Думай обо Мне как о всеведущей, старейшей Верховной Личности, как о владыке вселенной, как о том, кто меньше мельчайшего и кто поддерживает все мироздание; как о том, кто выше всех материальных представлений, кто непостижим и кто всегда остается личностью; как о том, кто сияет, словно солнце, кто запределен материальному миру.
БОГ: Перевод не точный. На самом деле этот стих будет закончен только со следующим стихом в совокупности, т.е. надо читать и комментировать два стихи 8 главы, 9 и 10 стихи вместе, ибо 10 стих продолжает стих 9. Вот эти стихи: "9.Тот, кто постоянно помнит обо Мне, как о Том, Кто все знает, как о старейшем, как о Том, Кто всем Управляет, как о Том, Кто меньше атома, как о Том, Кто все поддерживает и Чья форма Непостижима, Кто ослепителен, как солнце и Кто возвышается над тьмой, 10. Он в момент смерти, не отклоняясь умом, с преданностью вовлеченный в практику йоги, также непременно силой мистической йоги полностью установив воздух жизни между бровей, достигает эту Верховную Божественную Личность."
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе описано, как надо думать о Всевышнем. Очень важно то, что Господь не безличен и не является пустотой.
БОГ: Грубейшая ошибка просто в Святом Писании посмотреть в эту сторону, ни то чтобы это здесь обсуждать. Такое низкое понимание никаким образом выделять нельзя или заострять на нем внимание человека. Такая деятельность, таким комментарии есть Грех.
Невозможно думать о чем-то безличном или о пустоте. Те, кто пытается делать это, сталкиваются с большими трудностями.
БОГ: Эту тему, такой уровень материального мышления здесь ни поднимать, ни рассматривать нельзя, но исходить строго из того, что сказано в стихе. Никакие низшие уровни где-либо бытующего мышления не должны находить место на страницах Святого Писания.
Но думать о Кришне, как явствует из этого стиха, совсем не сложно.
БОГ: Преданный не должен задаваться мыслью, сложно или не сложно мыслить о Боге. Неисповедимы пути Бога. Нерадивому, не старающемуся преданному будет достаточно проблематично думать о Боге, ибо Бог никому не дает Себя легко. Бог есть Тот, Кто Сам сосредотачивает преданного на Личности Бога, удерживает его ум в этом направлении, основываясь на Знаниях Высокого духовного порядка в нем, дает направлении мыслительного процесса, дает и желание и возможности не отвлекаться от Всевышнего, дает или напоминает, как можно и нужно думать о Боге и Божественных качествах. Поэтому преданный должен быть всегда осторожен, как и любой йог, сосредотачиваясь на Личности Бога. Он должен понимать и то, что мыслительный процесс ему полностью подает Всевышний, и в себе благодарить Бога за такую Милость, должен быть в этом мыслительном процессе достаточно бдительным, ибо Бог может дать и такое направление ума, которое будет искушением Бога, ибо не все мысли о Боге могут быть и чисты и праведны. Сосредоточение мыслительного процесса на Боге есть очень серьезный внутренний труд, где человек постоянно, думая о Боге, как о Высочайшей Личности, Которая здесь и сейчас присутствует в нем, должен постоянно благодарить Бога, просить прощение у Бога, восхвалять Бога, смиренно входить в Бога, считая себя низшим из низших, не прося никаких благ, ни материальных, ни духовных, быть очень аккуратным в мыслительном процессе и понимать, что нельзя очень долго сосредотачивать себя на Боге, всему есть предел, и должен улавливать в себе тот момент, когда Бог Скажет ему через внутренние энергии: хватит. Человек должен понимать, что главное, чтобы он был в состоянии Божественного присутствия в себе, чтобы он всегда понимал, что он в Боге, чтобы всегда себя этим контролировал, свои поступки, речь, мыслительный процесс, поведение, через это и сосредотачиваясь на Боге. Но при этом обращение к Богу в себе должно быть минимальным, человек не должен к Высоко стоящей Божественной Личности, сам первым обращаться, но только через молитву и только, когда в себе почувствует разрешающую энергию.
Прежде всего, Господь - это пуруша, личность, и мы должны думать о Раме или о Кришне как о личности.
БОГ: Медитация на Раму не разрешается. Надо сосредотачивать свой ум только на Боге Кришне. Другие имена Бога в преданном служении Богу Кришне недопустимы.
В этом стихе описаны качества Верховной Личности, будь то Рама или Кришна. Господа называют кави: Ему известно прошлое, настоящее и будущее, поэтому Он всеведущ. Господь - старейшее существо, ибо Он является источником всего сущего; все исходит от Него. Кроме того, Он - верховный повелитель вселенной, хранитель мироздания и наставник человечества. Он меньше мельчайшего. Размеры индивидуальной души составляют одну десятитысячную часть кончика волоса, но Господь так непостижимо мал, что входит в сердце этой крошечной частицы. Будучи Верховным Господом, Он входит в атом. Находясь в сердце крошечного живого существа, Он в образе Сверхдуши направляет все его действия. Принимая такие маленькие размеры, Он в то же время остается вездесущим хранителем мироздания. Именно Он держит на Себе все планеты. Мы часто недоумеваем, как такие огромные планеты держатся в пространстве. Здесь сказано, что Своей непостижимой энергией Верховный Господь держит на орбите все огромные планеты во всех галактиках. В связи с этим примечательно слово ачинтйа, "непостижимый".
БОГ: Почти правильно. Но надо понимать, что речь не может идти о сверхдуше, ее не существует. Есть Бог Кришна, присутствующий в Своем творении Своим полным целым. Также, Бог не расположен именно в сердце живых существ, но равно расположен во всем теле живого существа, в любой его точке присутствуя Лично. Что касается души, то душа есть энергия Бога, неотделима от Бога ни при каких обстоятельствах, ни на какой ступени развития души живого существа. Бог на самом деле в душу не входит, а всегда в ней присутствует, независимо от того, воплощена она в теле или нет.
Никто не в силах охватить умом энергию Бога, поэтому ее называют непостижимой (ачинтйа).
БОГ: Речь идет не об энергии Бога Кришны, а о Его Непостижимой форме - ачинтйа-рупам
Кто станет спорить с этим? Пронизывая Собой весь материальный мир, Господь при этом находится за его пределами.
БОГ: Так можно сказать.
Мы не можем понять даже то, как устроен материальный мир, который совсем незначителен по сравнению с духовным миром, - так как же нам постичь то, что лежит за его пределами?
БОГ: Так можно сказать.
Aчинтйа - это то, что находится за пределами материального мира, то, что невозможно понять, используя логику и философские рассуждения. Поэтому, не тратя время на бессмысленные дискуссии и размышления, разумные люди должны признать истиной то, о чем говорится в священных писаниях, таких, как Веды, "Бхагавад-гита" и "Шримад-Бхагаватам", и следовать содержащимся в них наставлениям. Тогда они смогут обрести истинное знание.
БОГ: Так можно сказать. Однако. Надо исходить только из Новых Совершенных Знаний. Веды и Шримад-Бхагаватам следует считать неавторитетными писаниями.
ТЕКСТ 10
прайана-кале манасачалена
бхактйа йукто йога-балена чаива
бхрувор мадхйе пранам авешйа самйак
са там парам пурушам упаити дивйам
прайана-кале - в момент смерти; манаса - умом; ачалена - не отвлекающимся; бхактйа - с любовью и преданностью; йуктах - занятый; йога-балена - силой мистической йоги; ча - также; эва - безусловно; бхрувох - бровей; мадхйе - между; пранам - жизненный воздух; авешйа - направив; самйак - полностью; сах - он; там - того; парам - трансцендентного; пурушам - Личности Бога; упаити - достигает; дивйам - духовного царства.
Тот, кто в момент смерти направляет жизненный воздух в межбровье и, обуздав с помощью практики йоги свой ум, сосредоточивает его на Верховном Господе, думая о Нем с любовью и преданностью, непременно достигнет обители Верховной Личности Бога.
БОГ: Стих 10 надо переводить, как продолжение стиха 9: "10. Он в момент смерти, не отклоняясь умом, с преданностью вовлеченный в практику йоги, также непременно силой мистической йоги полностью установив воздух жизни между бровей, достигает эту Верховную Божественную Личность.".
КОММЕНТAРИЙ: Здесь ясно сказано, что в момент смерти нужно сосредоточить ум на Верховном Господе и думать о Нем с любовью и преданностью.
БОГ: Никакая йога в современном мире не должна преследовать цель оставления тела и перехода на духовный план. Такую медитацию Бог не примет и не даст никаких желаемых последствий, но колесо сансары однозначно.
Тем, кто занимается йогой, рекомендуют поднять жизненный воздух в межбровье, где находится агья-чакра. В этом стихе Господь говорит о практике шат-чакра-йоги, медитации, позволяющей поднять жизненный воздух к голове, проведя его через шесть чакр. Чистому преданному нет нужды заниматься этим видом йоги: он всегда занят деятельностью в сознании Кришны и потому, покидая тело, помнит Верховного Господа по Его милости. Об этом будет рассказано в четырнадцатом стихе этой главы.
БОГ: Никакому йогу в современном мире не следует заниматься такой духовной практикой. Но если человек стоит на достаточно низкой ступени материального и духовного развития, то опробовать такую йогу Бог может позволить. Такая долгая практика, направляющая на сосредоточение мыслительного процесса на Личности Бога, дает такому человеку возможность в следующем рождении развить качества, которые и приведут на путь полноценного и всеобъемлющего преданного служения Богу Кришне.
Особого внимания здесь заслуживает слово йога-балена: не занимаясь йогой (шат-чакра-йогой или бхакти-йогой), невозможно в момент смерти подняться на духовный уровень. Никто не сможет просто так вспомнить Верховного Господа: для этого необходимо заниматься йогой, особенно бхакти-йогой. В момент смерти ум находится в состоянии сильного беспокойства, поэтому, чтобы достичь духовного уровня, человек должен заниматься йогой на протяжении жизни.
БОГ: Напоминает о Боге Кришне йогу в момент смерти только Сам Бог. Неисповедимы пути Бога. Здесь невозможно самому этот вопрос как-то решить даже в течение всей своей жизни, и порою такой вопрос не зависит от старания преданного в процессе долгого преданного служения. Этот вопрос не зависит также от добродетели преданного или его аскетического образа жизни, не зависит от его долгой медитации на Бога, когда бы то ни было. Никто не сможет понять, что произойдет с ним в момент смерти, как он будет мыслить и что он будет желать. Бог никому ничего не обещает и ни с кем ни о чем не договаривается и ничего никому не гарантирует. Но если преданный Бога Кришны не привязан к тому, будет он помнить о Боге Кришне или нет в конце жизни, если преданный полностью в этом вопросе предастся Богу, если преданный равно относится к любой своей участи после оставления тела, то в таком случае Бог может ему напомнить о Себе и в момент смерти. Но и опять же, это никак не гарант того, что именно после смерти он будет направлен на духовный план. Не должен человек быть сильно привязанным к последствиям своего преданного служения, должен быть умерен в таких желаниях и просьбах, должен считать себя всегда перед Богом недостойным и всегда со смирением по любому вопросу обращаться к Богу, не желая никаких себе наград или положительных решений Бога, но быть всегда немногословным перед Лицом Бога и очень старательным. Это поможет ему более, чем что-либо еще, и его преданное служение будет ему только во благо, даже если он продолжит свой путь в материальном мире на некоторый период, ибо ничего просто так Богом не дается и все надо заслужить и все надо обеспечить только через свой труд и непременно через свои качества высокого духовного порядка, на что и преданное служение всегда и направленно, и другого пути к Богу нет и не может быть.
Великие мудрецы, которые овладели знанием Вед, отреклись от мира и произносят омкару, входят в Брахман. Тот, кто стремится к этому совершенству, должен хранить безбрачие. Сейчас Я в общих чертах опишу тебе практику йоги, с помощью которой можно освободиться из материального плена.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "11. Я объясню тебе, в общем, то положение, которое достигают люди, знающие Веды и произносящие трансцендентный слог ОМ, среди которых свободные от привязанности мудрецы, цель которых следовать по пути великих учителей.".
КОММЕНТAРИЙ: В предыдущем стихе Господь Шри Кришна рекомендовал Aрджуне практику шат-чакра-йоги, занимаясь которой, человек сосредоточивает жизненный воздух в межбровье.
БОГ: Бог никак не рекомендовал Арджуне практику шат-чакра-йоги. Бог описал эту йогу также не просто так, но с непременным для человека пониманием важности сосредотачивать свой ум на Личности Бога, беря за основу мыслительного направленного процесса те качества Бога, которые Бог Сам описал в Бхагавад-гите. Направленный на Бога мыслительный процесс необходим для любого йога и тем более составляет неотъемлемую основу духовных практик в преданном служении. Важность, значимость такого мыслительного направления на Бога Бог Кришна подтверждает в том, что именно через такую постоянную практику человек может обеспечить себе выход на духовный план, тем самым достигнув цели всех йог. Это мотивирующая сторона. Она должна считаться человеком достаточно убедительной, чтобы стараться всегда сосредотачиваться на Личности Бога. Но надо понимать, что этот как прием Бога должен был быть направлен во времена Арджуны на тех людей, кто занимался многочисленными йогами, минуя полноценную практику преданного служения, но при этом рассчитывая на положительный результат. Их надо было и поддержать в этом процессе и стимулировать, т.е. обещать. Но на самом деле никогда человек просто через практику йоги, без дополнительных требований преданного служения не сможет получить такую Милость Бога, чтобы выйти на духовный план. Но такая практика давала Богу основание повести человека, так старающегося и медитирующего на Бога, через те пути материального мира, которые бы развили качества достаточные, чтобы встать на путь полноценного преданного служения в следующем рождении. Что же касается современного человека в современных условиях материального существования, то он должен знать, что такие практики йоги не выполняют надежду человека, не выводят однозначно на духовный план, и не рекомендуются Богом, ибо есть обходной, неавторитетный путь к Богу, путь для тех, кто находится на достаточно низких ступенях материального и духовного развития.
Допуская, что Aрджуна мог не знать об этой практике, Господь собирается описать ее в последующих стихах. Господь говорит, что, хотя Брахман един, у Него много разных проявлений. Имперсоналисты, как правило, отождествляют Брахман с ашкарой, или омкарой (слогом ом). В этом стихе Кришна говорит о безличном Брахмане, в который входят мудрецы, отрекшиеся от мира.
БОГ: У Бога не существует никаких проявлений. Есть только и единственно Бог Кришна. Также, не существует никакого Безличного Брахмана. Все мудрецы, отрекшиеся от мира, или ведущие отрешенный образ жизни, никогда не достигнут духовный план, пока не пройдут полноценное преданное служение Богу Кришне в материальном мире и не разовьют через такой путь те качества, которые и выведут Волею Бога человека за пределы материального существования.
В ведической системе образования мальчиков учат произносить слог ом с раннего возраста. Живя в ашраме духовного учителя и храня целомудрие, они овладевают знанием о безличном Брахмане. Таким образом они постигают два аспекта Брахмана. Этот метод очень важен для духовного развития ученика, но в настоящее время вести образ жизни брахмачари, то есть хранить целомудрие, строго воздерживаясь от половой жизни, невозможно.
БОГ: Вибрация слога ОМ есть не преданное служение Богу Кришне, не есть угодная Богу Кришне духовная практика, никогда не решает вопрос о переходе человека на духовный план, но развивает в человеке устремленность к Богу и используется Богом при составлении Богом его будущей судьбы в новом рождении, где плоды таких стараний, связанных с вибрацией слога ОМ, будут направлены на развитие качеств в условиях материального мира, которые в свое время выведут человека на путь преданного служения, и далее речь будет идти о выходе за пределы материального существования.
Структура общества в наши дни сильно изменилась, и юношам очень трудно хранить целомудрие. В мире много разных учебных заведений, но нет ни одного, где бы учили принципам брахмачарьи.
БОГ: На все Воля Бога. Бог Знает, как вести людей, что позволительно в данном современном обществе и что никак не следует сохранять из духовных и материальных практик прошлого, ибо только Бог Знает, как и через что надо вести современного человека, чтобы помочь ему достичь качества, которые однозначно могут вывести человека на путь преданного служения.
Тому, кто не воздерживается от половой жизни, совершенствоваться в духовной жизни невероятно сложно.
БОГ: Нет. В современном мире Бог не дает полный запрет на половую жизнь, но дает приемлемые для человека ограничения и, также, семья и труд в материальном мире не будут препятствием для преданного служения и духовного развития человека и не помешают ему в свое время благополучно быть отправленным на духовный план при условии полного следования Слову Бога в Святом Писании и исполнении духовных практик, которые они рекомендуют для современного человека в современных условиях, куда входит карма-йога, простой образ жизни, добродетель, контроль чувств и желаний, посвящение Богу плодов любой своей деятельности, осознанное сотрудничество с Богом Кришной в плане развития высоких духовных качеств и пр.
Поэтому Господь Чайтанья провозгласил, что, согласно шастрам, в век Кали единственный способ постичь Всевышнего - это повторять святые имена Господа Кришны: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
БОГ: В условиях современного мира маха мантра харе-кришна отменяется.
Йог должен полностью прекратить деятельность чувств. Закрыв все врата тела, сосредоточив ум на сердце и подняв жизненный воздух в верхнюю часть головы, он должен войти в состояние транса.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: "12.Контролируя все врата тела и устремив ум в сердце, сконцентрировав в верхней части головы жизненный воздух своей духовной сущности, будучи так, человек погружается в практику йоги.".
КОММЕНТAРИЙ: Чтобы заниматься описанным в этих стихах видом йоги, необходимо прежде всего закрыть чувствам доступ к любым удовольствиям. Эта ступень называется пратьяхара, отстранение чувств от их объектов. Йог должен научиться управлять органами познания - глазами, ушами, носом, языком и органами осязания - и никогда не позволять им действовать ради собственного наслаждения.
БОГ: Надо знать, что Бхагавад-Гита направляет человека только на путь преданного служения Богу Кришне. Все здесь рассматриваемые практики йоги есть то, что было дано Богом древним людям времен Арджуны, которые стояли на достаточно низкой ступени своего материального и духовного развития и подход Бога к ним был несколько иным, чем к современному человеку. Людей надо было привлекать к некоторым постоянным духовным однообразным практикам, дабы все же их мыслительный процесс направлять на Бога, помогать хоть так сосредоточиваться на Личности Бога и за это суля через каждую йогу свои награды, на которую люди претендовали согласно своей ступени развития и согласно своим материальным и духовным качествам. Веды того периода также способствовали этому, помогая человеку принять этот путь, осознать также и необходимость таких практик, как и направляли человека на путь ограничений и отрешенности от внешних материальных объектов. Однако, надо понимать, что йог ни тогда и ни теперь сам управлять своими органами чувств не может. Но если человек постоянно занимается духовными практиками, то постепенно шаг за шагом Бог дает ему то состояние, где он теряет свою зависимость от внешних материальных объектов, и создается и поддерживается иллюзия управления человеком своими органами чувств, вплоть до отказа от некоторых их проявлений или потере вкуса к некоторым внешним источникам наслаждений. Но хорошо надо понять, что "научиться управлять органами познания - глазами, ушами, носом, языком и органами осязания" - невозможно, как и невозможно "никогда не позволять им действовать ради собственного наслаждения". Все это дает Бог йогу вследствие стараний в духовных практиках. Сам человек такой силой, такими возможностями изначально не обладает и должен это понимать, не приписывая себе плоды своих духовных практик и здесь стараний.
Тогда он сможет сосредоточить ум на Сверхдуше в сердце и поднять жизненную силу в верхнюю часть головы.
БОГ: такую иллюзию Бог давал йогу в те древние времена. Однако, требования Бога к человеку и тогда и теперь достаточно строгие, и через такие практики можно лишь заслужить путь к развитию качеств, пригодных для преданного служения в следующем рождении или рождениях. А выход на духовный план зарабатывается только через полноценное и всеохватывающее преданное служение. Иные пути не подходят, чтобы человек мог развить качества, высокого духовного порядка, которые и могут Волею Бога открыть врата на духовный план.
Эта практика йоги была подробно описана в шестой главе. Но, как уже было сказано, ей невозможно по-настоящему заниматься в нынешний век.
БОГ: так можно сказать.
Сейчас самым лучшим методом обуздания ума является метод сознания Кришны. Если, преданно служа Кришне, человек сможет держать ум сосредоточенным на Нем, он естественным образом войдет в состояние духовного транса (самадхи) и будет находиться в нем постоянно.
БОГ: Духовный транс Бог через преданное служение особо никому не обещает. Но развитие качеств, пригодных для выхода на духовный план через преданное служение в условиях современного материального мира, вполне реально.
Если тот, кто неустанно занимается этой практикой йоги и произносит священный слог ом, высшее сочетание букв, будет, покидая тело, помнить Меня, Верховную Личность Бога, он непременно попадет на планеты духовного царства.
БОГ: Точный перевод. Более точный перевод: "13.Таким образом, непрерывно вибрируя только этот один абсолютный слог ОМ, постоянно помня обо Мне, любой, кто отправляется ко Мне, оставляя тело, достигает Высшую цель.".
КОММЕНТAРИЙ: Здесь ясно сказано, что ом, Брахман и Господь Кришна неотличны друг от друга.
БОГ: брахма в данном стихе обозначает - духовный, трансцендентный, т.е. слог ОМ - трансцендентный. В стихе нет речи о том, что слог Ом, Брахман и Бог Кришна - неотличны. Об этом вообще речи нет. Что касается слога Ом - то это есть обозначение Бога, которое применяется в ведах, в процессе жертвоприношений, которые посвящаются Богу, в деятельности, посвященной Богу. Но это обозначение не есть Сам Бог Кришна. Это не одно и то же. Брахман - это Сам Бог Кришна, но в данном стихе это слово обозначает: духовный, трансцендентный, здесь дается как определение слога ОМ.
Слог ом является безличным звуковым символом Кришны, он также содержится в мантре Харе Кришна.
БОГ: ОМ - можно назвать звуковым символом или обозначением Бога Кришны. В современном мире Бог не рекомендует этот слог употреблять в процессе преданного служения. Ибо более не будет поддерживать это произношение или вибрацию соответствующими Божественными энергиями, не будет ею одухотворять чувства и качества йога и не будет эту вибрацию засчитывать в практику преданного служения. Это будет для любого йога просто пустой звук.