108. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 17. ТЕКСТ 4-10.
ТЕКСТ 4
йаджанте саттвика деван
йакша-ракшамси раджасах
претан бхута-ганамш чанйе
йаджанте тамаса джанах
йаджанте - поклоняются; саттвиках - те, кто в гуне благости; деван - полубогам; йакша-ракшамси - демонам; раджасах - те, кто находится в гуне страсти; претан - духам умерших; бхута-ганан - привидениям; ча - и; анйе - другие; йаджанте - поклоняются; тамасах - те, кто в гуне невежества; джанах - люди.
Люди в гуне благости поклоняются полубогам, те, кто находится в гуне страсти, поклоняются демонам, а люди в гуне невежества поклоняются духам усопших.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: "4.Те, кто в гунне добродетели, поклоняются полубогам. Те, кто в гунне страсти, поклоняются демонам. Также другие поклоняются умершим и призракам, люди в гунне тьмы.". Надо знать, что этот стих был предназначен для людей времен Арджуны. Напрямую Богу Кришне поклонялись далеко немногие. Преимущественно Бог Разрешал поклоняться Себе опосредствованно, через некие могущественные мистические живые существа, называемые полубогами. На самом деле их никогда не существовало. Но эти образы были необходимы, чтобы люди шли религиозным путем, соблюдали религиозные предписания, всегда понимали себя, как зависимых, подчиненных живых существ, соблюдали перед Высшими Силами смирение, приносили жертвоприношения, непременно занимались добродетелью и аскетическим образом жизни и таким образом Волею Бога готовили себя по своим качествам к поклонению непосредственно Богу Кришне в свое время. Точно также, во времена Арджуны люди, стоящие на низких ступенях материального и духовного развития, обязаны были вести религиозный образ жизни. В таком случае Бог поддерживал их религиозные чувства через поклонение известным мифическим могущественным живым существам, которые подходили как бы по своим проявлениям и качествам для религиозного им поклонения людей низкой ступени материального развития. Точно также, Бог Кришна поддерживал религиозный настрой тех людей в обществе, которые стояли на самых парвых ступенях матераильного развития, под влиянием начальной гунны невежества, называемой гуной тьмы, давая им поклонение Себе через поклонение умершим преимущественно.
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе Верховный Господь говорит о разных формах поклонения в их внешнем проявлении. В писаниях сказано, что единственным объектом поклонения является Верховная Личность Бога, но те, кто не знает предписаний шастр или не следует им, избирают другие объекты поклонения, в зависимости от того, под влиянием каких гун они находятся.
БОГ: Никогда человек сам себе не выбирает объекты поклонения. Этот вопрос относительно каждого верующего решает только Личность Бога в соответствии с кармой человека, его качествами, ступенью материального и духовного развития и в зависимости от того, под влиянием какой преимущественной гунны природы он находится. Также это зависит от Плана Бога на развитие человека в данном рождении или в данный период его жизни.
Люди в гуне благости, как правило, почитают полубогов: Брахму, Шиву и других, таких как Индра, Чандра или бог Солнца. Люди в гуне благости поклоняются какому-либо полубогу, преследуя определенную цель.
БОГ: Это так можно было считать во времена Арджуны. В современном мире такие поклонения могут считаться в гунне невежества. Современный человек должен понимать, что не существует полубогов, это ведический вымысел; только поклонение непосредственно Богу Кришне есть высочайший религиозный путь, выше которого в материальном мире не существует и который дается Богом Кришной человеку только под влиянием развитой гунны благости.
Подобно этому, те, кто находится под влиянием гуны страсти, поклоняются демонам.
БОГ: В современном мире люди, находящиеся в гунне страсти, не поклоняются никаким мифическим несуществующим демоническим живым существам, но Самому Богу Кришне через разные религиозные конфессии.
Я помню, как во время второй мировой войны один человек в Калькутте поклонялся Гитлеру, потому что нажил на войне огромное состояние, занимаясь махинациями на черном рынке.
БОГ: поклонения материальным людям не есть религиозное поклонение, не поддерживается Богом Кришной, также наказывается, включая поклонение святым, их мощам, поклонение мощам царских семей, как и запрещена из иконизация.
Люди в гунах страсти и невежества обычно боготворят какую-нибудь великую личность. Они считают, что любому человеку можно поклоняться как Богу и достичь тех же результатов.
БОГ: Нет. Невозможно, запрещено поклоняться человеку, как Богу. Это наказуемая греховная деятельность. Но если Бог дает человеку такое поклонение, то надо знать, что этот человек стоит на самой низкой ступени материального и духовного развития, находится под преимущественным влиянием гунны тьмы.
В этом стихе ясно сказано, что люди в гуне страсти сами создают себе богов и поклоняются им, а те, кто находится в гуне невежества, или тьмы, поклоняются духам умерших.
БОГ: Никто и никогда не может создавать себе богов. Для древних этот религиозный путь был сотворен Богом и поддерживался Богом Кришной согласно низкой ступени материального и духовного развития человека. В современном мире человек в гунне страсти поклоняется Богу Кришне опосредствовано, через те конфессии, которые существуют и признаны государством Волею и Планом Бога Кришны. В гунне тьмы в современном мире люди поклоняются преимущественно духам или могущественным живым существам, непроявленным, находящимся за пределами чувств человека, которые как бы управляют жизнедеятельностью человека и обеспечивают ее всем необходимым.
Некоторые из них проводят свои обряды у каких-нибудь могил. Всевозможные обряды, связанные с сексом, также относятся к гуне невежества.
Бог: Это уже речь идет о сектах, временных религиозных объединениях, сотворенных Богом Кришной, которые направлены и на поддержание веры человека и на его наказание, в связи с его прегрешениями в религиозном направлении в прошлых рождениях.
В глухих индийских деревнях можно найти людей, которые поклоняются привидениям. Мы видели, как в Индии невежественные люди иногда отправляются в лес, чтобы поклониться и принести жертвы какому-то дереву, про которое идет молва, что в нем живет дух.
БОГ: Есть в современном мире такие отсталые народы, которые еще не могут быть признанны цивилизованным обществом и пока находятся на почти начальных ступенях человеческого существования. Им их религию дает и поддерживает Бог Кришна, направляя их на поклонение разным духам, которые они могут видеть как материализованными в неживой природе. Люди поклоняются камням, скалам, рекам, местности, некоторым животным, птицам, изваяниям, деревьям, некоторым растениям, обожествляют людей и поклоняются им... Надо понимать, что все в теле человека начинают свой религиозный путь именно с поклонений тому, что за пределами чувств, часто обозначая это как дух, рузумное, могущественное, всепроникающее, все знающее, помогающее и карающее живое существо. Отсюда жертвоприношения, отсюда поклонения, отсюда состояние зависимости, отсюда упование и надежды, отсюда и молитвы и укрепдление веры; и таким образом Бог Кришна строит в человеке фундамент для более высокой веры, но в свое время под влиянием более прогрессивной гунны природы.
Все эти люди на самом деле поклоняются не Богу. Поклоняться Богу могут только те, кто находится на духовном уровне, уровне чистой благости вне влияния материальных гун.
БОГ: Все религии и направления веры даются Богом Кришной, как и всеми плодами религиозного пути и поклонения Управляет Личность Бога Кришны. Поэтому надо быть разумным и понимать, что прямо или косвенно, но все религии направлены на Бога Кришну, Управляются Богом Кришной, и Сам Бог Кришна решает вопрос о поднятии человека по ступеням религиозного развития вверх. Но непосредственно Богу Кришне люди поклоняются уже в пути преданного служения, как в материальном мире, так и на духовном плане.
В "Шримад-Бхагаватам" (4.3.23) сказано: саттвам вишуддхам васудева-шабдитам - "На уровне чистой благости человек поклоняется Васудеве". Иными словами, только тот, кто полностью очистился и, выйдя из-под влияния материальных гун, достиг трансцендентного уровня, может поклоняться Верховной Личности Бога.
БОГ: "Шримад-Бхагаватам" - неавторитетное писание и ссылаться на него запрещено. Также, имя Бога Васудева, которое используется в ныне неавторитетных ведах, запрещено к употреблению в современном материальном мире. Бога современным преданным надо знать сугубо под именем БОГ КРИШНА. Также, человек никогда, на какой бы ступени материального и духовного развития ни находился, не может ни в матераильном мире, ни на духовном плане быть на уровне чистой благости. Это состояние только Бога Кришны, как ЧИСТОГО ДУХА. Также, никогда человек ни в материально мире, ни на духовном плане не может полностью очиститься от материальных качеств, как и никогда не может достичь духовного или трансцендентного уровня. Это уровень только Личности Бога Кришны.
Имперсоналисты, которые, как принято считать, находятся в гуне благости, поклоняются пяти богам. Они поклоняются безличной форме Вишну в материальном мире, которую называют философской концепцией Вишну. Вишну - это воплощение Верховной Личности Бога, но, так как имперсоналисты на самом деле не верят в Верховную Личность Бога, они считают Вишну одним из аспектов безличного Брахмана, а Господа Брахму - проявлением безличного Брахмана в материальной гуне страсти.
БОГ: Мнения персоналистов и кому они поклоняются - никому не должно быть интересно. Все это пестрое религиозное направление обеспечивает Бог тем, кому еще рано начинать путь преданного служения Богу Кришне, но и возвращать на ступени материального существования и наслаждения чувств материальным миром уже нельзя. Это те, кто у подножия преданного служения. Их великое и разнообразное множество, и все находятся в своих мыслительных спекуляциях и философских поисках Бога и своего места в материальном мире или пути выхода из него. Все они обязаны преодолеть в себе это брожение, пока Волею Бога Кришны не устанут от долгих и бесплодных поисков такой религии, которая ни в чем не утруждает и ни к чему не обязывает, и в итоге примут, наконец, путь именно преданного служения, как единственно верный и тот, которому нет и не может быть в материальном мире никакой альтернативы.
Поэтому иногда имперсоналисты поклоняются пяти богам, но, поскольку они думают, что высшим аспектом Aбсолютной Истины является безличный Брахман, в конечном счете они отказываются от поклонения кому бы то ни было.
БОГ: Когда надо будет, Бог в мгновение направит всех ищущих Бога к Себе. Всему свое время. Пусть делают себе установки, пусть в этом видят свой путь и решение, пусть полагают, что что-то в этом направлении зависит от них... Бог Кришна Знает, кому, когда и в какой мере помочь определиться с религиозным направлением и через что это сделать. Также, невозмжно, Бог Кришна не даст, поклоняться пяти богам и находиться в гунне благости. Также, не существует Бога Вишну, как и не существует безличной формы Бога Кришны, не существует Вишну, как воплощения Бога Кришны, также, не существует Брахмы и не существует безличного брахмана. Все это забыли, как и забыли старые веды. Они свое отработали и в современном мире эти знания неавторитетны и губительны для преданного и преданного служения.
В заключение остается сказать, что очиститься от оскверняющего влияния гун материальной природы можно только благодаря общению с людьми, находящимися вне сферы их действия.
БОГ: Нет, конечно. Ни в каком вопросе религиозного (да и материального направления) нельзя уповать на людей. Это крайне бессмысленно. Освобождает и только в свою меру от иллюзорных энергий материального мира только Бог Кришна и только в свое время через путь преданного служения Богу Кришне. Также, не существует в материальном мире ни одного человека, который был бы полностью свободен от иллюзорных энергий Бога Кришны. Эти энергии имеют развивающий характер, никогда не оставляют человека ни в материальном мире ни на духовном плане, но их воздействие на человека с ростом духовных качеств или в процессе одухотворения перестраивается так, что человек оказывается под преимущественным воздействием гунны благости, в то время, как гунна страсти и невежества идет на убыль существенно, но и никогда все же человека не покидает, ибо в своем развитии человеку есть еще что познавать и есть еще, что надо сильно хотеть.
ТЕКСТЫ 5 - 6
ашастра-вихитам гхорам
тапйанте йе тапо джанах
дамбхаханкара-самйуктах
кама-рага-баланвитах
каршайантах шарира-стхам
бхута-грамам ачетасах
мам чаивантах шарира-стхам
тан виддхй асура-нишчайан
ашастра - тем, о чем не сказано в писаниях; вихитам - установленную; гхорам - вредную для других; тапйанте - совершают; йе - которые; тапах - аскезу; джанах - люди; дамбха - из гордости; аханкара - и эгоизма; самйуктах - вовлеченные; кама - вожделением; рага - и привязанностью; бала - силой; анвитах - наделенные; каршайантах - истязающие; шарира-стхам - находящихся в теле; бхута-грамам - совокупность материальных элементов; ачетасах - обладающие ущербным разумом; мам - Меня; ча - также; эва - безусловно; антах - внутри; шарира-стхам - находящегося в теле; тан - тех; виддхи - знай; асура-нишчайан - демонов.
Тех, кто совершает суровую аскезу, не рекомендованную в священных писаниях, делая это из гордости или эгоизма, тех, кем движет вожделение и привязанность, кто по глупости истязает свое материальное тело и находящуюся в нем Сверхдушу, называют демонами.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "5-6.Те люди, которые проходят через ужасную, неупомянутую в шастрах тапасью, вовлекаясь в исполнение ее из гордости или ложного эго, побуждаемые страстными желаниями, привязанностью и силой, которые, имея ошибочное мышление, пытают материальное тело, а также Меня, расположенного внутри тела, такие люди, знай, несомненно, демоны.".
КОММЕНТAРИЙ: Есть люди, которые совершают аскезу, не рекомендованную в священных писаниях.
БОГ: Есть аскезы, которые человек начинает налагать на себя, исполнять не в соответствии с указаниями Святых Писаний, а как бы человеком придуманные или заимствованные у других йогов. Но всегда надо понимать, что все виды аскез или воздержаний, все обеты, человеку на уровне мыслительного процесса дает Сам Бог Кришна, как бы ни показалось, что он их придумал. Ибо Бог дает человеку желание духовно развиваться или совершенствоваться, дает ему поиск, чтобы это начать осуществлять, дает убежденность, состояние внутренней необходимости и готовности, дает уверенность в результате, дает понимание, что человек осилит, дает мыслительный процесс человеку, дает решительность, твердость и само желание эти аскезы исполнять надлежащим образом. Но к таким аскезам надо всегда относиться разумно, не навредить своему телу, в рамках того, что вообще позволительно в материальном мире, чувствуя, какие аскезы Бог может не благословить или они греховны. Каждому аскезы Бог дает по его качествам, по ступени материального и духовного развития, и они направляются Богом Кришной на то индивидуальное развитие, на то воздержание или претерпевание, которое и отвечает Плану Бога на развитие человека. Также надо понимать, что плодами аскетического образа жизни распоряжается только Личность Бога Кришны. Сам человек не сможет как-то или увидеть результат и насладиться им, или увидит, но ничего не сможет из него сам извлечь. Но если человек очень желает претерпевать ради Бога Кришны аскезы, то самое лучшее просить этот путь у Бога Кришны, и Бог даст эти аскезы естественным или как бы насильственным путем, но это будет тот путь, который принесет человеку реальную помощь в развитии и матераильных и духовных качеств, ибо Бог абсолютно Знает, через что и как можно провести человека, чтобы развить в нем высокие духовные и матераильные качества, угодные Богу и благоприятные для самого человека.
Например, в писаниях ни слова не говорится о голодании ради достижения каких-то внешних, например политических, целей.
БОГ: Любые претерпевания в материальном мире дает только Личность Бога. Эти претерпевания могут иметь и чисто материальные и чисто духовные причины для человека, но любое претерпевание работает на качества человека, на его выносливость, терпение, смирение, неприхотливость и пр. И эти плоды всякой аскезы, любого воздержания или результат протеста в материально мире Бог непременно направит в свое время на то, чтобы дать человеку путь преданного служения, ибо невозможно прийти на путь преданного служения уже в материальном мире, не пройдя свои испытания по своей причине или навязанные как бы условным материальным миром. Но и за теми и за другими причинами, надо знать, стоит только Личность Бога Кришны, использующая все возможности и причины материального мира, чтобы подготавливать человека к пути преданного служения в свое время.
Писания рекомендуют поститься во имя духовного совершенствования, а не для достижения политических или социальных целей.
БОГ: Да, любые Писания обязаны ориентировать человека только на те аскезы, которые посвящаются Богу Кришне. Но, по сути, эти подготовления к развитию высоких духовных качеств идут и в материальном мире также материальными средствами добровольного и принудительного порядка, где человек настолько может быть ограничен в той или иной жизни в материальных средствах, что поневоле ему придется вести простой образ жизни и не привлекаться многими наслаждениями материального мира, жертвуя и малые излишки денег на свою семью, на детей и престарелых, на болезни, на обучение, на помощь близким и себе в особых или непредвиденных ситуациях. Когда такие периоды ограничений бывают достаточно долгими, человек, приспособившись к постоянной нужде, привыкая к ней в условиях материального существования, начинает уповать на Бога Кришну, видя помощь Бога постоянно, становится неприхотливым в любой жизни, как и терпеливым, как и разумным в своих тратах, как и бережливым, как и понимающим других людей, как и добродетельным и помогающим тем, кому не просто... Это и есть те плоды, цены которым нет и быть не может. Именно такие качества есть, являются определяющими и при подступах к преданному служению, и в преданном служении, и за пределами матераильного существования, ибо Бог от Своих слуг требует выносливости, разумности, терпения, доброты, смирения, умения не претендовать и не устремляться к наслаждениям материального мира...
Согласно "Бхагавад-гите", те, кто совершает подобную аскезу, относятся к категории демонических людей.
БОГ: Во времена Арджуны можно было делить людей на демонических и имеющих божественную природу. Но в современном мире это деление непозволительно, ибо все перед Богом равны, все одинаково идут по пути материального и духовного развития, всех и каждого ведет Бог и через чисто материальное существование и через путь религии. Везде Бог работает над Своим творением, и всех Бог поднимает только вверх и средствами материального мира и через путь преданного служения. И если человек совершает добровольную или принудительную аскезу, имея материальные причины, то такова Воля Бога Кришны. Бог и материальное и религиозное существование в материальном мире употребляет для развития качеств человека с целью поднять его на тот уровень материального и духовного развития, который выводит человека на путь преданного служения и далее на духовный план. Сам человек себе аскезы не устраивает и сам их не преодолевает. Он просто ведом Богом, Управляем Богом. Он не демон и не был им.
Их действия противоречат предписаниям шастр и никому не приносят блага.
БОГ: Шастры забыли. Это были писания древних. Они свое отработали. В современном мире надо изучать преданным Новые Святые Писания. Такова Воля Бога Кришны. Также, нет ничего в материальном мире, что бы не было в итоге употреблено во благо человеку. Работа Бога в материальном мире абсолютна. И если человек Волею Бога проходит те или иные материальные пути воздержаний или запретов, то эти пути даны ему не просто так и не обязательно по карме, но потому, что надо использовать все средства матераильного мира для того, чтобы развивать человека, его качества, делать более устойчивым к посулам матераильного мира и более терпеливым на уровне и тела, и чувств. Отсюда принудительные аскезы разного рода. И их проходят в материальном мире в свое время все, в своем направлении, и все извлекают в итоге те качества, которые и планировал Бог Кришна и которые будут употреблены в пути преданного служения в свое время.
В действительности такими людьми движет гордость, ложный эгоизм, вожделение и привязанность к материальным удовольствиям.
БОГ: Это дело Бога Кришны. Бог Знает, кто и чем движим. Всем основания и цель, как и смысл, по ступени материального и духовного развития дает Бог. Эти люди полностью Управляемы Богом Кришной. Преданным Бога Кришны надо думать о себе и о своем преданном служении. Остальные люди пусть их не волнуют. Кого надо будет подключить к их воспитанию и развитию, тех Бог Кришна и подключит в свое время.
Такое самоистязание не только причиняет вред телу, состоящему из материальных элементов, но и доставляет беспокойство находящейся в нем Верховной Личности Бога.
БОГ: Нет, конечно. Никто не может своей аскезой любого порядка побеспокоить Бога Кришну, присутствующего в его теле или в телах других людей. Так было сказано для древних с целью их сориентировать на те аскезы, которые предписаны в ведах.
Политические голодовки, безусловно, причиняют много беспокойств окружающим. В Ведах ничего не говорится о таких методах. Люди с демоническим складом ума думают, что подобными методами они вынудят противника уступить их требованиям, но порой такие голодовки заканчиваются смертельным исходом.
БОГ: Эти вопросы о политических голодовках вообще не должны рассматриваться на страницах Святого Писания. Это дела материальных людей, имеющих не религиозные причины, а чисто материальные. Но, тем не менее, и здесь можно также говорить о Воле и Плане Бога на развитие человека. Все события в матераильном мире можно использовать для развития качеств человека высокого материального и духовного порядка. Воздерживаясь от еды, имея в себе материальную причину, человек, тем не менее, Волею Бога учится усмирять свою плоть, свои интересы, свои потребности, как и развивает волю, терпение, выносливость... все это будет Богом употреблено в свое время в пути преданного служения. Никто сам себе не дает установки, не дает себе решимость таким образом себя ограничивать. Все это дает человеку Бог, как и великую надежду на то, что его материальная идея будет осуществлена или подержана или его услышат...
Господь не одобряет подобные действия и называет тех, кто прибегает к таким методам, демонами.
БОГ: Бог не может одобрять или не одобрять. Бог работает со Своим творением и ведет его по ступеням материального и духовного развития. И здесь все средства Бог использует непременно, чтобы достичь именно Божественную цель на Свое творение. Бог в каждом исходит из его качеств, его пониманий, его желаний, и все качества, как греховные, так и праведные, непременно использует для того, чтобы помочь человеку достичь уровень преданного служения. У Бога нет такого, чтобы Бог осуждал Свое творение или одобрял или входил с ним в отношения. Бог работает над всеми абсолютно отрешенно, полностью оценивая все качества, степень вовлечения ими в те или иные материальные игры и роли, оценивает весь мыслительный процесс человека, все его сомнения, убеждения, причины... Все это есть то, из чего и будет формироваться карма человека. Но при всем этом Бог работает на то, чтобы при любых качествах, в любом окружении, при любых обстоятельствах человек развивал качества высокого духовного порядка всеми средствами материального мира.
Действуя подобным образом, они оскорбляют Верховную Личность Бога, ибо их действия противоречат указаниям ведических писаний.
БОГ: Человек в материальном мире, материальный человек, как правило, не может знать веды и следовать им, как и не может знать Писания современных конфессий, если он еще не религиозен или находится на достаточно низких ступенях веры. Такие люди проявляют материальные преимущественно качества, и мотивом их поведения могут быть материальные события, как и материальные устремления. Неизучение, незнание ими Святых Писаний обусловлено их ступенью материального и духовного развития, как и их качествами. Это ни есть оскорбление Личности Бога. Люди грешат вследствие своего невежества и благодаря своим качествам невысокого порядка. Поэтому у Бога с ними разговор ни как с верующими и преданными Бога Кришны, а как с материальными людьми, обладающими низкими качествами, которые и провоцируют на греховные деяния. В таком случае речь может идти о последствиях кармической (материальной) деятельности, об отдаче долгов перед Богом в колесе сансары средствами преимущественно материального мира, т.е. через путь страданий и преодолений. Далее, в колесе сансары Бог поднимает постепенно человека вверх в его материальном и духовном развитии и помогает ему таким образом достичь качества высокого духовного порядка, как и материального, и которые уже Волею Бога выводят человека на путь преданного служения и затем за пределы материального существования на духовный план. С преданных Бога Кришны, обязанных изучать Святое Писание, как Слово Бога, Бог Кришна и будет спрашивать, как с тех, кто по своей ступени развития уже обязан следовать Слову Бога однозначно.
Людей, действующих таким образом, нельзя назвать вполне нормальными. В связи с этим особого внимания заслуживает слово ачетасах. Здравомыслящие люди должны следовать предписаниям Вед. Но люди не вполне здравомыслящие пренебрегают ими и сами придумывают для себя обеты и покаяния.
БОГ: Ничего человек не может делать, что называется, по своей воле или причине. Все в нем совершает Бог, и всему есть Высочайшее Божественное основание, направленное изначально на развитие творения, как бы все внешне не выглядело и для кого бы не выглядело. Осуждать материальный мир не следует и тем над ним возвышаться. Если люди голодают и принимают такую аскезы из-за своих политических целей, то это есть их путь, их качества, их неотъемлемое на данный период проявление. Они учатся Богом. Ибо они так отстаивают нравстенность, справедилвость, проявляют терпение, смирение тем, что именно на себя направляют воздержание от еды, а не действуют через убийство и насилие. Все это как бы качества материального мира, но рукой подать отсюда до качеств высоко духовных, тех, которые и открывают врата к преданному служению. Поэтому, даже будучи нерелигиозными, такие люди уже готовят свои качества, уже стараются перед Богом, уже поддерживаются Богом, и в свое время им будет легче проявлять твердость и в преданном служении и в любой проблеме на пути ко Всевышнему. Также, там, где человек грешит мыслью, словом, делом, там присутствует Бог Кришна, все видящий, все Знающий, всем Управляющий, Высшая Истина, Тот, Кто абсолютно Знает Свое творение. Бог Знает все причины любого отклонения ума и деяний от праведности и Бог Знает, как помочь человеку, если он проявляет качества низкого материального и духовного порядка. На то и колесо сансары, чтобы исправлять, на то и пути преодолений, на то, если надо, и Уроки Бога, и Наставления Бога, и материальная практика самого разного направления. Никто в материальном мире материальными играми не заиграется, всему приходит и середина и конец. А далее - неизменно все идут к Богу. Осознанно, твердо, терпеливо, высокодуховно, старательно и необратимо.
Необходимо всегда помнить об участи людей с демоническим складом ума, описанной в предыдущей главе.
БОГ: Демонический склад ума есть ступень развития человека, его самые начальные ступени в теле человека. Эти ступени невозможно перешагнуть, их надо пройти, ибо они также есть плоды его развития в тот период, когда душа была в животных формах жизни и эти качества ей помогали выжить. В теле человека живое существо обязано Волею Бога все из них, этих качеств, необходимое извлечь, проработать их с Богом в плане отказа от них через путь страданий и преодолений, и только тогда Бог поднимает человека на более высокую ступень материального и духовного развития.
Господь помещает их в утробы демонических женщин. В результате они жизнь за жизнью вынуждены оставаться демонами, лишенными знания о своих отношениях с Верховной Личностью Бога.
БОГ: Нет такого. Это домысел. Каждое живое существо получает родителей от Бога согласно его карме, качествам и Плану Бога на его развития. Качества у родителей могут быть разными. Но это не демоны. Это люди своей ступени развития с соответствующими им качествами и тоже находятся в пути развития. И родители и дети Богом подбираются так, что и низкими качествами и добродетельными качествами они помогают друг другу в пути материального и духовного развития. У Бога все качества задействуются для развития человека, как положительные, так и отрицательные. Бог абсолютно работает над Своим творением и ведет его так, что все только поднимаются вверх.
Однако, если таким людям посчастливится встретить на своем пути духовного учителя, который поведет их дорогой ведической мудрости, они смогут избавиться от своих заблуждений и в конце концов достичь высшей цели.
БОГ: Людям на низких ступенях развития еще далеко до пути преданного служения и, как правило, Бог не оранизует им встречи с преданными, ибо прежде надо наработать добродетельные качества и выйти из тех качеств, которые потенциально предвещают великие греховные деяния. Человек пока идет, ведомый Богом, через многие материальные практики и опыт, чекрез пути страданий и преодолений и начинает как бы устремляться проявлять качества более высокого уровня, для чего Бог Кришна создает необходимые условия, встречи, события, разного рода обстоятельства, сопровождая добродетель человека поощряющими благостными энергиями, чувством радости и мира в себе, таким образом также привязывая человека к более высокому и добродетельному проявлению себя, которое в свое время и будет закреплено на ступенях преданного служения.
Даже пища, которую предпочитают разные люди, делится на три вида в соответствии с тремя гунами материальной природы. То же самое относится к жертвоприношениям, аскезе (тапасье) и благотворительной деятельности. Сейчас услышь от Меня о различиях между ними.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: "7.Также пища, которую предпочитают люди, делится на три вида в зависимости от трех гунн материальной природы. Это же относится к жертвоприношениям, тапасье и благотворительности. Выслушай же, в чем их различие.".
КОММЕНТAРИЙ: Гуны материальной природы определяют различия в пище людей, в их жертвоприношениях, аскезе, которую они совершают, и благотворительной деятельности. Далеко не все формы жертвоприношений, аскез и т.д. равноценны. Тот, кто способен анализировать и определять, к каким гунам природы относятся различные поступки, является мудрым человеком.
БОГ: В современном мире пища у людей, находящихся под преимущественным влиянием разных гунн, особо сильно не отличается друг от друга. Современный мир стирает многие внешние различия и грани у людей разных ступеней развития. И человек, который находится в гунне тьмы, может питаться не хуже, чем тот, кто находится в гунне благости. Такие мерки, как те, что приведены в стихе, работали во времена Арджуны преимущественно. В современном мире никакие умственные усилия и анализы не смогут дать понимание ни о своей ступени развития, ни о ступени другого. Но некоторые указатели существуют, сотворены Богом, но не гуннами материальной природы, а Тем, Кто этими гуннами Управляет. Бог Знает, на какой ступени развития стоит человек и под какой преимущественной гуной и дает проявить себя человеку примерно так, как это и соответствует его ступени и качествам. Но со стороны это достаточно не просто увидеть в цивилизованном обществе, ну, разве что в пламенах и в образе жизни и проявления себя в отсталых народах. Но и там пища соответствует той природе, тому виду деятельности, которые только и возможны в тех местах, где такие люди живут и проходят свой материальный опыт и развитие. Что касается аскез, то и здесь достаточно не просто увидеть, какие аскезы какому уровню развития человека предназначены, ибо аскезы есть, на самом деле, проявление Воли Бога в человеке на его матераильное и духовное развитие. И Бог, доподлинно Зная все о человеке, Сам Решает, через что этот человек должен пройти и какие воздержания будут для него благоприятны и способствовать его материальному и духовному развитию. В этой связи Сам Бог дает человеку, устремленному к совершенству, желания и поддерживает эти желания заниматься теми или иными аскезами, которые или могут быть заимствованными или выглядят для человека, как им придуманные, но на самом деле их дает человеку через мыслительный процесс Бог Кришна, в нем присутствующий, как и дает возможность эти аскезы выполнять систематически и может поощрять некоторыми видами магического могущества. На какой ступени стоит такой человек и под влиянием какой преимущественной гунны - это никто, по сути, знать не может, но только Личность Бога Кришны. В современном мире многие грани многих различий существуют едва, и современного человека Бог направляет на понимание того, что не следует искать различий между людьми и пытаться выявлять, кто и на какой ступени материального и духовного развития находится, ибо эти вопросы Знает только Личность Бога. Человек же не может знать ни свою ступень развития, ни другого, да и знание этого ему бы ничего не дало в плане собственного развития, а вот распри и пренебрежение другими людьми могло бы способствовать расколу общества и процветанию враждебности, что недопустимо. Поэтому, нет и не может быть у Бога таких как бы мудрых, которые могут по еде, по аскезе или жертвоприношению понимать, под влиянием какой гунны находится другой человека, как и не сможет никото понять, на какой ступени развития стоит он сам. Каждый человек, знающий Бога Кришну, непременно должен стараться перед Богом Кришной и не грешить, что возможно только через путь преданного служения. Но тот, кто не знает Бога Кришну, такого человек ведет Сам Бог и помогает ему в круговороте сансары развивать те качества высокого материальныого и духовного уровня, которые и помогают не сильно грешить и также выводят на путь преданного служения Богу Кришне, где очищение от греховных качеств и проявлений идет достаточно активно, Волей и Планом Бога Кришны, и помогает человеку достичь того уровня материального и духовного развития, когда Бог уже может открыть ему двери на духовный план, что есть Изначальная цель Творца на Свое творение.
Те же, для кого все жертвоприношения, любая пища и благотворительность едины, лишены способности различать, и потому их называют глупцами.
БОГ: Если в современном мире человек не стремится различать по пище, по аскезе, по другим параметрам, на какой ступени своего равзвития или под влиянием какой преимущественной гунны находится другой человек или сам, но при этом старается перед Богом и переживает о своей собственной чистоте и качествах, то такой человек правильно мыслит и пригоден для пути преданного служения. В таком случает Бог поможет ему развить также необходимые качества высокого материального и духовного уровня, которые в свое время непременно откроют ему врата на путь преданного служения.
Есть проповедники, которые заявляют, что человек может делать все, что угодно, и при этом достичь совершенства. Однако эти глупые пастыри действуют вопреки указаниям священных писаний. Они придумывают собственные пути духовного развития и вводят в заблуждение простых людей.
БОГ: На самом деле, эти, так называемые глупцы, не столь далеки от истины. Именно путь через все проявления материального мира, путь, дающий опыт, понимание, развивающий память, качества человека во всех срезах жизни и во всех допустимых играх и ролях и дают человеку полное, реальное, достаточно обоснованное понимание о материальном мире, дают человеку правильное материальное мышление, уводят от мечтаний и иллюзий, помогают видеть вещи, как они есть, помогают осознать, что материальный мир не рай, что здесь есть страдания и все достается с большим трудом... Но сам себе такой путь человек не может организовать, ибо это все связано с колесом сансары, с рождением и смертью, с новыми играми и ролями, с новыми путями преодолений, с разными ситуациями и обстоятельствами, с разными родственниками, с разными встречами, разными многими желаниями и целями, что дает человеку только Личность Бога от рождения к рождению; и только так человек развивается и в своей мере совершенствуется и качествами подготавливается на путь преданного служения, подготавливается Богом Кришной разнообразием многих материальных практик и опытов, в итоге сняв себя розовые очки восприятия и понимания материального мира и готовый уже направить свои усилия на то, чтобы этот матеиальный мир через путь преданного служения оставить.