58.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 9. ТЕКСТ 8-11.
ТЕКСТ 8
пракритим свам аваштабхйа
висриджами пунах пунах
бхута-грамам имам критснам
авашам пракритер вашат
пракритим - в материальную природу; свам - Свою; аваштабхйа - войдя; висриджами - создаю; пунах пунах - снова и снова; бхута-грамам - мироздание; имам - это; критснам - целиком; авашам - само собой; пракритех - природы; вашат - по воле.
Весь космос находится в Моей власти. Послушный Моей воле, он сам собой возникает снова и снова, а в конце каждой калпы по Моей воле гибнет.
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: "8.Из материальной природы, входящей в Меня, Я вновь и вновь создаю все это космическое проявление в совокупности, что происходит автоматически и управляется материальной природой.".
КОММЕНТAРИЙ: Материальный мир представляет собой проявление низшей энергии Верховной Личности Бога.
БОГ: На самом деле материальный мир ни есть только совокупность некоторых материальных элементов, но и также сюда входят живые существа разных ступеней развития. Поэтому, материальный мир есть проявление всех энергий Бога, как высших, так и низших.
Об этом уже говорилось несколько раз. В период его сотворения материальная энергия высвобождается в виде махат-таттвы, и Господь входит в нее в образе Маха-Вишну, первого воплощения пуруши. Он ложится на воды Причинного океана и выдыхает бесчисленные вселенные, в каждую из которых Господь вновь входит как Гарбходакашайи Вишну. Так возникают материальные вселенные.
БОГ: Это сказка. Не так происходит сотворение материального мира. Но такое понимание было дано людям на достаточно низкой ступени их материального и духовного развития. В современном мире человек должен знать, что Бог Кришна всегда присутствует в Своей материальной природе, и в проявленном и в не проявленном ее состоянии, или энергии, что суть одно. Он не входит в нее во время сотворения, но уже в ней, и начинает работать с ней, не то, чтобы проявляя, но давая ей форму, движение, законы ее существования и развития, давая ей необходимые условия полного видимого самообеспечения, которое, конечно же, дается и поддерживается Богом с учетом временных перемен, этапов развития, законов космоса и законов самой планеты. С учетом развития живых здесь существ и форм потребления материальных элементов в плане поддержания и развития существования, дает ей эстетический вид, разнообразие форм, все сопутствующие материальные элементы и стихии, направления развития и все прочее. Все дается не одним махом, а постепенно, очень и очень длительный период, исчисляемый миллионами и миллионами лет... Также, не существует никакого Маха-Вишну. Есть только и единственно Сама Личность Бога Кришны. Не существует также и некоего Причинного океана, ни на чем Бог не возлежит. Бог есть Высочайший Дух, пронизывающий весь космос и творящий в нем и во время сотворения и после уничтожения материальных вселенных, и во время проявленного состояния материального творения. Также, Бог никогда полностью не уничтожает Свое творение, но некоторыми областями, таким образом решая вопрос о переселении душ из уничтоженного бытия на те планеты, которые схожи по своим особенностям развития с уничтожаемыми планетами. Непременно, во время сотворения материальных вселенных Бог находится в долгом медитационном процессе, который не мешает Ему Управлять теми областями вселенных и космоса в целом, где творение сохранено и продолжает свой путь материального и духовного развития через непосредственно материальную субстанцию и живые существа.
Затем Господь проявляет Себя как Кширодакашайи Вишну, который входит во все сущее, даже в крошечный атом. Об этом говорится в данном стихе: Он входит во все сущее.
БОГ: Никогда Бог все сущее не оставляет, чтобы потом войти; Бог изначально есть все, что в Него входит, во всем в Себе расположен. Ничего, что в Теле Бога, неотделимо от Бога во все времена, и в период творения материального мира, и в период поддержания материального мира, и в период разрушения материального мира. Бог всегда присутствует в Своем творении, пронизывая его и оставаясь в нем в каждой его точке в любое мгновение Своим полным целым. И это все есть энергии Бога самых разный уровней материального и духовного развития. Также, Бог никогда не проявляет Себя как некое "Кширодакашайи Вишну, который входит во все сущее". Это также вымысел. Но в свое время был необходим, чтобы как-то пояснить человеку этапы и средства сотворения материального мира, чтобы как бы разложить по полочкам человеческого пытливого и несовершенного ума то, как примерно можно представлять работу Бога по сотворению материального космоса. Все должно было выглядеть достаточно убедительно, последовательно и логично, в некотором роде достоверно или мистически, ибо так человек устроен - иметь завершенную картину любого вопроса, так или иначе касающегося того, что послужило причиной появления человека и его места обитания и всего, что видимо человеку; и чтобы не пытался домысливать свое, Бог дал ему те знания неабсолютные, которые провозгласил истинными и закрепил их в Ведах. В современном мире человек должен понимать все же этот процесс сотворения материального мира Богом Кришной более правильно, переставая мыслить сказочными образами или повествования легенд. Все на самом деле происходит и у Бога естественно, не за один присест, через долгий мыслительный Божественный путь и непременно Сам труд Бога; и многие вещи, касательно сотворения материального мира, Бог дал людям в своей мере именно через материальные знания, материальный опыт и практику, дал через мыслительный процесс и материальные науки, и они могут быть в некотором роде и употреблены человеком; но при этом человек должен и понимать, что сотворению материального мира нет, не существует и никогда не существовало случайных причин ни в какой мере, ни в каком этапе сотворения или разрушения. За всем стоит только и единственно Личность Бога. И также, человек должен понимать, что не все существующие в материальном мире именно науки о космосе, истинны. Но в вопросе создания материального космоса есть и немало точных знаний, как и законы материального мира, такие, как земные науки; и они даются людям именно по Воле Бога, но в свою меру и в свое время через избранных Богом людей именно материальных, но заслуживших у Бога получить те или иные откровения, которые в итоге Бог направляет на материальное и духовное развитие людей, как и на развитие мыслительного процесса, как и на развитие качеств, как и на облегчение материального существования, как и на путь к преданного служения каждому в свое время.
Что касается живых существ, то они попадают в лоно материальной природы и занимают здесь различное положение в результате поступков, совершенных в прошлом.
БОГ: Живые существа порождены Богом изначально из материальной природы, начиная с мельчайших форм и видов существования, и трудом Бога развившиеся до тела и уровня развития человека. Никогда и ни откуда живые существа в материальный мир не падают. А произрастают из него и впервые через преданное служение направляются на духовный план, и оттуда никто в материальный мир не возвращается.
Так начинается деятельность материального мира. Живые существа различных видов и форм начинают действовать с момента сотворения материальной вселенной. Неправильно утверждать, что различные формы жизни возникают эволюционным путем.
БОГ: Все далеко не так. С уничтожением вселенных живые существа переносятся Богом на те области космического пространства, которые Бог сохраняет и которые их могут принять согласно уровню развития там живых существ. Что же касается эволюционного пути, то именно через этот путь в новосотворенных планетах и проходят живые существа, но не под управлением природы, а вследствие работы Бога, присутствующего в материальном мире, как и в каждом живом существе.
Они создаются одновременно в процессе сотворения материальной вселенной.
БОГ: Во время сотворения той или иной материальной вселенной живые существа начинают Волею Бога свое развитие из мельчайших форм существования, все начинает проходить в Боге именно эволюционный процесс, все вращается в колесе сансары и все поднимается постепенно Волею Бога до более сложных форм существования. Сразу Бог не сотворяет все разнообразие живых существ. Это происходит постепенно, за космические промежутки времени.
Люди, животные и птицы - все возникают одновременно, поскольку форма живого существа определяется теми желаниями, которые остались у него со времени последнего разрушения вселенной.
БОГ: Это невозможно. За этот колоссальный период времени все души всех ступеней могут деградировать до микробов. Бог Милостивый. Во время разрушения вселенных Бог переселяет все сущее в те области космоса, где есть жизнь и где живые существа могут продолжить без потерь и безболезненно путь своего материального и духовного развития. Это без исключения касается всех, кроме тех, кто достиг уже формы тела и жизни человека и достиг через преданное служение те качества, которые перевели таких людей на духовный план. На каждой новосотворенной планете жизнь начинается можно сказать с нуля или с молекул, атомов, частей атомов, с одноклеточных, невидимых форм жизни, присутствующих в разных средах, в разных стихиях материального мира. Т.е. по сути речь идет о развитии Волею Бога материальных энергий Бога и переходе их в живые существа... А до этого эти энергии Бога являются неосознающими себя, пребывающими в Боге в состоянии, которое можно приравнять к вечному блаженству.
Употребленное в данном стихе слово авашам ясно указывает на то, что сами живые существа не причастны к этому. То состояние бытия, в котором они находились в прошлой жизни в предыдущем цикле творения, возникает вновь, и все это происходит по воле Бога. Таково непостижимое могущество Верховной Личности Бога.
БОГ: Когда человек вращается в колесе сансары, то разрыв между прошлым рождением и новым бывает не более двух лет. В таком случае Бог в новом рождении сохраняет и качества человека из прошлой его жизни, и некоторые желания и навыки, характерные особенности, добродетельные и греховные устремления, и в новом рождении также учитывается то состояние, в котором человек оставил свое тело; и в некотором роде Бог может сохранять примерно такой же уровень жизни и материального обеспечения. Т.е. душа не должна в новом рождении получить как бы стресс, но имеет место плавный переход в новое тело с сохранением, некоторых особенностей и прошлого существования, которые для человека были нормой. И только с течением жизни человек может получить перемены, достаточно отличающие его существование от прошлого, но естественным и приемлемым для него путем, не мешающим его материальному и духовному развитию и способствующим нормальному восприятию новых сложившихся кармически обоснованных условий. Но когда речь идет о том, что человек, оставивший тело вместе с процессом всеохватывающего уничтожения определенной части материального творения, должен будет миллионы лет быть как в забвении и только с началом нового творения получит все то же человеческое существование с теми же качествами и примерно тем же уровнем материального и духовного развития, то в этом вопросе можно сказать, что такие вещи так у Бога не делаются. Даже муравей не может быть направлен в состояние муравья через миллионы лет. Все живые существа не претерпевают такого. Всем Бог дает приют и дальнейший путь развития и существования почти незамедлительно, когда их вселенная уничтожается. Найдет Бог каждому его ту планету, где он успешно завершит полностью материальный путь развития и достигнет через преданное служение духовный план.
Но, сотворив различные формы жизни, Господь предоставляет их самим себе.
БОГ: Никогда Бог не предоставляет творение самому себе. Это невозможно, и это есть величайшая ошибка преданных и немалая глупость.
Мироздание возникает только для того, чтобы дать живым существам возможность осуществить свои устремления, поэтому Господь не вмешивается в их судьбу.
БОГ: Это грубейшая ошибка преданных, непозволительная, есть гунна тьмы, вопиющее невежество. Бог Полностью Управляет Своим творением ни на секунду никого не предоставляя самому себе.
ТЕКСТ 9
на ча мам тани кармани
нибадхнанти дхананджайа
удасина-вад асинам
асактам тешу кармасу
на - не; ча - также; мам - Меня; тани - те; кармани - деяния; нибадхнанти - связывают; дхананджайа - о завоеватель богатств; удасина-ват - как безучастного; асинам - находящегося; асактам - не испытывающего привязанности; тешу - в тех; кармасу - деяниях.
О Дхананджая, все это никак не связывает Меня. Находясь в стороне от этой материальной деятельности, Я остаюсь как бы непричастным к ней.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "9. О, Дхананьджая, все эти виды деятельности не связывают Меня, как беспристрастно расположенного, непривязанного к этим действиям.".
КОММЕНТAРИЙ: Из этих слов вовсе не следует, что Верховная Личность Бога пребывает в бездействии. В Своей обители в духовном мире Господь постоянно занят разнообразной деятельностью. В "Брахма-самхите" (5.6) сказано: атмарамасйа тасйасти пракритйа на самагамах - "Он всегда погружен в вечную, исполненную блаженства духовную деятельность, но никак не связан с деятельностью материальной".
БОГ: Вздор. Бог не отличает Свою работу в материальном мире от Своей работы на духовном плане. Также, Бог Кришна отрешен и в материальном мире и на духовном плане. И то и другое есть творение Бога. И от одного и от другого Бог извечно отрешен. И, тем не менее, Бог, будучи в отрешенном состоянии, равно работает везде, труд Бога везде абсолютен. Также, у Бога нет разнообразной деятельности. Труд Бога всегда направлен на творение и его развитие. Невозможно сказать, что Бог Кришна "... всегда погружен в вечную, исполненную блаженства духовную деятельность, но никак не связан с деятельностью материальной". Бог равно расположен и к материальному миру и к духовному плану, и везде труд Бога абсолютен. И в материальном мире и на духовном плане работа Бога должна считаться духовной. Но исполненной Блаженства работа Бога может быть только тогда, когда Бог Кришна не связан с живыми существами, т.е. в деятельности, которая не направлена непосредственно на развитие живых существ в материальном и духовном плане. Это деятельность или работа Бога полна блаженства, когда имеет отношение только к результату того, что Бог получает вследствие подъема живых существ на духовный план, где имеются ввиду Божественные качества людей, направленные полностью на Бога в любом своем виде деятельности, где таким образом Бог в своей мере достигает Свою цель на Свое творение, будучи полностью от него отрешенным.
Материальной деятельностью заняты различные энергии Господа. Сам Господь непричастен к материальной деятельности, протекающей в мироздании.
БОГ: Неправильное понимание Бога. Не может быть Бог, Творец, Высший Управляющий, Абсолютно Знающий Свое творение, быть непричастным к материальной деятельности, протекающей в материальном мире. Кто, как ни Бог, полностью Управляет этим творением и всем, что в нем происходит. Энергии Бога неотличны от Бога, абсолютно подвластны Богу, есть полное проявление Воли Бога, Сам Бог. Все в материальном мире творит только Бог, но при этом будучи полностью отрешенным от Своего творения. Это непостижимо, но это и можно понять. Как бы мать не проводила свое время со своим ребенком, она находится в состоянии отрешения от ребенка... Мыслящий это поймет... Но насколько же это относится к Богу и Его творению - не постичь... Это великое и ни с чем не сравнимое ОТРЕШЕНИЕ. Оно столь велико, что человек, осознав это, мог бы впасть в великое и неугасимое отчаяние... Постижение этого погрузило бы живые существа в черное существование. Но... Бог не дает это осознать никому через свои иллюзорные неутомимые энергии.
На Его безучастность указывает употребленное здесь слово удасина-ват. Управляя даже самой незначительной материальной деятельностью, Господь остается как бы непричастным к ней.
БОГ: Не то слово. Бог ПРИЧАСТЕН. Но Бог - ОТРЕШЕН.
Он подобен судье, председательствующему в зале суда. По его приказу кого-то казнят, кого-то сажают в тюрьму, а кому-то присуждают огромное состояние, однако сам судья остается безучастным.
БОГ: Материальные сравнения могут иметь очень большие погрешности. Их надо человеку по мере возможности стараться избегать. Конечно, такое объяснение как на пальцах многим и многое проясняет. Но могут возникнуть и вопросы и неверные последствия из-за неточных аналогий в понимании все же духовных вопросов. Судья в материальном мире очень даже может быть причастным. И может серьезно ошибаться. Ибо не обладает совершенными качествами, а потому грешен. И эти его несовершенные качества, как и качества любого человека в его деятельности, может использовать Бог для наказания тех, кто согрешил в прошлом рождении, а не в этом. Или Бог может через такого слугу народа наказать слабо или превысить свои полномочия из-за слишком большой приверженности к Закону, не разглядев правого и виновного через свои качества, свой мыслительный процесс и убеждения. Работа же Бога абсолютна и высочайшим образом Справедлива.
Его не касаются все эти потери и приобретения. Таким же безучастным является и Верховный Господь, хотя Его участие ощущается в любой сфере деятельности.
БОГ: Отрешенность Бога никак не игнорирует никакие потери или приобретения, и никак не может быть так, чтобы что-то в материальном мире или на духовном плане не касалось Бога. Это невозможно.
В "Веданта-сутре" (2.1.34) сказано: ваишамйа-наиргхринйе на - Он пребывает вне противоположностей и полюсов материального мира и трансцендентен по отношению к любым проявлениям относительности. Он также не привязан к сотворению и уничтожению материального мира. Живые существа появляются на свет в различных видах жизни в соответствии с поступками, совершенными в прошлом. Сам Господь не вмешивается в это.
БОГ: нет ничего, что было бы вне Бога. Это невозможно. Также, к Богу Кришне не применимо высказывание - "не вмешивается". Это непонятно о чем. Бог Отрешен. Но Бог работает в материальном мире непрерывно. Нет ничего, что бы могло происходить без Воли и Плана Бога.
ТЕКСТ 10
майадхйакшена пракритих
суйате са-чарачарам
хетунанена каунтейа
джагад випаривартате
майа - Мною; адхйакшена - под надзором; пракритих - материальная природа; суйате - появляется; са - вместе; чара-ачарам - движущимися и неподвижными живыми существами; хетуна - по причине; анена - это; каунтейа - о сын Кунти; джагат - мироздание; випаривартате - действует.
Будучи одной из Моих энергий, о сын Кунти, материальная природа действует под Моим присмотром, производя на свет все движущиеся и неподвижные существа. Под ее началом мироздание снова и снова возникает и уничтожается.
БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: "10. Под Моим надзором проявляется вся эта материальная природа, как движущаяся, так и неподвижная. По этой же причине развивается вся эта вселенная.".
КОММЕНТAРИЙ: Здесь ясно сказано, что, хотя Верховный Господь стоит в стороне от деятельности материального мира, Он остается верховным повелителем.
БОГ: Бог не стоит в стороне. Бог ОТРЕШЕН. Но в стороне не стоит. Бог работает. Сам, Лично, полным Своим целым.
Верховный Господь олицетворяет высшую волю и является опорой материального мироздания, деятельностью которого управляет материальная природа.
БОГ: Бог не олицетворяет ничего, а есть Высшая Воля, есть Опора. Мирозданием не Управляет материальная природа. Только Сам Бог, Высочайшая Божественная Личность.
Кришна также говорит в "Бхагавад-гите", что Он - отец всех живых существ во всем многообразии их видов и форм. Как отец вводит в лоно матери семя, из которого появляется ребенок, так и Верховный Господь одним Своим взглядом вводит в лоно материальной природы живые существа, которые появляются на свет в самых разнообразных формах и видах в зависимости от желаний, которые остались у них с прошлой жизни, и их деятельности в прошлом.
БОГ: Бог есть Творец, Источник материального существования. Не следует Бога Кришну называть Отцом материального творения. Но Творцом, но Создателем, но Высшим Управляющим, но Повелителем, Изначальным Источником всего материального и духовного существования. Это слово "отец" Бог запрещает употреблять современным людям относительно Бога. Так Бог разрешал себя называть людям времен Арджуны. Стоящим на достаточно невысокой ступени материального и духовного развития и которые не могли еще осознать или постичь высоту Бога и обращались к Богу как к Отцу творения. БОГ Кришна - не Отец, а Творец, Верховное Божественное Существо, Высший Изначальный Источник. Также, невозможно уподобить Бога и человека в плане появления живых существ на свет. Бог ничего не делает взглядом. Это преувеличение. БОГ в материальном мире РАБОТАЕТ. И эта работа также направлена на оплодотворение и на появление на свет живых существ. Эта работа Бога в своей основе имеет План Бога, Волю Бога, и карму живого существа, включая и растительный мир, который относится Богом к неподвижным живым существам.
Все живые существа, хотя и рождаются под присмотром Верховного Господа, получают различные типы тел в зависимости от своей прошлой деятельности и желаний.
БОГ: Нет. Каждое живое существо из животного мира получает тело, способствующее его материальному развитию в материальном мире и в соответствии с Планом Бога на развитие качеств этого живого существа в каждом данном рождении. Желание живого существа ни в животном мире и ни в теле человека для Бога не имеют значения никакого. Также, живые существа оплодотворяются и рождаются не под присмотром Бога, а с полным участием Бога в этом и любом другом материальном процессе. Нет ничего, где бы Бог ни участвовал Лично и что бы Сам Лично ни приводил в движение, чтобы ни развивал, что бы ни направлял, что бы ни поддерживал...
Таким образом, Сам Господь не связан с материальным миром прямо. Он просто бросает взгляд на материальную природу, которая от этого приходит в движение и порождает все многообразие форм жизни.
БОГ: Бога ничего не связывает, никак на Бога не влияет материальный мир, как и духовный, ни от чего Бог не может быть зависимым, никак Бог также не привязан к Своей работе и ее плодам и в материально мире и на духовном плане, ибо Бог - Отрешен. Но при этом Бог имеет отношение и к материальному миру, и к духовному плану, и непрерывно работает и в материальном мире и на духовном плане. Никогда Бог не бросает взгляд ни на материальную природу ни на духовный план, но Сам непосредственно участвует в Своем творении, именно работая в нем, все приводя в движение, всем Управляя и все развивая и поднимая по ступеням материального и духовного развития, на все имея Волю и План Бога.
Окидывая материальную природу взглядом, Верховный Господь, безусловно, действует, но Сам Он не участвует в создании материального мира.
БОГ: А Кто участвует? Только Бог. Больше никто. Никогда также Бог не окидывает Свое творение взглядом. Бог Его Знает абсолютно и никогда его не покидает.
В смрити приводится следующий пример: если рядом с человеком находится душистый цветок, аромат цветка достигнет его обоняния, однако сам цветок и тот, кто вдыхает его аромат, останутся на расстоянии друг от друга. Aналогичная связь существует между материальным миром и Верховной Личностью Бога: Господь не связан с материальным миром прямо, но Своим взглядом Он творит его, и Он же им повелевает.
БОГ: Нет, не так. Пример, как и все другие материальные примеры, не годится, чтобы хоть как-то понять работу Бога в материальном мире. Нет, не работает Бог взглядом, не работает Бог в материальном мире опосредствованно, не повелевает на расстоянии. Но Лично Своим полным целым присутствуя везде и во всём, и всем Сам Лично Управляя через неотличные от Бога Божественные энергии, которые есть Сам Бог. Отрешенность Бога не удаляет Бога от Своего творения, не делает его бездействующим и только созерцающим и не делает Его не участвующим в развитии Своего творения.
Одним словом, без руководства Верховной Личности Бога материальная природа сама по себе ни на что не способна. Однако Верховный Господь остается непричастным к любой материальной деятельности.
БОГ: Нет. БОГ ИМЕННО ПРИЧАСТЕН К МАТЕИАЛЬНОМУ МИРУ И ЛЮБОЙ ЗДЕСЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Но сам труд Бога и в материальном мире и на духовном плане есть ДУХОВНЫЙ.
Глупцы смеются надо Мной, когда Я прихожу в материальный мир в облике человека. Им неведома Моя духовная природа верховного повелителя всего сущего.
БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: "11. Глупые люди не признают Меня, когда Я принимаю человеческую форму, не зная Моей Высшей Природы, Высшего Управляющего всем материальным проявлением.".