81.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 12. ТЕКСТ 6-10.
ТЕКСТЫ 6 - 7
йе ту сарвани кармани
майи саннйасйа мат-парах
ананйенаива йогена
мам дхйайанта упасате
тешам ахам самуддхарта
мритйу-самсара-сагарат
бхавами на чират партха
майй авешита-четасам
йе - которые; ту - же; сарвани - все; кармани - действия; майи - во Мне; саннйасйа - отказавшись; мат-парах - испытывающие ко Мне привязанность; ананйена - безраздельной; эва - непременно; йогена - бхакти-йогой; мам - на Меня; дхйайантах - медитирующие; упасате - поклоняются; тешам - их; ахам - Я; самуддхарта - избавитель; мритйу - смерти; самсара - в материальной жизни; сагарат - из океана; бхавами - становлюсь; на - не; чират - долго; партха - о сын Притхи; майи - на Мне; авешита - сосредоточен; четасам - тех, чей ум.
Но тех, кто поклоняется Мне, безраздельно предавшись Мне и посвящая Мне все свои действия, тех, кто занимается преданным служением и постоянно размышляет обо Мне, сосредоточив на Мне свой ум, - таких людей, о сын Притхи, Я без промедления вызволяю из океана рождения и смерти.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "6-7. Но те, кто все виды деятельности посвящают Мне, видя во Мне конечную цель, занятые преданным служением Мне без отклонений, для них, о, Павртха, Я становлюсь незамедлительно избавителем от океана рождений и смертей, для тех, чьи умы поглощены Мной.". Надо обратить внимание: Бог Кришна не тотчас, не сразу без промедления выводит на духовный план такого человека, а становится избавителем от телесного существования, что подразумевает постепенный выход, т.е. в результате помощи Бога касательно развития тех необходимых качеств в преданном служении, которые в свое время откроют врата на духовный план.
КОММЕНТAРИЙ: Здесь ясно сказано, что на долю преданных выпала великая удача, ибо Господь Сам без промедления освобождает их из плена материального существования.
БОГ: Удач у Бога не существует. Все рано или поздно, но строго по Плану Бога выходят на духовный план. Преданные - это не божественная элита, не есть некий класс разумных и особенных людей, не есть и избранники Бога, а закономерный процесс развития людей. Все без исключения ведомы Богом к пути преданного служения, все проходят те материальные и духовные практики в материальном мире, которые каждому в свое время открывают врата на духовный план через путь преданного служения. Также, никто без промедления не отправляется на духовный план, но вследствие долгого пути преданного служения и здесь старания человека.
Занимаясь преданным служением, человек осознает, что Бог велик, а индивидуальная душа подвластна Ему. Ее долг - служить Господу, и если она не будет делать этого, то ей придется служить майе.
БОГ: Это азы преданного служения - понимать Величие Бога Кришны и свое изначальное положение перед Богом. Да, долг человека - преданно служить Богу, но тогда, когда это Бог Кришна позволит. Для этого необходимы высокие материальные и духовные качества человека и непременно необходимо пройти путь преданного служения в материальном мире, как базисный, который дает человеку необходимые совершенные знания и непременно качества и тот уровень мыслительного направленного на Бога процесса, который и может быть употреблен для полноценной службы Богу Кришне и в пределах материального мира и поможет в свое время выйти на духовный план, где преданное служение Богу Кришне есть величайшее наслаждение. Но для этого нужны качества. Что касается иллюзорных энергий Бога, то без них не обходится ни в материальном мире, ни на духовном плане. Это то, что дает человеку комфортное осознание себя и то понимание, которое делает человека активным, заинтересованным, имеющим цель, радостность существования, все те чувства, которые наполняют человека, ведут его, дают свою ориентацию и подходящее понимание о себе и своем положении перед Богом. Без этих энергий нет развития нигде и есть только понимание: "я есть, что мне делать...".
Как уже говорилось, постичь Господа можно только в процессе преданного служения. Поэтому нужно безраздельно предаться Господу.
БОГ: Безраздельно предаться Богу Кришне Сам Бог не даст ни на какой ступени преданного служения, ибо это и опасно, поскольку человек начинает устраняться от активности, проявления тех или иных своих качеств и занимает выжидательную позицию, пока Бог Сам Лично не решит его вопрос и не поведет дальше. Но в некоторых вопросах предаваться Богу необходимо и это будет получаться в свою меру в процессе преданного служения и тем точнее, чем дольше человек преданно служит Богу, поклоняется Богу и непременно старается.
Чтобы прийти к Кришне, необходимо полностью сосредоточить на Нем свой ум. Все, что мы делаем, нужно посвящать только Кришне.
БОГ: так можно сказать. Но при этом также надо понимать, что всегда есть у человека такие периоды, когда он немного забывает о Боге и сосредотачивается на вещах материального порядка, такие, как приготовление пищи, уход и поддержание своего тела, общение с другими людьми и не только преданными, ведение некоторого домашнего хозяйства, ремонт, уборка, некоторые виды работы, магазины... Все это быт, его не обойти и в этот период иногда Бог как бы на время отключает сознание человека от Личности Бога. Но это не грех, это и необходимый отдых, это и то, что помогает человеку делать и земные дела и проявлять свои качества и зарабатывать последствия своей деятельности, как исправительные реакции, поднимающие человека вверх по ступеням также и преданного служения. Но преимущественно человек все же будет направляться Богом на осознание Бога Кришны, на удержание Его в мыслительном процессе, на внутренний диалог с Богом и следование ему в себе согласно Мнению Бога в себе... Но примерно 10-15% своего времени, исключая сон, человек может быть как в забытьи и далее вновь вспоминать Бога и ориентироваться на Бога в себе. Это норма.
Неважно, что мы делаем, главное - делать это только для Кришны.
БОГ: Нет, не всякое дело можно делать или посвятить Богу Кришне. К этому вопросу надо подходить разумно. И где будет не так, человек в себе получит тотчас великое сомнение. Этому сомнению надо довериться, даже если оно выражено слабыми Божественными энергиями изнутри. Всегда надо понимать, что Бог Свое Мнение человеку выражает не обязательно словами, но энергетически и душа, как энергия, тотчас Волю Бога без промедления слышит и не должна думать, что ей показалось. Никогда не кажется. Это все - работа Бога в душе, направляющая душу на Бога и на правильные действия, и она должна реагировать действиями, мыслительным процессом, адекватно, ничего в себе не упуская, тотчас выходить на связь с Богом в себе правильным поведением и мыслительным ответным процессом
В этом суть преданного служения. Единственное желание преданного - доставить удовольствие Верховной Личности Бога. Цель всей его жизни - удовлетворить Кришну, и ради этого он готов пожертвовать всем, как это сделал Aрджуна на поле битвы Курукшетра.
БОГ: Бог не ребенок, которому надо доставить удовольствие. Бог строг, и Бог работает над творением. Бог - Высочайшая Божественная Личность, Которая требует от преданного ничего сверх того, что надо просто преданному заниматься своим преданным служением и делать это старательно, полнообъемно. И если о чем-то думать, то только о том, чтобы удовлетворить Личность Бога, и нет речи о том, чтобы насладить. Бог без человека Знает, чем насладиться. Это вне компетенции преданного. Также, Бога невозможно и удовлетворить. Ибо Бог отрешен от Своего творения. Но такое понимание все же Бог дает человеку, дает преданному, ибо такая ориентация необходимо должна быть у преданного в плане осуществления преданного служения. Ибо каждый в своем преданном служении в любом случае имеет свои оценки у Бога, и желательно должно быть преданному иметь побольше плюсов, нежели минусов в этом религиозном пути, достаточно серьезном, ибо он уже выводит человека за пределы материального существования навсегда.
Метод очень прост: мы должны посвящать все свои действия Господу и в то же время повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Эти трансцендентные звуки привязывают преданного к Верховной Личности Бога.
БОГ: Да, Богу Кришне надо посвящать, но не действия, а вещи существенные, такие как работа, предприятие, организация, принятие решения, конкретное общение с любым человеком, помощь другому человеку, воздержание, тапасью, простой образ жизни, воздержание, отрешение, поездку, благотворительность, можно приготовление еды, присмотр за ребенком или престарелым человеком... Во время любого дела можно в себе творить молитву на уровне мысли или слабого озвучивания: "Прости, Дорогой Бог Кришна. Спасибо тебе за Милость Твою, спасибо Тебе за все.". Эта краткая молитва дана преданным взамен Харе-Кришна. Но она не должна постоянно вибрироваться, будучи привязанной к числу повторений и четкам. Но в любое время, всегда есть также связующий процесс с Богом Кришной, есть то, что поможет преданному памятовать о Боге в любое время дня, и среди людей и нет. Она содержит две вещи, которые важны для преданного всегда, для его понимания. Это: Просьбу о прощении и благодарение Бога за все. Это всегда в преданном служении есть самые важные вещи, и не только в преданном служении. без этих двух направлений мыслительного процесса, Бог не примет ни преданное служение, ни одну просьбу человека. А вибрация харе-кришна в современном мире отменяется Богом Кришной, ибо достаточно много забирает времени, забирает руки, привязывает к четкам, вводит в смущение других людей, что для современного человека в современном мире неприемлемо. Надо читать молитву короткую, понятную, на родном языке, содержащую в себе самое главное, на что уже Указал Бог Кришна. Данная Богом Кришной молитва еще более полезна, и ее Бог Кришна разрешает читать любому человеку, не только преданному. И тот, кто эту молитвы возьмет за основу обращения к Богу Кришне, будет иметь Волею Бога успех во многих своих делах, Бог Кришна будет ему благоволить и помогать ощутимо. Но это только для тех, кто будет читать данную Богом молитву достаточно часто на уровне мысли и стараться памятовать через нее о том, что он вместе с этой молитвой в данный момент, когда читает ее, перед Лицом Бога стоит, как есть.
В данном стихе Господь обещает без промедления освободить чистого преданного, целиком посвятившего себя служению Ему, из океана материальной жизни.
БОГ: "...без промедления...", - это было сказано для современников Арджуны. Мгновенно Бог ничего не делает, но последовательно, каждому в свое время и в зависимости от старания преданного, его качеств, его также ступени материального и духовного развития. Этот вопрос осуществляется после оставления тела, т.е. по истечении долгого старательного пути преданного служения в течение всей своей жизни. Но и не известно никому, наработал ли он необходимые качества для перехода на духовный план. Это тот случай, когда в таком вопросе человек должен предаться Богу и не будет особо в этом вопросе застревать мыслью. Также, нет у Бога Кришны чистых преданных. Есть ступени преданного служения. Никто не может доподлинно знать, на какой именно ступени своего материального и духовного развития он стоит. И в этом вопросе тоже надо предаться Богу и особо не мечтать на свой счет, будучи в таком вопросе также отрешенным. Сам преданный просто должен стараться и выполнять полноценное преданное служение. Это вся его задача.
Великие йоги-мистики по желанию с помощью йоги могут переместить свою душу на любую планету. Другие пользуются иными методами, но что касается преданного, то здесь ясно сказано: Господь Сам вызволяет его из материального плена. Преданному не нужно ждать, пока он сам обретет большой духовный опыт, который поможет ему достичь духовного неба.
БОГ: Были и есть йоги-мистики, оставляющие свое тело. Все выглядит, как добровольное оставление тела йогом и как то, что, вероятно, йог отправился на ту или иную планету... Это для тех было и сказано и в свою меру показано, кого надо было воодушевить и обнадежить, как последователей, в действенности йоги, ее как бы могуществе и возможности через нее решить вопросы своего нового существования на высоких планетах вселенной, обеспечивающих все блага и дающих все возможности человеку в его дальнейшем космическом пути. Все это было дано и для древних и бытует в некоторых религиях отсталых народов и теперь... Одна жизнь мучения - и почти вечный райский план или и того лучше. Но нет. Сказки сказками, но все у Бога не так. Не может человек сам никаким образом что-то осуществлять со своим телом, не может никуда перемещаться. Все и каждый полностью Управляемы Богом в рамках Плана Бога на человека, любое другое живое существо. Никто не может без Воли Бога творить свою судьбу ни в этой жизни ни за ее пределами. Цель Бога - развивать свое творение. И эта цель непоколебима во все времена. Поэтому, любой йог, как бы он ни старался, какими бы идеями не руководствовался, как бы ни был наслышан о том, что есть возможность оставлять тело по собственному желанию и перемещаться в любом направлении пространства или тем более космоса, как бы такой человек ни занимался йогой и через какие бы тапасьи ни проходил, он всегда остается подчиненным Богу живым существом, полностью зависимым от Бога и беспомощным; и потому, все его старания в йоге увенчаются лишь тем, что он непременно будет возвращен в колесо сансары, где, несомненно, Бог учтет качества, которые йог приобрел через практику йоги в прошлом рождении, но и будет дальше продолжать свой путь материального и духовного развития, пока не доберет средствами материального мира те качества, которые его и выведут на полноценное преданное служение Богу Кришне без каких бы то ни было отклонений и спекуляций ума.
В "Вараха-пуране" есть такой стих:
найами парамам стханам
арчир-ади-гатим вина
гаруда-скандхам аропйа
йатхеччхам аниваритах
Смысл этого стиха в том, что преданному не нужно заниматься аштанга-йогой, чтобы перенестись на духовные планеты. Господь Сам позаботится об этом.
БОГ: Все у Бога устроено так, что все делается стараниями и упорным трудом самого человека, которого Бог ставит в рамки необходимости заниматься преданным служением и необходимости вкладывать в это преданное служение все свои физические, умственные, интеллектуальные силы, но все строго с Богом, в Боге, согласно Слову Бога и в полноценном преданном служении. Бог понуждает преданного хорошо об этом заботиться самому. Но с Богом.
Здесь Он ясно говорит, что Сам становится спасителем преданного.
БОГ: Бог Кришна - Извечный Спаситель всего Своего творения. Но методы спасения у Бога для человека не просты и в том, чтобы, прежде всего, развивать его качества в колесе сансары и выводить каждого за пределы материального существования на духовный план. Но и там путь помощи и спасения никак не прекращается, ибо всегда есть, куда идти творению и чем наполняться и как проявлять себя и через что подниматься к Богу, можно сказать, непрерывно.
Всю заботу о ребенке берут на себя его родители, поэтому малыш чувствует себя в полной безопасности. Точно так же преданному не нужно прилагать какие-то особые усилия, чтобы с помощью йоги попасть на другие планеты. Верховный Господь Сам по Своей великой милости прилетает за преданным на Гаруде и освобождает его из плена материального бытия.
БОГ: Вот уж нет. Не младенец преданный. И не прилетает за ним Бог на Гаруде. Все у Бога и строже и прозаичней. Не всегда иллюзорные энергии должны наслаждать живое существо. Ибо и в истине есть немало великолепия. Бог все же не родитель. И может так наказать этого "младенца", что мало ему точно не будет. Бог - Творец, Высший Управляющий, Верховный Создатель. Бог со своим творением не играется и не балует его. Но ведет строго и требовательно. Каждый шаг в сторону наказуем. И это материальный мир видит. Несомненно, Бог отрешен, не испытывает чувств никакого рода ни к кому. Но Бог и работает над Своим творением не покладая Божественных Рук. Труд Бога Абсолютен и приводит каждого туда, куда и наметил Бог - на духовный план. Никто мимо. Всем именно туда. И это осуществляется под полным Управлением Бога, но так, что преданный не имеет другого понимания, как о своем неслабом труде преданного, о вкладе преданного в себя и свое духовное развитие. Хотя все делает только Бог через чувства, желание, понимание, физическое тело, внешний мир, обстоятельства, окружение, ситуации - все это каждому и для каждого Богом расписано по секундам. Но и все же преданный идет по пути преданного служения автоматически, ибо вся его дорога уже присутствует в Боге и ему надо только все исполнить, как Арджуне. Но и надо сказать, что и каждому человеку посекундно его путь расписан Богом. Нет никому особых предпочтений, но все же каждому - свое. И каждому, не исключая преданных, все же надо прилагать в своем пути немалые усилия, а не полностью положиться на Бога, ибо без этого нет развития, регресс, демонизация творения...
Человек, тонущий в океане, может изо всех сил бороться за жизнь и быть очень хорошим пловцом, но ему все равно не удастся спастись самому. Но если кто-то другой придет к нему на помощь и вытащит из воды, то он спасется без всяких усилий. Точно так же Господь спасает преданного из океана материальной жизни.
БОГ: Ни точно также. Бог может и не поспешить на помощь. Ибо если в океане смерть пловцу обеспечена, то в круговороте сансары ничего с душой не происходит, а вот ума набирается. Поэтому Бог Сам Знает, кому в этот момент помочь, а кому полезно и потонуть до нового воплощения. Океан материальной жизни не столь уж и противопоказан даже преданным, ибо качества все растят именно здесь Волею и Планом Бога и до времени избавлять - душе дороже.
Единственное, что нам нужно, - это воспользоваться несложным методом сознания Кришны и целиком посвятить себя преданному служению.
БОГ: Посвятить себя полностью преданному служению надо, но тому, кому Бог Кришна уже дал этот путь. Но метод этот развития материальных и духовных качеств все же не столь и прост, хотя он исполняется автоматически и с хорошей поддержкой Бога.
Всякий разумный человек предпочтет метод преданного служения всем прочим методам самоосознания. В "Нараянии" это подтверждается следующим образом:
йа ваи садхана-сампаттих
пурушартха-чатуштайе
тайа вина тад апноти
наро нарайанашрайах
Смысл этого стиха в том, что в кармической деятельности или философских поисках истины нет никакой пользы, потому что тот, кто предался Верховной Личности Бога, может получить все блага, которые приносят различные виды йоги, размышления о природе духа, ведические ритуалы и жертвоприношения, раздача милостыни и т.д. В этом особое преимущество преданного служения.
БОГ: Нет у Бога ничего, что бы не имело смысла. Бог работает в материальном мире абсолютно, адресно, каждый получает в пути своего материального и духовного развития именно свои знания, свой опыт, свои пути преодолений. И кармическая деятельность и философские поиски истины и разного рода материальные и духовные практики, и все игры и роли материального мира, и все отклонения и ошибки... - все имеет смысл, все прямо и косвенно развивает, дает опыт и понимание человеку, имеет прямое отношение к ступени развития каждого и к Плану Бога на каждого. Никогда человек не достигнет преданного служения, пока не пройдет все предыдущие ступени развития и форм и направления мышления и деятельности. И каждый будет у Бога хвалить свое дело, свое понимание, свои знания, ибо на каждый данный момент это для человека работает, есть его ступень развития, есть его и защита, или его основа. И менять ее Бог будет так, что человек этот путь роста в себе почти не заметит, или воспримет безболезненно и за самого себя. У каждого свои плоды его деятельности и свои блага, ибо всех Бог поддерживает и каждому Говорит о важности его пути и его цели на каждый данный период.
Просто повторяя святое имя Кришны - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, - преданный Господа легко и радостно достигает высшей цели, которая остается недоступной для тех, кто идет другими духовными путями.
БОГ: Мантра харе-кришна отменяется для преданных в современном материальном мире. Также, никто легко и радостно не сможет достичь духовный план, ибо Бог в преданном служении всегда требует от преданных труд и старание. А это есть путь страданий, преодолений, аскетизма, отрешенности, отказа от многих материальных благ... Все это есть труд преданного и достаточно непростой.
В восемнадцатой главе, подводя итог всему сказанному в "Бхагавад-гите", Господь говорит:
сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах
Он призывает отказаться от всех прочих методов самоосознания и просто посвятить себя преданному служению в полном сознании Кришны.
БОГ: Невозможно и не нужно всех и каждого в одночасье обязать заниматься преданным служением Богу Кришне, а потому и призывы эти не должны быть особо навязываемыми материальному миру. Всех и каждого, достаточно скрупулезно и долго подготавливает к этому пути Бог Кришна, растя качества в колесе сансары, пригодные к преданному служению. А без них никто не сможет преданно и полноценно служить Богу Кришне. До преданного служения каждый идет так, как его ведет Бог, и этот путь каждого для каждого в каждый данный период его жизни есть оптимальный.
Только тогда мы сможем достичь высшего совершенства жизни. Не нужно бояться последствий грехов, совершенных в прошлом, потому что Сам Верховный Господь берет на Себя заботу о преданном.
БОГ: Высшего совершенства жизни в материальном мире так, как это понимает человек, человек никогда не достигает. Что касается преданного служения, то это не совершенство жизни, а путь материального и духовного развития, путь, данный Богом Кришной. Сам по себе путь - Божественный, абсолютный, имеющий цель вывести человека на духовный план. Этот путь в своей мере Бог дает каждому человеку на его ступени материального и духовного развития. Все без исключения идут в материальном мире к Богу, но каждый идет со ступени своих качеств и общего своего материального и духовного развития. Над каждым Абсолютный труд Бога, над каждым Бог работает Лично. Но преданные, в отличие от материальных людей, идут к Богу осознанно, понимая, куда идут и как надо идти или сотрудничать в этом направлении с Богом. Но и они, даже руководствуясь Словом Бога, совершают в этом пути многие ошибки, и потому сами по себе свою жизнь не в состоянии, будучи в преданном служении, сделать совершенной. Но в целом так и должно быть. Материя не может быть без ошибок. И вот она явная ошибка: "Не нужно бояться последствий грехов, совершенных в прошлом, потому что Сам Верховный Господь берет на Себя заботу о преданном.". Еще как надо бояться перед Богом за свои грехи в прошлых рождениях! И также, Бог не берет на Себя заботу о преданном как-то особо, но в рамках его стараний и качеств, как и того, что преданному положено кармически... Не следует себя как-то перед Богом считать особыми или более заслуженными и достойными. И таких ошибок у преданных очень много... отсюда и не может быть речи о "высшем совершенстве жизни", имея ввиду преданное служение... Это надо понимать.
Поэтому не стоит тщетно пытаться самому спастись с помощью того или иного метода духовного самопознания. Пусть каждый найдет прибежище у верховной и всемогущей Личности Бога, Кришны. В этом - высшее совершенство жизни.
БОГ: Нет в материальном мире даже в пути преданного служения некоего совершенства жизни. Это непонятно что. Есть ступени материального и духовного развития, и преданное служение одна из этих ступеней, закономерно произрастающая из всех предыдущих. И на всех ступенях с каждым Бог работает Абсолютно, но в пределах качеств людей. А эти качества далеко не совершенны и потому не могут сделать жизнь человека совершенной даже на самых высоких ступенях его развития, куда входит и преданное служение. Также, преданное служение ни есть личная заслуга ни одного преданного, ни есть его некий личный акт. А есть только и единственно работа Бога над ним. Богу - Слава. А преданному - никакой похвалы, тем более, что он сам себя непрерывно восхваляет за то, что считает себя причиной своего преданного служения и потому своей якобы совершенной жизни. Не совершенная. Но та, которая есть завершающий этап в материальном мире для человека, но который, по сути, вникнуть надо, ничем не выше всех предыдущих ступеней человека, которые надо было пройти, чтобы развить качества, пригодные к преданному служению. А добывать качества человек сам не смог бы. Ему все обстоятельства, все необходимые для этого ситуации, игры и роли давал только Бог, и только Бог помогал извлекать тот ум, ту память, то понимание, тот мыслительный процесс, которые и пригодились и удержаться в преданном служении и укрепиться в нем и стараться тому, кто так готов идти перед Богом.
ТЕКСТ 8
майй эва мана адхатсва
майи буддхим нивешайа
нивасишйаси майй эва
ата урдхвам на самшайах
майи - на Мне; эва - непременно; манах - ум; адхатсва - сосредоточь; майи - в Меня; буддхим - разум; нивешайа - введя; нивасишйаси - будешь жить; майи - во Мне; эва - безусловно; атах урдхвам - с этих пор; на - нет; самшайах - сомнения.
Сосредоточь свой ум на Мне, Верховной Личности Бога, направь на Меня весь свой разум. Так ты будешь всегда жить во Мне, и в этом не может быть никаких сомнений.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: "8.Непременно сосредоточь на Мне свой ум и направь на Меня свой разум. С этого момента ты будешь жить во Мне. В этом не может быть сомнений.
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто преданно служит Господу Кришне, непосредственно связан с Верховным Господом и потому с самого начала находится на трансцендентном уровне.
БОГ: Никто непосредственно не связан с Богом, Бог Кришна отрешен от своего творения. Бог работает со своим творением, не входя с ним ни в какие связи и отношения. Бог работает со Своим творением, включая преданных, автоматически, строго по Плану Бога на каждого. Бог Управляет преданным, полностью давая ему все необходимое для преданного служения, но и давая свой путь препятствий и преодолений, свой мыслительный процесс, речь, понимание, чувства, свои также игры и роли, свое восприятие себя в преданном служении, давая также поклонение Богу Кришне, старание, терпение, необходимое окружение, ситуации, диалоги, осознание Высоты Личности Бога и своего положения перед Богом Кришной. Этот этап духовного и материального развития преданного, направленный на преданное служение Богу Кришне в основном, можно назвать отчасти духовным или на трансцендентном уровне, но в свою меру.
Преданный живет не в материальном мире, он живет в Кришне. Господь и Его святое имя неотличны друг от друга, поэтому, когда преданный повторяет мантру Харе Кришна, Кришна и Его внутренняя энергия танцуют у него на языке. Когда преданный предлагает Кришне пищу, Кришна Сам принимает его подношение, и, вкушая затем остатки этой пищи, преданный постепенно "пропитывается" Кришной.
БОГ: Все живут в Боге Кришне. Преданные, в отличие от других людей, это осознают. Но не следует это как-то приписывать преданному себе и некоей своей перед Богом заслуге. В этом положении осознания себя в Боге преданные потому живут, потому что их к этой ступени материального и духовного развития привел Сам Бог. Богу - Слава. А преданный должен смиренно служить Богу Кришне и думать о себе более скромно, ибо его заслуга перед Богом не более, чем любого другого человека перед Богом. Это надо правильно понимать. И путь к преданному служению, и само преданное служение - все было дано преданному через труд Бога, через долгий круговорот сансары, через те пути, которые Бог давал человеку для развития его качеств. Никогда сам человек не в состоянии отказаться от более низких качеств и принять более высокие, ибо и не знает, как это сделать, через какие страдания и преодоления себя провести, чтобы убедить себя отказаться от качеств греховных и принять качества высокого духовного порядка. Все и каждому делает в этом плане только Бог. И что там у него не танцевало бы на языке, все это не его заслуга, но только Бога Кришны. Также, вибрация харе-кришна Богом в современном мире отменяется, входит в разряд запрещенных, и теперь можно на уровне мысли повторять в любое время простую и доступную, как и понятную молитву, в которой человек и просит прощение у Бога Кришны и благодарит Бога Кришну за все. Что касается остатков пищи, то они не остатки. Не следует так это о себе преподносить. Это та пища и в том же объеме, в которой и приготовил ее преданный. Она не очищает, она не делает человека более духовным, она также не есть та, которую вкушал Бог. Бог на пищу преданных не смотрит. Но благодарить за пищу Бога Кришну необходимо всегда, до и после ее приема. В таком случае Бог благословит еду и прием пищи не будет считаться греховной наказуемой деятельностью, но отчасти, ибо идет поддержание материального тела материальной пищей. Духовной она быть никогда не может в материальном мире.
Тому, кто не занимается преданным служением, никогда не понять, как это происходит, хотя они могут читать об этом в "Бхагавад-гите" и других ведических писаниях.
БОГ: Если человек не занят в преданном служении, значит, ему еще не время. Этим вопросом Управляет Личность Бога. Чтобы стать преданным Бога Кришны, необходимы качества высокого материального и духовного порядка. Бог дает человеку возможность такие качества развить, вращая его в колесе сансары. И только в свое время каждому будет открыта дверь к преданному служению. Никто у Бога не потерян, все идут к Богу, никто мимо преданного служения не пройдет и никто не останется в материальном мире. Всем идти на духовный план.
ТЕКСТ 9
атха читтам самадхатум
на шакноши майи стхирам
абхйаса-йогена тато
мам иччхаптум дхананджайа
атха - если; читтам - ум; самадхатум - сосредоточить; на шакноши - не можешь; майи - на Мне; стхирам - постоянно; абхйаса-йогена - преданным служением; татах - тогда; мам - Меня; иччха - желание; аптум - достичь; дханам-джайа - о Aрджуна, завоеватель богатств.
О Aрджуна, завоеватель богатств, если же ты не можешь держать свой ум постоянно сосредоточенным на Мне, то следуй правилам и предписаниям бхакти-йоги. Так ты разовьешь в себе желание достичь Меня.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "9. Если же ты неспособен устойчиво сосредоточить на Мне свой ум, тогда через практику преданного служения ты получишь от меня это желание.".
КОММЕНТAРИЙ: В данном стихе речь идет о двух формах бхакти-йоги. Первой занимаются те, кто уже развил духовную привязанность и любовь к Кришне, Верховной Личности Бога. A вторая предназначена для тех, кто не развил духовной привязанности и любви к Высшей Личности. Для преданных второй категории существуют многочисленные правила и предписания, которым необходимо следовать, чтобы в конечном счете в сердце появилась привязанность к Кришне.
БОГ: Не существует ни двух, ни трех форм бхакти-йоги. Это домысел. Есть ступени преданного служения, где человек постепенно со временем совершенствуется в развитии своих материальных и духовных качеств в процессе преданного служения. Тут речь о другом. Бог Говорит с Арджуной и наставляет его на путь преданного служения, на вхождение в Бога Кришну, но делает это осторожно, не предлагая ему заняться сразу полноценным, всеобъемным все включающим в себя преданным служением, но Говорит ему, как можно приступить к преданному служению, и называет саму цель этого преданного служения, которая заключается в том, чтобы уметь в Боге жить через сосредоточение на Боге Кришне своего мыслительного процесса и разума. Ибо сосредоточение на Боге, вхождение в Бога, есть цель преданного служения, его важнейшая часть и необходимый результат на всех ступенях преданного служения. Если человек очень занят или по каким-то причинам не может заняться непосредственно преданным служением, то пусть займется частичным преданным служением, где в основном будет направлять себя на Личность Бога через ум и разум. В предыдущем стихе Бог в этом плане и наставляет Арджуну. Вот Его Слова: "8.Непременно сосредоточь на Мне свой ум и направь на Меня свой разум. С этого момента ты будешь жить во Мне. В этом не может быть сомнений". В современном мире Бог говорит человеку, который хочет заняться преданным служением и начинать жить в Боге: "Начинай или с карма-йоги, что есть связующий процесс с Богом через труд или начинай свое служение Богу Кришне через гйана-йогу, связующий процесс с Богом Кришной через Совершенные Знания, их изучение. И карма-йога и гйана-йога в скором времени Волею Бога приведут тебя к полноценному преданному служению бхакти-йоге, что и будет твоей жизнью в Боге, сосредоточением на Личности Бога Кришны.". Но во времена Арджуны ситуация была несколько другой. Поэтому, Бог не рекомендует непременно всем (имеются ввиду современники Арджуны) через Арджуну полноценное преданное служение, хотя очерчивает его важнейшую цель, сосредоточение на Боге Кришне, а как бы подводит к нему, преданному служению, через возможности каждого, т.е. через часть этого служения, говоря Арджуне: "...сосредоточь на Мне свой ум и направь на Меня свой разум.". И говорит, что из этого может получиться: "С этого момента ты будешь жить во Мне.". Т.е. такое начало преданного служения Бог предлагает Арджуне и его современникам на тот период, если они не могут одолеть само преданное служение во всей полноте. И далее Бог в последующих стихах 12 главы просматривает с Арджуной и всеми те варианты, из которых человек может понять, что ему подходит, чтобы начать путь преданного служения с такой его части. Но в данном стихе 9 гл.12 Бог рассматривает и другой вариант, когда человек не может, не готов по качествам, по своим духовным знаниям и практикам сосредотачиваться на Боге Кришне постоянно, ибо нет у него таких духовных наработок. В таком случае Бог в ст. 9 направляет человека на само преданное служение, а не его часть как бы изымать для практики. Т.е. постепенно через преданное служение пытаться сосредотачиваться на Боге умом и разумом, входить в Бога Кришну и через поклонение Богу Кришне, и через изучение Святых Писаний, и через духовные практики, направленные на контроль ума, желаний, чувств, речи, поведение, восприятие, эмоции, через направление на аскетический образ жизни, добродетель, отказ от внешних материальных объектов, наслаждающих чувства... Выбор как бы за человеком, как ему научиться лучше войти в Бога, жить в Боге. Это, несомненно, сосредоточиться на Боге, научиться мыслить в Боге, разумом входить в Бога. Надо идти или через такую практику сразу или все же научиться входить мыслью в Бога через преданное служение. И далее Бог будет показывать Арджуне те варианты, как части преданного служения, которые помогут также сосредоточиться на Боге с тем, чтобы начинать жить в Боге.