Два "одинаковых" стихотворения - у А. Ахматовой и О. Мандельштама
Ещё когда-то давно, когда я впервые читал стихи Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, я обратил внимание, что у них есть два очень похожих стихотворения. Это сходство просто озадачивало меня, тем более, что и даты их написания у Ахматовой и Мандельштама были почти одними и теми же - разница в них составляла всего несколько дней.
Как будто поэты сговорились написать об одном и том же, как будто соревновались, кто лучше напишет на заданную тему, каждый при этом демонстрируя особенности именно своего творчества, своего подхода..
Теперь, когда в моду вошли различные "баттлы" - поэтов, рэперов, я опять задумался: а, может быть, это был своеобразный поэтический баттл? И даже поискал в Интернете информацию на эту тему. Но нет, ни о чём похожем на специальность в выборе темы речи нигде не было.
Да, поэты были знакомы, да, даже посвящали друг другу стихи (по крайней мере, Осип Мандельштам - Анне Ахматовой: "Вполоборота, о печаль, на равнодушных поглядела, спадая с плеч, окаменела ложноклассическая шаль...") - но вот о сговоре или поэтическом соревновании я там ничего не нашёл.
Так что же заставило двух разных поэтов сказать, почти одновременно, одно и то же?
Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь чёрную трубку,
Как странен дымок над ней.
Я надела чёрную юбку,
Чтоб казаться ещё стройней.
Навсегда забиты окошки -
Что там - изморось или гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.
О, как сердце моё тоскует,
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.
Это написала Анна Ахматова. А вот что написал, почти одновременно с ней, Осип Мандельштам.
От лёгкой жизни мы сошли с ума,
С утра вино, а вечером похмелье.
Как удержать напрасное веселье
Румянец твой, о пьяная чума?
В пожатье рук мучительный обряд,
На улицах ночные поцелуи,
Когда речные тяжелеют струи
И фонари, как факелы, горят.
Мы смерти ждём, как сказочного волка,
Но я боюсь, что раньше всех умрёт
Тот, у кого тревожно-красный рот
И на глаза спадающая чёлка.
Что чувствовали, независимо друг от друга, два разных поэта? Откуда и у того, и у другой эта нота экзальтации, чрезмерности в их тогдашнем бытие - и в то же время ощущение тревоги и удушья? Эти мысли о смерти?
Какие настроения и предчувствия висели, носились в воздухе тогда, в начале января 1913 года?