88.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 13. ТЕКСТ 18-21.
ТЕКСТ 18
джйотишам апи тадж джйотис
тамасах парам учйате
джнанам джнейам джнана-гамйам
хриди сарвасйа виштхитам
джйотишам - во всем, что излучает свет; апи - также; тат - то; джйотих - источник света; тамасах - тьмы; парам - за пределами; учйате - сказано; джнанам - знание; джнейам - следует знать; джнана-гамйам - цель познания; хриди - в сердце; сарвасйа - каждого; виштхитам - находящийся.
Она - источник света во всех светилах. Непроявленная, Она находится за пределами тьмы материального мира. Она - знание, объект познания и цель познания. Она пребывает в сердце каждого.
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: "18.Также говорится, что во всех светящихся предметах Он есть свет, возвышающийся над тьмой. Известный, как Знание, Он Тот, к Кому можно приблизиться посредством знания, в сердце каждого расположенному.".
КОММЕНТAРИЙ: Сверхдуша, Верховная Личность Бога, является источником света во всех светящихся телах, таких, как солнце, луна и звезды.
БОГ: Речь в стихе идет только и единственно о Личности Бога Кришны. Ни о какой сверхдуше речи быть не может. Это то, что не существует. Бог Кришна есть Высочайший ДУХ, не душа. Душа имеет в себе материальные энергии. Божественный Дух - Чистый Дух, без малейшей примеси материи.
В Ведах сказано, что в духовном царстве не нужно ни солнца, ни луны, ибо там все озарено сиянием Верховного Господа.
БОГ: В духовном мире все освещено ДУХОВНЫМ СИЯНИЕМ Бога Кришны.
В материальном мире духовное сияние Господа, брахмаджьоти, покрыто материальными элементами (махат-таттвой), поэтому здесь нужны источники света - солнце, луна, электричество и т.д.
БОГ: Нет у Бога Кришны брахмаджйоти, некоего безличного сияния. Материальный мир сотворен Богом Кришной согласно законам материального существования, где источниками света должны быть именно материальные объекты. Бог Кришна не освещает Своим Чистым Духом материальный мир, ибо этот Свет Высокой духовной Чистоты не может быть там, где работают только законы материального существования, и люди не должны видеть Свет Божественной Личности, будучи преимущественно вне религии, вне Совершенных Знаний, не поклоняясь Богу Кришне, не служа Богу Кришне. Ибо такое проявление Бога препятствовало бы материальному и духовному развитию человека, решив многие его проблемы материального порядка и таким образом направив на бездействие и потерю инициативы в постижении материального мира, в вопросах исследования материального мира и создало бы много вопросов, которые при материальном существовании неразрешимы и непостижимы для человека, не знающего Бога и не готового по своим качествам служить Богу, ибо все знания касательно Личности Бога дает только Преданное служение и само Слово Бога в Святом Писании.
Но в духовном мире в них нет необходимости. В Ведах ясно сказано, что там все озарено ярким сиянием, исходящим от Господа.
БОГ: Надо говорить более точно. На духовном плане все освещает Свет, исходящий от Чистого Духа Абсолютной Божественной Личности, Бога Кришны.
Из этого следует, что Господь находится за пределами материального мира, в духовной обители, в бесконечно далеком от нас духовном небе.
БОГ: Нет, не следует. Никак. И в материальном мире Бог Кришна присутствует Лично, полным Своим целым, Своим Чистым Духом, но духовный свет в материальный мир не дает. Этими процессами Бог Управляет Абсолютно, давая в материальный мир тот свет, те источники, которые есть также от Бога, но через материальные объекты, которые именно для материального мира и предназначены и играют свою роль не только в плане света, но и для решения и других вопросов материальной вселенной, направленные на равновесие вселенной, на поддержание жизни живых существ и их спокойное в материальном мире пребывание, не подернутое теми проявлениями, о которых людям в целом в материальном мире знать невозможно, ибо он рассчитан на материальные чувства, материальное мышление, материальные способы исследований, на материальное развитие в целом, на основе чего далее и возможно духовное развитие человека.
Это также подтверждается в ведических писаниях: адитйа-варнам тамасах парастат (Шветашватара-упанишад, 3.8). Господь, подобно солнцу, вечно излучает свет, но Он находится далеко за пределами покрытого тьмой материального мира.
БОГ: Шветашватара-упанишад - неавторитетное, запрещенное Богом писание. Домыслы. Материальный мир не покрыт тьмой. Бог сотворил светила и Сам через них освещает материальный мир незыблемо, но согласно материальным законам материального мира, абсолютно все учитывая и все в своей мере давая в понимание человеку, давая возможности человеку изучать и постигать этот труд Бога материальными средствами и таким образом находить ответы на вопрос в своей мере о себе, о сотворении вселенных, о законах и закономерностях в развитии вселенной и находя в своей мере ответы на вопросы о происхождении космоса, космических тел и таким образом начиная в итоге мыслить о себе и о пути происхождения жизни на планете, во вселенной и о том, что эту жизнь обеспечивает и где эта жизнь может быть и при каких условиях. Все это работа Бога, направленная, прежде всего, на развитие человеческого интеллекта, на развитие умственных способностей, на то, чтобы человек в свое время эти знания мог приложить и к тому периоду, когда Бог поведет его по пути преданного служения и покажет, Кто за всем стоит и от Кого все исходит. Ибо и те материальные знания, которые уже теперь существуют в материальном мире рождают в человеке понимание, что материальный мир не имеет в себе хаоса, что он создан достаточно последовательно и все указывает на то, что за всем Стоит Абсолютный разум. Далее, человек будет уже понимать, Кто именно Управляет материальным миром и отсюда уже может постигать и Самого Бога, но это уже будет происходить только через Святое Писание и только на ступенях преданного служения, и далее это продолжится, но уже несколько в другом аспекте на духовном плане.
Знание, которым обладает Господь, трансцендентно. В Ведах сказано, что Брахман представляет собой средоточие трансцендентного знания, и тот, кто очень хочет попасть в духовный мир, получает знание от Верховного Господа, находящегося в сердце каждого.
БОГ: Человек не через свое хотение попадает на духовный план, а исключительно по Воле и Плану Бога вследствие только преданного служения, достаточно длительного и старательного, направленного также на развитие тех высоких качеств материального и духовного порядка, которые единственно Волею Бога в свое время и откроют врата на духовный план. Что касается Высоких Духовных Знаний, то эти Знания Бог дает человеку только в процессе самого преданного служения, настраивая его ум, память и понимание на овладение этими Совершенными Духовными Знаниями в той мере, которая будет достаточна для того, чтобы эти знания обусловили вхождение в Бога, утверждение в Боге Кришне и перешли в незыблемые качества высокого духовного порядка, которые и обусловят выход на духовный план в свое время Волею и Планом Бога Кришны.
В ведической мантре (Шветашватара-упанишад, 6.18) говорится: там ха девам атма-буддхи-пракашам мумукшур ваи шаранам ахам прападйе. Тот, кто стремится к освобождению, должен предаться Верховной Личности Бога. О высшей цели познания в ведических писаниях тоже сказано: там эва видитвати мритйум эти - "Только познав Его, можно вырваться из круговорота рождений и смертей" (Шветашватара-упанишад, 3.8).
БОГ: "Шветашватара-упанишад" - неавторитетное писание. Преданным надо знать, что освобождение из материального мира есть плоды преданного служения. Но этот вопрос относительно выхода на духовный план решает только Личность Бога Кришны, согласно длительности и старательности преданного служения и вследствие качеств, которые преданный в этом пути преданного служения Волею Бога в себе развил. Но лучше всего в вопросе выхода на духовный план положиться на Бога Кришну и не привязываться к плодам своего преданного служения. Такой мыслительный процесс и понимание преданного, как и его полную непривязанность к своей дальнейшей судьбе, Бог Кришна непременно учтет, решая вопрос о выходе преданного на духовный план. Но этот вопрос выхода на духовный план лучше всего не называть освобождением из материального мира, ибо преданный должен понимать, что так поставленный вопрос рождает в нем враждебность к материальному миру, а между тем именно благодаря ему, именно через его возможности, через такой инструмент Бога человек и поднимается к Богу, и только здесь в круговороте сансары Милостью Бога достигает качества высокого духовного порядка, которые и открывают врата на духовный план. Поэтому к материальному миру, к труду Бога здесь над человеком, надо относиться с должным почтением и не считать себя выше или достойней тех, кто еще в материальном мире остается и кому еще надо добывать те качества, которые в свое время также выведут на духовный план Волею и трудом Бога Кришны.
Господь пребывает в сердце каждого как верховный повелитель. Его руки и ноги находятся всюду, чего нельзя сказать об индивидуальной душе.
БОГ: Бог равно присутствует во всех частях тела живого существа, в любой его точке Своим полным целым. О руках и ногах Бога лучше лишний раз не говорить, ибо никто не может знать сколько-нибудь, что это за энергии и как они работают и проявляют себя в материальном и духовном мире. Могущество Бога можно и указать через то, как Бог Говорит о Себе в Святом Писании: Верховная Божественная Личность, Изначальный, Нерожденный, Причина Всех причин, Абсолютная Личность, Высшая Истина, Великий Бог, Творец, Чистейший, Высший Дух, Безгрешный, Могущественный, Всепроникающий, Всесильный, Величайший... чего нельзя сказать о душе.
Поэтому необходимо признать существование двух знающих поле деятельности - индивидуальной души и Сверхдуши.
БОГ: Поле деятельности Знает только Личность Бога. А душа получает из Рук Бога только те знания, которые считает возможным дать ей Бог, ибо она должна понимать, для чего ей дано тело и как можно Волею Бога в нем присутствовать и через него осуществлять свою жизнедеятельность. Если душа также знает, что в этом ее теле присутствует Личность Бога, то она просто это знает. Но нельзя сказать, что она исполнена всех Знаний о своем теле и ее можно назвать знающей. Но через путь преданного служения, всеобъемлемый, долгий и старательный, она может достичь тех высоких духовных знаний и тех качеств, которые Волей и Планом Бога Кришны обеспечат ей выход на духовный план в свое время.
Руки и ноги живого существа находятся в одном месте, тогда как руки и ноги Кришны есть всюду. В "Шветашватара-упанишад" (3.17) сказано: сарвасйа прабхум ишанам сарвасйа шаранам брихат. Верховный Господь, Сверхдуша - это прабху, владыка всех живых существ, и потому Он - их последнее прибежище. Итак, не подлежит сомнению, что Сверхдуша и индивидуальная душа всегда отличны друг от друга.
БОГ: Не серьезно искать отличия между Богом и живым существом на основании количества рук и ног. Это совсем детское занятие и не достойно преданного, его уровня мыслительного процесса. Более того, не существует сверхдуши. Есть только Бог Кришна, Верховная Божественная Личность. Сравнивать или искать отличия между Богом и душой - нельзя. Несоизмеримы. Но если очень хочется, то просто надо назвать достояния Бога, о которых Бог Сам Говорит в Святом Писании: Верховная Божественная Личность, Изначальный, Нерожденный, Причина Всех причин, Абсолютная Личность, Высшая Истина, Великий Бог, Творец, Чистейший, Высший Дух, Безгрешный, Могущественный, Всепроникающий, Всесильный, Величайший... чего нельзя сказать о душе.
Итак, Я вкратце рассказал тебе о поле деятельности [теле], о знании и объекте познания. Только Мои преданные могут до конца понять это и так обрести Мою природу.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: "19.Таким образом, Мною вкратце описаны поле деятельности, также Знание и Познаваемый. Мой бхакта, осознав это, полностью достигает Моей Природы.
КОММЕНТAРИЙ: Господь кратко рассказал Aрджуне о материальном теле, о знании и объекте познания.
БОГ: Так можно сказать.
Описанное Им знание включает в себя три аспекта: познающего, объект познания и процесс познания. Все это в совокупности именуют вигьяной, наукой познания.
БОГ: если говорить о трех аспектах знания, изложенного Богом в этой главе, то это: 1) ЧТО ЕСТЬ ЗНАНИЕ. 2) ЧТО ЕСТЬ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 3) ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ, т.е. ЛИЧНОСТЬ БОГА КРИШНЫ. О познающем, о душе можно вообще не говорить. Душа сама по себе не должна представлять интереса и для самой души. Это мелкое творение Бога, крупица энергии Бога, которая, однако, направляется и развивается через условия материального мира к Богу через развиваемые в ней Богом качества высокого духовного порядка. Но все это только труд Бога, в нее вкладываемый очень долгий период времени и не имеющий в этом конца.
Только чистые преданные Господа могут непосредственно обрести совершенное знание. Другие на это не способны.
БОГ: Постоянно подчеркивать преданным свою чистоту перед Богом не обязательно, ибо и не так обстоят у преданных дела. Высокое самомнение - да, есть. А вот чистоты нет и не будет. Ибо Чист только Бог. Все живые существа, творение Бога, никогда не могут быть совершенными через свои качества. Они всегда склонны ошибаться, ибо не могут руководствоваться или быть полными тех Знаний, которые присутствуют в Боге. Не имея всей полноты Знаний, живые существа никогда доподлинно не могут знать, что можно делать и что нельзя. Отсюда ошибки или греховная деятельность. И это непреодолимо и в материальном мире и на духовном плане. Поэтому преданные не могут объявлять себя чистыми преданными. Но есть то, что доступно для преданного. Это подъем по ступеням преданного служения. Но и эти ступени каждого Знает только Личность Бога. Поэтому, преданному ничего другого не остается, как просто преданно служить и стараться, и в этом вопросе уповать на помощь Бога, не пытаясь сравнивать себя с другими людьми и не пытаясь предсказывать себе чистоту или высокую ступень преданного служения, но быть в этом вопросе смиренным и не отличать себя от любого другого человека, преданного Бога Кришны или нет.
Монисты утверждают, что в конечном счете три аспекта знания сливаются воедино, но преданные оспаривают это. Знание и процесс познания подразумевают постижение себя в сознании Кришны.
БОГ: Нет, конечно. О постижении себя речи не должно быть. Преданный обязан постигать только Бога Кришну, входить в Бога Кришну, утверждаться в Боге Кришне через путь преданного служения. О себе знать много не надо. Достаточно того, что Бог Кришна говорит о душе во второй главе Бхагавад-Гиты и не искать лазейки для утверждения в своей исключительности и о своем каком-то перед Богом Кришной особом положении.
Сейчас мы руководствуемся в своей деятельности материальным сознанием, но, когда мы сосредоточим его на деяниях Кришны и осознаем, что Кришна - это всС, мы обретем истинное знание. Иными словами, знание есть не что иное, как предварительная ступень овладения наукой преданного служения. Все это будет подробно объяснено в пятнадцатой главе "Бхагавад-гиты".
БОГ: Сосредоточить свой ум и разум на Боге Кришне необходимо не через деяния Бога, описанные в мифических сказках, а через то, что Бог Говорит о Себе в Святом Писании, через путь преданного служения, через видение Бога и помощь Бога в любых ситуациях своей жизни в материальном мире, через путь поклонения и прославления Бога Кришны, через качества Бога Кришны, через понимание Воли Бога в себе, через беседы о Боге между преданными, через Слово Бога и следование ему. Также, Знания о Боге даются не предварительно, а на ступенях именно преданного служения и в процессе этого длительного и старательного, как и всеобъёмного преданного служения.
Подводя итог, можно сказать, что в шестом и седьмом стихах этой главы, начиная со слов маха-бхутани и кончая словами четана дхритих, Кришна описывает материальные элементы и некоторые проявления жизни.
БОГ: Вот эти стихи в переводе: "6-7. Великие элементы, ложное эго, разум, также непременно непроявленное, также одиннадцать чувств, направленные на пять видов объектов чувств, желания, ненависть, счастье, страдание, совокупность следующих отсюда направлений мышления, убеждений - все это вкратце представляет собой поле с приведенными здесь взаимодействиями.". В этих стихах Бог Кришна описывает примерно из чего состоит материальное тело, что есть те инструменты, которым Бог обеспечивает жизнедеятельность живых существ. Все это далеко не полный перечень, но достаточный, чтобы понять, что в теле человека происходят в процессе его жизнедеятельности разные внутренние процессы и реакции, как следствие взаимодействия поля деятельности с материальным миром. Но все это есть очень приближенные описания, и далеко не все обстоит так, как приводится человеку времен Арджуны. И самое главное здесь в том, что всеми этими процессами в теле и самими элементами тела и всеми реакциями Управляет только Личность Бога, хотя все представлено так для древнего человека, что он всеми процессами Управляет сам или может эти процессы считать своим полем деятельности.
Все вместе они составляют тело, или поле деятельности. В стихах с восьмого по двенадцатый, со слова аманитвам и до таттва-джнанартха-даршанам, описан процесс познания, дающий возможность постичь двух знающих поле деятельности: душу и Сверхдушу.
БОГ: С 8 по 12 стих этой главы описан не процесс познания, ибо описаны просто качества, перечислены: "8-12.Смирение, отсутствие гордости, отказ от насилия, терпение, простота, обращение к духовному учителю, чистота, стойкость, самоконтроль, отказ от объектов чувственного удовлетворения, также непременно отсутствие ложного эго, видение в рождении, смерти, старости, болезнях и страданиях последствия греховной деятельности, отсутствие привязанностей, не устремленность в большой степени управлять родными: сыном, дочерью и другими членами семьи, постоянная уравновешенность ума как при обретении желаемого, так и не желаемого, также неустанное преданное служение Мне без отклонений, устремленность в уединенные места, не привязанность к людям, постоянная устремленность к духовным знаниям, видение цели знания в постижении Истины - все это, таким образом, Я называю знанием, а все другое - невежеством.". Качества, здесь Указанные Богом Кришной, не есть процесс познания, а результат работы Бога над человеком в материальном мире и через круговорот сансары и в пути преданного служения. Это то, что как бы должно ориентировать человека на такие качества высокого духовного и материального порядка. Но эти качества ни есть сам процесс познания, ибо процесс познания есть изучение Святого Писания, процесс познания есть извлечение из материальных и духовных практик опыта и соответственно знаний. Здесь не описываются таким материальные практики и не направляется человек непосредственно на изучение Слова Бога. Просто приведены качества. И эти качества объявлены - ЗНАНИЕМ. Почему? Потому что, эти высокие духовные качества преимущественно достигаются в процессе преданного служения и здесь при изучении Святого Писания, объединенного с духовными практиками, человек входит в Бога, постигает Бога и автоматически Волею и Планом Бога привлекается и утверждается в качествах высокого духовного порядка в процессе преданного служения и высоких духовных Знаний, которые переходят в образ мышления, в понимание, в качества человека, ибо иначе уже преданный не может себя проявлять, не может иначе себя понимать, не может иначе выходить на Бога, он в эти качества как врастает необратимо. Или его Знания высокого духовного порядка переходят в его качества, и по качествам уже можно говорить о том, что человек Знает. И в некотором смысле такие качества можно объявить ЗНАНИЕМ. Что в стихе Бог Кришна и делает. Качества называет Знанием. Человек Знает, почему он эти качества проявляет и что они собой олицетворяют. Это результат его Совершенных Знаний, а по сути - результат работы Бога над ним. Также, в этих стихах с 8-12 данной главы ничего не сказано о постижении души и сверхдуши. Это уже комментатор говорит от себя, ибо хочет это увязать со своим переводом и пониманием сути стиха.
Затем в стихах с тринадцатого по восемнадцатый, начиная со слов анади мат-парам и кончая словами хриди сарвасйа виштхитам, описаны душа и Верховный Господь, или Сверхдуша.
БОГ: Тоже не верно. Ни о душе, ни о сверхдуше Бог не говорит в обозначенных стихах. Бог Говорит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТОЛЬКО О БОГЕ КРИШНЕ. Вот эти стихи: "13.Познаваемый Тот, Я объясню тебе, познавая Который, пробуют на вкус нектар, не имеющий начала Мой Высший Дух, Который, говорится, вне причин и вне следствий.
14.Везде Его руки и ноги, везде глаза, головы, лица. Везде в мире имея уши, все покрывая, Он существует.
15.Властитель всех чувств и качеств, Он тот, Кто независим от чувств. Будучи ни к чему непривязанным, Он Тот, Кто все поддерживает, также Независимый от гунн материальной природы, Он Тот, Кто ими Управляет.
16.Он Тот, Кто расположен во вне, так и внутри всех живых существ, как движущихся, так и неподвижных. Он также Тот, Кто Непостижим вследствие своей тонкой природы. Также, Недосягаемый, Он Тот, Кто совсем рядом.
17.Также Неделимый, Он расположен во всех живых существах, как если бы был разделен. Поддерживающий все живые существа, Он также известен как Тот, Кто все поглощает и всему дает рождение.
18.Также говорится, что во всех светящихся предметах Он есть свет, возвышающийся над тьмой. Известный, как Знание, Он Тот, к Кому можно приблизиться посредством знания, в сердце каждого расположенному.".
Таким образом, Кришна описал три предмета: поле деятельности (тело), процесс познания, а также душу и Сверхдушу.
БОГ: Нет. Бог Кришна описал, что есть ЗНАНИЕ, что есть ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, и Кто есть познаваемый, БОГА КРИШНУ.
Здесь особо подчеркивается, что правильно понять все это могут только чистые преданные Господа.
БОГ: При внимательном прочтении это может понять и материальный человек. Это достаточно несложные вещи. Что касается так называемых чистых преданных, то пусть благодарят своих духовных учителей, которые эти простые вещи исказили донельзя. И преданным, так усвоившим Слово Бога, придется теперь повращаться в колесе сансары, если не станут менять свой источник Знаний, переориентируясь на НОВЫЕ СВЯТЫЕ ПИСАНИЯ.
Такие преданные извлекают максимальную пользу из "Бхагавад-гиты" и достигают высшей цели - обретают природу Верховного Господа, Кришны. Иначе говоря, только преданные, и никто другой, способны проникнуть в сокровенный смысл "Бхагавад-гиты" и добиться желаемого результата.
БОГ: Если говорить строго, то Бхагавад-гита может быть понята и не только преданными. Но каждого к преданному служению Бог допускает строго в соответствии с Планом Бога на человека, его возможностями, материальным положением, окружением, внутренней готовностью, качествами... Но просто понять Бхагавад-Гиту могут многие материалисты. Поэтому не следует преданным как-то особо гордиться своим перед Богом положением и умственными возможностями. Надо быть скромнее и не пытаться себя переоценивать, ибо это не путь на духовный план, а в колесо сансары.
Знай же, что материальная природа и живые существа не имеют начала. Причиной всех происходящих здесь изменений и источником материальных гун является материальная природа.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "20.Знай, и материальная природа, и живые существа, оба, не имеют начала. Все изменения и непременно гунны материальной природы, знай, порождаются материальной природой.". Нельзя считать на самом деле, что причиной гунн материальной природы является материальная природа. Гуны природы есть иллюзорные энергии Бога, Сам Бог. Ему не может быть причиной материальная природа. Надо понимать так, что гунны природы или иллюзорные энергии Бога всегда сопровождают материальный мир. Т.е. как только Бог творит материальную природу, автоматически дает в материальную природу гунны природы или те иллюзорные энергии Бога, которые как-то обязаны эту природу поддерживать, давая живым существам тотчас осознание себя живыми существами в этой материальной природе и на нее соответственно реагировать, потреблять, развиваться в ней в процессе жизнедеятельности, т.е. под Управлением Бога изнутри и извне через гунны природы или иллюзорные энергии Бога, обеспечивающие адекватное состояние живых существ в материальном мире.
КОММЕНТAРИЙ: Усвоив знание, изложенное в этой главе, мы поймем природу тела (поля деятельности) и знающих тело (индивидуальной души и Сверхдуши).
БОГ: Знание этой главы направляют только и единственно на постижение Личности Бога Кришны. Ни о какой душе и сверхдуше Бог не акцентирует внимание, но на поле деятельности и на Том, Кто это поле деятельности Знает и им Управляет. Это не душа. Она частично может быть об этом уведомлена Богом через свой личный материальный опыт, но не более. А что касается сверхдуши, то таковой вообще не существует. Есть Бог Кришна, Высший Дух. Не душа, не сверхдуша. ВЫСШИЙ ДУХ.
Тело - это поле деятельности, состоящее из материальных элементов.
БОГ: Само тело есть набор материальных элементов. Это еще не поле деятельности. Но поле деятельности есть все то, что в него входит, т.е. все чувства, все энергетические состояния, все мыслительные процессы, все реакции на материальный мир, все желания, все процессы внутреннего контроля, понимание, память, все, что человек осмысливает и в чем делает выводы, правильные или нет заключения, все, что в себе человек терпит, с чем смиряется, что сравнивает и оценивает, о чем в себе рассуждает, что выбирает и предпочитает, что планирует, от чего отказывается, что считает важным и второстепенным, все убеждения, и все другое, что следует из внутреннего состояния, даваемого Богом, и вводящее во все связи и взаимосвязи, как и ответные реакции, все это вместе и более того есть поле деятельности души, воплощенной в тело. Или согласно стиху: "6-7. Великие элементы, ложное эго, разум, также непременно непроявленное, также одиннадцать чувств, направленные на пять видов объектов чувств, желания, ненависть, счастье, страдание, совокупность следующих отсюда направлений мышления, убеждений - все это вкратце представляет собой поле с приведенными здесь взаимодействиями.".
Заключенная в теле и наслаждающаяся его деятельностью индивидуальная душа - это пуруша, живое существо, один из знающих поле деятельности.
БОГ: Воплощенная в материальном теле душа не имеет статус индивидуальности. Она есть полностью зависимое от Бога живое существо, как и все живые существа, отличающаяся от других живых существ только по фазе начала своего Земного пути с мельчайших видимых и невидимых форм и тел существования. Но ведомая Богом, проходит и развивает в себе качества те, которые никак не индивидуальны, а есть единое требование Бога ко всем душам на этапе выхода из условного материального мира на духовный план. Никто у Бога не индивидуален, все творятся и развиваются по одному божественному стандарту, и всем надо быть задействованными в однонаправленном преданном служении Богу Кришне, но каждому это дается на своей фазе своей ступени материального и духовного развития. Душа человека не считается знающей поле своей деятельности, но просто осведомлена Богом в некоторой степени о возможностях своего тела и в лучшем случае о его физических составляющих или элементах. Знает поле деятельности всех живых существ только Личность Бога Кришны, Сам Творец.
Другим знающим поле является Сверхдуша. Разумеется, нужно понимать, что и Сверхдуша, и индивидуальное живое существо - это, по сути дела, разные проявления Верховной Личности Бога. Живое существо является одной из энергий Господа, а Сверхдуша - Его личностной экспансией.
БОГ: Сверхдуши не существует. Нет такого проявления Верховной Личности Бога. Душа есть частица Бога, незначительная, не индивидуальная, по сути не знающая свое поле деятельности, но только в очень приблизительной форме. Знает все поля деятельности только Личность Бога Кришны.