Воистину, воплощенное живое существо никогда не сможет совсем отказаться от деятельности. Однако того, кто отрекся от плодов своего труда, называют по-настоящему отрешенным.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "11.Невозможно воплощенному полностью отказаться от работы. Но тот, кто отказался от плодов своей деятельности, его отречение, сказано, есть отречение тйага.". И еще раз. Бог Говорит: Никому невозможно не работать в материальном мире. Это все должны понять и уяснить себе. И материальные люди и преданные Бога Кришны. Но из всех те люди, которые не привязываются к плодам своей работы, эти люди находятся в отрешении тйага. Или, что одно и то же, находятся в отрешении тйага в гуне благости. Тйага и тйага в гуне благости - суть одно и то же. Также, у Бога нет такого определения - "по-настоящему отрешенного человека". Есть отрешение саннйаса и есть отрешение тйага. Другие определения отрешения Бог в материальный мир не дает. И еще раз. Здесь под воплощенными следует понимать всех людей, верующих и не верующих. Бог констатирует, что никому из воплощенных невозможно отказаться от работы, т.е. работать не только следует, а насущная, данная материальным существованием, самом Богом потребность, абсолютная необходимость, есть законное средство от Бога поддерживать свое материальное тело, развиваться, исполнять долг. Работать должен каждый, достигший определенного возраста и знаний, любой, кто имеет физическую возможность, психическое здоровье и определенный уровень знаний, специальных и нет, но достаточный, чтобы выполнять определенный уровень работы в сложности, соответствующей интеллекту личности, здоровью, пониманию. В этом не должно быть сомнений. Но к преданным Бога, к верующим, стоящим на ступени преданного служения, устремленных к духовной реализации это требование усиливается тем, что их работа должна быть, исполняться постоянно без привязанности, в состоянии отрешения от плодов работы. Это значит, что работая наравне с неверующими, такой человек, работая, не озабочен итогом, не стремится распоряжаться плодами, не медитирует на них, удовлетворяется тем, что через других ему за работу даст Бог, ибо видит только Бога распоряжающимся всеми материальными благами, в этом вопросе вручает себя Богу и претерпевает страдания, если приходится, ибо и в этом, в таких последствиях работы также видит суть преданного служения, проявление своего смирения и здесь видит поддержку Бога. Вот о таких людях, не материальных, не просто верующих других конфессий, а о преданных Бога Кришны можно сказать, что они находятся в отречении тйага, или в отречении тйага в гунне благости, что есть одно и то же. Только у того, кто обладает совершенными знаниями, кто предан Богу и идет по пути духовного развития, может быть основание, внутреннее убеждение, внутренний потенциал, чтобы так идти, так воспринимать работу. У материального человека такой труд без привязанности к плодам не имеет причины, ибо нет знаний, нет понимания, нет внутреннего основания так идти, так мыслить, ибо человек еще не достиг этой религиозной ступени, хотя ее и не миновать, но в свое время и каждому. Такие люди считаются пока занятыми кармической деятельностью, деятельностью, привязывающей к плодам труда, к общению в труде, к своего рода также развитию через труд. Этот этап для преданных считается пройденным и к нему, как правило, возврата не бывает.
КОММЕНТAРИЙ: В "Бхагавад-гите" сказано, что никто не может постоянно находиться в бездействии.
БОГ: Неоднократно Бог Кришна в Бхагавад-Гите Указывает на то, что никто не может в материальном мире не работать. Работать должны все хотя бы для того, чтобы поддерживать свое собственное тело. Речь о работе, а не о бездействии. Это не одно и то же. Бездействие - это более широкое понятие, которое распространяется на все виды деятельности, включая любые движения тела и признаки жизни. Это понятие абсолютно здесь ни к чему. Надо говорить более строго и определенно. Речь идет только о работе тех, кто может согласно своему возрасту и здоровью работать.
Поэтому истинно отрешенным называют того, кто, работая для Кришны, не наслаждается плодами своего труда, но все отдает Господу.
БОГ: Не стоит вопрос об истинно отрешенном, а более конкретно, т.е. о том, кто находится в отрешении тйага или, что одно и то же, в отрешении тйага в гуне благости. Что есть истинно отрешенный человек - такое определение Бог в вопросе отрешения в Бхагавад-Гите не дает. Есть два вида отрешения: отрешение саннйаса и отрешение тйага или тйага в гуне благости. Есть, существует также отрешение тйага в гуне страсти. Вот три вида отрешения, о которых говорит Бог Кришна. Самое высокое отрешение есть тйага или тйага в гуне благости, что одно и то же по названию и по сути. Также, в отрешении тйага человек действительно не наслаждается плодами своего труда, но посвящает эти плоды Богу Кришне. А это означает, что просто результатом работы распоряжается Личность Бога Кришны. Т.е. нет такого, чтобы человек отдал все заработанные средства в храм. Речь о другом. Работая, человек понимает, что деньги ему поможет распределять на те или иные нужды или пожертвования Сам Бог Кришна, и это будет видно через ситуации и обстоятельства. Т.е. ему, работнику, планировать заранее, как он употребит заработанные средства, нет необходимости. Надо положиться в этом вопросе на Бога Кришну и понимать, что любые неожиданности, обращенные к нему просьбы, ситуации, требующие вложение денег, есть Воля Бога, и Бог Кришна так деньги работника распределяет Сам Лично, оставив ему необходимое для поддержания тела и тел членов его семьи. Т.е. главное в том, чтобы человек начинал видеть, что Бог полностью Управляет, как работой, так и зарплатой, и никогда при этом человек не остается голоден или в безысходной ситуации, ибо Бог будет удерживать от излишних трат и помогать правильно распределять средства так, чтобы ограничить наслаждения, помогать другим, поддерживать свое тело, решать бытовые нужды и таким образом входить в Бога и начинать видеть участие Бога или Управление Бога во всех вопросах своей жизни, таким образом и утверждаясь в Боге Кришне, и занимаясь в результате такого божественного понуждения и добродетелью и аскетизмом через такое распределение средств Богом Кришной.
В Международном обществе сознания Кришны много членов, которые не жалея сил трудятся в учреждениях, на фабриках или других предприятиях и отдают заработанные деньги на нужды Общества. Эти возвышенные души являются истинными санньяси и отреклись от мира. Здесь ясно сказано, как и ради чего следует отказываться от плодов своего труда.
БОГ: Если человек работает на материальном производстве и отдает заработанные средства в храм Бога Кришны, то такой человек просто занимается благотворительной деятельностью и никак не считается, что он занят полноценным преданным служением и не считается, что он находится в отрешении тйага. Ибо отрешение тьяга возможно, когда человек занимается карма-йогой, то есть посвящает свой труд Богу Кришне и также не привязан к плодам своего труда. А это означает, что и во время работы и во время распределения средств, как плодов работы, человек полностью Управляем Богом, понимает в себе Волю Бога на распределение средств; все неожиданные затраты, все обращенные к нему просьбы денежного характера в момент распределения средств видит как Волеизъявление Бога Кришны и полностью этой Воле подчиняется, даже если возникает ситуация, когда человек, следуя Воле Бога, сам остается без средств, но и в этом случае полагается на Бога Кришну и видит, что и в таких ситуациях Бог помогает постоянно и выводит буквально из тупиковых, абсолютно безвыходных с материальной точки зрения ситуация, и таким образом человек никогда не остается голодным или в ситуации плачевной. Это непременно помогает человеку входить в Бога Кришну, утверждаться в Боге, понимать Мнение Бога в себе, дает и бесстрашие и привычку неотъемлемую уповать всегда и надеяться на Бога, ибо такая практика развивает великое доверие к Богу и благодарность к Богу, что и развивает в человеке качества высокого духовного и материального уровня и в свое время открывают ему врата на духовный план. В этом и есть польза отрешения тйага в гуне благости.
ТЕКСТ 12
аништам иштам мишрам ча
три-видхам карманах пхалам
бхаватй атйагинам претйа
на ту саннйасинам квачит
аништам - ведущий в ад; иштам - ведущий на райские планеты; мишрам - смешанный; ча - и; три-видхам - (включающий) три вида; карманах - деятельности; пхалам - результат; бхавати - появляется; атйагинам - тех, кто не отрекся; претйа - после смерти; на - не; ту - но; саннйасинам - тех, кто отрекся от мира; квачит - когда бы то ни было.
Тому, кто не достиг ступени отречения от мира, после смерти приходится пожинать плоды своего труда: желанные, нежелательные и смешанные. Тем же, кто отрекся от мира, не нужно ни наслаждаться результатами своей деятельности, ни страдать из-за них.
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: "12.Тот, кто не находится в отречении тйага (работает ради плодов), достигает три вида плодов своей деятельности: нежеланные, желанные и смешанные, но это не имеет отношение к тем, кто отрекся (от плодов).". Или, точнее сказать: "Тот, кто не находится в отречении тйага (т.е. работает ради плодов, т.е. занят кармической деятельностью), достигают три вида плодов своей деятельности: нежеланные, желанные и смешанные, но это не имеет отношение к тому, кто отрекся от плодов деятельности ( находится в отречении тйага в гунне благости, или исполняет работу не привязываясь к плодам, будучи в отречении тйага).". Тот, кто не находится в отречении тйага, непременно занят кармической деятельностью. Другого пути нет. Это означает, что человек работает так, как принято в материальном мире и не отягощен совершенными духовными знаниями. Такой человек обладает набором материальных качеств, которые и определяют, по сути, отношение к работе, уровень ее исполнения, привязанность к результатам, распоряжение плодами своей деятельности. И материальные люди, будучи вне религиозных норм, обладают разными качествами и в этой связи находятся на разных ступенях материального и духовного развития. Стоящие на более низких ступенях развития качествами более приближаются к качествам животного мира, где доминирует эгоизм, жестокость, жадность, агрессия, лживость, несмирение. Какими качествами человек преимущественно на своей ступени развития обладает, так эти качества и в такой же мере в разных видах деятельности и проявляются, включая саму работу, ту деятельность, за которую живое существо получает материальное вознаграждение, направляемое на поддержание тела и быта. Низкие качества обуславливают в работе изворотливость, лень, пренебрежение, неаккуратность, безответственность, в результате чего человек своим трудом приносит вред общему делу и страдание другим людям. Вследствие кармических реакций такие люди пожинают плоды в виде страданий, здесь называемые нежеланными. Стоящие на более высокой ступени, однако, еще далекие от совершенства люди в виду своих качеств, где уже присутствует и добродетель и ответственность и аккуратность, и пунктуальность наряду с качествами более низкого уровня, пожинают плоды своего труда разные, как благоприятные, так и неблагоприятные, здесь называемые смешанными. И люди, которые уже стоят на достаточно высокой ступени, даже будучи еще нерелигиозными, но обладающие качествами лучшими, они исполняют работу со всей ответственностью и старанием, повышают свою квалификацию, продолжают идти по пути знаний и профессионального роста, отзывчивы, терпеливы, старательны и усердны. Такие люди, не смотря на то, что еще привязаны к плодам своего труда, все же кармически заслуживают преимущественно благоприятные плоды, здесь называемые желанными. На самом деле, кармическая деятельность считается деятельностью греховной, ибо здесь непременно присутствует привязанность, эгоизм, соперничество, зависть. Поэтому в своей природе кармический труд не может быть абсолютно благоприятным, иметь преимущественно желанные плоды, но на такие три группы разделить плоды материального труда можно условно, даже если человек не религиозен. И в материальном сознании есть духовные ступени и люди реально разнятся друг от друга согласно своим ступеням, своим качествам и своим отношением к труду и исполнением.
Таким образом, Бог ответил исчерпывающе на вопрос Арджуны. Из стихов 1 -12 этой главы непременно следует, что отречение тйага и саннйаса не равнозначные понятия, что саннйаса есть отречение тйага в гунне невежества, т.е. входит, составляет часть отречения тйага. Также следует то, что в материальном мире человек не должен уклоняться от работы, но непременно ее исполнять, что есть лучшее Мнение Бога. Но исполнение работы может быть в преданном служении и нет. Материальный человек или религиозный, но не идущий по пути преданного служения, фактически занят кармической деятельностью, когда человек привязан к плодам своей деятельности и считает себя распоряжающимся этими плодами. Занятый такой деятельностью пожинает плоды трех уровней, неблагоприятные, благоприятные и смешанные. Такие плоды не пожинает тот, кто находится в отречении тйага, т.е. занят деятельностью, работой, отрекаясь от плодов. Этот вопрос о работе, о видах работы Бог счел нужным поднять, разъяснить, ибо этот вопрос всегда в материальном мире был, есть и будет насущным. Работу не обойти в материальном мире, вопрос о работе является насущным для верующих и неверующих, для радеющих и своем духовном росте и нет. Бог этим ответом расставил однозначно все точки над i, но есть еще ряд важнейших вопросов, с которыми человек в материальном мире встречается на каждом шагу, вопросы, которые ранее в Бхагавад-Гите особо не поднимались, но для человека насущны, крайне необходимы для правильного религиозного мышления и понимания. Первый вопрос здесь, в этой главе был - о работе, об отрешении в работе от плодов деятельности, о том, что работать необходимо всем и всегда, дабы человек мог в себе опереться на это Мнение Бога и не совершал тех ошибок, за которыми последуют кармические реакции неизбежно, дабы невежество в столь важных вопросах не возвращало лишний раз в колесо сансары, чтобы духовное продвижение и материалистов и духовных людей не тормозило. Далее Бог собирается поведать Арджуне о причинах работы, о знании, работнике, о разуме, решимости, о счастье в зависимости от гунн материальной природы... Умея здесь мыслить и видеть правильно, человек наиболее точно поймет свое место в материально мире, увидит Бога и работу Божественных энергий повсеместно, сможет расширить свои знания и направить их на медитацию на Всевышнего, обо всем мыслить через Бога и Божественное присутствие.
КОММЕНТAРИЙ: Человек, который сознает Кришну и действует, памятуя о своих взаимоотношениях с Кришной, всегда находится в освобожденном состоянии. Поэтому после смерти ему не придется наслаждаться результатами своей деятельности или страдать из-за них.
БОГ: Памятование о Боге Кришне дает преданному Сам Бог Кришна и только вследствие старательного, долгого и полного преданного служения. Но надо понимать, что в материальном мире не существует и не существовало для живых существ любой ступени материального и духовного развития освобождения от материального мира. Бог связывает здесь живые существа непременно материальной и духовной практикой, никогда и никого не предоставляя самому себе. Все и всегда находятся под полным Управлением Бога. В материальном мире Бог для каждого использует все возможные инструменты материального мира для развития каждого. Никто просто так здесь не прохлаждается. Всем и каждому Бог дает свои роли и игры, всем и каждому Бог дает страдания и преодоления, всем и каждому Бог дает путь очищения от кармических долгов, всем и каждому надо Волею Бога развивать качества высокого материального и духовного порядка, без чего выйти на духовный план невозможно никому. Так что вопрос об освобождении есть лишь благие пожелания преданных самим себе. Не существует такого ни в материальном мире, ни на духовном плане. Но все это есть путь к Богу, путь высокого духовного развития, путь преданного служения, что есть изначальный План Бога Кришны на Свое Творение.
ТЕКСТ 13
панчаитани маха-бахо
каранани нибодха ме
санкхйе кританте проктани
сиддхайе сарва-карманам
панча - пять; этани - эти; маха-бахо - о могучерукий; каранани - причины; нибодха - узнай; ме - от Меня; санкхйе - в Веданте; крита-анте - в заключение; проктани - сказаны; сиддхайе - для совершенства; сарва - всех; карманам - деяний.
О могучерукий Aрджуна, согласно Веданте, за любым действием стоит пять причин. Услышь же о них от Меня.
БОГ: правильный перевод. Точный перевод: "13.О, Сильнорукий, теперь услышь от Меня о пяти следующих причинах, о которых говорится в заключении Веданты и которые необходимы для успешного выполнения любой работы.". В материальном мире сознание человека, не отягощенного совершенными духовными знаниями, таково, что едва отличает сущность живого существа, свое я от материи, проявляя себя именно в условиях материи несколько неотъемлемо от нее, как бы автоматически, с ней сливаясь, в нее входя, как в свое продолжение естественное, что свойственно на любой ступени животного уровня. Но в теле человека, тем более на пути к Богу становится крайне необходимым будить сознание живого существа такого высокого уровня, как человек, дабы вычленить из хаоса чувств и пониманий саму душу, ее "индивидуальность", ее личную причастность ко всему, во что она внедряется через тело и чувства, дабы пояснить ей великую истину, ее, по сути, непричастность ко всему, во что она вовлекается, что с ней происходит, вне ее, что делает она, на что направлен ум, как и из всего показать составляющие ее любой деятельности, вещи, от нее не зависящие никак, но причастные, их связь, взаимодействие через Великого Управляющего, Самого Бога.
Но как это вычленить? Этим и последующими стихами Бог все и раскладывает по местам, проясняя природу того, что пока миновало сознание, но имеет место изначально, таким образом наводя порядок сначала в уме, дабы душа акцентировала внимание на том, что знает, но что не выделяет в своем сознании. Душа в теле, частица Бога, непременно вовлекается в деятельность, в движение, в любое, но постоянное появление себя через тело, в котором воплощена, ибо движение есть основа жизни, жизни любой, на всех уровнях, во всех телах. Этот процесс не столь прост, не столь очевиден, не столь доступен, тем более, когда речь идет о сложном направленном движении, движении производящем, нацеленном, движении сложном. Речь идет о труде, о том, на что человек смотрит, как на событие в своей жизни банальное, почти автоматическое, где в труде не озабочен деталями, видя свое действие воедино со всеми материальными видимыми и невидимыми проявлениями, порою и не отличая себя от труда, от этого процесса, вливаясь в механизм труда его неотъемлемой деталью, не зная, какое истинное место и роль занимает, чувствуя себя лишь тогда, когда напоминает физическое тело, имеющее свойство уставать, изнашиваться, напрягаться и расслабляться. В этом русле, в этих границах человек обычно и осознает себя. Поэтому, чтобы все разложить по местам, чтобы вычленить душу и все, что есть невидимые детали деятельности, чтобы понять свое истинное положение, Бог направляет этим и следующими стихами душу в новый вид мышления, Бог начинает с труда, думая всегда о труде как о первоочередной причине материального благополучия. Желая себе это благополучие, человек всегда стремится сделать труд успешным, исполненным. Для этого есть ряд направляющих, начиная с молитв, жертвоприношений, опыта, навыков, памяти, желаний, начиная с обозримых человеческих возможностей. Но Бог предлагает посмотреть иначе, посмотреть на составляющие труда, ибо так понимающий ум позволяет достичь и значительно лучшие результаты, как и выделить составляющие труда. Эти важнейшие составляющие труда, как и любой деятельности, здесь Бог провозглашает не впервые, это древнейшие знания Вед, которые пора взять за основу мышления. Об этих составляющих в следующем стихе.
КОММЕНТAРИЙ: Резонно спросить: Если всякое действие должно иметь какие-то последствия, то что имеется в виду, когда говорится, что человек, сознающий Кришну, не наслаждается и не страдает, пожиная плоды своего труда?
БОГ: В стихе нет речи о действии живого существа, а о РАБОТЕ, о ее выполнении. Также не говорится о последствии выполнения работы, а о тех причинах, благодаря которым эта работа совершается и притом успешно. Также, комментируя тексты, данные Богом Кришной человеку, нельзя употреблять такие выражения, как: "Резонно спросить". У кого это собирается комментатор резонно спрашивать? Здесь, в такой постановке вопроса есть элемент оскорбления Бога Кришны. Надо контролировать себя, когда пишешь тексты, как святое писание. Заданный вопрос комментатора: "Если всякое действие должно иметь какие-то последствия, то что имеется в виду, когда говорится, что человек, сознающий Кришну, не наслаждается и не страдает, пожиная плоды своего труда?" - не имеет никакого отношения к тексту 13. Это просто произвольные рассуждения комментатора, навеянные его невежеством или устал комментировать и абы чем заполняет комментарии. Но ему отвечает Сам Бог. Но это уже к тексту стиха не имеет отношение. Да, если говорить о действии, не обязательно работе, то оно, любое действие, есть Воля и План Бога, от простейших действий до работы, до всех проявлений человека, до всех мыслительных процессов, до всех входящих в человека энергий, до всех его эмоциональных состояний, до всех его чувств, всех его восприятий, всех его побуждений, всех его малейших движений души - все есть действия, логические, последовательные, взаимосвязанные, которые в человеке инициирует Бог, Управляя человеком, полностью, таким образом, до мгновения заполняя душу ее существованием в материальном мире и осознанием себя через действие. Все такого рода действия есть Управление Бога Кришны каждым живым существом, и все имеет последствие в виде других автоматических действий, произрастающих энергетически из предыдущих по абсолютным законам развития, что в итоге есть путь материального преимущественно развития в материальном мире, на котором будет строиться в теле человека его духовное развитие, выражающееся и закрепляющееся в качествах живого существа, имеющих плавающий характер, ибо и качества каждое мгновение через все уровни действий корректируются Богом и подводятся в условиях материального мира к божественному стандарту, имеющему некоторый диапазон проявлений, где у каждого есть свой радиус качеств, но все вмещаются именно в тот регулируемый Богом стандарт, который и выводит живые существа на духовный план, и там также идет развитие, но более тонким и более духовном и направленным на Бога Кришну путем. Это о том, что такое действие и его последствие. Это наслаивание и приобретение качеств, и тут же идет их очистка и переход на новую более высокую фазу духовного преимущественно развития. Также, то, что преданный не наслаждается и не страдает, пожиная плоды своего труда, то это не так. Полностью отрешен от плодов Своего труда только Бог Кришна. А преданные непременно получают свою толику эмоций. Они далеко не бесчувственные и далеко не готовы по качествам, чтобы не реагировать на плоды труда никак. Идо реакцию Бог дает каждому и прямо и опосредственно, поскольку это и есть путь развития в материальном мире, и Бог Знает все уязвимые места преданных, где плоды труда задевают так, что мало не покажется никому. Но Бог так работает с преданным, что в таких отрешениях от плодов своей деятельности преданные натыкаются на вещи абсолютно неожиданные и непременно устремляют свой вопросительный взгляд к Богу и, хотят или нет, но не могут оторвать от Бога свой взгляд, пока Бог не поможет им в той или иной ситуации, связанной с плодами их любой деятельности. И наслаждается преданный не столько плодами, сколько теми откровениями, которые получает от Бога именно вследствие того, что посвящает плоды труда Всевышнему, и это становится долгой и непростой нормой или путем долгих преодолений, где уже работа Бога над преданным становится столь видной и ясной и далеко не всегда понятной, что преданный постоянно устремлен мыслью к Богу за разъяснениям новой и новой ситуации... Поэтому, нет такого, чтобы преданный полностью не зависел от плодов своего труда или был от плодов отрешен. Он просто через такое старание отрешения входит в такую связь с Богом на этой почве, что его развитие становится неминуемым и достаточно успешным. Такова абсолютная работа Бога над преданными Бога Кришны через те инструменты Бога Кришны в материальном мире, сотворенные Богом, которые работают над человеком и его развитием подспудно, так, что человек, придерживаясь рекомендаций Бога и выполняя Указания Бога, развивается так, как не видит или не может в себе проследить, ибо идет выход на Бога самый прямой, и этот контакт развивает человека вне его мыслительного осознания, вне его понимания, почти незаметно для человека, но и необратимо, что открывает ему врата на духовный план и он понятия не имеет, за что, за какие качества и в чем он преуспел...
Отвечая на этот вопрос, Господь ссылается на философию Веданты. Он говорит, что всякая деятельность определяется пятью факторами, которые необходимо учитывать, чтобы достичь в ней успеха.
БОГ: Надо понимать, что человек далеко не всегда задумывается о том, что же представляет из себя работа, о ее составляющих причинах, при каких условиях она может быть исполнена и какими силами. Этот вопрос видится в материальном мире достаточно понятным и не требующим особого внимания, но, тем не менее, этот вопрос есть достаточно важный и, не понимая сути работы, что движет человеком и чем она вообще обусловлена, невозможно не только правильно ее исполнять, но и увидеть за всем стоящего Бога. Поэтому Бог как бы разбирает процесс работы и ее компоненты по частям и Указывает, как и в какой последовательности вообще работа может начинаться, собственно исполняться, что побуждает к работе, что движет работником, место человека в этом процессе, ибо невозможно быть или считать понимающим работу тому, кто все считает естественным, самим собой разумеющимся, упрощая и работу и свое к ней отношение и не очень при этом и осознавая, что все человеку в любой работе дает только и единственно Бог; и Бог указывает шаг за шагом, что дается и что принимается человеком, что в результате должно правильно организовывать мыслительный процесс человека, делая его не только достаточно усердным в работе, но и всегда понимающим, что у него из необходимого имеется, а что надо еще заработать у Бога, молясь и прося Бога постоянно, ибо без этого труд становится непродуктивным, не дает желаемый результат, который ожидает человек; и в некотором роде работа считается не только не благоприятной, но и греховной деятельностью, поскольку не учитывает стоящего и всем Управляющего и все дающего Бога.
Санкхйа - это древо знания, а Веданта - его вершина, что признают все великие ачарьи. Даже Шанкара толкует слово санкхйа как веданта. Поэтому так важно обращаться к этому авторитетному источнику.
БОГ: В современном мире веданта есть неавторитетные знания, запрещены Богом Кришной, ссылка на них в современном мире в комментариях к Бхагавад-Гите не поддерживается Богом Кришной.
Высшая власть принадлежит Сверхдуше, о чем говорится в "Бхагавад-гите": сарвасйа чахам хриди саннивиштах.
БОГ: Сверхдуши не существует. В каждом живом существе, как и во всем творении Бога присутствует Сам Бог Кришна Своим полным целым.
Сверхдуша занимает каждое живое существо деятельностью, напоминая ему о его действиях в прошлом. И действия, совершенные по указанию Сверхдуши, не имеют никаких последствий ни в этой жизни, ни в будущей.
БОГ: В теле каждого живого существа присутствует не некая сверхдуша, а Сам Бог Кришна. Что касается того, что человек, действуя по Указанию Бога в себе, не имеет никаких для себя последствий, то это, конечно, далеко не так. И будучи в человеке, даже преданном, Бог всегда будет его искушать и давать те ему Указания, над которыми все же надо подумать. Но и даже если они видятся подходящими, то и тогда они могут вовлечь человека в те проявления качеств, которые могут повлечь и страдания и карму для следующего рождения. Преданный никогда не может знать, на какой ступени своего материального и духовного развития он стоит и что на него планирует Бог, и какие еще долги надо Богу отдавать. Поэтому единственное, что ему может помочь, это только старательное долгое и полное преданное служение. А следование в себе Указаниям Бога ни есть гарантия, что человек еще не обольется слезами. Но эти слезы, которые мотивировал Бог, есть самые очищающие или полезные для преданного и его развития.
Место действия [тело], исполнитель, органы чувств, разнообразные усилия и, наконец, Сверхдуша - все это пять составляющих любого поступка.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "14.Место действия (тело), также исполнитель (душа), различные виды чувств, также различные отдельные устремления и пятый здесь - Бог.". Речь в стихе не о некотором действии или поступке, а все же о работе. Следует хотя бы понять, что без перечисленных пяти причин никакой вид деятельности невозможен, даже без одной причины, даже самый простейший. И шагу не ступить. Еще следует понять, что это не плод ума человека, а знания Святых Писаний, точные, абсолютные, важнейшие, направленные на то, чтобы рассеять тьму в своем сознании, для осознания вещей крайне важных и в этом свете увидеть свою роль, выделив себя из всего, как одну из причин. Все пять причин не во власти человека, ему не подчиняются, от него не зависят. Что же это за причины? Высшее место расположения - речь идет только о теле. Без тела - в материальном мире никак, никуда. Тело - это инструмент Бога, соединяющий душу и материальный мир. Тело есть то, через что душа может себя проявить, через что может воздействовать, вступать в связи и отношения, осознать свои силы, входить в материальные игры и роли, наслаждаться, достигать цель, осознавать Божественные уроки и извлекать, приобретать опыт и знания, развиваться. Без тела в материальном мире никакая деятельность невозможна, невероятна, немыслима. Человек должен знать, что без тела в нем не появится и причина действовать. Вроде бы очевидный факт, но человек об этом никогда особо не задумывается, не отделяет в своем сознании душу от тела, принимает себя за тело автоматически, не выделяя свою духовную извечную сущность, саму душу, что делать мыслящему и разумному крайне необходимо, ибо иначе и не уловить свою вечную связь с Богом и на самом деле непричастность к миру материальных отношений, который дается каждому Богом лишь на время для развития средствами материальными тех качеств, которые и откроют впоследствии врата к Богу на духовный план. Таким образом, следующий исполнитель здесь душа, духовная сущность, воплощенная в теле. Душа присутствует во всех живых существах, движущихся и неподвижных, видимых и не видимых. Душа - то, через что имеет смысл оживлять тело. Без души Бог, присутствуя в любом биологическом соединении, не одушевляет его. Без души и нет признаков жизни, нет движения, нет и труда, что, опять же имеет отношение не только к человеку, но и животному миру. Само бытие есть организованный Богом труд своей ступени, куда входит и защита, и совокупление, и сон, и добыча пищи, и присмотр и воспитание своего уровня детенышей, взаимные связи и отношения... Таким образом, душа - немалый участник любой деятельности, непременный, берущий на себя ответственность, ибо именно с таким условием Бог воплощает в тело и дает понимание личного здесь присутствия и управления, и до поры такое понимание приемлемо. Но начиная с высоких человеческих ступеней человек должен знать, ЧТО обуславливает любое его направленное и ненаправленное действие, что необходимо, чтобы вообще это действие, а тем более работа произошла. Здесь речь не идет об успехе работы и последующих материальных благах, а об успехе действия, чтобы его факт состоялся, каким бы ни был результат, положительным или отрицательным с материальной точки зрения. Бог раскладывает здесь по полочкам непременные присутствующие составляющие. Это - тело, это - душа... Но и не все. Смотрим далее. Различные виды чувств... Тело само по себе не более, чем футляр для души, достаточно удобный, хорошо и индивидуально подобранный, гибкий, соответствующий условиям материального мира... Но без органов чувств... Крайняя обуза для души. Поэтому наделен органами чувств, чтобы видеть, слышать, общаться, реагировать на внешние материальные раздражители, вовлекаться через них в деятельность, что возможно только через мыслительный процесс своего уровня. Сам мыслительный процесс, память, опыт, умение анализировать, выбирать, предпочитать, ставить перед собой цель, планировать, испытывать зависть, гнев, разочарование, надежду, обиду, прочие внутренние движущие к деятельности рычаги - все это Сам Бог, здесь приведенный, как пятый, непременное составляющее любой деятельности любого живого существа. Все внутренние чувства, все мысли, все знания даются Богом, как и иллюзорные энергии, дающее понимание самости, личностного участия, вовлекающие в игры и роли воспитывающего порядка, сами энергии всех уровней и непременно жизненная сила - все Бог, дающий и различные отдельные устремления, индивидуально, по ступени развития, через мыслительный процесс, на основании уже развитых, приобретенных качеств и опыта. Так мыслить и понимать надо, дабы навести порядок в своей голове, не сваливая все в одну кучу, но разбираться, что от тебя, а что и нет, а фактически понять, что все не от тебя, ты лишь душа, как и он, как и другой, как и любое живое существо в материальном мире, абсолютно подчинен, зависим, ведом. А потому свой труд посвящать тому, Кто за всем стоит, Кто до тебя этот труд изобрел, Кто имеет на него и на тебя в нем планы. Не твой успех, не твои плоды, не твоя слава. Всем по праву распоряжается Бог. Ты же идешь на поводу иллюзорных энергий, цепей материального мира, привязанный, зависимый, распоряжающийся условно, претендующий... Правильное понимание даст начало пути к освобождению от уз материального мира, самой работы, привнесут мир, погрузят в состояние без страданий при прочих равных со всеми условиями. Увидев, как обстоит все на самом деле, увидев и свое место, осознав себя душой, частицей Бога, подчиненной Богу, начав здесь правильно мыслить, выделив себя и Божье из любой деятельности, ты точно духовно повзрослеешь, с этого понимания откроются и другие, пока закрытые для тебя врата знаний и пониманий. Это знание таково, что становится твоим качеством неотъемлемым, твоим убеждением, естественным состоянием. Отсюда и путь к успеху в духовной реализации и к отречению, что есть лучшее желание всех йогов, куда направлены все духовные практики и многие годы преданного служения. За это состояние борются аскезами, добродетелью, жертвоприношениями, изучением Вед. Надо начинать с этой точки мыслить, видеть, понимать себя и всегда на труд смотреть и видеть его, как Божественное вечное участие и присутствие даже в малом... Такая медитация открывает лучшие врата.
КОММЕНТAРИЙ: Слово адхиштханам относится к телу. Душа, находящаяся в теле, действует, поэтому ее называют карта ("совершающая действия").
БОГ: В данном стихе речь идет о том, какие существуют причины, посредством которых работа может совершаться и причем успешно. Поэтому карта здесь имеет значение того, кто исполняет (работу), кто есть работник. Это сам человек. О нем речь. Он входит в пять причин, через которые работа может быть ВЫПОЛНЕНА. Правильно или нет - другой вопрос. Выполнение работы здесь обозначается успехом. Ибо все пять причин потенциально обусловливают выполнение работы с погрешностями или нет. В любом случае эти пять причин при выполнении работы присутствуют. Эти пять причин в материально мире вообще люди никогда не рассматривают, не понимают, что они все даны Богом и обуславливают процесс работы от начала до его завершения. Но это понимание делает человека немного более разумным и видящим вещи, как они есть на самом деле; и таким образом человек немного упорядочивает свой мыслительный процесс, раскладывает в нем все по полкам и понимает, какое место в работе, по сути, он занимает сам и Кто за всем процессом работы стоит. Т.е. надо понять. В данном тексте Личность Бога Указывает на пять причин, которые необходимы для успешного проведения работы. На самом деле Высшая Причина для успешного выполнения работы есть Сам Бог, Высочайшая Личность Бога, это первая и главная или основополагающая и непременная Высшая Причина. Все остальное, четыре составляющие успешного выполнения работы дает Бог. 1.Поэтому следует считать, что Личность Бога есть Абсолютно главенствующая Причина в любой работе. И потому непременно перед выполнением работы надо молиться Богу, просить Бога помочь и непременно по окончании работы за какой-то период следует Верховную Божественную Личность Благодарить словами: Благодарю Тебя, о Верховная Личность Бога или Будь Милостив, о, Всевышний, помоги мне в труде моем, дай силы и дай понимания, будь Милостив. Вот эти две молитвы выборочно непременно надо употреблять в начале и при окончании любого труда на уровне мысли в своем внутреннем процессе, не обязательно становясь на колени, ибо работа происходит в общественном месте, и не все люди это могут правильно понимать. Молиться в себе должны и преданные Бога Кришны, занятые карма-йогой, т.е. посвящающие плоды труда Богу Кришне, также и те, кто относится к другому религиозному направлению на данный период и те, кто вообще не считает себя верующим. Несомненно, такие неверующие люди должны осознавать, что такое понимание себя есть величайший грех, и это непременно скажется и на процессе работы и вообще на том, что человек и захочет работать, но Бог ему не даст, или на результатах и слабом материальном вознаграждении так, что человек не сможет сводить концы с концами. Поэтому молиться надо постоянно, как правило, никогда не пропуская, осознавая, что ты всегда перед Лицом Бога, и Бог на это смотрит очень и очень серьезно. 2.Далее, составляющей, причиной любого труда является место действия. Здесь речь может идти о теле человека. Понятно, что без тела живое существо представляет собой энергетическую субстанцию, не обладающую необходимыми компонентами, чтобы проявлять себя в материальном мире. Эта энергия, называемая душой, не может работать с для нее несколько инородной энергией. Тело здесь обеспечивает и контакт и как бы усилия, ибо в материальном теле Бог дает и жизненные силы, чтобы входить в этот контакт с материальным миром, каким бы он ни был, включая саму работу. 3.Далее, душа. В стихе она названа исполнителем. Но это для Арджуны и его ступени материального и духовного развития. На самом деле, душа - недвижима, полностью Управляема Богом, в теле - это есть обучаемая энергия и, собственно, все, включая труд, и устроено для обучения. Поэтому работа может производиться только Богом, но непременно в присутствии души, которая входит или Милостью Бога, работой Бога как бы врастает в тело, становясь на некоторый период к нему привязанной, которая, душа, опять же Волею Бога получает через иллюзорные энергии Бога понимание, что сама управляет телом, сама в нем выполняет работу, и это обуславливает таким образом для души как бы очень приближенное к реальности состояние работы и восприятия самого процесса работы, как и любой другой деятельности. В таком случае, идя на поводу своего эго или своего "я", человек активизируется Богом и воспринимает весь процесс труда, как личные и неотъемлемые от человека усилия, хотя на самом деле все делает Бог, входя в душу, и в ней все выполняя Лично, но строго исходя из ступени развития души, ее качеств, желаний и кармы человека, как и с учетом того, чтобы в процессе труда душа могла и идти по пути преодолений и не только закрепляла свои качества, но и углубляла и расширяла мыслительный процесс, как и приобретала новые качества, которые через данную работу и планировал Всевышний. Т.е. душа присутствует в теле, чтобы через него развиваться в процессе деятельности, в которую может быть и вовлечена Богом через тело и чувства тела.
4.Таким образом, чувства тела, помимо механических возможностей тела, есть также непременная причина любого труда, причина, данная Богом. Человек непременно пользуется органами чувств, чтобы воспринимать, видеть, слышать, осязать, входить в контакт, пользоваться речью, вкусом, воспринимать, осмысливать, осознавать. Бог также дает душе все внутренние чувства, такие, как гнев, зависть, тревожность, сомнения, неудовлетворение, удовлетворение, радость. 5.Также причиной работы непременно являются поставленные цели или различные отдельные устремления, связанные с работой, делающие процесс направленным, необходимым, важным, слаженным. Но всеми этими причинами: и душой в теле, и чувствами тела, и самим телом и направлением устремлений всех и каждого и степенью этих устремлений полностью Управляет Бог, сосредотачивая мысль, охватывая мыслительным процессом весь объем работы и его этапы, давая чувства, управляя руками, ногами, взглядом, постоянно держа в определенном направление внимание, сосредотачивая, акцентируя внимание на одном или другом, устанавливая акценты и приоритеты. Все эти причины и от Бога и Сам Бог, и Воля Бога. Это надо понимать, это видеть, осознавать, что не просто выполняется самое простой действие. Все в Одних Руках Бога, все делается и для поддержания тела человека, для, собственно, жизни, и непременно для развития человека в его работе. Другие живые существа точно также управляются в своей деятельности своего уровня, и так развивают свой мыслительный процесс и поднимаются по своим ступеням материального развития. Ничего в материальном мире ни на каком уровне не бездействует, и ничего не может проявлять себя без Божественного присутствия.
О том, что душа обладает знанием и действует, сказано в шрути: эша хи драшта спрашта (Прашна-упанишад, 4.9). Это подтверждается в "Веданта-сутре": джно 'та эва (2.3.18) и карта шастрартхаваттват (2.3.33).
БОГ: Всеми действиями души при выполнении работы Управляет Личность Бога, исходя из Воли и Плана Бога на развитие человека, и также напоминая человеку в процессе его работы его опыт, знания, навыки, необходимые ему присущие качества, давая речь согласно его ступени материального и духовного развития, давая реакции согласно также его ступени материального и духовного развития, давая память, давая терпение, давая и постоянно себя проявлять в тех частях работы, где нужно развить качества, которые развить наметил Бог в человеке именно через этот труд. Поэтому и знает душа, и действует душа только под Управлением Бога в любой своей деятельности и тем более выполняя ту или иную работу. Веданта-сутра, Упанишады - неавторитетные Писания. Запрещены к изучению преданными Богом Кришной в современном мире.
Орудиями действия являются органы чувств. С их помощью душа действует. Каждое действие требует определенных усилий. Однако в конечном счете все действия человека зависят от воли Сверхдуши, которая пребывает в сердце каждого живого существа как его друг.
БОГ: Во время исполнения работы все чувства человеку, все реакции, все понимания, весь мыслительный процесс, все проявления дает человеку только Бог Кришна; через чувства Сам Бог Кришна Управляет человеком в рабочем процессе, Сам Бог дает человеку и ошибаться и преодолевать, таким образом наращивая опыт в человеке, делая его в работе знающим, понимающим, мыслящим более точно и последовательно, достаточно активно себя проявляющим и берущим на себя ответственность.
Верховный Господь - высшая причина. Поэтому тот, кто действует в сознании Кришны под руководством Сверхдуши, естественно, не запутывается в последствиях своих поступков.
БОГ: Еще как запутываются... Но Бог помогает преданным через долгое старательное и полное преданное служение. Другого пути к Богу Кришне нет.
Человек, полностью сознающий Кришну, в конечном счете не отвечает за совершенные им действия. Все зависит от высшей воли - Сверхдуши, Верховной Личности Бога.
БОГ: Полностью осознавать Бога Кришну невозможно, только в свою человеческую меру. Также, человек - не совершенное живое существо, не может быть безгрешным, ибо никогда не может точно знать, что можно делать и что нельзя, ибо не обладает такими высоко-духовными Знаниями, и потому всегда есть, от чего его очищать или всегда для него есть и в материальном мире и на духовном плане последствия его греховной деятельности. Сверхдуши не существует. Есть Воля Бога на человека, и эта Воля направлена всегда на материальное и духовное развитие человека и в материальном мире и на духовном плане.
Всякое действие, правильное или неправильное, которое человек совершает телом, умом или речью, определяется этими пятью причинами.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "15.Человек начинает работу посредством тела, речи и ума и исполняет ее правильно или нет этими пятью его причинами.". Несомненно, если спросить человека, что прежде всего вовлекается в деятельность в самом начале работы, то он может указать на многие непременные составляющие, способствующие началу его деятельности. Суть вопроса, однако, в том, что люди, как правило, об этом не задумываются, ибо процесс деятельности кажется достаточно естественным и... Что даст такое вычленение составляющих начала процесса любого труда? В материальном мире, в материальном воззрении - ничего, излишняя констатация очевидного. Но на самом деле такое видение дает многие плюсы религиозному человеку, видящему, Кто за всем стоит, Кто ведет, начинающему хоть отсюда осознавать Божественный над собой труд, порядок, осознавать Бога и самого себя, как духовную сущность, вовлеченную Богом в деятельность отнюдь не стихийно, не без плана, не без предоставления непременных возможностей, без которых и не приступить к работе и не совершить ее. Поэтому из всех возможных составляющих, посредством которых работа может быть начата, Бог выделяет, по крайней мере, три - тело, речь и ум. Тело есть носитель души в материальном мире, передвигает, ориентирует, дает душе обозреть, услышать, ощутить... Речь выводит на контакт, дает возможность общения, ум - оценивает, соизмеряет, планирует, призывает на помощь память и знания, опыт, сноровку, наработанные качества, ум выстраивает необходимый диалог, поднимает вопросы касательно работы, нацеливает на определенный вид деятельности. А если вспомнить и саму духовную сущность, берущую на себя Волею Бога бразды правления телом и чувствами, и стоящего за всем Бога, Высшего Управляющего, то мы получает все пять причин, посредством которых работа и будет начата и исполняться в свою меру в зависимости от опыта, накопленных знаний, старания, качеств, т.е. правильно или нет, но всегда успешно, ибо будет производиться, исполняться. Такой несложный расклад в уме крайне необходим человеку, есть порядок в его знаниях, есть понимание Божественного присутствия и управления, есть выделение и себя из материального мира, как духовной сущности, действующей не по собственному почину, не вследствие единства с мудрой природой, но видящей вещи, как они есть на самом деле, отличающей себя от своего ума, своего тела, своей памяти и знаний, видящей здесь себя третьей составляющей, реальной: Бог, тело со всеми его возможностями и духовная сущность. Также, приступая к работе, человек, зная свое положение, будет постоянно видеть, как, по причине чего работа может быть начата, реально исполнена. Вовлекается тело, ум оценивает и планирует, речь ведет на контакты, ибо работа в материальном мире - вещь общественная, связывающая, требующая диалог всегда. Иное понимание - увы, хоть и доминирующее в материальном мире, но есть проявление невежества. Об этом в следующем стихе.
КОММЕНТAРИЙ: Очень важными в данном стихе являются слова "правильное" и "неправильное". Правильной называют деятельность, согласованную с указаниями священных писаний, а неправильной - ту, что противоречит им. Однако любое действие может быть доведено до конца только при наличии названных выше пяти факторов.
БОГ: Нет. Слова о правильном исполнении работы или неправильном никак не имеют отношение к тому, следует ли человек указаниям Святого Писания. Эти стихи в основном предназначены для людей материальных и речь идет о том, чтобы дать им понимание касательно их работы в материальном мире, чтобы они увидели некоторые составляющие этой работы и понимали, что не все так просто. Поэтому, речь идет о том, что человек в своей работе может совершать ошибки, иметь изъяны, может выполнить работу и успешно и средне и отлично. Но как бы он ее не выполнил, он всегда выполняет ее пятью указанными причинами, но привлекаются всегда тело человека, его ум и речь, ими работа начинается. Привлекаются они Богом Кришной для начала любой работы любым человеком. Но человек это должен увидеть. Надо понимать, что, помимо причин работы, которые очень хорошо следует осознать и принять, как и запомнить и иметь ввиду, выполняя любую работу, также есть и то, с чего начинается обычно работа человека в материальном мире. 1.Непременно на месте, обозначенном работой, надо использовать тело. Без тела - нет работы, нет действия. Необходимо тело и все, чем это тело Богом наделено. Это органы чувств и сопровождающие внутренние энергии или чувства. 2.Речь, как правило, может быть и озвученной, обращенной к другому человеку или письменной. Речь - это важный фактор на любой работе. Без речи работник не может начать работу на должном уровне. Но если работа физическая, то такая речь все же присутствует внутри человека, как речевое мыслительное обозрение труда и постановки конкретной цели и задачи, когда работник мыслью говорит себе: Мне надо сделать... - и обозначает с Богом в себе направление, объем, приоритеты, возможности, временной промежуток. 3.В любом случае и для любого оформления труда, - громко речевым проявлением или письменным, или мыслительным, - требуется сам ум. Ум дается человеку Богом, речевой процесс в том или ином виде - дается Богом через ум, также тело и все чувства даются человеку Богом. Т.е. и здесь процесс труда начинается с Трех составляющих и непременно выполняется Пятью причинами, указанными Богом в ст.14. Эти знания непременно надо усвоить, их иметь ввиду, именно через них осознавать присутствие Бога в любой деятельности человека, увидеть, что Бог - Высшая и Изначальная Причина любого труда, любой, даже самой незначительной деятельности или движения человека. Все исходит от Бога.
Поэтому того, кто считает себя единственным исполнителем действий и не учитывает этих пяти факторов, нельзя назвать человеком разумным, способным видеть вещи такими, как они есть.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "16.Поэтому, в этой связи, тот, кто в работе исполнителем видит лишь себя из-за неразвитого ума, он глупец и не видит.". На самом деле человек не глупец, а невежествен. Но всему свое время. Материальный мир на то и создан, чтобы развивать качества человека высокого материального и духовного порядка и мыслительный процесс, которые в свое время и откроют врата на путь преданного служения. И только на этом пути Бог просветит человека и даст ему необходимые духовные знания, через призму которых он поймет свое положение перед Богом и то, какую цель на него имеет Творец, как и разберется с вопросом, как он выполняет работу, через что и Кем Управляем. Т.е. увидит тот, кому пора, кому Бог даст преданное служение, кому Бог даст и совершенные знания. Но незнание о том, Кто стоит за процессом труда, Кто обуславливает труд не избавляет от последствий греховной деятельности. Непременно, как только человек видит причиной труда себя, как только человек считает себя тем, кто распоряжается плодами любой работы, он тотчас объявлен тем, кто занят запрещенной работой или любой деятельностью. Плоды такого невежества непременно страдание, то, что и будет помогать человеку обращать свой взгляд к Богу. В таком случае Бог поведет человека по пути развития качеств, даст ему возможность в колесе сансары развивать эти качества до уровня достаточного, чтобы вовлечь человека в путь преданного служения. И только путь преданного служения через совершенные духовные знания и духовную практику поднимет человека на тот уровень материального и духовного развития, где человек непременно увидит за всем стоящего Бога, осознает, Кто дает ему труд, осознает, Кому принадлежат плоды труда; и только в таком случае Бог даст человеку желание отрекаться от плодов любой своей деятельности и таким образом переведет на рельсы карма-йоги, что есть разрешенный труд, который посвящается Богу и ведет по пути уменьшения страданий. Другого выхода из пути страданий и преодолений в материальном мире нет и не может быть. Поэтому, непременно, человек должен все же просить Бога помочь, стараться в Боге, изучать в свою меру Слово Бога, сотрудничать с Богом и начинать посвящать свой труд Богу.
КОММЕНТAРИЙ: Глупец и невежда не понимает, что Сверхдуша, находясь в его сердце, направляет все его действия.
БОГ: Если человек не видит Бога Кришну в себе, не знает, что полностью Управляем Богом Кришной, то это означает, что еще не пришло его время так мыслить и видеть. Он стоит на своей ступени материального и духовного развития и не может пока мыслить теми религиозными знаниями, которыми мыслят преданные Бога Кришны. Это надо понимать. Но этот путь преданного служения и постижения Святых Писаний для каждого в материальном мире неминуем. Но дело пока стоит за качествами человека и развитым мыслительным процессом. На это и направлен труд Бога в материальном мире над каждым.
Хотя место, деятель, усилия и органы чувств являются вещественными причинами всякого действия, его высшая причина - это Сверхдуша, Личность Бога. Поэтому мы должны видеть не только четыре материальные причины, но высшую действенную причину всего происходящего. Тот, кто не видит Всевышнего, считает себя единственным исполнителем всех действий. Такой человек неразумен.
БОГ: неточно сказано. Следует повторить. Пять причин для выполнения работы: тело, душа, чувства, цель, Бог Кришна; Работа начинается с : тела, речи, ума. Поэтому, здесь, в стихах 14 и 15 гл.18 фигурируют числа 5 и 3. В этих приделах и надо комментировать. Также, сверхдушу забыли. Ее не существует. Можно говорить только о присутствующем в телах живых существ Боге Кришне, как Высшем Управляющем. Вообще надо понимать, что материальный мир, вовлекая в материальные игры и роли, только и занят, фактически, тем, что развивает ум человека, его разум, качества, внутреннее восприятие, подготавливая его уровень ментальности к той ступени, где все в человеке будет готово для восприятия знаний более высокого уровня, имеющих отнюдь не земное происхождение, не добываемое эмпирическим путем, не получаемые вследствие индивидуального материального опыта. Речь идет о знаниях духовного уровня, спускаемых на Землю Божественным путем, привносимым в сознание только через путь религиозный, точнее, через практику преданного служения, аскетизм, добродетель, изучение Святых Писаний, которые увенчиваются откровением Вед, Совершенными духовными знаниями. Эти знания не могут стать достоянием материального ума, ума, не подготовленного духовной практикой. Не обладая такими знаниями, человек мыслит на основании того, что приобрел в материальном мире через материальную практику и иначе не может. Как Бог на его ступени дает - так и берет, через это и мыслит, этим и оперирует. Такой материалист понимает себя как не участника своего труда, а непосредственную причину. Не может как-то разложить процесс труда на составляющие, не может точно определить, чем начинает свою деятельность или заканчивает, не может отделить себя от тела, ума, чувств, своего опыта, своих качеств, да и не видит в этом смысл, не может такое понимание, будучи нерелигиозным, к чему либо приложить, не может за это знание себя и восхвалить... Ему это до поры и не надо. Бог акцентирует его внимание на вещах более понятных, приближенных к его пониманию, на цели труда, на опыте, на плодах деятельности, планирует с ним, распоряжается, дает ошибки, дает поиски, ведет к совершенству. Все работает на качества и опыт, на поддержание тела, на материальные ценности. И только тогда, когда человек в труде развивает добродетель, смирение, чистоту помыслов, ответственность, требовательность к себе, скрупулезность, когда качества достаточно высоки, когда человек начинает наслаждаться любым трудом, только тогда Бог начинает эти качества через религиозный путь и духовные знания корректировать в направлении совершенства, непривязанности, посвящения Богу... Здесь приходит тот момент, когда человеку уже пора посмотреть на себя, как на духовную сущность, увидеть свое истинное положение в труде, свою роль, понять, кто есть на самом деле производящий, кто исполняет и какая доля в исполнении труда причитается и ему самому. Все в свое время. Все - только Волею Бога, все только вследствие приобретения необходимых качеств, все только через религию. Поэтому не следует материальному человеку на эти вещи открывать особо глаза, ибо, будучи не подготовленным, он не придаст значение этим откровениям, ничто из этого не извлечет и никак не применит. Все в свое время.