Помимо этой, низшей, энергии, о могучерукий Aрджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые пользуются тем, что создано материальной, низшей энергией.
БОГ: Правильный перевод.
КОММЕНТAРИЙ: Здесь ясно сказано, что живые существа относятся к высшей природе, или энергии, Верховного Господа. Низшая энергия - это материя, которая проявляет себя через различные элементы: землю, воду, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго. Обе группы материальных элементов: грубые (земля и т.д.) и тонкие (ум и т.д.) являются порождением низшей энергии.
БОГ: Ум, разум и ложное эго есть энергии Бога, Сам Бог, присутствующий в человеке, Управляющий человеком, то, что неотъемлемо от живого существа, всегда его сопровождает; Бог просто обратил внимание людей на эти энергии, которые как бы и не могут по своей природе относиться к низшей природе, которая дана Богом для поддержания, развития и вообще для земного существования живых существ. Бог для Арджуны и для людей его периода, которые еще многое не могли знать, соотнес эти энергии (ум, разум, эго) с низшими энергиями, сопровождающими материальный мир, дабы просто на них, их существование человек обратил внимание, понимал, что эти энергии существуют, присутствуют в живом существе, работают в нем, есть энергии Бога, но преимущественно направленные или в большей степени на мир материальный, помогая его осознавать, входить с ним в контакт, реагировать на него, через эти энергии осознавать себя, как отдельное живое существо, направлять это живое существо, вовлекать преимущественно в материальные игры и роли, Волею Бога развивать живое существо, поднимать по ступеням материального и далее духовного развития. Поэтому, эти три энергии Бога Бог соотнес к низшим энергиям. Но никак невозможно их приравнять к пяти - земля, вода, огонь, эфир, воздух. Это тоже энергии Бога, но грубые, видимые, те, которые преимущественно потребляются человеком для поддержания его тела. А ум, разум, эго - есть тонкие божественные энергии, направленные на развитие души, есть контакт Бога с человеком, через ум, разум, осознание себя; по сути, ум, разум и эго - не материальные энергии, им нечего делать в одном ряду с грубыми материальными элементами. Но эти энергии - ум, разум, эго - работают в человеке на материальное его существование и они же помогают в преданном служении, когда вопрос стоит о выходе человека на духовный план. Это некоторый третий разряд энергии, который по большому счету не имеет отношение по своей природе ни к низшей и ни к высшей природе, но работает и на ту и на другую в плане развития человека, как материального направления, так и духовного. Это божественные развитые энергии, через которые Бог Управляет Своим творением, живыми существами.
Живые существа, использующие различные элементы низшей энергии в своих целях, принадлежат к высшей энергии Верховного Господа, и именно благодаря этой энергии живет и действует весь материальный мир.
БОГ: Так Можно сказать. Но при этом надо опять же понимать, что низшая природа служит человеку только Волей и Планом Бога. Только Бог направляет человека через ум, разум, чувства, эго, понимание на правильное использование низшей природы для поддержания тела и также для обеспечения всех материальных нужд человека. Но при этом также надо знать и то, что эта низшая природа имеет также свойство развиваться Волею и Планом Бога, постепенно переходя в высшую форму проявления или в живые существа, которые из мелких и невидимых форм жизни Волею Бога развиваются до животного мира и далее до формы тела и формы жизни человека.
Материальный космос лишен способности действовать до тех пор, пока его не приведет в движение высшая энергия, живые существа.
БОГ: Абсурд. Материальный космос не приводится ни в какое движение через живые существа. Материальный космос полностью Управляется Богом, как и живые существа. Все есть творение Бога, все подчинено Богу.
Энергия всегда подчинена ее источнику, поэтому живые существа всегда подвластны Верховному Господу; они не обладают полной независимостью.
БОГ: Так можно сказать. Также, живые существа не обладают никакой независимостью. У них нет и толики свободы, чтобы управлять тем, что изначально принадлежит Богу.
Они никогда не станут столь же могущественными, как Господь, вопреки мнению недалеких людей.
БОГ: И близко об этом мыслить нельзя, и допускать и рассуждать об этом нельзя.
О разнице между живыми существами и Верховным Господом в "Шримад-Бхагаватам" (10.87.30) сказано следующее:
апаримита дхрувас тану-бхрито йади сарва-гатас
тархи на шасйатети нийамо дхрува нетаратха
аджани ча йан-майам тад авимучйа нийантри бхавет
самам ануджанатам йад аматам мата-душтатайа
БОГ: Многие живые существа испытывают соблазн, сравнивая, пытаясь сравнивать Бога и живое существо. Это то, что несоизмеримо, несопоставимо, то, что невозможно сравнивать; и тот, кто все же пытается это сделать, поддался искушению, что есть, несомненно, грех. Человек любой, а тем более преданный Бога Кришны, никогда не должен ни по каким параметрам, ни по каким качествам или проявлениям пытаться сравнивать себя и Бога. Надо, необходимо взять за основу мышления, что Бог есть Высочайшее Живое существо, Один, Неизмеримый, не имеющий себе никого равного или сколько-нибудь по качествам близкого к Личности Бога. Нельзя Бога и творение сравнивать. Нельзя искать никакие отличия или общее, надо всегда помнить, что живое существо есть изначально мельчайшая частица Бога, невидимая Богом, не воспринимаемая Богом, незначимая сколько-нибудь для Бога, но есть подчиненное живое существо, полностью зависимое от Бога. ЭТО НАДО ЗНАТЬ. И не спекулировать мыслительным процессом, никак сравнением себя к Богу не приближая и не причисляя. Ни в каких Писаниях Бог не проводит сравнительных анализов между Собой и живым существом. Так должен понимать преданный и не искушаться таким направлением ума, но быть бдительным, если не хочет долго вращаться в колесе сансары. Ибо любое сравнение с Богом есть покушение на Могущество Бога, на Величие Бога, на Единство Бога, на недосягаемость Бога. А это делать ничтожно малому живому существу не следует ни при каких обстоятельствах.
"О вечный Всевышний, если бы воплощенные в теле существа были неизменными и вездесущими, подобно Тебе, они бы не находились в Твоей власти.
БОГ: Никакие допущения ума такого направления НЕДОПУСТИМЫ. Это высказывание, это излияние перед Богом - грех. Нельзя допускать перед Лицом Бога то, что умаляет Величие Бога. Категорически запрещено так мыслить, а тем более провозглашать. Если такая мысль начинает искушать, то надо пасть перед Богом на колени и слезно и долго просить прощение. Увы. Преданные очень часто и очень серьезно грешат перед Лицом Бога. И этим самым находятся в пасти смерти. Нельзя допускать то, что невозможно и противоречит Воле Бога. Нельзя делать из своих допущений подобные грешные выводы.
Но, если признать, что живые существа являются частицами Твоей энергии, сразу становится ясно, что они подвластны Тебе.
БОГ: Бог Кришна не нуждается в том, чтобы кто-то признавал Бога, как Изначального Источника всего материального творения, включая все живые существа. И если преданный, если простой человек начинает признавать то, что обязан безоговорочно принимать согласно своей ступени материального и духовного развития, то такой человек есть великий грешник. И ему придется долго вращаться в колесе сансары. Признавать можно любые события в материальном мире, признавать можно те или иные отношения или действия себе подобных. Но если речь идет о Боге, то никакое признание НЕУМЕСТНО И ЕСТЬ ГРЕХ. Только неразумный человек, находящийся в гунне тьмы может что-то признавать относительно Бога. Но и он будет наказан. Ибо Бога принимают тотчас со всем, что Бог провозглашает в Святом Писании. Без сомнений и лишних рассуждений.
Поэтому, чтобы обрести подлинное освобождение, живые существа должны признать над собой Твою власть, - тогда они станут счастливыми.
БОГ: Не признать, а принять это за данность. Другого нет и не может быть. Здесь никакое сомнение неуместно и также опасно. Надо безоговорочно принимать Власть Бога над каждым живым существом, над всем творением, над собой. И это принятие есть необходимость, есть незыблемая и Извечная Воля Бога. Также, такое принятие есть первый шаг к Богу. Это то, без чего преданное служение вообще невозможно. Это то, за что Бог НЕ ВОЗНАГРАЖДАЕТ. И плату требовать у Бога за то, что преданный понял свое извечное положение перед Богом, как и любого другого живого существа, нельзя. Т.е. нельзя за такое понимание ожидать некоего освобождения и некоего счастья. Все это Бог дает не абсолютно, в свою меру и только за труд преданного служения.
Только тогда, заняв свое естественное положение, они обретут могущество. Поэтому те недалекие люди, которые отстаивают концепцию монизма, гласящую, что индивидуальные существа во всех отношениях тождественны Богу, на самом деле придерживаются ошибочных и порочных взглядов".
БОГ: В материальном мире нерелигиозный человек мыслит и понимает все согласно своим качествам и ступени материального своего развития. Приводить здесь рассуждения таких людей нет никакой надобности. Если их начать приводить, то Святое Писание заполонится греховными измышлениями и пониманиями до такой степени, что потеряет статус Слова Бога. Нельзя, не следует ссылаться постоянно преданному на то, что и как думают люди материальные на своих многочисленных материальных ступенях. Все это не полезно, ничего не разъясняет, ни есть уровень Святого Писания. Нельзя отвлекать человека греховными мнениями или рассуждениями людей низкой ступени развития, которые далеки еще от преданного служения, которым еще вращаться и вращаться в колесе сансары, чье мышление не развито, а низшие качества пока процветают.
Верховный Господь, Кришна, - единственный властелин, а все остальные существа подвластны Ему.
БОГ: Так можно сказать. Но надо говорить, что живые существа не подвластны, а полностью, абсолютно зависимы от Бога Кришны. И это надо повторять неустанно, дабы ни для кого это не было бы тем, во что можно было бы верить или не верить, принимать или не принимать. Только ПРИНИМАТЬ.
Живые существа принадлежат к высшей энергии Господа, поскольку качественно неотличны от Всевышнего, однако они никогда не могут сравняться с Ним в количественном отношении, то есть в могуществе.
БОГ: Нет. Качества человека и качества Бога НЕСОИЗМЕРИМЫ ни в каких сравнениях. И сами сравнения невозможны. Нельзя Бога и человека сравнивать. Если человек принадлежит к высшей энергии Бога, это не означает, что он соизмерим с Богом. Бог выше всех Своих энергий, Бог вне Своих энергий, Бог вне любых ступеней развития материальной природы. Нет ничего, что можно было бы назвать хоть сколько-нибудь сравнимым с Богом и божественными качествами.
Используя грубые и тонкие элементы низшей энергии (материи) для удовлетворения потребностей своих чувств, частицы высшей энергии (индивидуальные существа) утрачивают свой истинный, духовный ум и разум.
БОГ: Все не так. Живые существа изначально НЕ обладают неким ИСТИННЫМ ДУХОВНЫМ УМОМ И РАЗУМОМ. Они до духовного ума и разума ДОРАСТАЮТ из низших форм существования, постепенно направляемые Богом к телу человека и человеческой жизни. И только в теле человека через путь преданного служения, через Святые Писания, их изучение, через духовную практику человек Волею Бога РАЗВИВАЕТ духовный ум и разум. Это же относится и к одухотворению ЭГО.
Это происходит из-за влияния материи.
БОГ: Из-за материальной природы человек, живое существо не утрачивает духовный ум и разум, ибо ум и разум живого существа еще не одухотворены, а, напротив, материальная природа способствует материальному развитию ума, разума, эго человека, как и в до человеческих формах существования. Также, одухотворение ума и разума происходит в материальном мире ТОЛЬКО на ступенях преданного служения человека, как и одухотворение качеств, которые в свое время открывают врата на духовный план.
Но когда живое существо выходит из-под влияния иллюзорной, материальной энергии, оно обретает мукти, освобождение.
БОГ: Ни в материальном мире, ни на духовном плане человек не выходит из-под влияния иллюзорных энергий Бога. Также, никогда человек не получает полное освобождение от иллюзорных энергий Бога. Ибо иллюзорные энергии Бога обусловливают развитие человека и в материальном мире и на духовном плане.
Находясь во власти материальной иллюзии, живое существо подчиняется диктату ложного эго, которое заставляет его отождествлять себя с материей и считать разные материальные предметы своей собственностью.
БОГ: Не следует забывать преданному, что материальные иллюзии есть Сам Бог, Который неотличим от Своих энергий. Это ни нечто, существующее само по себе. Это - работа Бога в материальном мире. Она направлена адресно, Абсолютно точно и цель ее - не навредить, а помочь живым существам в их материальном и духовном развитии. Точно также ложное эго есть энергия Бога, не отличная от Бога, есть также работа Бога, абсолютная, направленная на развитие живых существ. Поэтому к этим энергиям надо относиться с пониманием, не считать их враждебными к человеку. Если есть необходимость, то Бог и будет заставлять человека согласно ступени его материального и духовного развития отождествлять себя с телом. Но это происходит автоматически, естественным для человека образом, когда он беспокоится о теле, как о самом себе, ибо помещен в тело, полностью зависит от состояния тела, и его желание тело сохранить ему диктует Бог через опыт жизни, через ситуации, через его вообще телесное существование. И пока он не может за телом видеть души других людей и отождествляет и их и себя с телом, иначе, не сможет входить в контакт с другими живыми существами, не сможет работать, выполнять свой долг и обязанности, не сможет и развиваться. Поэтому, не следует упрекать материального человека в том, что в нем им управляет его ложное эго, что он отождествляет себя с телом. Очень долго в этом понимании, как правило, люди не задерживаются. Бог самыми разными путями доносит до человека, что в теле душа, что она не умирает после смерти тела. И это в современном мире хорошо знают почти все материалисты. И, тем не менее, они не могут перестраиваться на отказ от своего тела как от своего я. Тело для них в этой данной их жизни есть их единственный дом, и они его берегут, хотя и знают, что они - души. Как человек бережет и привязан к своему телу, так он и бережет и те материальные блага, которые ему дает Бог. И в этом упрекать также человека не следует. Ибо из материальных благ и состоит быт человека. Ему необходим кров, пища, постель, одежда, предметы быта, все, что предлагает современный мир, ибо и это есть путь развития людей. Бог Сам Дает человеку понимание, что эти предметы в его личном пользовании, и он может поступать с ними, как ему покажет его ум, исходя из ситуации и других людей. Такое понимание материального человека в материальном мире естественно. Но при этом никто не возражает, если ему сказать, что все ему дано Богом. Люди, как правило, относятся к этому правильно. Здесь материальных людей не в чем упрекнуть. Люди в современную эпоху достаточно разумны, понятливы, адекватны. Вопрос только упирается в качества. Бог развивает качества, Бог развивает понимание, Бог развивает мыслительный процесс. Нет никого, кто бы в свое время не пришел к преданному служению. И тогда многие вещи, которые и сейчас материальный человек понимает, будут приняты с позиции совершенных духовных знаний и качеств более высокой ступени. Поэтому очень сильно за материальных людей, за их эго, за их привязанность к своему телу, не следует осуждать. Все действуют и понимают все согласно своей ступени, всех ведет Бог, и нынешние некоторые их понимания будут введены в свое время в то русло, которое в свое время и откроет врата и к преданному служению и за пределы материального существования. Поэтому преданным особо печься о материальных людях не следует, но лучше думать каждому о своем преданном служении и здесь перед Богом стараться и радеть. Также и не забывать, что и в них есть, присутствует это самое ложное эго, что и они боятся за свое тело и привязаны к нему, отрекаясь от него преимущественно на словах. Тело надо принимать за данность, то, без чего в материальном мире не возможно развиваться, то, что обуславливает саму жизнь, что есть путь всех. К этому надо относиться разумно, зная что тело дано Богом. И это свято. Но, а все другие знания, касательно того, что тело тленно и что в нем есть душа - эти знания должны быть естественны, как воздух. Ими нельзя сотрясать других, упрекать других и считать других очень низко стоящими материалистами. Что Бог человеку дает, то человек и берет. Другого пути у него нет.
Чтобы осознать свою истинную природу, оно должно избавиться от всех материальных представлений, в том числе и от представления о том, что оно может стать абсолютно тождественным Богу.
БОГ: Истинная природа души есть Совершенное Знание в одну строчку. Здесь не надо иметь много ума, чтобы это понять. Но на этом знании Бог преимущественно акцентирует человека, когда он занят преданным служением. В материальном мире это знание присутствует, поддерживается разными религиозными конфессиями, в свою меру. Суть человека - его душа. Душа есть творение Бога. Это люди понимают. Что касается о тождестве с Богом, то по такому мыслительному процессу Бог направляет далеко не всех, ибо есть те люди, с которыми такой путь работы Бога приемлем вследствие достаточно их беспокойного ума. Бог Знает, как таких людей вести, как дать им в свое время достаточно точное понимание о себе и своем положении перед Богом. Вопрос о таких людях в Святом Писании лучше не поднимать, это частный случай, особенность пути и развития человека и таких и других отклонений не счесть. Бог Знает причины такого мыслительного направления и Знает, как человеку в таком случае надо помочь. Это работа Бога.
Итак, "Гита" подтверждает, что живое существо - это лишь одно из бесчисленных проявлений энергии Кришны, и когда оно очистится от материальной скверны, то обретет сознание Кришны, или, иначе, совершенное освобождение.
БОГ: Совершенного освобождения, как и полного очищения для человека не существует ни в материальном мире ни за его пределами.
ТЕКСТ 6
этад-йонини бхутани
сарванитй упадхарайа
ахам критснасйа джагатах
прабхавах пралайас татха
этат - в этих (двух природах); йонини - берущие начало; бхутани - существа; сарвани - все; ити - так; упадхарайа - знай; ахам - Я; критснасйа - включающего в себя все; джагатах - мира; прабхавах - источник возникновения; пралайах - разрушение; татха - также.
В этих двух природах берут начало все сотворенные существа. Знай же, что Я - начало и конец всего в этом мире, который представляет собой соединение материи и духа.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "6.Эти две природы, являющиеся источником рождения живых существ, таким образом, всё, постарайся понять, есть Я, всё включающий в Себя, Источник как проявления, так и уничтожения материального мира.
КОММЕНТAРИЙ: Все в этом мире возникло в результате соединения материи и духа.
БОГ: Все в материальном мире и за его пределами есть ТВОРЕНИЕ БОГА. Другие рассуждения ничтожны.
Дух - основа творения, а материя - порождение духа.
БОГ: Надо говорить не о духе, а о Боге Кришне или о Боге, как о ВЫСШЕМ ДУХЕ. Также, материя присутствует в Боге ВСЕГДА. Это - неотъемлемое от Бога ТЕЛО БОГА. Из присутствующей в Боге материальной субстанции Бог творит.
Неверно думать, будто дух возникает на одном из этапов эволюции материи.
БОГ: Бог, как Высший Дух, Извечен. Ему нет причины. Но из материи, вследствие именно ее эволюции, развивается жизнь, живые существа, которые проходят все ступени материального развития, достигая тело человека. Сами живые существа есть воплощаемые в материальные тела души, которые за счет пребывания в материальном мире, средствами материального мира под Управлением Бога развиваются качественно, достигая те ступени материального и духовного развития, которые через путь преданного служения постепенно одухотворяются до тех божественных качеств, которые и выводят человека на духовный план.
Наоборот, весь материальный мир проявляется только из духовной энергии.
БОГ: Материальный мир проявляется под Управлением Бога, через труд Бога, не из духовной энергии, а из материальной субстанции, входящей в Бога.
Наше материальное тело формируется благодаря тому, что в нем находится дух.
БОГ: Тело человека формируется Самим Богом Кришной, душа как обрастает материальной оболочкой, где Бог полностью закладывает все особенности развития тела через генетическую программу на человека, которая учитывает особенности тела родителей, их карму, их здоровье, как и карму и самого человека, которого Бог воплощает в теле. Бог всегда присутствует в душе человека, и Сам Бог решает вопросы, связанные с его воплощением в тело.
Ребенок, вырастая, становится юношей, а затем взрослым мужчиной, потому что в его теле присутствует высшая энергия, душа.
БОГ: Всеми вопросами рождения и развития человека полностью Управляет Бог, присутствуя в теле каждого, в самой душе человека, любого живого существа Лично, полным Своим целым. В момент смерти Бог, вместе с душой покидает тело, и в то же самое время Бог остается в теле, полностью контролируя его уничтожение, что есть переход частей тела в другое энергетическое состояние.
Aналогичным образом, вся эта огромная вселенная сформировалась благодаря присутствию Сверхдуши, Господа Вишну.
БОГ: Речь идет не о присутствии некой сверхдуши во вселенной, а о работе Бога Кришны в плане творения космоса. Здесь вся аналогия в том, что везде творение и развитие есть ТРУД БОГА. Но это труд разнонаправленный и аналогии здесь нет.
Дух и материя, которые, соединяясь, образуют гигантское вселенское тело, изначально являются двумя разновидностями энергии Господа; таким образом, Господь - это первопричина всего сущего.
БОГ: Если говорить о Божественном Духе и о материи, то здесь нет соединения. Материя есть то, что присутствует в Боге изначально. И есть то, над чем работает Бог постоянно. Не бывает так, чтобы однажды эти энергии соединились. Материя - Тело Бога, неотъемлемо от Бога, есть извечное направление труда Бога. Также, если говорить о разновидностях энергий Бога, то им нет числа и в грубых и в тонких формах энергии.
Неотъемлемая частица Господа (индивидуальное существо) может построить небоскреб, огромный завод или даже целый город, но она не в силах создать вселенную.
БОГ: Живое существо без Воли на то Бога ничего не сможет сделать, построить, создать... Что касается вселенной, то в эту сторону вообще рассуждать - есть пустословие, ничего не дающее.
Причиной возникновения гигантской вселенной является гигантская душа, или Сверхдуша.
БОГ: Слово сверхдуша к Богу Кришне неприменимо. Бог есть Высочайший Дух. Душа может быть только у живых существ. Также, нельзя употреблять по отношению к Богу никакие слова, типа "гигантский". Чтобы указать на Могущество Бога, используют слова, данные в Святых Писаниях: Высочайший, Абсолютный, Изначальный, Могущественный, Великий, Высшая Причина, Творец, Непревзойденный, Всеобъемлющий, Всепроникающий, Высочайшая Личность, Единоличный, Истина, Высший Управляющий, Извечный, Чистейший, Великолепный, Святой, Высший Дух, Высочайший Дух, Безгрешный, Совершенный, Нерожденный...
A Кришна, Верховный Господь, является источником как гигантской души, так и крошечных душ.
БОГ: Бог есть Источник жизни в материальном мире. Речь идет о душах, которые Бог развивает средствами материального мира. Говорить о крошечных душах есть смысл. Но говорить о некой гигантской души - невозможно. Это неверное понимание.