94.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 14. ТЕКСТ 11-16.
ТЕКСТ 11
сарва-дварешу дехе 'смин
пракаша упаджайате
джнанам йада тада видйад
вивриддхам саттвам итй ута
сарва-дварешу - во всех вратах; дехе асмин - в этом теле; пракашах - сияние; упаджайате - появляется; джнанам - знание; йада - когда; тада - тогда; видйат - да будет известно; вивриддхам - увеличивающая; саттвам - гуна благости; ити ута - так (сказано).
Когда начинает преобладать гуна благости, все врата тела озаряются знанием.
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: "11. Когда на все врата в этом теле знание проливает свет, тогда, знай, так говорят, развивается гунна добродетели.". Есть начальные подступени гунны добродетели. Здесь, на этих ступенях стоят те люди, которые почти находятся на грани между развитой гуной страсти и началом гунны благости, где благость по сравнению с гуной страсти в человеке начинает доминировать, более наслаждая его благостью от добродетели, нежели счастьем от плодов своего труда и материальными отсюда благами. Но эти начальные подступени благости еще не приводят к преданному служению, но требуют в благости обосноваться и как бы закрепиться качествами и некоторыми своими чувствами, как и пониманиями. Но когда человек в гунне благости приступает к преданному служению, то он начинает наполняться именно духовными знаниями, и эти духовные знания начинают ему объяснять суть всех врат тела и как надо с ними, будучи в теле, правильно работать, ибо все врата тела таковы, что через них можно достаточно серьезно грешить, наслаждая тело, саму душу, через врата тела и таким образом вовлекаясь в последствия греховной деятельности, которые запрашивают вращение в колесе сансары. Но когда человек это начинает хорошо понимать, постигая Высоко Духовные Знания, и контролировать врата своего тела, то стих утверждает, что такой человек идет по пути развития в гунне благости, а это означает, что он достигнет наивысшую ступень этой завершающей стадии развития в материальном мире и достигнет тот уровень отрешения от материальных благ и наслаждений, который достаточен, чтобы говорить о выходе человека Волею Бога в свое время на духовный план.
КОММЕНТAРИЙ: У материального тела девять врат: глаза, уши, ноздри, рот, гениталии и анус. Когда все девять врат освещены признаками благости, живое существо находится под влиянием гуны благости.
БОГ: Речь в тексте идет не о неких "признаках благости", ибо это не понятно, что такое. А речь идет о том, что врата тела освещаются знаниями. Понятно, что не о материальных знаниях речь, а о высоко духовных. Они озаряют человека светом знания о его вратах тела, и это происходит только в пути преданного служения. А озарение светом знания может быть только в том плане, чтобы человек понимал, как с этими вратами тела ему работать, чтобы через них не грешить, ибо он уже встал на путь преданного служения, он уже каждое мгновение стоит перед Богом, как есть. И в таком случае надо быть перед Богом чистым, начиная с врат своего тела. Здесь речь может идти и о еде, и об сексуальном удовлетворении, и о чистоте половых органов, и о том, чтобы не наслаждать материей глаза, уши, органы обоняния, чувства тела.
В гуне благости зрение, слух и вкус не подводят человека и позволяют ему воспринимать мир таким, как он есть.
БОГ: В гунне благости, когда человек уже напрямую идет к Богу, вопрос о его правильном использовании врат тела стоит наиболее остро, и необходимо серьезное сотрудничество с Личностью Бога в этом вопросе, великая бдительность и старательность, постоянный самоконтроль. Ибо, даже полностью Управляя человеком, Бог непременно подключает его Своими иллюзорными энергиями к сотрудничеству с Богом, к осознанному пониманию необходимости за процесс соединения с Богом отвечать перед Богом по всем пунктам, Бог всегда создает видимость у человека участия в своем развитии и старании, и прилежании. Все происходит автоматически, но так, что и человек должен стараться автоматически и свой путь к Богу пропускать через ум, через беспокойство о себе и о том, что иногда не все получается. Человек должен постоянно быть в Боге, просить Бога помочь ему, понимать перед Богом свою слабость, уповать на Бога в процессе всех стараний над собой, не отвлекаясь, не успокаиваясь, делая себя перед Богом своей целью, ибо Богу нужны будут на духовном плане серьезные и очень подготовленные, как и преданные слуги, ибо и работа на духовном плане ОЧЕНЬ ОТВЕТСТВЕННАЯ и направлена на жизнь, здоровье, благополучие многих других живых существ. Для этого надо мыслить высоко духовно, обладать высокими духовными качествами, хорошо понимать требования Бога, быть абсолютно управляемым, полностью принимать свою зависимость от Бога и в этом находить благость и умиротворение, надо быть также стойким, знающим, понимающим значение для всех врат тела и не только, и все это Бог помогает понять, начиная с себя...
Человек в гуне благости очищается изнутри и снаружи. Признаки счастья и умиротворения украшают все врата его тела, помогая понять, что он находится под влиянием гуны благости.
БОГ: Нет, никакие признаки счастья не украшают все врата тела человека... Бог всегда любому человеку, как и преданному дает бесчисленные соблазны, обстоятельства, искушения через мыслительный процесс, через глаза, уши, через сексуальное возбуждение... И Бог Знает, как с этими материальными вещами многие справляются. Почти никак. Грешат. И надеются... На что надеются? Воздержание столь слабо, что для многих колесо сансары неминуемо.
ТЕКСТ 12
лобхах правриттир арамбхах
карманам ашамах сприха
раджасй этани джайанте
вивриддхе бхаратаршабха
лобхах - жадность; правриттих - деятельность; арамбхах - попытка; карманам - деяний; ашамах - неукротимая; сприха - желание; раджаси - в гуне страсти; этани - эти; джайанте - развиваются; вивриддхе - в возросшей; бхарата-ришабха - о лучший из потомков Бхараты.
Когда возрастает влияние гуны страсти, о предводитель рода Бхараты, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: "12.Жадность, стремление к деятельности, в работе неподдающиеся контролю желания - все это проявляется в гунне страсти, когда она развивается, о, Бхаратаршабха.".
КОММЕНТAРИЙ: Человек в гуне страсти никогда не удовлетворен достигнутым, он всегда хочет большего. Если он задумал построить дом, то приложит все силы, чтобы построить его так, будто он сможет жить в нем вечно.
БОГ: Все желания человеку по его ступени материального и духовного развития под влиянием преимущественно любой гунны материальной природы, а также согласно карме человека ему дает Личность Бога Кришны. Именно Бог Кришна определяет направление желания, его соизмеримость с возможностями человека и непременно дает человеку планировать, как осуществить свое желание или показывает со временем, как его можно видоизменить, заменить, достичь или отказаться. Все у Бога имеет причину и следствие, Все также обусловлено Планом Бога на развитие человека. Если человек Волею Бога начинает устремляться к своему желанию, его достижению реально, имея свой стимул и возможности, то его такие активные действия непременно вовлекают его в те или иные игры и роли, которые призваны Богом на пути к цели развивать человека через путь стараний и преодолений. Именно желания человека помогают ему развиваться преимущественно. Это важный инструмент Бога в материальном мире, и им Управляет Личность Бога абсолютно. Весь материальный мир поднимается вверх в лице каждого, как и общества в целом, именно через достижение целей, планов, желаний, которые всегда благотворны, как для одного человека, так и для семьи, так и для общества, так и для государства. Материальный мир на этом держится, строится, развивается, имеет интерес к материальному существованию. Все это есть только работа Бога, ведущего материальный мир и Знающего, что и как дать человеку, помочь ему предпринять и какие будут из этого последствия. Поэтому, если материальный человек решил построить дом - это желание дал ему Бог. Если задумал построить очень большой дом - и это желание дал ему Бог. Бог Знает, почему желание было дано человеку и что из этого в итоге человек получит. Очень часто также человек получает желание в одной жизни и только в следующем рождении его претворяет Волею и Планом Бога. Преданные не должны материальный мир осуждать за материальные желания, ибо все под контролем Бога, никто без Воли Бога и пальцем не пошевелит. Нельзя материальный мир осуждать, но понимать, что нет, не существует ни одного преданного Бога Кришны, который бы свои качества, необходимые для преданного служения, не взрастил Волею Бога именно в материальном мире и именно через путь желаний и преодолений.
В нем также развивается сильная жажда чувственных удовольствий. Его желаниям нет конца. Он хочет всегда оставаться со своей семьей в своем доме, чтобы и дальше удовлетворять свои чувства. Таковы отличительные признаки гуны страсти.
БОГ: В гунне страсти человек полон сил, активности, желаний, планов. И непременно этот путь в гунне страсти и не только сопряжен со многими трудностями и преодолениями. Поэтому, Бог дает материальному человеку и наслаждения, как удовлетворение чувств. По большому счету, никто в материальном мире не может надолго заиграться удовлетворением чувств. Бог каждому изыскивает проблемы, дела, работу, напоминает о долгах и обязанностях и лишь немного времени разрешает посвящать отдыху в виде удовлетворения чувств. И это тоже необходимо, ибо человек должен приводить себя в порядок и быть готовым к новым преодолениям, как и к работе, что непременно и поддерживает тело человека и дает заинтересованность, как и смысл и цель, и это также лежит в основе развитий качеств каждого в материальном мире. Никто не может у БОГА НЕ РАЗВИВАТЬСЯ, все подчинены Богу, и никто не может знать излишеств в наслаждениях, ибо любое излишество Бог в свое время заменяет разными путями очень скромным существованием, вплоть до аскетического образа жизни, убирая все лазейки к материальным особым благам, оставляя возможность только поддерживать свое тело. Поэтому, не должны преданные возмущаться образом жизни материального человека, ибо все под Управлением Бога, всему есть Божественная Причина и необходимость, и все, что Бог дает человеку, Бог может отобрать в мгновение, а может отобрать постепенно. И в любом случае человек будет жить, будет принимать все, что ему даст Бог, и со всем смирится, ибо Бог работает Абсолютно и Знает, кто и на что готов или способен по своим качествам и Знает, кого и чем можно утешить.
Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, о сын Куру, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "13.Темнота, также бездействие, безумие, также непременно иллюзия проявляются в гунне невежества, когда она развивается, о, Курунандана.".
КОММЕНТAРИЙ: Покрываясь тьмой, человек лишается знания. Те, кто находится под влиянием гуны невежества, не следуют никаким регулирующим принципам; они все делают как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии. Таковы признаки гуны невежества.
БОГ: Нет, конечно. Ни в одной гунне человек не может не работать. На самых первых ступенях гунны невежества человек, приходя из животного мира, получает тело в низших формах человеческого существования, рождаясь в племенах (или в отсталых малочисленных народностях), живущих в нецивилизованном человеческом обществе, и знают многие страдания, тяжелый труд и слабое материальное поддержание своего тела. Они непременно вынуждены работать, связанные обязательствами и законами своего племени, зная многие болезни, голод, ведя изнурительную борьбу за выживание, за обеспечение себя крайне необходимым для жизни себя и своих семей. Этот достаточно аскетический образ жизни, чаще всего в тяжелых природных условиях, но уже в теле человека, заставляет также развиваться, преодолевать трудности, приучаться к своему порядку и нормам поведения, достигать качества, более присущие человеку; люди знают свои нормы морали, свои наказания, свои проблемы и Волею Бога постепенно поднимаются вверх по подступеням гунны тьмы. На более высоких подступенях этой же гунны невежества они могут рождаться уже в цивилизованном обществе, но как инвалиды, неполноценные, больные люди, имея ограничения в движении, в речи, в понимании, в органах зрения, имея дефекты тела и лица, но уже входя в жизнь современного человека, в контакт с цивилизованным обществом, видя, наблюдая жизнь других, как со стороны, постепенно наращивая в себе желания работать, быть как все, а не в инвалидной коляске или с такими телесными и умственными особенностями развития, которые препятствуют получению необходимого образования и возможности работать. И только в свое время такие люди, долго медитируя на труд и образование, начинают это получать на средних и более высоких подступенях гунны невежества. Поэтому, Бог желание трудиться в таких людях, которые пришли в человеческий мир из недавно животного, как выращивает и закрепляет, давая со временем им работу согласно их пока качествам и возможностям. Также, хотят или нет люди в гунне невежества, но Бог понуждает их постепенно принимать законы материального общества, нормы поведения, нормы человеческой нравственности и морали; и это все происходит через труд, через других людей, через общение, личный накапливаемый опыт, и через разные религиозные направления, и через желания и преодоления, и через работу специальных органов материального мира, направленных на людей с отклонениями физическими, умственными, или склонными к насилию и жестокости. В бездействии или сне у Бога особо свое время не проводит никто, ибо для всех материальный мир работает на исправление, на развитие качеств, на подъем по ступеням собственного развития; и каждый находится строго под Управлением Личности Бога и никак не может отклониться от Воли Бога на себя, ибо Бог доподлинно знает, как работать с каждым на его ступени материального и духовного развития, через что заинтересовать материальным миром, как развить желание работать и дать желание учиться и преодолевать, как помочь человеку влиться в человеческое общество и воспринимать себя в нем адекватно и на своем месте.
ТЕКСТ 14
йада саттве правриддхе ту
пралайам йати деха-бхрит
тадоттама-видам локан
амалан пратипадйате
йада - когда; саттве - в гуне благости; правриддхе - в усилившейся; ту - но; пралайам - к уничтожению; йати - идет; деха-бхрит - воплощенный; тада - тогда; уттама-видам - великих мудрецов; локан - планеты; амалан - чистые; пратипадйате - обретает.
Человек, находящийся под влиянием гуны благости, умирая, попадает на высшие, чистые планеты великих мудрецов.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: "14.Но когда гунна добродетели развита и воплощенный идет к смерти, тогда он достигает чистых планет великих мудрецов.". Это сказано было для современников Арджуны. Не существует планеты великих мудрецов, как и неких, так сказать, чистых планет. Всем мудрецы и не только присутствуют на Земле. И рождение среди таких людей ничего человеку особого не дает. Но если человек умирает в развитой гунне благости, то Бог Кришна дает ему то рождение и то окружение, которое прямо и косвенно будет помогает ему Волею Бога дальше развивать именно те качества, которые необходимы, чтобы человек был направлен Богом на путь преданного служения.
КОММЕНТAРИЙ: Люди, поклоняющиеся Хираньягарбхе, достигают высших планет, таких как Брахмалока или Джаналока, где наслаждаются райским счастьем.
БОГ: Современный человек должен знать, что этих планет типа Брахмалоки нет и никогда не существовало. Это были обещания для древних, дабы стимулировать их в пути преданного служения и в пути добродетели, ибо для них это было основание серьезное, поскольку многие в тот период достаточно серьезно верили и претендовали на райский план. Также, никогда не существовал и не существует Хираньягарбха, это мифический персонаж, как и не существует Джаналока.
Большое значение имеет употребленное в этом стихе слово амалан, что значит "не подверженный влиянию гун страсти и невежества".
БОГ: Никакого значения слово "амалан" - чистый, не имеет, ибо и не существует планет чистых ни в каком смысле. Для чего нужно Богу то, где нет развития? Все творение Бога непременно греховное. Все должно Волею и средствами Бога развиваться, на это направлен труд Бога в материальном мире, ибо только через материальное и духовное развитие возможет подъем творения на духовный план. А так... зачем некоторые нужны Богу планеты, которые бесполезны? Что там делать? Это то, чего не существует.
Материальный мир полон скверны, но гуна благости является самой чистой формой материального бытия.
БОГ: В гунне благости люди уже серьезно подготавливаются к преданному всеобъемному и долгому служению. На всех предыдущих этапах развития под влиянием других гунн человек Волею Бога развивает качества, которые в свое время выводят в гунну благости. Она чище предыдущих. Но если говорить точно, то здесь лишь сравнительно более высокие качества, но и здесь греховности у людей хватает, как и в самом непосредственно преданном служении. Но все же есть тот допустимый предел, тот уровень материального и духовного развития, который все же выводит человека за пределы материального существования. Но преданные всегда должны понимать, что Чистый только Бог, Личность Бога Кришны.
Есть разные типы планет, населенные различными видами живых существ. Тот, кто умирает, находясь под влиянием гуны благости, поднимается на планеты, где живут великие мудрецы и великие преданные.
БОГ: нет таких планет, где живут некие великие преданные, ибо Велик только Бог Кришна Один. Также, нет таких планет, где живут мудрецы. Зачем Богу этот бестолковый народ? Богу нужны преданные именно на духовном плане, служащие именно Богу Кришне. Все остальные непонятно, кто.
ТЕКСТ 15
раджаси пралайам гатва
карма-сангишу джайате
татха пралинас тамаси
мудха-йонишу джайате
раджаси - в гуне страсти; пралайам - к уничтожению; гатва - придя; карма-сангишу - среди тех, кто занят кармической деятельностью; джайате - рождается; татха - также; пралинах - умирающий; тамаси - в невежестве; мудха-йонишу - среди животных; джайате - рождается.
Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью, а оставляя тело в гуне невежества, попадает в царство животных.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: "15. Достигая смерти в гунне страсти, человек рождается в обществе тех, кто привязан к кармической деятельности. Также, встречая кончину в невежестве, человек рождается в низких формах жизни.". Человек, встречая кончину в гунне невежества и рождается в гунне невежества. Но не в телах животных. Так обстоит дело на самом деле. Никто по своему развитию не идет на понижение.
КОММЕНТAРИЙ: Некоторые люди думают, что, однажды получив человеческое тело, душа больше никогда не воплощается в низших формах жизни. Это неверно. Как сказано в данном стихе, умирая в гуне невежества, человек рождается среди животных.
БОГ: Для рождения в теле животного не может быть основанием то, что человек встретил свою смерть в гунне невежества. Таким основанием и то не всегда может быть только большой грех типа убийства или насилия или проявленной жестокости. В таком случае может быть как колебательное движение, т.е. рождение то в теле человека, то в теле животного, то в теле человека, то в теле животного... Но этим процессом Управляет Бог, и очень скоро человек начинает воплощаться только в человеческом теле, ибо ему надо развиваться и подниматься вверх по ступеням своего материального развития, что возможно только или преимущественно в теле человека.
И ему приходится снова подниматься по эволюционной лестнице до тех пор, пока он в очередной раз не получит тело человека.
БОГ: Нет. По эволюционной лестнице живое существо поднимается только один раз, когда впервые получает тело движущегося живого существа из неподвижной формы жизни (камня, песка, земных пород, древесины, остатков тел других живых существ и пр.), так начиная путь от микроскопических тел и форм существования до тела человека, пройдя все среды обитания, все формы тел и все виды существования, которое живому существу дал Бог до тела и формы жизни человека. Более к повторению этого пути не возвращается никто и ни при каких обстоятельствах.
Поэтому тот, кто действительно осознал ценность человеческой жизни, должен подняться на уровень гуны благости, а затем благодаря хорошему общению возвыситься над всеми гунами материальной природы и обрести сознание Кришны. Таково предназначение человеческой формы жизни. Иначе никто не сможет дать нам гарантии, что в следующей жизни мы снова получим тело человека.
БОГ: осознать как-то особенно ценность и предназначение человеческой жизни невозможно. Можно понять, можно согласиться, можно акцентировать на этом мыслительный процесс, но особого осознания никому Бог не дает, и это использовать как-то человек и не может, ибо не сам управляет своей жизнью, но полностью Управляем Богом и не может отклониться сколько-нибудь от Плана Бога на путь и развитие человека. Никто также не может сам для себя решить, что ему пора подняться на уровень гунны благости. Пока человек полностью не отработает свои качества и не изымет все, что могут в него привнести предыдущие гунны, он не сможет из них выйти, но тщательно Волею Бога пройдет все ступени, не минуя ни одну подступень, ни один опыт и качество, которые наметил на него Бог в том или ином направлении. Также, над гуннами природы не возвышаются, а их отрабатывают и из них как бы перерастают в другую гунну, все последовательно, все в свое время, все только Волею Бога Кришны. В этом пути не следует полагаться ни на каких духовных учителей, но быть хорошо ведомым Богом, старательным и усердным постоянно, что возможно и на материальных ступенях развития. Человеческая форма жизни дана не для того, чтобы перепрыгивать по своей инициативе с одной гунны на другую. Этой формой жизни может распоряжаться только Бог, ведя человека и используя возможности человека для его материального и духовного развития во всех гуннах природы до гунны благости и далее до развития тех качеств в гунне благости, которые и выводят в свое время на путь преданного служения.
Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается. Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания, а деятельность в гуне невежества лишает его разума.
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: "16. Тот, кто в работе добродетельный, о нем говорят, что он в гунне добродетели и плоды труда его чистые, но страдание плоды тех, кто в гунне страсти, невежество - плоды гунны тьмы.". Этот стих указывает на то, что есть некоторые отличительные черты человека, его проявления в каждой из гунн. Если человек в своей работе достаточно добродетелен, т.е. проявляет такие качества, как старание, терпение, усердие, правильный умственный процесс, контактность, не осуждение ни вышестоящих, ни ниже стоящих, ни рядом стоящих, если человек ответственный, порядочный, не лживый и не ленивый, если усидчив, скромен, не желает похвал и не претендует на награды, если он не обеспокоен плодами своего труда, но старается, чтобы результат труда никого не подвел, был ожидаемым в положительном смысле, то о таком человеке, только исходя из его труда, уже можно сказать, что он находится под влиянием гунны добродетели. Также, когда человек достаточно много страдает из-за своих дел, предприятий, начинаний, из-за своих желаний, из-за неразумности в своих желаниях, если он из-за желаний и пристрастий теряет материальные блага, теряет доброе отношение к себе, если он поглощен своими планами, игнорируя последствия и других людей, ввергая и себя и других в страдания, то вот по такому последствию, часто неблагоприятному для человека и причиной которого может быть постоянные сильные или необузданные желания, можно говорить, что человек находится в самом эпицентре гунны страсти. И также, что касается того человека, который находится в гунне невежества. Нет, невозможно сказать, что он лишен ума. Это следствие неверного перевода. Если человек невежествен, не учится, не интересуется, не постигает материальный мир в разных его аспектах, то просто по такому проявлению, где нет любопытства и тяги к знаниям любого направления, можно понять, что человек находится в гунне невежества. Но при этом всем все эти показатели примерные, только едва ориентирующие на то, чтобы как-то понять свою преимущественную гунну влияния или другого. Но здесь непременно можно и очень ошибиться. Ибо, жизнь других людей не на виду, и можно понимать о них только по некоторым штрихам или тому, что о другом показал Бог. Но при этом мыслительный процесс и причины такого или иного проявления человека не могут быть видны или известны никому. Это Знает только Бог. И очень старательный в работе человек может быть на самых разных ступенях материального развития; и тот, кто терпит постоянно бедствия и страдания из-за своих устремлений, тоже может быть на любой ступени своего материального и духовного развития. И тот, кто ничего не хочет изучать и не проявляет никакого любопытства к тем или иным проявлениям материального мира или к материальным знаниям, тоже может быть и не столь невежествен, ибо у каждого человека есть разные периоды, где он может проявлять себя по разному по разным причинам, и это со стороны не обозреть и никак не уловить. Поэтому, этот стих можно воспринимать как некоторый ориентир, но брать его за основу мышления в плане определения своей ступени развития или другого человека - не надежно и лучше всего думать о себе и своем личном старании перед Богом.
КОММЕНТAРИЙ: Праведная деятельность в гуне благости очищает человека. Поэтому мудрецы, свободные от влияния иллюзии, постоянно счастливы.
БОГ: Добродетельных людей, отдающих, помогающих другим, не следует в современном материальном мире называть мудрецами, ибо они особо не мудрствуют и не пытаются преимущественно. Но да. Если человек добродетелен, то Бог дает ему любовь к материальному миру, дает ему дать, дает ему и этим наслаждаться. Но добродетель еще ни есть праведная деятельность. А ее часть, направленная на внешний материальный мир. А истинный праведник больше мыслит о себе и своей чистоте перед Богом и старается соответственно жить во всех направлениях своей жизни. Но, однако, нет в материальном мире безгрешных праведников. Их нет и на духовном плане. Но к данному стиху это рассуждение не имеет никакого отношения.
В то же время действия, совершенные в гуне страсти, не несут с собой ничего, кроме страданий. Всякая попытка обрести счастье в материальном мире заранее обречена на неудачу.
БОГ: Не совсем так. Если люди говорят о счастье, значит, все же оно в материальном мире в свою меру присутствует. У каждого в жизни есть элементы счастья материального. Это - сама жизнь, дети, семья, работа, материальная природа, это жилье, общение, животный мир, природные ландшафты, великолепие, созданное руками человека, слава, власть, могущество, преодоления, дружба, уважение, любовь, благодарность, искусство, творчество, эмоциональное восприятие материального мира, радость встреч, радость побед, момент рождения ребенка, сексуальные наслаждения, красота человеческого тела, сила человеческого ума, логика, последовательность, речь, преодоление страданий, научные достижения, технический прогресс, медицина, образование, исполненные сделки, новые возможности, водные ресурсы, сезоны года, небо, облака, звезды, прохлада, ослепительное солнце, чистота помыслов, благотворительность, помощь, надежда, религия и вера... Из всего этого каждому в своей мере и в свое время Бог складывает счастье, и человек это счастье знает и всегда желает, как и желает жить... Но все это имеет смысл тогда, когда дается в пути преодолений, ибо так устроено живое существо. Оно берет то с чувством счастья, что дал Бог с чувством борьбы и победы... Поэтому счастье есть для каждого, не обреченное, но имеющее начало и конец. И добывается вновь и вновь и кусками и крупицами, но и то и другое дорого.. В этом и развитие человека. В этом и работа Бога с каждым. В этом и достижение тех качеств, которые в свое время и выводят на духовный план. Поэтому гунну страсти не следует ругать. Она многое дает человеку материальному во всех направлениях, включая и религию, и преданное служение. Ибо здесь добытые качества и решают вопрос в свое время о переходе на путь преданного служения.
Так, если кто-то решит построить небоскреб, то он сможет сделать это, но ценою огромных людских страданий. Тому, кто финансирует строительство, придется приложить огромные усилия, чтобы собрать необходимые средства, а рабочие-строители будут по-рабски трудиться на стройке. Все это - страдания от начала и до конца. Поэтому "Бхагавад-гита" утверждает, что любая деятельность в гуне страсти влечет за собой неисчислимые страдания. Человек может испытать некоторое удовлетворение от мысли "Это мой дом" или "Это мои деньги", однако все это далеко от настоящего счастья.
БОГ: Обычно кто-то этот вопрос не решает. Решает общество, государство, строительные организации, компании или частное лицо, имеющее необходимые средства и возможности. Но ничего не решается без Воли на то Бога. И каждый, кто будет вовлечен в это строительство, будет вовлечен именно по Воле и Плану Бога, по карме каждого человека, по его образованию, по его физическим возможностям, по его опыту и знаниям. Все и каждый будет на своем месте, и каждый привнесет в строительство то, что и намечено Богом. Все это есть нормальный материальный процесс, все это есть благоустройство и решение вопроса жизненно важного касательно или жилья или размещения здесь впоследствии того или иного государственного или пр. учреждения. Здесь искать в современном мире страдающих не следует, как и в любом деле, ибо Бог Кришна всем Управляет и Бог Знает, кто и почему должен работать и внести свой вклад в то или иное дело. Все строго справедливо и сомневаться не следует. И если даже есть пострадавшие в какой-то мере, то они просто отдали Богу свои долги из прошлого рождения или просто в чем-то должны были претерпеть и через это развить те качества или получить тот опыт, который и планировал Бог на человека.
Что касается деятельности в гуне невежества, то человек, занятый ею, лишен знания, поэтому он страдает в настоящем, а в будущем получит тело животного.
БОГ: Нельзя забывать, что те люди, которые пришли в материальный мир из животного мира и только получили тело человека, на самом деле находятся на особом учете Бога и Бог Кришна их оберегает постоянно и помогает каждому, ибо этот процесс вливания в человеческое общество есть для живого существа несколько болезненный, и его надо постоянно направлять и давать ему сил, а не погружать в постоянные страдания. Человек не наработал еще тот уровень мыслительного процесса, те человеческие практики, которые бы помогли ему легко начать осваивать материальные специфические знания. Он еще близок к природе и мыслит самыми простыми и ему понятными категориями и образами. Поэтому, люди в гунне невежества живут терпимо, по их пониманию, по их качествам, по их и окружению, которое организует Личность Бога. Их не следует ничем запугивать, никакие страдания также и обещать. Но и это донести до таких людей почти невозможно, ибо никто не может знать, кто и на какой ступени материального развития стоит. Это Знает только Личность Бога Кришны.
Жизнь животных полна невзгод и лишений, хотя сами животные не сознают этого, находясь во власти иллюзорной энергии, майи. Те, кто убивает несчастных животных, также находятся в гуне невежества. Такие люди не знают, что в следующей жизни их жертва получит тело, которое даст ей возможность убить их. Таков закон природы.
БОГ: О законах природы говорить особо нельзя. Сама по себе природа материального мира законы не творит и не осуществляет. Все законы есть творение Бога в материальном мире и непосредственно в материальной природе, как и их осуществление есть работа Личности Бога Кришны. Надо сразу говорить о карме и ее последствиях для того, кто убил живое существо и о том, что наказание может исходить только от Личности Бога Кришны. Также те люди, которые убивают животных, могут быть и в гунне невежества, и в гунне страсти, а порою могут быть и в гунне благости. Эти все вопросы касательно гибели живых существ решает только Личность Бога, как и вопрос о наказании тех, кто это совершил. Надо понимать, что у каждого животного любого вида есть карма и судьба. И согласно карме каждого живое существо должно оставить свое тело строго в свой день и час, как и строго определенным образом. Тот, кто убивает животное, также действует согласно своим качествам и своей ступени материального развития. Убивший тотчас зарабатывает последствия своей греховной деятельности, кармические плоды, которые в свое время будут направлены на развитие тех качеств человека через путь страданий и преодолений, которые будут милосердны и не позволят человеку идти на убийство другого живого существа впредь. А что касается того живого существа, которое оставило тело вследствие произведенного над ним насилия, оно непременно будет рождено в том виде, у той пары живых существ, которые Богом и предназначены для спаривания и рождения этой души в новых условиях и с новым жизненным направлением. Также, далеко не всегда жертва убивает или уполномочивается Богом убить своего убийцу. Эти вопросы имеют разное кармическое продолжение и не всегда так, как может подсказать человеку его религиозная логика.
В человеческом обществе убийцу приговаривают к смертной казни. Таковы законы государства. Пребывая в невежестве, люди не подозревают о том, что живут во вселенском государстве, которым управляет Верховный Господь, и Он не позволит безнаказанно убить даже муравья. Преступника ожидает неминуемая расплата. Поэтому тот, кто умерщвляет животных ради того, чтобы доставить наслаждение собственному языку, - самый невежественный из невежд.
БОГ: Нет. Не законы государства. А законы, которые дает Бог в каждом государстве, есть то, что вершит правосудие. Т.е. и в светском государстве неминуемо всем Управляет Личность Бога. И все вопросы, связанные с наказанием, есть Воля и работа Бога Кришны. Это не следует забывать. Однако, то как работает Бог, не проследить никак. Просто надо Знать, что у Бога Высшая Божественная и непостижимая людьми Справедливость. И эта Справедливость выходит за пределы одной жизни человека, и проследить, как происходит наказание и в чем суть справедливости наказания, не сможет никто. Здесь просто надо верить, что так и есть, Бог Кришна - Высочайшая Справедливость. Это просто надо знать. И также, Бог Знает, как человеку помочь развить то качество, которое не обидит и муравья. Но это образно. Люди только своей одной жизнью, каждый, убивает миллионы микроорганизмов. От этого никуда не деться. Так устроен материальный мир. Но всех Бог восстанавливает, ибо для микроскопических форм жизни нет большой разницы между жизнью и смертью, они столь же стремительно появляются, как и исчезают. Бог работает над каждым, никто для Бога не потерян, Бог всех возвращает к жизни на всех ее уровнях.
Человеку нет нужды убивать животных, поскольку Бог дал ему множество чудесных продуктов. Те, кто, несмотря на это, питаются мясом, очевидно, находятся в гуне невежества, и их будущее темно.
БОГ: На все Воля Бога. Бог РАЗРЕШАЕТ употреблять в пищу мясо животных и в гунне невежества, и в гунне страсти и частично это происходит в гунне благости до начала пути преданного служения. Невозможно материальному человеку запретить есть мясо. Здесь есть многие причины, которые достаточно существенны, и преданным этот вопрос особо обсуждать не следует, как и не следует насаждать свой образ жизни и свое понимание о еде материальным людям. Надо знать, что с каждым работает Бог, и только Сам Бог может решить этот вопрос с каждым человеком, но строго в свое время и по своим причинам. Также, будущее тех, кто поедает плоть живых существ, не темно. И в таком случае люди также идут по пути своего материального и духовного развития и поднимаются вверх к преданному служению. Однако, есть и те материальные люди, которые уже получают от Бога в себе запрет на поедание мяса и не могут уже выходить из подчинения Богу ни при каких условиях, ибо уже и пора их скоро направлять на путь преданного служения, и это уже должно быть принято нормально и безболезненно в плане пищи более растительного порядка. Все у Бога предусмотрено, все Бог решает до рождения каждого, и все непременно направляет человека на путь именно преданного служения. Это надо знать.
Из всех видов убийства животных самым тяжким грехом является убийство коров, так как они заботятся о человеке, давая ему вкусное и полезное молоко. Убивать коров способны только самые невежественные люди. В Ведах (Риг-веда, 9.4.64) сказано: гобхих принита-матсарам. Тот, кто с удовольствием пьет коровье молоко и вместе с тем намеревается убить свою корову, находится в глубочайшем невежестве.
БОГ: Молоко, как и любую другую пищу, дает людям только Личность Бога Кришны. Корова такое же живое существо, как все остальные. Не есть святое животное, ни есть живое существо, осознающее, что делает некоторое благо для людей. Убийство коров в материальном мире также происходит строго по Воле Бога, ибо это есть путь смены тела и перехода на более высокую ступень материального развития, и чаще всего это бывает получение тела самых близких к человеку живых существ, таких, как кошка и собака. Отсюда уже животные чаще всего в свое время начинают путь в теле человека. Поэтому на все Воля Бога. Но все же человек должен понимать, что убийство животного Бог относит к греховной деятельности, как и поедание мяса. За все следует и наказание, как последствие греховной деятельности.