В мире существуют такие вещи, на которые можно смотреть вечно. Например, как горит огонь, как течет вода, а вот в Голливуде есть такие фильмы и сюжеты, которые любят снимать вечно, снова и снова. Взять хотя бы графа Дракулу, сколько про него снято картин? На пальцах не перечесть. И король Артур, и рыцари круглого стола, относятся к этой же категории. Казалось, что легенды о короле Артуре знает каждый ребенок, а если не знает, то слышал наверняка. И о маге-чудеснике Мерлине, и о храбром Ланселоте, и о леди Джиневре и об остальных участников круглого стола слышали все, и не раз. Сколько фильмов снято, сколько книг написано, уже и не припомнишь всех: "Первый рыцарь", "Экскалибур", "Мерлин", "Камелот", "Мерлин. Последнее волшебство" и это только самые известные картины. Что можно снять такого нового, чтобы зритель с интересом пошел в кинотеатры, видь тема и сюжет избиты со всех сторон? Однако оказалось, что даже Голливуд еще может удивить российского зрителя. Но начнем все по порядку.
Режиссер Антуан Факуа, до этого известный своим фильмом "Тренировочный день", решил отойти от традиций и представил наиболее реалистичный взгляд на короля Артура. В отличие от сказаний и легенд, Артур жил не в 14-15 веке, а аж за тысячу лет до этого. Согласно этой теории, основанной на раскопах VI века н.э., король Артур был командиром рыцарей Большой стены, пограничного укрепления, делящую всю Англии пополам. Историки чаще называют такие укрепления лимесами (в переводе с латыни - "граница"). Подобные границы, представляющие собой земляной вал или каменную стену длинною в сотни километров, существовали во многих провинциях Римской империи, часть лемисов сохранились на Дунае, на Рейне и, конечно же, в Британии.
На роль Артура (в фильме его звали Арториус) пригласили Клайва Оуэна, актера малоизвестно, как и в России, так и на Западе. Стоит заметить, что, несмотря на бюджет фильма в 120 миллионов долларов, создатели обошлись без суперзвезд, даже Кайра Найтли, тогда еще не обрела славу, ибо до премьеры Пиратов Карибского Моря было еще далеко. Артур наполовину римлянин, наполовину британец, служил в кавалерии, возглавлял отряд сарматской конницы. А что же делать? Его родителей еще в детстве убили коварные пикты (местные аборигены, наверное, предки англичан), сами римляне обленились и воевать разучились. Римская армия распустилась только и могла, что хлестать рабов и крестьян. А тут сарматы (эти, наверное, предки славян) откуда не возьмись, притащили их римляне с берегов Днепра и Дона, мол, служите, вы нам обязаны. А те служат, делать то нечего, в течение пятнадцати лет защищают римские владения от набегов пиктов.
Вот уже срок службы истек, домой пора, в просторные степи, под родное небо. Бывшие дружинники собрались за круглым столом, посмотрели, мда, ряды их поредели, грустно. Выпили, закусили, помянули, пора и собираться, в путь-дорогу. А тут приходит указ о выводе римских войск с берегов Англии, прям как гром среди ясного неба. Что же получается, пятнадцать лет зря воевали? Но это еще цветочки, чтобы получить свободу надо выполнить последний приказ: спасти ученика и любимца Римского Папы, ибо с севера надвигается войско саксов, как лавина. Вот собственно и с этого и начинается фильм.
По ходу просмотра, зритель знакомится с неприятным образом раннего христианства и первыми зачатками фашизма, понимает, что даже враги иногда становятся друзьями, наблюдает сцену ледового побоища, узнает, что происходит с предателями родины и, наконец, почему фильм называется "Король Артур"? (Арториус служит Риму, и никакого королевства у него нет!) Также мы узнаем, что легендарный Экскалибур к волшебству не имеет никакого отношения, это обычный меч, который непонятно каким образом попал в легенду. Артур, еще будучи ребенком, вытаскивает его из могилы отца, надеясь спасти свою мать. Волшебства в фильме вообще нет.
Ледовое побоище сняли отменно, дождь стрел, хруст льда, плавающая камера под водой. Все в фильме хорошо, и спецэффекты, и постановочные бои, и живописные леса, и потрясающая музыка Ганса Циммера, вот только от некоторых моментов падаешь на пол, от смеха. Объясните мне, почему пикты, несмотря на зиму (действия фильма происходит не то зимой, не то ранней весной), на холод, на снег, бегают по лесу совершенно раздетыми, в одних набедренных повязках, словно пигмеи из Папуа-Новая Гвинея? Если бы действия происходили в Африке, или на худой конец в тропиках, то я бы с этим смирился, но нет, мы имеем холодную Англию! Идем далее, как по-вашему будет выглядеть девушка, которую только что спасли из плена? Анториус, будучи благородным человеком, вытаскивает Джиневру-дикарку из подземелья, куда ее затащили священники и заживо замуровали, вместе с парочкой монахов-мазохистов. Так вот, на следующий день девушка, чудесным образом вымыла волосы (да здравствует Pantene Pro-V!) накрасила брови, облачилась в чистую новую одежду и стала настоящей моделью! Никогда не знал, что дикарки ходят как знатные дамы!
Наверно, я ошибся, магия в фильме все-таки есть! Или как еще понять тот факт, что после ухода римской армии, крепостные ворота, которые с трудом открывали солдаты, распахиваются словно по волшебству?
Говорить о неточностях исторических событий я не буду, не мне судить. Не знаю, доходила ли римская армия до Кубани, где жили сарматы, правда ли, что сарматские конники служили в римских войсках? Пусть об этом спорят историки. А вот о невыразительной игре актеров можно сказать. Особенно о постоянных приколах рыцарей круглого стола. (Сколько изголодавшихся мужчин! Не беспокойся, я не позволю им тебя изнасиловать!) Можно упомянуть о тупости вождя саксов, посылающего двести солдат за ворота, вместо того, чтобы двинуть все войско. Можно поговорить о звездах, о любви, но лучше смотрите фильм. Сами все поймете.