Ты лучше, чем Ничто. Верней: ты ближе и зримее. Внутри же на все сто ты родственна ему. В твоем полете оно достигло плоти; и потому ты в сутолоке дневной достойна взгляда как легкая преграда меж ним и мной.
Йосиф Бродский
Я, Алекс Маршалл, попробую об этом рассказать.
Мне кажется, что можно начать с путешествий в дальние страны, где воздух наполнен ароматами любви и цветов. И море,...которое состоит наполовину из воды, наполовину из любви.
Духи. Аромат женщины.
Женщина в белом идет по берегу моря, опаленному заходящим солнцем...
Маски, которые мы выбираем, маски, которые нас выбирают
Маски, которые мы выбираем, общаясь друг с другом
Маски, которые нас выбирают, общаясь между собой.
Речь пойдет о том, какие маски мы выбираем, общаясь друг с другом, откуда они берутся, кто их придумал и зачем они вообще.
Здесь я сделаю небольшое отступление и расскажу о своих путешествиях по Италии и Германии на фестивали масок. В конце, немного о Бразилии.
Я думаю, что судьбу изменить невозможно и с этим возможно будет согласно большинство моих читателей, но есть на земле место, где раз в году можно поменять почти все: лицо, одежду, пол, возраст, привычки, желания.
Чтобы пережить эти чудесные превращения, нужно всего лишь оказаться в феврале в Венеции: детские мечты, юношеские грезы, устремления взрослого человека, старческие надежды - все может исполниться в эти дни. Достаточно лишь надеть маску, забыть о реальности и слиться с карнавальной толпой, над которой всегда витает дух Чуда,
Я часто спрашиваю себя во время поездки в Италию: почему все это буйство фантазии и красок придумали именно здесь? У меня нет однозначного ответа.
Венеция
Рождество без снега, шаров и ели у моря, стесненного картой в в теле; створку моллюска пустив ко дну, пряча лицо, но спиной пленяя, Время выходит и волн, меняя стрелку на башне - ее одну.
Карнавал подарили миру итальянцы и в первую очередь венецианцы. С давних времен карнавалы здесь праздновали шумно и весело. На грандиозные театрализованные зрелища в города стекались толпы крестьян из близлежащих деревень. Да и сами горожане не сидели дома.
Именно из Италии этот вид празднества с веками распространился по другим странам, дав начало, знаменитым южноамериканским фиестам , фестивалям во всей Европе и в России. О них я еще расскажу.
.
КАРНАВАЛ - народное празднество с шествиями, уличным маскарадом (первонач. весенние праздники в Италии).
Венецианский карнавал масок - Карнавал карнавалов. Он самый известный и самый старинный, самый оригинальный и неожиданный: здесь царство масок и сама жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов.
Истоки венецианского карнавала уходят в далекое прошлое. Есть у венецианцев и легенда его появления полная приключений и благородства.
Тонущий город, где твердый разум внезапно становится мокрым глазом, где сфинксов северных южный брат, знающий грамоте лев крылатый, книгу захлопнув, не крикнет "ратуй!" в плеске зеркал захлебнуться рад.
Однажды в 998 году хорватскими пиратами были украдены местные девушки-невесты. Молодые венецианцы бросились в погоню и сумели отбить ценный груз. В честь успешного завершения спец. операции был организован большой праздник. Отсюда согласно легенде, и берёт своё начало карнавал, который ежегодно отмечается в начале февраля. Почему хорватские корсары похитили венецианских девушек неизвестно, но, зная горячность венецианцев связываться с ними, по меньшей мере, неосмотрительно.
Другая отличительная черта венецианцев и всех итальянцев в целом - любовь к шумным праздникам. Именно поэтому они были рады лишнему поводу для веселья. Таким образом, карнавал стал традиционным
За свою долгую историю венецианский карнавал пережил много взлетов и падений. На самом деле, если заглянуть в историю появления этого народного праздника, выясняется, что он берет свое начало аж от языческого, еще до христианского, праздника Римских Сатурналий. На время Сатурналий различия между господами и рабами как бы упразднялись - раб получал возможность поносить своего господина, сидеть с ним за одним столом. Более того, господин подносил своему рабу вино, а тот напивался подобно свободным римлянам. На время праздника выбирали лжекороля - прообраз будущего шута, который в конце Сатурналий, либо совершал самоубийство, либо погибал от ножа, огня или петли.
Сменялись эпохи, сменялись и праздники. Когда на смену язычеству пришло христианство, на многие "варварские" обычаи, традиции и празднества было наложено табу. Попал под него и этот праздник рабов и господ. Запрет продержался все средневековье.
Но прошли столетия, и наступила эпоха Возрождения. А вместе с ней - действительное возрождение народных праздников. В 1495 году в Венеции возрождается традиция проведения карнавалов. Площадь Сан Марко становится ареной, где специально натренированные собаки сражаются с быками. После кровавого зрелища на площадь высыпают акробаты, шуты и танцоры. Представление завершается пышным фейерверком. Поглазеть на праздник и поучаствовать в нем собирается население всей Венеции - и чернь, и дворянство. А чтобы не омрачать карнавал сословными предрассудками и, как во времена Древнего Рима, уравнять раба и господина, все надевают маски. Именно маски - основные действующие лица венецианского карнавала.
Период наивысшего расцвета венецианского карнавала пришелся на XYIII век - танцы на площадях, роскошные, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы, которые становятся образцами высокой моды. Хотелось бы вернуться в то далекое время, чтобы окунуться с головой в потрясающее действо своеобразного народного театра под открытым небом. В те времена под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской "комедии дель арте" выходили на улицы и становились действующими лицами карнавала. В наши дни он конечно уже не тот и проходит менее помпезно, но по-прежнему привлекает множество иностранцев.
Венецианский карнавал, словно яркий луч солнца, врывается в сырую и туманную итальянскую зиму.
И в одно мгновение она расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими пятнами масок. Но среди веселых масок то и дело мелькает черная маска Смерти - как напоминание человеку о том, что все не вечно.
Именно в этом особенность венецианского карнавала, только ему присуща таинственность и магия, мистика и колдовство.
В старинных венецианских дворцах в это же время устраиваются бал-маскарады. Обычно вход туда только по приглашениям.
В феврале карнавалы отмечаются не только в Венеции, но и по всей Италии. В Виареджио (Версилия) с 11 февраля по 4 марта проводится музыкальный фестиваль, устраиваются праздничные шествия и различные конкурсы: "Конкурсы масок", где выбирается лучшая маска карнавала, уличных артистов, конкурс "Мисс Виареджио".
Карнавал в городе Иврея (область Пьемонте) заканчивается апельсиновым боем. В 1998 году было использовано на это занятие около 500 килограмм апельсин. Данная традиция берёт своё начало в 1195 году, когда, против дворянского права первой брачной ночи, некая Виолетта отрубила голову своему господину и бросила её с балкона. На следующий день народ, в знак солидарности, устроил бой из фасоли, которую в дальнейшем заменили апельсинами. В период карнавала по всей Италии пекут и продают хрустящий хворост.
А вот в городке Ментоне, расположенном на границе Лазурного берега Франции и Итальянской Ривьеры (Сан Ремо) в феврале проходит ежегодный праздник ЛИМОНА. В этом году его темой будут известные сказки Шарля Перро, переведенные практически на все языки мира. В рамках праздника пройдут живописнейшие спектакли по сценариям, написанным на темы сказок, а декорации и герои будут выполнены из настоящих лимонов и апельсинов.
Я оказался в Венеции в последний день карнавала. Не доехав до города, наш автобус был остановлен полицией - дорога была перекрыта из-за забастовки дорожных рабочих. Пришлось высаживаться и добираться до города электричкой.
Венеция всегда встречает меня по-разному. Она всегда другая. Иногда очень похожа на Россию или на Америку, и всегда это город в котором жил Йосиф Бродский:
Прощай.
Позабудь.
И не обессудь.
А письма сожги...
Как мост.
Да будет мужествен твой путь
И будет он прям
И прост.
Да будет во мгле
Для тебя гореть
Звездная мишура,
Да будет надежда ладони греть
У твоего костра.
Да будут метели,
Снега, дожди,
И бешенный рев огня...
Да будет удач у тебя впереди
Больше,чем у меня.
Да будет могуч и прекрасен
Бой,
Гремящий в твоей груди.
Я счастлив за тех,
Кому с тобой,
Может быть,
По пути.
Венеция встретила нас дождем со снегом. Говорят, такого обилия влаги небеса не проливали на город последние двадцать лет.
Но и обычный февраль в Венеции частенько проходит под аккомпанемент дождей, поэтому если вы соберетесь в следующий раз на карнавал, прихватите с собой зонтик. Зимой сюрприз может преподнести и прилив, и тогда площадь Святого Марка покрывается тонким слоем морской воды в день Святого Марка и во время праздника Вознесения.
Из-за этого он не раз запрещался инквизицией. В последний раз вето на карнавал было наложено в начале XX века и снято только в 1979 году - по инициативе Федерико Феллини и с позволения римского понтифика. Начинается карнавал за 12 дней до среды первой недели Великого поста старинным ритуалом "Воло делла Коломбина". С колокольни Кампаниле запускают бумажную голубку Коломбину, которая взрывается в полете и просыпается на площадь Святого Марка дождем из конфетти.
Карнавальные персонажи прогуливаются неторопливо, вальяжно, с удовольствием позируют перед фотоаппаратами туристов. И при этом упорно молчат, не желая разрушать окутывающую их тайну. Даже если у них что-нибудь спросить, вряд ли дождешься ответа.
С площадей и улиц Венеции карнавал переходит во дворцы. Чтобы попасть туда, нужно приобрести билет и обзавестись костюмом. Простеньким самодельным нарядом здесь не обойтись. Пропуском на дворцовый карнавал служит дорогой роскошный костюм. Его можно купить или взять напрокат, предварительно забронировав.
Под вечер снег с дождем приутихли, мы погрузились на вапоретто (водное такси) и оправились по окутанному тьмой Гранд каналу к ожидавшему нас автобусу. Финального фейерверка над лагуной мы не увидели.
Главное действующее лицо карнавала - Король Карнавала. Коротка жизнь Его Величества, январь - февраль и все.
Венецианский Карнавал Масок - самый известный и самый старинный карнавал в мире. И лишь ему присущи таинственность и магия, мистика и колдовство.
Венеция - прекрасный город. И для любого путешественника встреча с необычайной красотой ее дворцов и соборов, отраженных в водах каналов, всегда праздник.
Двойной праздник и незабываемые впечатления останутся у вас на всю жизнь, если вы отправитесь в этот город в феврале, когда проходит знаменитый карнавал и весь город наряжается в карнавальные костюмы. Основным украшением карнавала стали знаменитые венецианские маски.
Традиция прятать лицо под маской уходит в далекое прошлое, во времена римских языческих праздников. Но самого блеска и расцвета венецианские карнавалы и венецианские маски достигли в XVIII веке. Политики и благородная знать, всегда не прочь хорошенько повеселиться. И вот две недели в году почтенные отцы города могли предаваться всяческим порокам, не придумывая для этого специальных оправданий. Достаточно было только надеть маску, чтобы не быть узнанным.
Визитная карточка венецианского карнавала - маска. Были времена, когда она даже стала непременным элементом повседневной жизни.
В XYIII веке, который называют веком маски, ее разрешено было носить с первого воскресенья октября и до Рождества, с 6 января и до первого дня Великого поста,
Маска, феномен которой заключен в том, что она делает человека неузнаваемым, связана с радостью перевоплощений и возможностью примерить на себя любую роль. Необходимость измениться, замаскироваться, спрятать свое лицо под "личиной" (от фр. masque, лат. - mascus) родилась из желания преобразить действительность. Свобода действий здесь выступает, как главный принцип, ибо игра не может твориться по приказу. Карнавал - игровой процесс, создающий совместными усилиями многих людей виртуальную действительность компьютерных миров.
Александр Сергеевич Пушкин писал: "Ах, обмануть меня не трудно, Я сам обманываться рад!".
Спрос на маски в Венеции постепенно увеличивался, что способствовало созданию многих мастерских, занимающихся их изготовлением и продажей. К концу 15 века профессия масочника была официально зарегистрирована и пользовалась большим почетом у горожан, которые на время карнавала, бросая все свои дела, забывая о насущных проблемах, предавались бурному веселью. На улицах можно было встретить Колесницу Флоры, сплошь украшенную ароматными розами и камеями, или ландо, украшенное (о, ужас!) кошачьими головами. Всюду кружился шумный хоровод сказочных масок, - "крючки носов и до ушей оскал", как подмечено в песне В.С. Высоцкого. Карнавальная стихия оправдывала любые превращения.
Вот "Зеленая птичка" и "Смешной аист", "Веселый клоун" и "Приятная дама", "Шалунья" и "Весельчак". Самая типичная и венецианская маска называется "баута". Она прикрывает в основном верхнюю часть лица, оставляет открытым подбородок и очень напоминает маску смерти.
Особенно, в сочетании с черным длинным плащом и капюшоном. Наряд этот придает карнавалу таинственности и колдовства.
Позже появились, например, костюмы известного слуги двух господ Труффальдино из Бергамо, офицера, испанца и купца Панталоне. Есть так же маски-фантазии, созданные воображением художников. Сегодня, как и вчера венецианские маски выполняют две функции: средства самовыражения во время Карнавала и сувенира, который туристы увозят домой из волшебного города Венеции.
Венеция, несколько веков назад, вечер традиционного карнавала.
Воздух полон не только влагой и туманом, но предвкушением чего-то очень необычного - исполнением чьей-то мечты, ожиданием соблазнительного обмана? На бесконечно длинную карнавальную ночь простолюдинка может стать таинственной донной, солидный вельможа - нездешним и легкомысленным приезжим путешественником.
Я где-то читал, что очень часто многие путешественники в Венецию вспоминают родные края и совершенно неожиданно именно здесь приходят сокровенные яркие и наполненные жизнью картины из детства и юности.
...Я шел и шел, вдыхая воздух, наполненный запахами полыни; немного горьковатыми и терпкими, ароматами луговых трав и о чудо - свежескошенной травы.
Я давно так не ходил. Наверное, целую вечность.
Однажды в июне пошел сильный дождь. И внезапно закончился. Он был сильный и теплый. Такими бывают прикосновения влюбленных.
Мама сказала: " Сын, а давай пойдем босиком ".
И мы сняли обувь. И еще шли по огромным с неровными краями лужам, через весь город, прямо домой. Довольные и счастливые.
Все нам улыбались в ответ. Мне тогда казалось, что так будет вечно, всегда. А потом мы увидели большую радугу, лежащую на сверкающих каплях недавнего дождя...
Память, она всегда готова устроить сюрприз.
Я стоял на берегу канала, курил и стряхивал пепел в мутную желтоватую воду.
Ведь своей желанной иллюзии никто бы из них не воплотил, просто сменив обычные одежды. Этого мало, пока остается открытым лицо. Оно предательски выдает хозяина. Словно говорит - Я шут! Изменились представления о реальном мире.
Теперь мы в мире Иллюзий и Тени.
Но вот она - одна из масок, свойственных традиции венецианского карнавала. Такая маска полностью закрывает овал лица, ей мастерски приданы нежно-загадочное выражение и тонкие черты, образ дополнен украшениями.
Объекты желаний
Обретая материальную форму, запах становится носителем определенного стиля и даже философии.
Как подчеркнуть свою индивидуальность? Согласитесь, далеко не всегда мы стремимся выделиться броской одеждой, обилием ярких аксессуаров или кричащим макияжем. Напротив, изысканный, даже строгий стиль, дополненный несколькими эффектными штрихами, способен придать человеку незаурядный шарм и продемонстрировать его способность покорять, не принуждая. Самые интеллектуальные, рафинированные люди предпочитают дорогую, но простую одежду, способную без лишней помпы расставить акценты: сначала сама личность и лишь потом ее внешняя оболочка.
Подобная формула стиля все больше применима к дизайну парфюмерии, и это неудивительно: в отличие от одежды и аксессуаров, духи являются не просто нашим дополнением, а чем-то большим продолжением нас самих. И, как и мы сами, лучшие запахи если и стремятся подчеркнуть благородство своего происхождения, то непринужденно, изящно не стремясь затмить красоту окружающего мира, а лишь деликатно дополняя ее своим присутствием.
Драгоценные эссенции, помещенные в объекты с идеальными пропорциями и выверенными формами волнуют сильнее, нежели традиционные "духи в граненом хрустале". Не будучи отвлекаемы внешними эффектами упаковки, мы ощущаем запахи кожей. Мы прикасаемся к их оболочкам, чувствуя под подушечками пальцев приятную шероховатость или, напротив, идеальную гладкость фактур; с удивлением обнаруживаем, что флакон - в зависимости от того, из чего он изготовлен может быть холодным или теплым; любуемся совершенством лаконичных объектов и отточенностью технологического исполнения. Находя неожиданное удовольствие в любовании графизмом линий и скульптурностью форм, мы накладываем эти странные, волнующие ощущения на наслаждение самим запахом и познаем гармонию противоречий, единство противоположностей. Мы постигаем основы чувственного минимализма и понимаем, что строгая внешность способна таить за собой нежную душу и горячее сердце.
Сердце, которое бьется в унисон вашему
Очень хочется примерить эту маску на себя, но при еще одном внимательном взгляде я узнаю в ней знакомые черты - о боже, себя. Я говорю всем прохожим: " Маска я тебя знаю!".
Здесь по всюду царство масок и сама жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов и мостов.
И еще немного истории
История карнавала пережила множество взлетов и падений, наивысшего расцвета и блеска они достигли в XVIII веке: танцы на площадях, роскошные, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы, которые становятся образцами высокой моды. Под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской комедий выходят на улицы и становятся действующими лицами карнавала.
Словно яркий луч солнца врывается карнавал в сырую и туманную венецианскую зиму. И в одно мгновенье она расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими пятнами масок. Но среди веселых масок то и дело мелькает черная маска Смерти - как напоминание человеку о том, что все не вечно. Именно в этом особенность венецианского карнавала, только ему присуща таинственность и магия, мистика и колдовство.
ощущение Праздника и аромат Любви.
Ах, карнавал, удивительный мир... Заканчивается жизнь Его Величества, самого недолговечного короля мира, но он, как птица Феникс умирает, чтобы возродиться вновь и вновь, чтобы каждый год нести с собой новый праздник - новый Карнавал, ведь Февраль в Италии - сезон карнавалов, а Карнавал - это всегда праздник!
Ницца
Я думаю, что главное отличие его от Венецианского - это веселый нрав.
Карнавал в Ницце, не менее популярный, так же как и венецианский восходит своими корнями к языческим обрядам, в дальнейшем трансформировавшимся под влиянием Христианской религии. Некоторые ученые полагают, что Римская Католическая Церковь христианизировала языческий фестиваль Lupercalla, - праздник, посвященный богине плодородия, проводившийся в начале февраля.
КСТАТИ: По христианской традиции карнавал начинался в двенадцатую ночь Рождества, когда волхвы пришли посмотреть на младенца Иисуса. Празднование продолжалось до среды на первой неделе Великого Поста. Обычно бережливые домочадцы старались истощить все запасы сала и других продуктов, которые нельзя есть во время Великого поста.
Затем этот праздник получил "светскую" трактовку. Однажды (в 1294 году) граф Чарльз II, герцог Анжуйский, решил немного развеется, и устроить в Ницце карнавал. Это понравилось местным жителям и карнавал стал традиционным. Под влиянием нравов викторианской эпохи, карнавал в Ницце стал "семейно ориентированным", в отличие от других подобного рода праздников. Спустя семь веков карнавал в Ницце стал одним из самых грандиозных фестивалей в мире.
Немногоо "русском следе"
Не малую роль в этом сыграл "русский след".
Тогда в России были очень популярны балы: благотворительные, именинные и т.д. Их давали достаточно часто, и хозяева старались перещеголять друг друга, показывая своим гостям какую-нибудь диковинку или новомодный танец. Немалую роль сыграла русская аристократия в истории карнавала в Ницце, здесь и по ныне помнят праздники с "русским размахом".
Первое русское нашествие на Лазурный берег Франции случилось полтора века назад. Более того, первопроходцем стала вдовствующая императрица Александра Федоровна. С той поры бурная светская жизнь Ниццы обрела типично русскую непредсказуемость и размах. Русские селились в самых престижных районах города и устраивались с невероятным комфортом. Нечто подобное (второе нашествие русских) наблюдалось в Ницце в начале 90-х. Только этих русских называли "новыми". И действительно у них не было ни прежней культуры, ни знаний французского, да и родным русским языком они владели сабо, что не мало удивляло жителей Ниццы, так как они и их образ жизни мало изменился с течением времени. Потом местные бизнесмены отметили начавшийся спад русского присутствия на Лазурном берегу, что, конечно, не могло их не беспокоить. В Россию пришел кризис. Но кризисы приходят и уходят, а Россия все прежняя. И со временем эта истина подтвердилась. Самолеты все также привозят туристов из России. И, наверное, нас действительно многое сближает. Так что не удивляйтесь, если услышите в карнавальной толпе русскую речь, здесь наших земляков больше чем на каком-нибудь другом карнавале.
Темы фестивалей всегда различны и никогда не повторяются. Они выбираются жителями города, а потом утверждаются городским советом. Костюмы и маски готовятся круглый год. Каждый год он посвящается определенной теме.
Вторым карнавалом в моем маршруте стал карнавал в Ницце, темой праздника стал "Король Третьего Тысячелетия", поэтому главным событием Карнавала в Ницце стал "Парад Больших голов": гигантских карикатур из картона, которыми заполнилась вся главная площадь города. Потрясающее зрелище, особенно для ваших детей. Как обычно, были красочные шествия, непременным атрибутом которых стали платформы на колесах. Именно на них устраивают самые зрелищные номера парада. Кульминацией театрализованного действия стал фантастический парад цветов, его еще называют "баталией цветов". До сегодняшнего дня сохранились старинные обычаи. Один из них, - разбрасывание цветов (иногда, яиц, что конечно менее приятно, а главное - больно и трудно отстирывается, но искусство - требует жертв). В основном, им забавляются самые молодые участники парада. Большие корзины, доверху забитые розами, гладиолусами, мимозами, георгинами, гвоздиками и топ-моделями, дефилируют по набережной.
Каждая (имеется ввиду корзина) семь метров в длину и шесть в высоту, на колесах и усыпана лепестками. Топ-модели швыряют цветы в ревущую от восторга толпу. Гремят оркестры. Когда же все усядутся на трибунах, со стороны улицы Медсен начинают ползти разные кошмарные чудища. Шествие всегда возглавляет шестиэтажный Король карнавала с модной татуировкой на торсе и плотоядной ухмылкой Гаргантюа. Его везут на декорированной морским прибоем колеснице, кругом пляшут Гаргантюа поменьше, от двух этажей до человеческого роста, впереди заманчиво реют наряды. Все вокруг опьяненные от веселья.
Ни какой агрессии. Появляется ощущение, что вокруг тебя нет взрослых, а только дети большие и маленькие.
За ними следуют многоэтажные повара, вкусно дымя питательными травками. Ковыляют свиньи размером с два паровозами, Кинги-Конги с любимыми принцессами на хвостах, движется красноносый плебс и длиннохвостые аристократы. Поют, орут, пляшут и машут руками в такт и в разнобой трибуны. Все действие продолжается до утра.
Король Третьего Тысячелетия
Эта тема была широко представлена и в широкоформатных расписных панно, развешанных по сторонам центральной карнавальной площади Massena, и в огромных куклах, установленных на праздничных платформах. Карнавал в Ницце - очень заорганизованное мероприятие: есть маршрут, по которому движется карнавальная колонна, - по авеню Jean Medecin до площади Massena, где установлены трибуны для гостей, и обратно. Есть ограждение, за которое ни-ни. Есть участники и довольно пассивные зрители, которые обходятся без костюмов. Единственная шалость, которую они позволяют себе во время карнавала - это стрельба разноцветными "макаронами" друг в друга и в процессию, а еще разбрасывание конфетти.
Карнавальная процессия всегда очень живописная. Процессию возглавляла огромная фигура короля на платформе, а вокруг него уменьшенные клонированные копии. Проплывают змеи, какие-то чудовища, фантастические персонажи. Танцуют самбо девушки из Эретреи, прыгающей походкой проходят воинственные амазонки. Дует в трубы оркестр масок венецианского карнавала, бьет в барабаны военный оркестр. Одна музыка накладывается на другую.
В последний день карнавала в Ницце проходит "битва цветов". По Английской набережной (променад дез Англе) движутся украшенные цветами платформы, на которых стоят очаровательные девушки - победительницы различных конкурсов красоты - и разбрасывают в толпу цветы - тюльпаны, розы, нарциссы, мимозу.
Местами для этого шумного представления выбраны улицы города, где музыканты, певцы и профессиональные актеры смешаются с жителями и гостями города. В итоге должен получиться единый яркий спектакль, в котором все будут одновременно и актерами, и зрителями.
На этом празднике, в отличие от венецианского карнавала, нет места печали и горечи.
Он символизирует приход весны, а значит начало всего живого.
Пьяная женщина хуже пьяного мужчины или о карнавале в Германии
В летописи карнавал на Рейне впервые упоминается 5 марта 1341 года. Но датой его рождения в сегодняшнем виде принято считать 10 февраля 1823 года. В этот год был создан Праздничный комитет, который внес в дело подготовки карнавала немецкую серьезность и основательность. Комитет придумал и шутовское правительство из "принца", "девы"" и "крестьянина", которые теперь председательствуют на всех карнавальных мероприятиях. Однако тогда в подготовке и проведении карнавала не принимали участия женщины. Эта дискриминация по половому признаку объяснялась тем, что традиционно грубоватые шутки и представления, имевшие место во время карнавальных заседаний, считались непристойными, и присутствие дам не позволило бы мужчинам полностью отдаться веселью. Кроме того, сильный пол придерживался мнения, что вид пьяной женщины гораздо более отвратителен, чем вид пьяного мужчины. Но преданье гласит, что женщинам не раз удавалось пробраться в гущу карнавального веселья и пройтись в мужском костюме по городу вместе с ряжеными-мужчинами. И только лишь в 1978 году было принято официальное решение допустить женщин к участию в карнавальном шествии без каких-либо ограничений
Месть женщин
Кульминация карнавала приходится на последнюю неделю перед Великим постом. Начинается все в Бабий четверг (он же День распутниц) и заканчивается во вторник. В эти дни никто, конечно, не работает.
Бабий четверг - как следует из названия женский день. Но в отличие от 8 марта, не мужчины угождают женщинам в этот день, а сами слабые создания творят, что хотят. Начинается все с того, что ровно в 11 часов 11 минут в Кельне Дюссельдорфе и Майнце женщины, облаченные в наряды ведьм, чертей и другой нечистой силы, захватывают ратуши, смещают бургомистров и на один день берут власть в свои руки. Правда, чиновники не только не сопротивляются, а наоборот, угощают ряженых вином и пивом. В Бабий четверг женщинам лучше не перечить. В этот день им можно все. Буквально все. Например, разгуливать в костюме Евы, сквернословить, врываться без стука в мужские туалеты, справлять нужду прямо на улице, по своему желанию проводить ночь с кем угодно и где угодно. И никто не вправе их за это осудить. А еще им разрешается покушаться на такую важную часть мужского костюма, как галстук. В этот день женщины просто-напросто срезают их ножницами. Многие усматривают в этом символический акт лишения мужчины достоинства. Уж не месть ли это женщин за их многолетнее отлучение от карнавального процесса?
Говорят, даже Казанова в День распутниц стал жертвой жены бургомистра. Ну, обошлось все, вроде бы, без колюще-режущей операции.
На карнавале полагается быть в карнавальном костюме. И кельнский карнавал - это калейдоскоп разнообразных костюмов, которые, надо сказать, стоит немалых денег. Народ изо всех сил старается перевоплотится в кого-нибудь.
Мушкетеры, рыцари, викинги, бедуины, индейские воины, пираты, монашки, заключенные, инопланетяне, кошечки и собачки, гусеницы и бабочки, различные овощи и фрукты...- кого здесь только не увидишь. Взрослые ведут как дети, а дети еще больше становятся детьми. И если ты, что называется, не в форме, чувствуешь себя белой вороной. Поэтому, если кто-то не обзавелся костюмчиком заранее, советую поспешить на площадь возле Кельнского собора, где можно купить маску, шутовской головной убор, дудку, гримерные краски. После небольшой трансформации сразу почувствуешь себя жучком, ужаленным карнавалом.
Как стать "принцем" на время карнавала?
Кельнцы в Шальной понедельник делятся на две группы: одни в составе карнавальных обществ и союзов участвуют в Розенмонтагцуге - безумном понедельничном шествии, другие предпочитают лицезреть этот парад шутов. В хорошую погоду в центре города собирается до 1,5 миллиона человек.
А наиболее предприимчивые горожане даже сдают желающим увидеть карнавал сверху окна в своих квартирах. Костюмированная процессия растягивается на несколько километров. Маршируют оркестры, едут украшенные карнавальными атрибутами платформы, на которых размещаются смешные фигуры из папье-маше, как правило, это карикатуры на политиков, гарцуют на лошадях всадники различных эпох, а за ними следуют пешие участники шествия. Повсюду трубный голос медных инструментов, грохот барабанов...Толпа кричит: "Хеллау!", что означает "Привет!", "Ура!", "Да здравствует!" А потом: "Камэлле! Камэлле!" ("Конфет! Конфет!").
И с карнавальных повозок летят в толпу конфеты, печенье, плитки шоколада, цветы, маленькие флакончики одеколона, игрушки, серпантин. Причем чем богаче карнавальное общество, тем щедрее оно на подарки. В ловле подарков участвуют не только дети, но и взрослые. Это такой азарт - кто больше поймает. За многие десятилетия технология уже отработана - нужно подставить пакет или мешок. А самые находчивые приносят с собой зонтики и ловят сладости их внутренней вогнутой стороной. Замыкают карнавальную процессию отряд дворников, которые тут же убирает замусоренные улицы.
Кульминация праздника - появление неизменной карнавальной троицы - "принца", "девы" и "крестьянина". Их выбирают из самых уважаемых граждан ежегодно на один сезон - с ноября до марта.
В Шальной понедельник в разных районах города проводятся еще 4 шествия (цуга), масштабом помельче. А если взять все дни карнавала, то наберется около 50 различных цугов - альтернативных, школьных, дворовых и др.
Немецкий карнавал без пива - не карнавал. Вернее это фестиваль пива.
Неотъемлемая часть карнавала - светлое, легкое пиво "кёльш", которое потребляется в неимоверных количествах.
В Кельне насчитывается не менее полутора десятков сортов этого пива, но туристы разницы между ними не чувствуют. Однако знатоки утверждают, что могут различить на вкус 5-6 видов пива, но только в трезвом состоянии. Пиво разливают прямо из бочек, официанты разносят его в традиционных синих фартуках с кошельком на поясе. Пьют пиво повсеместно, и стар, и млад. И не только пиво, а также шнапс, рейнское вино, ликер.
Особенно усердствуют подростки, которые употребляют все подряд без разбора и бросают бутылки не в мусорные бачки, как обычно, а прямо на улицу. Обильные возлияния сопровождаются песнями, танцами, поцелуями, в общем, гуляет народ на полную катушку. При этом хваленый немецкий порядок летит в тар-тарары, и город превращается в большую помойку. К концу дня многие уже совсем нетвердо стоят на ногах. Как тут не вспомнить заповедь мудрых карнавальщиков: "Главное - не переборщить". Но всему приходит конец. И безудержному веселью...
В ночь на Пепельную среду кельнцы жгут тряпичные чучела, символизирующие зиму и болезни - карнавал завершился. В этот день народ опохмеляется и по традиции ест рыбу. А в церквях священники рисуют золой на лбу прихожан крест - в память о том, из чего мы родились и во что обратимся. Начинается Великий пост.
Маска - это некий образ, которому мы стараемся соответствовать для создания определенного имиджа. Маска определяет именно ту роль, которую мы играем в современном обществе. Или ту роль, к которой мы стремимся. И уже не представляем жизни без нужной маски.
Вставая утром, в ванной комнате, полусонная, шаришь рукой по всем полкам в поисках нужной маски.
- Где же ты вчера ее оставила, когда раздевалась?
- Да вот же она. Ура нашла! Так немного косметики, немного аромата. Образ для кастинга готов.
Выходя из дома последний взгляд в зеркало: хорошо ли сидит на мне моя маска?
Что составляет, маску современной женщины, попробуем разобраться, дорогие друзья. На мой взгляд, ее составляют выражение лица, одежда, интонации голоса, употребляемые наиболее часто слова, жесты. Все остальное в большей или меньшей степени является их производными.
Озабоченное лицо со слегка нахмуренными бровями, строгая фигура в домашнем халате или фартуке может означать мать и жену, решающую семейные проблемы, а если сменить на строгий костюм и обстановку шикарного офиса, то получим портрет преуспевающей бизнес леди, решающей все проблемы своей фирмы.
Не трудно заметить, что такая маска не предполагает контакта и часто используется людьми, которые желают его избежать. Это защитная маска. Ее язык говорит так: не трогай меня, сегодня я не в духе, а то нарвешься!
Маска является своеобразной защитой, которую мы часто используем, меняя коренным образом обстановку.
У каждой женщины всегда в запасе несколько дежурных масок, которые она успешно применяет в случае, если основную маску срывают или она не подходит. У хороших актрис, играющих, свою жизнь есть множество масок - на все случаи жизни. И, конечно, все разные. У хорошеньких актрис - хорошие, у плохих - неудачные. Здесь я не оговорился. Да-да, у хорошеньких актрис происходит именно так.
В небольшом коллективе, маски и роли не повторяются. Конечно, они могут переходить от одного человека к другому, но двух похожих масок здесь не будет.
Это похоже на то, что две женщины в одинаковых платьях, но в противоположных масках, например, маска "суета" и маска "деловитость" с другой стороны в одной фирме будут чувствовать себя не очень удобно. Вознаграждение делится на двоих.
Иногда наши маски слетают, открывая наше истинное лицо. Это здорово, но как-то, уж мороз по коже. И, сразу возникает вопрос: "Что делать?"
Один из способов "сорвать маску" заключается в том, что человека нужно поставить в непривычную для него обстановку, причем это сделать без предупреждения и быстро, только в этом случае он не успеет подготовить надлежащие маски, итак маску срывает неожиданность.
Знакомые знают друг друга по тем маскам, которые они друг другу демонстрируют, приятели знают уже почти весь арсенал масок друг друга, но лица пока в тени, друзья видят лица друг друга и часто помогают менять маски.
Первый запас масок мы получаем от своих родителей в детстве и отрабатываем их в своих детских играх. Наиболее часто это проявляется в играх типа "дочки-матери", и взрослым часто забавно наблюдать за своими детьми вовремя этих игр. Присмотритесь, дети показывают то, как они воспринимают вас. По мере увеличения практики общения появляются новые маски, в том случае если старые не подходят. Часто выбор масок происходит неосознанно: понравившееся выражения лица, интонации или поговорка, встреченные нами в каком-либо месте, способны изменить нашу любимую маску или создать новую.
Бразилия. Карнавал
Традиции уличных карнавалов завези в Бразилию французы, испанцы и португальцы. Португальцы, например, привезли с собой "энтрудо" - шутливую игру, состоящую в том, что люди бросают в лицо друг другу пригоршни воды, муки, пудры и тому подобное. Исследователи бразильских культурных традиций считают, что начало карнавалу в Рио-де-Жанейро, да и во всей Бразилии положил Португальский праздник "Потешный день" (по нашему "День Дурака" - 1 апреля), когда все друг друга дурачили, обливали водой, обсыпали мукой или песком, пачкали мелом и углем.
Позже этот день стал открывать карнавал. Эта игра очень быстро прижилась и приобрела к тому же дополнительный, присущий только Латинской Америке колорит. До середины XIX столетия в течение трех дней, предшествующих среде, на первой неделе Великого поста, на улицах бразильских городов владело безудержное веселье: люди в масках бросались вонючими бомбочками и обливали друг друга сильно пахнущей жидкостью. Жалкое подобие венецианского карнавала длилось недолго. В 1840 году жена владельца одной из гостиниц в Рио, итальянка по происхождению, радикально изменила ход карнавала. Она впервые разослала приглашения гостям, наняла музыкантов, украсила улицы серпантином и конфетти, а также устроила роскошный бал-маскарад. Буквально за несколько лет бал вошел в моду, а шуты-дилетанты исчезли с улиц навсегда.
Сегодня карнавал в Рио-де-Жанейро - самый большой и известный в мире и, как утверждает Книга рекордов Гиннеса, самый многочисленный народный праздник.
В нем принимают участие до 40000 актеров в день. Группы выступают на подиуме перед стотысячной толпой зрителей на скамейках. Главное его шоу - парад участников разных школ самбы.
Причем, каждую школу представляет от трех до пяти тысяч участников, и все они в карнавальном шествии непрерывно поют и пляшут. На всех карнавалах школы самбы Рио соревнуются друг с другом, а их выступления оценивает очень строгое жюри.
Все школы разыгрывают свои собственные сюжеты, объединенные общей темой: это может быть историческое событие, чествование какой-то личности, библейский сюжет или легенда. Костюмы должны отражать эпоху, соответствовать сюжету и месту действия. Первая самба для карнавала была написана в 1916 году.
История говорит так: На самом деле соревнования танцоров называются "ранчос", и представляют собой торжественные и романтические любовные истории, которые воплощались исполнителями с помощью танцев под совершенно другие, нежели самба, ритмы.
От ранчос со временем исполнители перешли к самбе, которая гораздо более ярко и интересно показывала эмоциональный настрой танцующих и рассказывала об их любовных переживаниях. Специалисты считают, что современные школы самбы произошли именно от исполнителей ранчос.
На Самбадроме (стадионе, построенном в 1984 году специально для танцев, его длина 700 м.) один за другим выступают школы самбы. Каждая показывает спектакль, к которому готовятся целый год и для которого специально пишутся сценарий, музыка, слова песен. Строгому жюри предстоит выбрать среди них победительницу. После парада участников, а шествие одной школы занимает около 1 часа, веселье на улицах идет по нарастающей. Последняя школа самбы проходит уже в 4 часа утра. Одновременно происходят частные балы в Скала и Монти-Либану.
Безумные пляски на улицах, порой, даже интересней, чем официальные выступления. Все начинают участвовать в танце. Лично мне больше понравилось.
Но самый главный праздник происходит не на Самбадроме, а в городе.
В каждом дворе, квартале, на каждой улице, на каждой улице местные жители организуют свои парады. Во время карнавала кривая потребления алкоголя, особенно пива, резко взмывает вверх точно так же, как и кривая сексуальной активности. Кстати, Бразилия занимает третье место в мире по числу носителей ВИЧ-инфекции. Однако секс во время карнавала воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Об этом отдельная история.
В дни карнавала в городе стоят жара (столбик термометра редко опускается ниже 40 градусов, причем даже ночью) и влажность, сравнимые только с парной.
Бразильские карманники -- одни из самых виртуозных в мире. Представители этой многочисленной профессии говорят, что владеют пальцами, бритвой или остро отточенной никелевой монетой не менее артистично, чем - Рональдо мячом.
Традиционно на карнавал приезжают тысячи туристов из разных стран. Россиян среди них немного. Много немцев, американцев, французов и англичан.
Если Вы приезжаете в Бразилию не в сезон карнавала, то может вам удастся совсем недорого в субботу вечером, посмотреть репетицию одной из школ самбы (например, VILA ISABEL, ESTACAO DE SA, PRIMEIRA DE MANGUEIRA и др.).
Много проводится карнавалов, правда не столь грандиозных и с меньшим размахом в других странах мира. Я рассказал лишь о самых известных и крупных карнавалах мира, а на самом деле их гораздо больше.
Друзья, поезжайте на праздник, смешайтесь с толпой, отдайтесь ее стихии, и она, в конце концов, выплеснет вас обратно - измученного, но обновленного и счастливого.
Помните: праздник всегда с тобой!
Наиболее привычные маски изменяют наше лицо или все тело.
Очень интересно то, что каждой маске могут соответствовать определенная тематика мыслей; то, о чем думает маска может подсказать фиксация взгляда, положение тела, жесты рук.
Маску можно раскрыть для себя, заглянув ей в глаза. И может тебе повезет, и ты, не будучи просвещенным психологом или мудрым магом ты сможешь увидеть ее душу. Или увидишь такое, ...что лучше вообще не видеть и быть погруженным в иллюзию обаяния этого человека, такие эмоции и настроения, как мистическую безысходность, глубокую печаль?
Сумерки. Я больше всего люблю это время суток.
Сумерки - здесь проявляются маски дня. И постепенно формируются маски ночи.
Краски дня медленно растворяются и постепенно исчезают, но до ночной темноты еще далеко. Все будто есть, и будто нет.
Я вспомнил эти собственные ощущения, когда впервые прочитал строки: "Мы сотканы из вещества того же, что наши сны. И сном окружена вся наша жизнь". Или еще такие: "Мы созданы из того же материала, что и наши грезы".
Наверное, моя маска "Сумеречная фея" - олицетворение романтических грез. Она создана из пластического материала, одета в фиолетово-сиреневые шелка, в руках у нее - мерцающий голубой камень на лице золотая полумаска, которая скрывает добрую полуулыбку. Она так идет многим красавицам.
Думаю, настроившись на лирическую волну собственных воспоминаний и неосуществленных пока сердечных желаний, можно доверить их исполнение такой даме. Она нежна и изысканна, добра и по - волшебному, всемогуща. Кто знает, может, повернет свой "философский камень" гранью осуществления ваших мечтаний.
А ты замечала, как красивы женщины после "бальзаковского" возраста - когда добротой и все пониманием светятся глаза, если груз пережитого сгибает плечи, но не ожесточает душу?
Это - не печаль скорого ухода.
Просто человек и природа неразделимы.
И бесконечно очарованы друг другом.
Маска одета не постоянно, ты одеваешь ее непосредственно перед общением (соответствующее выражение лица), но иногда забываешь снять, оставаясь даже наедине с самим собой в ней.
В процессе общения ты бессознательно стараешься поддержать свою маску, ищешь постоянно свое "отражение" в собеседнике, чтобы убедиться, что маска на месте, этим отражением являются реакции окружающих, на все это тратится много внимания и энергии, которые можно было бы использовать для того, чтобы постараться понять собеседника.
Именно поэтому часто в процессе общения ты больше заинтересованы собой, чем другим.
Иногда роль требует смены нескольких масок, а сценарий - смены нескольких ролей, но характер роли зависит от маски, а характер сценария - от ролей. Если ты пишешь сценарий своего поведения, то сознательно меняй маски и роли. Так человек познает законы общения, и находит свое поведение в рамках этих законов. Происходит это по принципу принято - не принято.
Если после общения с кем-то нам приятно, то мы стараемся повторить этот вариант поведения, эту ситуацию, роль или маску, а если нам не приятно, то ищем каким же образом все изменить.
Если у человека длительное время одни неприятности и он ничего не пытается изменить, то вполне возможно, что ему нравятся результаты проигрышей. Это, например, может оправдывать и объяснять его агрессивность, лень или раздражительность, можно сказать, что это является своеобразным психологическим мазохизмом. Часто это приводит к тому, что человек хотел бы что-то изменить, но уже не может и в конце концов попадает либо к целителям, либо к психотерапевту.
Маски мешают общению, но помогают времяубиванию. Если ты хочешь понять и тем более увидеть, откажитесь от большинства своих масок, из которых больше половины устарело и является дополнительным грузом в общении.
Выбрось свои старые маски - на помойку! Используй только косметические.