Совершенным йогом, о Aрджуна, называют того, кто, сопоставляя каждого с собой, видит истинное равенство всех существ, независимо от того, счастливы они или нет.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: "32.Любой, о, Арджуна, кто, сравнивая с собой живые существа, видит их равенство во всем, будь то счастье или страдание, такой йог считается достигшим успеха.". Т.е. в стихе идет речь не о совершенстве преданного, а об успехе в практике преданного служения. Однако, такое видение дает преданному только Бог вследствие достаточно долгой практики преданного служения и здесь старания человека. Сам йог без Воли на то Бога, ничего не увидит, как бы пристально не пытался сравнивать людей между собой и не только в счастье и страдании, но и во многих других направлениях материального существования. Бог дает такое понимание и закрепляет отнюдь не сразу, а постепенно, заостряя внимание человека непроизвольно на других людях, на их речи, поведении, эмоциональном проявлении, помогая улавливать схожесть со своими чувствами, мыслительным процессом, своим отношением и пр. Постепенно человек шаг за шагом приходит к пониманию, что люди все в принципе устроены одинаково, достаточно понятливы, примерно задают одни и те же вопросы и примерно сами изнутри берут одни и те же ответы, в одинаковых ситуациях примерно одно и то же ожидают, очень часто одно и то же говорят или хотят услышать. При всем великом внешнем разнообразии людей, они действительно как немного все находятся на разных ступенях понимания, но они понятливы к другим ступеням, но не всегда их принимают, ибо ими управляют их качества, их быт, их интересы, их личное окружение, их вид деятельности, что как бы внешне выглядит, как разные отдельные существования. Но йог понимает, что и не может быть у людей при Одном Творце и Ведущем особое различие в их развитии, но все же отличие обуславливает и момент получения человеческого тела, когда живое существо влилось в человеческий мир из животного мира. А также, различие видимое как бы дает Сам Бог через судьбы людей, их работу и качества. Вот за этим всем различием Бог йогу позволяет все же увидеть единое происхождение и единую направленность развития всех через разные по сути игры и роли, но такие, что они фактически дублируют друг друга, привнося в людей и единые качества, которые как бы выкристаллизовываются в круговороте сансары.
КОММЕНТAРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, является совершенным йогом; по своему опыту он знает, что каждый в этом мире страдает и каждый испытывает счастье.
БОГ: Никто, ни один преданный Бога Кришны не может быть совершенным преданным. Совершенен только Бог. Другое понимание есть самонадеянность и невежество.
Мы страдаем потому, что забыли свои отношения с Богом.
БОГ: Никто в материальном мире не мог забыть неких своих отношений с Богом. Ибо никто не пал из духовного плана. Живые существа в материальном мире только поднимаются к Богу из низших форм жизни и только в теле человека, и то не сразу Бог начинает давать религию и далее осознанный путь к Богу через религии и религиозную практику. Человек также в пути своего материального развития, непременно идет по пути страданий и преодолений, как и все живые существа, ибо материальный мир призван Богом развивать качества, угодные Богу; но для того, чтобы их развивать, надо избавляться от качеств более низкого порядка, которые унаследовал человек из животного мира. Эти качества, которые перешли в человеческое тело из животного мира, в мире людей влекут за собой последствия греховной деятельности. Эти долги перед Богом надо отдавать. Для этого Бог вовлекает человека в те материальные игры и роли, которые через путь страданий и преодолений искореняют качества низкого порядка. Отсюда и все страдания. Без этого невозможно развивать более высокие качества и подниматься по лестнице собственного развития до уровня тех качеств, которые достаточны, чтобы Бог привел человека к преданному служению. Но и в преданном служении кармические долги могут напоминать о себе, и поэтому человек может испытывать потрясения и страдания и в преданном служении.
A истинное счастье приходит к тому, кто понял, что плоды всей нашей деятельности принадлежат Кришне, ибо Он - верховный наслаждающийся, и знает, что Он также владыка всех земель и планет и лучший друг каждого.
БОГ: Истинное счастье в материальном мире не присутствует. Но тем не менее, есть такие состояния, которые люди называют счастьем, и это Бог дает и поддерживает через Свои иллюзорные энергии, ибо это есть путь отдыха, путь переключения от мирских дел, путь некоторого эмоционального полного удовлетворения, путь возвышенных чувств, путь власти, славы, денег, почитания... Без этих иллюзорных энергий Бога, поддерживающих такой материальный настрой ума материального человека, невозможно развивать человека, давать ему желание жить и все преодолевать, как и цель, как и смысл. Но в материальном мире материальное условное счастье достаточно сложно удержать или им насладиться в полной мере. Всегда Бог дает понимание живому существу, что достигнутое или нежданное счастье недолговечно, имеет неожиданные грани своего проявления, что порой достигается неимоверными усилиями и не приносит ожидаемого и запланированного. Очень часто люди это иллюзорное счастье пытаются друг у друга похитить, но насладиться им почти не получается, как бы оно ни радовало глаза, уши, ум, понимание. Бог всегда дает человеку и разочарование и другие ориентиры на другое счастье и вновь направляет по пути вожделений, которые часто заканчиваются и потерями. С большим трудом люди начинают приходить к пониманию в себе, что счастье иллюзорно, что оно не приносит мир, что оно обещает одно, но дает совсем другое. И таким образом, многие начинают сводить счастье к более земным вещам, как-то - здоровье, дети, мир в семье, верность, любовь, крыша над головой, работа. И все это в самом среднем проявлении. Лишь бы было. И далее готовы просто его поддерживать своим трудом, не ища в нем ярких вспышек, великих чувств, великой роскоши, свободы передвижений и независимости от условностей материального мира. Через понимание счастья и усмирение своих притязаний люди постепенно как привыкают не очень и претендовать, но дорожить и тем, что есть. Это уже то, что в человеке Бог поддерживает и может давать более стабильно, ибо на самом деле здесь уже можно говорить и о простом образе жизни и об аскетизме и о качествах, которые могут подойти, чтобы направить человека на путь преданного служения и далее на духовный план, ибо, когда человек и малое считает за счастье и дорожит им, тогда можно говорить, что даже в теле материалиста он Милостью Бога постепенно освобождается от материальных иллюзий и приходит в ту норму, которая и есть проявление качеств более высокого порядка. Но такое умонастроение в человеке достигается достаточно долгим круговоротом рождений и смертей. Просто так в один присест человек не может отказаться от материального счастья, ибо его чувства постоянно направлены на внешний материальный полных разных соблазнов мир. Но опыт каждой жизни непременно оседает в человеке аскетическими качествами и разочарованием от своих всех безуспешных поисков счастья и наполняется убеждением, что в материальном мире очень дорого стоят самые простые вещи - семья, дом, ребенок, труд и начинает этим дорожить и добывать свое счастье своим повседневным кропотливым трудом.
Совершенный йог понимает, что живое существо, порабощенное гунами материальной природы, испытывает тройственные страдания только потому, что забыло свои отношения с Кришной.
БОГ: Нет совершенных йогов. Также, живое существо в материальном мире всегда находится под влиянием иллюзорных энергий Бога. Но надо знать и то, что без этих энергий человек вообще не сможет выжить в материальном мире, ибо только через них Бог развивает человека, дает ему интерес к жизни, вовлекает в материальные игры и роли, которые через страдания и преодоления развивают качества человека, так поднимая его по ступеням собственного материального и духовного развития. Поэтому надо говорить не о порабощении, а об инструментах (гуннах природы) Бога развивающего порядка, которые и выводят к преданному служению каждого; и до поры Бог каждого проводит именно через гунны материальной природы, ибо они есть творение Бога, есть то, что всегда сопровождает материальный мир, что во благо живым существам; и только через эти энергии человек в материальном мире может работать, иметь семью, адекватно себя понимать и проявлять, развиваться, иметь интерес к своей жизни, иметь цели и планы на жизнь и устремляться не безуспешно по пути преодолений. Также, никто не забыл отношений с Богом, ибо ни у кого раньше их и не было. Все только на этот уровень развития в материальном мире поднимаются с низших до человеческих форм существования. Также, тройственные страдания в материальном мире есть то, что непременно всегда и материальный мир сопровождает, ибо также есть средство развития живых существ. Все в материальном мире находится под Управлением Бога, все воздается каждому строго по Воле и Плану Бога на развитие каждого. Материальный мир создан Абсолютно, и Бог работает с творением Абсолютно. Это надо знать и через это понимание и комментировать Слова Бога в Бхагавад-Гите. Иное понимание может принести только вред, развить те неугодные Богу качества в человеке, которые потом придется искоренять тысячелетия в каждом.
И поскольку тот, кто обрел сознание Кришны, становится счастливым, он стремится принести знание о Кришне в каждый уголок земли.
БОГ: Говорить о том, что преданный, занятый преданным служением, становится счастливым, можно отчасти. Не дает Бог этой энергии преданному постоянно, но достаточно условно, некоторыми периодами, но почивать на них нельзя, ибо любое чувство счастья имеет свойство расслаблять человека, входить в иллюзию относительно себя, дает человеку также состояние удовлетворения собой и своим преданным служением. Рано еще быть счастливым в Боге, но можно быть удовлетворенным в не очень большой степени и можно всегда понимать, что ты на верном пути, и ты занимаешься той практикой, которая тебе дана Самим Богом, а потому твой путь беспроигрышный, фактически абсолютный, полностью контролируемый и направляемый Богом, есть твой также конечный путь в материальном мире, даже если он продолжится в следующей жизни. Этот путь все-равно на выход из материального существования и превыше тех совершенных знаний, которые тебе дал Бог, нет и больше никогда не будет. Ты не будешь больше слоняться по материальному миру в поисках смысла жизни и своего предназначения, ибо ты уже все нашел, и дебри материи не для тебя. Что касается распространения сознания Бога Кришны, то и этот вопрос сам преданный не решает, но только Бог, Который ведет преданного и Который дает ему все желания и возможности, как и непреодолимое иногда чувство передать Слово Бога и другим людям. В таком случае, Бог Сам приводит к преданному тех, кому пора. И Сам Дает слушателей, и Сам дает задавать преданному вопросы, и Сам преданному открывает уста, и Сам в преданном Говорит то, что другим по их ступени материального и духовного развития можно услышать, знать и в свое время последовать. Все делает в преданном Сам Бог.
Совершенный йог старается убедить людей в необходимости обрести сознание Кришны, поэтому он - самый лучший благодетель и самый дорогой слуга Господа. На ча тасман манушйешу кашчин ме прийа-криттамах (Б.-г., 18.69).
БОГ: Нет в Боге совершенных йогов. Также, проповедовать - есть прямой долг преданного. Но при этом все условия для этого преданному создает Сам Бог. Восхвалять себя преданным не надо или не следует, ибо в них за них все делает Сам Бог, а они служат Богу Кришне автоматически, не особо сильно переутомляясь. Поэтому, надо быть более перед Богом смиренным, более считать себя слугой и меньше восхвалять себя перед Богом, не называя себя ни самым дорогим, ни самым лучшим и ни благодетелем. А смиренным служителем Бога Кришны.
Иными словами, преданный Господа неустанно заботится о благе всех существ и потому является истинным другом каждого.
БОГ: надо служить Богу Кришне все же в состоянии отрешения и смирения, кротости и не привязанности, никак не оценивая свой труд, не считая, что деяния его есть "неустанная забота о благе всех существ". Это все же прерогатива Бога.
Он лучший из всех йогов, ибо стремится к совершенству не ради собственного блага, но ради блага других.
БОГ: если говорить точно, то преданный Бога Кришны в материальном мире более, чем кто-либо еще, печется именно о своих благах, ибо все труды свои осознанно посвящает выходу на духовный план. А это и есть большая привязанность к плодам, без которой почти никто из преданных не остается или НИКТО. Это Бог Знает. Также, что касается блага других, то сам преданный палец о палец не ударяет в своем преданном служении, ибо полностью от начала до конца ведом Богом и Сам Бог расписывает преданному его полный распорядок дня в преданном служении, и Сам в преданном этот распорядок и выполняет. А преданный есть лишь тот автомат, который полностью подчинен Богу и не сможет без Бога сдвинуться ни вправо, ни влево.
Он никогда не враждует с другими существами - своими собратьями.
БОГ: Отнюдь. Преданные тоже стоят на разных ступенях преданного служения и очень не плохо могут враждовать и в своей семье и с преданными, и с другими людьми. Также, далеко не все преданные доподлинно знают свои качества. Есть те качества, которые Бог в них пока не поднимает нагара. Но если немного изменить обстановку, ситуацию или вовлечь преданного в определенные игры и роли, то преданный по многим качествам может проявить греховность, нисколько не уступающую греховности материальных людей, включая и недружелюбие и агрессию. Поэтому лучше всего и правильно будет не восхвалять себя. Просто преданно служить Богу и стараться. Остальное Бог будет исправлять и средствами преданного служения и средствами материального мира. Пусть преданный просто знает о себе, что он несовершенный и не может также доподлинно знать, на какой ступени развития он стоит и какие качества ему еще присущи. Также, преданный будет прав, если всегда будет просить у Бога прощение и если будет просить Бога помочь ему в качествах и в преданном служении, также, если будет всегда благодарить Бога за труд Бога над ним.
Такова разница между чистым преданным Господа и йогом, заинтересованным лишь в собственном совершенствовании.
БОГ: не следует задаваться вопросом, кто кого выше. Это излишняя суета, недостойная преданного Бога Кришны.
Йог, который уходит в уединенное место в поисках идеальных условий для медитации, может не быть столь возвышенным, как преданный, старающийся изо всех сил привлечь каждого человека к сознанию Кришны.
БОГ: Если Бог уводит йога в уединенное место для практики йоги, то это ступень этого человека, его путь реализации, это также есть Воля и План Бога на духовное развитие человека. Если его так повел Бог - значит, это ему на пользу, значит, он через такую практику йоги должен пройти, чтобы извлечь то, что наметил на него Бог. Обсуждать этого человека, осуждать, говорить о его ступени развития или о том, кто выше, непозволительно преданному, ибо он должен быть отрешен от других людей, как бы они себя Волею и Планом Бога не проявляли.
ТЕКСТ 33
арджуна увача
йо 'йам йогас твайа проктах
самйена мадхусудана
этасйахам на пашйами
чанчалатват стхитим стхирам
арджунах увача - Aрджуна сказал; йах айам - тот, который; йогах - метод мистической йоги; твайа - Тобой; проктах - описанный; самйена - в общих чертах; мадху-судана - о покоритель демона Мадху; этасйа - этого; ахам - я; на - не; пашйами - вижу; чанчалатват - от беспокойства; стхитим - состояние; стхирам - устойчивое.
Aрджуна сказал: О Мадхусудана, практика йоги, которую Ты описал, кажется мне непосильной, ибо ум мой беспокоен и неустойчив.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: "33.Арджуна сказал. Эту практику йоги, которую Ты мне вкратце описал, о, Мадхусудана, я не вижу, как применить к себе из-за беспокойности своего ума даже в устойчивом положении.".
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе Aрджуна отвергает практику мистической йоги, описанную Господом Кришной (начиная со слов шучау деше и до йоги парамах), ибо считает ее непосильной.
БОГ: Арджуна ничего не отвергает, но Милостью Бога выражает сомнение относительно применимости такой йоги к себе. Это сомнение Сам Бог дает ему и поднимает через Арджуну этот вопрос, дабы вовлечь его в диалог касательно ума человека, в вопрос, можно ли на самом деле им, умом Управлять, ибо это должны знать все, кто пожелает как-то усмирить свой ум или контролировать свой мыслительный процесс, что на самом деле весьма чревато, поскольку ум есть Бог в человеке, есть средство Бога, работающее над человеком, в плане Управления им и также развития. По сути, ум ни остановить, ни обуздать, ни скорректировать невозможно. Но направить его на преданное служение, на связующий процесс с Богом, скажем, в карма-йоге или гйана-йоге, возможно. Но и это достижимо только через путь преданного служения, неослабное старание в нем со всеми входящими сюда духовными практиками и поклонением Богу Кришне.
В век Кали обыкновенный человек не может уйти из дома в горы или в лес, чтобы в уединении заниматься йогой. Жизнь людей в этот век коротка, и всю ее они проводят в тяжелой борьбе за существование.
БОГ: В любую эпоху Бог дает людям свою духовную практику, свои возможности. В современном мире Бог найдет для любого йога, идущего по пути медитационной йоги, возможность уединиться, если это будет соответствовать его ступени материального и духовного развития, будет благоприятно и другого пути в духовной практике для него Бог не изыщет. Бог через мысль всегда Укажет человеку то место, которое и будет ему подходить или приемлемо. Это не проблема в любую эпоху. Также, жизнь людей, ее отрезок также есть Воля и План Бога на свое творение, и этот отрезок в каждом рождении каждого решает все задачи, поставленные Богом на каждого отдельного человека в плане его материального и духовного развития и не есть препятствие для того, чтобы человек Волею Бога развивался и достигал качества, которые в свое время и выведут к преданному служению и далее на духовный план.
Они не принимают всерьез даже простые, легко выполнимые виды духовной практики - что же тогда говорить о более сложной системе йоги, которая требует особого образа жизни, определенного положения тела во время медитации, тщательного выбора места и полного отстранения ума от материальной деятельности.
БОГ: Если Бог направляет человека на ту или иную йогу, давая ему умом обоснование такого желания, давая возможности, давая и убеждения и непременно необходимые духовные знания, то печься о том, сможет или не сможет такой йог практически заниматься такой йогой, преданному не следует, ибо это Божье дело, а не его ума. Пусть занимается своим преданным служением, не пытаясь как-то опорочить других йогов или уличить их в невежестве или в несостоятельности. Как преданный служит преданно с Богом, так и любой йог выполняет духовную практику с Богом. И если будет надо, Бог изнутри мыслью йога даст ему безошибочно и точно исполнять эту йогу и даже лучше, чем у многих других, как и даст ему необходимое окружение, обстоятельства, материальную поддержку и непременно желание и надежду, как и свой видимый на данном этапе духовного и материального развития результат.
Будучи человеком практичным, Aрджуна понимал, что эта практика йоги ему не по силам, хотя у него было очень много достоинств. Он жил очень долго, принадлежал к царскому роду, был наделен множеством добродетелей, прославился как великий воин и, самое главное, был близким другом Господа Кришны, Верховной Личности Бога.
БОГ: Арджуне не был человеком практичным, он многое делал далеко не правильно и не мог быть в этом плане разумным. Это был человек по качествам скорее средним, немного невежественным, нетерпеливым, не трудолюбивым, но как кшатрий старался, и ему в этом помогал Бог. Также Арджуна был не очень и богат и не мог правильно распределять свои не очень большие средства, бывал в долгах и зависимостях от других людей, иногда мог паниковать и искал защиту у Бога. Также не очень был старателен в религии и соблюдал религиозные устои больше поверхностно, глубоко в религиозные знания не входил и не испытывал к этому процессу особого влечения. Но для диалога с Богом вполне подходил, как и его уровень качеств и пониманий, как и знаний, как и положение в обществе было достаточным, чтобы Бог мог ему передать Бхагавад-Гиту, а через него и другим его современником и так далее. Ни другом, ни родственником Бога его называть нельзя. Это была просто джива, которую Бог подготовил для определенных игр и ролей в материальном мире, пригодная для той миссии по своим качествам в целом, которые на нее наложил Бог.
Пять тысяч лет назад у Aрджуны было гораздо больше достоинств, чем у нас в нынешнее время, и все же он отверг практику мистической йоги.
БОГ: Арджуна был достаточно примитивно мыслящий и понимающий человек. Никто особо в современном мире по уровню мышления в зрелом возрасте ему бы не уступил. Достоинства его были относительны, но он как кшатрий, должен был проявлять качества кшатрия и в этом ему Бог помогал. Ничего также он не опровергал и не мог опровергнуть, ибо им полностью Управлял Бог и понуждал быть в своих рамках, не превышая то, что на него задумал Бог, и все его возражения были оформлены Богом в сомнения и вопросы и не более того.
Мы нигде не найдем упоминания о том, что он когда-либо занимался ей.
БОГ: Арджуна никогда никакими йогами не занимался, но был достаточно о них наслышан. Но этот путь медитационной йоги для него был не очень и подходящим, как и отрешенный образ жизни. Его качества этому не могли подходить, ибо Бог его изначально направлял на те качества, которые необходимы, чтобы непосредственно служить Личности Бога и которые ему, Арджуне, помогли через пять тысяч лет получить тело женщины, с которой Бог снова вышел на очень долгий диалог, который завершится передачей преданным Бога Кришны Новых Святых Писаний, ориентированных на людей начала и далее третьего тысячелетия.
Поэтому для основной массы людей, живущих в век Кали, данную практику йоги следует считать неприемлемой.
БОГ: эта практика медитационной йоги не может быть использована для всех, но есть те уровни развития человека, те духовные ступени человека, которые пригодны для такой практики и могут принести людям свои плоды, развив качества, которые Бог использует при подготовке человека к началу преданного служения Богу Кришне.
Конечно, некоторые, очень редкие люди могут заниматься ей, но для большинства это невозможно.
БОГ: В современном мире такое высказывание может иметь место.
Если так обстояли дела пять тысяч лет назад, что тогда говорить о сегодняшнем дне? Те, кто пытается имитировать эту практику, посещая пресловутые школы и общества йоги, лишь напрасно теряют время, хотя и думают, что добились каких-то успехов. Они пребывают в полном неведении относительно истинной цели йоги.
БОГ: Никто в материальном мире ни по какому поводу зря времени не теряет. Все Управляется Богом, все происходит по Воле Бога, и все имеет свою пользу для человека и потому не подлежит обсуждению или осуждению никем, тем более преданными.
Ум непоседлив, неистов, упрям и необычайно силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер.
БОГ: Перевод правильный. Более точный перевод: "34.Всегда непременно мерцающий ум, о, Кришна, возбуждаясь, становится сильным и упрямым. Его подчинить, я думаю, также трудно, как ветер.". Здесь Бог через уста Арджуны всем Говорит Суть. И простой человек, как Арджуна, с этим не может не согласиться, ибо его практика это подтверждает. Здесь надо обратить внимание, что ум может как мерцать, а может возбуждаться. И то и другое состояние ума дает человеку Бог. И человек видит, понимает, что иногда его ум вовлекает его в тот мыслительный процесс и с такой силой, что сам человек следует за умом и становится абсолютно привязанным к тому, что ум выдвинул на первый план. И ум заставляет здесь человека принимать ум за себя, полностью просматривать все, что он предлагает с великой заинтересованность, если надо, то и переживать, если надо, то и планировать, если надо, то печалиться... и потом, как по мановению волшебной палочки, все удаляется и становится незначимым, неинтересным, не отвлекающим от других дел... ум становится тихим, как мерцающим... но доверять ему невозможно, ибо у него непочатый край направлений, и куда он дальше занесет человека вполне реально, человек знать не может... и как его угомонить, когда он доминирует всегда и во всем, легко сбрасывая с себя любое усилие человека оторваться от изысканий ума или хоть как-то смягчить их...
КОММЕНТAРИЙ: Ум так силен и упрям, что порой берет верх над разумом, хотя по идее должен подчиняться ему.
БОГ: надо понимать, что на самом деле и ум и разум есть в человеке Бог, работающий с человеком согласно Воле и Плану Бога на человека. Никак разум не может доминировать над умом. Эти вожжи правления для души абсолютно иллюзорны. Но Бог дает на некоторых этапах духовного развития человека как видимое управление своим умом через разум. Таких видимостей Бог дает немало и материальному человеку и преданному, но каждому свои. Но преданный должен хорошо понимать, что есть только Один Управляющий всеми событиями в теле человека, с его душой - это Личность Бога. Но чтобы все же преданное служение не страдало от вечных желаний души в материальном мире, будучи привязанной к этому миру многие и многие тысячелетия, Бог дает душе те практики духовного порядка, которые якобы осуществляют контроль ума и разума, помогая им переключаться на преданное служение преимущественно. Но эти практики не работают без Воли Бога, ни от чего не отведут и ничему не поставят в душе запрет, ибо сами по себе ничтожны. Но они есть непременное условие того, чтобы Бог Сам Лично начинал в человеке ослаблять материальные рвения, ослабляя ум, который на них направляет. Т.е. как только человек старается в преданном служении, понимая свои камни преткновения, только тогда при длительных практиках преданного служения Бог начинает так направлять мыслительный процесс, что его предметом все чаще становится само преданное служение, а материальные вещи перестают замечаться умом, что человек в себе трактует, как личный результат, как плоды личного усилия, как успех, как достижение, как ступень преданного служения. Но такому преданному надо было бы начать и продолжить с вознесения благодарения Богу. Ибо Бог дает как контроль ума, ибо Бог дает как контроль разума, ибо Бог дает как контроль желаний и чувств. И все эти "как" имеют тот смысл, что не человек своими усилиями, но Бог в нем, смотря на эти усилия все постепенно убирает, при условии, что старание в преданном служении будет и впредь, как и так называемый внутренний процесс "контроля" ума и пр.
В повседневной жизни человеку приходится преодолевать множество препятствий, и ему, безусловно, очень трудно держать ум в повиновении. Обыкновенный человек может пытаться одинаково относиться к друзьям и врагам, но в конечном счете у него ничего не получится, поскольку обуздать ум труднее, чем сдержать ураганный ветер.
БОГ: Задаться мыслью о необходимости контроля своего ума Волею Бога приходится каждому преданному. Ибо в этом видится единственный путь к осуществлению отрешения от материального мира, что есть уже ступень преданного служения. Но есть другой, менее насильственный над умом путь и тоже действенный. Не следует подавлять ум всеми в себе изыскиваемыми средствами и предлагаемыми практиками духовного порядка, но просто сразу понять, что ум не подавляем НИКОГДА, ибо ум есть САМ БОГ. И в таком случае просто всегда просить Бога в этом вопросе помочь, просить молитвой, каждый день. И как только ум еще смотрит по сторонам, не сосредотачивая на преданном служении, то в таком случае снова молиться и обращать взгляд к Богу в себе. Раз Бог есть ум, то к нему и напрямую, но на уровне молитвы и обращаться. И все. Не взывать к разуму, не взывать к своей душе, а к Богу. И просто преданно служить Богу, стараться непременно, ничего и никакими средствами не стараясь заглушать. Пусть ум работает. Что не так - к Богу: Помоги, о Всевышний. И ничего Богу объяснять не надо. Бог все Знает. Проси, благодари, проси прощение. И так изо дня в день на уровне ума или просто непрерывно твори молитву в себе, не давая себе другого мыслительного процесса. А молитва всегда действенна и есть самое правильное средство отрешения от материи в этом мире. Но непременно вместе с преданным служением.
В Ведах (Катха-упанишад, 1.3.3 - 4) сказано:
атманам ратхинам виддхи
шарирам ратхам эва ча
буддхим ту саратхим виддхи
манах праграхам эва ча
индрийани хайан ахур
вишайамс тешу го-чаран
атмендрийа-мано-йуктам
бхоктетй ахур манишинах
"Индивидуальная душа сидит на колеснице материального тела, которой управляет возница-разум. Ум - это вожжи в руках возницы, а чувства - лошади. Под воздействием ума и чувств живое существо то радуется, то страдает. Так утверждают великие мудрецы".
Бог: Эта зарисовка, такое понимание никакой вопрос практически относительно ума не решает, как и чувств, как и желаний. Не следует обращаться к такого рода сравнениям, не следует здесь особо напрягать ум, но просто понимать, что и ум, и разум, и чувства, и желания - все дает Бог. Дает по ступени человеческого развития. Но если человек уже достиг лестницы преданного служения, то самое правильное обращаться к Источнику всего, к Богу и через молитвы и через старание в преданном служении, напрямую. Но с смирением и молитвой.
Разум создан для того, чтобы руководить умом, но ум столь силен и упрям, что нередко берет верх даже над разумом, подобно тому как острая инфекция иногда оказывается сильнее самых сильных лекарств.
БОГ: Ничто ни над чем верх не берет. Это иллюзия. Все работает в свою отведенную Богом меру, все работает над человеком, его качествами, его развитием и материальным и духовным. Разум не может руководить умом, ибо и не направлен на ум. Разум, как и ум, работает с непосредственно человеком, и ибо они не зависят от него ни в какой степени и ни в каком вопросе. Ум дает Бог в виде мыслительного процесса, направляющего душу, человека, на те или иные вопросы его существования, как личного порядка, так и нет. А разум, когда человек входит в свой ум и вторит ему или пытается через него разобраться, разум указывает, в чем этот мыслительный процесс благоприятен или нет, что полезно, а что нет, какие могут быть последствия, что выбрать и почему и пр. Это как бы двусторонняя работа Бога в человеке. Где временами поверх ума и разума Бог напоминает человеку, что это все хорошо, но разве он не видит, что сейчас привязка к материальному миру присутствует и решаются вопросы в нем относительно того, что преданному не по его пути. И что с этим делать? Тотчас начинать молиться в себе и просить Бога не поддаваться искушению, хотя оно может быть уже и велико. Но Бог дает преданному как спохватиться и начинать внутренний процесс устранения. Этот процесс надо усиливать только молитвами к Богу и воздерживаться от принятия мер, по удовлетворению своих чувств тем, что предложил ум.
Обуздать ум можно, занимаясь йогой, но для Aрджуны, жившего в миру, это было не по силам. Что же тогда говорить о современных людях? Aрджуна использует здесь очень удачное сравнение: никто не в силах остановить ветер. Но усмирить беспокойный ум еще труднее. Самый легкий метод, позволяющий совладать с умом, дал людям Господь Чайтанья. Он велел им очень смиренно повторять "Харе Кришна", великую мантру, дарующую освобождение. Са ваи манах кришна-падаравиндайох: надо думать только о Кришне. Лишь тогда ум сможет успокоиться, и ничто уже не выведет его из равновесия.
БОГ: Джапа-медитацию в современном мире Бог прекращает. Надо просто время от времени читать в себе молитву, которую Бог дал людям третьего тысячелетия, которая также помогает Волею Бога не отвлекаться на внешний материальный мир и то, что он сулит, и также непосредственно обращаться через свой мыслительный процесс к Богу Кришне в себе, просто прося убрать этот материальный мыслительный процесс, который направляет на внешние объекты материального мира, вызывая к ним сильное устойчивое желание.