Сергея Сизарева я знала как автора рассказов "Банту", "Бледные ангелы" и, конечно, повести "Дамианова бездна".
Я не буду сравнивать одного автора с другими - да не в обиде будет автор! - я буду сравнивать Сергея Сизарева с Сергеем Сизаревым.
Сразу скажем, "Марсианская святая" не всегда легко воспринимается. Хорошо бы начать знакомство с творчеством автора с повести "Дамианова бездна", тем более что сюжет развивается похоже.
К сожалению, СИ - формат не позволяет выстроить таблицу, мне хотелось бы показать аналогии "Святой" и "Бездны".
Поэтому сделаем так:
"Марсианская святая" будет помечаться номером 1.
"Дамианова бездна" - номером 2.
Главный герой:
1. Сыщик Сэм Беккет.
2. Бывший спецназовец или в этом роде.
Героиня:
1. Подсадная утка - Клементина Кидонайя, она же постумная святая Клементина Сидонская, она же Саломея Неумеха.
2
. Сестра Александра.
Со -героиня:
1. "Клон возвратный" либо со скопированной личностью Пета Йагердсен,
чья информационная копия хранится, а клон воскрешается каждый раз по необходимостью старцами.
2. Умственно неполноценная жена ГГ Лиза, в которую подсаживается инфокопия сестры Александры.
Второстепенные персонажи:
Старцы - и в романе, и в повести их двое("мы с Тамарой ходим парой").
1. Павлиний Фарсидский и Альборий Элизийский.
2. Антоний и Макарий.
Чёрт в коробочке:
1. "Старик, с которым схлестнулись" - Захарий 150 - летний.
2. Дамиан, получивший бессмертие либо очень долгую жизнь от высших энергетических сущностей.
Помощница ("и нет такого, с чем бы не справилась"):
1. Глафира - Глаша келейница.
2. Аглая -Глаша келейница.
"Марсианскую святую" я перечитывала несколько раз.
"Ещё как оторвусь!" - готовился бацнуть по клавишам Любитель "Battle Angel".
В романе 'Марсианская святая' мы встречаем девушку, которая не может вспомнить своё прошлое.
Этот же сюжет лёг в основу фильма 'Боевой ангел' и известной японской манги.
Но "Марсианская святая" оказалась и сложнее, и проще уже прочитанного. Такой вот роман с чёртом в кармашке.
Попробуем этого "карманного" выловить и рассмотрим основные сюжетообразующие темы:
1. Тема человека с паранормальными способностями ( - 'Homo divinus' в 'Марсианской святой').
И в романе "Марсианская святая", и в повести "Дамианова бездна" главный герой сталкивается с необычным человеком, либо существом.
В романе мы узнаём о поточном воспроизводстве 'гомо дивинусов', вышедшем из - под контроля.
> 'Выхлоп проекта по созданию ньюменов оказался жиже, чем было заявлено, − говорил Урквин. − Способности, которые демонстрировали первые ньюмены, были заметно ниже проектных.
> Замах-то был на рубль! Если бы ньюмены получились, как задумано, их бы не уничтожили с такой лёгкостью.
А уничтожали их все, кому не лень − религиозные фанатики, ксенофобы и даже их разочарованные создатели.
> Это было избиение младенцев. Буквально. Многие погибли, будучи ещё детьми − в результате отбраковки, проводившейся по результатам сомнительных генетических тестов.
> Когда оригинальный проект, возглавляемый последователями Джона Туера, был разгромлен, а образцы ДНК Homo Divinus попали в Сеть в виде исходников, на них тут же набросилась куча мелких фирмочек, занимавшихся генной инженерией, а точнее, производством животных и растений 'по эскизам заказчика'.
> Все разом позабыли, что Джон Туер хотел подключить ньюменов − 'Новое Человечество', как он их называл − к 'полю Бога', чтобы они, расселившись по Вселенной, могли образовать живую сеть операторов Туера в этом поле и, тем самым, 'познать Бога'...
Главной заботой этих мелких конторок стало производство детей с нужными заказчику способностями.
> А способностей они насочиняли богато − тут и телекинез, и телепатия, и пирокинез, и телепортация, и целительство, и куча других фокусов' .
Это и способности к самовосстановлению, к воскрешению - регенерации тканей у других людей ("только принеси голову назад!"), либо визионерству ( -возможность предвидеть будущее, потенциальное будущее)
и пособность Саломеи Неумехи в ' Марсианской святой' распространять свою Благодать на других позволила другим, например, Пете Йагердсен, 'оставаться молодой и здоровой довольно долго,
но это всё равно не решение − рано или поздно она постареет, а однажды − умрёт'.
Саломея стала энергетическим донором для окружающих.
'Способность Саломеи к самоисцелению была направлена на неё саму, но когда она обнимала голову человека и возносила над ним молитву Господу,
случалось чудо − её Благодать разделялась поровну и половина Благодати отходила человеку.
Я назвала это Растеканием Благодати.
При таком Растекании человек как бы становился продолжением тела Саломеи, входил с ней в один приёмный контур, и способность Саломеи к самоисцелению передавалась человеку', рассказывает Клементина Кидонайя.
2. Тема воскрешения к 'постумной' жизни.
Раньше я знала только о постумных детях, или детях, родившихся уже после смерти их физического отца.
Есть такое понятие в ювенальной юстиции.
Но 'постумность' 'Марсианской святой' означает использование твоей инфокопии ( инфоснимка с мозга) для подсаживания в белковое тело.
Дважды 'постумный', трижды 'постумный' и т. д. теоретически до бесконечности с необнулённой памятью по желанию заказчика.
Уффф. Последнего не хотелось бы.
Я читала когда -то о человеке, который каждый раз после физической смерти переносился всегда в одно и то же время, он воскресал только в (определённое число) ( определённый месяц) 1939 года.
Про надвигающуюся войну - знал, все варианты судьбы, жизни и смерти - помнил, память не обнулялась.
Но изменить ничего не мог.
Вот как это объясняет Сэму Беккету Клементина Кидонайя:
'Наша церковь, Вселенская Церковь Спасения, разделяет два понятия − 'упокоение души' и 'упокоение во плоти'.
Все крупные храмы ВЦС снабжены специальной аппаратурой, которая снимает копию личности верующего во время каждой процедуры исповеди и причастия.
Эта копия хранится в центральном компьютере храма до тех пор, пока верующий не умирает.
После смерти человека копию его личности пересылают на центральный сервер ВЦС, находящийся на Земле, где эта копия ведёт загробную жизнь в виде искусственного интеллекта − общается со своими покойными родственниками и другими умершими,
и даже может связываться с нашим миром, миром живых, через специальный интерфейс.
( - Вау, мы влезли в экзистенциональную этику! Японцы придумали сюжет о девочке -психопомпе, которая передавала приветы и советы от умерших живым. - прим. автора эссе).
С дозволения Церкви, в определённых случаях, родственники покойного могут позвонить ему с обычной болталки, чтобы узнать... ну, не знаю... пароль от счёта в банке, к примеру, или когда пересаживать огурцы в грунт.
− Ого! − только и смог сказать Сэм.
− Такое упокоение души − совершенно бесплатное и доступно всем прихожанам, − продолжила объяснять помощница.
− Но есть ещё один вид упокоения, которого удостаиваются только избранные, за особые заслуги перед Церковью. Это 'упокоение во плоти'.
Для него уже нужна специализированная аппаратура, которая стоит только в самых крупных храмах.
При таком упокоении снимается не только копия разума человека, но и копия его телесной оболочки.
Обычно это делается, как можно раньше, пока тело ещё молодое.
После смерти, по решению Экзархии, такой человек может быть восстановлен из цифровой копии, то есть, воскрешён, если говорить церковными терминами, чтобы прожить в нашем мире ещё одну жизнь на благо Церкви.
Такого человека называют [ 'постумным' ] , добавляя количество имевших место воскрешений.
Например, 'трижды постумный экзарх Марса Феокрит Сидонский'.
3. Тема Церкви и коррупции - просто именины сердца.
"− По факту, за последние десятилетия на духовников Клементины Сидонской − протопресвитеров Павлиния Фарсидского и Альбория Элизийского − поступило несколько десятков тысяч жалоб по поводу ведения ими очереди к святой.
Их обвиняют в пропускании без очереди 'блатных' − родственников, знакомых, других священников и оплативших 'пожертвование' − а также в самовольном удалении людей из списка или отодвигании их дальше по очереди.
Случается, что тяжелобольные люди, годами стоящие в очереди, не доживают до приёма у святой и умирают от своих недугов раньше, чем до них доходит черёд.
Экзархия замалчивает такие эпизоды и не реагирует на жалобы, заявляя, что Клементина не оказывает платных услуг,
и вся её деятельность − чистой воды благотворительность, так что она никому ничем не обязана, а кого, когда и в каком порядке принимать − это её личное дело".
Браво. Чистой воды благотворительность, а инициатива всегда была и будет наказуема.
4. Богословская тема, или хайдеггеровское ' бытие -к -Богу'.
Человек стремится познать Вселенную, а значит, и Бога:
'− А что если Бог сам хочет быть познанным? − спросила Фредерика со спокойной улыбкой. − Ты ведь не думал об этом?
Вспомни, Джон Туер доказал, что Творец распределён по Вселенной. Он одновременно находится в каждой её точке, то есть повсюду, везде и сразу.
Это вовсе не означает, что Творец неразумен и не осознаёт себя как личность − в этом главное отличие наших убеждений от того же пантеизма, где Бога как такового попросту нет, а есть только обожествляемые Мироздание, Вселенная или Природа.
В нашем представлении, Творец − это разумная деятельная сила, которая намеренно создала нас − людей − с вполне определённой целью.
Заметь, всё человечество сконцентрировано в одной единственной Солнечной системе, и наши детские шаги за её пределы ещё так робки, так несмелы.
Ответь мне, для чего же он создал все эти неисчислимые галактики вокруг нас,
как не для того, чтобы однажды мы расселились по ним, заполнив все земли, что нам уготованы?
'Придите и владейте', обращается он к нам, 'я жду'.
Ну... Слово дело бысть и пора закругляться.
Думаю, что "Марсианская святая" будет интересна любителям и эзотерики, и фантастики.
Ведь стоит задуматься - если развивать свои паранормальные способности, то за счёт каких резервов или ресурсов?
Саломея Неумеха обладала уникальной способностью к самовосстановлению и воскрешению других, но сама признавала себя глупой.
А если эти способности будут развиваться за счёт твоего Разума? Я не случайно пишу слово Разум с большой буквы.
Интересно, как героиня рассаказывает Сэму, чем она расплатилась - она "потеряла лицо", как говорят японцы:
− Я еле упросила, чтобы её перестали убирать в ящик и сделали моей компаньонкой, − сказала Фредерика. − Пета влилась в мой план на абсолютно добровольной основе.
Благодаря её участию в данном расследовании, в Экзархии расслабились и даже разрешили нанять детектива со стороны.
Они ждали, что Пета уберёт тебя, Сэм, по завершению расследования.
− Только зачем был нужен обмен лицами?
− Идея обмена лицами лежала на поверхности. То, что уже было сделано со мной однажды, можно было сделать снова.
Как я уже говорила, это была ловля на живца. Захарий очень осторожен и скрытен, эдакий ветеран-параноик.
Он повёлся бы только на свою 'госпожу', то есть на меня. Но вот беда − за ворота Экзархии меня бы не выпустили.
Поэтому мы поменялись с Петой лицами, и она стала играть мою роль. Коррекции подверглись даже наши голосовые связки − кроме лиц мы обменялись ещё и голосами.
До этого момента, все тридцать лет мы тренировались так, чтобы наши фигуры стали идентичными.
Я подкачалась, Пета похудела. Меня мы вытянули до её роста на шведской стенке.
Это было непросто − Благодать защищала это тело от изменений, но со временем мы придумали, как обходить эту защиту.
Мы научились ходить одинаково, говорить одинаково, одеваться одинаково и носить одинаковые причёски.
Я посвятила Пету во все свои тайны, обучила церковным таинствам и ведению службы.
В моё отсутствие она должна была стать моей полной копией.
И всё лишь для того, чтобы после обмена лиц никто ничего не заподозрил.
Они отрезали у меня лицо и пришили его Саломее. Моё воскрешённое тело с отрезанным лицом выкинули в космос'.
'Единственная причина, по которой Саломея согласилась играть роль Клементины на пару со мной, это её вера в собственное служение, в свой скромный подвиг перед Богом.
Пока Саломея была сестрой милосердия, её учили, что 'лишь смерть прекратит служенье'.
Когда же она поняла, что не может умереть, то спросила меня, что происходит со служением, если даже смерть недоступна?
Я ответила ей другой цитатой − 'даже после смерти я служу'.
Как и все святые, чьи мощи после их смерти работают на благо верующих здесь, в земном мире, а сами святые на небесах молят Бога за весь род человеческий, так и мы не оборвём служения'.
Мне кажется, что автор немного увлёкся с "ищейкой" Петой Йагердсен и её рукой -"пушкой" - здесь я хочу сказать "Не верю!"
Сюжет прочитанного романа интересен, но, мне кажется, автор "Марсианскую святую" несколько перегрузил.
Хотелось бы увидеть в "Марсианской святой" ту стройность и законченность замысла, как это было в "Дамиановой бездне".
Но я желаю Сергею успехов в дальнейшей работе, ибо интересно есть!