96.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 14. ТЕКСТ 22-27.
ТЕКСТЫ 22 - 25
шри-бхагаван увача
пракашам ча правриттим ча
мохам эва ча пандава
на двешти самправриттани
на нивриттани канкшати
удасина-вад асино
гунаир йо на вичалйате
гуна вартанта итй эвам
йо 'ватиштхати ненгате
сама-духкха-сукхах сва-стхах
сама-лошташма-канчанах
тулйа-прийаприйо дхирас
тулйа-ниндатма-самстутих
манапаманайас тулйас
тулйо митрари-пакшайох
сарварамбха-паритйаги
гунатитах са учйате
шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; пракашам - просветление; ча - и; правриттим - привязанность; ча - и; мохам - иллюзия; эва ча - также; пандава - о сын Панду; на двешти - не ненавидит; самправриттани - присутствующие; на нивриттани - ни отсутствующие; канкшати - желает; удасина-ват - как безучастный; асинах - остающийся; гунаих - гунами; йах - который; на - не; вичалйате - выводится из равновесия; гунах - гуны; вартанте - действуют; ити эвам - таким образом; йах - который; аватиштхати - пребывает; на - не; ингате - колеблется; сама - одинаков; духкха - и в горе; сукхах - тот, кто в счастье; сва-стхах - утвердившийся в себе; сама - одинаково; лошта - к комку земли; ашма - к камню; канчанах - к золоту (относящийся); тулйа - одинаково; прийа - и приятное; априйах - тот, для кого неприятное; дхирах - стойкий; тулйа - равны; нинда - и хула; атма-самстутих - тот, для кого похвала; мана - в чести; апаманайох - и в бесчестье; тулйах - одинаковый; тулйах - одинаково; митра - к друзьям; ари - и врагам; пакшайох - к партиям; сарва - всех; арамбха - от попыток; паритйаги - тот, кто отрекся; гуна-атитах - трансцендентный к гунам материальной природы; сах - он; учйате - называется.
Верховный Господь сказал: О сын Панду, про того, в ком просветление, привязанность и иллюзия не вызывают ненависти, когда они проявляются, и кто не сокрушается, когда они уходят; кто всегда безучастен и трансцендентен, какое бы влияние ни оказывали на него гуны, ибо знает, что все действия совершают материальные гуны; кто всегда погружен в себя и одинаково относится к счастью и горю; кто не видит разницы между горстью земли, камнем и слитком золота; кто одинаково встречает желанное и нежеланное; кто остается непоколебимым, одинаково принимая осуждение и похвалы, бесчестье и почет; кто одинаково относится к друзьям и врагам; кто отрекся от всей материальной деятельности, - про такого человека говорят, что он поднялся над гунами материальной природы.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: "22-25. Шри-Бхагаван Сказал: В ком просветление и занятие кармической деятельностью, а также, непременно, иллюзия, о, сын Панду, не вызывают ненависти, когда они развиты, и кто не сокрушается, когда их нет, как нейтрально расположенный, не сотрясается гуннами материальной природы, кто знает, что таким образом действуют гунны природы и потому остается непоколебим, кто неизменен в счастье и страдании, кто погружен в себя, кто равен к клочку земли, камню и золоту, кто равно принимает как желанное, так и нежеланное, устойчив разумом, кто неизменен, когда поносят или восхваляют, в чести и бесчестии, кто равен к партиям друзей и врагов, кто в полном отречении от всех устремлений, он, сказано, преодолел гунны материальной природы.".
КОММЕНТAРИЙ: Aрджуна задал Кришне три вопроса, и Кришна отвечает на эти вопросы один за другим.
БОГ: Арджуна не задавал Богу Кришне три вопроса. По сути, Арджуна задал только один вопрос. Вот Слова Арджуны: "21. Арджуна сказал. О, Господин, по каким признакам можно узнать преодолевшего эти три гунны материальной природы и каким должно быть поведение человека, который эти три гунны преодолевает.". И признаки и поведение человека, который преодолел в свою меру гунны материальной природы, суть одно. Речь идет о качествах человека, и в данном стихе Бог эти качества и проявления человека Арджуне и всем сообщает. Этот вопрос Арджуна задает по Воле и Плану Бога, чтобы дать людям хоть какой-то ориентир, чтобы понять, что свойственно человеку на такой ступени материального и духовного развития, когда он уже готов к выходу на духовный план и гунны природы не оказывают на него преимущественного влияния. Бог далеко не все Говорит Арджуне о таком человеке, но то, что человек может в некоторой степени стараться просмотреть в себе и понять, на что ему в преданном служении в плане развития качеств следует делать преимущественный акцент. Так Бог как бы направляет человека на сотрудничество с Богом в вопросе развития человека. Но надо всегда понимать, что описанные качества могут быть достигнуты частично, каждый их достигает в свою меру и предела их развития нет. Также, это далеко не все качества, но как бы основные, ориентировочные. И также надо понимать, что выйти полностью из гунн природы не возможно. Иллюзорные энергии Бога работают над человеком и в материальном мире и на духовном плане. И также надо понять, что даже данный Богом ориентир на качества есть очень приближенный ответ Арджуне, ибо всем процессом развития человека, его качествами, его стараниями и всеми акцентами Управляет только и единственно Бог Кришна, а человек подключается к развитию себя только по Воле и Плану Бога, но это подключение имеет достаточно слабый характер. Ибо все вершит только Бог в развитии Своего творения.
Здесь Он прежде всего говорит, что человек, вышедший из-под влияния гун, никому не завидует и ничего не жаждет.
БОГ: Но это как пожелает Бог Кришна. Ибо работа Бога над человеком никогда не прекращается, на какой бы ступени материального и духовного развития он не стоял. Если будет необходимость, то Бог может и дать энергию зависти и энергию сильного желания... Никто не может полностью себя здесь оградить. Но в свою меру преданным пора от пристрастий и зависти освобождаться, и это направление Бог дует поддерживать, но не без исключений или некоторых порою для человека отклонений. В таких случаях преданный должен понимать тотчас, что в данный момент он испытывает, какое желание или чувства и, осознавая, что эта вещь для него недопустима, должен мысленно обратиться к Богу, не обговаривая суть вопроса, ибо Бог Знает, о чем речь, а просто на уровне мысли сказать: "Помоги, о, Всевышний, будь Милостив". И далее, чтобы эти неприемлемые желания или чувства отошли, можно в себе некоторый период провибрировать основную молитву преданных: "Прости, дорогой Бог Кришна. Спасибо тебе за Милость Твою, спасибо Тебе за все". Надо знать, что эта молитва спасительна всегда, в любой ситуации, при любом невольном прегрешении, почти для всех.
В материальном мире воплощенное живое существо всегда находится под преобладающим влиянием одной из материальных гун.
БОГ: Так можно сказать.
Когда оно освобождается от материального тела, оно сбрасывает с себя оковы гун материальной природы.
БОГ: Никто и ничего с себя не сбрасывает. Все происходит только по Воле и Плану Бога и только вследствие долгого и старательного, как и всеобъемного преданного служения. Также, полностью человек никогда не освобождается от иллюзорных энергий Бога, ни в материальном мире, ни на духовном плане.
Но до тех пор, пока живое существо находится в теле, ему следует всегда стараться сохранять уравновешенность.
БОГ: так можно сказать. Но и это качество дает человеку только Бог и только вследствие продолжительного, старательного, полного преданного служения. Но непременно Бог дает преданному понимание, что он прикладывает усилия, сам борется со своими греховными качествами, и сам достигает успех. Но прав будет тот преданный, кто в этом вопросе увидит работу Бога Кришны над собой и будет благодарить Бога, не приписывая себе успехи в преданном служении, как и достигнутые вследствие этого высокие духовные качества.
Человек должен начать преданно служить Господу, и тогда он постепенно перестанет отождествлять себя с материальным телом. Пока человек считает себя телом, целью всех его действий будет удовлетворение собственных чувств, но, развив в себе сознание Кришны, он естественным образом перестает удовлетворять свои чувства. Душе не нужно материальное тело, и у нее нет никакой необходимости удовлетворять его прихоти. Гуны материальной природы будут продолжать действовать в теле, но человек, осознавший себя вечной душой, остается к этому безучастным.
БОГ: Человек не может для себя самостоятельно решить вопрос о преданном служении Богу Кришне. От человека ничего не зависит. Этот вопрос решает только Бог Кришна для каждого строго в свое время и только при наличии высоких или достаточный качеств материального и духовного порядка, которые это преданное служение и смогут обеспечить. Что касается отождествления себя с телом, то этот вопрос не столь и важен для преданного, как бы ни показалось, ибо знание или осознание, что ты ни есть тело, практически ничего человеку не дает. Ибо в любом случае надо ухаживать за своим телом, вовлекать его Волею Бога в материальные игры и роли, через него преданно служить, помогать другим и развивать качества высокого духовного порядка, что непременно происходит Волею Бога через материальное тело, и человек в любом случае должен со своим телом считаться, беречь его и все же в условиях материального мира считать собой, через что он и может входить в контакт с материальным миром и осуществлять также преданное служение. Постоянно держать в памяти, что он не это тело и как-то это использовать ему просто не даст Бог. Ибо это ни на что не повлияет. Поскольку в любом случае человеком Управляет Бог, и человек вынужден будет подчиняться Богу, как бы себя не настраивал через мысль, что он ни есть это тело и как бы поэтому ни старался перестать удовлетворять свои чувства. Преданный просто должен понимать, что тело душе дано на время, понимать, Кто и зачем дает тело и как его надо использовать в материальном мире и для преданного служения. Также, удовлетворение чувств тела ни есть нечто греховное и недопустимое. Живому существу позволительно поддерживать тело и в некотором роде через тело отдыхать, переключать свое сознание, немного наслаждать себя, ибо эти материальные энергии удовлетворения могут в хорошей степени способствовать и самому преданному служению. Что надо будет ограничить, то Бог Кришна ограничит Божественными средствами, просто убрав желания материального порядка в том или ином направлении. Также, у тела на самом деле нет и не может быть никаких прихотей. Все желания Бог дает душе, ибо Знает, что ей на пользу, что надо преодолеть и что надо душе извлечь из ее соединения с телом в каждый данный период. Пока душа в материальном мире, ей необходимо тело, ей необходимо удовлетворять некоторые свои чувства, ей необходимо Волею Бога через тело и развиваться, ибо, иначе, высоких духовных качеств достичь невозможно, как и невероятно само преданное служение. Также, как бы человек себя ни осознал, как бы ни твердил себе, что он не это тело, но пока он в теле, но пока он в условиях материального мира, гунны природы, иллюзорные энергии Бога будут непрерывно работать над ним, ибо всегда есть то в человеке, что надо развить, от чего отказаться и что привнести. И все это будет через тело. Вот это преданный должен понимать, а не бесконечно твердить себе, как мантру: я не это тело, я не это тело, я не это тело...
Как развить в себе такую безучастность? Для этого нужно освободиться от желания наслаждаться гунами, равно как и от желания избавиться от тела. Так, поднявшись на духовный уровень, преданный естественным образом обретает освобождение. Ему нет нужды прилагать особые усилия, чтобы выйти из под влияния материальных гун.
БОГ: Ну, все это на уровне ума преданного и его не очень правильного мышления. Не о безучастности может идти речь, а об отрешенности. Отрешенность не предполагает не участие, а предполагает непривязанность к плодам. Т.е. не освобождает руки, не дает человеку замыкаться на себе и не выполнять свои долги и обязанности. Все это должно присутствовать в жизни преданного, пока он живет в материальном мире. Он должен быть отрешен на уровне мыслительного процесса и не более. А это возможно не через определенные установки себе преимущественно, а через путь преданного служения, где Личность Бога будет давать человеку ту отрешенность, которая не граничит с греховностью и не делает человека бездействующим, не участвующим, ибо в некоторых вопросах материального существования это есть немалый грех. Не участвовать. Все то же самое и о гуннах природы. Надо просто преданно служить Богу Кришне, и гунны природы или иллюзорные энергии Бога Сам Бог будет постепенно за их ненадобностью убирать или ослаблять, но и не так, чтобы полностью, но и не так, чтобы преданный это не увидел. Что касается освобождения из материального мира, то и этот вопрос решает Личность Бога. Здесь просто надо вручить себя Богу и не очень поднимать в себе этот вопрос, ибо все зависит от преданного служения и от Воли Бога. Поэтому надо просто положиться на Всевышнего и стараться в преданном служении, как и выполнять его во всем объеме. Усилия преданный должен применять именно в преданном служении, ибо Бог даст преданному и желание и свои пути преодолений, и понимание о том, что преданный достигает себе свое освобождение сам, хотя и всегда надо помнить преданному, что это также иллюзия, что все делается только Личностью Бога, и для человека на самом деле его путь на духовный план осуществляется автоматически.
Следующий вопрос Aрджуны касался поведения человека, свободного от влияния гун. В материальном мире люди стремятся к почестям, оказываемым материальному телу, и болезненно реагируют на унижения, однако человек, достигший трансцендентного уровня, одинаково безучастно относится и к преходящей славе, и к позору.
БОГ: Равное отношение к славе и бесславию действительно качество, которое есть элемент отрешенности. Но все же преданный должен понимать, что бесчестие, позор... есть вещи не просто так дающиеся Богом людям материального мира. Это все же кармические вещи и должны преданного напрячь и побеспокоить и о своих качествах, ибо качества влекут за собой, скажем, позор. В таких случаях не следует это опускать из виду, проявляя великую отрешенность, но начать мыслить, что повлекло позор и непременно в таком случае надо просить у Бога прощение и просить помочь, ибо это сигнал к тому, что не все у преданного впорядке с качествами, и это может закрыть ему выход на духовный план. Т.е. преданный равно должен относиться ко всему, но включая ум и разум, ибо отрешенность должна быть разумной и реагировать на то, что хотел человеку сказать или показать Бог Кришна.
Он выполняет свои обязанности в сознании Кришны, и ему все равно, почитают его люди или хулят. Он принимает только то, что помогает его деятельности в сознании Кришны,
БОГ: И здесь отрешенность должна присутствовать, но разумная. Человек непременно должен слышать, что ему и о нем говорят в материальном мире, хотя он и преданный, ибо пусть не забывает, что все речи всех есть Сам Бог Кришна. И просто так через материального человека Бог о преданном не Говорит. Надо прислушиваться и понимать, что тебе через того или другого человека или через твоих близких Сказал Бог, принимать критические или доброжелательные или гневные замечания и просить Бога себе помочь. Как и просить прощение у Личности Бога и пытаться в своем поведении услышанное иметь ввиду, не проявляя гордыни и самомнения.
помимо этого у него нет никаких материальных потребностей: ему не нужны ни камень, ни золото. В каждом человеке он видит своего друга, который помогает ему выполнять обязанности в сознании Кришны, и не испытывает ни малейшей неприязни к своим так называемым врагам.
БОГ: Преданный не должен в материальном мире действовать автоматически, ибо материальный мир и его проявления могут покрывать легко любые ожидания и реакции преданного, которые он в себе уготовал. С материальным миром и преданному и непреданному общаться достаточно непросто, ибо всегда Бог найдет в материальном мире того, через кого можно подправить то или иное качество и преданного и непреданного. От ситуаций особо отмахиваться даже отрешением не всегда получается. Здесь Святых Писаний не хватит, чтобы везде говорить, поступать, реагировать можно было правильно. Есть несколько вещей, которые могут помочь преданному. Это полная медитация на Бога, всегда. Это беспроигрышный вариант. Здесь кто и что бы ни говорил, преданный будет прав. Также, есть еще один вариант. Если преданный попал в ситуацию прямо можно сказать такую, что не отмолчишься, то просто на уровне мысли непременно надо обратиться к Богу Кришне и просить Его помочь. Преданный на уровне ума говорит: Помоги, о Всевышний, помоги, о, Всевышний, помоги, о, Всевышний. Также, помочь преданному может полное не осуждение материального мира и доброта. В любом случае преданный любит того, кто к нему обращается и достаточно однозначно и просто отвечает, не выгораживая себя, не объясняя ситуацию, не ссылаясь на Личность Бога, не переубеждая, не желая выглядеть лучше, не объясняя ничего с позиции Совершенных Духовных Знаний.
Он одинаково отстраненно относится ко всему, что его окружает, ибо прекрасно знает, что сам он не имеет никакого отношения к материальной действительности. События политической и социальной жизни никак не отражаются на нем, поскольку он знает истинную цену всем скоротечным политическим переворотам и потрясениям.
БОГ: Современный преданный может мыслить и несколько иначе, ибо это тоже Бог разрешает. Он, преданный, должен просто понимать, что все события, все политические диспуты, все, что происходит в мире, в каждом государстве, между государствами, все, что касается экономики, науки, технического прогресса и пр. - все это есть Работа Бога в материальном мире, направленная на развитие творения Бога. Никто, ни одно слово не говорит от себя, никто сам не провоцирует события; все конфликты, все войны, все недружественные связи и отношения, все урегулирования, все встречи, все обсуждения... все АБСОЛЮТНО есть Работа Бога Кришны. В таком случае человек, преданный, может все прослеживать, всем интересоваться, всех слушать, быть в курсе всех политических и экономических событий в своей стране и в других... и при этом всегда полностью понимать, что всем Управляет Личность Бога до слова, до взгляда, до малейшего штриха событий... И должен все это видеть, никогда и ни на чью сторону не становясь, никого не восхваляя и не ругая, ни с кем политику не обсуждая, понимая все только как Божественный труд. То же самое и относительно культуры, искусства, всех других проявлений материального мира. Это обусловливает и вхождение в Бога, и развитие материальных и духовных качеств, и обеспечивает человека адекватным восприятием всего, что осуществляет Бог в материальном мире, и дает понимать, что все это направлено на развитие творения, его качеств, как и есть отдача всеми и каждым кармичесих долгов, как и есть подъем общества по ступеням своего материального и духовного развития.
Он ничего не предпринимает для себя лично. Ради Кришны он готов сделать все, но для себя самого не делает ничего. Так ведет себя тот, кто действительно преодолел влияние гун природы.
БОГ: Все, что делает человек в преданном служении, он делает только под Управлением Бога Кришны и здесь немало Бог дает преданному и делать для себя и своих близких. Поэтому, не следует никого заверять в том, что преданный ничего не делает для себя. И в материальном мире и на духовном плане Бог дает человеку достаточно времени и возможности посвящать время и себе, своему телу, еде, благоустройству в своем доме, общению с другими душами.
Тот, кто полностью отдает себя преданному служению, ни при каких обстоятельствах не отклоняясь от этого пути, преодолевает влияние гун материальной природы и достигает уровня Брахмана.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: "26.Также тот, кто неустанно преданно служит Мне, занимаясь бхакти-йогой, он, преодолев эти гунны материальной природы, поднимается на уровень Брахмана.".
КОММЕНТAРИЙ: Этот стих отвечает на третий вопрос Aрджуны: "Какими средствами можно достичь трансцендентного уровня?" Как уже говорилось, весь материальный мир действует, подчиняясь власти гун материальной природы.
БОГ: Современному преданному нужно быть более точным. Весь материальный мир подчиняется гуннам природы, что есть иллюзорные энергии Бога Кришны, Сам Бог, всегда сопровождающие материальный мир и направленные на его материальное и духовное развитие.
Деятельность материальных гун не должна беспокоить нас; чтобы не дать ей поглотить наше сознание, нужно сосредоточить его на деятельности в сознании Кришны.
БОГ: Вздор. Гуны материальной природы есть Воля Бога, направленная на поддержание и развитие творения, создающая для живых существ те условия и то внутреннее самочувствие и восприятие себя и внешнего материального мира, которые и обеспечивают работу Бога над материальным миром в плане его материального и духовного развития. А что касается преданного служения, то этот вопрос относительно каждого решает только Бог Кришна в свое время.
Такую деятельность называют бхакти-йогой, деятельностью во имя Кришны. При этом подразумевается не только Сам Кришна, но и Его полные экспансии, такие как Рама и Нараяна.
БОГ: не существует никаких, ни частичных, ни полных экспансии Бога Кришны. Это знания староверов-преданных. Современные преданные должны знать, что существует только ОДИН БОГ КРИШНА. И преданное служение должно быть направлено только на Бога Кришну.
Проявлениям Кришны нет числа. Каждый, кто служит любому из образов Кришны, находится на трансцендентном уровне.
БОГ: Не верно. Бог Кришна ОДИН. Не существует никаких образов Бога Кришны, никаких проявлений Бога Кришны. Каждый, кто не служит непосредственно Личности Бога Кришны, - НЕ СЛУЖИТ БОГУ КРИШНЕ. Такой человек не занят в преданном служении. Это материальный человек.
Необходимо также помнить о том, что все образы Кришны полностью духовны, вечны и исполнены знания и блаженства.
БОГ: Ни о каких образах Бога Кришны не должно быть речи. Их не существует, и потому они есть вымысел. Есть только САМ БОГ КРИШНА. БОГ КРИШНА ИСПОЛНЕН ЗНАНИЯ И БЛАЖЕНСТВА, как и ВЕЧЕН.
Все личностные проявления Бога всемогущи, всеведущи и наделены всеми трансцендентными качествами. Поэтому тот, кто служит Кришне или Его полной экспансии с непоколебимой решимостью, легко преодолевает влияние гун материальной природы, которое обычно очень трудно преодолеть.
БОГ: Нет у Бога Кришны никаких личностных проявлений. Это не верно. Бог Кришна ОДИН. Нет у Бога Кришны никаких личных экспансий. Необходимо преданно служить только Личности Бога Кришне. Все остальное есть путь преданных-староверов. Преодолевать гунны материальной природы никому не дается легко. Но этот процесс преодоления возможен только через долгий и старательный, как и полноценный путь преданного служения БОГУ КРИШНЕ.
Об этом уже шла речь в седьмой главе "Бхагавад-гиты". Предавшись Кришне, человек тотчас выходит из-под власти материальных гун.
БОГ: Нет. Предаться Богу Кришне невозможно без Воли на то Бога Кришны и то в той мере, которая не навредит материальному и духовному развитию человека. Также, предаться Богу Кришне невозможно, просто мыслью дав себе такой обет. Этот вопрос решается только и единственно через долгий и старательный путь преданного служения, изучение Слова Бога и через рекомендуемые духовные практики, как и по Воле и Плану Бога Кришны.
Быть в сознании Кришны, или заниматься преданным служением, - значит достичь равенства с Кришной.
БОГ: Это грех так мыслить и еще больший грех так проповедовать и величайший грех это суждение провозглашать в Святом Писании. Никогда человек ни при каких условиях не может сколько-нибудь приблизиться к Личности Бога Кришны. Это НЕВОЗМОЖНО.
Господь говорит, что по природе Своей Он вечен, исполнен знания и блаженства, а живые существа являются частицами Всевышнего, как крупинки золота - частью золотоносной жилы. Поэтому в своем чистом духовном состоянии живое существо качественно неотлично от золота, то есть от Кришны.
БОГ: Живые существа ни по каким параметрам не сравнимы с Личностью Бога Кришны. Грех так думать. Грех так провозглашать. Грех великий так комментировать Святое Писание.
При этом оно сохраняет свою индивидуальность, иначе о бхакти-йоге не могло быть и речи.
БОГ: Вздор. Живое существо не индивидуально. Оно полностью зависимо и Управляется Богом, неотлично от других живых существ, есть энергия Бога, как и все другие, к которым предъявляются Богом одни и те же требования в плане качеств и преданного служения Богу Кришне.
Бхакти-йога предполагает существование Господа, Его бхакты и связующей их деятельности, основанной на взаимной любви.
БОГ: Бхакти-йога есть полноценное всеобъемное преданное служение, есть инструмент Бога, через который Бог помогает человеку развить высоко духовные качества, необходимые для выхода в свое время на духовный план. Бхакти-йога ничего не должна предполагать и основана только на Слове Бога Кришны, извечном, изначальном. Ни о какой взаимной любви между преданным и Богом Кришной речи не должно быть. Бог Кришна - не имеет чувств, направленных на творение, Бог Кришна ОТРЕШЕН от Своего творения. Живые существа, преданные, не могут получать от Бога Кришны постоянную Любовь к Богу Кришне, ибо эта энергия достаточно тяжелая для восприятия ее живыми существами, но некоторую аналогию такой энергии Бог может подавать отдельным преданным буквально на несколько секунд, и этого достаточно, чтобы это чувство запомнить и понимать себя в любовном служении Богу Кришне.
Таким образом, Верховная Личность Бога и живое существо сохраняют свою индивидуальность, иначе понятие бхакти-йоги было бы лишено смысла.
БОГ: Все это рассуждения незрелого ума. Нет об этом нигде в Писании. Нигде Бог не говорит ни об индивидуальности души, ни о Своей. Бог Кришна есть Личность. Так можно сказать. Но индивидуальность... Это качество обособить может среди равных. Но у Бога нет никого, кто был бы сравним с Личностью Бога по каким-либо качествам. Поэтому об индивидуальности Личности Бога Кришны говорить нет смысла. Что касается человека, то и он не есть индивидуальное живое существо, но зависимое, но подчиненное, но неотличное от других живых существ и по своей природе изначальной и по качествам, ибо Бог всех развивает так, что все в итоге получают от Бога стандартные качества и стандартные к ним требования, достаточные, чтобы преданно служить Богу в материальном мире и на духовном плане.
Служить Верховному Господу может только тот, кто находится на одном с Ним, трансцендентном уровне.
БОГ: Нет. Никогда живое существо и Личность Бога не могут находиться на одном духовном уровне. Это вздор. Это абсолютное невежество. Это великие ошибки и грех духовных учителей перед Богом Кришной. Ни один преданный современного материального мира не выйдет на духовный план, пока скрупулезно не изучит НОВЫЕ СВЯТЫЕ ПИСАНИЯ и пока не очистит свой ум и понимание от низших, греховных, неавторитетных знаний.
Чтобы попасть в царскую свиту, человек должен обладать определенной квалификацией. В данном случае такой квалификацией является достижение уровня Брахмана, то есть свобода от материальной скверны.
БОГ: Уровень Брахмана - это было обещание древним. Никакого особого уровня преданные не должны для себя ожидать. И в материальном мире и на духовном плане преданные есть слуги Бога. И все. Но этого хватает, чтобы насладиться духовным планом во всех его проявлениях. Что касается греховных качеств, то от них полностью невозможно освободиться нигде. Человек всегда перед Богом немощен, зависим, подчинен Богу, есть беспомощное существо. И это преданным надо принять. Совершенен только Бог Кришна.
В Ведах сказано: брахмаива сан брахмапй эти. Достичь Верховного Брахмана может лишь тот, кто сам стал Брахманом. Это значит, что человек должен стать качественно неотличным от Брахмана. Однако, поднимаясь на уровень Брахмана, живое существо не утрачивает свою вечную духовную природу - природу индивидуальной души.
БОГ: Старые веды многое обещали древним. Но так было надо. Современный преданный должен знать, что Бог Кришна Недостижим, что Бог Кришна не может быть достижим по качествам, и что душа никогда не имеет индивидуальность. Не надеется пусть.
Я - основа безличного Брахмана, бессмертного, неуничтожимого и вечного, который есть средоточие высшего, изначального блаженства.
БОГ: неверный перевод. Правильный перевод: "27.За Брахманом, Нетленным, Извечным, Который также есть эта изначальная религия и в Котором единственное счастье, надо видеть Меня.". О безличном брахмане речи не идет. Его не существует. Существует только ЛИЧНОСТЬ БОГА КРИШНЫ.
КОММЕНТAРИЙ: По природе Брахман бессмертен, неуничтожим, вечен и исполнен блаженства. Осознание Брахмана является первой ступенью духовного самопознания. Вторая, промежуточная, ступень - осознание Параматмы, Сверхдуши, а высшей ступенью в постижении Aбсолютной Истины является постижение Верховной Личности Бога. Таким образом, и Параматма, и безличный Брахман пребывают в Верховной Личности Бога.