Я больше не знаю, в чем состоит мой долг, и постыдная слабость скупца лишила меня самообладания. Поэтому прошу, скажи прямо, что лучше для меня. Отныне я Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе, - наставляй же меня.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "7. Принужденный поступать греховно из-за жадности в своих качествах и находясь в недоумении о своем религиозном долге, я спрашиваю Тебя, что будет для меня лучше. Скажи мне об этом определенно. Я твой ученик. Прошу, наставляй меня, Тебе подчинившегося.".
КОММЕНТAРИЙ: Природа устроена так, что материальная деятельность, которой мы занимаемся, ставит каждого из нас в очень трудное положение.
БОГ: Материальная деятельность сама по себе не ставит живое существо в трудное положение, как и материальная природа. Материальным миром Управляет Бог. Изначальная причина всему, что происходит в материальном мире есть Воля и План Бога на Свое творение. Другое понимание есть иллюзия. Человек должен знать, от Кого все исходит и Кто есть Причина в его судьбе Изначальная.
Трудности подстерегают нас на каждом шагу, поэтому все мы нуждаемся в помощи истинного духовного учителя, способного объяснить, как достичь высшей цели жизни. Все ведические писания призывают нас обратиться к истинному духовному учителю, чтобы он распутал клубок наших жизненных проблем и вывел нас из трудного положения, в которое мы попали помимо своей воли. Эти проблемы подобны пожару, который вдруг, без видимой причины, возникает в лесу.
БОГ: Судьбу человека и все в судьбе каждого вершит только Бог согласно Воле и Плану Бога на каждого. Проблемы в судьбе человека непременно имеют причину. По сути это есть последствия греховной деятельности человека в этой и прошлых жизни. Надо понимать, что духовный учитель далеко не всегда может дать человеку точный ответ, почему он страдает. Но он может всегда указать вопрошающему на то, что причиной может быть греховная деятельность человека, ее последствия из прошлых рождений, также непременно качества человека низкого порядка, также постоянное удовлетворение чувств внешними объектами материального мира, нерелигиозность или слабая религиозность, невежество, гордыня, гнев, зависть, осуждение...
Материальный мир устроен аналогичным образом: трудности приходят к людям сами, как незваные гости. Никто не хочет пожара, но он все равно возникает, и мы начинаем лихорадочно думать, как спастись от него. Поэтому ведические писания гласят: чтобы научиться решать жизненные проблемы и покончить с ними, необходимо обратиться к наставнику, принадлежащему к цепи духовных учителей. Человек, нашедший истинного духовного учителя, может постичь все.
БОГ: Отнюдь. Духовный наставник может дать некоторые пояснения, касающиеся причин и следствий в материальном мире, но никогда духовный учитель не в состоянии повести человека, постоянно его контролировать, помогать ему делать правильный выбор. Только преданное служение, только поклонение Богу, только изучение Святых Писаний, только простой образ жизни, аскетизм и добродетель, только поклонение Богу и упование на Бога могут реально помочь человеку преодолевать трудности. Только Сам Бог, присутствуя в человеке, может помочь ему через ум, чувства, желания, окружение, выбор. Но это надо у Бога заслужить именно преданным служением. Все другие пути, включая помощь и наставления духовного учителя, не будут работать, если человек не обращается прямо к Богу, не устремлен к Богу, не уповает на Личность Бога, не занят во всеобъемлющем преданном служении непрерывно.
Поэтому, вместо того чтобы тщетно пытаться самому разрешить свои проблемы, нужно обратиться к духовному учителю. Таков смысл этого стиха.
Кого же беспокоят материальные трудности? Того, кто не знает, каковы истинные проблемы жизни. В "Брихад-араньяка-упанишад" (3.8.10) о таком человеке сказано следующее: йо ва этад акшарам гарги авидитвасмаЏ локат праити са крипанах - "Того, кто не пытается разрешить проблемы жизни, как надлежит человеку, и уходит из этого мира, подобно кошкам и собакам, так и не постигнув науку самоосознания, называют скупцом".
БОГ: Человек не может сам для себя определить назначение своей дизни, для чего он живет, не может самостоятельно встать на путь религиозного самоосознания и потому его винить не следует. У Бога всему свое время. Поэтому, осуждать невежественного человека, уподоблять его животным нельзя. Это грех. Каждому на его ступени Бог дает свой опыт, свои пути преодолений, свои знания, свои желания, свои устремления... Все это есть то, что развивает человека и подготавливает его к преданному служению, как и развивает ум и качества, подходящие, чтобы человек мог начать преданное служение достаточно успешно. СамБог в каждом человеке сеет зерна преданного служения с первых его ступеней в теле человека. Нет никого, кто бы достиг успехов в преданном служении не пройдя в свое время низшие ступени развития человека и не проявил низшие качества. Поэтому нельзя никого осуждать, ибо осуждая, человек тотчакс падает сам.
Человеческая жизнь - самое ценное, что может быть даровано живому существу, ибо только человек способен разрешить все проблемы жизни.
БОГ: Жизнь ценна во всех телах и формах существования, ибо даже на самых низких ступенях развития живых существ Бог развивает те качества и понимания, с которых душа и будет стартовать в теле уже человека. Это надо понимать. Даже муравей или медуза или черепаха идут к телу человека и их жизнь также не менее ценна, ибо Бог в любом существовании ведет к Себе, развивая именно качества и понимания. Ничего в Боге не бывает зря. Любая жизнь от Бога и к Богу. Но человек с определенных ступеней своего человеческого пути начинает Волею Бога осознанно как бы сотрудничать с Богом. И такому человеку можно сказать, что его жизнь ценна, ибо он ее может осознанно направлять к Богу, посвящать ее Богу, не теряя и мгновения. На самом деле и в этом случае процессом направления жизни человека к Богу Управляет Сам Бог. Непрерывно, работая с каждым индивидуально, уникально, может ускорять и тормозить этот путь, ибо Бог Знает все причины и следствия и знает, в чем надо приостановить душу а в чем ускорить... Но а знающая душа должна всегда в себе понимать, что необходимо использовать жизь по назначению, что есть осознанный путь к Богу через именно преданное служение.
Поэтому того, кто не пользуется этой возможностью, называют скупцом. В противоположность ему, того, кто достаточно разумен и использует человеческое тело для разрешения всех жизненных проблем, называют брахманом
БОГ: Все это как даст Бог. Кому надо не думать о пути к Богу, тот думать не будет и Волею Бога будет занят решением других материальных вопросов. Ну, а кому пора, тот будет считаться разумным и по назначению использующим свое тело человека, его будут поощрять Волею Бога, называть брахманом. Но в Лице Бога ни один и ни второй заслуг перед Богом не имеют. Просто каждый выполняет то, что ему дано от Бога на данной его ступени матерального и духовного развития. Но нет ни одного, кто бы уже не направлялся к Богу, кто бы уже не выполнял Волю Бога, кто бы миновал путь к Богу. Все идут. Но каждый придет в строго свое время. И в этом не должно быть сомнений.
йа этад акшарам гарги видитвасмаЏ локат праити са брахманах.
Крипаны, скупцы, напрасно теряют отпущенное им время, ибо чрезмерно привязаны к своей семье, родине и обществу.
БОГ: Никто не теряет свое время. Все занимаются ровно тем, на что каждому указывает Бог. И если необходимо, а для многих этот путь необходим, то будут не терять, а развиваться через именно путь привязанности к семье, родине, обществу. Такова Воля Бога. Преданный должен делать свое дело, а материальный человек или слабоверующий - свое. Нигде человек время зря не теряет. Везде Бог дает труд, обязанности, долги, преодоления, через все Бог развивает качества и ум, все именно взятое из материальной жизни и употребится Богом и разовьется Богом далее через путь преданного служения, но каждому в свое время.
Материальные представления о жизни делают таких людей рабами своей семьи - жены, детей и других родственников. В основе этой привязанности лежит "кожная болезнь" Имеется в виду отождествление себя или другого человека с материальным телом. (Прим. редактора.)
БОГ: В современном мире люди преимущественно понимают, что есть душа, что душа вечна, а тело тленно. Поэтому отождествления массового себя с телом в сознании людей не присутствует. Веды в материальном мире витают в понимании людей Волею Бога и даже самый ярый материалист знает, что он ни есть это тело и со смертью тела не погибает. Сознание людей преимущественно уже подготовлено к приятию Новых Совершенных Знаний, которые даны людям через Бхагавад-Гиту.
Крипана думает, что сможет защитить своих близких от смерти, или верит, что семья и общество спасут от смерти его.
БОГ: Пора понимать, что на любой ступени человеческого развития человеку помогает Бог. И именно Бог дает понимание материалисту, что ему может помочь семья, общество, закон, он сам, ситуация... И в этом его осуждать нельзя. Он мыслит и поступает в соответствии со своей ступенью материального и духовного развития и другого ему понимания взять неоткуда. Все защищены Богом, все получают от Бога поддержку и помощь, все дороги Богу. И чтобы уповать на Бога, до этого уже надо дорасти и получить от Бога такое религиозное мышление. Но преданный или духовный учитель также призваны будить людей, напоминать, Кто есть Высший Управляющий, Кто за всем стоит... Но и это происходит строго по Воле Бога в свое время и с тем, кому пора. Без Воли Бога и преданный рта не раскроет, и ситуации такой Бог не даст, и материальный человек не примет это знание, а проигнорирует... Но если Бог позволит ему сказать, напомнить, кому человек всем обязан, то в свое время это семя Волею Бога в нужное время и в нужном месте прорастет.
Привязанность к семье существует даже у животных, которые тоже заботятся о своих детях. Будучи человеком разумным, Aрджуна сознавал, что его привязанность к членам своей семьи и желание спасти их от гибели были причиной тех трудностей, с которыми он столкнулся. Aрджуна понимал, что его долг - сражаться, однако, поддавшись слабости, вызванной скупостью, он оказался не в состоянии выполнить его.
БОГ: Арджуна должен был просто обозреть сложившуюся ситуацию, встать перед выбором, проявить свои качества, свою добродетель и милосердие, должен был попытаться осознать, что за собой может повлечь сражение... Все это вопрос о нравственности, о качествах прежде всего угодных Богу в материальном мире. Но Арджуна не в первый раз участвовал в сражении и знал, что означает долг кшатрия. И также должен был осознать, что Воля Бога незыблема, и то, что вершится именно по Воле Бога, безгрешно.
Поэтому Aрджуна просит Господа Кришну, изначального духовного учителя, вынести окончательное решение.
БОГ: Не всегда Бог Говорит человеку сразу свое решение в диалоге с ним. Но как бы подводит к этому решению, позволяя человеку постепенно осознать в чем Воля Бога и помогает более безболезненно с Волей Бога согласиться.
Он предается Кришне и становится Его учеником.
БОГ: Отнюдь. Арджуна проявляет попытки предаться Богу Кришне и следовать Его Наставлениям. Но, тем не менее, полон сомнений, его качества недостаточны для того, чтобы полностью принять Слова Бога. Но его уровень, его ступень понимания и должны быть таковыми, чтобы он спрашивал, сомневался и этим был подходящим для продолжения диалога с Богом.
Он хочет прекратить дружескую беседу. Беседы между духовным учителем и учеником всегда серьезны, и Aрджуна намерен начать серьезный разговор с Кришной, признанным духовным учителем. Так Кришна стал первым духовным учителем, который поведал науку "Бхагавад-гиты", а Aрджуна - первым учеником, постигшим ее смысл. О том, как Aрджуна сумел понять "Бхагавад-гиту", повествуется в ней самой. И тем не менее недалекие мирские философы заявляют, что человек должен предаться не Кришне как личности, а "нерожденному в Кришне". Между Кришной снаружи и изнутри нет никакой разницы, и тот, кто не понимает этого, но в то же время пытается проникнуть в смысл "Бхагавад-гиты", - величайший глупец.
БОГ: Чтобы постичь Бхагавад-Гиту недостаточно просто ее выслушать. Необходим путь преданного служения и духовной практики, направленной на развитие качеств, угодных Богу и на постижение Всевышнего. Все это Арджуне только предстояло в этом и следующих рождениях.
Я не знаю, как совладать с этой иссушающей меня скорбью. Я не смогу избавиться от нее, даже если завоюю цветущее царство, которому не будут грозить никакие враги, и обрету власть, какой обладают небожители.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: "8. Я совершенно не вижу ничего, что смогло бы отвести от меня эти сокрушения, иссушающие чувства: ни обладание на Земле процветающим не имеющим соперников царством, ни также верховная власть полубогов.".
КОММЕНТAРИЙ: Aрджуна выдвинул множество доводов, основанных на знании религиозных заповедей и моральных норм, и все же без помощи духовного учителя, Господа Шри Кришны, он не смог разрешить мучившую его проблему. Ему стало ясно, что все его так называемые познания не помогут ему решить проблемы, которые буквально оглушили его. И без духовного учителя, подобного Господу Кришне, он был не в состоянии справиться с ними.
БОГ: Надо понимать, что Бог Кришна не должен считаться духовным учителем Арджуны. Бог Кришна и не наставлял Арджуну. Бог Кришна передал людям через Арджуну Святое Писание Бхагавад-Гиту и пояснял ему на тот период Божественную Волю. Говорить о Боге Кришне, как об учителе Арджуны нельзя. Нельзя категорически. Как бы Арджуна ни воспринимал этот диалог относительно себя. Бог Учит и наставляет человека ни как учитель, а как Бог. Бог работает с каждым. И этот процесс не может вмещаться в диалог, который сам по себе не направлен на Арджуну, хоть и Бог создает такую видимость, а на передачу Святого Писания людям. Но Бог работает так, чтобы и для Арджуны была польза в связи с некоторыми его несовершенными качествами и пониманиями.
Aкадемическое образование, глубокие познания или высокое положение в обществе не избавят нас от проблем; помочь в этом может только духовный учитель, подобный Кришне.
БОГ: Нет и не может быть в материальном мире никого ни по каким параметрам подобного Богу Кришне. Это абсурд. Сам Бог есть Высший Управляющий. Бог Учит и Наставляет ни как духовный учитель, а как Бог, Тот, Кто все Знает, Кто всем Управляет, Кто имеет План на Свое творение, Кто Лично Сам поднимает творение через непосредственный Божественный труд над каждым, будучи в полном отрешении от плодов Своего труда. Бог Учит, но Бог не учитель. Это - работа с творением, скрупулезный, непрерывный труд Бога в материальном мире и на духовном плане. Бог не выходит как учитель на непосредственный контакт с творением, но учит его и Наставляет через круговорот сансары, через материальные игры и роли, через выбор, через путь страданий и преодолений, через материальные и духовные практики, через поднятие нагара греховных качеств, через непосредственно Слово Бога.
Отсюда следует, что истинным можно считать только того духовного учителя, который обладает сознанием Кришны, ибо он способен разрешить все наши жизненные проблемы.
БОГ: Любой обладающий сознанием Бога Кришны человек не способен решить чьи-либо жизненные проблемы. Это прерогатива Бога. Но Бог не решает проблемы, а помогает их живому существу преодолеть. Ибо путь преодолений есть путь материального и духовного развития живых существ. Он не отменяется, не послабляется, не заменяется Богом. Ибо все проблемы каждого имеют кармические непреодолимые причины, основаны на деяниях живых существ в прошлом и настоящем, основаны на качества и на развитии качеств. Поэтому никто, никакой человек никакой ступени духовного развития не может ни помочь приодолеть ни отменить. Только Бог помогает живым существам и преодолеть и извлечь и принять как свой опыт и запомнить и себя самого впоследствии Волею Бога предупредить. Истинный духовный учитель тот, кто в совершенстве знает Святые Писания, опирается в любых своих суждениях на Волю и План Бога, а также Слово Бога, видя Причиной во всем только Бога. Только ссылаясь на Бога и помощь Бога такой человек может помочь другим людям и то, если Бог их к нему приведет.
Господь Чайтанья говорил, что истинным духовным учителем может стать любой, кто постиг науку сознания Кришны, независимо от того, какое положение в обществе он занимает.
киба випра, киба нйаси, шудра кене найа
йеи кришна-таттва-ветта, сеи `гуру' хайа
"Если человек - будь он випрой (знатоком ведических писаний), монахом, отрекшимся от мира, или же простолюдином, - овладел наукой сознания Кришны, значит, он достиг совершенства и является истинным духовным учителем" (Ч.-ч., Мадхья, 8.128). И наоборот, того, кто не постиг науку сознания Кришны, нельзя считать истинным духовным учителем. В ведических писаниях говорится то же самое:
шат-карма-нипуно випро
мантра-тантра-вишарадах
аваишнаво гурур на сйад
ваишнавах шва-пачо гурух
"Ученый брахман, сведущий во всех областях ведического знания, не имеет права становиться духовным учителем, если не является вайшнавом, то есть не владеет наукой сознания Кришны. Но вайшнав, будь он даже самого низкого происхождения, может стать духовным учителем" (Падма-пурана).
БОГ: Духовным учителем может стать любой, даже изучивший Святые Писания в стенах своего дома и в стена своего дома поклоняющийся Богу постоянно и выполняющий все религиозные принципы преданного Бога Кришны.
Проблемы материальной жизни - рождение, старость, болезни и смерть - нельзя разрешить, накопив богатство или добившись экономического благополучия. В мире немало богатых стран с развитой экономикой, где есть все необходимое для жизни, но и там люди не смогли разрешить основных проблем материального существования. Они прилагают столько усилий, чтобы достичь мира и покоя, однако истинное счастье можно обрести, лишь обратившись за советом к Кришне или к "Бхагавад-гите" и "Шримад-Бхагаватам" - книгам, в которых изложена наука о Кришне. Чтобы понять наставления Кришны, необходима помощь Его истинного представителя, то есть человека, обладающего сознанием Кришны.
БОГ: Если говорить об истинном счастье в материальном мире, то оно не существует. Ни для материальных людей, ни для преданных Бога Кришны в материальном мире нет существования без страданий. Всех Бог потрясает, все непременно идут по пути преодолений, все пожинают плоды своей греховной деятельности и из этой жизни и из прошлых, всем приходится очищать свое существований самыми непредвиденными материальными и духовными практиками, на которые направляет человека Бог. Ни одно мгновение Бог не позволяет человеку расслабиться. Ибо Земля есть Божественный тренажер и все тут направлено на развитие человека, на подъем его по ступеням собственного развития, а это путь страданий и преодолений, а это путь болезней и смертей, а это путь потрясений и войн, а это путь стихий и разрушений, а это путь долга и обязанностей, а это путь лишений, путь выбора, по сути путь, где все ищут Бога...
Если бы экономическое благополучие и материальные удобства могли избавить человека от проблем, с которыми он сталкивается в семье, обществе, государстве или в масштабах всего мира, Aрджуна не стал бы говорить, что даже царство, которому не грозят никакие враги, или власть, которой обладают небожители, не могут заглушить его скорбь. Это побудило Aрджуну искать утешения в сознании Кришны: только тот, кто идет этим путем, сможет достичь мира и гармонии.
БОГ: Арджуна понятия не имел о сознании Бога Кришны. Он был просто поставлен Богом перед своими личными проблемами и переживаниями. Это была сильно действующая Божественная энергия, которая всему придала очень сильное, потрясающее значение, сопровождаемое мыслительным заключением, подаваемым Богом. Поэтому с Богом было говорить очень тяжело, почти невыносимо, больно, Бог дал сильнейшее осознание происходящего, показал реально всех присутствующих на поле Боя, указал на родственников, друзей, учителей... Такой практики у Арджуны не было, так сильно его суть не была прежде напряжена, так сильно вопросы нравственности прежде не беспокоили его как кшатрия... Когда человек проходит такую практику внутренней боли, он понимает, что все богатства меркнут по сравнению с таким потрясением... И оно может быть и впредь, ибо эта боль всегда может повториться, как только Арджуна вмспомнит, какой ценой он завоевал трон... Именно эта боль ему теперь кажется определяющей все, делающей все акценты, всему дающей оценку... И только Бог может ему помочь, Тот, Кто Управляет чувствами. Все остальное меркнет и неутешительно и заглушить боль не сможет ни власть полубогов, ни само царствование и все, что из этого может последовать... Никакие альтернативы не работают у человека, если им Управляет Бог. Только Сам Бог возводит боль до степени непреодолимой и Сам ее снимает, когда мгновенно, когда - шаг за шагом...
Экономического благополучия или мирового господства нас могут в любой момент лишить стихийные бедствия.
БОГ: Это материальное суждение. Всего лишает только Бог.За всем стоит только Бог. На все Воля и План Бога, но строго в сответствии с кармой человека, с качествами человека, с его ступенью материального и духовного развития.
Даже жизнь на высших планетах, например на Луне, к которой так рвется сейчас человек, в какой-то момент подходит к концу.