120. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 54-58.
ТЕКСТ 54
брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам
брахма-бхутах - единый с Aбсолютом; прасанна-атма - исполненный ликования; на - не; шочати - скорбит; на - не; канкшати - желает; самах - равный; сарвешу - во всех; бхутешу - живых существах; мат-бхактим - преданное служение Мне; лабхате - обретает; парам - трансцендентное.
Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: "54.Счастливая душа, достигая уровня Брахмана, никогда не скорбит и никогда не желает. Равно расположенная ко всем живым существам, она выигрывает наивысшее служение Мне.". Не достигает душа ни в условиях материального мира, ни на духовном плане уровня Брахмана. Брахман - Сам Бог, Верховная Божественная Личность. Достичь Бога невозможно ни по каким параметрам. Даже общаясь с Богом на духовном плане или в условиях материального мира человек не достигает Бога, но Бог с ним Говорит, будучи в Великом отрешении, Говорит и непосредственно и через свои внутренние энергии, говорит на уровне человека, его понимания и качеств. Но никогда не приближает к Себе человека; но такая иллюзия и на духовном плане, и в материальном мире присутствует. Что касается наивысшего служения Богу, то это сказано, как обещание Арджуне. Нет высшего служения Богу. Есть просто служение Богу и в материальном мире, и на духовном плане. И на духовном плане, и в материальном мире преданное служение знает ступени, но по этим ступеням надо подниматься, но никак их не выигрывают. Так не бывает. Также, в материальном мире преданные не могут быть полностью освобожденными от скорби и желаний. Но эти вещи в свою меру и непременно контролируются человеком через совершенные духовные знания и качества. И весь этот процесс состояния человека на любом уровне его развития Управляется только Богом.
КОММЕНТAРИЙ: Для имперсоналиста достижение уровня брахма-бхуты, слияния с Aбсолютом, является высшей ступенью совершенства.
БОГ: Надо знать, что ни на какой ступени материального и духовного развития человек не может сливаться с Богом Кришной. Такой ступени религиозного развития человека не существует.
Однако чистый преданный, не останавливаясь на этом, начинает заниматься чистым преданным служением.
БОГ: Никогда преданный ни на какой ступени преданного служения не сливается с Богом Кришной. Нет такого этапа в его духовном развитии, чтобы преданный на нем "не останавливался". Также, никто не может заниматься "чистым преданным служением", ибо на любой ступени преданного служения человек не совершенен, не обладает высокими духовными качествами, а потому склонен ошибаться, что и делает его преданное служение не чистым. Чистый только Бог Кришна. Живые существа на любой ступени материального и духовного развития ущербны или склонны ошибаться.
Это значит, что чистый преданный, который служит Верховному Господу, уже получил освобождение, то есть достиг уровня брахма-бхуты и стал единым с Aбсолютом.
БОГ: На самом деле никогда человек не достигает состояния единения с Богом Кришной. Будучи неотделимой частицей Бога, человек, преданный Бога Кришны, отличен от Бога по всем параметрам; он постоянно находится в пути преданного служения Богу Кришне, средствами которого развивает качества, приближающие к Богу Кришне, но в плане человеческом, необходимом именно для преданного служения Богу Кришне и здесь совершенствования. Но о слиянии с Богом Кришной говорить невозможно ни на каком этапе материального и духовного развития человека. Также, невозможно говорить об освобождении человека даже тогда, когда он выходит на духовный план. Он всегда остается зависимым, беспомощным, полностью подчиненным Богу Кришне живым существом.
Без единства со Всевышним, то есть с Aбсолютом, невозможно служить Ему. На абсолютном уровне стирается грань между слугой и господином, хотя в высшем, духовном смысле различие между ними остается всегда.
БОГ: Никогда, никогда, никогда грань между живым существом и Богом Кришной не стирается, ни на каком уровне материального и духовного развития человека, ни через какие его усилия в преданном служении, ибо качества человека и Бога Кришны несоизмеримы и для человека качества Бога недостижимы. Существует не единство с Богом, а вхождение в Бога, утверждение в Боге. Но это чисто человеческая ситуация, где Бог дает постигать Себя настолько, насколько это возможно на уровне человека, на сколько это благоприятно для преданного служения и общения с Богом на духовном плане.
В материальном мире, где люди трудятся ради того, чтобы наслаждаться, страдания неизбежны, но в абсолютном мире, где живые существа занимаются чистым преданным служением, страданий не существует.
БОГ: В материальном мире люди трудятся не столько, чтобы наслаждаться, ибо Бог так ведет человека, чтобы его мысль была направлена на то, чтобы поддержать свое тело, растить детей, обставлять самым необходимым свой быт, отдавать долги, помогать близким, оплачивать коммунальные платежи, приобретать жилье, отдыхать... Излишеств у людей не так много, и если они есть, то это то, чем в любом случае Управляет Бог Кришна и дает через наслаждения материальными благами вовлекаться в те игры и роли, которые имеют, прежде всего, развивающий и наставляющий характер. Никто, ни богатый, ни бедный в материальном мире не нежится в материальных благах, ибо Бог работает с творением абсолютно. Все идут по пути материального и духовного развития только вверх, и всем хватает в этом пути и страданий и преодолений, ибо всегда вопрос стоит о развитии качеств высокого материального и духовного порядка. А для этого надо отказываться от качеств низкого или греховного уровня. Поэтому процесс воспитания человека требует от него отказ от качеств греховных, что происходит тогда, когда Бог для человека создает ситуацию зеркальную той, которую он создавал для других через свои греховные качества, устремления, помыслы. Отсюда жизнь греховных людей изобилует страданиями или теми событиями, которые их Волею Бога и наставляют и развивают, поднимая вверх по ступени материального и духовного развития. На это и сотворен материальный мир, который и призван Волею Бога готовить людей на духовный план. Страдания и преодоления никого в материальном мире не обходят, включая и преданных, ибо и они несовершенны, и есть чему их также учить и какие качества из них Божественным путем изымать, как те качества, которые препятствуют преданному служению и развитию преданного до того уровня, когда можно будет его отправить на духовный план.
Преданный, обладающий сознанием Кришны, ни о чем не скорбит и ничего не желает.
БОГ: Преданный Бога Кришны также может и желать и скорбеть. Но в этом он должен знать меру и пытаться себя контролировать. Никто не может быть полностью отрешенным от событий разного порядка в материальном мире. Преданный должен уметь и сопереживать, и помогать, и сочувствовать, и разделять, и утешать материальных людей, но не проявлять ложную отрешенность, ибо она есть равнодушие и упрощение своего существования в материальном мире, что недопустимо. Преданный должен быть человечным и не проявлять агрессии или полного отсутствия чувств в материальном мире. Отрешенность должна быть разумной и направленной на удовлетворение личных чувств и материальных желаний. Страдания других людей преданный должен понимать и быть достаточно внимательным к чужой беде, горю, отчаянию, потере... Он не должен отгораживаться тем, что он преданный, а другие пожинают плоды своей кармы. О карме человеку можно говорить только тогда, когда он сам спрашивает у преданного, почему ему так не везет или он так страдает и пр.
Поскольку Бог является полным самодостаточным целым, душа, которая служит Богу в сознании Кришны, тоже обретает самодостаточность и полноту.
БОГ: Нет. Живое существо никогда не может быть самодостаточным. Оно полностью во всех отношениях беспомощно, подчинено и зависимо от Бога Кришны. Никогда человек не обретает независимость от Бога, никогда не может самостоятельно ничего предпринимать, мыслить, желать, чувствовать. Все человеку дает Личность Бога Кришны согласно его ступени развития, согласно его качествам, карме и Плану Бога на его развитие.
Она уподобляется реке, которая полностью очистилась от мути.
БОГ: Нет, река рекой, но преданный никогда не может полностью очиститься от греховных качеств, никогда преданный не может достичь независимости от Бога, никогда преданный не может быть самодостаточным. Все это есть невежественное мышление.
Поскольку преданный не думает ни о чем, кроме Кришны, он всегда ощущает радость.
БОГ: Преданному в процессе преданного служения думать о Боге Кришне надо. Но Бог так ведет преданного в материальном мире, как и любого человека, чтобы он шел по пути развития, а значит, освобождался от греховных качеств. Поэтому непременно каждому хватает во время этого очистительного периода и страданий всякого уровня, и это не избежать, ибо Бог Кришна чистит и через преданное служение преданного и средствами материального мира, что есть игры и роли или взаимодействие с этим материальным миром. В таком случае, преданному приходится и идти по пути преодолений и страданий. Так что, ему приходится вспоминать Бога Кришну не только в радости, но и в печали, и просить Бога, и молить Бога, и вставать на колени перед Богом и таким образом постигать и входить в Бога также. Поэтому не следует думать, что счастье в Боге есть удел преданных. В материальном мире Бог никому не дает послабления, и каждому есть от чего чиститься и достаточно болезненными средствами.
Он не скорбит о материальных потерях и не стремится к материальным приобретениям, поскольку служение Господу сделало его самодостаточным.
БОГ: И скорбь и печали, так или иначе, но преданному Бог все же дает, как и дает понимание, что надо контролировать себя и свой мыслительный процесс в этой связи. Бог не делает преданного абсолютно отрешенным. Если надо, Бог даст и слезы, и состояние потрясения, и печаль, и состояние боли и потери... Все чувства человеческие преданный должен знать, ибо, иначе, это плохой слуга Богу и его преданное служение будет невозможно. Где надо, Бог Сам поможет преданному войти в состояние непричастности, отвлечет от сильного проявления чувств или просто удалит от места события и даст свой путь.
Он не желает материальных наслаждений, ибо знает, что каждое живое существо, будучи отделенной частицей Верховного Господа, всегда остается Его слугой.
БОГ: Не логично. Из того, что человек, живое существо, изначально есть слуга Бога Кришны, его неотъемлемая частица, не следует, что он не желает материальных наслаждений. Человек не желает материальных наслаждений только в пути преданного служения, на определенной ступени преданного служения вследствие того, что материальные наслаждения привязывают к материальному миру. А цель преданного служения - через полноценное старательное и долгое преданное служение выйти за пределы материального мира, разорвать связь с материальным миром, с его условностями и посулами, ибо материальные желания непременно будут возвращать человека в круговорот сансары.
Живя в материальном мире, он не видит различий между людьми, занимающими высокое или низкое положение в обществе. Любое положение в материальном мире зыбко, а преданный не имеет ничего общего с призрачной, зыбкой реальностью.
БОГ: Не зыбкость любого положения положена в основу рассуждений преданного относительно людей в материальном мире, а то, что все люди полностью Управляемы Богом, что каждому его путь дает Бог Кришна в соответствии с Планом Бога на человека, его материальное и духовное развитие. Все и каждый в материальном мире занимают строго то положение в каждой данной жизни, которое Волею Бога направляет человека на развитие тех качеств, которые и откроют врата на путь преданного служения в свое время. Также преданный знает, что, по сути, разницы между богатым и бедным не существует. Ибо один богат в этой жизни, другой богат в другой жизни, один талантлив в этой жизни, другой - в другой. Колесо сансары все и всем распределяет в общем поровну. Каждый проходит путь и богатого и бедного и успешного и неуспешного, и семейного и одинокого, и с привлекательной внешностью и со средней, и на свободе и в заключении... Все и каждый извлекает свой опыт, свои качества, свои материальные и духовные знания. И все на духовный план идут примерно с одинаковым багажом и качествами высокого духовного порядка. Все есть работа Бога Кришны, абсолютная, непрерывная. Зная это, преданный не отличает людей друг от друга ни по положению, ни по внешности, ни по полу, ни по работе... Все для него суть одно.
Для него камень и слиток золота имеют одинаковую ценность. Таков уровень брахма-бхуты, и чистому преданному достичь его не составляет никакого труда.
БОГ: Может преданный на некоторой ступени преданного служения не отличить камень от золота. Но этого недостаточно, чтобы выйти за пределы материального существования на духовный план. Но и обретя необходимые качества, человек также не может считаться чистым преданным Бога Кришны. Можно лишь говорить о ступени его преданного служения. Но и это Знает только Личность Бога относительно каждого. Но о слиянии с Богом Кришной можно говорить достаточно условно, или в пределах человеческих возможностей. Но лучше говорить о вхождении в Бога Кришну или об утверждении в Боге Кришне. Это более соответствует истине.
Тому, кто находится на этом уровне, состояние слияния с Верховным Брахманом и утраты своей индивидуальности представляется адом, райские планеты привлекают его не больше, чем мираж, а его чувства уподобляются змеям, лишившимся ядовитых зубов. Как змея, у которой нет ядовитых зубов, ни у кого не вызывает страха, так и чувства, послушные голосу разума, перестают быть опасными.
БОГ: Никто не может слиться с Богом Кришной. Все также рассуждения о рае и аде или о змеях... есть спекуляции ума невежественных преданных.
Мир причиняет страдания только тому, кто заражен материальной скверной, но для преданного весь мир становится Вайкунтхой, или духовным царством.
БОГ: Нет. Материальный мир для любого человека, включая и преданных, ни есть место, подобное духовному царству. Это слишком преждевременно так считать и непонятно, на чем основываются такие рассуждения. Ибо любому человеку должно быть видно, что материальный мир есть место развития человека, есть место наставлений и наказаний, ибо никто здесь не пребывает просто так, но каждый греховен и требует очистки от греховных качеств. И Бог средствами материального мира и чистит всех и каждого так, что речь может идти только о преодолениях и страданиях и для преданных и для материальных людей.
Самая великая личность в материальной Вселенной кажется ему ничтожнее муравья. Достичь этого уровня можно по милости Господа Чайтаньи, который принес учение о чистом преданном служении людям века Кали.
БОГ: Скорбь, печаль, угрюмость, молчаливость... - вот формы проявления материальных страданий, есть результат высочайших потрясений в перипетиях материального бытия, когда человек, оказавшись вследствие своих греховных деяний в эпицентре страданий, не может управлять собой и своими чувствами, не может их скрыть, ибо внутреннее страдание - это великая Боль внутри, есть энергетические Божественные потоки, считываемые им, как непреодолимая тяжесть на уровне груди и сердца, питаемая реальными событиями и пристрастным угнетенным умом, который буквально мечется, выискивая хоть малое успокоение, но упирается в непробиваемую стену фактов и перекрытых дверей, куда ни кинь. Людей настигают смерти близких, великие долги, болезни, увечья, крах надежд, потеря любимых, предательство, унижение, потеря кормильца, потеря имущества, в одночасье разворачивающие судьбу так, что человек не хочет жить... увы, таков мир материальных отношений. Но какова причина скорби, каковы ее корни, почему материальный мир вечно упирается в проблемы и можно ли их избежать... Многие великие мыслители и философы ищут ответы на эти вопросы, желая превратить материальный мир в чашу изобилия, где не было бы страданий, смертей, старения, болезней... Но, увы, нет такого древа исполнения всех желаний ни в материальном мире, включая райский план, ни на духовном. Философия создания материального мира и материальных отношений иная. Материальный мир создан Богом и управляем Богом определенным образом и не переделать. Пора принять и понять, что материальный мир здесь субстанция вторичная, а первичная - все же души, отделенная неотделимая частица Бога, облеченная в материальное тело с материальными чувствами и отправленная в материальный мир не наслаждаться, а развиваться до совершенства, до Божественности, до уровня, когда Бог сможет приблизить к Себе и начать с ней диалог, дабы поставить ее Себе на службу. Поэтому мир материальный есть то, что вечно призвано учить, от жизни к жизни, от рождения к рождению, всех, начиная с мельчайших и до уровня тела и мышления человека. Бог учит свое творение скрупулезно, тщательно, абсолютно, употребляя в дело все жизни, все мгновения в каждой жизни, давая небольшие перерывы в виде отдыха, наслаждений и опять - трудиться. Земля отнюдь не рай и нет у нее такой и малейшей перспективы, но есть Божественные жернова, перерабатывающие человека до уровня Божественного блеска и имеющая от Бога свои незыблемые законы материального мира и отношений, называемые условностями материального мира, из которых вырваться возможно только в конце пути и только через религиозную практику, само преданное служение, совершенные духовные знания, которые однозначно есть мнение и слово Бога, указывающее выход из круговорота рождений и смертей для тех, кто готов. А остальные - готовятся, созревают, постигают, входят в страдания, получают последствия греховной деятельности, которые вновь очищают, дают опыт, знания, новые качества... Долгое время несовершенные живые существа обязаны Волею Бога входить в игры и роли, меняя их от рождения к рождению, через них поднимая нагара свои качества и вновь их корректируя, все под влиянием иллюзорной энергии Бога - трех гунн природы, каждая из которых имеет своих клиентов и работает с ними согласно их качествам и ступени духовного развития. Этот процесс стабильный, есть абсолютная методика работы Бога по выращиванию качеств, все через труд, преодоления, страдания, достижения... Но чтобы живые существа вовлекались, чтобы были активны, чтобы труд Бога увенчался успехом, в материальный мир даны такие незыблемые условности, которые извечно поддерживает Сам Бог и которые работают адресно, с каждым и до той поры, пока невежество каждого позволяет. Речь идет о богатстве, деньгах, славе, власти, успехах, золоте, о материальных благах самых изощренных на все вкусы, согласно ступени развития всего общества. Бог развивает человека, развивает его достижения через развитые науки, дает желания, вожделения, дает потребности, дает зависть, дает противоборство, дает новые ценности и приоритеты, дает мысли, дает планы, дает цели, дает материальные возможности или устремляет к их приобретению... Человек хочет или нет, но втянут в колоссальную систему развития, все варятся в тройной кастрюле, в своей собственной по своей карме, в общественной и в Божественной, которая из всего оставляет только то, что Богу видится главным, вечным, на пользу живому существу и Богу. Вот такая непростая картина, которую не изменить, она реально работает, привносит, ломает стереотипы, ломает родное, вводит в новую круговерть, вновь привносит, требует, заставляет, насилует, поднимает. Материальный мир подобен банке с огурцами. Попал - придется скиснуть, дойти до той нормы, которая от тебя требуется. Безысходно. Другого пути нет. Каждому достичь Верховного Брахмана, без исключений и без выбора. Бог сделал выбор за каждого изначально, с момента сотворения планет и вселенных. Но что обуславливает это развитие и что его останавливает в рамках материального бытия? Это:
1.Условности материального мира.
2.Непосредственно качества людей, отзывающиеся на условности материального мира.
3.Бесчисленные желания.
4. Неконтролируемый ум.
5. Органы чувств, сопровождающие тело и требующее себе удовлетворения и наслаждений.
6.Иллюзорные энергии Бога: гунны невежества, страсти и благости.
7.Двойственность материального мира.
Как это работает? Материальный мир встречает живое существо уже набором условностей материального мира, где ценности расставляют в человеке приоритеты желаний и вожделений. Иллюзорная энергия тотчас говорит, что это возможно, реально осуществимо, а неразвитый ум начинает строить планы на основе тех качеств, которыми человек обладает. Человек свой образ мысли устремляется претворить в жизнь, тем самым вовлекаясь в соответствующие игры и роли и желает удовлетворить свои чувства и эго, которое чаще всего работает на мнения, на свой статус, на преодоление и на гордыню, и в этой степи проявляя все сопутствующие качества обоих знаков. Далее, следящий за всем Бог, всем управляющий начинает действовать в плане того, в какую степь завести и что из этого извлечь. Дается препятствие, дается борьба, дается мнение других людей, дается мыслительный процесс, дается ошибки и даются страдания, боль, скорби, дается вновь размышление, новый подход, новое понимание, новые игры, где проверяется предыдущий урок и усваиваются новые азы, где человек практически еще не бывал, где слаб мышлением, в чем других не поймет. И вновь за работу. Но от человека, чтобы ввести его в игру, требуются слабые неразвитые качества и желания, которые Бог усиливает до вожделений, если необходимо, чтобы человек хорошо врос в новую ситуацию и хорошо здесь поборолся, проявил себя, понабивал шишек и извлек так, чтобы следующий раз не позволял желанию перерасти в вожделение и здесь мог себя на основе предыдущей практики и уроков ограничить желания не дав перерасти их в вожделение. Но такой путь учебы не прост и бестолково может продолжаться сколь угодно долго, если не подключить религию, которая совершенными духовными знаниями начинает разъяснять, что к чему, для чего живет человек, что станется с его желаниями и приобретениями. Бог дает посмотреть дальше, осмыслить свой путь в совокупности, понять, что желаемое здесь тленно, приходящее, ввергает в многие страдания, болезни, последствия греховной деятельности, фактически все изводит человека, главное не материя, но то, что называется качествами, ибо ими придется служить Богу и через них навсегда оставлять этот бренный полный страданий и препятствий мир. Только преданное служение начинает систематически работать над желаниями, над беспокойным умом, дает точное определение материальному миру и работы в нем иллюзорных энергий Бога, указывает на то, что условности материального мира лишь ловушки для незрелых умом. Только преданный начинает разбираться, что здесь и к чему и начинает преодолевать свои желания долгой практикой йоги и контролем ума и чувств. Таким образом, человек, уже достигающий Брахмана, обладает теми качествами, теми совершенными знаниями, которые противостоят иллюзорным энергиям Бога, устойчивы к их проявлениям и не заманиваются туда, где тлен, где нет Бога, нет истины. Отсутствие желаний материальных - вот стержень великой души, вот то, что не заведет, не даст и страдания чрезмерные, не даст и боль. Такая душа не скорбит и об умерших, ибо прекрасно понимает, что душа бессмертна, оставляя тело она непременно вновь будет направлена в материальный мир, Бог даст ей новое тело, новые возможности, поставит перед ней новые задачи, вовлечет в новые игры и роли, и так до тех пор, пока она с Богом не взрастит качества, достойные того, чтобы достичь Бога. Высоко стоящий преданный знает и то, что для Бога нет падших душ, неуспешных, невежественных, ибо все - дети Бога, все одинаково вовлекаются в развитие через материальные игры и роли, и нет никого, кто был бы в этом движении забыт, числился в неисправимых грешниках или в великих праведниках. Любое положение любого человека на каждый данный период времени не есть его полная характеристика, как бы он себя не проявлял, ибо один Бог знает истинное положение своих детей и ко всем относится абсолютно равно. Так понимая, так зная из Вед, человек, достигший Верховного Брахмана по качествам, не разделяет людей даже по ступеням развития, не судит о их социальном положении в миру или их развитии перед Богом, не утомляет себя такой арифметикой, но озабочен лишь своими качествами, своим служением Богу, к другим относясь абсолютно равно и с почтением, ибо в каждом Бог, каждого ведет Бог и каждому предстоит быть с Богом.
ТЕКСТ 55
бхактйа мам абхиджанати
йаван йаш часми таттватах
тато мам таттвато джнатва
вишате тад-анантарам
бхактйа - чистым преданным служением; мам - Меня; абхиджанати - познает; йаван - насколько; йах ча асми - как Я есть; таттватах - воистину; татах - потому; мам - Меня; таттватах - воистину; джнатва - познав; вишате - входит; тат-анантарам - сразу после того.
Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "55.Также, преданно служа Мне, человек полностью постигает, какой Я есть воистину. После этого, познав Меня Истинного, человек незамедлительно входит в Меня.". И это тоже сказано для Арджуны. Но на самом деле постичь Бога, знать Божественные качества, как они есть, познать Бога воистину невозможно. И тем не менее, знание о Боге материалиста и преданного отличаются, как небо и земля и точно также на уровне преданного служения знания того, кто вначале преданного служения и того, кто уже давно в преданном служении, также разительно отличаются. Т.е. Бог дает человеку Знания о Себе последовательно, развивая и углубляя это знание; и, тем не менее, полностью постичь качества Бога невозможно ни в материальном мире, ни за его пределами. Точно также не может быть и речи о том, чтобы войти в Бога, хотя живые существа постоянно, на всех уровнях своего развития методами и инструментами Бога непрерывно входят в Бога, но никогда не войдут. Высочайшая Личность Непостижим. Поэтому тем более невозможно говорить о незамедлительном входе в Бога ни в материальном мире и ни на духовном плане. Все, что свидетельствует о входе в Бога, есть работа иллюзорных энергий Бога, необходимая, ибо человеку надо видеть цель, стремиться к Богу, ставить это смыслом существования, как важнейшую необходимость, и эту необходимость надо направлять и поддерживать постоянно.
КОММЕНТAРИЙ: Умозрительные рассуждения непреданных не дают им возможности постичь Верховную Личность Бога, Кришну, и Его полные воплощения.
БОГ: Бог не ставит перед материальными людьми задачу постичь Бога Кришну или божественные воплощения. Этот вопрос Бог Кришна не ставит и перед преданными, ибо постичь Бога невозможно. Но постигать Бога в современном мире человек может только через путь старательного, длительного и полного преданного служения и то тогда, когда это время для человека Волею Бога настанет.
Тот, кто хочет постичь Верховного Господа, должен заниматься чистым преданным служением под руководством чистого преданного. В противном случае истинная природа Верховной Личности Бога ему никогда не откроется.
БОГ: В современном мире человек может приступить к преданному служению только исходя из того желания и обстоятельств, а также побуждающих причин, которые человеку даст Сам Бог Кришна. Никто не обязан непременно обращаться к преданному за советом или желая его руководства в пути преданного служения. Для этого достаточно начать самостоятельно изучать Новые Святые Писания в домашних условиях и начинать им следовать шаг за шагом. Что касается постижения Личности Бога, то в свою меру Бог Сам дает это тому преданному, кто занят постоянным полным, старательным преданным служением.
Как уже говорилось, нахам пракашах сарвасйа (Б.-г., 7.25). Господь не открывает себя всем и каждому. Его нельзя постичь, опираясь только на обширные познания или философские рассуждения. По-настоящему постичь Кришну может только тот, кто обладает сознанием Кришны и занимается преданным служением. Ученые степени тут не помогут.
БОГ: Все вопросы для человека касательно духовного развития и постижения Личности Бога Кришны решает только путь постоянного старательного, продолжительного и полного преданного служения.
Тот, кто в совершенстве знает науку о Кришне, получает право войти в духовное царство, обитель Кришны.
БОГ: Слово "наука" к совершенным духовным знаниям неприменимо. Это чисто материальный термин. Также, никто в совершенстве не постигает совершенные духовные знания, но в свою человеческую меру. Также, вопрос о выходе человека на духовный план может быть решен только Личностью Бога в свое время и непременно через путь преданного служения.
Стать Брахманом - не значит утратить свою индивидуальность. На уровне брахма-бхуты остается преданное служение, а там, где есть преданное служение, должны быть Бог, преданный и служение Богу.
БОГ: Человек, как бы старательно ни занимался преданным служением, никогда не достигает уровня Брахмана, никогда не сливается с Богом Кришной и также никогда не теряет индивидуальность, ибо ею и не обладает. Живое существо есть вечно зависимое, полностью подчиненное Личности Бога, беспомощное в своей сути существо.
Наука преданного служения неуничтожима и продолжает существовать даже после того, как человек получает освобождение.
БОГ: Не существует "науки" преданного служения. Есть Указания Бога Кришны и требования Бога Кришны к преданному служению в современном мире, изложенные в Новых Святых Писаниях.
Обрести освобождение - значит освободиться от материальной концепции жизни; в духовной жизни продолжают существовать различия, продолжает существовать индивидуальность, но в чистом сознании Кришны.
БОГ: Живое существо, человек, даже выйдя за пределы материального существования на духовный план, никогда не получает освобождение, ибо изначально есть зависимое, подчиненное Богу Кришне живое существо. Также, нигде, ни в материальном мире ни на духовном плане человек не имеет своей индивидуальности, все полностью во всех вопросах зависят от Личности Бога Кришны, все развиваются по одной божественной методике, все идут в одном направлении, все по качествам идентичны, все выполняют Волю Одного Высшего Управляющего, все перед Богом на одно лицо, никто не имеет никаких особенностей, никто не может ничего сам предпринимать, никто не в силах что-либо сам подумать, почувствовать, решить, проявить активность...
Не следует заблуждаться, думая, что слово вишате ("входит в Меня") подтверждает теорию монистов о полном слиянии живого существа с безличным Брахманом. Нет. Вишате значит, что живое существо входит в обитель Верховного Господа, сохраняя индивидуальность, что оно вступает в общение с Ним и служит Ему.
БОГ: На духовном плане с Самим Богом Кришной никто не может общаться, но общаются с уполномоченным воплощением Бога Кришны, неотличным от Бога Кришны. Также, никогда живое существо не имеет индивидуальность, чтобы ее сохранять. Живое существо есть зависимое, полностью подчиненное Богу Кришне живое существо, есть энергия Бога, не имеющая никаких индивидуальных особенностей в развитии в телах живых существ.
Когда зеленый попугай скрывается в зеленой кроне дерева, он делает это не для того, чтобы стать деревом, а для того, чтобы насладиться его плодами. Имперсоналисты часто приводят пример реки, впадающей в океан и сливающейся с ним. Эта перспектива может тешить сердце имперсоналиста, но персоналисты всегда сохраняют свою индивидуальность, подобно рыбам, живущим в океане.
БОГ: Никакие примеры здесь ни о чем не говорят. Душа, человек никогда не имеет индивидуальности, хоть с попугаем сравнивай, хоть с рыбой, хоть с рекой... Бесполезно. Эти материальные примеры ни о чем. Есть Слово Бога и ему надо следовать, не ища доказательств и не призывая в помощь непонятно какие материальные достоверности. Человек НЕ ИНДИВИДУАЛЕН. Хоть такая видимость и создается в материальном мире через иллюзорные энергии Бога. Для материального человека такое понимание работает на его развитие. А вот у преданного такое понимание работает на его эго и желание быть великим, иметь право на личное проявление, личные заслуги перед Богом, иметь и причины для самовосхваления. Увы. Все это невежество.
Опустившись в океанские глубины, мы обнаружим, что его населяет множество живых существ. Поверхностного знакомства с океаном еще не достаточно, чтобы составить полное представление о нем. По-настоящему знает океан только тот, кто знает все об обитателях его глубин.
БОГ: Ни к чему эти рассуждения. Вся эта аллегория должна быть подкреплена и пояснением для того, кому и предназначены комментарии. Не хочет ли автор через эти примеры сказать, что преданный, занимающийся так сказать чистым преданным служением, настолько просветлен в итоге такого служения, что ему доподлинно известны и качества Бога. И в таком случае океан - это Бог, а исследователь подводного царства - всезнающий чистый преданный? С ног на голову... Всезнающий - это Бог Кришна. А преданный есть то, что Управляемо Богом. И никакой индивидуальности у преданного. Все пред Богом, как рыбы-мальки. На одно лицо.
Тому, кто занимается чистым преданным служением, открываются подлинные духовные качества и совершенства Верховного Господа.
БОГ: Никто "чистым преданным служением" Богу Кришне не занимается. Ибо преданные, как любой человек, несовершенны. Совершенен только Бог Кришна. А несовершенные живые существа не могут постичь Того, Кто Совершенен. Не по уму, не по качествам, не по пониманию. Но в свою человеческую меру. Она тоже не слабая, эта мера. Но ограничена. Это надо понимать.
В одиннадцатой главе уже говорилось, что обрести знание можно только в процессе преданного служения. То же самое подтверждает данный стих: занимаясь преданным служением, человек постигает Верховного Господа и входит в Его царство.
БОГ: Это верно. Также. Ссылаясь на стих, надо его и приводить. Вот эти два стиха: "54.Но преданным служением без отклонений, о, Арджуна, возможно в этом виде знать Меня, видеть и действительно войти в Меня, о, Сильнорукий.
55.Но тот, кто посвящает Мне свой труд, кто знает Меня, как Верховного Бога, кто преданно служит Мне без привязанностей, кто не имеет врагов среди живых существ, он входит в Меня, о, сын Панду.".
Поднявшись на уровень брахма-бхуты и освободившись от материальных представлений о жизни, человек начинает заниматься преданным служением Господу, слушая рассказы о Нем.
БОГ: На самом деле "брахма-бхута" есть степень вхождения в Бога преданным Бога Кришны через путь преданного служения. Но это никак не слияние с Богом, ибо Бог Кришна и живое существо - разные субстанции и упрощать здесь положение живого существо перед Богом нельзя, ибо человек, преданный, хоть и есть энергия Бога, духовно развитая, но она имеет и материальные примеси, и в материальном мире и на духовном плане, и никогда полностью одухотвориться не может из-за ничтожности, зависимости, полной подчиненности, что всегда будет влечь за собой греховность живого существа. Также, развитие духовное человека не происходит через процесс слушания о Боге Кришне. Это слишком пассивный и непродуктивный процесс. Только преданное служение во всей полноте, старательное и долгое может дать преданному те качества высокого материального и духовного уровня, которые и выводят человека на духовный план в свое время.
Но тот, кто уже слушает о Верховном Господе, не прилагая особых усилий, достигает уровня брахма-бхуты и очищается от материальной скверны: алчности и желания чувственных удовольствий. По мере того как сердце преданного освобождается от алчности и вожделения, его привязанность к служению Господу еще больше усиливается, помогая ему полностью очиститься от материальной скверны. На этом уровне он получает возможность постичь Верховного Господа.
БОГ: В современном мире процесс слушания ни есть тот процесс духовного развития, который рекомендуется Богом. Без усилий никто и никогда не достигнет успех в духовном развитии. И сомневаться не следует. Есть путь преданного служения. Он Указан Богом для тех, кому пора идти за пределы материального существования. Но идти надо в трудах, стараниях, в полном исполнении преданного служения. Иначе, никакого результата так старающийся не достигнет, и его старания перенесут его через колесо сансары в следующее рождение и там обяжут заняться полноценным и старательным преданным служением. Не иначе.
Об этом говорится также в "Шримад-Бхагаватам". Процесс бхакти, трансцендентного служения, продолжается и после освобождения.
БОГ: Преданное служение Богу Кришне не имеет конца. Это то, ради чего вообще был сотворен материальный мир и ради чего Бог скрупулезно развивает свое творение и ведет его на духовный план. Другого предназначения для живых существ нет и не может быть. Это их изначальная дхарма, долг, наслаждение, жизнь, благость, неотъемлемое предназначение.
"Веданта-сутра" (4.1.12) подтверждает это: а-прайанат татрапи хи дриштам. "Шримад-Бхагаватам" определяет истинное освобождение в преданном служении как обретение живым существом своей истинной природы, его возвращение в свое естественное состояние.
БОГ: Нет. Это ошибка. Живое существо НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ в свое естественное состояние, а в условиях материального мира развивается через материальные тела до божественных качеств, которые заложены в развитии божественных энергий, и достигает духовный план впервые.
Мы уже говорили, что по природе каждое живое существо является неотъемлемой частицей Верховного Господа. Поэтому его предназначение - служить Всевышнему, даже после освобождения от материального рабства.
БОГ: Материальный мир ни есть материальное рабство. Здесь созданы все условия для жизни и развития живых существ. Также, как такового освобождения живых существ не существует. Они всегда есть неотъемлемые частицы Бога, управляемые и подчиненные Богу Кришне, которые призваны служить Богу Кришне на духовном плане преимущественно, но вначале пройдя путь материального и духовного развития в условиях материального мира с тем, чтобы достичь качества высокого материального и духовного порядка, достаточные, чтобы в свое время выйти Волею и Планом Бога Кришны на духовный план.