116. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 33-42.
ТЕКСТ 33
дхритйа йайа дхарайате
манах-пранендрийа-крийах
йогенавйабхичаринйа
дхритих са партха саттвики
дхритйа - решимостью; йайа - той, которая позволяет; дхарайате - поддерживает; манах - ума; прана - потоков жизненного воздуха; индрийа - чувств; крийах - действия; йогена - йогой; авйабхичаринйа - неуклонной; дхритих - решимость; са - эта; партха - о сын Притхи; саттвики - относящаяся к гуне благости.
О сын Притхи, та решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости.
БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: "33. Решимость, с которой человек контролирует деятельность ума, жизненной силы и чувств, неуклонно занимаясь практикой йоги, такая решимость, о, Партха, в гунне благости.". Решимость - достаточно известное понятие в материальном мире, считается положительным качеством человека, заслуживающим уважение, считается качеством лидера, доступным не всем, ибо требует знания, разумность, умение быстро ориентироваться, обладание интуицией, волей. На самом деле решимость свойственна всем людям, но каждому в своей степени, ибо, как люди стоят на разных ступенях развития, так и распределяются по ступеням присущие им качества. Это имеет самое прямое отношение и к решимости, как действу, направленному на определенный вид деятельности или предприятия. Редко кому из людей это качество не знакомо. Вообще, что же есть решимость? Это есть степень оценки той или иной ситуации, адекватность восприятия, анализ, предвидение вероятностного исхода, рассмотрение предмета со всех сторон, ожидание реакции всех участников, вовлеченных в событие, видение вариантов исхода, оценка последствий в плане жизни, здоровья, благополучия, возможных перемен, долгов, потерь, приобретений, все в предельно сжатые сроки, все - с выходом на принятие решения и действия, все - с согласия внутреннего и внешнего окружения или с пренебрежением тех мнений и обстоятельств, влияние которых маловероятно, не может доминировать, не может повлиять или достаточно ничтожно по сравнению с поставленной целью или предпринимаемым делом. Решимость может быть необходимой как в решении сугубо личных вопросов самой разной величины и направления, так и вопросов глобальных, затрагивающих интересы семьи, трудового коллектива, общественных организаций, людей, объединенных временем и местом, как и обстоятельствами, требующими сиюминутного решения и действия в интересах всех. Но решимость может быть и неким внутренним порывом, без особого подключения анализа, предвидения, более интуитивная, согласно опыту, самонадеянности, других качеств, лучших и нет. С решимостью можно потратить последние деньги на вещи малозначительные, тем принеся страдание себе и другим, однако и претерпев в результате аскезу, смирив желания, начав контролировать чувства и мысли. Решимость может завести в тупик и самого и других, решимостью называется и деяния, связанные с вредными привычками, несущие страдания и даже смерть себе и другим, решимость может привести к аварии, к проигрышу достаточно крупному, может привести и к успеху, и удаче. Благодаря решимости можно выйти из ситуации, преодолеть, исправить... Решимость бывает самых разных уровней влияния, разных радиусов действия, исходить из добродетельного, благостного ума и меркантильного, может действовать в условиях экстренных и обычных. Но при всем этом следует хорошо понимать, что решимость ни есть действо, которое человек, другое живое существо синтезирует из себя самостоятельно. Отнюдь. И решимость есть в человеке действие иллюзорных энергий Бога в строгом соответствии с качествами человека, которые он приобрел на данный момент, его кармой, ступени развития в целом. Решительность дает человеку Сам Бог изнутри и в соответствии с тем, на какой ступени его духовные и материальные качества на данный момент или период, имея на человека самые разные цели, такие, как изменение его судьбы или судьбы других, дать выход из данной ситуации, ухудшить положение человека и дать ему претерпеть аскезы, наказания, ибо его решимость могла быть ущербной для жизни и здоровья других, дабы мыслил, дабы не распоряжался чужой судьбой, не брал на себя Божье, не рисковал чужой жизнью, благами, здоровьем, так переводя его мысль на уровень контроля чувств, нового опыта, нового понимания. Таким образом, следует хорошо осознать, что решимость дается только Богом через Божественные энергии в человеке, дающие сам порыв, само действо на основе кармы человека, его качеств, ступени развития, все направленное в конечном итоге на развитие человека и подъем его на более высокую ступень понимания. Также следует знать, что решимость действует в унисон с иллюзорными энергиями Бога разных уровней, поэтому может проявляться и в гунне невежества, и в гунне страсти, и в гунне благости, т.е. решимость имеет самые разные формы и уровни проявления. Решимость, например, алкоголика продать домашнюю утварь и купить себе водку, отличается от решимости человека, который на всю зарплату покупает лотерейные билеты, отличается от решимости того человека, который с решимостью защищает женщину, а эта решимость отличается от решимости взяточника, а его решимость отличается от того, кто защищает Родину, а эта решимость в свою очередь отличается от решимости контролировать свой ум и желания, отказываться от мяса... Не счесть всех видов решимости. Поэтому Бог желает выделить из всего разнообразия таких проявлений живых существ только три, попадающие под влияние преимущественно гунны благости, страсти и невежества. Понятно, что есть и те проявления решимости, которые относятся к подступеням этих трех основных направлений проявления иллюзорных энергий Бога, и их великое множество. Но достаточно понимать, видеть хотя бы три вида решимости, зная за этим Божественный труд, Божественное упорядочивание хотя бы для человека среднего уровня материальных и духовных знаний, дабы и через это качество, отнюдь и не редкое, мог иметь представление об их носителе, как смог бы и осознать цену своей собственной решимости и понять, какая же гунна преимущественно на данный период овладела им и что из этого следует ожидать.
Что касается гунны благости, то, согласно данному стиху, человек должен проявить решительность в контроле ума, чувств и жизненной силы. Здесь самое главное в том, что решимость должна быть направлена на Бога, на преданное служение, на развитие Божественных качеств. В этой связи, помимо данных перечисленных здесь определений решимости в гунне благости подходит и решимость в изучении Святых Писаний, в исполнении аскез, добродетели, в посвящении Богу любой своей деятельности, непривязанность к плодам своей деятельности, поклонение Богу в храме, в исполнении предписанных обязанностей, в проповедях... Проявляя решимость в одном, человек получает благословение Бога и на проявление решимости в другом. Так шаг за шагом именно через решимость, прежде всего решимость, а затем и твердость в этом направлении, неотступность человек расширяет границы преданного служения, развивает Божественные качества, становясь на рельсы чистого беспримесного, необратимого преданного служения. Но из всего Бог выделяет контроль ума, чувств, желаний и контроль жизненной силы для йогов, которые так идут. Именно контроль ума позволяет ограничивать желания, уклоняться от материальных наслаждений, дает указание чувствам на претерпевание, направляет от праджалпы к ограничению материального общения, к изучению Вед, к строгой практике преданного служения, что является первокирпичиком духовного развития. Но и не обязательно Бог начинает вести именно отсюда, давая решимость просто слушать духовных учителей, следовать, претерпевать, изучать Писания... А остальное - автоматически начинает проявляться само, достаточно активно, не требуя внутреннего энтузиазма... Все зависит от кармы человека, унаследованных им качеств из прошлых воплощений, степени реализации. Любая решимость в гунне благости ведет к освобождению, к оставлению материальных игр и ролей, к духовному развитию, к приобретению Божественных качеств. Все, как бы ни показалось, от Бога, все управляемо и направляемо Богом, все есть индивидуальная работа Бога над каждым, никак ни есть собственный надуманный почин, но проявление Божественной Воли и Плана на человека.
КОММЕНТAРИЙ: Йога - это метод, позволяющий постичь Высшую Душу. Тот, кто неуклонно, с решимостью движется к данной цели, сосредоточив на Высшей Душе свой ум, чувства и жизненную энергию, погружен в сознание Кришны. Такая решимость является решимостью в гуне благости. Особого внимания заслуживает слово авйабхичаринйа, которое указывает на то, что люди, погруженные в сознание Кришны, никогда не отвлекаются ни на какую другую деятельность.
БОГ: Так можно сказать. Но речь должна идти не о постижении некоей высшей души, а о постижении (в свою меру) Личности Бога Кришны. Решимость должна иметь в себе опору и основание, что зависит от Воли и Плана Бога на человека. Именно Бог дает человеку решимость, как и желание, как и обоснование, как и направление решимости, время, место, обзор результата, ибо решимость непременно должна выливаться в то или иное деяние. Но решимость непременно зависит от уровня материального и духовного развития человека, от его материальных и духовных знаний, от его качеств, как и от кармы. Все это именно и учитывает Бог, давая каждому человеку именно его обстоятельства и в них именно его решимость. Поскольку люди стоят на разных ступенях развития, то решимость человека также зависит от его ступени или от гун материальной природы. Также, находясь под преимущественным влиянием той или иной гуны природы, что есть иллюзорная энергия Бога, человек может в разных событиях своей жизни проявлять разный уровень своей решимости, что зависит от его знаний, от объекта решимости, от материального положения, посулов материального мира, т.е. решимость каждого тоже имеет границы своего как бы колебания. Но будем рассматривать среднюю зону решимости человека, под влиянием определенной гуны природы, т.е. на что преимущественно смотрит человек, прежде, чем его решимость обретет силу и даст руководство к действию. Человек, находящийся в гуне благости, должен иметь решимость в гуне благости преимущественно или в среднем, ибо всегда найдется и то состояние, когда решимость может быть и больше и меньше, склоняясь к решимости более низкого уровня. Но эти колебательные границы решимости отпустим и просто рассмотрим средний вариант решимости в гуне благости, чем она управляется, что ей необходимо, чтобы она была выражена в конкретном проявлении, что есть поступок или действие человека, как следствие. Итак, решимость (не абсолютная или всеохватывающая и полностью определяющая решимость, или не точная формула, учитывающая все варианты ее проявления в гуне благости) в гуне благости, ее понуждающие причины:
1.Степень утверждения в совершенных духовных знаниях.
2.Видение за всем стоящего Бога.
3.На сколько человек уповает на Бога.
4.Бесстрашие.
5.Добродетельное мышление.
6.Степень необходимости защиты себя, близких, других людей.
7.Сохранение своего собственного достоинства.
8.Понимание, что в каждом - Бог.
9.Понимание, что греховность наказуема.
10.Смысл и цель жизни преданного также обуславливает его решимость.
11.Решимость не существует сама по себе, есть продукт жизнедеятельности человека, его ступени развития, знаний и качеств. В гуне добродетели управляется Богом. Зависит от религиозного Плана Бога на человека и его материальное и духовное развитие.
12.Решимость в гуне благости не взирает на лица, материальное положение и статус других, но опирается на Законы Бога.
13.Решимость имеет и религиозную и человеческую нравственную решимость.
14.Решимость осознает последствия.
15.Решимость не направлена против здоровья, жизни, материального благополучия других.
16.Решимость не ставит целью духовное развитие и религиозное воспитание других, но действует строго по Воле Бога и направлена на тех, на кого Бог может и указать, как и относительно себя.
17.Решимость ни есть действие по собственному почину, но по Воле Бога и преимущественно по религиозной необходимости.
18.Нешимость не ставит целью доминировать над материей, а духовное развитие.
19.Решимость в ограничениях и аскетизме.
20.Решимость в добродетели.
21.Решимость в помощи, когда тебе обращаются за помощью.
22.Решимость в отказе от собственного жилья, от права на собственность.
23.Решимость на простой образ жизни.
24.Решимость на посвящение Богу плодов своего труда.
25.Решимость на беспримесное и полноценное преданное служение.
26.Решимость на отрешенный образ жизни и отказ от наслаждений материального мира.
27.Решимость на фактический труд.
28.Решимость на не осуждение, не завистливость, не гневливость, не проявление других низших качеств, свойственных другим гунам природы.
29.Решимость независимости от двойственности материального мира во всем ее проявлении.
30.Решимость не заботиться о своей ступени развития, о своих воплощениях, о колесе сансары, о сроках выхода на духовный план, о моменте смерти, т.е. не ставить целью в момент смерти непременно помнить Бога, но в этом вопросе и в других полностью вручить себя Богу, не боясь также и рождения среди материалистов или в низшей форме существования, но понимать: Воля Бога, Бог Знает.
Все это есть основа (и более того), чтобы решимость человека была в гуне благости. Но у каждого решимость своя, в свою меру, по своим качествам и причинам, может в некоторых вопросах спускаться на более низкие ступени. Но преданный всегда находится в процессе развития и должен понимать, что его решимостью, его активностью, его мыслительным процессом полностью Управляет Бог и потому в вопросе решимости надо также предаться Богу.
ТЕКСТ 34
йайа ту дхарма-камартхан
дхритйа дхарайате 'рджуна
прасангена пхалаканкши
дхритих са партха раджаси
йайа - которой; ту - но; дхарма - религиозная деятельность; кама - удовлетворение чувств; артхан - и материальное благополучие; дхритйа - решимостью; дхарайате - поддерживает; арджуна - о Aрджуна; прасангена - привязанностью; пхала-аканкши - тот, кто стремится насладиться плодами своего труда; дхритих - решимость; са - эта; партха - о сын Притхи; раджаси - относящаяся к гуне страсти.
Решимость, побуждающая человека стремиться к плодам религии, материального благополучия и чувственных наслаждений, имеет природу гуны страсти, о Aрджуна.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: "34.Но та решимость, о, Арджуна, с которой человек поддерживает религию, как источник удовлетворения чувств и вследствие привязанности устремлен к плодам, такая решимость, о, Партха, в гунне страсти.". Поддержание религиозных чувств в своей мере Управляется Богом и свойственно и наиболее высокой ступени развития человека, и имеет место на более низких ступенях. Поэтому так определять решимость через отношение к религии и ее плодам в гуне страсти можно отчасти. На каждой ступени эта решимость, связанная и не связанная с религией и привязанностью к ее плодам, имеет свой предел и может в некотором роде охарактеризовать человека; но этот предел, это проявление человек не может измерить. Но только Сам Бог. По этому параметру, указанному в стихе, невозможно, судя по проявлению человека, точно сказать, в какой гуне его решимость. Но есть некоторые примерные указатели решимости в гуне страсти. Но и на этой ступени материального и духовного развития, надо знать, решимостью Управляет Бог. Но материальный человек все свои внутренние состояния и проявления, будучи духовно неосведомленным, принимает за себя, и на некоторый период его материального пути это помогает его активности и развитию. И все же, надо знать, что решимость - тоже качество человека и проявляется в зависимости от наработки других качеств, пониманий, знаний. Человек под влиянием обширной гуны страсти находится в процессе постоянного развития. Одни качества и знания непременно доминируют над другими. Одни качества достигли высокого уровня проявления, другие среднего, другие в зачатке. Но все непременно дополняются, перенаправляются, меняются и постоянно находятся в развитии, до уровня, угодного Богу. Согласно этим развивающимся качествам, также достаточно не совершенному материальному знанию и вследствие слабой религиозной основы, ибо она в гуне страсти не вооружена совершенными духовными знаниями, собственно, и проявляется и решимость, обусловленная не устойчивыми еще качествами человека; где-то она, решимость, одного среднего или допустимого уровня, где-то зашкаливает на пороге гуны благости, где-то устремлена к порогу невежества. Т.е имеется свой минимальный и максимальный предельный радиус проявления решимости в гуне страсти. Но для определения можно взять средний уровень решимости, характерный для гуны страсти в основном и проявляющийся примерно равным образом на всех этапах или ступенях гуны страсти. Итак, причины или основы проявления решимости в гуне страсти или средний уровень решимости в гуне страсти:
1.Человек не знает за всем стоящего Бога.
2.Человек считает себя причиной своего труда, любой своей деятельности.
3.Человек не посвящает Богу плоды своего труда, привязан к плодам труда.
4.Человек видит только себя причиной своей судьбы и надеется только на себя.
5.Сладая религиозность, упование на Бога только когда происходит неблагоприятное в жизни, когда печаль, деда, потрясения.
6.Человек видит причиной своих проблем других людей, общество, государство, семью, обстоятельства.
7.Гордыня, гнев, зависть.
8.Отсутствие контроля ума, желаний, чувств.
9.Зависимость от двойственности материального мира.
10.Зависимость от иллюзорных энергий Бога, провозглашающих человека умным, властным, талантливым, независимым, решающим, управляющим.
11.Устремление к посулам материального мира: власть, слава, деньги, почесть, преклонение.
12.Зависимость от труда.
13.Зависимость от последствий греховной деятельности.
14.Зависимость от неразвитых в материальном и духовном плане качеств.
15.Самонадеянность, самоуверенность.
16.Жесткость, жестокость, насилие, власть, уничижение других.
17.Поиск смысла жизни, иллюзии счастья и успеха.
18.Непонимание своей изначальной Божественной природы, не имеющей отношение к материи.
19.Страх смерти. Понимание, что жизнь дается один раз.
20.Желание наслаждаться материальным миром за счет работы, имущества, жизни, здоровья других людей.
21.Взирание на лица. Двойные стандарты.
22.Слабая добродетель.
23.Видение в достижениях человечества заслуги людей и не видение Воли Бога.
24.Непонимание, что Бог помогает постоянно каждому человеку в материальном мире. Непонимание, что за всем стоит Бог и Воля Бога, непонимание, что греховная деятельность непременно наказуема, непонимание, что Бог в каждом, непонимание, что человек управляем Богом, что Бог дает мысли, желания, чувства, судьбу, работу и всем Управляет через инструменты Бога в материальном мире.
25.Непонимание, что человек абсолютно подчиненное Богу живое существо, есть энергетическая частица Бога, которая должна быть и направлена к Богу на духовный план, чтобы Богу и служить, и продолжать путь материального и духовного развития.
Все это и более того есть основные и действующие постулаты в материальном мире, охватывающие преимущественно тех, кто в гуне страсти и то, что и определяет уровень и направление решимости в гуне страсти на среднем ее уровне.
КОММЕНТAРИЙ: Человек, который стремится только к тому, чтобы наслаждаться результатами своей религиозной или экономической деятельности, человек, единственное желание которого заключается в удовлетворении собственных чувств и который подчинил этому желанию свой ум, жизненную энергию и органы чувств, находится в гуне страсти.
БОГ: Говоря о решимости в гунне страсти, Бог выделяет две особенности, два направления, которые наиболее точно и кратко характеризуют решимость в гунне страсти, безошибочно, как только хотя бы один из этих пунктов присутствует или угадывается. Примеров решимости не счесть, великое множество. Как разобраться? Прежде всего посмотреть, какова конечная цель данной решимости. Это может быть обогащение, слава, получение материальных преимуществ, почет, выгода, месть, возвращение долга... Т.е. человек проявляет решимость, имея цель, план, направляя сюда качества, возможности, усилия, все с тем, чтобы получить некий результат, смотрит на этот результат мысленно, себе присваивает, им распоряжается, его желает, ради него жертвует. В этом случае говорят, что человек устремлен к плодам, привязан к ним, считает себя причиной, действует по собственному почину и в соответствии со своими качествами. Как только обнаруживается вот такая связь между решимостью, в какой бы форме она не проявлялась, и последствиями, плодами, тотчас отсюда следует, что такая решимость, как бы она ни была, ни казалась добродетельна со стороны, считается в гунне страсти. Но, а если человек религиозен и видит свою решимость направленной на религию? И здесь следует смотреть, что в конечном счете управляет человеком, ибо на более ранних ступенях духовного религиозного становления человеком может двигать пристрастие, скажем, к удовлетворению чувств. Например, человек с решимостью готовит прасад, но потому, что любит вкушать, здесь привязан, этим удовлетворен в основном, то его решимость еще имеет оттенок пристрастия, как и наслаждения. Это также со временем уходит на нет, оставляя те качества, которые будут определяющими, выводящими на благость и все здесь деяния. Точно также некоторые религиозные деятели смотрят на славу, поклонение себе, на материальные блага, извлекая из своего религиозного пути материальные плоды и вознаграждения. Ничего не поделаешь. Никто сразу не становится на ступень чистой благости, никто сразу не может стать обладателем решимости в этой гунне, но другие качества и Милость Бога позволяют эту ступень развития благополучно преодолеть и нарастить в себе те качества, когда человек не будет смотреть даже в сторону освобождения, предоставив все решать Богу и проявляя ту решимость, которая будет безупречна, все посвящая Богу, не строя планов на материальный и духовный мир, здесь предавшись и здесь проявляя твердость ума и разума.
ТЕКСТ 35
йайа свапнам бхайам шокам
вишадам мадам эва ча
на вимунчати дурмедха
дхритих са партха тамаси
йайа - которой; свапнам - сон; бхайам - страх; шокам - скорбь; вишадам - печаль; мадам - иллюзия; эва - безусловно; ча - и; на - не; вимунчати - отказывается; дурмедха - глупый; дхритих - решимость; са - эта; партха - о сын Притхи; тамаси - относящаяся к гуне невежества.
A решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии - эта решимость, лишенная рассудительности, о сын Притхи, порождена гуной тьмы.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "35.Та решимость, которая не помогает глупцу освободиться от сонливости, страха, скорби, угрюмости и непременно иллюзии, считается, о, Партха, решимостью в гунне невежества.". Здесь перечислены те качества, которые в немалой степени свойственны материальному миру. Редко кто регулярно, целенаправленно, желая себе духовного становления направляет свою решимость именно сюда, на преодоление сонливости, страха, скорби, угрюмости и иллюзии. Собственно, эти качества считаются самими собой разумеющимися проявлениями в мире материальных отношений, свойственными многим, которые не могут видеть в силу своей ступени греховность или нежелательность этих качеств, сколько-нибудь мешающих лично себе и не очень беспокоящих общество в данном направлении, ибо это вопросы и состояния сугубо личные, преодолеваемые индивидуально и по своим причинам. Люди действуют в силу своего состояния, особо не анализируя, идя на поводу общепризнанных мнений и не знают, и не желают знать, что с этим как-то можно или нужно бороться, ибо к ним в материальных условиях никто ничего не предъявляет, а напротив понимает и этим дает добро на такое восприятие и проявление себя. Ну, редко кто углубится в Святые Писания, дабы там найти ответ в этом направлении и ему строго последовать, ибо в основном и верующие направлены на обряды, ритуалы, основные регулирующие принципы и мало кто позаботится о своем повседневном самочувствии. Здесь необходима рука наставника, дающего прямо и неуклонно Высшее мнение Бога по поводу вопросов житейских, кто откроет глаза на то, что и признанное - чревато, не способствует духовному и религиозному развитию. А потому, многие не преодолевают сонливость, но стараются выспаться, здесь набрать силы, не оперируя механизмами, регулирующими сон, ибо материальный мир требует труд, дает ответственность и необходимо желает, чтоб человек был в форме. Что касается страха... А куда от него деться, чем таким начинить свои мысли, чтобы оставаться бесстрашным всегда и во всем на фоне преступности и произвола в материальном мире, на фоне человеческого фактора и природных явлений, на фоне и собственных болезней, ошибок и грехов, как и кармы, от которой не знаешь, что и ждать. Бесконечные страхи за себя, своих близких, за настоящее, будущее... Какими знаниями себя наполнить, чтобы быть вне материальных законов , причин и следствий? И... как уйти от скорби и для чего? Если на каждом шагу теряешь близких, родных, знакомых, скорбишь по ушедшим внезапно, трагично, безвременно... Как не скорбеть, не впадать в отчаянье, не взывать, не искать убежища? Или оставаться равнодушным ко всему, что вкруг тебя? Ни в этом ли великое безбожие? Так понимают материалисты, так видят и многие религиозные люди... А угрюмость... Куда от нее денешься, когда на каждом шагу - ложь, предательство, ненависть, страдания, долги, семейные трагедии... Как пребывать в хорошем расположении духа? Как быть равным, независимым и слыть при этом нормальным и адекватным? А иллюзии... Ну, кто говорит, что мечта, планы, цели - иллюзорны? Как без этого, если мир материальный из этого соткан, если игры и роли - непременный атрибут материального существования, и не столь уж для человека жизнь видится, как игровой вариант, а на самом деле воспринимается, как реальная жизнь, реальные отношения, реальные связи и зависимости... Вот, как все так видя и понимая, набраться решимости? Не похоже ли это на борьбу с ветряными мельницами, на борьбу с тем, что есть, что естественно, что неотъемлемо. Куда и как здесь направить решимость? Запретить себе спать? Запретить себе бояться, скорбеть, быть угрюмым, не входить в игры, не воспринимать себя за мать, отца, учителя, врача, соседа, друга, брата, сестру, коллегу... Тогда - как? И на основании чего, из каких таких мыслительных спекуляций? Но... Есть основание. Есть причина, есть Воля Бога. Есть смысл. Надо перестраивать свое внутреннее видение и понимание, но не из пальца, а на основании совершенных духовных знаний, все расставляющих по местам, дающих однозначное и неуклонное Мнение Бога, имеющее важнейшее значение для души, которая является не просто временным объектом материального мира, но есть все же часть Бога, Его продолжение, имеющее назначение не просто прогуляться по материальному миру и наиграться в нем, но развиваться, достигать качества Божественные с тем, чтобы преодолеть круг сансары, привязанностей, материальных наслаждений и зависимостей, и уподобиться Высшему Управляющему по качествам, по мысли и деяниям, по цели и смыслу, которые выходят за рамки материального существования. Этот путь не нов, не создан вчера, или сегодня, но извечен, и есть ему направление через Божественное Слово, через совершенные духовные знания, указывающие требования к человеку, которые непременно следует в себе претворять, работая над собой, над своими качествами через существующую на земле практику преданного служения. И сюда входит именно управление своим сном, управление своими чувствами, своей волей, своими желаниями, своим страхом, скорбью, угрюмостью. В основе таких пониманий - Веды, Слово Бога. Только идущий по этой стезе найдет для себя существенные причины, чтобы последовать Воле Бога безоговорочно. Посвятив свой сон Богу, молясь Богу, человек получит и поддержку Всевышнего, Который Лично урегулирует этот вопрос через режим, распорядок, духовные планы верующего, дав здесь и силы, и возможности, ибо Бог способствует всему, что благоприятно преданному служению. Что касается страха, то этот страх исчезнет, как только человек вручит себя Богу, держа в себе за основу, что душа бессмертна, не уязвима, управляема Богом, не знает падения, есть неотъемлемая часть Бога. Ну, что может произойти с человеком? Самое худшее - смерть. Но за смертью следует рождение. Души скорбят об умерших, а те успевают родиться и уже живут и идут рядом, имея новое тело, новые возможности, новое окружение. Жизнь продолжается. Поэтому, не следует ни скорбеть, ни бояться, но верить Богу и надеяться только на Всевышнего. Что касается игр и ролей, иллюзорных энергий Бога, то тот, кто доподлинно знает, от Кого все исходит, никогда не будет винить человека, никогда не будет обижаться, привязываться, претендовать, никогда не будет устремляться к тем или иным связям, не сможет не избрать, не предпочесть... Но до этого уровня преданного надо все же дойти, дорасти, что происходит в свое время и только по Воле Бога и вследствие долгой практики преданного служения. А пока человек и боится, и в страхах, и входит в материальные игры, и скорбит - он далек от этих знаний, он не прилагает усилия, чтобы как-то освободиться в этом направлении, не видя ни смысла, не испытывая ни желаний, ни возможностей. Его решительность направляется на что угодно, но не в этом направлении, здесь не работает, здесь мысль не останавливается никак. Но если такая решимость не помогает указанным качествам, ибо нет еще в человеке необходимых знаний и пониманий, то любая другая решимость, которая идет в обход Божественным требованиям, автоматически признается в гунне невежества. И ничего здесь не поделать. Таково Мнение Бога. Но если человек, даже еще не верующий, желает справиться, пусть и материальными средствами, со своей сонливостью и всеми вытекающими отсюда последствиями, если человек здесь собой не доволен и желает реализации и сюда направляет усилия, то он уже выходит из-под преимущественного влияния гуны невежества, как и в случае, если он стремится преодолеть страх, если внутри себя строит свою теорию бесстрашия, если готов здесь себя упрочить, идя на риск, то он уже переступает порог невежества, и Бог непременно подключит его к совершенным духовным знаниям, которые придадут ему уверенность и необратимость Божьим Словом. Также, когда человек придается скорби умеренной, даже имея в себе материальные знания и причины, - это также есть выход из гунны невежества, и решимость такого человека уже приближается к решимости в гунне страсти... Поэтому, есть много людей, которые еще не религиозны, но чья решимость уже под влиянием гунны страсти, даже если еще нет совершенных духовных качеств. Но их качества, их неудовлетворенность, их работа над собой уже достаточны, чтобы открыть для них врата совершенных знаний, дающих выход к решимости в гунне не только страсти, но и благости, но это только вследствие практики преданного служения и изучения Святых Писаний.
КОММЕНТAРИЙ: Из этого стиха не следует, что человек в гуне благости не видит снов. Слово свапнам в данном контексте значит чрезмерный сон. Человек всегда видит сны, в какой бы гуне - благости, страсти или невежества - он ни находился; это его естественная функция. Но тот, кто слишком много спит, кто не может не гордиться своими возможностями наслаждаться материальными вещами, кто всегда мечтает добиться власти над материальным миром и подчиняет этой цели всю свою жизненную энергию, деятельность своего ума и чувств, - тот обладает решимостью в гуне невежества.
БОГ: Если решимость не помогает, то эта решимость непроявленная и не работает в такой степени, чтобы можно было о ней говорить, как о преимущественном проявлении решимости в гуне невежества. Но есть и другие более активные показатели проявления решимости в этой гуне:
1.Решимость в гуне невежества обуславливается самим невежеством, небольшим материальным опытом человека, его духовной неразвитостью и отсутствием материальных и духовных знаний, как и человек не обладает развитыми качествами, направляющими на правильный выбор и здесь решимость.
2.Решимость иллюзорная, основана на эгоизме, желании иметь или распоряжаться, или присвоить, не прилагая больших усилий и без особых оснований, не брезгуя и насилием, но и не идущая на риск.
3.Решимость следования за другими, доверия к другим, готовность подчинения и здесь решимость и поиск своего места в материальном мире.
4.Решимость низкого уровня: не пойти, не взять ответственность на себя, не доказывать, не идти путем аскетизма и добродетели, решимость к фактическому бездействию, иногда сопротивляющаяся необходимости работать и поддерживать свое тело.
5.Решимость в воспитании детей. Низкий уровень осознания методов воспитания, решимость действовать по своему пониманию.
6.Отказ от следования законам общества, решимость их нарушать, дабы не привносить в свою жизнь лишние беспокойства или огородить себя от долга и обязанности более требовательного или ответственного порядка.
7.Решимость не претендовать на образование, на очень серьезный религиозный путь, на ограничения.
8.Решимость не быть голодным и употреблять все, что сколько-нибудь съедобно, великая экономия, доедание за другими, даже если имеются деньги.
9.Решимость в одалживание денег, с очень большой опаской, желание этого избежать, или не отдавать, но скрывать свои материальные возможности.
10.Решимость не охотно впускать в свой дом других людей.
11.Решимость не устраивать далекие поездки от дома, не иметь очень много знакомых, но проверенным кругом общения дорожить и не углублять, и не расширять связи.
12.Очень скромное празднование с очень скромными продуктами, с очень ограниченным числом лиц, но с непременным присутствием алкоголя.
13.Решимость избегания строгого общения с представителями закона.
14.Решимость не втягиваться туда, где могут явно быть неприятности.
15.Решимость выяснять отношения громко или эмоционально, но не логично и не убедительно.
16.Решимость выходить из ситуации незаметно, не беря на себя ответственности.
17.Решимость в отказе от своих слов или путь на попятную.
18.Решимость в непонятной ситуации не выяснять, а ретироваться.
19.Решимость не втягиваться в ситуации, где есть вероятность потерять, не рисковать.
20.Решимость категорически не признаваться, даже если будет доказано.
В этой гуне невежества с ее доминирующими и присущими многим неразвитыми качествами человек не может, имея такой багаж и запуганность материальным миром, нормально развиваться. Поэтому, чтобы такую ступень преодолеть, Бог дает людям авансом такое рождение, такую внешность, которые направлены на утверждение человеческого эго, на чувство собственного достоинства, на отход от страха перед людьми, на более активное проявление себя. Также Бог вовлекает эту ступень в такие материальные игры, чтобы люди проявляли свои качества в той мере, чтобы начинали получать от общества не только оценку их качеств, но и воспитание, и уроки нравственности, как и религиозные азы. Бог помогает постепенно людям низших ступеней осознавать свою принадлежность к человеческому обществам и нормам его поведения. Бог далеко не сразу начинает вести такой уровень развития по пути страданий и преодолений, но наполняет людей в гуне невежества сначала материальными и духовными знаниями, дает некоторый ориентир, что можно и что нельзя, помогает выйти на тот уровень, набрать те внутренние силы, которые впоследствии помогут не только преодолеть последствия греховной деятельности и здесь решимости, но и извлечь для себя те понимания и принципы человеческого существования, которые постепенно и будут поднимать вверх по ступеням материального и духовного развития, вместе с развитием подъемом решимости человека, как важного фактора его проявления, увенчивающего любое желание именно действом.
ТЕКСТ 36
сукхам тв иданим три-видхам
шрину ме бхаратаршабха
абхйасад рамате йатра
духкхантам ча нигаччхати
сукхам - счастье; ту - но; иданим - сейчас; три-видхам - включающее три вида; шрину - услышь; ме - от Меня; бхарата-ришабха - о лучший из Бхарат; абхйасат - благодаря практике; рамате - наслаждается; йатра - где; духкха - страданиям; антам - конец; ча - также; нигаччхати - наступает.
О лучший из рода Бхараты, сейчас услышь от Меня о трех видах счастья, которым наслаждается обусловленная душа и которое иногда позволяет ей покончить со всеми страданиями.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "36.Но теперь, о, Бхаратаршабха, услышь от Меня о трех видах счастья, практикуя которые, человек наслаждается, а также достигает конец страданиям.". Материальный мир, так или иначе, но находится под влиянием гун материальной природы, что есть иллюзорные энергии Бога. Именно эти энергии Бога дают некоторый окрас всем проявлениям материального мира. Все, куда ни посмотри, имеет свои многочисленные ступени развития. Под влиянием трех гун находится все. И работа, и знание, и работник, и религия, и вера, и решимость, и слава, и власть, и могущество, и воспитание детей, и культурные, и материальные ценности в материальном мире, и спорт... Все, куда ни посмотришь, - все в пути своего развития, и на каждой ступени имеет свои определения, свои параметры, свои результаты, свое воздействие на людей и есть также и характеристика людей. Точно также можно говорить о трех ступенях восприятия любви, успеха, страдания и непременно счастья и еще много о чем можно говорить в таком направлении. Также насилие, преступление, поджег, ненависть, врага, друга - можно видеть через эту призму трех гун и дать характеристики преимущественного проявления. Но Бог дает то, что дать можно. Вопрос о счастье самый спорный, самый востребованный, самый неутолимый, самый изучаемый в материальном мире и самый разноголосый, как и самый плачевный, ибо нет здесь точки опоры ни для кого... Похоже, что одни иллюзии.
КОММЕНТAРИЙ: Обусловленная душа никогда не прекращает попыток обрести счастье в материальном мире. Ради этого ей приходится снова и снова жевать пережеванное. Но иногда, наслаждаясь в материальном мире, она освобождается от материального рабства в результате общения с великой душой. Иными словами, обусловленная душа всегда ищет наслаждений, но, когда под влиянием благотворного общения она понимает, что все это уже много раз было, в ней просыпается истинное сознание Кришны и она избавляется от стремления к однообразному материальному "счастью".
БОГ: Материальный мир есть инструмент Бога, абсолютный и неутомимый по развитию живых существ. Развитие человека в материальном мире само по себе не происходит, а строго по Воле Бога Кришны, где Бог работает скрупулезно над каждым, поднимая каждого по ступеням материального и духовного развития, что возможно только в колесе сансары. Все и каждый непременно для своего развития должны Волею и Планом Бога искоренять свои низшие качества, что происходит через постоянные разного уровня игры и роли, заставляющие как проявлять качества, так и формирующие карму человека, что есть и исправительные реакции на деяния каждого. Поэтому материальный мир есть место и страданий и преодолений и требует постоянной помощи живым существам, чтобы выдержать то напряжение, которое испытывает каждый в пути воспитания и преодолений. Для этого в материальном мире Волею Бога сотворены и внешние материальные объекты, которые должны использоваться живыми существами для отдыха, для наслаждения, для проявления интереса к жизни, для разнообразия, для надежд, для того, чтобы человек, повинуясь иллюзорным энергиям Бога, считал себя причиной, проявлял активность, легко вовлекался в те или иные игры и роли и полностью проявлял себя согласно Божественной на него Воле. Ибо это и есть обоснование работы над ним в дальнейшем в плане его воспитания и развития, как и подъема вверх по ступеням своего становления. Но для этого в материальный мир Бог дает и понимание счастья, и поддерживает его, и показывает его действенность через самые разные запросы к счастью, навеянные условностями материального существования: Бог дает как счастье и семью, и детей, и любовь, и богатства, и путешествия, и работу, и многое другое, что ни есть миражи, но человек реально понимает в тех или иных условиях себя счастливым, удовлетворенным, надеющимся и таким образом отсюда и черпает те силы, которые ему необходимы, по сути, для его материального и духовного развития, для развития тех качеств, которые в свое время и выведут на путь преданного служения. Как можно практиковать счастье? Да еще и с тем, чтобы избавиться от страданий? И тем не менее. Ибо счастье Бог рассматривает, как ни некое состояние, которое привносит великое удовлетворение для души, состояние полного умиротворения в связи с удовлетворением материальных чувств человека, как некое продолжительное состояние, но как действующий внутри человека некий процесс преодоления, внутренней неустанной работы в самом процессе счастья, то, что можно и надо практиковать, а, следовательно, в нем служить Богу, используя и это состояние, как еще одно сподручное средство, направленное на достижение Отца и приобретение в связи с этим качеств Божественных, несущих в итоге преодоление земных материальных страданий и освобождение. Нет ничего в материальном мире, что бы не было использовано Богом, как инструмент пути к Богу в итоге, в процессе развития человека. Нет ничего, что бы и не развивало. Все, абсолютно все находится под влиянием гунн материальной природы, все развивается, все развивает, поднимая по лестнице духовного становления. Как ни удивительно, но, приемлемое на всех материальное счастье может быть многогранным, поделенным на многие составляющие и так раздающееся людям в соответствии с их ступенью мышления, интеллекта, понимания. Все счастье можно, не углубляясь особо, разделить на три вида, то счастье, которое находится под влиянием гунны благости, страсти, невежества. И далее в каждой группе следует предполагать многочисленные подступени, поднимающие вверх, жаждущую счастья душу. Но и никакое счастье Богом не дается бесплатно. Материальные иллюзорные игры, управляемые энергиями Бога, заставляют за каждое свое счастье бороться, прилагать усилия, возносить в ранг мечты и цели, все предполагает и свои средства, свой мыслительный процесс, свое окружение, свои планы, свой развитый вкус к счастью именно такого рода. И материальному уму не сложно понять, что счастье на всех далеко не равнозначно, но зависит от уровня и материальных знаний, от материальной практики и здесь опыта, от качеств человека, от его положения в обществе. В любом случае счастье не подается на блюдце, но сначала дается, рисуется привязанным умом, как цель и далее достигается видимыми материальными средствами. Надо знать, что только Бог распределяет счастье, зная, кому, когда, за что, какого уровня, что приемлет душа, чем утешится, в чем найдет на своей ступени удовлетворение. Только Бог дает желание души ее уровня, только Бог подводит вплотную через иллюзию самостоятельного выхода, борьбы, преодолений, только Бог дает и чувство радости, умиротворения, дает и временные сроки для счастья и ступени подъема уже в одной жизни. Нет ничего, что бы человек синтезировал своими личными внутренними возможностями и силами, ибо душа изначально не знает воистину свое положение, свое направление движения, свою ступень, не знает, какое счастье ей необходимо, как утешение в нелегком материальном пути. Все вокруг каждого обставляет Бог, однако, не забывая напоминать всеми средствами душе, что материальное счастье временно, иллюзорно, имеет и греховность в основе, и незаслуженность, и преувеличение, искажение своих истинных желаний, ибо еще без духовных знаний душа не постигла себя, не знает свое предназначение, свой смысл, свою конечную цель. Поэтому и счастьем Бог пользуется как средством прозрения, видения, что материальное счастье иллюзорно, более обещает, не в той степени и радует, ни есть радость для души, но более для материального ума и тела, ибо направлено пока на материю материальным телом и чувствами. Чтоб быть грамотным в этом вопросе, следует все же разобраться с изначальной природой счастья, понять тот механизм, по которому оно на Земле работает, и какую именно цель Бог счастьем материальным в итоге все же достигает. Об этом, о разновидности счастья, о предназначении счастья, как функционирующего, развивающего материального процесса, в следующих стихах.
ТЕКСТ 37
йат тад агре вишам ива
паринаме 'мритопамам
тат сукхам саттвикам проктам
атма-буддхи-прасада-джам
йат - которое; тат - то; агре - в начале; вишам ива - как яд; паринаме - в конце; амрита - с нектаром; упамам - сравнимо; тат - то; сукхам - счастье; саттвикам - относящееся к гуне благости; проктам - называемое; атма - в душе; буддхи - разума; прасада-джам - рожденное из удовлетворения.
То, что в начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару, состояние, в котором человек пробуждается к самоосознанию, называют счастьем в гуне благости.
БОГ: Неверный перевод. Точный перевод: "37.То счастье, которое вначале подобно яду, а в конце можно сравнить с нектаром, такое счастье, говорят, в гунне благости и рождено из удовлетворенного разума души.". В стихе нет речи о самоосознании. Здесь следует отличить две вещи, достаточно существенные, на пути к счастью самого высокого, существующего на Земле материального уровня, ибо счастье духовного порядка уже выходит за пределы материальных чувств и о таком счастье разговор особый. Прежде всего, следует уяснить, почему вначале счастье должно быть подобно яду, и, во-вторых, почему оно рождается, закрепляется в удовлетворенном разуме души, не имея отношение ни к чувствам, ни к основам материального мира, существующим как незыблемые условности, типа денег, власти, славы... Счастье высшего порядка минует это и в материальном понимании того, кто еще борется за счастье, видит в этом смысл и цель жизни. Вот два направления, характеризующих счастье высокого порядка, то счастье, которое Бог называет истинным, приемлемым, организованным Божественным Умом, способствующим развитию, не противоречащим развивающим извечным планам Бога на человека. Итак, счастье в гунне благости должно начинаться со страданий. Как это понять? Очень просто. Счастье не подается на блюдце, ибо это противоречит Божественным развивающим установкам. Счастье необходимо добывать, согласно выстроенным в голове человека его помыслам, но его и уровня, в пределах рамок его жизненных ценностей и качеств. Итак. Бог дает человеку устойчивую цель, вместе с ним строит план, обещает здесь человеку удовлетворение его желаний и чувств. Но суть счастья, обрисовываясь в уме, требует и деяний. Для истинного счастья эти деяния должны выглядеть как своего рода парад жертвоприношений и аскез, то, что отрабатывает, отмаливает у Бога милость и добро на начало и успех движения, есть то, что делает в дальнейшем достигнутое счастье оплаченным, без последствий греховной деятельности, где страдания вначале, пути преодолений напрямую связанные со счастьем и нет, есть тот выкуп, который имеет свойство и охлаждать результат, внося не детский восторг, но удовлетворение, никак не остающееся в памяти и в опыте, как ярчайшее событие, превращающееся в последовательность вещей достаточно банальных, естественных, но и несущих собой некий новый всплеск, новое окружение, новое материальное и духовное обогащение, открывающее врата к новым событиям и возможностям. Т.е. счастье в гунне благости не дается бесплатно, не требует и в итоге празднеств души, но дает понимание вообще о приходящих свойствах любого счастья на Земле, что счастье имеет свойство быть разбавленным Богом всегда и тем, что есть плата за него. Такое счастье устойчиво по сути, отводит от возведения счастья в ранг высочайшего земного устремления, через такого рода пути к счастью человек начинает хорошо понимать из собственного опыта и окружающих, что независимо от того, знают другие люди или нет, но если счастье Бог начинает давать, предваряя его испытаниями долгими или страданиями, то это счастье надежно, даст плоды, лучшие ростки, будет иметь развивающее продолжение, не канет, отзовется в душе, даст удовлетворение от того, что главное, лучшие устои души, как и нравственность, духовность, устойчивость преумножит, будет развивающим, привносящим, дающим и смысл, и удовлетворение, тяготеющие уже не к материальным чувствам, но к духовным. Если счастье так начинается, если счастье так себя вначале проявляет, требует практику претерпевания, привносит новое понимание в ум, относительно Божественных планов, то такое счастье безупречно, поддерживаемое Богом, не расслабляющее, не наращивающее иждивенческие к Богу настроения, реально все видящее и понимающее, есть труд души, есть ум души, есть развитие души, не привязывающее к любым материальным наслаждениям. Такое счастье прежде всего дает душе чувство полноценности, заслуженности, необратимости счастья, счастья благословленного Богом, рождает умиротворение духовное, не направленное на материальные блага, но чувство заслуги, преодоления, развития. Но так видящая душа на самом деле начинает входить в русло не привязанности к самому главному - к наслаждениям, к льготам и обещаниям материи, ибо в таком истинном счастье для любого Бог неотступен, и по этим признакам, указанным в стихе, можно судить, чем счастье обернется, что от него ждать и как строить свою личную жизнь далее, уже будучи в унисоне с Богом, понимая Бога в этом плане, трудясь с Богом в этом направлении, переводя в своем сознании понимание счастья на уровень труда, угодному Богу, действенному, дающему духовные ростки и плоды, начинающемуся преодолениями и завершающемуся не восторгом, но удовлетворением ума.
КОММЕНТAРИЙ: Человек, стремящийся постичь природу души, должен следовать многочисленным правилам, чтобы обуздать чувства и ум и сосредоточиться на душе. Все это нелегко и может показаться ядом, но, если человеку удастся следовать всем предписаниям, он благодаря этому поднимется на трансцендентный уровень и сможет вкусить нектар бессмертия. Это даст ему возможность по-настоящему наслаждаться жизнью.
БОГ: Надо знать, что в материальном мире, если говорить о счастье, то его Бог Кришна материальному человеку всегда дает через труд и преодоления, что есть этап, предшествующий состоянию счастья, есть то, что может приносить человеку и страдания, но, тем не менее, человек как бы у Бога счастье своим трудом и старательностью заслуживает и может получить его и пользоваться им достаточно продолжительный период. Когда человек борется за счастье, когда человек в этой борьбе развивается и отдает долги Богу, Бог тем самым убирает все препоны через такой, по сути, очистительный процесс и открывает двери к плодам такой борьбы, что есть то состояние, которое человек рассматривает для себя, как счастье, то, что он достиг лично, и потому ценится, и потому оно и наслаждает и дает силу на дальнейший путь преодолений, ибо в материальном мире никогда развитие человека состоянием счастья не приостанавливается, ибо есть, куда вести человека дальше и чему его наставлять. Поэтому все состояния счастья выглядят как временные. Но всегда Бог указывает, к чему еще можно стремиться, через что еще можно состояние счастья обновить и дает цели, дает желания, дает снова направленный мыслительный процесс, ибо только так в материальном мире человек и может удержаться на плову, выдержать все преодоления, познать счастье, насладиться успехом, и поднимается таким образом вверх в своем развитии, отрабатывая счастье низших ступеней и поднимаясь вверх, постигая счастье высокого духовного порядка, но в свое время. Все это о счастье в материальном мире в общих чертах. Если речь идет о гуне благости, то, строго говоря, счастья в гуне благости быть не может. Для преданных Бога Кришны это невозможное состояние. Или они не преданные. Если говорить о счастье в гуне благости, то надо говорить и о тех, кто находится под влиянием гуны благости. На там только преданные Бога Кришны.
Не может быть так, чтобы человек находился под преимущественным влиянием гуны страсти или тем более невежества, а вот наслаждался счастьем в гуне благости, ибо там счастье принципиально отличное от счастья в других гунах. Но в гуне благости, под влиянием такой иллюзорной энергии находятся те, кто уже начал путь преданного служения; и материальное счастье, основанное на удовлетворении чувств, там практически через духовные практики Богом отводится. Преданному показывается, разъясняется на основе Святых Писаний, что в материальном мире счастье есть работа гун материальной природы, иллюзорных энергий Бога, все тленно, имеет начало и конец, преходяще. Можно говорить о Милости Бога, об успехах в некоторых делах, о подходящем исходе событий или благоприятных условиях. Но говорить о счастье, как наслаждении материальных чувств, здесь не приходится. Любое такое "счастье" воспринимается умеренно, с пониманием его не постоянства. Поэтому о счастье под влиянием гуны благости можно говорить условно и примерно в таком виде:
1.Радость в Боге.
2.Понимание в себе Воли и Мнения Бога.
3.Удовлетворение при приеме пищи, воспринимаемой, как Милость Бога.
4.Рождение ребенка, что должно восприниматься, как Воля Бога, как отдача долга Богу, как плоды материальной деятельности, которые опять же посвящаются Богу.
5.Материальные блага - как Милость Бога, как то, чем распоряжается Бог, как то, что Бог может дать, может этим Управлять и может это забрать.
6.Благоприятные события - Работа Бога, Воля Бога, План Бога. Живое существо, человек ими пользуется для решения тех или иных вопросов, связанных с телом, и тем, что надо тело поддерживать, давать ему отдых, поклоняться через это тело и преданно служить.
7.Изучение Святых Писаний, можно рассматривать, как наслаждение, духовная радость, но и этот путь изучения следует посвящать Богу, будучи умеренным и в радости, и в удовлетворении.
8.Поездки, путешествия - не могут быть или считаться счастьем, но Волей Бога, необходимостью, связанной с преданным служением или Планом Бога для решения некоторых материальных или духовных вопросов.
9.Общение не может считаться счастьем ни в каком виде и ни с кем, но в плане преданного служения и по необходимости и для связей и отношений в материальном мире, должны быть направлены на Бога, через Бога и Волю Бога все объяснять и помогать. Иное есть пустой разговор, не приносящий и толики удовлетворения, но только с разрешения Бога и не по своей инициативе преимущественно.
10.Счастье от мира на Земле. Такое счастье считается материальным, дается материальным людям, как и осознание свободы, справедливости и пр. Для преданного Бога все есть Воля Бога, все есть План Бога, все есть работа Бога, направленная на развитие творения. Бог всем и каждому всеми условиями материального существования воздает строго по карме каждого и Планом Бога на каждого, какого бы направления и масштаба события в материальном мире ни происходили.
Однако, надо знать, что и преданные могут знать материальный успех, результат, исход событий. И могут испытывать чувства очень приближенные к состоянию счастья. Но все же есть отличие от преданного и материального человека. Преданному Бог успех дает не как результат случайных событий или стечения обстоятельств, но как направленный процесс усилий, где человек, прежде чем увидеть результат и насладиться им, должен пройти через преграды, преодоления, потери, поиски, в некотором роде и страдания, и потрясения. Т.е. преданному в чистом виде по запросу преданного Бог не дает ни в одном деле сразу успех. Но только тогда, когда он вовлечется, пострадает, кое-что побочное для себя извлечет, станет умнее, более совершенным по качествам, тогда, как в награду, он получит и желаемое или в запрашиваемой форме или несколько в иной. Поэтому надо понимать стих так, как сказано Богом. Счастье, даже условное, чтобы оно не повлекло наказаний или последствий греховной деятельности, должно начинаться со страданий. Этот важный признак хоть временного успеха. Но и не следует думать, что за страданием непременно может последовать успех. Иногда именно страдания призваны отводить от цели, называемой счастьем или перенаправлять. Т.е. счастье в гуне благости (условное) не обходится без предварительного страдания, но страдание не обуславливает непременно успех или достижение состояния счастья или радости. Но страдание может иметь для преданного духовные плоды. Также, так успех или положительный результат Бог может дать и в гуне страсти. Т.е предварительно человеку придется за такое условное счастье побороться. Но в гуне страсти человек не поклоняется Богу, поэтому даже через страдание добытое счастье непременно будет временным, ибо человек считает причиной себя, не благодарит и не поклоняется Богу преимущественно. Поэтому в гуне страсти даже с трудом добытое счастье будет со временем разрушено. Но более продолжительное все же счастье или успех, если начинается со страданий и преодолений.
ТЕКСТ 38
вишайендрийа-самйогад
йат тад агре 'мритопамам
паринаме вишам ива
тат сукхам раджасам смритам
вишайа - с объектами чувств; индрийа - чувств; самйогат - от соприкосновения; йат - которое; тат - то; агре - в начале; амрита-упамам - подобно нектару; паринаме - в конце; вишам ива - как яд; тат - то; сукхам - счастье; раджасам - относящееся к гуне страсти; смритам - понимаемое.
Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: "38. То счастье, которое возникает в результате соединения чувств с объектами чувств и в начале подобно нектару, а в конце как яд, такое счастье считается в гунне страсти.". Надо знать, что такое, так описанное счастье, является доминирующим в материальном мире, так понимается, так трактуется и считается нормой среди большинства людей. Мир материальных отношений определил счастье, как некое событие в жизни, которое непременно должно быть дано легко, само собой, по некоему праву живого существа на счастье и полное удовлетворение чувств. Человек претендует всегда на наслаждения, которые рисует ему материальный привязанный ум, всегда и непременно связывает счастье с чувствами и органами чувств, желает счастья долгого, чуть ли не безвременного, беспричинного, беря за основу некие свои заслуги, природные возможности, внешность, талант и прочие причины. Счастье значительно упрощают в несложном мышлении, придавая ему статус некоей независимой от обстоятельств величины, на которую могут и вправе претендовать все. Понятие о счастье, видимость счастья, описание счастья в основном сводится к тому, что человек рассматривает стечением благоприятных обстоятельств, что дает в итоге наслаждение чувствам, мышлению, положению, обещает стабильность, и все в плане личном и всего, что связано с личной жизнью и имеет к ней отношение. Счастье, однако, не считают зависимым от таких явлений, как природные явления, катаклизмы, страдания других людей, смерти, насилия, но легко, и в соответствии определениям, считают терпящим любое несчастливое соседство, никак не может быть им подернуто, от него зависеть. Счастье человек направляет на любовь, детей, родителей, деятельность, талант... Но все это имеет смысл тогда, когда не страдают чувства, когда присутствует полное удовлетворение и следует видимое, устойчивое обещание стабильности счастья. Счастье также связывают с едой, половыми отношениями, благами материальными, служением своей цели, таланту, труду. Счастье, так или иначе, но всегда на кого-либо обращено, требовательно, настойчиво, желает себе подчинения, соответствия своим качествам и не терпит разнобоев и разногласий. В материальном мире воспевается счастье то, которое приходит легко, наслаждает, сулит, соответствует устоям человека, его нравственности, его пониманию и уму, цели и смыслу жизни. Отличает материальное счастье привязанность и направленность на удовлетворение чувств в основном и в соответствии с условностями материального мира, превозносящими деньги, славу, почет, уважение, власть и пр. Только тогда событие в этом случае назовут счастьем, если абсолютно явно, очевидно, реально видно, что счастье идет успехом, благоприятными обстоятельствами, что оно много сулит сразу, сразу удовлетворяет чувства, начинается с положительных признаков. Такому счастью человек не желает, чтобы предшествовали хоть малые страдания, ибо в таком случае привязанный, пристрастный ум откажется называть событие счастьем, ибо оно уже будет иметь некий оттенок неполноценности, омрачающей счастье, как они его понимают. Т.е. счастье должно начинаться с счастья - так принято пристрастным умом, большинством людей или далеких от религии, не знающих Бога, или на слабых религиозных ступенях, где еще не работают совершенные духовные знания, согласно которым главная цель Бога на человека есть духовное развитие, что достигается через пути преодолений, через приобретение качеств, через видение Бога, как причины всех причин. Согласно этим знаниям Цель Бога - не насладить, но взрастить духовность, увидеть за всем стоящего Бога, не претендовать на материальное, подернутое материей счастье, связанное с удовлетворением чувств и наслаждением, но связать его с Богом и преданным служением. В этой связи Бог никогда не дает счастье без труда, без заслуги, но как последствие благочестивой деятельности, как то, что надо заслужить своими усилиями, за что следует отблагодарить Бога, к чему не следует привязываться очень сильно и тяготеть к тому, что фактически принадлежит Богу, но направлять плоды достигнутого счастья на преданное служение и здесь успехи. Но чтобы к этому подвести Бог приучает всех к пониманию, что счастья в чистом виде не бывает, что счастье временно, иллюзорно, приходящее, имеет нежданные плоды, на которые и не рассчитываешь, что счастье Бог дает истинное не так ни при таких условиях, но требует плату, требует аскез, требует жертвоприношений. Это есть претерпевания. Материальному человеку Бог может дать счастье так, как он себе этого желает. Но счастье в материальном мире эгоистично, направлено сугубо на себя и часто за счет других людей, их средств и благополучия. Такое счастье зарабатывается только, преимущественно греховной деятельностью, которая после проявления счастья, ее факта, как сбывшегося события достаточно вожделенного, отаукивается впоследствии кармическими реакциями, самим страданиями, отбирающими счастье, давая в ум понимание и качества более высокого порядка, ибо и кто-то за счет тебя начинает строить свое счастье, и это Бог пропускает через человека и его понимание, показывая, что есть бездумье и эгоизм и как они имеют свойство в итоге оборачиваться, превращая жизнь человека после счастья в ад.
Мир материальных отношений переполнен примерами видимого, крохотного, краткого счастья, которое, не успев мелькнуть, повлекло такие реакции, что от него не осталось и следа. Но каково мышление человека, как готов он воспринимать до времени, так Бог ему и дает, в итоге омрачая любое счастья, давая многих на него посягающих, раздирающих это счастье на клочья и в итоге оставляющих понимание, что нет счастья в мире материальном, приводя живые существа в глубокое уныние и раздумье, но так подводя по качествам к той ступени, где человек соглашается с тем счастьем, которое начинается именно со страданий, ибо видит в страданиях свою борьбу, причем честную, причем в союзе с Богом, а потому глубоко-нравственную. Однако, счастье в гунне страсти человек воспринимает реально, переживает его своими чувствами, в нем отдыхает, дает себе установки, тоже по своему развивается и этим счастьем дорожит, что невозможно сказать о счастье в гунне невежества.
КОММЕНТAРИЙ: Когда юноша знакомится с девушкой, чувства вызывают в нем страстное желание видеть ее, касаться ее и наслаждаться близостью с ней. Вначале все это доставляет чувствам огромное удовольствие, но рано или поздно их отношения становятся подобными яду.
БОГ: Этот пример не подходит для комментариев, ибо есть личное восприятие описанного события, которое отнюдь далеко не всегда оканчивается для пары плачевно. Людей в пары соединяет Бог Кришна для семьи, рождения детей, для развития человека и для того, чтобы он имел в жизни помощь и поддержку от своих родственников, как и опору, тыл, защиту, как и положение в обществе, как и то, что помогает ему выдерживать пути страданий и преодолений, которые Бог дает каждому в пути материального и духовного развития. Нельзя сексуальные отношения сводить к яду, к неприязни, к тому, что противно человеку. Приведенный пример некорректен и непозволителен в материальном мире.
Они расстаются или разводятся, испытывая боль и жестокие страдания. Такое счастье относится к гуне страсти. Счастье, которое человек испытывает, когда его чувства соприкасаются с объектами чувств, всегда влечет за собой страдания, и его следует всячески избегать.