отвратительная душа. Для меня было мучением смотреть на актрису, не совпадающую с тем, что авторы фильма хотели мне навязать. Несовпадение резало мне глаз и заставляло плеваться весь фильм.
Но вот стОило ли мне об этом во всеуслышанье говорить? - наверное, возник вопрос у многих, кто это прочёл. Вкусы-то у всех разные, кому-то эта Кейт нравится, зачем мне так безрассудно вызывать на себя шквал негодования поклонников актрисы?
Но на деле мне глубоко плевать на любой "шквал". А сказать это я решил потому, что заметил, как в последнее время всё сильнее размывается в искусстве грань между искренним, подлинным, глубинно-верным - и подделками, только внешне похожими на настоящее.
Мало того, что я, с малых лет слывущий физиономистом, постоянно слышу: как это ты сразу разгадал человека, почему этого не понял никто из нас? Но ещё я недавно понял, что вот это отключение внутреннего чутья, пренебрежение своей человеческой интуицией в угоду навязываемым извне оценкам - губительно и для нашей культуры.
Чем больше мы будем принимать на веру то, что кто-то извне называет нам "хорошим", "замечательным", "грандиозным" - тем вернее мы потеряем настоящую культуру, связанную с нами внутренне и неоспоримо, через нашу душу, а не через громогласные уверения кого-то, что это она, культура, будто бы и есть.