9.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ. НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 2. ТЕКСТ 41-46
ТЕКСТ 41
вйавасайатмика буддхир
экеха куру-нандана
баху-шакха хй ананташ ча
буддхайо 'вйавасайинам
вйавасайа-атмика - развивший решимость (в сознании Кришны); буддхих - разум; эка - единый; иха - в этом мире; куру-нандана - о потомок Куру; баху-шакхах - у которых множество ветвей; хи - поистине; анантах - безграничные; ча - также; буддхайах - умы; авйавасайинам - тех, кто не обладает сознанием Кришны.
Идущие этим путем решительны и целеустремленны, и у них одна цель. О потомок Куру, многоветвист разум тех, кто нерешителен.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "41. Тот, чей разум утвердился в буддхи-йоге, умом только в одном в этом мире, о, Курунандана. Многоветвист, в действительности неограничен ум тех, чей разум не утвердился в этой йоге.".
Речь в стихе идет о тех, кто в себе утвердился разумом в буддхи-йоге. Здесь речь не о том, решился ли человека на путь преданного служения буддхи-йогу, а насколько он утвердился и что это ему дает.
КОММЕНТAРИЙ: Разум человека, твердо верящего в то, что, действуя в сознании Кришны, он достигнет высшего совершенства жизни, называется вйавасайатмика.
БОГ: Вйавасайатмика означает утвердиться в буддхи-йоге или утвердиться разумом в себе. Это утверждение в себе более объемлющее и выходит за границы понимания только направления к достижению высшего совершенства. Утвердившийся разумом в буддхи-йоге есть человек полностью предавшийся Богу Кришне, полностью надеящийся на Бога, делающий все, что требует от него Бог Кришна в Бхагавад-Гите. Это в первую очередь. Также такой человек непременно идет по пути материального и духовного развития, ведет аскетический образ жизни, устремлен к Богу, постоянно думает о Боге и только на втором или третьем плане у него достижение совершенства, ибо предавшийся Богу преданный понимает, что этот путь всецело Упраавляем Богом, Сам Бог ведет его по ступеням его развития и Сам Бог знает, как вести, чтобы человек достиг качества, угодные Богу и выводящие за пределы материального существования. Т.е. утвердившийся разумом человек не ставит себе цель достичь духовное совершенство, но достичь качества, угодные Богу, но следовать Слову Бога, и Бог выведет его на нужный уровень качеств и пониманий Божественным путем.
В "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 22.62) сказано:
`шраддха'-шабде - вишваса кахе судридха нишчайа
кришне бхакти каиле сарва-карма крита хайа
Верой называют твердую убежденность в существовании высшего начала.
БОГ: Отнюдь. Вера не всеобъемлюща, она все в себя не включает. Твердая убежденность - это уже более, чем вера. Это уже результат строгой духовной практики, строгому религиозному пути, начало которому, самые низшие ступени положила вера. Человек верующий и человек, утвердившийся в буддхи-йоге - это две разные и достаточно отличные ступени духовного развития человека. Их путать нельзя, сопоставлять нельзя, подменять одно другим нельзя. У Арджуны есть вера. Но вот утвердившегося в буддхе-йоге сознания нет. Это развить ему еще предстоит. И он еще спросит Бога, чем отличается тот, кто обладает утвердившимся сознанием в буддхи-йоге от иных людей, имея ввиду не материальных людей, но хотя бы себя, все же верующего человека. Что ему недостает, чтобы тоже считаться утвердившимся разумом в буддхи-йоге. И Бог ему на этот вопрос ответит. Но это несколько позже.
Тому, кто посвятил себя деятельности в сознании Кришны, нет нужды заниматься какой-либо мирской деятельностью и выполнять обязанности перед семьей, страной или человечеством.
БОГ: Есть или нет нужды - это решает только Бог. Также, никто не отменял исполнение обязанностей и долга перед семьей, страной. О человечестве здесь вообще не понятно как и зачем говорить. Это пустословие. Также, надо понимать, что преданное служение не освобождает руки от труда. Только Бог Сам может Управлять судьбой человека. Невозможно по собственной инициативе ради преданного служения оставить работу, семью, престарелых родителей, детей, больных родственников. Эти вопросы автоматически решает Бог и самому человеку отрекаться от семьи, работы, долга, обязанностей нельзя. Но все делать, посвящая Богу. Это также есть путь преданного служения, путь реализации, путь, угодный Богу, путь реального выхода за пределы материального существования на духовный план.
Результаты деятельности человека зависят от хороших или дурных поступков, которые он совершил в прошлом.
БОГ: Результаты деятельности человека зависят от его кармы, качеств, Плана и Воли Бога на его развития. Здесь есть совокупность Причин, которые работают над каждым постоянно.
Однако тому, в ком проснулось сознание Кришны, больше не нужно стремиться к положительным результатам в своей деятельности.
БОГ: Надо стремиться удовлетворить Бога. Отсюда автоматически следует, что в работе надо стараться, плохие плоды труда, любой своей деятельности Богу не предлагают. Но буддхи-йога тем важна, что в человеке разум полностью сосредотачивает в труде на Боге, и при этом человек старается, на уровне подсознания понимая, что надо хорошо работать. Но именно о плодах, о последствиях своей деятельности, о вознаграждении он не должен думать. Также, иногда человек старается, ответственно относится к труду, полностью поглощен духовной деятельностью, посвящая свой труд Богу, но плоды труда его могут быть и слабыми в силу пока недостающих качеств, опыта, непредвиденных ситуаций или помех. В таком случае человек просто должен понимать, что он старается и призывает все в себе правильно исполнить свою задачу в труде, и не переживать очень сильно за плоды труда, понимая, что если что-то он делает не так, если что то не учитывает или не хватает знаний, то БОГ ему поможет и на это уповает. Т.е. не заботиться о том, какого знака плоды - тоже надо осторожно, но стараться всегда.
Все действия человека, обладающего сознанием Кришны, становятся абсолютными, иначе говоря, к ним больше не приложимы такие понятия, как "хорошее" и "плохое".
БОГ: Неверное понимание. Никогда ни у кого не бывают действия абсолютные. Не у каждого также труд есть искусство. И положительные и отрицательные плоды труда не должны полностью обходить сознание преданного. Он должен в себе давать отчет своим усилиям и стараться перед Богом все же проявить себя в труде так, чтобы Богу не предлагать плоды неудовлетворительные. Но если при всех усилиях все же в работе получается сбой или крах или плоды столь низки, что подлежат уничтожению, то в таком случае набо соблюдать в себе спокойствие и просить в себе Бога помочь, надеясь и уповая на Бога и беря у Бога те рекомендации, которые Бог может дать человеку разными путями: и через мыслительный процесс, и через ситуацию, и через даже материального человека. Бог через любого может направить старающегося, и это надо видеть и не пренебрегать. Ибо помощь Бога в труде может быть проявлена самыми непредвиденными путями. Надо с смирением и терпеливо принимать наставления тех, кто обладает большим опытом, знаниями, подходящими качествами. Надо всегда знать, что через других Бог может и обругать, и пристыдить, и указать, и поговорить с высоты самоуверенного человека. Во всем надо видеть Руку Бога и адекватно на все реагировать, не считая, что тебе неинтересны плоды труда, что ты отречан и не имеешь к замечаниям и наставлениям отношения, что только Бог может тебе Указать. Нет и нет. Бог все делает через материальный мир. И отрешенность должна быть разумной, не высокомерной, и направляющей на самоконтроль и старание.
Высшей ступенью практики сознания Кришны является отказ от материальных представлений о жизни, и тот, кто развивает в себе сознание Кришны, рано или поздно обязательно достигнет этого уровня.
БОГ: это высказывание достаточно неразумно. На любой ступени буддхи-йоги отказ от материальных представлений о жизни невозможен, ибо пока человек в теле, он другого представления иметь не может, телесное существование все обуславливает. Преданный непременно имеет такое представление. И оно должно уживаться в нем и с преданным служением и с духовными практиками. Идя по пути преданного служения, человек должен все понимать о материальном мире, о материальном труде, о том, как работает Бог в материальном мире, о духовной практике, о цели и Плане Бога на материальный мир. Невозможно игнорировать то, что поддерживает твое тело, что дано Богом для материального и духовного развития людей, что в итоге и открывает врата на духовный план.
Целеустремленность в сознании Кришны основывается на знании. Васудевах сарвам ити са махатма су-дурлабхах. Человек, обладающий сознанием Кришны, - это поистине редкая душа, он полностью осознал, что Васудева, Кришна, является причиной всех причин.
БОГ: Так можно сказать. Но надо приводить точный перевод приведенной части текста Бхагавад-Гиты: "Бог Кришна - есть все. Но такая великая душа ( знающая об этом) - очень не просто достигается.". Т.е. стоит Богу больших Божественных трудов, пока поднимет ее до этой духовной ступени осознания.
Поливая корни дерева, мы поим водой его ветви и листья, и точно так же тот, кто действует в сознании Кришны, приносит высшее благо всем - себе самому, своей семье, обществу, стране и всему человечеству. Если Кришна доволен его действиями, все остальные тоже удовлетворены.
БОГ: Тот, кто занимается преданным служением Богу Кришне, приносит высшее благо только себе. Остальным - это насколько даст Бог, все зависит от кармы каждого и ступени его материального и духовного развития. Также, Бог не может быть доволен или недоволен преданным служением человека, ибо Бог отрешен. Бог сам Дает человеку преданное служение Себе, дает ему желание, необходимое окружение, все чувства, необходимый мыслительный процесс, дает слова, поступки, само поклонение, аскетизм, дает простой образ жизни, дает возможность развивать качества духовного порядка. Бога невозможно удивить, невозможно удовлетворить по большому счету, ибо все делается строго по Планом Бога на человека и делается самим Богом в нем. Но Бог может именно преданным служением преданного посеять семя преданности в тех, кто его, преданного, окружает, и в свое время даст им взойти ростками преданного служения, что может произойти и в следующей жизни.
Служить Кришне лучше всего под опытным руководством духовного учителя, истинного представителя Господа, который знает наклонности и способности своего ученика и всегда может подсказать, как правильно действовать в сознании Кришны.
БОГ: Нет, не существует такого духовного учителя, который бы мог точно знать качества, способности, наклонности своего ученика. Также, все рекомендации духовного учителя не должны из этого исходить. Перед учителем должна быть только одна задача - помогать ученику постичь Святые Писания и только в этом вопросе он должен быть сведущ. Все остальное ему знать ни к чему. А рекомендации для всех должны быть одни и те же: духовная практика, поклонение Богу, следование Слову Бога в Писаниях, смирение, терпение... На любой ступени своего материального и духовного развития, обладая любыми качествами, с которыми его Бог привел на путь преданного служения, ученик должен следовать именно этим указаниям духовного учителя, без отклонений, ибо другого пути в преданном служении нет.
Поэтому, чтобы овладеть наукой сознания Кришны, надо действовать с решимостью и беспрекословно подчиняться представителю Кришны, духовному учителю, считая его указания миссией своей жизни.
БОГ: Никого преданный не должен считать миссией своей жизни. Это неуместное понимание. Преданный может задавать вопросы духовному учителю. Но всегда надо знать, что требования к преданному определены в Святом Писании. Просто надо Изучать слово Бога и исполнять духовную практику. Непременно поклоняться Богу Кришне. Все остальные Указания Бог старательному преданному может дать изнутри. Преданный должен понимать, что цель его жизни - развитие духовных качеств, тех качеств, которые и выведут его на духовный план. А путь развития качеств устраивает человеку только Бог через материальные и духовные практики. Духовный учитель лишь может направить ученика, это же требование ему повторить, разъяснить ученику смысл того или иного стиха в Писании. И все. Не более. Поэтому ученик не должен много мудрить, но все свои дела посвятить Богу, потигать Совершенные знания, поклоняться, заниматься духовными практиками, посвящая Богу свою жизнь, надеясь на Бога, уповая на Бога.
В своих знаменитых молитвах, обращенных к духовному учителю, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур дает нам следующие наставления:
йасйа прасадад бхагават-прасадо
йасйапрасадан на гатих куто 'пи
дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам
ванде гурох шри-чаранаравиндам
"Удовлетворяя духовного учителя, мы тем самым удовлетворяем Верховного Господа.
БОГ: Отнюдь. Далеко не все, что подходит духовному учителю и оценивается его материальным в немалой степени умом, есть то, что положительно. Учитель знает свое. А Бог направляет ученика так, как и должно быть согласно Плану Бога на этого человека.
Не удовлетворив духовного учителя, невозможно обрести сознание Кришны.
БОГ: Можно, не удовлетворив духовного учителя, достичь духовной реализации просто следуя Слову Бога в Святом Писании.
Поэтому надо три раза в день погружаться в мысли о духовном учителе, молить его о милости и в почтении склоняться к его лотосным стопам".
БОГ: Вздор. Не надо систематически вспоминать учителя и его молить о милости и тем более в почтении склоняться его стопам. Только о Боге Кришне надо думать постоянно, только Бога Кришну молить о милости, только перед Богом в почтении склоняться и становиться на колени. О лотосных стопах вообще речи не должно быть. У Бога нет лотосных стоп. Так воспринимать Бога нельзя. Бог не имеет тела, подобного телу человека. Бог Высочайшая духовная личность, но Бог устроен иначе, чем может предполагать человек.
Итак, в основе деятельности в сознании Кришны лежит совершенное знание о душе, не имеющее ничего общего с телесными представлениями о жизни, - не теоретическое, а основанное на опыте знание, обладая которым живое существо никогда не станет потакать своим чувствам и заниматься кармической деятельностью. Однако те, кто не развил в себе целеустремленность, сбиваются с этого пути, прельщаясь различными видами кармической деятельности.
БОГ: Человек сам в себе не достигает целеустремленность к Богу, к преданному служению, к развитию духовных качеств, к аксетизму, к изучению Святых Писаний, к преденному служению. Все это дает человеку только Бог и строго в свое врямя.
ТЕКСТЫ 42 - 43
йам имам пушпитам вачам
правадантй авипашчитах
веда-вада-ратах партха
нанйад астити вадинах
каматманах сварга-пара
джанма-карма-пхала-прадам
крийа-вишеша-бахулам
бхогаишварйа-гатим прати
йам имам - ту, которую; пушпитам - цветистую; вачам - речь; праваданти - говорят; авипашчитах - люди со скудным запасом знаний; веда-вада-ратах - мнимые последователи Вед; партха - о сын Притхи; на - не; анйат - другого; асти - существует; ити - так; вадинах - поборники; кама-атманах - желающие чувственных удовольствий; сварга-парах - стремящиеся к райским планетам; джанма-карма-пхала-прадам - рождение в хорошей семье и другие плоды кармы; крийа-вишеша - пышные церемонии; бахулам - различные; бхога - чувственного наслаждения; аишварйа - и богатства; гатим - путь; прати - на.
Людей со скудными знаниями очень привлекает цветистый язык Вед, которые призывают их совершать различные кармические обряды и ритуалы, чтобы подняться на райские планеты, родиться в богатой и знатной семье, обрести могущество и многое другое. Стремясь к чувственным удовольствиям и роскошной жизни, такие люди говорят, что нет ничего превыше этого.
БОГ: Допустимый перевод. Точный перевод: "42-43. Цветистые слова говорят люди с бедным запасом знания, так называемые последователи Вед, о, Партха, считающие, поэтому, что ничего нет превыше, чем удовлетворение чувств, достижения райских планет и преимуществ в рождении и плодах кармической деятельности. Часто устраивая пышные церемонии, они устремлены к удовлетворению чувств, богатству и власти.".
КОММЕНТAРИЙ: Большинство людей не слишком разумны и по невежеству прельщаются кармической деятельностью, предписанной в разделе Вед, который называется карма-канда. Предел их мечтаний - вкушать чувственные удовольствия, наслаждаясь жизнью на райских планетах, где текут реки хмельного напитка, где много красивых женщин и все утопает в роскоши.
БОГ: Веды написаны Богом, есть творение Бога и ничего в них просто так не говорится. Веды должны были не оттолкнуть и тот контингент людей, которые еще стоят на невысокой ступени материального и духовного развития. Они неразумными называются не потому, что привлекаются богатством и властью, а потому что такова их ступень, которую надо пройти, которая тоже от Бога, которая также развивает качества, которые в свою очередь и помогут этим людям подняться на более высокую ступень. Привлекаясь посулами Вед, они, эти люди, читают Веды и автоматически усваивают и другие знания, знания высокого духовного порядка. Так, Бог как бы знакомит и этот уровень ступени с знаниями совершенными, а потому даст и через них и понимание и мыслительный процесс. Все в свое время. Но для Арджуны необходимо провести черту между тем, что можно из Вед брать, а что нет, надо было одних обругать, чтобы несколько утвердить других. Это тоже Божественный прием для тех, кто стоит на весьма невысокой ступени материального развития. Чтобы человек осознанней утвердился в разумном преданном служении. Поэтому Бог и восхваляет Арджуну и противопоставляет его более низкой ступени других.
В Ведах описано множество различных жертвоприношений, совершая которые человек получает право попасть в рай, в особенности это касается жертвоприношения джьотиштома. Говорится, что каждый, кто желает достичь райских планет, должен обязательно совершить это жертвоприношение, и невежды думают, что подобные предписания составляют суть ведической мудрости.
БОГ: Жертвоприношения - это все же изначально религиозный акт, очень серьезный, потрясающий, вовлекающий в себя все чувства человека. Понятно, что это действо должно сопровождаться и просьбами и надеждами. Через жертвоприношение людей того времени, которые просят материальных благ или супехов или райский план, человек получает надежду, получает и укрепляет веру, в нем сеется религиозное семя... Такие люди, даже имея чисто материальные желания, уже не могут быть потеряными для пути религиозного развития, ибо Бог в каждом это начало пути к Богу будет укреплять. В материальном мире многое держится на посулах наслаждений и от этого никуда не деться. Ибо матеральный мир всегда полон страданий был и есть. Помощь Бога воспринимается как помощь свяше. Это закрепляется в молитвах, поклонениях, в упованиях... Все это путь к Богу, который сотворен Богом и его нельзя осуждать, ибо все средства хороши для материальног человека, если они действенны, если она направляют ум на потустороннее, если они ищут милость Высших Сил, если они учатся терпеть и сносить, если в них с Высшими Силами связаны надежды и смирение.
Таким недалеким людям очень трудно обрести решимость, необходимую, чтобы действовать в сознании Кришны.
БОГ: Если говорить о твердости разума в буддхи-йоге, то надо иметь ввиду преданных Бога Кришны, причем достигших уже некоторой реализации. Но речи нет о тех людях, которые описаны в стихе. Они еще не считаются преданными Бога Кришны и их разум еще не может утвердиться в буддхи-йоге, ибо такие люди этой ступени никак не могли достигнуть будучи вне преданного служения.
Подобно тому как глупцы срывают цветки ядовитых деревьев, не подозревая, чем это чревато, те, кто не обладает знанием, прельщаются роскошью райских планет и доступными там чувственными удовольствиями.
БОГ: В целом так можно сказать. Но истина в другом. Бог награждает материальными наслаждениями не просто так. У Бога ничего просто так не делается. Ни слава, ни власть, ни богатства, ни почести, ни знатное происхождение, ни таланты не даются просто так. Все дается адресно и в соответствии с кармой человека и Планом Бога на его развитие. В любой среде, в любом окружении, в любом достатке и с любым талантом человек Волею Бога пройдет те игры и роли, которые непременно будут иметь развивающее его значение и подготовят человека качествами к новому рождению, где эти качества будут необходимы и будут плацдармом его новых качеств в новых условиях, и в других условиях не достигаются. И так постепенно Бог через рождения и развитие качеств выводит человека на тот уровень, которые достаточен, чтобы дать ему преданное служение и путь отрешения от внешних наслаждающих объектов материального мира. Всеаму у Бога свое время. И время наслаждений и время отрешения..
В разделе Вед карма-канда сказано: апама сомам амрита абхума и акшаййам ха ваи чатурмасйа-йаджинах сукритам бхавати. Тот, кто совершает чатурмасью, то есть на протяжении четырех месяцев налагает на себя определенные покаяния, получает право пить райский напиток сома-раса, дарующий бессмертие и непреходящее счастье.
БОГ: Ни в материальном мире, ни на духовном плане такого напитка не существует. Все состояния существования дает только Бог. Это работа Бога. Но а напиток есть причина для того, кто не видит стоящего за всем Бога. Есть мотивирующее средство для некоторых духовных практик. В современном мире необходимости в таких аскезах нет. Все заменяет преданное служение, все вмещающее в себя и основывающееся на предписаниях Святых Писаний.
Даже на Земле есть люди, которые мечтают отведать сома-расы, чтобы стать крепкими, здоровыми и способными неограниченно наслаждаться жизнью. Они не верят в путь освобождения из материального плена и очень привязаны к пышным ритуалам, сопровождающим ведические жертвоприношения.
БОГ: Иллизорные энергии Бога могут дать человеку самые разные мечты и желания. Если это необходимо дать человеку, если есть такой План Бога, если карма и качества человека подходят для этого, то Бог даст и это желание и его плоды, ибо все имеет развивающее значение для человека, и Бог Знает, кого и через что надо вести. Это работа Бога. Никого нельзя осуждать или поучать, если он стоит на этой ступени своего развития. Нельзя пытаться навязывать кому-либо свое духовное понимание, нельзя ни от кого требовать преданное служение или изучение Святых Писаний. Никому не надо открывать глаза на реальность. Это - работа Бога. Бог Знает, кому, когда, что, в какой мере дать. Всему у Бога свое время и его не замедлить и не ускорить.
Такие люди - рабы своих чувств: им не нужно ничего, кроме райских наслаждений.