8.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ. НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 2. ТЕКСТ 38-40.
ТЕКСТ 38
сукха-духкхе саме критва
лабхалабхау джайаджайау
тато йуддхайа йуджйасва
наивам папам авапсйаси
сукха - счастье; духкхе - и горе; саме - одинаковые; критва - сделав; лабха-алабхау - потерю и приобретение; джайа-аджайау - победу и поражение; татах - потому; йуддхайа - для битвы; йуджйасва - сражайся; на - не; эвам - так; папам - результат греха; авапсйаси - обретешь.
Сражайся во имя сражения и не думай о счастье и горе, потерях и приобретениях, победе и поражении. Действуя так, ты никогда не навлечешь на себя греха.
БОГ: Допустимый перевод.
КОММЕНТAРИЙ: Господь Кришна прямо говорит Aрджуне, что тот должен сражаться просто ради сражения, поскольку этой битвы желает Сам Господь. Человек, действующий в сознании Кришны, не думает о счастье и горе, потерях и приобретениях, победе и поражении. Тот, кто считает, что вся его деятельность должна быть направлена на удовлетворение Кришны, обладает божественным сознанием, поэтому его поступки не являются материальными и не влекут за собой кармических последствий.
БОГ: Правильно. Но надо понимать, что Арджуна еще не может сражаться в сознаннии Бога Кришны, не может посвящать Богу свое сражение и его плоды. К этому пониманию Бог будет подводить Арджуну постепенно по мере разъяснения ему сокровенных духовных знаний. По сути Бог начинает направлять Арджуну на карма-йогу, что есть непривязанность к плодам любой своей деятельности, отречение от плодов. Но прежде Бог предлагает Арджуне проявить элемент отрешенности, настроиться на сражение, отвлеченное от его результатов, просто сражаться ради сражения, много не мудрствуя. Позже, Бог усилит этот путь, предложив сражаться ради преданного служения и далее укажет, что сражаться надо ради Бога Кришны, посвятив Богу все плоды этой деятельности.
Тот же, кто действует ради удовлетворения собственных желаний, независимо от того, находится ли он под влиянием благости или страсти, рано или поздно пожнет плоды своих поступков, как хороших, так и дурных.
БОГ: Так можно сказать.
Если человек целиком посвятил себя деятельности в сознании Кришны, он освобождается от всех долгов и обязательств, которые связывают обыкновенных людей.
деварши-бхутапта-нринам питЌнам
на кинкаро найам рини ча раджан
сарватмана йах шаранам шаранйам
гато мукундам парихритйа картам
"Тот, кто безраздельно посвятил себя служению Кришне, Мукунде, и сложил с себя все остальные обязанности, больше никому ничего не должен - ни полубогам, ни мудрецам, ни обыкновенным живым существам, ни своим родственникам, ни человечеству, ни предкам" (Бхаг., 11.5.41). Вот на что Кришна намекает здесь Aрджуне, а более ясно это будет изложено в последующих стихах.
БОГ: Невозможно сказать, что человек, занятый преданным служением в современном мире, освобождается от долгов перед родственниками, обществом, перед умершими. О долгах полубогам и мудрецам речи вообще не может быть. Это мифические персонажи времен Арджуны. Нынешний мудрецы никаким образом ни есть те, кому человек может быть должен что-либо. Это люди, ищущие также Бога, как и все, но идущие через свой беспокойный ум, ища свои дороги к Богу, но все непременно в свое время выравниваются Богом через изучение Святых Писаний и духовную практику. А что касается долгов, то Бог не освобождает преданного от долгов перед его семьей, родными, родителями, деться, перед обществом. И если преданный освобождает себя сам, то он непременно грешит, что повлечет за собой неминуемо последствия греховной деятельности. Надо всегда понимать, что как бы ни старался преданный, как бы ни посвящал свою жизнь Богу, как бы не отрекался от материального мира и отношений, у него непременно есть кармические долги, и эти долги нельзя усугублять просто отказом от их исполнения. Также надо понимать, что Бог и в условиях долгов помогает преданному заниматься беспримесным преданным служением и очень часто именно связь с теми, кому преданный должен, помогает другим людям милостью Бога вовлечься в преданное служение и последовать примеру своего родственника, видя его духовное старание и поклонения Богу, ибо просто так Бог родственников преданному не дает. Но тех, кто также уже может смотреть в сторону преданного служения или готов изучать святые Писания. Преданный непременно и через свои долги сеет в других семя преданности Богу Кришне, которое если не теперь, то в свое время взойдет, прорастет преданным служением. Поэтому никакие связи, никакие долги обрывать нельзя и необходимо знать, что лишние связи или долги Бог может убрать Сам, но в свое время Божественным путем и ничего и никого торопить не надо, но исходить из тех обстоятельств, в которые Бог поместил человека. Ибо своеволие в Боге, резкие движения в Боге, самонадеянность в Боге, неприятие Слова Бога может быть и губительно для преданного, ибо он проявляет несмирение, проявляет нетерпение и не следует Плану Бога, желая вершить свою религиозную судьбу поспешно, самостоятельно, вне Воли Бога.
ТЕКСТ 39
эша те 'бхихита санкхйе
буддхир йоге тв имам шрину
буддхйа йукто йайа партха
карма-бандхам прахасйаси
эша - этот; те - тебе; абхихита - описанный; санкхйе - аналитически; буддхих - разум; йоге - в деятельности не ради плодов; ту - но; имам - этот; шрину - слушай; буддхйа - разумом; йуктах - соединенный; йайа - которым; партха - о сын Притхи; карма-бандхам - от бремени греха; прахасйаси - оставишь.
До сих пор я излагал тебе это знание аналитически, а теперь буду говорить о нем с точки зрения бескорыстной деятельности. О сын Притхи, действуя в соответствии с этим знанием, ты освободишься от рабства последствий своей деятельности.
БОГ: Перевод неверный. Правильный перевод: "39. Все это описан тебе путь через аналитические знания, но теперь выслушай о пути через буддхи-йогу, приняв который разумом, ты, о, Партха, освободишься от пут кармических последствий.". Речь идет отнюдь не о бескорыстной деятельности. Это чушь. Речь идет о буддхи-йоге, связующем процессе с Богом через разум. Речь о практиках преданного служения, где сам процесс человек пропускает через мысль и разум. Речь о внутреннем восприятии человека своего религиозного пути, речь о внутренней работе ума, направляющего человека на Бога в процессе духовной практики.
КОММЕНТAРИЙ: Согласно ведическому словарю "Нирукти", слово санкхйа означает "дисциплина, подробно описывающая вещи и явления". Санкхья - это философия, которая описывает истинную природу души, а йога - это практика, помогающая обуздать свои чувства.
БОГ: Никогда духовные знания, данные Богом в материальный мир, нельзя называть философией. Это грех. "...истинная природа души...", - это уже часть Святых Писаний, отнюдь не философия.
Желание Aрджуны уклониться от сражения было не что иное, как потворство собственным чувствам. Забыв о своем первоочередном долге, он хотел отказаться воевать, поскольку думал, что, сохранив жизнь своим родным и близким, обретет большее счастье, чем то, которое принесет ему царство, завоеванное ценой гибели его двоюродных братьев, сыновей Дхритараштры.
БОГ: Желание оставить поле Боя было дано Арджуне строго в соответствии с качествами Арджуны, его уровнем духовных или религиозных знаний и пониманий, в соответствии со ступенью его материального и духовного развития на момент диалога с Богом. Поэтому ничему он не потворствовал, он проявил себя так, как и мог проявить, как и был подготовлен всем своим предшествующим существованием. Когда человек, качества человека, мыслительный процесс уже твердо не может стоять на долге кшатрия, то это означает, что этот путь кшатрия себя в человеке исчерпывает, он находится на стыке кшатрия и преданного служения и должен перейти на более высокий уровень своего материального существования, и это у всех происходит небезболезненно, когда человек уже прежнее состояние отвергает, а новое , путь преданного служения еще не принял. Отсюда боль, отсюда потрясение, отсюда вопрошания к Богу, отсюда и упование... Но чтобы перейти в стан преданных, в стан йогов, он должен получить Совершенные духовные знания, как отправную точку, реальную, действенную, дающую полноценное движение уже в преданном служении, из Рук Бога.
Делая свой выбор, он руководствовался эгоистическим стремлением удовлетворить прихоти своих чувств.
БОГ: Нет у Арджуны и толики эгоизма. Есть естественное состояние, есть внутреннее метание от жесткости ситуации и внутренней неопределенности в связи с внутренними чувствами и расхождениями. Все это в нем создал Бог, ибо Бог Знает, что Арджуне пора преодолеть это сражение, но уже с новым пониманием, с новым внутренним мыслительным процессом, который уже есть буддхи-йога, труд разума, труд души, труд мысли, труд вхождения в Бога в процессе сражения, труд на отрешенность, на преданное служение в условиях сражения.
Счастье, которое принесет Aрджуне победа в сражении, так же как и счастье, которое он испытает, увидев своих сородичей живыми и невредимыми, основано на его личных интересах, ради которых он был готов пренебречь своим долгом и поступить вопреки рассудку.
БОГ: Не будет счастья у Арджуны в результате сражения, Бог работает над Арджуной и не портит Божественный труд, не разлагает его материальным счастьем, не уготавливает Бог Арджуне радости никакой, но труд, но йогу, но преданное служение, ибо все, что в Арджуну вкладывает Бог, свято и это нужно упрочать, усиливать, чтобы процесс духовного подъема Арджуны был необратимым. И Бог Знает, как это сделать. Никаких заласкиваний, никаких удовлетворений чувств, никаких послаблений. Но и не без некоторых поощрений Божественного порядка. Все в хорошую меру. Ибо, имея целью передать через Арджуну Святое Писание людям, Бог также работает и над самим Арджуной. Для Бога никто не потерян. И тот, с кем Бог Говорит, будет поднят Волею Бога, не останется на прежних ступенях и легкого пути в таком случае человеку не следует ожидать. Но а пока Бог позволяет Арджуне желать себе материального счастья, счастья близким... И будет немного его в диалоге этим утешать, но Арджуна знает одно, а Бог Знает другое... И Бог выведет Арджуну более-менее безболезненно из его иллюзий. Бог Знает, как это сделать.
Поэтому Кришна хотел объяснить Aрджуне, что, убив тело своего деда, он не убьет его душу. Господь рассказал ему о том, что все индивидуальные существа, включая Самого Господа, вечно остаются таковыми: они были личностями в прошлом, являются ими в настоящем и сохранят свою индивидуальность в будущем.
БОГ: Об индивидуальности не следует говорить. Ибо это не так. Это заблуждение. Не следует в это заблуждение вводить того, кто начинает изучать Бхагавад-Гиту. Ибо в таком случае человек далеко не все сможет понять и принять в Святом Писании. А переучивать человека затратно и для человека и для Бога. Поэтому можно говорить о том, что душа есть неотделимая частица Бога, можно сказать, что человек есть личность. Но индивидуализации не происходит, ибо нигде душа не может быть независимой от Бога, нигде душа не может не быть в своей мере подобием других душ. Все проходят в целом один путь материального существования и в итоге достигают все Божественных качеств, неотличных друг от друга. Слуги Бога все одинаковы, по всем своим проявлениям, ничего нет изначально индивидуального, непохожего. Это надо принять. Ибо все должны в своей мере мыслить, как Бог, но в преданном служении, знать Мнение Бога, как свое. И это в преданном служении. Поступать, как поступил бы Бог. Как надо поступить единственно возможным образом. И это в преданном служении. Все у Бога едины, все как на одно лицо. И если это не видно человеку, то это надо просто принять. Это - вера, это религия. Здесь о доказательствах и речи быть не может.
Все мы вечно являемся индивидуальными душами. Мы меняем тела, как одежду, но сохраняем свою индивидуальность, даже когда сбрасываем с себя оковы материального тела и обретаем освобождение.
БОГ: Нет индивидуальности. Эти рассуждения греховны. Тем более нельзя это ложное понимание провозглашать в Святом Писании. Человет должен принять истинное положение дел. Другого пути нет. Все, что иное, есть грех. И влечет за собой наказание.
Господь Кришна очень ясно и подробно описал Aрджуне природу души и тела. Такое всестороннее описание души и тела по определению словаря "Нирукти" называют санкхьей.
БОГ: Так можно сказать.
Эта санкхья не имеет ничего общего с философией санкхьи атеиста Капилы. Задолго до появления самозванца Капилы и его санкхьи истинная философия санкхьи была изложена в "Шримад-Бхагаватам" Господом Капилой, воплощением Господа Кришны, который объяснил ее Своей матери Девахути.
БОГ: Все эти пояснения не должны присутствовать в комментариях к стихам Бхагава-Гиты. Они засоряют суть совершенных духовных знаний, основаны преимущественно на вымысле, не авторитетны, не имеют прямого отношения к комментарию приведенного ранее стиха Бхагавад-Гиты.
Он учил, что пуруша, Верховный Господь, действует и что Он создает материальный мир, бросая взгляд на пракрити.
БОГ: Бог создает материальный мир через Божественный труд. Бог не бросает взгляд на природу. Процесс творения не следует упрощать. Надо понимать, что иное понимание было дано для слабого человеческого ума. В современном мире на данной ступени развития людей можно Говорить человеку БОЛЕЕ приближенно к Истине.
О том же самом говорится в Ведах и в "Гите". В Ведах сказано, что Господь бросил взгляд на пракрити, материальную природу, и оплодотворил ее крошечными индивидуальными душами.
БОГ: Бог не оплодоворил материальную природу крошечными душами. Все было иначе. Душа ни есть то, что надо бросить в материальный мир или в лоно природы и сказать, что природа оплодотворена ими. Живые существа не так появляются. Их присутствие уже заложено изначально в материальной субстанции. Материальный мир, природа есть носители в себе живых существ. Они развиваются в природе, ибо извечно в этой природе присутствует Бог, постепенно поднимая и развивая Свои энергии из непроявленного состояния в проявленное, из неподвижного в движимое... Души, мельчайшие частицы Бога, присутствуют изначально в камне, воде, металле, воздухе, эфире, во всех слоях земли, в огне, во всех стихиях, присутствуют души и в проявленном и непроявленном, в телах других живых существ, составляя эти тела и органы, в листяьх деревьев, в плодах... Вся материальная субстанция состоит из душ... Вся материя есть лоно душ, которым предстоит пройти путь насекомых, растений, ветра, огня, животных, до человека и в человеке... Вся материя идет непрерывно по пути развития или очень медленного обожествления и не видно этому конца и края, все скалы, горы, леса... - все это потенциальные будущие люди... В песчинке этих душ столько, что можно было бы залесить многие и многие города... В Боге нет ничего мертвого... Все в Боге и все живое, все развивается и не имеет видимых границ, все идет к Богу, развивается Богом... Все непостижимо. Но никогда процесс творения не происходит в одночасье. Для невежественных ступеней развития человечества Бог Говорил о том, что природа оплодотворяется Богом через то, что Бог бросает однажды на нее Свой взгляд. Бог не бросает взгляд. Бог непрерывно в Своем творении трудится, развивая его именно через развитие душ, когда они в форме молекул, атомов, клеток, частей клеток и атомов... И упрощать здесь ничего не надо.
В материальном мире все эти души действуют ради удовлетворения потребностей собственных чувств и, околдованные материальной энергией, считают себя наслаждающимися.
БОГ: По большому счету наслаждающимися считают людей преданные, так направляемые своими духовными наставниками и ошибочным толкованием стихов Святых Писаний. На самом деле всем Управляет Бог. Никто не получает контакта с внешними материальными наслаждающими объектами больше, чем Бог позволяет. Также, эти наслаждения имеют строго кармические причины. И также, устремление к наслаждениям дает человеку только Бог, но строго в соответствии с качествами человека, кармой человека, Волей и Планом Бога на человека. Наслаждение материальными объектами или просто медитация на них необходима в материальном мире, ибо дает человеку надежду, отдых от страданий, дает переключаться в трудные периоды жизни. Только Бог дает человеку средства и обстоятельства, чтобы насладиться, ибо все в материальном мире приобретается за деньги. Также, путь к наслаждениям бывает не прост, требует преодолений и где надо, Бог эти наслаждения ограничивает или тормозит, иногда связывая с ними и страдания, показывающими пагубность от некоторых наслаждений. Также, Бог иногда человека заставляет наслаждаться, дает ему ситуации, где он от этого отказаться не может, где вовлекается другими. Ибо и пресыщение наслаждениями способствует в многих случаях отказу от них. И также, если человек был очень добродетелен, то именно в виде наслаждений разного уровня он получает плоды своей благочестивой деятельности. Также наслаждения бывают самые разные. Это и приобретения, дома, машины, есть в виде еды и одежды... Все это Бог дает и для тех, кто рядом с таким человеком, и им это кармически положено дать через человека, который наслаждается Волею Бога. Это могут быть дети, родители, любимые, друзья... Поэтому, к наслаждениям надо относиться правильно, хотя и не поощрять, но понимать, что все, что надо, Бог дает Своей Рукой. И только Бог знает, какими путями дать наслаждения, кому именно они предназначены, что они могут повлечь за собой, как от них отвести. В этой связи не следует порицать того, кто наслаждается, кто еще привязан к внешним материальным объектам. Каждый преданный должен прежде всего думать о своем духовном развитии и устраивать аскетизм только себе, как и простой образ жизни, а другим не завидовать, не ненавидеть, не осуждать, но смиренно говорить: Воля Бога.
Такая душа не может избавиться от этого образа мыслей вплоть до освобождения из материального плена, которое она обретает, желая слиться с Богом.
БОГ: В свое время Бог направляет каждого на контроль мысленного процесса, желаний и чувств. Никто не может уклониться от пути простого образа жизни, ибо если человек и не захочет, то Бог реально его поставит в те условия, где ему придется довольствоваться малым и постепенно осознавать, что и так можно жить и в этом есть удовлетворение. И далее Волею Бога и согласно своим качествам будет сам себя контролировать и в мирской жизни и далее в преданном служении. Такая душа не будет постоянно думать о внешних объектах чувственного удовлетворения, Бог займет ее преданным служением, даст ей цель, направив ее мыслительный процесс на Бога, даст ей и путь контроля своих желаний и путь благотворительности, тем самым, наполнив ее путь смыслом и упованием на Бога. В этом случае человек легко преодолевает материальные соблазны и гораздо раньше, чем наступит его освобождение или выход на духовный план.
Это последняя ловушка майи, иллюзии, заставляющей живое существо искать чувственных удовольствий, и только после множества жизней, проведенных в погоне за наслаждениями, самые возвышенные души предаются Васудеве, Господу Кришне, завершая таким образом свои поиски высшей истины.
БОГ: Так можно сказать. Но предаться Богу полностью невозможно, Бог не даст. Ибо человек должен развиваться. А это постоянная духовная практика и в условиях материального мира и за его пределами. Человек никогда по качествам не может уподобиться Богу, не может также развиться так, чтобы больше ему не в чем было развиваться. А для развития необходимы и на духовном плане игры и роли, которые строятся на основе неразвитиых качеств человека с целью их поднять нагара, увидеть их греховность и избавиться от них вследствие игр на духовном плане. Это бесконечный процесс, в котором душа постоянно в чем-то не будет удовлетворять Бога. А значит будет проявлять себя иначе, чем того требует Бог. Но в таком случае, она не сможет полностью предаваться Богу, ибо такое предание Богу означает неактивность, непроявление ничего своего, полное ожидание Воли Бога и ей следование. Тогда неугодные Богу качества не смогут проявиться... А это быть не должно. Ибо путь развития извечен.
Предавшись Кришне, Aрджуна уже принял Его своим духовным учителем: шишйас те 'хам шадхи мам твам прапаннам.
БОГ: Не следует постоянно в комментариях забегать вперед. На самом деле Арджуна не предался Богу да после этих слов, он еще будет противоречить, еще будет высказывать мысли и понимания своей ступени, он еще не готов предаться, ибо диалог только в начале. Но эти слова ("я твой ученик, наставляй меня, тебе предавшегося") Дает ему Бог. И тоже не просто так, ибо Арджуна должен их произнести, как бы проявить, и, произнося, как бы входить в понимание, что получает Наставления от Самого Бога, что это достаточно серьезно. Бог дает ему это чувство важности диалога неоднократно, как бы привлекая к такому мышлению. Но истинное предание Богу должно как бы развиться в нем вследствие этого разговора и должен наступить тот момент, когда Арджуна эти слова скажет уже не автоматически, а с хорошим осознанием. Бог позволяет ему думать о Себе и о Своих Словах, как о том, что говорит учитель. Но нельзя заблуждаться. Бог - не учитель или перед творением не выступает как учитель, но как Творец, Высший Управляющий, Тот, от Кого все исходит, Кто работает в материальном мире, Кто поднимает Свое творение, Кто учит и Наставляет Как Высший Управляющий. И к Богу именно так надо относиться и понимать этот диалог и работу Бога в материальном мире.
Поэтому сейчас Кришна собирается рассказать Aрджуне о деятельности в рамках буддхи-йоги, или карма-йоги, то есть о преданном служении, единственная цель которого - удовлетворить Господа.
БОГ: Бог излагает Арджуне Святые Писания. Пора начать объяснять Арджуне, что такое буддхи-йога, обратить его внимание на то, что это умственный процесс, направляющий человека через религиозный разум на связующий процесс с Богом. Буддхи йога требует сосредоточение в себе, на Личности Бога в себе, объемлет ни одну духовную практику: сюда можно отнести и карма-йогу и дхъяна-йогу и бхакти-йогу... Все эти практики требуют религиозного задействованного ума и разума. Но из всех впоследствии Бог выделит, обратит внимание Арджуны на карма-йогу, ту йогу, которая наиболее подходит человеку, начавшему путь преданного служения и который в любом случае при этом должен работать, а не вести полностью отрешенный образ жизни, освобождающий руки от работы. Т.е. Бог обяснит Арджуне о недопустимости принятия им саннйасы, отрешенного образя жизни, устранения от мира, тот путь, на который он смотрит уже теперь.
Суть буддхи-йоги очень ясно описана в десятом стихе десятой главы "Бхагавад-гиты": буддхи-йога - это непосредственный союз с Господом, который в образе Параматмы пребывает в сердце каждого живого существа.
БОГ: Неправильно считать, что буддхи-йога есть союз с Богом. Это ум, направленный на Бога посредством практики йоги, которую предусматривает та или иная йога - карма-йога, гйана-йога, бхакти-йога или дхьяна-йога... Союз с Богом не существует. Не заключается. Есть понимание о сотрудничестве с Богом. Но и оно не точно. Не существует отношений Бога и души. Есть работа Бога в материальном мире. И есть путь к Богу, который (сам путь непосредственно) есть творение Бога, то, через что Бог помогает душе подниматься по ступеням материального и духовного развития, и душа должна только следовать Указаниям Бога через Слово Бога в Святом Писании.
Однако вступить в общение с Господом можно, только преданно служа Ему.
БОГ: Для преданного общения с Богом не существует. Преданный только должен выполнять Указания Бога и все. Для преданных, достигших реализации, Бог, находясь в теле живого существа, через Божественные энергии показывает Свое присутствие, показывает Свое Мнение, показывает и Свою Волю. И человек начинает в себе безошибочно понимать Волю Бога и следовать ей. Это - ступень. Но через этот уровень Бог может сообщить живому существу свои требования в вопросах преданного служения и духовных практик. Реже всего человек может использовать такую связь с Богом для решения своих материальных проблем, ибо в любых вопросах просто ведом Богом и понимает, что ведом и полагается на Бога, получив в результате долгой духовной практики и знаний бесстрашие и видение, что Бог помогает ему постоянно и извне и изнутри.
Поэтому тот, кто приходит к трансцендентному любовному служению Господу, иначе говоря, тот, кто обретает сознание Кришны, удостаивается особой милости Господа и достигает ступени буддхи-йоги.
БОГ: буддхи-йога - это просто духовное знание о пути к Богу через разум, но дается человеку как предстоящее его духовной практике. Это не сама практика. Сама практика йоги конкретизируется и дается в зависимости от ступени материального и духовного развития человека, в зависимости от Плана Бога на его духовный путь и здесь практику, в зависимости от склонности человека. Это может быть и гйана-йога и карма-йога или любая другая йога, требующая именно мыслительный, разумный, направленный на Бога процесс, это, помимо внешней духовной практики, требует и внутреннее сосредоточение на Боге, и также где человек может смотреть и на Бога в себе и на Бога вне его тела. Но мыслью, умом никак не отвлекаться от Бога и строго следовать требованиям данной ему йоги.
Вот почему Господь говорит, что только тому, кто, движимый трансцендентной любовью, постоянно служит Ему, Он открывает чистое знание о преданности и любви. Таким образом преданный без особых усилий получает право общаться с Господом в Его вечном, исполненном блаженства царстве.