Верховный Господь сказал: Дорогой Aрджуна, поскольку ты никогда не завидуешь Мне, Я открою тебе самое сокровенное знание и мудрость, обладая которыми ты сможешь освободиться от всех материальных страданий.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: "1.Шри Бхагаван Сказал.
Теперь Я тебе, независтливому, объясню самые сокровенные знания, зная которые вместе с практическим их применением ты будешь освобожден от неблагоприятного.".
КОММЕНТAРИЙ: Постоянно слушая о Верховном Господе, преданный постепенно обретает духовное знание. Метод слушания рекомендован в "Шримад-Бхагаватам": "Слова Господа необыкновенно могущественны и ощутить их силу можно, слушая повествования о Верховной Личности Бога и обсуждая их в обществе Его преданных". Их смысл никогда не откроется тому, кто общается с мирскими философами или учеными-теоретиками, ибо духовное знание подразумевает духовный опыт.
БОГ: Совершенные духовные знания входят в человека только Волею и Планом Бога. Но невозможно надеяться, что слушать Святые Писания достаточно, чтобы их понимать, ими мыслить, через призму этих знаний объяснять все вопросы материального мира и преданного служения. Слушание - есть неактивный или достаточно пассивный путь к Богу и к постижению Слова Бога. Этот путь не благословлен Богом, ибо он не результативен и достаточно ненадежен. Непременно, человек должен сам вникать с Богом в себе в Святое Писание, должен корпеть, должен постоянно медитировать на эти знания, испытывая от Бога тягу к ним и желание уединиться и читать, читать... Человек должен обеспокоить себя и духовными практиками, должен выискивать в Святом Писании Указания Бога, как достичь Бога (в своей мере), должен постоянно нацеливать себя на изучение Святого Писания так, чтобы оно запоминалось. Оставалось, чтобы оно становилось неотъемлемым, и превышало все другие желания человека, наслаждало и тянуло к себе вновь и вновь... Все это дает постепенно Бог человеку, заставляя мыслить, искать ответы на свои вопросы, наслаждаться, находить для себя, что из всех источников духовных знаний, это высочайшее, наиболее точное и приемлемое для него, должен видеть, что преимущественно эти знания написаны как для него лично и с ними ему спокойно и надежно... Это только личное усердие, которое ни с кем не следует делить, ни с кем не захочется обсуждать, никому не захочется и доносить, ибо это твое откровение, тебе данное Богом. А других Бог ведет своим путем, у каждого к этим знаниям свой путь, и тебя это особо как и не интересует, ибо есть Бог и ты, и лично тебе Бог дает эти Высочайшие Указания.
Преданные постоянно служат Верховному Господу. Господь знает, о чем думает человек, практикующий сознание Кришны, знает, насколько он искренен, и дает ему разум, необходимый для того, чтобы он мог постичь науку Кришны, общаясь с преданными.
БОГ: Преданному Бог Сам дает мыслительный процесс согласно его ступени преданного служения и в соответствии с качествами и заслугами человека перед Богом. Также, что касается искренности, то и здесь этим вопросом полностью Управляет Бог, Зная, насколько человек уже погружен в преданное служение и как он может вообще в этом направлении себя проявлять. Также, разум и понимание Бог дает преданному только вследствие его старания в преданном служении и непременно в результате выполнения духовных практик, рекомендуемых Богом в Святом Писании.
Беседы о Кришне обладают огромной силой воздействия, и если тот, кому посчастливилось слушать их, постарается понять эту науку, то со временем он, безусловно, обретет духовный опыт. Чтобы побудить Aрджуну целиком посвятить себя могущественному служению Господу, Кришна в девятой главе "Бхагавад-гиты" рассказывает о предметах более сокровенных, чем те, которые обсуждались до сих пор.
БОГ: Беседы о Боге Кришне непременно благоприятны среди преданных или в виде проповедей. Но это лишь толика и достаточно незначительная в преданном служении Богу Кришне, и это надо понимать. Путь к Богу преимущественно должен быть у человека сокрытым от других преданных, преимущественный акцент здесь приходится на внутренние переживания и мыслительный процесс, как в духовных практиках, так и в изучении Святого Писания. Внешне человек должен быть аскетичным, вести простой образ жизни, должен быть немногословным, трудолюбивым, в некотором роде отрешенным от внешних материальных объектов, не устремляться к наслаждениям, которые предлагает современная эпоха, быть также добродетельным, порядочным и внешне в своей степени умиротворенным, не проявляя никаких претензий к материальному миру ни в каких ситуациях или к людям и не эмоциональным, но плакать может, скорбеть может, немного улыбаться может, никогда не смеяться, не кричать, не насиловать волю другого ни по какому вопросу и непременно во всем видеть Волю Бога и за всем стоящим только Личность Бога. Что касается сокровенных знаний, то всё, что Говорит Бог Арджуне, есть сокровенное Знание, Знание Абсолютное. Но каждую часть диалога Бог называет наиболее сокровенной, ибо так надо снова привлечь внимание Арджуны, любого человека, сосредоточиться и внимать Слову Бога.
Начало "Бхагавад-гиты", первая глава, является своего рода вступлением ко всей книге. Во второй и третьей главах рассказывается о духовном знании, которое называют сокровенным.
БОГ: Первая глава Бхагавад-Гиты есть не столько вступительная, но предстоящая всем последующим главам, как то, что должно дать понимание человеку, в каких условиях Бхагавад-Гита передавалась человеку, Арджуне, дабы люди понимали, что этот труд не есть вымысел, но есть Истинное Слово Бога, которое Бог направляет в материальный мир с целью дать то средство духовного направления, которое может Волею Бога решить вопрос о переходе человека на духовный план.
Темы, обсуждаемые в седьмой и восьмой главах, непосредственно связаны с преданным служением, и, поскольку они проливают свет сознания Кришны, их называют еще более сокровенной частью духовного знания.
БОГ: Эти главы на столько же сокровенные, как и все другие. Но Арджуна должен был постоянно быть сосредоточенным и должен был в своей мере понимать, чтобы правильно отвечать на вопросы, или их задавать или входить в Слова Бога в ходе священного диалога. Он не мог полностью сосредоточиться, присутствовал элемент усталости и напряжения, и потому Бог его вновь и вновь таким образом возвращал в состояние внимания Богу, сопровождая эти Свои Слова необходимыми энергиями, поддерживающими диалог, дающими интерес и повышенное внимание. Точно также эти акценты необходимы и читающему Бхагавад-Гиту человеку. Поэтому Бог периодически Указывает на то, что снова пора вникать и осмысливать Слова Бога.
Однако девятая глава "Бхагавад-гиты" рассказывает о беспримесном, чистом служении Господу. Поэтому говорится, что в ней заключено самое сокровенное знание.
БОГ: Ни одну главу на самом деле Бог Кришна в Бхагавад-Гите не выделил и не рекомендует это делать преданным, но понять надо, что здесь все важно, все сказано вовремя, все есть то, что необходимо употребить в связующем процессе с Богом, есть требование Бога, есть единственный путь за пределы материального существования. Все надо знать, все надо заучивать, все надо сделать своим мыслительным процессом, все надо переводить в свои качества, в свое единственное понимание, в свои этапы развития в свой мыслительный процесс, направленный на Бога Кришну.
Тот, кто обрел самое сокровенное знание о Кришне, естественным образом выходит из-под влияния материальной энергии и избавляется от материальных страданий, даже продолжая оставаться в этом мире.
БОГ: Во всей полноте обрести Совершенное Знание невозможно, но в достаточно высокой степени это может быть дано Богом исключительно тому преданному, который долгое время занимается преданным служением, старателен, непременно проходит духовные практики и выполняет все Указания Бога в Новом Святом Писании, через призму Совершенных Знаний начинает мыслить, видеть, объяснять, делать, видеть Бога и Волю Бога везде и во всем, как и во всех и в каждом. Но при этом преданный также должен знать, что от всех материальных страданий преданное служение, все в себя вмещающее, не может освободить, ибо здесь также продолжают работать кармические последствия прошлых рождений и также этого рождения, ибо человек всегда перед Богом грешит, и зная и не зная об этом. Поэтому чистить преданного приходится постоянно. А это путь страданий и преодолений. Но правильно мыслящий преданный, все видящий через призму Совершенных Знаний, зная за всем стоящего Бога и Волю Бога, может этим ослабить свои страдания в значительной мере при их реальном присутствии в материальном мире.
В "Бхакти-расамрита-синдху" сказано, что человека, искренне желающего заниматься преданным служением Господу, нужно считать освобожденным, даже если он находится в обусловленном состоянии материального бытия.
БОГ: Нет, конечно. Никто не может, без Воли на то Бога, себя, свой уровень желания преданно служить Богу, считать искренним. Только Бог Знает, на сколько человек может так себя считать. И никто, кроме Бога, этого Знать не может. Этот вопрос никому не известен, кроме Личности Бога; так, как в таком случае можно говорить об освобождении человека из материального мира. У Бога нет условных освобождений. Сначала непременно должно быть само преданное служение во всей своей полноте. А предвещать человеку, настроенному на преданное служение, освобождение - не следует. Это может Знать только Бог. А тот, кто настроен на преданное служение, пусть сначала начнет этот путь, удержится в нем, проявит свои старания и достигнет той точки преданного служения, которая уже будет необратимой.
В десятой главе "Бхагавад-гиты" тоже сказано, что каждый, кто служит Господу, освобождается из материального плена.
БОГ: так можно сказать. Но все зависит от того, как долго человек занят в преданном служении и насколько он старался на пути к Богу.
Этот стих, открывающий девятую главу, имеет глубокий смысл. Слова идам джнанам ("это знание") относятся к чистому преданному служению, состоящему из девяти видов деятельности: слушания, повторения, памятования, служения, поклонения, вознесения молитв, выполнения приказаний Господа, дружбы с Ним и полного вручения себя Ему.
БОГ: Есть ошибки. Чистого преданного служения не существует. Ибо качества преданных всегда несовершенны. Далее, из предлагаемых девяти врат невозможно принять такое направление, как выполнение приказаний Бога Кришны. Есть Слово Бога в Святом Писании. Ему надо следовать. О приказании речи быть не может, ибо Бог Управляет живыми существами, но это не приказание, это совсем другая форма воздействия на человека и любое живое существо. Также. Невозможно полностью во всех вопросах преданного служения вручить себя Богу. Этот вопрос тоже Управляется Богом. Существуют ступени вручения себя Богу, но это ни есть полное вручение себя, поскольку, если это допустить, то в таком вручении себя Богу Кришне ничего полезного для развития преданного не произойдет, но речь может идти только о деградации. Также, невозможно с Богом дружить. Это нонсенс. Богу можно только преданно служить. Никакие отношения с Личностью Бога ни на каком этапе преданного служения невозможны, кроме подчиненного, кроме непосредственного преданного служения.
Занимаясь этими видами преданного служения, человек обретает духовное сознание, сознание Кришны. И когда в результате этого его сердце очищается от материальной скверны, он обретает способность постичь это знание - науку о Кришне.
БОГ: Науки о Боге Кришне не существует. Существуют Святые Писания, Слово Бога, которые направляют на путь преданного служения и открывают в свое время врата на духовный план. О Боге в Бхагавад-Гите сказано достаточно ограниченно, но столько, чтобы человек мог иметь некоторое представление о Боге и мог думать о Боге со своей человеческой ступени материального и духовного развития; эти знания ориентированы на возможности ума человека, его мыслительного процесса, на уровень его понимания и никак не могут охватить Величие Бога Кришны во всей полноте, и не могут также эти знания называться наукой о Боге. Ибо это слово чисто материальное и не применимо к Верховной Личности Бога. Также, в процессе преданного служения не происходит очищения сердца преданного, а происходит вхождение Бога в человека и человека в Бога, но в своей мере, что называется одухотворением, которое достаточно условное, но достаточное, чтобы в свое время выйти на духовный план.
Мало просто понять, что живое существо - дух, а не материя. Это может стать началом пути духовного самопознания, но необходимо понять также разницу между деятельностью тела и духовной деятельностью человека, сознающего, что он не тело.
БОГ: Не так. Невозможно, Бог не даст душе осознать, что она - дух. У человека - душа. Душа и в материальном мире и на духовном плане. На этом все самопознание и должно закончиться. Далее - мысль должна быть направлена только на Бога и преданное служение. А все, что касается души непосредственно, Бог объясняет Арджуне во второй главе.
В седьмой главе мы уже говорили о величии проявлений Верховного Господа, о Его разнообразных энергиях, низшей и высшей природе и материальном космосе в целом. Девятая же глава описывает величие Самого Господа.
БОГ: Так можно сказать.
Весьма примечательно и употребленное в данном стихе слово анасуйаве. Люди, берущиеся комментировать "Бхагавад-гиту", даже если это известные ученые, как правило, завидуют Кришне, Верховной Личности Бога. Даже самые эрудированные ученые сильно искажают в своих комментариях смысл "Бхагавад-гиты". Поскольку они завидуют Кришне, все их комментарии бесполезны.
БОГ: Не совсем правильная трактовака этого слова "анасуйаве". Здесь речь идет о независтливом качестве Арджуны, как говорится, вообще, не в отношении Бога. Он независтлив к людям, прежде всего. Что касается зависти к Богу, то такой энергии Бог человеку не дает, ибо непонятно, как человек может Богу завидовать, даже если он на некоторое время и возьмет эту мысль, то он сам не будет понимать, что с этим делать, к чему приложить, как это вообще может реально выглядеть и работать...
Aвторитетны лишь комментарии, написанные преданными Господа. Тот, в ком есть зависть, никогда не сможет открыть другим смысл "Бхагавад-гиты", то есть дать людям совершенное знание о Кришне.
БОГ: Этот вопрос о комментировании Бхагавад-Гиты не может быть решен без Воли на то Бога, объявленной человеку непосредственно. Но таких людей в материальном мире не было никогда, и никто не был уполномочен хоть как-то прокомментировать с позиции своих качеств и материальных и духовных знаний это Высочайшее Слово Бога; но только одному человеку в материальном мире Бог дал это сделать. Только Наталия Маркова, пройдя необходимое обучение в этой жизни и нескольких прошлых, Волею Бога могла именно прокомментировать этот труд и непременно к нему сделать точный перевод стихов, которые были даны Арджуне во время битвы на Курукшетре и были даны на санскрите.
Человек, ищущий изъяны в характере Кришны, не зная Его, - просто глупец. Поэтому такого рода комментариев следует тщательно избегать. Но тому, кто осознал, что Кришна - это Верховная Личность Бога, чистая и духовная, эти главы принесут большое благо.
БОГ: Нет таких людей, которые бы смогли успешно прокомментировать Бхагавад-Гиту без Воли на то Бога. Но те, кто брались за этот труд, пытаясь как-то объяснить тексты Бхагавад-Гиты, делали это преимущественно для того, чтобы через этот труд поднять вопросы те, которые были особенно сложны для человеческого понимания, и этим направляли людей через несогласие на поиск точного перевода текстов и правильное их восприятие через мыслительный процесс.
ТЕКСТ 2
раджа-видйа раджа-гухйам
павитрам идам уттамам
пратйакшавагамам дхармйам
су-сукхам картум авйайам
раджа-видйа - царь знания; раджа-гухйам - царь сокровенного знания; павитрам - чистейшее; идам - это; уттамам - трансцендентное; пратйакша - через непосредственный опыт; авагамам - постигаемое; дхармйам - являющееся законом религии; су-сукхам - очень радостное; картум - выполнять; авйайам - вечное.
Это знание - царь знания, самая сокровенная из тайн. Это - чистейшее знание, и, поскольку оно дает человеку живой опыт постижения природы своего "Я", оно является совершенной религией. Знание это вечно, и постижение его радостно.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "2.Царь сокровенное знания, это знание чистейшее, лучшее. Тот, кто пришел к этому знанию через непосредственный опыт, очень счастливо исполняет вечные принципы религии.".
КОММЕНТAРИЙ: Эту главу "Бхагавад-гиты" называют царем знания, поскольку в ней изложена суть всех философских доктрин, о которых шла речь до этого.
БОГ: Ни о какой философии и философских доктринах в Святом Писании Бхагавад-Гите речи не может быть. Также, эта глава не важнее всех предшествующих или последующих, ибо нет, не бывает в Слове Бога главного или второстепенного. Бхагавад-Гита - есть абсолютный труд Бога, универсальный, Изначальный, не имеющий аналогов, значимый в каждом стихе, есть единое целое направление людям на духовный план, где знать все важно, все есть постижение Бога и Воли Бога, все есть Высочайший Труд Творца, где нет ничего лишнего или не своевременного, или частичного. Во всем высочайший смысл, во всем Воля и План Бога на творение, его развитие, его выход к Богу на духовный план.
Основные направления индийской философской мысли представлены в трудах Гаутамы, Канады, Капилы, Ягьявалкьи, Шандильи и Вайшванары. Этот ряд замыкает Вьясадева, автор "Веданта-сутры".
БОГ: Нельзя в Бхагавад-Гите, в этом Святом Писании, упоминать никакие имена материальных мыслителей и философов, нельзя ими осквернять Слово Бога, нельзя их приводить и ими смущать умы преданных, которые должны идти к Богу только через Чистое Слово Бога и разрешенные Богом в этом труде пояснения.
Таким образом, в философском и духовном знании нет недостатка. Однако Господь называет девятую главу "Бхагавад-гиты" царем знания и сутью всех наставлений Вед и всех философских систем.
БОГ: Забыли философские системы, забыли наставления старых вед. Все это грязь, все это недопустимо на страницах Святого Писания.
Это самое сокровенное знание, поскольку сокровенное, или духовное, знание объясняет разницу между душой и материальным телом, а венцом сокровенного знания является преданное служение.
БОГ: Сокровенное знание никогда Богом не направляется именно на душу. О ней все сказано, и эта тема не должна более рассматриваться никак. Речь только может идти о Личности Бога и о преданном служении и всем, что этому благоприятствует и какие знания этому способствуют. И все. Все другие рассуждения здесь неприемлемы, как и постоянные рассуждения о душе. С душой должно быть все предельно понятно. Это частица Бога, абсолютно беспомощная и, постигай она себя - не постигай, но от этого выше не станет и не станет значимей, и не станет достойней. Ее дело только служить Богу, и это Бог ей дает в своей мере в материальном мире и полностью на духовном плане; и только отсюда она может иметь все свои блага и все свои наслаждения.
Люди в большинстве своем не знакомы с этим сокровенным знанием; знание, которое им дают, касается природы внешнего мира.
БОГ: Не знающие - узнают. Нет в этом проблемы. Каждому Бог даст этот Божественный труд, Бхагавад-Гиту, в свое время и прямо в руки. Это Знание Высочайшее и выходит за пределы внешнего материального мира. Это Знание прежде всего о Боге, о пути к Богу
В системе мирского образования люди изучают множество различных наук: политику, социологию, физику, химию, математику, астрономию, технические дисциплины и т.д. В мире много больших университетов, где изучают различные науки, но нет ни одного учебного заведения, где бы преподавали науку о душе.
БОГ: Науки, как таковой, о душе нет и в Бхагавад-Гите. Это перекос - так считать. О душе Бог Сказал все в нескольких стихах второй главы. И Хватит. Там все предельно понятно. Надо смотреть на Бхагавад-Гиту через призму, прежде всего, преданного служения и постижения Личности Бога в ту меру, которую дает здесь Бог. И все. Душа - частица Бога, душа - извечна, душа есть энергия Бога, человек - вечно подчиненное живое существо, зависимое и беспомощное. Изначальное положение перед Богом - подчиненное и в этом состоянии занятое преданным служением. И только отсюда душа может черпать свои силы и поддержку, как и наслаждения, как и благость, как и общение с Богом в свою меру. Этим знания о душе и исчерпываются. Ничего в ней нет особого. Ничего в ней нет, что бы она сама в себе заслужила, никакого особого чуда она собой не представляет, но есть извечный на нее направленный Божественный труд, труд на Свою энергию, труд на Свое развитие, труд на вхождение в Бога в свою меру. Таких энергий у Бога не счесть, и Личность Бога извечно работает над ними, ибо они есть продолжение и развитие Личности Бога, Самого Творца. Но всегда при этом эти энергии подчинены Богу и зависимы от Него во всей полноте и Богом не являются.
Между тем душа - самое важное, что есть в теле: тело, лишенное души, перестает представлять какую-либо ценность. Тем не менее люди сосредоточивают все свои усилия на удовлетворении потребностей тела, забывая об источнике жизни - душе.
БОГ: Сама душа тело не оживляет, но извечно в ней присутствующий Сам Бог. Источник жизни - также в любом теле - Сам Бог. Душа без Бога не сможет и пылинку оживить и дать ей жизнь. Она, душа, полностью без Бога парализована или ее просто не существует. Всему Причина только БОГ. И нет и не может быть другой причины.
В "Бхагавад-гите", начиная со второй главы, постоянно подчеркивается важность души. В начале второй главы Господь говорит, что тело бренно, а душа бессмертна (антаванта име деха нитйасйоктах шариринах).
БОГ: Это искажение. О важности души Бог Не Говорит и никак ее не восхваляет, но дает те Знания о душе, которые есть базовые, без них правильное религиозное мышление невозможно, ибо надо знать человеку свою изначальную божественную природу, как душа соотносится к Богу, каково ее положение перед Богом, что она есть такое и что следует из того, что она частица Бога, ибо человек всегда в страхе за свою жизнь, и это ему на более высоких ступенях материального развития может существенно мешать и препятствовать его духовному становлению.
Знание о том, что бессмертная душа отлична от материального тела и по природе своей неизменна, неразрушима и вечна, само по себе является сокровенным.
БОГ: Любое духовное знание, которое человек только-только услышит от Бога, является сокровенным. Далее, Бог помогает в это знание войти, в нем как расположиться и считать его естественным для себя, дающим опору для уже следующих сокровенных Духовных Знаний, которые тоже проходят этап сокровенности и становятся просто базовыми. Одни знания долго укладываются в сознании человека, другие должны восприниматься как "слёту", и муссировать их уже особо не следует, постоянно принимая как первозданные и самые сокровенные. Этап сокровенности проходит. Они становятся просто духовными знаниями для преданного и надо уже идти дальше, их приняв за непоколебимые и базовые или азовые. Знания о душе - именно азовые. И пытаться из них как-то извлечь свое величие душе Бог не рекомендует, ибо здесь можно и увязнуть до колеса сансары.
Но это знание еще не раскрывает подлинную природу души. Некоторые думают, что душа отлична от тела и после смерти тела, или после освобождения от материального тела, она попадает в пустоту и становится безличной.
БОГ: Подлинная природа души - божественная, но до этой божественности надо доразвиться, дорасти. А это - не труд самой души, а труд Бога, постоянно вкладывающего в нее Свои Божественные Силы. Также, недопустимо здесь рассматривать спекуляции некоторых людей касательно пустоты или безличности. Этих рассуждений в материальном мире пруд пруди. Это все - ступени развития людей на пути к преданному служению, это те ошибки, которые многие не могут миновать, но Волею Бога должны здесь повращаться, помыслить, пофилософствовать... Это тоже труд Бога над людьми, каждому по его ступени, по его качествам. И каждый непременно извлечет свое. Но здесь все эти нюансы выкладывать не следует, ибо и у многих преданных шаткий ум. Так зачем же их лишний раз вводить в сомнения или свои спекуляции не утвердившегося еще в преданном служении ума...
Но на самом деле это не так. Как может душа, столь деятельная в теле, стать пассивной после того, как освободится от его оков?
БОГ: И в теле и вне тела душа пассивная, полностью Управляется Богом, через все чувства и мыслительный процесс, понимание, память, настроение, характер, убеждения, качества, желания, разум, эго, речь... нет ничего в проявлении человека, что бы не было ему дано Богом в каждый момент его существования в любом направлении...
Душа всегда действует. Раз она вечна, то и действует она вечно, и ее деятельность в духовном мире составляет самую сокровенную часть духовного знания. Поэтому знание о деятельности вечной души названо здесь царем знания, его самой сокровенной частью.
БОГ: Глупость. Никак речь не может идти о некоей деятельности души на духовном плане. Там только преданное служение Всевышнему. Это знание о преданном служении Богу не есть сокровенное. Это просто духовное знание о быте человека на духовном плане. Также, будучи вечной, душа вечно не действует. Так можно сказать только о Боге Кришне, но и не о действии, а о труде Бога в материальном и духовном мире. А душа только дорастает до состояния преданного служения, что возможно только в теле человека. И идет она к телу человека с малейших и мельчайших форм жизни, проходя многие и многие тела и формы существования в материальном мире и так дорастая до формы тела человека и только в теле человека можно говорить о разумной деятельности, но при этом полностью Управляемой Богом. Поэтому, все сокровенные знания ОТНОСЯТСЯ ТОЛЬКО К ЛИЧНОСТИ БОГА. О душе сокровенных знаний нет. Они просты, просто есть духовные знания и не более. Здесь нет ничего особого, чтобы постигать. И нет также ничего особо значимого для человека. Он просто должен понять, что он есть частица Бога. И все из этого следует. И само преданное служение и необходимость постижения в свою меру Всевышнего, ибо это есть путь развития души, и это есть путь более совершенного преданного служения.
Это знание, как сказано в Ведах, является знанием о чистейшей из всех форм деятельности.
БОГ: Чистейшим является только Личность Бога, и Знания о Боге есть, поэтому, чистейшие и сокровенные Изначально. Знания о душе не являются чистейшими и не могут называться сокровенными.
В "Падма-пуране" рассказывается о различных видах греховной деятельности людей. Там утверждается, что любой грех всегда влечет за собой другой грех.
БОГ: Это писание "Падма-пурана" ни есть Слово Бога и не считается авторитетным, чтобы на него ссылаться в каких бы то ни было вопросах Бхагавад-Гиты. Также, грех влечет только качество человека, которое соответствует его ступени материального и духовного развития. Сам по себе грех ничего не может повлечь. Вся греховная деятельность человека произрастает из его несовершенных качеств, из уровня его мыслительного процесса, желаний, пониманий, убеждений, устремлений, из его просто невежества и внутреннего попущения, из его психического несовершенства и из его многих материальных практик и знаний, направленных преимущественно на материю и выживание, также их страха, из отсутствия добродетели, зависти, привязанности, нерелигиозности.
Люди, поглощенные кармической деятельностью, запутываются в последствиях грехов различных видов и стадий зрелости.
БОГ: Люди не запутываются. У Бога все достаточно строго в этом плане и нет никакой неопределенности. Люди вообще не знают, не могут оценивать никакие свои поступки, и понятия не могут иметь о том, что и что может за собой повлечь. Все находятся в упорядоченном движении событий своей жизни и шаг за шагом Волею и Планом Бога преодолевают свои проблемы и идут дальше, получая свой опыт, развивая более совершенные качества, поднимаясь на более высокую ступень материального и духовного развития. Греховность у всех идет на нет, но это человеку не видно. Это может видеть только Бог. Но этот процесс очищения долгий, достаточно изнурительный, не простой, но и преодолимый, ибо, иначе, не возможно дойти до ступеней преданного служения в материальном мире, как и не будет возможности достичь духовный план. Но с Богом все и все преодолеют. О запутанности же говорить нет смысла, ибо все в Руках Бога, и потому все вершится абсолютно.
Если посадить семя дерева, дерево не вырастет в одночасье: для этого необходимо время. Сначала должен появиться маленький росток, который постепенно становится деревом, начинает цвести и плодоносить, и, когда дерево набирает силу, люди, посадившие дерево, могут наслаждаться его цветами и плодами. Точно так же, совершая греховный поступок, человек словно бросает в землю семя, которое через некоторое время прорастает.
БОГ: У Бога греховное семя не прорастает. У Бога это семя видно еще до того, как было посажено. Греховная деятельность для человека начинается с его качеств, и Бог далеко не всегда ждет, когда качество перейдет в грех или проявит себя, но может его искоренить через уничтожение этого качества даже в не проявленном виде. У Бога много средств. Никакие материальные примеры не могут ни в каком приближении хоть как-то показать подобие работы Бога в материальном мире. И лучше этот вопрос на материальных изобретенных примерах не обсуждать, ибо это далеко не истина и никак ни в чем не в помощь человеку, изучающему Бхагавад-Гиту.
Существует несколько стадий созревания последствий греха. Человек может уже прекратить заниматься греховной деятельностью, но плоды его греховных поступков ему только предстоит получить. Последствия одних грехов дремлют в форме семени, а другие уже созрели и приносят плоды в виде страданий и боли.