Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и какую бы тапасью ни совершал, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне.
БОГ: Правильный перевод.
КОММЕНТAРИЙ: Долг каждого человека - строить свою жизнь таким образом, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не забывать о Кришне.
БОГ: Невозможно это вменить материальным людям в современном мире в обязанность. Все стоят на разных ступенях материального и духовного развития. Далеко не на каждой ступени человеку разрешается памятовать именно о Боге Кришне. До этой ступени развития надо человеку дорасти качествами. А это путь колеса сансары. Ничего ускорить невозможно. Каждый может прийти к Богу Кришне и придет строго в свое время. Ибо этот путь не миновать, но и требовать от человека "...ни при каких обстоятельствах не забывать о Кришне.", если он не преданный Бога Кришны, НЕВОЗМОЖНО. Сам Бог Кришна не даст, если не пришло время и человек сам не получил еще такое желание от Бога, согласно своим качествам и ступени материального и духовного развития, пока человек это желание не принял за самого себя и не сделал его своим основным устремлением, т.е. не сопротивляется Воле Бога в себе.
Всем нам приходится трудиться, чтобы поддерживать душу в теле, и здесь Кришна рекомендует весь свой труд посвящать Ему.
БОГ: Речь идет, должна идти в таком вопросе о занятии карма-йогой. Только эта духовная практика посвящает свой труд Богу Кришне, но это должно непременно соединяться и с отказом от плодов своей работы преимущественно. Т.е. плодами работы, деньгами, будет распоряжаться Бог Кришна в человеке, и человек это увидит, ибо будет полностью ведом Богом через мыслительный процесс и желания и будет воочию видеть, на какие нужды в его семье Бог направит заработанные средства. Но карма-йога - это, опять же, не просто мыслительный процесс, но есть преданное служение Богу Кришне, его важнейшая составная часть в преданном служении, которая требует достаточно высоких материальных и духовных качеств. Не каждый человек может пойти по такому пути, но только в строго свое время, когда Бог даст такое разрешение через Совершенные Духовные знания и внутреннее желание и убежденность. Этот путь не требуется от всех, но только от тех, кто назвал себя строго преданным Бога Кришны и, можно сказать, дал обет перед Богом заниматься неуклонно этой духовной практикой и всем, что входит в преданное служение, начиная путь преданного служения с преимущественно двух направлений - изучения Святого Писания и карма-йоги. В совокупности это и есть бхакти-йога, куда со временем добавится и благотворительность, и аскетизм, и простой образ жизни, и контроль ума, желаний и чувств и непременно и с самого начала пути - поклонение Богу Кришне.
Никто не может обходиться без пищи, но питаться следует остатками пищи, предложенной Кришне. Каждый цивилизованный человек совершает какие-либо религиозные обряды и ритуалы; поэтому Кришна говорит: "Делай это ради Меня".
БОГ: В современном мире на данном этапе общего развития людей предложение пищи Богу перед непосредственным ее употреблением человеком Бог Кришна отменяет. Теперь надо просто получить Благословение Бога на прием пищи через молитву до и после приема пищи, молитву, благодарящую Бога за всё. В таком случае и приготовление пищи и ее потребление не будет считаться греховной деятельностью.
Подобный образ действий называется арчаной. Каждый человек склонен делать пожертвования, поэтому Кришна говорит: "Принеси свои дары Мне".
БОГ: Благодарение Бога за еду не относится к разряду жертвоприношений человека Богу Кришне.
Это значит, что все имеющиеся у нас излишки денег необходимо использовать для развития Движения сознания Кришны.
БОГ: Все деньги преданных, включая излишки, надо посвящать Богу или понимать, что ими будет распоряжаться в пути преданного служения человека Личность Бога. Бог дает человеку мысль, дает желание, внутреннее понимание и убеждение, Бог дает рассуждать о том, как правильно использовать денежные средства. Средства могут быть направлены и на путь преданного служения, и на благотворительность, и на другие пожертвования, и на помощь другим людям, и в своей семье иногда преимущественно.
В наше время многие стремятся заниматься медитацией, что в нынешний век не очень практично, но тот, кто постоянно медитирует на Кришну, повторяя на четках мантру Харе Кришна, безусловно, самый великий йог и мистик, по словам Самого Кришны, приведенным в шестой главе "Бхагавад-гиты".
БОГ: Нет, вибрация мантры не делает человека великим йогом и тем более самым великим йогом, не делает человека и мистиком. Этот путь был дан людям не очень высокой ступени материального и духовного развития, которые, по сути, вот таким пассивным путем, через голос, могли претендовать на некоторые успехи в преданном служении. Но это путь слишком простой, чтобы его оставить современному человеку, тем более, он забирает много времени, забирает руки, и вводит человека в иллюзорное состояние или слишком высокую оценку себя, как преданного Бога Кришны. Бог забирает у людей эту вибрацию, но дает на повторение простую понятную молитву на своем языке, которую можно говорить в любой ситуации и вслух и в уме, не привлекая четки и освобождая время и руки для других дел, как в преданном служении, так и в материально мире.
Так ты освободишься от бремени кармической деятельности и ее хороших и плохих последствий. Сосредоточившись на Мне и действуя в духе самоотречения, ты обретешь освобождение и придешь ко Мне.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "28.Таким образом ты освободишься как от благоприятных, так и от неблагоприятных плодов, которыми связывает кармическая деятельность. Практикой йоги вовлеченный в состояние отречения своей духовной сущности, ты достигнешь Меня.".
КОММЕНТAРИЙ: Того, кто действует в сознании Кришны под руководством высшего авторитета, называют йукта.
БОГ: Высшим авторитетом современных преданных должен быть только Сам Бог Кришна. И руководствоваться современный преданный должен только Словом Бога в Новых Святых Писаниях.
В писаниях употребляется термин йукта-ваирагйа. Рупа Госвами объяснил его следующим образом (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.255):
анасактасйа вишайан
йатхархам упайунджатах
нирбандхах кришна-самбандхе
йуктам ваирагйам учйате
Рупа Госвами говорит, что, находясь в материальном мире, мы вынуждены действовать. Никто не может перестать действовать. Если, занимаясь той или иной деятельностью, мы посвящаем ее результаты Кришне, такой образ действий называют юкта-ваирагьей.
БОГ: Это правильно. Но при этом надо всегда понимать, что все люди, все живые существа заняты той или иной деятельностью в материальном мире, понуждаемые Богом Кришной, присутствующем в Своем творении. Но посвящать Богу Кришне плоды любого своего труда могут только преданные. Другим людям, не достигшим соответствующих качеств, не стоящих на ступенях преданного служения, этот путь посвящения плодов труда Богу Кришне Бог не дает.
Проникнутая духом истинного самоотречения, подобная деятельность очищает зеркало ума, и тот, кто занимается ею, по мере своего духовного развития постепенно подчиняется воле Верховной Личности Бога.
БОГ: Да, преданное служение учит человека подчиняться Воле Бога, слышать эту Волю Бога в себе. В этом не должно быть сомнений. И это действительно происходит по мере развития высоких духовных качеств человека, занятого преданным служением. Но духовные вещи надо говорить не высокопарно, а по возможности просто и понятно. Надо говорить не о "зеркале ума", а о мыслительной деятельности человека, не о некоей деятельности человека "проникнутой духом истинного самоотречения...", а о деятельности, посвященной Богу Кришне. И этим все сказано.
Таким образом в конце концов он обретает освобождение, но не освобождение, приводящее к слиянию с брахмаджьоти.
БОГ: брахмаджйоти не существует и упоминать о такой безличной ипостаси Бога не следует. Не следует говорить и рассуждать о том, чего нет и потому недостижимо.Что касается освобождения, т.е. перехода на духовный план, то он достигается не "в конце концов", а в следствие только преданного служения, полноценного и всеобъемного.
Преданный попадает на планету Верховного Господа. Здесь ясно сказано: мам упаишйаси - "Он приходит ко Мне", то есть возвращается домой, к Богу.
БОГ: Именно так. Достигнув через преданное служение достаточно высоких духовных и материальных качеств, человек получает возможность Волею Бога перейти на духовный план.
Есть пять ступеней освобождения, однако в данном стихе уточняется, что преданный, который в этой жизни всегда следовал указаниям Верховного Господа, достигает такого уровня, что, оставив тело, обязательно возвращается домой, к Богу, где получает возможность непосредственно общаться с Ним.
БОГ: Нигде в Бхагавад-Гите Бог Кришна не указывает на некие пять ступеней, ведущих к освобождению. Также, душа не возвращается на духовный план, а в первый раз туда направляется Богом и там остается навсегда.
Тот, кто целиком посвятил свою жизнь служению Господу, является истинным санньяси.
БОГ: В современном материальном мире слово САННЙАСИ не применимо. Тот, кто посвятил свою жизнь Богу Кришне надо называть преданным Бога Кришны. А что касается саннйаси, то это обозначение тех, кто принял полностью отрешенный образ жизни, т.е. не работает и не зависит от материального мира, но непременно занят преданным служением и поклонением Личности Бога. Таковыми могут считаться современные духовные учителя. Но и они Богом отменяются, как те, кто не подходит Богу для помощи преданным и те, кто насаждают преданным, пользуясь большим авторитетом, достаточно сомнительные знания, называемые знаниями духовного порядка, но во многом не соответствующие Истинному Слову Бога Кришны.
Такой человек считает себя вечным слугой Господа и во всем зависит от Его высшей воли. Поэтому, что бы он ни делал, он делает это как служение Господу.
БОГ: Никто перед Лицом Бога не должен называть себя неким "вечным слугой" Бога Кришны. Только: преданный Бога Кришны и то, если Бог даст человеку разрешение преданно служить Себе, что можно видеть и по желанию непосредственно самого человека, и по его устремлению, и по некоторым его и качествам достаточно высокого порядка, и по тому, имеет ли человек вообще возможность служить Богу, и нет ли препятствий серьезного порядка со стороны материального мира, включая семью и работу.
Он не придает большого значения правилам и обязанностям, связанным с кармической деятельностью, описанной в Ведах. Люди, живущие в миру, должны выполнять предписанные обязанности, перечисленные в Ведах, и чистый преданный, полностью посвятивший себя служению Господу, на самом деле тоже исполняет предписания Вед, хотя иногда может показаться, что он действует вопреки им.
БОГ: Современный материальный человек не должен руководствоваться старыми ведами и должен выполнять свою работу в соответствии с современным кодексом о труде. Что касается предписанной деятельности, то этот вопрос в современном мире решается Богом на человека через его образование, его качества и склонности, через обстоятельства, иногда через родственников, через его личное желание. Сам человек в современных условиях правильно сориентироваться касательно предписанной ему деятельности не может. Но Бог ведет человека так, что и ошибиться в своей работе и ее направлении ему не получится, даже если он поменяет сто работ за жизнь, каждая будет на период задействования человека в работе, считаться именно предназначенной Богом Кришной и тоже решающей вопрос касательно развития качеств человека и поддержания его тела.
Поэтому ачарьи вайшнавов говорят, что даже самый умный человек не в силах понять замыслы и действия чистого преданного.
БОГ: Чем проще и понятней действия преданного, тем он и чище перед Богом. Если же у преданного есть никому не понятные замыслы и соответствующие действия, то такой преданный имеет беспокойный склад ума, не предался Богу, не чист умом, привязан, и не может правильно оценивать себя и свои действия.
Танра вакйа, крийа, мудра виджнеха на буджхайа (Ч.-ч., Мадхья, 23.39). Человека, который все время служит Господу, все мысли и планы которого связаны с преданным служением, следует считать освобожденной душой, и со временем он непременно вернется домой, к Богу. Он, так же как и Кришна, безупречен и неуязвим для критики материалистов.
БОГ: Преданный, который непрерывно служит Богу Кришне и который посвятил свою жизнь Богу, на правильном пути. Но ничего не следует считать или предполагать относительно того, что он уже освобожденная душа. Этот вопрос решает только Бог.
ТЕКСТ 29
само 'хам сарва-бхутешу
на ме двешйо 'сти на прийах
йе бхаджанти ту мам бхактйа
майи те тешу чапй ахам
самах - одинаково относящийся; ахам - Я; сарва-бхутешу - ко всем живым существам; на - не; ме - Мне; двешйах - ненавистен; асти - есть; на - ни; прийах - дорог; йе - которые; бхаджанти - занимаются трансцендентным служением; ту - но; мам - Мне; бхактйа - с преданностью; майи - во Мне; те - они (такие люди); тешу - в них; ча - также; апи - безусловно; ахам - Я.
Я ни к кому не питаю ни вражды, ни пристрастия. Я одинаково отношусь ко всем. Но тот, кто с любовью и преданностью служит Мне, - тот Мой друг. Он всегда в Моем сердце, и Я ему тоже друг.
БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: "29.Я равно расположен ко всем живым существам. Нет никого, кто был бы Мне ненавистен или более дорог. Но те, кто преданно служит Мне, они во Мне и Я в них.". Никого Бог не провозглашает в данном стихе Своим другом. Бог не входит ни в какие отношения с подчиненными живыми существами. Никого также в Бхагавад-Гите Бог не провозглашает находящимся в сердце Бога Кришны. Это выдумка.
КОММЕНТAРИЙ: Резонно спросить: если Кришна ко всем относится одинаково и никого не считает другом, почему же Он проявляет особую заботу о преданных, которые постоянно служат Ему?
БОГ: Слово "резонно" к Богу Кришне категорически нельзя применять. Это грех так обращаться к Богу Кришне. Где смирение? Где почитание? Что за отвратительный тон? Бог Кришна РАВНО ОТНОСИТСЯ КО ВСЕМ - "само 'хам сарва-бхутешу", самах - равен, сарва - ко всем, бхутешу -живым существам. Что здесь не понятного? Какие могут быть сомнения в том, что сказано ОДНОЗНАЧНО. РАВНО и КО ВСЕМ. Зачем изыскивать преданным для себя лазейку некой особенности положения перед Богом? Нет У Бога ОСОБОЙ заботы не о ком. Но есть абсолютный труд Бога над каждым и этот труд ВЕЛИК к любому живому существу, но каждому по его ступени, по его качествам, по карме, по Плану Бога на каждого.
Однако это вполне естественно, и в данном случае Кришну нельзя обвинить в пристрастности.
БОГ: Ни в каком тексте нельзя применительно к Богу использовать слово "обвинить". Никакие рассуждения не должны это слово рядом с Богом быть использованы. Вообще рассуждения об отрешенности Бога неприемлемы. БОГ ОТРЕШЕН. И все. Это ТАБУ. Никаких рассуждений. Религиозная речь преданных должна быть предельно строгой, ответственной, ясной, без излишних рассуждений, пытающихся что-то доказать из того, что есть Свято и непоколебимое и Абсолютное Слово Бога.
Человек, живущий в материальном мире, может любить людей и заботиться о них, но к собственным детям он всегда будет относится с особой любовью. Господь говорит, что все живые существа, в какой бы форме жизни они ни находились, - Его дети, и потому каждого из них Он обеспечивает всем необходимым.
БОГ: Бог есть Творец. Можно говорить о Творце и его творении. Живые существа есть творение Бога, занимающее по отношению к Богу только подчиненное положение. Живые существа не есть дети Бога. У Бога нет детей. Есть то, что СОТВОРЕНО и так и должно называться. Именно творение Бога, а не дети. Свое творение Бог поддерживает, развивает, поднимает по ступеням собственного развития, помогает, Управляет Своим творением. Так можно сказать. Никто перед Богом не выше и не ниже. Труд Бога Абсолютен и а равной степени направлен на все Свое творение.
Он подобен туче, поливающей дождем все: скалы, поле и море. Однако к Своим преданным Господь относится с особой заботой.
БОГ: Нет к преданным особого отношения и особой заботы. Это издержки поучений материальных духовных учителей. Бог над каждым, в каждом работает полным Своим целым. Никто не выделен, никто у Бога ни первый ни последний, все идут по общей лестнице развития только вверх. В каждого Бог вкладывает Абсолютно Свои Божественные Силы, Свой Божественный труд. Никто не может сам себя поддержать, сам себе помочь, сам себе создавать ситуации для материального и духовного развития. Никто не в силах хоть малое для себя сделать. Все делает только Бог. Только Бог помогает человеку добирать качества в материальном мире, пригодные для того, чтобы направить человека на путь преданного служения. Поэтому, нельзя видеть Бога более заботящегося об одних в ущерб другим. Нет такого.
Именно о них говорится в данном стихе: всегда оставаясь в сознании Кришны, они находятся на духовном уровне, связанные с Кришной.
БОГ: Преданные не лучшие дети Бога и не дети Бога, а творение Бога, равное другим. У Бога детей не бывает. Бог никого не рождает, а творит и отношение Бога к Своему творению не такое, как в материальном мире дает Бог отношение живого существа к своему ребенку. Также, преданные, проходя путь преданного служения, непременно развивают качества духовного направления, но сказать, что преданные уже находятся на духовном уровне, невозможно. Как и не возможно сказать, что их ступень материального и духовного развития достаточна, чтобы быть определенным образом связанным с Богом Кришной. Даже на самой высокой ступени преданного служения преданные греховны, многие обладают качествами, которые никак не могут открыть врата на духовный план. И потому многих приходится возвращать в колесо сансары, чтобы средствами материального мира развить те качества, которых недостает преданному, чтобы оставить материальный мир.
Само выражение "сознание Кришны" подразумевает, что те, кто обладает таким сознанием, - души, живущие в Кришне. Господь ясно говорит: майи те - "Они во Мне". И как естественное следствие этого, Господь также находится в них.
БОГ: Сознание Бога Кришны для человека обозначает не более, чем занятие преданным служением. Не более. В сознании Бога Кришны любой, кто приступил к преданному служению. И далее можно говорить о ступени преданного служения. Но, опять же, эту ступень каждого Знает только Бог Кришна. Изучая Святое Писание, практикуя духовные практики, преданные постепенно как наполняются в себе Богом, живут в Боге, ибо также и направляют свой мыслительный процесс и труд на Бога, как и любое действие. Поэтому можно сказать о преданных, что они в Боге Кришне и Бог Кришна в них. Но в каждом - в свою меру, ибо такое вхождение в Бога Кришну зависит от ступени преданного служения, а это измеряется старанием преданного и продолжительностью преданного служения.
Отношения с Господом основаны на взаимности. Вот почему Господь говорит: йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам - "В какой степени человек предается Мне, в такой степени Я забочусь о нем".
БОГ: в данном случае бхаджамй - обозначает "награждаю". На сколько человек долго в преданном служении, на сколько он развил духовные качества, на сколько он старается в преданном служении, на столько Бог ему и позволяет предаться Себе. Т.е. процесс предания преданного Богу Кришне есть не разовый и не мгновенный акт, а достаточно долгий путь труда преданного в преданном служении. В таком случае преданный своим преданным служением зарабатывает перед Богом плоды преданного служения, которые Бог возвращает, называя эти возвращенные результаты награждением преданного. Но, по сути, эти награды есть то, что можно использовать, опять же, в преданном служении. Это может быть хорошая религиозная речь, хорошая религиозная память и понимание, ослабление последствий греховной деятельности, ибо через преданное служение достигнута цель развития тех или иных качеств преданного, и потому кармические материальные реакции, которые всегда призваны развивать качества благоприятные для преданного служения и для отказа от греховных качеств, такие кармические последствия перестают преследовать преданного, ибо их цель достигнута другим путем, самим преданным служением, и он, преданный, более спокойно может заниматься преданным служением, как и более результативно, и не вовлекается ни в какие сторонние воспитывающие игры и роли, которые обычно требуют кармические долги.
Духовные отношения, связывающие Господа и Его преданного, существуют, поскольку и Господь, и преданный обладают сознанием.
БОГ: Бог - Высший Святой Дух. Душа - не дух, это энергия Бога, крохотная частица Бога, подчиненное Богу живое существо, зависимое от Бога, полностью беспомощное. Без Бога не может ни мыслить, ни осознавать, ни двигаться, ни решать, ни помнить. Сознание живого существа не самостоятельное, а то, которое ему дает Бог. Поэтому нет между Богом Кришной и его творением, даже если это преданный, никаких отношений. Но иллюзию отношений Бог дает и поддерживает. Но это - иллюзия. Не более.
Оправленный в золото, бриллиант становится еще красивее. Золото украшает бриллиант, а бриллиант - золото. Господь и живые существа вечно излучают сияние, и, когда живое существо исполняется желанием служить Господу, оно становится подобным золоту. Господь же подобен бриллианту, и их сочетание прекрасно.
БОГ: Вот никак преданные не хотят занять перед Богом свое изначальное естественное положение. Ну, непременно метят на что-то повыше, словно уговаривая Бога, ну, хотя бы на роль золота... Нет, не возможно дать им такое положение, весьма высокое. И преданные не золото, и Бог Кришна им не бриллиант. Надо все расставлять по своим местам и называть все своим именем в который раз. Бог - Высочайшая Личность, Творец, Верховный Создатель, Абсолютная Личность, Изначальный. Душа - частица Бога, творение Бога, энергия Бога, продолжение Бога, подчиненное живое существо, зависимое от Бога, неподвижное, беспомощное, ничего без Бога не может, не подумает, не скажет, не предпримет, не запомнит, не увидит, не услышит, не поймет... и многое-многое другое "не". Поэтому, как было творением, так и осталось творением, не сравнимым с Творцом ни по каким параметрам. Но единственное, на что Бог дает разрешение, это преданное служение. А по нему и награда... Так было, есть и будет. И награда достаточная, чтобы быть счастливой и находила в себе мир.
Живых существ с чистым сознанием называют преданными слугами Господа.
БОГ: Нет у преданных, на какой бы ступени преданного служения кто бы ни стоял, чистого сознания. Это вообще не понятно что.
Верховный Господь становится слугой Своих слуг.
БОГ: Ну, это уже ересь. Это что надо иметь в своей голове, не обремененной и малыми мыслями, чтобы такое выдать Богу. Это не наглость, это вопиющая тьма. И Богу Кришне, Высочайшей Личности это надо как-нибудь опровергать? Легче такого умника отправить на адскую планету. В наказание. Но если кто-нибудь неправильно понял Бога, то для таких неумных Бог Говорит: Бог Кришна никогда не служит Своему творению. НИКОГДА. Бог Свое творение развивает. Бог трудится над Своим творением. Бог Абсолютна Личность. Бог отрешен от Своего творения. Заучить это надо каждому.
Если бы отношения преданного и Господа не были взаимными, не было бы и философии персонализма.
БОГ: Нет, никогда, ни по какому вопросу не может быть взаимности между Богом и творением Бога. Бог ведет свое творение, не спрашивая его, хочет оно или нет, нравится ему или нет. Никаких не может быть взаимных договоренностей. Творение есть подчиненные Богу живые существа. Они не могут выбирать, они не могут самостоятельно мыслить, они не могут ничего решать, они не могут сами без Бога передвигаться или что-то предпринимать. Так, о какой взаимности может идти речь. Бог ведет. И в этом вся взаимность. Никакая.